Что значит полное и глубокое знание языка. Что значит родной язык для человека? Роль родного языка для человека

Постоянное проживание в одной и той же среде не дает возможности в полной мере понять, что значит родной язык для человека. Когда нет трудностей в преодолении языкового барьера, мало кто задумывается о роли общения для психологического, морального состояния каждого индивида. Поколебать уверенность и покой иногда может только приезд иностранцев. Даже малейшая разница в языках с жителями стран дает понять, насколько трудно приходится человеку без понимания речи собеседника.

Значимость разговорного навыка в жизни человека

С самого рождения ребенку прививают знания, навыки, которые помогут в жизни. И именно речь - это одно из наиболее важных умений, которыми овладевает маленький человек. Вспомните, как неловко себя чувствуешь, когда не можешь понять, что же конкретно хочет от тебя малыш двух лет. Лепеча и коверкая слова, он изо всех сил пытается донести свою точку зрения, желание, эмоции. И если взрослым просто трудно понять такой «разговор», то ребенку подчас еще сложнее. Несмотря на все его усилия, он так и остался неуслышанным. Именно с такого возраста важно формировать у детей понимание того, что значит родной язык для человека, прививать любовь к слову.

Как воспитать в к родному языку?

Очень важно помогать детям учить язык. И это касается не только школьной программы. В учебных заведениях педагоги отшлифовывают уже полученный малышом базис, расширяя словарный запас, исправляют некоторые ошибки, которые присутствуют в речи ребенка и его окружения. Но нельзя все надежды возлагать только на школьную программу, которая ограничена рамками, временем и методиками. Педагоги не всегда могут донести до своих учеников роль родного языка в жизни человека. Обсуждения, чтение, просмотр фильмов, прослушивание песен в домашней непринужденной обстановке станут залогом не только совместного времяпрепровождения, но и сохранности родного языка.

Язык народа - зеркало его души, культурное наследие

Язык - это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Он является носителем культуры, менталитета, традиций и истории каждого народа. В мире насчитывается более 6 тысяч разных языков. Какие-то из них похожи, и представители расположенных рядом стран могут понять устную речь друг друга полностью или частично, другие абсолютно непонятны и не имеют ничего схожего с родным для человека наречием. Даже в пределах одной страны могут быть в ходу разные диалекты.

Каждый из них - это изюминка края, его душа. Ведь язык - это отображение мысли как одного отдельно взятого человека, так и группы людей, целой нации. Это определяющая составляющая национального единства, объединяющая разных по духу, способу существования, социальным аспектам людей. Высказывание Э. Сепира очень характерно описывает роль языка в становлении культуры как явления и культуры отдельно взятого человека: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают».

В гостях хорошо, но дома лучше

Тем легче осознать, что значит родной язык для человека, чем дальше он находится от родного дома. Очень остро эту проблему ощущают эмигранты, которые в силу разных обстоятельств вынуждены были покинуть свою родину. Необходимость в общении, которую невозможно удовлетворить в полной мере при помощи разговора на чужом наречии, подталкивает людей на создание групп по интересам, общин, диаспор. Очень часто такие сообщества хранят вековые традиции куда более трепетно и надежно, чем их соотечественники, не испытывающие трудностей подобного характера.

Очень важно иметь возможность ежедневно слышать, говорить, осознавать родной язык. В он является некой тропинкой, связывающей его с домом и близкими людьми. Не зря многие, не выдержав разлуки с родным краем, страдая от ностальгии, так и не могут прижиться на чужбине. Часто причиной этого становится не только экономический аспект, разная ментальность и привычки. Невозможность свободного общения на том языке, на котором думаешь, становится непреодолимым препятствием на пути к постоянному проживанию за границей.

Ведь отсутствие разговорной практики, письма, чтения могут привести к забыванию, искажению даже родного языка, которым человек пользуется с самого рождения. Конечно, некие бытовые фразы, впитанные с молоком матери, не исчезнут навсегда, но словарный запас, возможность свободно и без акцента разговаривать могут быть утеряны. Тем важнее стараться сохранить частичку своей родины, лелеять и воспевать ее посредством слова.

Нужно ли учить ребенка родному языку, проживая за границей?

Для каждого человека родной язык - это язык, на котором он разговаривает с рождения, это колыбельные мамы, первые вопросы и ответы. Однако как быть с детьми, рожденными в чужой для родителей стране, или теми, кто переехал в новую местность еще совсем малышом? Как определить, какой язык родной для них? Как объяснить разницу между двумя разными способами выражать свои мысли и чувства?

Тенденции современного мира таковы, что знание нескольких иностранных языков - это уже не прихоть или желание родителей. Чаще всего это необходимость, без которой во взрослой жизни трудно сориентироваться, устроиться на хорошую работу. Психологи и педагоги утверждают, что малышу гораздо проще выучить язык, чем взрослому человеку. При этом основная база закладывается в очень юном возрасте, еще до школы. Способность мозга воспринимать информацию в данный период жизни колоссальная. Дети, проживая в двуязычной стране или семье, свободно могут общаться как на общепринятом, так и на родном для себя языке.

Родителям очень важно уделять много внимания именно родной речи, ведь школа, общение со сверстниками помогут ребенку грамотно и четко изъясняться на нужном для жизни языке. Но полное отсутствие или недостаток практики приведут к тому, что родной язык полностью сотрется из памяти, забудется и оборвется незримая нить, соединяющая человека и его родину.

Как преодолеть языковой барьер

Часто проблемы в общении возникают из-за неспособности человека решить эту задачу. Обширный словарный запас, понимание основ грамматики, способов построения предложений все равно не дают возможности свободного общения. Такие трудности происходят из-за непонимания именно разговорного языка. Приобретение нужных навыков происходит только во время живого общения, посредством чтения художественной литературы, периодики, просмотра кино. При этом важно не забывать совершенствовать произношение отдельных слов и фраз. Что значит родной язык для человека, поможет выяснить владение несколькими наречиями. И только ощущая разницу, можно действительно понять, насколько сильно любишь свою страну и ее язык.

Материалы для уроков обобщающего повторения, для подготовки к зачетам, экзаменам и для проведения итоговой аттестации

1) Напоминаем, что знаки около слов обозначают:

1 – произвести фонетический разбор слова;
2 – произвести морфемный разбор слова;
3 – произвести морфологический разбор слова;
4 – произвести синтаксический разбор предложения;
5 – произвести пунктуационный разбор предложения;
6 – лексический;
7 – стилистический.

2) Упражнения повышенной сложности отмечены «*».

I. Прочитайте текст, подготовьтесь к изложению (подробному или сжатому).

Ахматову и Мандельштама, в меньшей степени Гумилева, объединяет 2 протест против инфляции священных 5 слов. У акмеистов святость сакрального слова восстанавливается через подчеркивание его запретности: его 1 произнесение грозит непредсказуемыми последствиями. «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно...»

Ахматова предупреждает:

О, есть неповторимые слова;
Кто их сказал – истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.

Но особое место в разработке мотива принадлежит странному мандельштамовскому стихотворению 1912 года:

Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» – сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.

Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади.

Перед нами не «религиозное» стихотворение – ни по традиционной мерке, ни по расширительным критериям символической 2 поры... У него есть сюжет, и сюжет этот очень прост. 4 Обстановка – одинокая прогулка (годом раньше: «Легкий крест одиноких прогулок»). Зачин описывает негативно характеризуемое психологическое состояние, какие так часто служат у раннего Мандельштама исходной точкой: неназванный образ мучает своим отсутствием, своей неосязаемостью, он забыт, утрачен. «Образ твой» – такие слова могли бы составлять обычное до банальности, как в романсе, начало стихотворения о любви; но нас ждет совсем иное. Вполне возможно, что образ женский... Но по решающему признаку – по признаку недоступности для воображения – он сопоставим с образом Бога; это как бы образ Бога. Одна неназванность – зеркало другой неназванности; и соответствие тому и другому – «туман», симметрично упоминаемый во 2-й строке от начала и во 2-й строке от конца: характерная тусклость мандельштамовского ландшафта. Но вот происходит катастрофа: в напряжении поиском утраченного образа «по ошибке» человек восклицает: «Господи». В русском разговорном обиходе это слово – не больше чем междометие... Имя Божие оказывается реальным, живым, как птица, именно в своей вещественности, в соединении с дыханием говорящего. Но это причина не для умиления, а для страха: неизреченного не надо было изрекать. Бездумным, случайным выговариванием Имени человек наносит себе урон и убыль... Этот вывод подсказан и скреплен последней строкой, тяжкая плотность которой возникает из характерного для техники Мандельштама наложения двух семантических характеристик на одно слово: метафорическая «клетка», из которой вылетает «птица», и «клетка» из словосочетания «грудная клетка».

(С.Аверинцев)

2. Какие особенности научного стиля мы видим в этом тексте?

3. Докажите, что это текст. Какова роль первого предложения?

4. Объясните значение слов банальность, инфляция, семантический, метафорический.

зыбкий, сакральный.

6. Какова роль цитирования в тексте? Выучите поэтические строки наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

7. Составьте схему одного из сложных предложений.

8. Объясните орфограммы и пунктограммы.

II. * Прочитайте начало статьи В.Астафьева «Имя Толстого свято» (1978 г.). Объясните смысл названия.

Одно из самых ярких воспоминаний моего детства по какому-то капризу судьбы или закономерности ее связано со Львом Николаевичем Толстым. В деревенской школе, куда я пришел учиться в первый класс осенью тысяча девятьсот тридцать второго года, приезжий учитель прочел нам, сельским детям, еще не умеющим 6 читать, рассказ о Жилине и Костылине. Это было такое потрясение, что я долго не мог ничего 3 более слушать и воспринимать, с криком вскакивал по ночам и все время пытался пересказать жуткую историю о двух русских солдатах, бежавших 2 из плена, всем, кто желал ее слушать. 4 Бабушка, слушая меня, не раз плакала и повторяла: «Господи, Господи! Вот она какая, жизнь-то человеческая, чего только в ней не натерпелись и не натерпишься...». И к случаю наказывала: «Учись хорошенько, старших 3 слушайся – старшие худому не научат...».

С тех пор я не перечитывал рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» и перечитывать не буду, ибо живет во мне каким-то давним, отдаленным от всего остального прочитанного и услышанного, ярким озарением, и мне все 1 еще хочется пересказывать бесхитростную и, 7 может быть, самую романтическую историю в нашей русской литературе. Возможно, и тяга к творчеству началась с того желания, в детстве искоркой занившегося, – поведать услышанное, что-то, конечно же, добавляя и от себя...

1. Определите тему, основные мысли текста. Предложите свои варианты названия отрывка.

Укажите языковые средства выражения отношения, оценки.

4. В каких значениях употребляются в тексте (II абзац) слова озарение, история, романтический ?

5. Подберите синонимы к словам поведать, бесхитростный.

6. Выпишите из текста причастия. Как они образованы?

7. Укажите вводные слова, объясните их значение и роль в тексте.

8. Охарактеризуйте особенности синтаксического строя текста. Что достигается благодаря использованию сложных предложений, прямой речи?

9. Составьте схему одного из сложных предложений.

11. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу текста.

яркое озарение, тяга к творчеству, два солдата, долго не мог .

Укажите слово, стилистически окрашенное:

а) воспоминание;

б) детство;

г) литература.

В каком ряду слов есть деепричастие?

а) Прочитанный, услышанный, бежавший;

б) перечитывал, добавлял, слушая;

в) конечно, возможно, может быть.

III. Прочитайте отрывок из воспоминаний поэта М.Исаковского. Определите тему, основные мысли текста. Подготовьтесь пересказать текст и написать о том, что значит, по вашему мнению, «полное и глубокое знание языка».

Те знания 1 по языку, которые я получил сначала в сельской школе, а затем в гимназии, где мне удалось проучиться всего два года, были далеко не полными и, 7 конечно, не давали мне права сказать, что я отлично знаю родной язык. Полное и глубокое знание языка предполагает 6 нечто гораздо большее, чем умение писать без орфографических ошибок, правильно строить фразы, на свои места ставить знаки препинания.

И вот это большее я и стремился приобрести уже после того, как ушел из школы. Школа дала мне те основы знания языка, без которых 3 я не мог бы двигаться дальше, и я всей душой благодарен ей за это. Но очень многое мне предстояло сделать самому.

(М.Исаковский)

а) Школа дала мне основы знания языка.

б) Эти знания были далеко не полными.

в) Чтобы хорошо знать родной язык, много надо сделать самому, надо после окончания школы «двигаться дальше».

г) Полное и глубокое знание языка – это умение ставить знаки препинания и писать без орфографических ошибок.

2. Подберите синонимы к вводному слову конечно .

3. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) Сначала;

г) знания.

4. Составьте схему первого предложения.

5. Произведите синтаксический разбор предложения, соответствующего схеме:

IV. Прочитайте отрывок из воспоминаний русского художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). Озаглавьте текст.

Помнить себя я начал лет с трех-четырех... Помню я свои ранние игрушки. Особенно памятна безногая бурая лошадь. На ней я часами «скакал». Памятны мне и зимние вечера. В комнате у матери или в детской 3 тишина, горит лампадка. Старшие уехали ко всенощной ко Спасу или в собор, а я, сидя на своем коне, несусь куда-то. На душе так славно, так покойно 3 ... Вернутся наши, поужинаем, уложат спать под теплым одеяльцем...

Фантазия моя была в детстве неистощима. Воплотить что-либо, оживить и поверить во все для меня было легче легкого.

1. Укажите ключевые слова.

2. Какой синоним к слову лошадь используется в тексте? Чем различаются слова-синонимы?

3. Разберите словосочетания: неистощимая фантазия, воплотить что-либо, легко поверить.

4. Запишите ряд однокоренных слов к существительному фантазия .

5. Укажите односоставные предложения. Какова их роль в тексте?

6. Подготовьтесь к выразительному чтению. Какое настроение надо передать?

7. Напишите текст (по выбору) о своем детстве, используя данное начало: «Помнить себя я начал (начала) лет...»;

«Мои первые игрушки»;

«Памятны мне и зимние вечера»;

«Фантазия моя была неистощима»;

«Я помню...»;

«Хочется вспомнить...»

V. Запишите отрывок из рассказа В.Белова, подчеркните грамматические основы односоставных предложений .

Гроза утихла над нашим кровом 5 , но дождь еще долго кропил Бобришный угор. В доме было тепло и спокойно, отблески молний вспыхивали за окнами, пахло освеженною зеленью. Гром еще рычал где-то, но все тише 3 и тише, и сквозь разряды «Спидола» негромко играла прекрасную музыку. Было слышно, как с крыши капают последние капли, и музыка, похожая на эту капель, звучала в домике. Кажется, это была одна из шопеновских мазурок, та самая, в которой звучит спокойная радость жизни, светлая послегрозовая 2 усталость и гармоничное, счастливое созерцание 5 мира. И оттого, что в доме струилась эта светлая прекрасная музыка, что в твоем голосе была поддержка, и дружба, и мужество, хотелось снова что-то делать для людей и для времени в этом непостижимом мире.

1. Докажите, что это художественный текст.

2. Объясните значение слов мазурка, гармоничный.

3. Произведите разбор словосочетаний: прекрасная музыка, созерцание мира, радость жизни, снова делать.

4. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правила постановки знаков препинания в предложениях: а) с однородными членами, б) с вводным словом?

5. Произведите разбор предложений, соответствующих схемам (по выбору):

VI. Запишите заключительную часть статьи В.Астафьева «Чувство звука и слова», подчеркните грамматические основы предложений.

Поэзия всегда стремится открыть в мире прекрасное, и своими муками доказали поэты, как долог и тяжек путь к красоте и постижению смысла жизни.

Поклонимся же низко за эту благородную работу стихотворцу и пожелаем ему того, чего желали странники Востока друг другу: «Торопись обрадовать добрым словом встречного: может быть, в жизни не придется больше повстречаться».

1. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова.

2. Укажите микротемы. Объясните членение текста на абзацы.

3. Как осуществляется связь между абзацами?

4. Выпишите из текста глаголы, определите спряжение. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать, какова синтаксическая роль инфинитива?

5. Запишите словосочетания: благородная работа, обрадовать словом, стремится открыть, поклонимся низко. Обозначьте главные слова, укажите вид подчинительной связи.

6. Какова роль цитирования в тексте? Как вы понимаете смысл афоризма? В какой ситуации вы можете его использовать в качестве пожелания?

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

8. Подготовьтесь к выразительному чтению и письму по памяти.

В каком словосочетании есть ошибка?

а) Доказать истину;

б) пожалеть о том;

в) постижение жизни;

г) знания о творчестве.

Найдите лишнее:

а) стремится, доказывает, торопитесь, встречается;

б) поэзия, постижение, встречный, стихотворец, слово.

Напишите текст на одну из тем:

«Путь к красоте»,

«Путь к постижению смысла жизни»,

«Благородная работа»,

«Поклонимся же низко...».

VII. * Прочитайте отрывок из стихотворения Беллы Ахмадулиной «Прегрешения вольныя и невольныя», которое было написано 18–19 января 1999 года. Объясните значение устаревшего слова потылица и его роль в поэтическом тексте (обратитесь к словарям).

Уж сколько раз воспет мной час четвертый
после полуночи, но почему
потылицы проворною уверткой
от сна – пером я белый лист черню?

Я – скареда словарных одиночеств.
Затылку не прикажешь: оглянись, –
и сам он зряч. Лоб – изыскатель новшеств,
в потылице – хранится архаизм.

Я справочника не внемлю соблазнам:
от простодушной старины устав,
все, что в родстве с добром или со благом,
он устранил отставкою: «устар.».

Душа спешит озябшею бегуньей
отринуть вздоры, вырваться из них,
в юродивой догадке слабоумной:
какой чужбины ей дерзит язык?..

1. Какой синоним к слову потылица используется в тексте? В чем противопоставлены эти синонимы? Какой контекстуальный антоним к слову потылица употребляет автор? В чем смысл противопоставления этих слов?

2. О какой стилистической помете в словарях идет речь в третьей строфе? Приведите примеры слов с корнями -добр- и -благ- . Какие из этих слов в словаре имеют пометы «устар.»? Почему душа поэта не хочет согласиться с «отставкою» этих слов?

3. Какие еще слова, имеющие стилистические пометы, встречаются в тексте?

Для справок.

Бла"говест (устар.). Колокольный звон перед началом церковной службы.

Благоволе"ние (устар.) . Доброжелательность, благосклонность.

Благовоспи"танный (устар.) . Умеющий хорошо держать себя в обществе.

Благонаме"ренный (устар.) . Придерживающийся официального образа мыслей.

Благоле"пие (устар.) . Величественная красота.

Доброде"тель (книжн.) . Положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Доброхо"т (устар.) . 1. Добродетель. 2. Доброхотный участник чего-н.

Доброхо"тный (устар.) . Добровольный, совершаемый по собственному желанию.

(Из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова,
1978 г.)

VIII. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения В.Бокова «Святое ремесло». Объясните смысл названия.

Святое ремесло сохи
Я променял однажды на стихи,
На рифмы многозвучное вращенье,
Родители мои, прошу прощенья!

Уже растет зеленая трава,
Уже седеет чья-то голова,
Ты в зеркало взгляни, братенник,
Покоя ждешь и жаждешь обретенья.

Слова мои, вы – рыцари добра,
Я вас плодил не ради серебра,
Не ради сердолика с аметистом,
Вы снопики мои на поле чистом.

Слова мои, вы – храм из доброты,
Не зря к вам льнут царевны красоты,
А красота не с жабами в болоте,
Вы это без меня теперь поймете!

Слова мои, все ваши словари –
Приснившиеся всполохи зари,
Широкое распаханное поле,
Мое именье родовое.

1. Объясните значение слов обретенье, всполохи, сердолик, аметист.

2. Какие слова употребляются в переносном значении?

3. Понаблюдайте за рифмующимися словами. Обратите внимание на те случаи, когда рифмуются слова разных частей речи. Выпишите эти слова парами, укажите части речи.

4. Укажите предложения с обращениями. Какова роль в тексте риторических обращений?

5. Произведите разбор словосочетаний: рыцари добра, поле чистое, храм из доброты, променял однажды, распаханное поле, жаждешь обретенья.

6. Запишите третью строфу, подчеркните грамматические основы предложений.

7. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

8. Объясните знаки препинания.

9. Выполните разные виды разбора.

Укажите слово, имеющее стилистическую окраску:

а) доброта;

б) ремесло;

в) обретенье;

В каком словосочетании используется постоянный эпитет?

а) Святое ремесло;

б) распаханное поле;

в) многозвучное вращенье;

г) на поле чистом.

IX. Прочитайте отрывок из книги филолога В.В. Колесова «История русского языка в рассказах». Подготовьтесь к пересказу текста.

Язык отражает не только мысли, но и чувства, а это важно в момент общения.

Говорят все чаще3: привет! пока! А то и добавят совсем непонятное: адью! гуд-бай! чао! Каков смысл этих слов-пришельцев? В устах 5 русского человека это знаки прощания, формула вежливости – и только. И русские по виду слова привет и пока – всего лишь переводы иноязычных слов. Русское слово встречи – прощания не столь легковесно. Вздымалось оно из глубин народного духа веками, пока к XVII столетию не отлилось в уважительное здравствуй – прощай . При встрече – пожелание здоровья: будь здоров ты! При расставании – просьба простить, если чем-то обидел 2 . А сколько за этим скрыто, как много осталось между словами! Приязнь, уважение – жизнь. И ясно 1 , что за человек с тобой говорит...

Вот почему так непросто заменить русское слово.

1. Определите тему, основные мысли текста. Укажите ключевые слова.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

X. Прочитайте отрывок из очерка В.Астафьева, посвященного Л.Н. Толстому, озаглавьте текст.

Великий писатель и мыслитель видел и понимал человека во всей его объемности, со всеми его сложностями и противоречиями...

Вот в этом, на мой взгляд, и заключается традиция Толстого, воспитанного, кстати сказать, на традициях той зрелой русской литературы, которая уже существовала до него и величие которой он приумножил и поднял на такую высоту, до которой 3 надо всем нам тянуться и тянуться, чтобы заглянуть в ее беспредельные глубины. 4

Отдельно любимого толстовского героя у меня нет, я люблю их всех, от мальчика Филиппка до пугающе недоступного, прекрасного князя Андрея Болконского и его сестры Марии.

За жизнь свою я перечитывал «Войну и мир» раз пять. Самое яркое 3 впечатление было, когда я читал эту книгу в госпитале. Те ощущения, та боль, какие я пережил, читая «Войну и мир» на госпитальной койке, больше не повторялись. 4 Но каждое следующее прочтение романа открывало мне новые, ранее не увиденные и не изведанные «пласты», ибо сама эта книга, как Жизнь, как Земля 5 , велика, загадочна и сложна.

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

3. Укажите языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется смысловая связь между предложениями, между абзацами.

4. Какие микротемы мы видим в тексте? Объясните членение текста на абзацы. Составьте план текста.

5. Объясните значение слов традиция, величие.

6. Какова стилистическая окраска союза ибо ? Подберите к нему синонимы.

7. Укажите средства связи придаточных предложений с главными.

9. Объясните знаки препинания во втором предложении.

10. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

11. Выполните разные виды разбора.

12. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

В каком слове на конце пишется ?

а) В памят_;

б) в жизн_;

в) в госпитал_;

г) в традици_.

Произведите разбор словосочетаний: беспредельные глубины, ранее не увиденные, понимал человека, приумножил величие, яркое впечатление .

XI. Прочитайте отрывок из статьи В.Астафьева «Имя Толстого свято» (1978 г.). Подготовьтесь к свободному диктанту.

Лет десять назад я – наконец-то! – решился съездить в святое 5 место – Ясную Поляну...

Стоял сентябрь – золотая пора России. Редко и еще неохотно опадал лист. Было чисто и светло, но главное – безлюдно 2 . Я весь день проходил по усадьбе, и весь день у меня было ощущение, что в спину мне остро бьет 1 взгляд, пронзая меня насквозь и высвечивая во мне все, что было и есть, и я невольно припоминал 6 , что сделал в жизни плохого и хорошего. Весь день был я как бы под судом...

Это был нелегкий день в моей жизни, ибо трудно судить себя взглядом и совестью Великого художника. 4

В сумерках уже я пришел к могиле Толстого, постоял над нею, потом дотронулся до холодной, очерствело-осенней травы ладонью и вышел на дорогу.

В Тулу я шел пешком, еще и еще переживал ощущения того строгого покоя, коим наполнены были леса, перелески и рощи усадьбы, той задумчивой тишины, какая осенями была здесь при Льве Николаевиче и вот продолжилась во времени, коснулась 6 моей души. И мне тоже сделалось спокойно. Суета как бы отхлынула от меня и, 7 казалось, уже не закрутит, не завертит более. И думалось мне, что я способен и буду делать добро, только добро...

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. Какая часть текста является описанием?

3. Составьте план текста.

4. Какие слова употребляются в переносном значении?

5. Укажите антонимы, которые употребляются во втором абзаце.

6. Выпишите из текста глаголы в две колонки: сов. в. и несов. в.

7. Найдите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

8. Составьте схему одного из сложных предложений.

9. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

10. Объясните знаки препинания. В каких случаях используется авторская пунктуация?

Подготовьтесь к выразительному чтению.

В каком ряду слов есть деепричастия?

а) Решился, проходил, отхлынула;

б) съездить, судить, коснуться;

в) постоял, пронзая, высвечивая;

г) переживал, думалось, наполнены.

Произведите разбор словосочетаний: святое место, делать добро, шел пешком, золотая пора, задумчивая тишина.

В каком слове звуков больше, чем букв?

а) Усадьба;

б) святое;

в) высвечивая;

г) ладонью.

XII. Подготовьтесь к выразительному чтению. Согласны ли вы с главной мыслью поэтического текста? Напишите об этом. (Как бы вы ответили на вопрос «В будущем книг не будет?».)

Германия известна Лютером.
Двадцатые годы – Татлиным.
Штаты сильны компьютером.
Россия – читателем.

Он разум и совесть будит.
Кассеты наладили.
В будущем 3 книг не будет?
Но будут читатели.

(А.Вознесенский)

1. Подготовьте культуроведческий комментарий (обратитесь к справочникам, словарям). Запишите предложения:

Лютер – это...
Татлин – это...

2. Какова роль в тексте неполных предложений?

3. Сравните рифмующиеся слова: будит – будет .

4. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) Германия;

в) компьютер;

г) читатель.

5. Сравните: будущее время – светлое будущее . Каков способ образования существительного будущее ?

XIII. Внимательно прочитайте текст. Подготовьтесь к изложению (подробному или сжатому). Напишите о том, как вы понимаете слова Д.С. Лихачева «Филология – наука глубоко личная и глубоко национальная».

Перевести это греческое по происхождению слово можно как «любовь к слову». Но в действительности филология – шире. В разное время под филологией понимались разные области культуры – именно культуры 5 , а не только науки. Поэтому ответ на вопрос о том, что такое филология, может быть дан только путем детального, кропотливого исторического исследования этого понятия...

Роль филологии именно связующая 2 , а потому и особенно важная. Она связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением. Она придает широкий аспект изучению истории текста. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения – наиболее сложной области литературоведения. Филология учит правильно понимать смысл текста, будь то исторический источник или художественный памятник. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знания реалий той или иной эпохи, эстетических представлений своего времени, истории идей и т.д. <...>

Филология сближает человечество – современное нам и прошлое 1 . Она сближает человечество и разные человеческие культуры не путем стирания различий в культурах, а путем осознания этих различий, на основе уважения и терпимости к «индивидуальности культур». Она воскрешает 3 старое для нового. Филология – наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает свое название («филология» – любовь к слову), так как в основе своей опирается на любовь к словесной6 культуре всех языков, на полную терпимость и интерес ко всем культурам. 4

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Укажите ключевые слова. Озаглавьте текст.

3. Какие признаки научного стиля можно проиллюстрировать примерами из этого текста? Укажите слова-термины, объясните их значение.

4. Докажите, что это текст. Как соотносятся, «перекликаются» начало и конец текста?

5. Объясните значение слов аспект, реалии .

6. Найдите синонимы и антонимы в третьем абзаце. Какова их роль в тексте?

7. Понаблюдайте за употреблением в тексте местоимений. Какова их текстообразующая роль?

8. Составьте схему последнего предложения.

11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (одного абзаца).

Произведите разбор словосочетаний: национальная культура, любовь к слову, глубоко личная.

Найдите лишнее: сближает, воскрешает, опирается, оправдывает.

XIV. Внимательно прочитайте текст. Подготовьтесь к пересказу (к изложению). Напишите сочинение, используя такое начало: «Вечна загадка поэта, и вечно наше желание отгадать ее».

Привыкли говорить: сначала было слово. Однако слово-то происходит из звуков; стало быть, сперва был звук, и звук тот растворен в природе, и никому не подвластно 2 услышать его, перенять у природы и передать людям, кроме поэта и музыканта. А может быть, прежде звука было чувство? Может быть, всем, что есть вокруг нас и в нас, и прежде всего мыслью, движет чувство... Оно-то и есть первородство звука и самого слова и, стало быть, вытекающего из них вечно 3 святого 5 и светлого истока поэзии, который, набирая мощи, полнозвучия, вот уже много веков мчится, не иссякая, будоража человеческое сердце, наполняя его восторгом и печалью, подымая бури страстей и услаждая тихой музыкой.

Вечна загадка поэта, и вечно наше желание отгадать ее, пробиться сквозь какую-то невидимую преграду или пелену и постичь то, что за строкой, то есть душу поэта... 4

(В.Астафьев)

1. Прочитайте начало статьи В.Астафьева «Чувство звука и слова». Объясните смысл названия. В чем проявляется взаимодействие названия и текста (в данном случае зачина – начала текста)?

2. Определите тему, основные мысли текста.

3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

5. Укажите слова, употребленные в переносном значении.

6. Выпишите из текста деепричастия. Объясните, как они образованы.

7. Объясните значение вводных слов может быть, стало быть. Какова их роль в тексте? Объясните знаки препинания в предложениях с этими словами.

8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Составьте схему последнего предложения.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Произведите разбор словосочетаний:

а) светлый исток;

б) душа поэта;

в) невидимая преграда;

г) вечно святой.

Какое сочетание слов является грамматической основой предложения?

б) вечно желание отгадать;

в) вечно святой;

г) вечно восхищаться.

XV. Прочитайте внимательно отрывки (начало и конец текста) из воспоминаний об А.Вампилове. Подготовьтесь к изложению и дополнительному творческому заданию: ответьте на вопрос «Согласны ли вы с утверждениями “У всякого художника есть своя тайна”, “Тайна Вампилова осталась неразгаданной”?».

(1) Некто Смит, персонаж из рассказа Рея Брэдбери «Превращение», обрел способность летать, «устремляясь в космические дали».

(2) Внешне он был обычным человеком.

(3) Даже анализы крови не показывали никаких отклонений от нормы.

(4) Врач Рокуэл был разочарован: он верил, что со Смитом должно произойти нечто особенное, и ждал этого.

(5) О том, что пациент умеет летать, Рокуэл не подозревал.

(6) Многие, близко знавшие Александра Вампилова, тоже хотели видеть внешне броские особенности поведения, привычек и пристрастий не просто человека, а драматурга, получившего мировое признание.

(7) Таких примет открыть не удалось: курил он те же сигареты, какие курят многие, одевался неброско, скорей скромно, обедал в столовых и ресторанах, куда дорога никому не заказана.

(8) А вот главного – полетов творческого воображения – не демонстрировал на людях.

(9) Они совершались в тишине и одиночестве – за письменным столом...

(10) Как у всякого художника, у Вампилова была своя тайна, в которую он не мог никого посвятить, если бы и захотел, потому что ее прежде всего было нужно разгадать ему самому.

(11) Тайна осталась неразгаданной...

(12) Я был его другом, и я любил его...

(13) Естественно, моя оценка его творчества и его личности не может быть беспристрастной.

(14) Да я и не хочу быть беспристрастным.

(15) Снова смотрю на фотографии, на которых узнаю его улыбку, прищур его глаз, поворот головы...

(16) Да, ему не нужно было позировать – он жил по-детски открыто, не рисуясь, не изображая из себя выдуманного героя.

(17) Единственное, что он скрывал даже от самых близких ему людей, – это свои страдания, свою душевную боль.

(18) Но сколько бы ни было фотографий и каким бы узнаваемым ни был он на них, подлинное представление о его личности может дать только книга, оставленная им в наследство всем людям.

(Д.Сергеев)

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) Внешних примет таланта А.Вампилова никто не замечал.

2) У Вампилова, как у всякого художника, была своя тайна.

3) В эту тайну он посвящал только близких друзей.

4) Подлинное представление о личности писателя может дать только его книга.

2. Определите стиль текста:

1) научный;

2) деловой;

3) художественный;

4) публицистический.

3. Укажите ключевые слова:

1) тайна;

2) Вампилов;

3) Р.Брэдбери;

4) творчество;

5) фотография;

6) книга.

4. В каких словах все согласные звуки звонкие?

3) главное;

5. Укажите способ образования существительного столовая. (Переход прилагательного в существительное.)

6. Подберите синонимы к вводному слову естественно. (Разумеется.)

7. Выпишите причастия из предложения 6. (Знавшие, получившего.)

8. Укажите средство связи предложения 6 с предыдущим абзацем. (Союз тоже. )

9. Каким членом предложения является глагол летать в предложении 1? (Определением.) В предложении 5? (Частью составного глагольного сказуемого.)

10. В каком ряду во всех словах пропущена буква и ?

1) Пр_вращение, пр_знание, пр_страстие, беспр_страстный;

2) он вид_т, вер_л, сколько бы н_ было, на фотографи_.

11. Укажите словосочетание со способом связи примыкание:

1) творческое воображение;

2) по-детски открыто;

3) неразгаданная тайна;

4) персонаж из рассказа.

XVI. Прочитайте начало очерка В.Распутина «О Вампилове». Какие особенности, характерные для начала текста, используются в отрывке?

(1) В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов...

(2) Кажется, самую душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами российская литература...

(3) И кажется, сама совесть навсегда осталась с ними в литературе...

(4) Народ наш на удивление чуток к таланту; едва ли где-нибудь еще, у другого народа можно отыскать подобную чуткость.

(5) У нашего читателя (если говорить о литературе) она связана чуть ли не с личной надеждой; он относится к таланту не как к явлению, явившемуся и существующему независимо от него, – нет, он чаял и ждал, он словно бы часть доли своей отдал для его рождения, и он дождался.

(6) Талант еще не признан, он только набирает силу, ничто вслух не отличает его от неталанта, но читатель какими-то неведомыми токами и подводными течениями уже знает о нем и жадно ловит каждое его слово, отыскивая податливым и необыкновенно развитым к ней сердцем истину о себе самом и о своем времени, ту святую и нелукавую истину, без которой, как без труда, человек в здоровье и нравственности существовать не может.

(7) И потеря таланта, гибель его воспринимается нашим читателем и зрителем как личная трагедия.

(8) Мы забываем, к сожалению, что он, талант, вобрав в себя художественный дар многих и многих людей, наделенный, казалось бы, огромным сердцем добра и понимания, для собственной жизни имеет это сердце в одном экземпляре и обычных размеров – да и то с самого начала больное болью тех же многих и многих людей.

(9) Сердце Александра Вампилова не выдержало всего в нескольких метрах от берега, к которому он плыл, после того как, натолкнувшись на скрытый под байкальской водой топляк, перевернулась лодка...

(В.Распутин)

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Совесть – это то, что принесли в российскую литературу и навсегда оставили в ней Н.Рубцов, В.Шукшин, А.Вампилов.

б) Читатель жадно ловит каждое слово талантливого писателя.

в) Истину о себе самом и своем времени узнать невозможно.

г) Талант открывает читателю ту святую истину, без которой человек существовать не может.

2. Определите стиль текста.

а) Научный;

б) художественный;

в) деловой;

г) публицистический.

3. Какие слова являются ключевыми в тексте?

а) Талант;

в) Байкал;

г) литература;

д) истина.

Какое слово начинается с мягкого звонкого согласного?

в) едва;

г) здоровье.

4. Укажите средства художественной выразительности.

а) Оценочная лексика;

б) эпитеты;

в) метафоры;

г) анафора;

д) парцелляция;

е) гипербола.

5. Какой синоним к глаголу надеялся используется в предложении 5? (Чаял.)

6. Укажите средство связи последнего предложения (№ 9) с предшествующей частью текста. (Лексический повтор: сердце, А.Вампилов. )

7. В каких предложениях есть вводные слова? (В предложениях 2, 3, 8.)

8. Укажите предложения, в которых есть деепричастные обороты. (Предложения 6, 8, 9.)

9. Какая характеристика предложения 6 является верной?

а) Бессоюзное сложное предложение;

б) сложносочиненное предложение;

в) сложноподчиненное предложение;

г) сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

10. Сколько простых предложений входит в состав сложного предложения 6?

а) 2; б) 3; в) 4; г) 5.

11. Укажите словосочетания с подчинительной связью примыкание:

а) российская литература;

б) осталась навсегда;

в) отыскивая истину;

г) личная трагедия.

12. Напишите изложение (подробное или сжатое) с дополнительным творческим заданием. Выберите один из вариантов:

1) продолжите текст, включив в него то, что вы знаете о Н.Рубцове, В.Шукшине, А.Вампилове;

2) выскажите свое отношение (согласие, сомнение, несогласие) к основным мыслям В.Распутина.

XVII. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, которое посвящено поэту-фронтовику С.Орлову.

Четыре года

Четвертый год подряд
война – твой дом, солдат.
Но хватит, отгудела непогода.
Есть дом другой –
там ждут и там не спят
четыре года, четыре года.

Здесь словно годы дни,
а там в окне – огни
горят, не позабытые в походах...
Когда б вам знать,
как мне нужны они –
четыре года, четыре года!

Когда кругом темно,
светлей твое окно...
Пора, пора, усталая пехота!
Есть много слов,
но я храню одно
четыре года, четыре года.

(Б.Окуджава)

1. Выпишите предложения с обращениями. Какова их роль в тексте?

2. Понаблюдайте за употреблением в тексте наречий-местоимений здесь – там . Какова роль противопоставления этих слов?

3. В каких значениях употребляются в тексте слова: дом, огни, окно?

4. Запишите последнюю строфу, подчеркните грамматические основы предложений. Как вы думаете, какое именно слово (одно слово) хранит поэт-солдат в своей душе четыре года войны?

5. Произведите морфологический, лексический, морфемный разбор слов: светло, темно. Придумайте с ними предложения.

6. Произведите разбор словосочетаний: четвертый год, четыре года, храню одно, кругом темно, не позабытые в походах.

XVIII. Прочитайте начало главы «О праве на боль» из повести Ю.Полякова, посвященной поэту-фронтовику Георгию Суворову. В чем особенность зачина текста?

Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чем идет речь. Все понимают так: была Гражданская, была финская... и была – война – Великая Отечественная, вошедшая в генетическую память народа, который обрел в огне этого испытания такой нравственный и исторический опыт, что еще не одно поколение людей будет постигать его глубины.

Вот где, по-моему, 7 следует искать жизненный 2 источник странного, казалось бы, явления – военной лирики не воевавших поколений. Откройте сборник любого поэта, родившегося в 40-х, 50-х, даже 60-х годах, и вы обязательно найдете стихи о войне. Они могут быть хуже или лучше, но без них лирический мир человека, знающего о фронте только из устных рассказов, книг, кинофильмов, так же неполон, как если бы в нем отсутствовали память о первой любви, о матери, раздумья о смысле жизни.

Поэты и сами пытаются разобраться в этом кровном пристрастии:

В пятидесятых рождены,
Войны не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны, –

предлагает 6 свое объяснение Николай Дмитриев. В самом деле, каждый из нас выжил вместе с отцом или дедом, шире – вместе со всем народом...

Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника. Человеку, чье Отечество перенесло то, что выпало на долю нашей страны, нет нужды заимствовать чужую боль, потому что она принадлежит всем и передается из поколения в поколение, равно как и гордость за одержанную Победу. 4

Более того, не пропустив эту боль через собственную душу, не осознав высокий и трагический опыт, вынесенный народом из войны, нельзя быть по-настоящему современным человеком.

(1980–1982)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Укажите ключевые слова. Озаглавьте отрывок.

3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

4. Докажите, что это текст публицистического стиля.

6. Как вы понимаете, что такое генетическая память ?

7. Объясните значение слов пристрастие, лирика.

8. Подберите синонимы к глаголам постигать, обрести . Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

9. Выпишите словосочетания с причастиями и деепричастиями. Произведите разбор одного из словосочетаний.

10. Замените в последнем предложении причастный и деепричастные обороты придаточными предложениями. Сравните синонимичные конструкции. Составьте схему сложного предложения.

11. Объясните орфограммы и пунктограммы.

12. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Выучите наизусть строки поэта Н.Дмитриева, подготовьтесь к письму по памяти.

Найдите лишнее:

а) отсутствовать, чувствовать, устный, участвовать;

б) по-моему, по-настоящему, северо-восточный, давным-давно;

в) современный, соучастник, соотечественник, сопереживание.

XIX. Прочитайте отрывок из повести Ю.Полякова, посвященной погибшему на фронте поэту Георгию Суворову. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Каждый год».

Мне с самого начала было ясно 3 , что рано или поздно я напишу о Георгии Суворове стихи, ибо какая-то грань его личности, судьбы не укладывалась в рамки обычных статей, оставалось чувство недосказанности, не исчезнувшее6, впрочем, 7 и после появления этих стихов, которыми3 мне хочется закончить лирическое отступление.

Каждый год

Говорят, что она каждый год приезжает 3 сюда 1 ,
На могилу солдатскую в городе этом
неблизком.

И положит цветы, и стоит, вспоминая года,
Что лежат непробудно, как мертвые под
обелиском 5 .

Говорят, что покоится тут молодой лейтенант –
Фронтовая любовь, ослепившая сердце
когда-то.

Он был весел и смел, он имел неуемный талант...
Летней ночью в округе победно поют соловьи,
Зимней ночью метель дышит с болью, как наша
эпоха,
Говорят, ничего нет на свете дороже любви,
А они ее отдали всю – до последнего вздоха!

1. Какова роль в тексте той части, которая начинает отрывок, предшествует стихотворению? Составьте схему сложного предложения.

2. Укажите средства художественной выразительности, которые используются в поэтическом тексте.

3. Из первой части строфы выпишите рифмующиеся слова парами, укажите части речи.

4. Укажите в тексте антонимы.

5. Подберите синонимы к союзу ибо . Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

6. Объясните значение фразеологизма не укладывалась в рамки.

7. Произведите разбор словосочетаний: неуемный талант, чувство недосказанности, вспоминая года, лирическое отступление, приезжает сюда.

8. Укажите односоставные предложения, определите их тип.

9. Объясните орфограммы и пунктограммы.

10. Выполните разные виды разбора.

В каких словах звуков больше, чем букв?

а) Каждый, сюда;

б) вспоминая, поют;

в) ночью, всю;

г) соловьи, любовь.

В каком ряду даны только причастия?

а) Дышит, поют;

б) вспоминая, покоится;

в) исчезнувший, ослепивший;

г) приезжает, напишу.

Найдите лишнее:

а) поздно;

б) сердце;

в) чувство.

XX. Прочитайте стихотворение. Объясните смысл названия.

Ответ фронтовику

Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,
Конечно,
мы смотрим глазами
другими
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым,
трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться
обязаны сами
В той боли,
что мир перенес...
Конечно,
мы смотрим другими глазами.
Такими же,
полными слез.

(Ю.Поляков, 1981 г.)

1. Подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Объясните значение фразеологизма смотреть другими глазами.

3. Что меняется в использовании слов смотреть другими глазами в конце стихотворения?

4. Запишите предложение, в котором употребляются синонимы путь, дорога. Чем различаются эти синонимы?

5. Какова роль в тексте вводного слова конечно ? Подберите синонимы к этому слову.

6. Объясните орфограммы и пунктограммы.

7. Выберите из текста материал для разных видов разбора. Произведите разбор.

Разберите словосочетания: знать по рассказам, победный путь, дорога страданий.

Придумайте предложения (или словосочетания) со словами-омонимами мир.

Для самопроверки

В конце стихотворения в предложении Конечно, мы смотрим другими глазами одно значение как бы накладывается на другое, и в этом особая выразительность. Смотрим другими глазами, то есть по-другому, по-своему. Прочитав строки «Такими же, полными слез», мы воспринимаем конец стихотворения иначе: слова другими и такими же сближаются. Отвечая фронтовику от имени поколения, которое родилось после войны, автор говорит: мы смотрим «на вашу большую войну» глазами других людей, но такими же глазами, «полными слез».

Найдите лишнее: смотрим, знаем, перенес.

Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва


Знание русского языка во всем его богатстве необходимо людям всех специальностей
Это наш великий, могучий язык
Русский язык - это национальный язык великого русского народа
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека,-- результат опыта, жизни.
Единый язык русской нации, язык международного общения в современном мире. Усиливающееся влияние русского языка на другие языки. Замечательный язык мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря, богатейшей художественной литературы.
Родной язык - это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию.
Русский язык - это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно. Современный литературный русский язык - это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателей этой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств.
Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»-писал И. С. Тургенев.
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература - искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!
Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств - все воссоздается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и необходимо изучать стилистику.

Оценка: 0 Рейтинг: 0

Все мы знаем, что наш великий русский язык живёт и развивается, то есть на смену устаревшим словам приходят более новые слова. И это необходимо, так как наука набирает высоту и узнаёт новые вещи, о которые никто никогда не знал и для того, чтобы рассказать об этом всему миру учёные придумывают им названия, таким образом и мы узнаём открытия учёных и в нашем русском языке появляются новые. Да, но ведь технологии тоже не стоят на месте и поэтому появляются новые технологии, как плеер, DVD, CD, MMS, сотовый телефон и т.д. И опять же появляются новые слова, и их становится с каждым годом всё больше. И таким большим потоком новых слов как бы выносит из нашего русского языка устаревшие слова, как азей, алтын, буде, бердыш, вено, выя, говеть и т.д. Я думаю, что уже почти никто не знает этих слов и мне их становиться жалко. Но я понимаю, что так надо ведь если они исчезают то наш великий и могучий русский язык не становится меньше, а наоборот пополняется за счёт новых открытий. И понимая это, я точно могу сказать, что великий русский язык никогда не стоит на месте. Он живёт и развивается!


Среди более пяти тысяч языков, существующих сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет.

Любой язык является, прежде всего, средством общения для носителей данного языка. Это одна из главных его функций. Россия – самое большое в мире государство по занимаемой им территории. Поэтому русский язык является средством общения на довольно большой территории.

Но нашу страну населяют многие народы. Таким образом, русский язык, являясь государственным языком, служит также средством межнационального общения. Кроме того, на территории постсоветского пространства, то есть в странах СНГ, вернее, в некоторых из них, русский язык имеет статус второго государственного языка. Но и в тех странах, где русский язык не признан государственным, он все равно остается средством общения для многих людей. Вместе с тем, русский язык является обязательным языком для изучения в качестве иностранного языка во многих школах мира.

Велико и международное значение русского языка. Он является одним из восьми рабочих языков Организации Объединенных Наций. То есть, документы, регламентирующие отношения между государствами, написаны также и на русском языке. Это говорит о его значимости в современном мире. На различных международных научных конференциях, симпозиумах используется русский язык.

Хочется еще отметить, что по красоте, по мелодичности, по возможностям для выражения мыслей, чувств, состояний русский язык не имеет себе равных в мире. Язык Пушкина и Толстого, Есенина и Булгакова – самый выразительный. Это отметил еще М.В.Ломоносов. А П.Мериме сказал, что « русский язык является богатейшим из всех европейских наречий». Он создан «для выражения тончайших оттенков».


24 Январь, 2012

Необычайное богатство, тончайшие оттенки и нюансы, глубокий и особенный смысл – русский язык действительно велик и всесилен, ему доступны любые возможности, и нет таких природных красот или человеческих эмоций, которые нельзя было бы точно, красочно и достоверно описать.

Владение русским языком, в его истинном и историческом значении, развивает личность человека и дает небывалую власть над словом. Ведь слово, верное и правдивое – это настоящее сокровище, с помощью которого можно добиться любых успехов и высот.

С помощью слова можно стать не только поэтом или писателем, филологом или лингвистом, но и исключительно удачливым бизнесменом, умеющим проводить любые сложные переговоры для пользы общественного созидания и собственного процветания. Можно стать выдающимся дипломатом, работая на благо родного государства. Велика сила слова и у работников журналистики, с их помощью формируется общественное мнение, бесспорно влияющее на всю политическую и социальную жизнь страны.

Обладая красивым и правильным русским языком, можно стать счастливым и в личной жизни, найти свою любовь, изъясниться в своих искренних чувствах, признаться в своей страсти, не боясь быть неверно или превратно понятым.

Сравнивая русский язык с другими распространенными языками мира, такими как лаконичный английский или отрывистый немецкий, мы невольно отмечаем богатство эпитетов, замысловатых оборотов, едва уловимых оттенков и прочих признаков истинного величия и небывалого многообразия.

Наслаждаясь классическими литературными произведениями знаменитых русских авторов, смакуя их великолепный слог и собственный, неповторимый стиль, мы каждый раз находим для себя ответы на многие вопросы и темы, трогающие до глубины души, поскольку мастерство их поистине поразительно и заставляет осознать подлинную многогранность и изумительную гармонию русского языка.


18 Март, 2012

Среди великого множества предметов, которые предстоит постичь школьнику, русский язык выделяется в особенности, ведь этот предмет, как никакой другой, способен внушить человеку чувство прекрасного, в высшей степени наполнить его знанием и гордостью за красоту и подлинность родной речи.

Изучая русский язык, мы во многом становимся богаче. Мы начинаем понимать чрезвычайно тонкие оттенки и нюансы, получаем возможность знакомиться с произведениями величайших мастеров слова.

Предмет русского языка дает такой драгоценный подарок как грамотность, и истинная грамотность возносит человека на совершенно иной уровень, поскольку на ней базируются настоящая образованность и, как следствие, успешность будущей работы и карьерного роста. Грамотность необычайно важна для глубокого понимания любого текста, будь то художественное произведение, дарящее человеку гармоничное отдохновение от будничных дел, законодательный либо финансовый документ, от верного понимания которого зачастую зависят успех и процветание в любой профессии.

Изучение русского языка имеет своей целью не только привить знания орфографии и синтаксиса, но и лексики, языковой стилистики, что даст возможность впоследствии с полным знанием дела наслаждаться хорошей литературой.

Предмет русского языка – это лишь начало, первая ступень на пути к дальнейшему, самостоятельному изучению великого языка, которое человеку предстоит на протяжении всей его жизни. Почувствовав вкус русского языка, его удивительную точность и восхищающее весь мир многообразие, уже невозможно удерживаться лишь в рамках школьной программы. Эти уроки дарят стремление к будущим успехам, постижению новых тайн русского языка, которых, как известно, предостаточно для того, чтобы занятие это никогда не наскучило.


29 Ноябрь, 2012

Величие и богатство русского языка оспорить сложно. Это настоящий колосс литературы, непререкаемый авторитет и символ неисчислимых достоинств. Любое классическое произведение русских авторов – это непревзойденное мастерство истинного Слова, лишний раз подтверждающее тот факт, что русскому языку подвластны любые краски, эмоции и изыски.

Увы, нынешнее время нельзя назвать порой расцвета русского языка. Сегодня, когда общение непростительным образом упрощается, а в речи то и дело проявляются иностранные, заимствованные термины, русский язык переживает не лучшие свои дни. Достаточно полистать любой из популярных бестселлеров, чтобы понять, насколько бедной и невыразительной становится литература.

Причины этого явления ясны. И дело вовсе не в том, что современные авторы далеки от истинного искусства и не владеют русским языком в должной мере. Однако в силу коммерческих соображений их произведения обязаны быть максимально приближенными к нынешнему поколению, способному воспринимать лишь самые простые и незатейливые языковые формы. Современной молодежи достаточно сложно читать Толстого и Достоевского, она не в силах воспринять кружевную, сказочную поэзию Тютчева и Блока. Увы, всемирно известные великие произведения классики становятся сегодня лишь докучливым школьным заданием, и мало кто видит в нем удовольствие истинного ценителя.

Подобные наблюдения пугают того, кто способен анализировать ситуацию и задумываться о будущем русского языка в нашей стране. Однако не стоит совершенно исключать наличия по-настоящему читающей публики, которая вполне способна наслаждаться изумительными языковыми оборотами и точностью эпитетов. И не случайно существование читательских клубов, различных сообществ и кружков, в которых встречаются люди, не представляющие своей жизни без качественной русской литературы. Благодаря такой категории людей, стремящихся к прекрасному, и остается надежда на дальнейшее развитие и процветание русского языка, как величайшей драгоценности всего народа.

Ценить и уважать язык человек должен с самых первых лет своей жизни. И если все родители вместо дежурного мультфильма станут читать своему малышу сказки и занимательные истории, то значимость русского языка может снова возродиться и окрепнуть. Основы любви к чтению должны зарождаться в каждой отдельной семье. Ведь именно чтение – и есть ключ к величайшим знаниям, грамотной оценке окружающей жизни, пониманию характеров и красивой, правильной речи. Лишь посредством чтения язык сможет оказать свое благотворное влияние не только на умы, но и на души. Прекрасной станет страна, в которой каждый гражданин захочет в совершенстве знать родной язык и поклоняться его необычайной красоте.


18 Май, 2013

Русский язык – это богатство и гордость всего народа. Он по праву считается одним из самых певучих и многогранных языков Земного шара. Благодаря русскому языку были созданы великие литературные шедевры, которые известны всему миру.

Словарь современного русского языка насчитывает не менее полумиллиона слов, и это говорит о его невероятном богатстве. Множество эпитетов, красивые речевые обороты делают русские литературные произведения красочными. Читатель с удовольствием окунается в волшебство идеально связанных между собой предложений, которые составляют интересный и увлекательный текст. Талантливые поэты и писатели используют весь широкий диапазон русского словаря, чтобы создавать прекрасные произведения, которые будут живы и актуальны долгие годы.

Невозможно сравнить богатый русский язык ни с лаконичным английским, ни с чопорным немецким. В отличие от других европейских языков, в русском есть великое множество синонимов, речевых оттенков. Знание нюансов русского языка позволит выразить самые тонкие чувства, самые волнующие эмоции. Поэтому очень важно любить и ценить свой родной язык и не стараться наполнить его заимствованными фразами и словосочетаниями. В русском языке достаточно красивых и точных слов для выражения любой мысли.

Овладевая правилами составления грамотных и полных предложений, обогащая свой лексикон, можно стать интересным собеседником и добиться больших успехов в жизни.


12 Сентябрь, 2013

Россия – великая держава, обладающая богатой историей и, как писал И.С. Тургенев «великим, могучим русским языком».

Основой сохранения нации главным образом является её язык. Русский язык – зеркало русской самобытности, отражение самой жизни народа, поэтому каждый уважающий себя россиянин обязан сохранять свой язык. «Сохранить язык» это вовсе не так трудно, как может показаться на первый взгляд. От человека не требуется ничего фантастического. Необходимо всего лишь соблюдать правила и придерживаться норм русского языка, изучать его подробно и внимательно.

Устная речь имеет огромное значение для русского языка, её глубина и неисчерпаемость поражают воображение не только иностранцев, но и самих россиян. Соблюдайте нормы устной речи – тем самым вы сделаете свои вклад в сохранение языка, а значит, и нации. К тому же, всегда приятно слушать связные и грамотные речи.

С каждым новым днем язык развивается, и это замечательно. Возникают новые вещи, которым необходимо давать название, и зачастую слова заимствуются из иностранных языков. Проблема в том, что многие неологизмы засоряют язык, они просто ни к чему, ведь русский язык сам может справиться с поставленной «задачей».

Конечно, в школах дети изучают правила русского языка, но не все относятся к ним уважительно, причем не только молодые люди, но и сами взрослые. А ведь это необходимо! Я считаю, что в России подавляющая часть граждан должны быть образованы в сфере родного языка. А иначе наш могучий и сильный язык может погибнуть, а вместе с тем погибнет и сам русский народ. И мы ни в коем случае не должны допускать этого! Говорите и пишите грамотно и красиво, изучайте, любите и уважайте свой язык, ведь русский язык – один из сложнейших и богатейших языков мира. Это ли не повод им гордиться?


12 Сентябрь, 2013

Время бежит, пролетают мимо дни, года, мировой прогресс не стоит на месте. Развивается все отрасли нашей жизни: наука, искусство, промышленность, образование, сельское хозяйство. Развивается и наш язык. Развитие его происходит в результате устаревания слов, перехода из одной части речи в другую, появления новых слов, приобретения у слова новых значений и т.д. Трудно однозначно оценить стремительное развитие языка. С одной стороны, конечно, хорошо – язык обязан развиваться, ведь не стоит на месте сама жизнь, а если развитие его прекращается, то язык умирает. С развитием он обогащается, расширяет свой лексический запас. Но у медали есть и другая сторона, можно даже сказать проблема, это – современное заимствование. Иностранные слова не просто входят в наш язык, они буквально «лезут» из реклам, речей горе-журналистов, болтунов с телевидения и прочих представителе средств массовой информации. Лезут в язык в основном англицизмы. И хотя мало кто воспринимает в серьез эту ситуацию, но, по-моему, это действительно важная проблема. Причины такого неграмотного употребления иностранных слов различны: скудный словарный запас, нежелание сделать текст понятным для всех, желание высказаться «оригинально» и многие другие причины. Необходимо бороться с халатным отношением к языку и ограниченным словарным запасом. Как? Это должен каждый уяснить для себя сам, особенно, если ты – общественный деятель, работник телевидения или журналист. Твой долг – доносить людям информацию, понятную для каждого. Что же тогда случится с языком, если мы будем засорять его подобными словечками? Русский язык утратит свою уникальность, самобытность, в конце концов, перестанет развиваться и станет мертвым языком. К счастью, пока этого не случилось, язык наш все так же образен, богат и развивается стремительными темпами. Но следует внимательно контролировать его развитие, чтобы оно не обратилось во вред русскому языку.


12 Сентябрь, 2013

Ответ на этот вопрос очевиден – мы русские, живем в России, русский язык – официальный язык в нашей стране. Конечно, мы обязаны его знать! Это наш родной язык, язык, на котором разговаривали в России и много столетий тому назад. Русский язык сам не обделен длительной и интересной историей, он претерпел множество изменений и реформ, прежде чем дойти до нас в современном виде, это и орфографическая реформа 1917-1918 года, и реформы выдающегося ученого М. В. Ломоносова, реформа 1956 года, затронувшая только орфографию и новейшая языковая реформа 2009 года. Было даже время, когда в России господствовали два языка: русский и французский, причем второй был гораздо актуальнее.

Русский язык – один из самых сложных языков мира. Любой русский человек, наверно, удивится, услышав это, тем не менее, это так. Шесть падежей, три наклонения, фразеологизмы и крылатые фразы, деепричастные и причастные обороты – для иностранца это большая сложность в изучении нашего языка. Так почему же нам все это не кажется верхом сложности? Потому что мы – носители русского языка, разговариваем и понимаем его с рождения. К слову сказать, мы сами толком не знаем своего языка. Совершаем ошибки при написании, говорении, неправильно образовываем слова и ошибочно согласуем слова в предложении. Нам должно быть стыдно за незнание своего родного языка, и я считаю это важной проблемой не только молодежи, но и взрослых людей. К сожалению, её нельзя так просто взять и исправить, все резко не могут стать грамотными. Нужно начинать с подрастающего поколения, обратить внимание учителей русского языка на эту проблему. Но конечно, все зависит от желания самого человека и от уважения его к самому себе. Уважающий себя русский человек должен умело владеть своим родным языком.


14 Сентябрь, 2013

Русский язык - национальный язык, язык науки и культуры. Известные поэты и писатели: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов и другие создавали русский язык, занимались его развитием и приумножением его достоинств, благодаря ним мы получили такой язык, на котором говорим сейчас, они сделали его понятным и ясным для каждого. Известные ученые - филологи: Виноградов, Ще6рба, доводили русский язык до тонкостей, занимались грамматикой и синтаксисом. Они исследовали его и создавали словари. Алексей Толстой однажды сказал, о том, что настанет время, и русский язык станут изучать в разных странах, он станет мировым, распространенным, который будет использоваться разными народами, на других континентах. Так оно и есть, сейчас русский язык один из самых популярных языков. Русский язык входит в пятерку самых распространенных международных языков, на котором говорят свыше 300 миллионов человек по всему миру. Этот язык богат синонимами, с помощью него можно выразить абсолютно любую мысль, наш язык один из самых красивых и сложных.

На сегодняшний день русский язык используют на форумах международных организаций, изучают в иностранных школах, используют в интернете и телевидении, проводят международные конференции по разным темам. Произведения русской литературы изучаются во многих крупных странах, в известных на весь мир университетах.

Многие русские слова были заимствованы другими языками.

Причина популярности русского языка в мире: во-первых, богатство языка и лексики, во-вторых, его поэтичность и легкость, в-третьих, произведения художественной литературы и это один из родственных славянских языков, люди могут общаться на нем и чувствуют себя свободно.


14 Сентябрь, 2013

С помощью языка настоящее и прошлое человечества связано, благодаря нему мы сохранили научные достижения и культурные. А самое главное благодаря языку передается опыт наших предков. Язык пополняется всеми жителями Земли, которые когда-либо проживали на ней, народ вкладывает в него и радость, и горе, и любовь и ненависть. Вся духовность человечества сохраняется в каждом слове.

Такой богатый язык, в котором множество оттенков и полутонов не может стоять на месте, он постоянно развивается, пополняясь новыми словами. Новые нормы языка очень часто рождаются в общенародной речи, также в отдельных местностях нашей огромной страны, такие слова получили название диалектизмы. Например, валенки в одной местности называются пимы или картофель – бульба. Но многие известные писатели уверены, что такие слова не приумножают богатство нашего языка, они нам не нужны. Это не во всех случаях, верно, потому что есть такие диалектизмы, с помощью которых можно точнее выразить мысль, чем, если использовать литературный язык. Но все-таки с течением времени некоторые выражения и слова забываются людьми и уходят в историю.

Сегодня язык пополняется словами молодежи – сленгом, это разновидность жаргона. Слова эти примитивные и смысл их не глубок. Большинство специалистов – языковедов уверены, что век этих слов короток. Данные слова не несут большой смысловой нагрузки, они не интересны образованным и интеллигентным людям, их употребляют только подростки, стремящиеся отличиться от взрослых и показать свою индивидуальность и непохожесть на других. Этим словам никак не вытеснить из русского языка литературных слов.

Язык всегда будет развиваться: одни слова будут уходить из употребления, другие – приходить!


Даже если вы считаете, что знаете русский язык, пишите грамотно и разговаривайте культурно – это не повод остановиться в самосовершенствовании и развитии, век живи, век учись.

Риторика (реторика) (др. греч. ῥητωρική - «ораторское искусство» от ῥήτωρ - «оратор») - филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации. Конечно, не каждому из нас пригодится в жизни ораторское искусство. Хотя, большинство молодых людей желают работать по специальности, предполагающей общение с другим человеком напрямую. Тут-то и пригодится, если не ораторское искусство, то красноречие и умение общаться с людьми - точно. Это очень важно, умение преподать себя, произвести первое впечатление, убедить человека, расположить к себе. В некоторых профессиях эти качества – залог карьерного роста.

Одна из важнейших частей работы над языком – это орфография. То, что русский язык – один из самых сложных языков в мире, не может служить отговоркой к незнанию правил. Мне, конечно, говорить легко – с детства я владею языковым чутьем и хорошей памятью. Но если бы у меня этого не было, я бы все равно учила правила и старалась писать грамотно. Потому что грамотное письмо – это признак образованного и уважающего себя человека.

Даже если вы считаете, что знаете русский язык, пишите грамотно и разговаривайте культурно – это не повод остановиться в самосовершенствовании и развитии, век живи, век учись.

В переживаемую нами эпоху новейших достижений цивилизации подлинно глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами остается обязательным требованием для всякого образованного человека. Это требование связано с очень важным аспектом - экологией языка. Как в природе есть предельные уровни загазованности воздуха, загрязнения воды, накопления радиации, при которых начинаются необратимые процессы разрушения, так и в языке существуют пределы его искажения, огрубления, нарушения смысловых, стилистических и грамматических норм.

Слайд 15 из презентации «Проблемы экологии русского языка» . Размер архива с презентацией 363 КБ.

Русский язык 11 класс

краткое содержание других презентаций

«ЕГЭ по русскому языку 2009» - Прочитайте текст. Контрольно-измерительные материалы. Буква. Единый государственный экзамен по русскому языку. Единовременная аттестационная процедура. Обучение экспертов. Успехи в словесности. Создание КИМ. Распределение заданий по уровню сложности. Основные характеристики. Письмо. Учитель. Технологические варианты аттестации. Использование слов. Государственная итоговая аттестация. Об использовании результатов единого государственного экзамена.

«В2 по русскому языку» - Характеристика слова как части речи. Предлог связывает слова в словосочетании. Основные частицы. Запишите номера предложений. Выпишите номера предложений с производным предлогом. Междометия. Укажите ошибки в определении выделенных частей речи. Распределите грамматические признаки. Система частей речи. Частотные примеры служебных частей речи. Выполните задания. Основные союзы. Прочитайте предложения, укажите части речи.

«Задания по русскому языку для ЕГЭ» - Простое предложение. Прочитайте текст. Результативность. Подготовка учащихся к ЕГЭ. Прокомментируйте проблему. Оценочный лист. Рабочая тетрадь по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. Структура рабочей тетради. Исправьте грамматические ошибки. Практическая работа. Эффективность. Грамматическая основа.

«Фонетика» - Буквы е, ё, ю, я. Фонетика. Особенности русского ударения. Согласные звуки. Варианты. Ударение. Проблемный вопрос. Составить текст. Язык имеет свои краски. Изменение места ударения в слове. Конкурс дикторов центрального телевидения. Перед звонкими согласными глухие озвончаются. Фонетические задачи. Обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике. Оглушение согласного звука. Фонетическая разминка.

«Признаки глагола» - Разноспрягаемые глаголы. Спряжение глаголов. Инфинитив. Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного. Глагол в форме повелительного наклонения. На конце глаголов после согласных пишется ь. Времена глагола. Прошедшее время. Глагол. Все глаголы на –ить. Возвратные глаголы. Лицо и число глагола. Виды глагола. Безличные глаголы. Общее грамматическое значение. Наклонение глагола. Настоящее и будущее время.

«Сочинение-рассуждение на ЕГЭ» - Проблема нравственных ценностей. Проблемы выбора книги для чтения. Комментарий. Типы речи. Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Критерии оценивания. Проблемы, поставленные автором. Словарная работа. Позиция автора. Смысловая цельность. Аргументация. План сочинения.

"Значение родного языка в обучении иностранным языкам: проблемы, решения и планы на перспективу". Так называлась дистанционная научно-практическая конференция, впервые организованная в Ташкентском государственном университете узбекского языка и литературы имени Алишера Навои совместно с редакцией электронного научно-методического журнала и интернет-портала "Узбекистонда хорижий тиллар" ("Иностранные языки в Узбекистане"). В ней приняли участие преподаватели вузов, зарубежные специалисты и студенты.
На открытии дистанционной конференции заместитель министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан М.Каримов, ректор Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои Ш.Сирожиддинов и другие особо отметили высокие результаты реформ, осуществляемых в образовательной системе нашей страны, подчеркнули, что все больше укрепляются правовые основы изучения иностранных языков, повышается социальное значение изучения языков среди населения.
Судьба народа неразрывно связана с судьбой родного языка. Ибо потеря родного языка - потеря национального духа, истории. Неоценима роль языка в диалоге с другими народами, установлении с ними дружеских отношений, сохранении мира.
На мероприятии обсуждались такие актуальные вопросы, как обеспечение исполнения постановления Первого Президента нашей страны "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков" от 10 декабря 2012 года и Указа «О создании Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои» от 13 мая 2016 года, изучение соответствующего международного опыта, значение родного языка в процессе обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования, а также механизмы повышения качества образования в этом направлении.
- Эта научно-практическая конференция отличается от обычных тем, что позволяет широкой общественности в любое время и любом месте вступить в виртуальную дискуссию посредством современных информационных технологий, - говорит директор электронного научно-методического журнала и интернет-портала "Узбекистонда хорижий тиллар" Гулмира Шукурова. - Мероприятие служит таким целям, как повышение статуса узбекского языка, усиление интереса молодежи к изучению иностранных языков, реализация инновационных проектов.
- Человек, хорошо знающий свой родной язык, как правило, быстрее и легче изучает иностранные языки, - говорит профессор университета Азуса Пасифик (США) Нэнси Эклес. - В Узбекистане налажена эффективная система образования, что позволяет молодежи тщательно изучать иностранные языки.
Дистанционная научно-практическая конференция продлится до 28 апреля на сайте www.conference.fledu.uz