Презентация на тему "мцыри". Презентация История создания поэмы М.Ю

На изучение поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" я отвожу 4 часа. Урок "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом" является третьим в теме. В течение урока решаются следующие задачи: дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мцыри – романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом.

Задачи урока Дать характеристику Мцыри. Проникнуть в замысел автора. Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Тезаурус Образ в литературе – Романтизм – Романтический герой - х удожественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном. о браз героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить её (у активных романтиков). х удожественный метод, утверждающий безгра-ничные возможности активной личности, способной подняться над действительностью и переделать мир. Герои беспокойны, страстны, неукротимы.

…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В.Г.Белинский

Почему Лермонтов не даёт подробного описания жизни Мцыри в монастыре?

В чём смысл жизни у монахов у Мцыри

Какова цель побега Мцыри? Что значит для Мцыри быть свободным? На какие вопросы Мцыри пытается ответить во время побега? С какими интонациями в голосе Мцыри описывает увиденную природу?

Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с грузинкой?

Сколько глав в поэме посвящено эпизоду встречи с барсом? Какое место занимает в поэме данный эпизод?

Почему, по-вашему, девятнадцатая глава короче, чем остальные? Итак, третий день свободы Мцыри. Какие события пережил он за эти дни? Какие чувства испытал? Сравните 22 и 11 главы. Как изменилось восприятие Мцыри? С помощью каких средств автор показывает, что у героя осталось мало сил?

Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви?

Почему Мцыри можно назвать романтическим героем? Как вы понимаете, что такое романтическая поэма?

Сравните высказывание И.Андронникова о М.Ю.Лермонтове с высказыванием В.Г.Белинского о Мцыри (эпиграф к уроку). Обоснуйте своё мнение строчками поэмы. « И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом…»

«Мцыри – любимый идеал Лермонтова. В нём лермонтовская гордость, избранность сердца и чуткость к миру, способность слышать и видеть его; лермонтовский страстный поиск пути. В нём – лермонтовская обречённость». Е.И.Анненкова

О чём ещё заставила задуматься вас поэма Лермонтова «Мцыри»? Какие вопросы вы задали бы Мцыри, если бы вам представилась такая возможность?

Домашнее задание: Подготовиться к сочинению по поэме «Образ Мцыри» или «Картины природы в создании образа героя поэмы «Мцыри». Жизнь Лермонтова, как и героя его поэмы, была коротка. Чем, по-вашему, измеряется ценность жизни? – письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Презентация была подготовлена к открытому уроку по теме : «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (Отработка элементов анализа художественного произведения). Основная задача этой презентации - показать необычную, мужественную, свободолюбивую натуру главного героя, заставить ребят прочувствовать позицию автора, его отношение к своему герою, раскрыть лермонтовское понимание идеального героя, учить решать проблемные вопросы. Наконец, объяснить, в чём необычная притягательность героев Лермонтова, почему произведения поэта актуальны и в наше время.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Открытый урок на тему: «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» М.Ю. Лермонтов.«Мцыри» (Отработка элементов анализа художественного текста) Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 Нефтекумского муниципального района Ставропольского края Мусакадиева Анжела Абдулаевна

Эпиграф урока: Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Г. Белинский Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока: 1. Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. 2. Отработка элементов анализа художественного текста. 3. Подготовка к сочинению по теме «Каким я вижу Мцыри?»

Основной вопрос урока: В чём загадка Мцыри?

Проблемный вопрос Может ли человек распоряжаться своей жизнью и иметь право на свободу, даже если она несет гибель?

История создания поэмы Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри

Смысл эпиграфа «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»

Жанр поэмы 1.Смысл названия поэмы «Мцыри». 2.Тема и идея произведения. 3.Сюжет и композиция поэмы. 4. Вывод.

Психологический портрет Мцыри 1.Монолог Мцыри -исповедь или диалог-спор? 2. Каково отношение автора к своему герою? 3. Проанализировать поэму и ответить на поставленные вопросы.

Бой с барсом Какие качества Мцыри проявляются в битве с барсом? Какими сравнениями подчёркивает поэт близость своего героя природе? Найдите цитаты, подтверждающие, что этот эпизод- гимн силе, мужеству.

Отношение автора к герою через описание природы 1.Что увидел Мцыри на воле? 2.Как понимают автор и его герой, что такое счастье? 3.Какими языковыми средствами раскрывается гармоничность отношений между героем и силами природы?

МОНАСТЫРЬ Мцыри упрекает Бога за то, что дал вместо Родины тюрьму - тема узничества: ограничение передвижения, надзиратели, отсутствие борьбы, отказ от любых проявлений жизни, жизнь против законов природы. Символы: река (граница жизни и смерти), рыба в христианстве символ Христа, таинства крещения). Единение с природой Имя как выражение индивидуаль-ности Родина, родной аул, отец и мать, сёстры Любовь Сражения и битвы

В чём смысл жизни В чём смысл жизни у монахов у Мцыри Идеал – покой, Самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья Испытывать радость встречи с бурей, грозой Ему нужны препятствия Не покой, а тревоги и битвы, Смысл жизни в блаженстве вольности

Синквейн Мцыри. Гордый и сильный. Страдает, борется, побеждает. Герой жаждет счастья и жизни. Идеал поэта.

Исповедь – покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чём – нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов В каком значении, по – вашему, употреблено это слово в поэме?

Как природа помогает раскрыть образ Мцыри? (Три дня дали герою новый прилив сил, отдых, утоляет жажду, дарит встречу с девушкой)

В сцене с барсом показан прообраз общества, о котором мечтал Лермонтов. Здесь мужеству должно противостоять мужество, здесь нет коварства и хитрости

… прекрасна ли земля. … для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы? Как на этот вопрос отвечают Мцыри и Лермонтов?

Презентация к уроку по поэме Лермонтова "Мцыри"

Презентация описывает историю создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - одного из самых известных поэтических произведений русского писателя. Первым делом в презентации предоставляется учащимся происхождение эпиграфа поэмы. Чтобы ученики могли без труда определить тему и идею произведения, в качестве подсказки им дается материал, посвящённый непосредственно поэме «Мцыри», описывается история создания произведения, приводятся варианты сюжета.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», её тема и идея.

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь. Василий Ключевский, русский историк XIX–XX в.

Мцыри (в переводе с грузинского) неслужащий монах, послушник, пришелец, чужеземец, чужак На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5».

Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Откуда взят эпиграф к поэме? Как вы понимаете смысл этих слов? Первоначальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме была фраза: « On n’a qu’une seul patrie » (Отчизна бывает только одна) Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?

Эпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Историческая справка

Словарь крылатых слов и выражений Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю Из Библии (церковно-славянский текст). Первая книга Царств, слова Ионафана (гл. 14, ст. 43): «...Вкушая, вкусих мало меду, омочив конец жезла, иже в руце моей, и се аз умираю». Перевод на современный русский язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть». Иносказательно: сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящей на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки. Джвари (Крестовый монастырь), воспетый поэтом М. Ю. Лермонтовым... «Там, где сливаяся шумят, Обнявшись будто две сестры Струи Арагвы и Куры Был монастырь...»

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова Основа сюжета (2 варианта) Рассказ старого монаха, которого встретил в Мцхете, грузинском городе вблизи Тбилиси, расположенном при впадении реки Арагви в Куру. Здесь на вершинах гор возвышается храм Джвари (Крест) и собор Светицхавели - усыпальница грузинских царей. Согласно этому рассказу, переданному П. А. Висковатовым со слов родственников Лермонтова, генерал А. П. Ермолов «вез с собою и оставил заболевшего ребенка монастырской братии»

К созданию «Мцыри» послужила совсем неординарная история ребенка, который был взят в плен в чеченском ауле Дады-Юрта и вскоре крещен под именем Петр Захаров. Мальчик поразил всех своими способностями к рисованию; на маленького чеченца обратил внимание генерал П. Н. Ермолов и взял с собою в Тифлис. Ермолов полюбил его, отправил в Москву, где тот восемь лет учился живописи, а затем поступил в Академию художеств (в Петербурге). Основа сюжета

ПЕТР ЗАХАРОВ-ЧЕЧЕНЕЦ. Портрет Алексея Петровича Ермолова. Около 1843 Пётр Захаров-Чеченец

Презентация к уроку по поэме Лермонтова " Мцыри " Презентация описывает историю создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - одного из самых известных поэтических произведений русского писателя. Первым делом в презентации предоставляется учащимся происхождение эпиграфа поэмы. Чтобы ученики могли без труда определить тему и идею произведения, в качестве подсказки им дается материал, посвящённый непосредственно поэме «Мцыри», описывается история создания произведения, приводятся варианты сюжета.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель - обрести родину и свободу. Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.

3 слайд

Описание слайда:

Что вдохновило Лермонтова на создание поэмы «Мцыри»? Ещё в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. В 1830 году в незаконченной поэме «Исповедь» он рассказал о молодом испанском монахе, заключённом в монастырскую тюрьму. По своему характеру созданный здесь образ близок Мцыри. Но поэма не удовлетворила Лермонтова и осталась незаконченной. Однако замысел создать такой характер не исчез у поэта. В одной из заметок от 1831 года находим: «Написать записки молодого монаха 17 лет. С детства он в монастыре... Страстная душа томится. Идеалы...»

4 слайд

Описание слайда:

Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить этот замысел. В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.

5 слайд

Описание слайда:

Описание блужданий Мцыри в лесу в поисках пути на родину дало возможность Лермонтову насытить поэму картинами кавказской природы, которую он великолепно знал, и использовать фольклор народов Кавказа: сцена борьбы Мцыри с барсом подсказана хевсурской песней о тигре и юноше и сценой борьбы Тариэля с тигрицей из поэмы грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

6 слайд

Описание слайда:

Тема поэмы Тема поэмы - изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные её грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.

7 слайд

Описание слайда:

Образ Мцыри В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о человеке-герое, который стремится к свободной жизни и способен на борьбу за неё. Отмечая родственность стремлений Мцыри и самого Лермонтова, Белинский писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что пи говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью!» Так же понял образ Мцыри и поэт Огарёв, друг Герцена. Он сказал, что Мцыри - «его (Лермонтова) самый ясный или единственный идеал».

8 слайд