Примеры человечности из жизни. Примеры человечности из жизни Человечность есть цель человеческой природы

Духовно-нравственным завершением понимания человека в качестве социального существа логично стало представление о нем как гуманном существе, представление о гуманности как характернейшей черте человеческого рода, что недвусмысленно следует из патетического вопрошания императора Юлиана: «Сколько рассуждений было посвящено в древности раскрытию того, что человек - общественное животное.

И вот, говоря и утверждая это, мы будем по отношению к своим ближним вести себя антиобщественно?!» [Юл. Пис., 45,292d]. Документально подтвердить связь общественности человека с его гуманностью можно, наверное, Аристотелевым определением основной формы человеческой общественности - оіхіа: оікіа Ьївті rts piXia . Из этого следует, что pvsis человека-это j>i\ia.

Кроме того, определенное отделение человека от объективных структур космоса, сосредоточенность на нем самом обусловили большее внимание философов к субъективной стороне человеческого существования, к чувствам и переживаниям человека, вообще ко всему «человеческому» (res humanae), что составляет непреложный аспект гуманистического понимания человека. Античный гуманизм признавал ценность человека, возвышал его, требовал уважительного отношения к нему и любви, сочувствия его слабостям и страданиям - словом, включал в себя все то, что входит и в современные гуманистические воззрения. Например, по мнению К. Ламонта, главной целью гуманистической этики является содействие посюсторонним человеческим интересам во имя большого счастья и славы человека. Гуманизм утверждает возможность и желательность альтруизма (см.: ). Правда, в современной литературе в отношении гуманизма высказывается много всяких разных точек зрения. Так, П. Тротиньон считает Аристотеля «антигуманистом», а именно - реалистическим исследователем человека, рассматривающим его исторически, с точки зрения практики греческого мира, в отличие от традиционных гуманистов литературного толка, которые создавали образ абстрактного и неисторического человека (см.: ). Есть и другие исследователи, подчеркивающие эту особенность подхода Аристотеля к изучению человека. Я. Верхаге, например, отмечает, что Аристотель относительно человеческого действия в контексте политики не говорит о человеке вообще, но рассуждает о свободном гражданине, о богатом собственнике, воспитанном гражданине, обладающем досугом, рабочем, поденщике, мелком торговце, женщине, рабе (см.: ; см. также: ).

Гуманные качества людей греки называли рі\а\\т)\іа - дружелюбием (Демокрит) или (piAavS-pooxia - человеколюбим (Аристотель), а римляне именовали humanitas - человечностью (Цицерон). Качества эти считались природными. Человека наделяли врожденными чувствами сострадания к людям, совестливого отношения к ним, солидарности, любви и т. п. В одном из писем Цицерона «всякая человечность» раскрывается как «чувствительность» [Циц. Пис., DCVII, 1]. Природной считали филантропию Аристотель и стоики (см.: ). Соболезновать - прирождено человеку. Он оказывает благодеяния нуждающимся по велению своего духа.

Конечным и потенциальным источником нравственно-гуманных качеств человека Цицерон считал его природу.

Он пишет, что благородство, любовь к отечеству, чувство долга, желание служить ближнему и проявление ему благодарности - все это «рождается от того, что мы, по природе своей, склонны любить людей» [Цицерон, 1966, I, XV, 43]. Здесь надо отметить один принципиальный момент понимания природной любви «преформистами». Природная любовь для них - это естественная половая любовь, ведущая к браку и семье, к дому, к появлению фундамента общества. Так рассматривает ее Аристотель, об этом же говорит Цицерон. Су- пружество - это выражение и источник любви между людьми, так как «от натуры всеяно, чтоб родившие любили своих рожденных». От супружества «произошла взаимная любовь в сродствах (семьях. -

В. 3. ; тут переводчик передает Цицерона прямо-таки греческим, Аристотелевым языком: вспомним о evvy у к ve га)» [Цицерон, 1793, IV,

VII]. Впрочем, надо напомнить и о том, что у Лукреция, коего мы отнесли к «эпигенетикам», брак и семья также являются причиной появления у человека гуманных чувств.

Что касается разработки гуманистической концепции человека, то у греческих философов мы встречаем только отдельные разрозненные высказывания на темы гуманизма. Самые первые из них свя заны с древним институтом гостеприимства (затем покровительства, патроната). Так, в «Одиссее» читаем: «Всякий, просящий защиты и странник является братом / Мужу, который хотя бы чуть-чуть прикоснулся к рассудку» [Од., VIII, 546-547]. Призыв проявлять гуманизм в политических отношениях можно найти у пифагорейцев (свидетельство и лексика позднеантичного автора Стобея): правители должны быть человеколюбивыми (xovs), а управляемые, в свою очередь, - начальстволюбивыми (рikapjiovras) (см.: [Мак.; Diels, 45D, 4]). Вот и получается ріЛаЛЛуХіа - любовь друг к другу, взаимная любовь. В схолиях Цеца - источнике по философии Демокрита - людям древнейшего периода приписывается взаимно дружелюбная жизнь (fiiov pilaMrjXov) и исключительное взаимное дружелюбие (pi\a\Xi)\iav jiovov) без войн, насилий и хищений, что, впрочем, не соответствует воззрениям самого Демокрита, а, скорее всего, описывает мифологические представления о золотом веке (см.: [Лурье, 1970, 558, коммент.]). В качестве.квинтэссенции гуманистических воззрений софистов обычно приводят знаменитое изречение Протагора: «Человек есть мера...» (см.: ). Диоген Лаэртский приписывает понятие «филантропия» Платону, который разделял его на три аспекта: приветливость, помощь, гостеприимство [Диог. Лаэрт., III, 98]29.

От философов эллинистическо-римской эпохи до Цицерона также не дошло сколько-нибудь значительных высказываний по проблемам гуманизма. Можно указать на стоиков, которые требовали от господ уважительного отношения к рабам как к членам фамилии или как к свободным наемным рабочим; от богатых-великодушия к бедным (см.: ). Предтечами римского гуманизма считают поэтов Энния и Теренция30. Энний писал о дружеском обхождении, основанном на comitas, urbanitas и humanitas, чем затем руководствовался известный Сципионовский кружок (см.: ). И только на долю Цицерона выпало стать подлинным классиком гуманистической антропологии в Античности. Именно с его именем связывают античный гуманизм31.

Цицерону принадлежит если не изобретение, то широкое распространение и внедрение в этико-социологические воззрения самого термина «гуманность», «гуманизм» - humanitas. Это понятие - humanitas (человечность) он применяет при характеристике существенных свойств человека, даже его сущности, и таким образом придает ему антропологический смысл. Humanitas - понятие крайне многозначное. Совокупность его значений охватывает всю сферу духовных и социальных связей человека. Для нашей темы нужна та область значений humanitas, которая в языке Цицерона связана с представлением о человеколюбии, дружелюбии и т. п. Согласно свидетельству Авла Геллия, в просторечии (а значит - наиболее широко) слово humanitas употреблялось наряду с греческим piXavSpooxia (см.: [Немилов, с. 6]). В литературе все это достаточно подробно описано, поэтому приведем просто пару примеров. Понимание humanitas в смысле мягкосердечия определенно можно видеть в противопоставлении mansuetndo и inhumanitas [Цицерон, 1962, т. 1. Речь против Г. Верреса* «О казнях», XLIV, 115]. Об этом же свидетельствует обращение Цицерона к судьям «по праву обыкновенной человечности (communis humanitatis) и согласно милосердию» . О себе он говорит, что в политической борьбе руководствуется «не чувством жестокости... но исключительной... добротой (humanitate) и состраданием» [Циц. Кат., VI, II].

Цицерон не считал гуманность этической нормой и нравственным императивом. Он полагал ее реальным качеством конкретных людей, ее носителей. Она была для него реальностью, проявляющейся в человеческих отношениях. Основанием такого заключения могут служить его рассуждения о гуманном государственном деятеле. Впервые Цицерон высказывает свои взгляды о гуманизме государственного деятеля, по-видимому, в связи с разоблачением злоупотреблений Верреса. Он противопоставляет ему выдающихся полководцев прошлого М. Марцелла (3-й в. до н. э.) и П. Сципиона (2-й в. до н. э.), которых наделяет чертами гуманности [Циц. Верр. «О предметах искусства», XXXVII, 81; LV, 121]. Эти полководцы руководствовались в своих поступках humanitas и обратили mi- sericordia к пользе римского государства. Из своих современников Цицерон делает примером гуманного военачальника Гн. Помпея [Там же, «О казнях», LVIII, 153]. «Величайшей человечностью (humanitate)» наделяет он М. Лепида, который благодаря ей повернул к миру и согласию опаснейшую гражданскую войну . Наконец, и самого себя Цицерон без ложной скромности считал гуманным человеком. И, надо сказать, для этого были немалые основания, так что его оценка в этом отношении достаточно объективна. Он сам следовал гуманистическим принципам, жил по ним, что характерно для философов, придерживающихся стоических убеждений, каковым он и был. Цицерон исповедовал гуманизм как в своей общественной деятельности, так и в личной жизни. Свою общественную деятельность он начал с адвокатуры, чему, впрочем, не изменял на протяжении всей своей жизни, а функции защитника в суде гуманны сами по себе. Гуманизм его правосознания требовал давать отпор несправедливости в любом судебном деле [Цицерон, 1962, т. 1. Речь в защиту С. Росция из Америи, 1,1]. Если humanitas перестает играть роль сдерживающего начала в поведении человека, как это было в случае с Верресом, то суд должен бьггь средством принуждения там, где отсутствие humanitas порождает бесправие (см.: ).

Восхождение по лестнице государственных должностей Цицерон начал с исполнения обязанностей квестора в Сицилии и уже там показал себя гуманным администратором в сравнении с римскими магистратами, отличавшимися беспардонным поведением . Так же он вел себя в период проконсульства в Киликии, когда, как он пишет, своей справедливостью и мягкостью в отношении союзников добился того, «чего не мог бы достигнуть никакими легионами»: колеблющихся сделал более лояльными, враждебных-дружественными [Циц. Пис., CCXI, С С XXXVIII]. Как политический деятель Цицерон объявил себя сторонником свободы и гражданского мира, противником насилия (в частности - во время гражданских войн), выражая характер своего консульства фразой «Cedant arma togae» . Во время междоусобия Цезаря и Помпея он стремился предотвратить вооруженное столкновение между ними, надеялся на мирное разрешение противоречий [Циц. Пис., CCCLX] и высказывался за решение споров путем обсуждения, а не силой, как это свойственно людям, а не диким зверям [Цицерон, 1974в, I, XI, 34]. Все это отвечает положениям о том, что humanitas взращивает мир (см.: ). Если же войны было не избежать, то Цицерон требовал, чтобы и в этом случае люди соблюдали право и законы, не позволяли себе жестокости, проявляли к врагам гуманность [Цицерон, 1974e, I, XI, 34-XIII, 40]. Бесчеловечным (inhumanum) является добивать лежащих и поверженных . О Долабелле, который проявил ненасытную жестокость и терзал мертвого врага, Цицерон осуждающе говорит: «Immemor humanitatis» («Забывший о человечности») .

Указание на гуманность почти всегда присутствует в Цице- роновых характеристиках высоконравственного человека, будь то идеальный правитель или реальный полководец, судья, просто человек, в том числе вполне конкретное лицо . Среди личных качеств образцового наместника называются такие: умеренность, справедливость, готовность защитить обиженных и ненависть к бесчестным, мягкость, человечность. Указывая на достоинства одного из своих друзей, Цицерон перечисляет такие: благожелательность, благочестие, дружелюбие (humanitatem), добросовестность . Следует признать, что гуманность (человечность) является свойством, выполняющим интегративную функцию по отношению к другим духовно-нравственным качествам, является главным свойством, и его одного достаточно, чтобы указать на «общественность» человека во всем ее объеме, указать на его сущность. О том, что понятие humanitas является центральным в учении об идеальном наместнике, говорят Хр. Роте и X. Д. Майер (см.: ). He вдаваясь в глубокую детализацию, следует отметить, что интегративность понятия «человечность» проявляется в том, что помимо своего основного значения (милосердие, мягкость и т. п.) оно выступает в значении справедливости, благодеяния, щедрости и т. д. В трактате «Об обязанностях» есть такое примечательное рассуждение: если человек чужд справедливости (iustitia) и борется не за всеобщее благополучие, а ради своей выгоды, то здесь будет иметь место не доблесть, а «дикость», отвергающая какую бы то ни было человечность (omnem humanitatem) [Цицерон, 1974e; Cicero, 1971,1,

По большей части Цицерон описывает проявления гуманности в разного рода межличностных отношениях, когда он размышляет о людях и их связях. Это и есть этико-антропологическая сфера применения понятия humanitas. В книге М. Шнайдевина есть большой раздел (третий) «Античная гуманность в отношении человека к человеку», написанный преимущественно на материале Цицерона, которого автор, кстати, называет главным представителем античной гуманности. Чтобы дать читателю представление о содержании этого раздела и соответственно о понимании М. Шнай- девином гуманности в межличностном общении, назовем кое-какие темы, освещающиеся во входящих в него параграфах: достоинство жизни, галантность, скромность, искренность, уважение, дружба, соседи, женщины, рабы. Отношения между людьми М. Шнайдевин разделяет на два рода: деловые и свободные. Деловые отношения регулируются по законам взаимных интересов, и гуманность не является здесь решающим фактором. В свободном общении человек наслаждается духовной связью с другим человеком. Это свободное общение людей между собой и было пронизано гуманностью (см.: ). Вполне можно согласиться с М. Шнайдевином, что античная гуманность требует прежде всего высоконравственной жизни и видит в действии ради другого, в альтруизме пробный камень действительно нравственного поступка (см.: ). И сам Цицерон говорит об этом: ведь даже «те, кто утверждает, что всяк сам себе милее», не признают справедливым, «чтобы отнимать что-либо у другого и то присвоять себе» [Цицерон, 1973, III, XXI].

В качестве модели описания того, что Цицерон сам говорил о гуманности в отношениях между людьми, возьмем то место из трактата «Об обязанностях», где рассказывается о различных уровнях связи людей и высказано положение о том, что «лучше всего человеческое общество и союз между людьми будут сохранены в том случае, если мы будем относиться к каждому с тем большим расположением, чем теснее он с нами связан» [Цицерон, 1974e, I, XVI, 50-XVIII, 59]. Конкретно здесь представлены следующие степени связи человека по мере их расширения в направлении от самых тесных: с родителями, детьми, родственниками, близкими, друзьями и далее вплоть до связи со всем человеческим родом, с незнакомшпгкам ЛЮДБМЙ. В «Ораторских подразделениях» среди «божественных» (а значит, угодных богам) дел названы: уважение к родителям, приятелям (amicis), гостям . Большой материал о гуманизме в личной жизни, прежде всего в семейных отношениях, дает переписка Цицерона. Особенностью гуманных отношений между супругами, детьми, братьями, всеми связанными семейственностью он считал именно любовь и указывал, что хота эти связи поддерживаются и благодаря уважению (caritate), но больше всего они сохраняются благодаря любви (amore) . Кроме того, и само слово humanitas употребляется при описании отношений супругов друг к другу (см.: ).

Стоит обратить внимание на отношение к женщинам и старикам, так как это немаловажный показатель гуманности общества и отдельного человека. В своей переписке Цицерон призывает проявлять уважение к женщине, а проблемам старости он посвятил даже особое сочинение «О старости». В нем порицается бытующее пренебрежение к старикам и высказывается пожелание облегчать их участь [Цицерон, 1974а, III, 7; IX, 34; XVIII, 63-64]. Среди проявлений гуманизма - также дружба, о которой Цицерон тоже написал трактат [Цицерон, 19746]. Не случайно humanitas включает представление о дружбе и ее доказательствах словом и делом (см.: ). Признаками дружбы (amicitia) являются уважение (сагі- tas) и приязнь (amor) . К этому типу отношений, но менее тесных, относятся связи между патроном и клиентом, между соседями, а также гостеприимство. М. Шнайдевин относит клиентелу в разряд «гуманных устремлений» . Характерно, что среди недостатков осуждаемого им римского магистрата П. Ватиния Цицерон отмечает его неуживчивость с соседями, свойственниками, соплеменниками . Сам же он считает добрососедство (vicinitas), сохраняющее старинное понимание обязанностей, достойным похвалы и даже любви . Humanitas, основывающаяся на exempla maiorum, имеет характер нравственной обязанности защищать гостя - друга от несправедливости (см.: ). Губить гостя перед ликом богов-пенатов-это большое злодейство, увещевает Цицерон Цезаря .

Наконец, в самом широком круге общения гуманность проявляется ко всем людям. Человечность наместника Цицерон понимает как заботу о жителях любой провинции, которой ему предстоит управлять, а также как заботу о всех слоях общества, следовательно, как любовь ко всем людям. Он поучает брата Квинта: «Если бы судьба поручила тебе управлять африканцами или испанцами, или галлами, народами дикими и варварскими, все же тебе, по твоей человечности, надлежало бы позаботиться об их благополучии и действовать на пользу и во благо им» [Циц. Пис., XXX]. Гуманность распространяется даже на рабов, которым Цицерон не отказывал в принадлежности к человеческому роду. Ф. Кауелл признает, что Цицерон был одним из немногих, кто требовал гуманного обращения с рабами, в то время как его друг Варрон воспроизводил ходячее представление о рабах как орудиях, наделенных речью (см.: ). В трактате «Об обязанностях» Цицерон ставит вопрос об уравнивании рабов со свободными наемными рабочими [Цицерон, 1974e, I, XIII, 41]. Здесь же приводятся антиномии нравственного сознания, касающиеся отношения к рабам, которые возникают в экстремальных ситуациях [Там же, III, XXIII, 89]. Цицерон призывает во взаимоотношениях с рабами руководствоваться не пользой и выгодой, а человечностью. Он выводит гуманизм даже за пределы человечества и распространяет на отношение человека к природе, животному миру и не одобряет обычая своих сограждан убивать животных во время праздничных представлений.

В этом единении отдельного человека со всем родом людей и даже животным миром заключается вершина цицероновского и всего античного гуманизма. О его сущностно человеческом характере говорят слова Юлиана о помощи даже «враждебным людям»: «Ведь мы даем потому, что он-человек, а не за то, какой он человек» [Юл. Пис., 4S, 291]. Неоплатоники восприняли мысли о равенстве рабов и свободных, о их человеческом достоинстве и величии духа, чему посвящена речь Претекетата у Макробия (см.: [Звиревич, 1987, с. 130-136; Glover, р. 180-181, not.]). Р. Райтценштайн замечает, что humanitas становится общей благосклонностью к любому человеку, гостеприимством, благодарностью и т. п. (см.: ). «Все то, что мы можем предоставить другим людям без ущерба для себя, надо отдать даже неизвестному нам человеку», - писал Цицерон [Цицерон, 1974e, XVI, 51]. Цитатой из Еврипида ему вторит Юлиан: «Добрый человек, если он даже живет в отдаленной земле, и я его никогда не видел, друг для меня» [Юл. Пис., 390Ь (20, 34)]. Вот это доброжелательное отношение к себе подобному отличает человека от животных, делает его собственно человеком. Цицерон заявляет: «Я сам не буду считать себя человеком, если не окажу ближнему расположения и всяческие услуги» [Циц. Пис., DCCLXIII, 2]. Он не считает признаком (proprium) человека все то, что не отмечено знаком благодеяния (beneficio) и благоволением (benevolentia) . Поэтому вполне можно принять замечание М. Шнайдевина о том, что humanitas - это такая особенность человека, которая делает его S&ov xokninov (см.: ). Словами М. Шнайдевина мы замкнули круг характеристик человека в качестве общественного и гуманного существа: его общественность и гуманность оказались взаимообусловленными. Выводя гуманность из общественности, мы пришли к ней как основанию последней.

Изложенные воззрения Цицерона, подводящие итог исканиям его предшественников как среди римлян, так и среди греков, а также воззрения следующих за ним мыслителей, в частности не раз упомянутого императора - философа-неоплатоника Юлиана, который неоднократно по-своему высказывался в гуманистическом духе и призывал «больше всего... проявлять человеколюбие, ибо из него исходит много и других благ» [Юл. Пис., 45, 289Ь]32, позволяют говорить о гуманизме как о родовой черте социокультурной антропологии Античности, считая ее античным вариантом европейского гуманизма или гуманистически окрашенной антропологией, а также как о видовой черте ее «преформистской» ветви, поскольку гуманные качества признаются врожденными. 3.5.3.

Всякая вещь, если только это не безжизненное орудие, заключает свою цель в самой себе. Если бы мы были созданы для того, чтобы, словно магнит, всегда повернутый на север, вечно, затрачивая тщетные усилия, стремиться к точке совершенства, расположенной вне нас, прекрасно зная, что никогда не достигнем ее, мы, слепые машины, должны были бы оплакать не только свою судьбу, но и обрекшее нас на танталовы муки существо, сотворившее род наш, чтобы злорадно и совсем не божественно наслаждаться видом его мучений. Если же в оправдание такого существа сказать, что пустые и не достигающие цели усилия все же способствуют чему-то доброму и поддерживают в нас непрестанную деятельность, то все равно существо это было бы уже несовершенным, жестоким, ибо в бесцельной деятельности нет ничего хорошего, и само это существо, бессильно или коварно, недостойным его самого образом, обманывало бы нас, представляя нам призрачную, иллюзорную цель. Но, к счастью, природа вещей не учит нас такому обману; если рассмотреть человечество таким, каким мы знаем его, по заложенным в нем законам, то у человека нет ничего более высокого, чем гуманный дух; ведь даже представляя себе ангелов или богов, мы мыслим их себе идеальными, высшими людьми.

Мы уже видели 1* , что натура наша получила свой органический строй, чтобы достигать именно этой очевидной цели - гуманности; для этого даны нам и все более тонкие ощущения и влечения, разум и свобода, хруп-

1* Т. I, кн. 4.

кость и выносливость тела, язык, искусство и религия. В каких бы условиях ни существовал человек, в каком бы обществе ни жил, в уме его всегда могла быть, одна только гуманность, и возделывать мог он лишь дух гуманности, как бы ни представлял ее себе. Ради этой цели распорядилась природа, создав мужчин и женщин, ради этого установила природа возрасты, так, чтобы детство длилось дольше и чтобы только путем воспитания человек обучался гуманности. Ради этой цели на широких просторах земли учреждены все возможные образы жизни, все виды человеческого общества. Охотник или рыбак, пастух или земледелец или горожанин, человек в каждом состоянии учился различать средства пропитания, строить жилища для себя и для своей семьи; он научился изготовлять одежду для мужчин и для женщин и превращать ее в украшение тела, научился вести домашнее хозяйство. Он придумал много разнообразных законов и форм правления, .цель у которых одна: каждый человек свободно, ни с чьей стороны не встречая вражды, должен упражнять свои силы, чтобы обрести более прекрасную и свободную жизнь. Для этого была обеспечена сохранность собственности, и труд, искусство, торговля, сношения между людьми были облегчены; были назначены кары за преступления и введены награды для лучших граждан, установлено множество различных обычаев для каждого сословия, для общественной и домашней жизни, включая даже и религию. Для этих же целей велись войны, заключались договоры, постепенно установлен был некий вид права войны и права народов, а кроме того, сложились различные союзы, обеспечивавшие гостеприимство и облегчавшие торговлю, чтобы и за пределами своего отечества человек встречал бережное обращение и принимался по заслугам. Итак, все хорошее делалось в истории ради гуманности, а все нелепое, порочное и омерзительное, что тоже появлялось в истории, было преступлением против духа гуманности, так что человек вообще не может представить себе никакой иной цели всех своих земных устроений и установлений, кроме той, что заложена в нем самом, то есть в его сотворенной богом натуре - слабой и сильной, низменной и благородной. Если во всем творении мы любую вещь познаем по внутреннему существу ее и по ее следствиям, то яснейшее доказательство цели человеческого рода на земле дают нам естество и история человека.


Взглянем на ту область земли, по которой странствовали мы до сих пор. Во всех установлениях народов от Китая до Рима, в многообразных государственных устройствах, во всем созданном людьми для мирной и военной жизни, при всех присущих народам отвратительных чертах и недостатках, всегда можно было распознать главный закон природы: «Человек пусть будет человеком! Пусть установит он свой жизненный уклад по тому, что сочтет для себя наилучшим». Для этого занимали свои земли народы, устраиваясь на них, как могли. Женщину и государство, рабов, одежду и дома, развлечения и пищу, науки и художества на земле всякий раз превращали в то, чем желали видеть их на благо целого или для пользы себе. Итак, повсюду, как видим мы, человечество обладает и пользуется своим правом - воспитывает себя в духе гуманности, в зависимости от того, как

понимает гуманность. Если народы заблуждались, если они останавливались на половине пути, будучи верны унаследованной традиции, то они страдали от последствий своего заблуждения и искупали свой грех. Божество не связывало их по рукам и ногам, и связывало их только их собственное существо - чем были они, где и когда жили, какие силы присущи были им. И когда они ошибались, божество не приходило на выручку к ним и не совершало ради них чудес, но ошибки должны были проявиться на деле, чтобы люди учились исправлять их.

Этот закон природы прост и достоин бога, внутренне он един и гармоничен, он обилен последствиями для рода людей. Если человечеству суждено было быть тем, чем является оно по своему существу, стать тем, чем могло оно стать, оно должно было получить в дар самодеятельную природу, круг беспрепятственного, свободного творчества, где бы не мешало ему ни одно неестественное чудо. Мертвая материя, все роды живых существ, направляемых инстинктом, остались тем, чем были во времена сотворения мира, а человека бог сделал богом на земле, он вложил в него начало самодеятельности и привел это начало в движение, что вызывается внутренними и внешними потребностями человеческого естества. Человек не мог жить, не мог сохранять свою жизнь, не умея пользоваться разумом, а коль скоро он пользовался своим разумом, перед ним открылись ворота и он мог совершать теперь ошибку за ошибкой, делать одну неверную попытку за другой, но точно так же открылся перед ним, притом даже благодаря самим ошибкам и заблуждениям, путь к более совершенному пользованию разумом. Чем быстрее распознаёт человек свои ошибки, чем решительнее устраняет их, тем дальше он идет, тем более складывается его гуманность, и он должен довести развитие ее до конца или же в течение долгих веков стенать под бременем собственной вины.

Мы видим - для того чтобы установить свой закон, природа избрала пространство широкое, насколько позволяло ей расселение человеческого рода на земле, и придала человеку такое разнообразие строения, какое только могло быть в роде человеческом. Рядом с обезьяной расположила природа негра, и все умы человеческие, от негритянского до тончайшего человеческого мозга, все народы всех времен заставила природа решать великую проблему человечности. Все самое жизненно необходимое не упустил бы ни один народ на земле, потому что к этому ведут потребности и инстинкты, но для того чтобы формировались более тонкие условия существования, созданы были народы более утонченные, жившие в зонах более мягкого климата. А поскольку все прекрасное, все благоупорядоченное лежит между двумя крайностями, то и более совершенная форма разума и гуманности должна была найти место в более умеренных климатических зонах. Так это и случилось, в полном согласии со всеобщим законом соответствия. Ведь если и нельзя отрицать, что почти все азиатские народы - ленивы и неповоротливы, что слишком рано остановились они на благих предначертаниях древности и сочли унаследованные формы священными и незаменимыми, то следует извинить их, подумав, как широки просторы материка, на котором жили они, и каким опасностям со стороны горных

народов были они подвержены. В целом же их ранние начинания, способствовавшие развитию гуманности, если только принять во внимание место и время, вполне заслуживают похвалы, и тем более нельзя недооценивать прогресса, достигнутого во времена наибольшей их активности средиземноморскими народами. Они сбросили с себя деспотическое иго древних традиций и форм правления и подтвердили великий, благой закон человеческой судьбы: «Цели, которые ставит перед собой народ или все человечество, которые избрали они не случайно и к которым энергично стремятся ради собственного блага,- в их достижении не отказывает людям природа, потому что не традиции и не деспоты - последнее слово для нее, а наиболее совершенная форма гуманности».

Несказанно прекрасное это начало, этот закон природы примиряет нас с внешним обликом людей, разбросанных по широким просторам земли, и со всеми переменами, какие претерпел род человеческий на протяжении долгих времен. Человечество повсюду было тем, во что способно оно было обратить себя, что хотело и могло сотворить из себя. Если человечество довольствовалось существующим или если средства совершенствования еще не созрели на великой ниве времен, то человечество на долгие века оставалась тем, чем было, и ни во что не превращалось. Но если человечество пользовалось всеми инструментами, данными ему богом, то есть рас-судком, силой и всем, что приносили с собой попутные ветры, то искусство возносило людей, решительно и смело придавали себе народы новый облик. Коль скоро народ пренебрегал такими инструментами бога, то эта леность уже означала, что народ не особенно сильно чувствует свое несчастье; ведь живое чувство несправедливости всегда бывает спасительной силой, если только не обойдено оно рассудком и энергией. Никоим образом нельзя утверждать, что всесилие тиранов - причина, почему народы так долго покорствуют им; единственная, самая надежная опора деспотизма - слабость и легковерность рабов, доверчиво и добровольно ими усвоенные, а позднее их леность и долготерпение. Ибо терпеть, конечно же, проще, чем настойчиво совершенствовать,- вот почему столь многие народы не пользуются правом, данным им богом,- божественным даром разума.

Однако не подлежит сомнению: все, что не успело совершиться на земле, еще совершится в будущем; ибо права человечества не застаревают и силы, вложенные богом, не искореняются. Нас поражает, сколь многого добились в своем кругу греки и римляне, хотя отведено им было не много веков,- если цель их деятельности и не всегда была самой чистой, то они доказали все же, что в состоянии достигнуть ее. Пример, показанный греками и римлянами, сияет в истории и вдохновляет на подобные же и на еще более совершенные устремления всякого, кого хранит судьба, как греков и римлян, всякого, кому покровительствует судьба больше, чем римлянам и грекам. В этом смысле вся история народов - соперничество, соревнование народов, спорящих о прекраснейшем венце гуманности и человеческого достоинства. Столько было древних народов, покрывших себя славой, но цели, ими достигнутые, были отнюдь не лучшими; почему бы и не достигнуть нам более чистых и благородных целей? Они были людьми, и мы

люди, они жили, а мы еще живем, они призваны были наилучшим образом воплотить дух человечности, и мы, сообразно с обстоятельствами, совестью, долгом, призваны к тому же. И что они совершили, не сотворив чудес, то можем и мы, на то и у нас есть право, а божество помогает нам лишь через посредство наших сил, рассудительности, усердия. Создав землю и все неразумные существа земли, божество сотворило человека и сказало так: «Будь образом моим, будь богом на земле! Цари и правь! И все благородное и все превосходное, что можешь создать по природе своей, то производи; и чудеса не помогут тебе, потому что судьбу человека я кладу в руки людей, но помогут тебе священные, вечные законы природы».

Поразмыслим же о некоторых из законов природы, придавших, как о том свидетельствует история, движение вперед гуманному духу человеческого рода; законы эти и впредь будут помогать человечеству, если только верно, что законы природы - законы бога.

Что такое человечность - внутренний мир человека, характеризующий состояние души, невидимое обличье. Приятная внешность не всегда характеризует доброжелательность и к окружающим обстоятельствам. Порядочность и отзывчивость к чужим заботам переходит в современном мире в разряд чувств, атрофирующихся с развитием цивилизации.

Человечность - что это?

Внутренняя гармония, порождающая комфортные отношения между людьми, в результате которых они получают моральное удовлетворение – это человечность. Это духовное состояние индивида, при котором он имеет набор высоких людских качеств, основное из которых - сердечная доброта. Характерные признаки человечности, которую замечают окружающие:

  • душевная теплота;
  • отзывчивость;
  • приятная манера поведения;
  • уважение;
  • доброжелательность;
  • высокий уровень внутренней культуры,
  • приятное воспитание;
  • сочувствие;
  • терпение;
  • гуманность;
  • готовность к безвозмездной помощи;
  • искренность.

Что такое человечность - философия

В понимании философов, человечный - это гуманный. Латинский термин «humanus» стал основой, на которой возникло понятие гуманизм – мировоззренческое восприятие, признающее свободу личности, многогранное развитие, состояние счастья. Цицерон называл человечность результатом воспитания, степенью образованности, возвышающие человеческую сущность.

Проявить гуманное отношение - оказать помощь и проявить сочувствие, в котором нуждается личность, не делая ущерба собственным интересам. Сделать счастливым другого против его воли – не гуманно. Самые искренние проявления доброты, навязанные человеку без его желания, не относятся к человечности. Сделать доброе дело без призыва к помощи – значит навязать собственную волю.


Что такое бесчеловечность?

Безразличие к проблемам и обстоятельствам другого человека – черствость души, душевная апатия. Человечность и бесчеловечность – две противоположные грани. Проявляя одну из них, личность вызывает у окружающих уважение или отрицательную критику. Бесчеловечное поведение может быть направлено по отношению к другим людям, животным, природе, оно причиняет страдания. Синонимы характеризующие бесчеловечность:

  • жестокость;
  • озлобленность;
  • беспощадность;
  • варварство;
  • вандализм;
  • немилосердие;
  • кровожадность;
  • злорадство;
  • бескультурье;
  • недоброжелательность;
  • корыстность;
  • бессовестность;
  • аморальность.

Для чего нужна человечность?

Доброта и человечность - два схожих чувства. Проявляя их, человек изменяет мир, показывает заботу и понимание к окружающим – приносит гармонию, дает обрести , тренирует . Человечность – акт любви и милосердия нуждающемуся в помощи человеку. Она дает веру, помогает побороть трудности, показывает «истинное» лицо человека в трудную минуту.

Проявлять человечность по отношению к людям в настоящее время стало «не модно». Человеческая природа устроена таким образом, что только проявляя и отдавая доброту, можно обрести душевный комфорт. Без элементарной помощи к окружающим человек превращается в бездушного робота, исполняющего определенные функции, зацикленного на благосостоянии личности.


В чем проявляется человечность?

Наличие способности сопереживать важно для нескольких профессий – медиков, спасателей, учителей, воспитателей. В понятие человечность относят поступки, проявив которые кто-то получил поддержку - материальную, моральную, физическую. Чужая проблема и забота стала близкой, человек её разделил – помог решить доступным способом. Бескорыстность поступка – главное правило человечности. Самыми распространенными актами доброй воли являются – отдача личных средств на благотворительные цели, волонтерские труды, забота о немощных, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях:

  • старики;
  • дети;
  • сироты;
  • инвалиды;
  • бездомные;
  • животные.

Этические нормы не всех стимулируют проявить человечный поступок – спасти жизнь и здоровье, невзирая на угрозу собственной жизни и личные проблемы. Самая большая степень добродушия – проявленная отвага в непредсказуемых ситуациях, ставшая геройским поступком. Она показывает личность, как высокоморального заступника и спасателя, ущемившего свои интересы во благо других.

Развитие человечности

Человечность позволяет замечать хорошее, не зациклившись на негативном, дарить надежду в будущее для себя и близких. Развивать гуманизм помогают три основных чувства – любовь, доброта и интеллигентное отношение. Неравнодушная реакция на проблему случайного человека, участие в благотворительных акциях – признаки душевной доброты и духовного равновесия.


Как отключить человечность?

Если отключить человечность, теряются рад качеств, а их отсутствие провоцирует развитие социопатии. Человеку, мотивируясь личными интересами, становится трудно находить общий язык с окружающими, радоваться приятным жизненным мелочам, что влечет дисгармонию в душевном развитии. Если на первых этапах такая позиция будет приятной, то с течением времени она начнет угнетать. Искреннюю поддержку и доброе дело может сделать каждый, но проявить такое желание способны единицы.

Проблема человечности

Человечность в современном мире преднамеренно спутывают со слабостью. Гонка за ценностями для личной выгоды диктует жесткие правила общественного поведения. На таком фоне контрастными красками выделяется душевная доброта - великодушие. Что такое человечность на конкретных примерах - учитель, занимающийся с ребенком после уроков без дополнительной оплаты, медсестра, усердно присматривающая за тяжелобольным. Проявить заботу в силу возможностей не трудно, самое ужасное – не получить поддержки, когда тебе могут, но не хотят помочь.

Человечность – это качество личности, которое характеризуется морально-нравственными принципами, выражающими гуманизм относительно повседневных взаимоотношений людей. Человечность является приобретенным и осознанным проявлением, формирующимся в процессе социализации и воспитания человека на примере значимых авторитетов. Человечность относят к наивысшей добродетели, достоинству человека.

Человечность характеризуется рядом признаков, являющимися специфическими качествами характера и отношения к миру. К этим качествам относят доброту, самопожертвование в пользу других, доброжелательность, искренность, сочувствие, великодушие, уважение, скромность, честность.

Что такое человечность

Человечность проявляется, как черта характера личности в действиях человека по отношению к внешнему миру. Уважение к людям, способствование и поддержка их благополучия, искреннее желание помочь или поддержать. Более полно эта черта раскрывается в коллективных и межличностных отношениях при совместной работе и непосредственного общения людей. В социальных группах это качество является самым референтным.

Такое свойство личности формируется на примере родителей или других авторитетных взрослых. Проявление или отсутствие такого способа проявления человека обусловлено внутрисемейным укладом и переданным, старшим поколением младшему, сценарием.

Основную роль в формировании этого качества играет воспитание матери, которая создает нормы уклада в семье, чем способствует развитию нравственности ребенка. Встречаются ситуации, где от детей требуют проявления высоких моральных качеств без предварительного научения и примера, что становится причиной внутренних и внешних растущей личности.

В процессе развития и социализации в группе от индивида требуются проявления дружелюбия и участия, умения коммуницировать с другими участниками процесса, формировать и озвучивать свою позицию, отстаивать ее. При низкой развитости требуемых навыков происходит отторжение коллективом или коллектива, что способствует появлению аутсайдеров. Причина этого разделение вопроса успеха и морали, как разных категорий.

Человек начинает осваивать правила взаимоотношений в младшем дошкольном возрасте, усваивая культурно-гигиенические навыки. Малыши, подчиняясь требованиям взрослых, стремятся соблюдать правила сами и контролируют соблюдение этих правил остальными детьми в группе. Часто маленькие дети обращаются к взрослым с жалобами на поведение своих сверстников с просьбой подтвердить правило, и тут возникает проблема проявления человечности, потому что воспитателям порой очень тяжело спокойно реагировать на подобные просьбы. И ребёнку, обратившемуся с жалобой, советуют в другой раз лично остановить сверстника и напомнить действующее в группе правило.

Процесс формирования человечности особенно активен в период «я сам», когда ребенок приобретает самостоятельность и к его поведению требования увеличиваются, потому что маленький человек начинает идентифицировать себя, как отдельного члена общества. В это время ребенок узнает о правилах и способах общения, о взаимодействии на примере ближайших авторитетных объектов (родители, друзья, герои книг, фильмов).

Человечность есть парадоксальным явлением, она проявляется через действия человека без отражения его реальной личности и отношения. В рыночных отношениях, которые сформировались и успешно развиваются в межличностных отношениях, моральные ценности и личность перестали быть связаны из-за погони за материальными благами, атрибутами успеха и благополучием. Человечность, гуманность стали своеобразным синонимом слабости, хотя литература и кинематограф часто гиперболизирует эти проявления в своих героях.

Необходимость в любви, принятии, уважении реализуется через проявление заинтересованности, как причастность к жизни окружающих. Сложность такого проявления человечности в том, что многие люди росли в менее благоприятных условиях, чем нужны для привития таких качеств. Особенно это отражается на детях, чьи родители росли в конце двадцатого века в странах СНГ. В тот период нужно было выживать, и манера воспитания изменилась, дети росли в хлынувшем потоке информации с отсутствующими положительными примерами, корректировками и авторитетами родителей.

Для формирования моральных эталонов и привития навыков проявления их важной составляющей является семья и ее традиции. В авторитарных семьях, где родители требуют подчинения и их авторитет абсолютный, дети растут приспособленцами, у которых имеются явные сложности в общении. Дети, подвергшиеся излишне строгим методам воспитания, имею искаженное представление об отношениях с людьми и в семье, что может найти выход в разных поведенческих особенностях, например, .

Проявление человечности у людей, росших в демократических семьях, происходит более естественно. Эти семьи формируют ощущение ценности себя и учат детей открытости к другим людям. Эмоциональная среда в семьях, которая основана на интересе к детям, их , заботе и уважении является основным условием формирования моральных ценностей ребенка.

На формирование человечности влияет и количество членов семьи. Дети, которые растут в многочисленных семьях, где есть многочисленные родственники, имеют больше примеров поведения и вариантов решения ситуаций, авторитетов и мнений. Большое количество родственников способствует формированию доброты, общности, дружелюбия, уважения, доверия и в таких семьях приобретаются навыки сопереживания, что есть составляющими частями человечности.

Проблема человечности существует в ее отсутствии. Ее проявление кроется в нашем себя, способностей своих и чужих, наших обязанностей, восприятия окружающей среды, себя в мире, как имеющих право на место под солнцем. Для большинства это проблема, потому что отсутствует ощущение безопасности достаточной для проявления человечности, как нормы в общении. Доброта, участие и другие моральные качества человека создают ощущение слабости и опасности. В этом и заключается проблема.

В процессе взросления и знакомства с окружением и миром, детей настраивают на борьбу за выживание в «джунглях» взрослой жизни. Становясь взрослыми, дети воспринимают окружающих больше соперниками, чем партнерами, отсюда и враждебный настрой.

С проблемой человечности сталкиваются все и каждый в своей жизни. Людям становится необходима в какой-то момент поддержка от людей. Особенно это ощущается в тяжелые периоды, во время принятия решений или ответственности. И тут возникают сложности относительно принятия человечных поступков других людей. Ведь для ощущения своей значимости через подтверждение из вне нужно быть открытым к этому внешнему. Открытость к окружающим требует доверия им, себе и уверенности в собственных правах. Так же проблема проявления человечности и других моральных качеств личности зависит от принятия своего права на жизнь и права на жизнь других людей. Можно добавить, что принятию права на жизнь учат родители, а именно мать в первые годы жизни, так называемое базовое доверие к миру. Когда его нет, человек чувствует угрозу со стороны окружения, следовательно, он будет защищаться и действовать исключительно в личных интересах. Личность, способная проявлять человечность имеет устойчивое базовое доверие. Оно сформировано самим человеком через осознанный выбор или матерью.

Родительский пример отношения к окружающим служит априорным сценарием поведения для ребенка. Защита от мира, настрой на борьбу, поощрение сомнений личности в своих силах, способностях и правах, приводит к сложностям понимания отношений и их нужности, к проблеме понимания или отсутствие таковой, выгодности проявления человечности.

Примеры человечности из жизни

Человечность в обществе стала своеобразным трендом в отношениях, что создает условия для понимания ценности личности. Это помогает узнать окружающих людей лучше, отыскать единомышленников и наладить общение. Люди начинают тянуться к тем, кто искренне ими интересуется. Человек, помогая нуждающимся людям, проявляет свои способности ценить жизнь.

В профессиональной деятельности человечность тоже проявляется. Самые человечные профессии – это врачи, педагоги, спасатели.

К слову о спасателях. В 2015 году четверо парней из штата Флорида проявили человечность по отношению к паре пожилых людей. Они подстригли газон, подмели дорожки и заменили шины на автомобиле пожилой пары, а так же вовремя доставили пожилого мужчину в больницу и ему сделали операцию, что продлило его жизнь. По словам начальника пожарной части, где работали «тимуровцы», они не сказали о том, что сделали, он узнал об этом из новостной ленты в соцсетях.

Проявление человечности спасает жизни любимых. Это естественное проявление потребности в любви и принятии. Проявлять человечность очень легко, достаточно начать говорить, как это сделал подросток. В Дублине, США, молодой человек Джейми 16 лет спас мужчину задав только один вопрос «с тобой все в порядке?». Такой простой вопрос и столько пользы. Мужчина собирался попрощаться с жизнью, мальчик спросил его, потом они поговорили. В конечном счете, в дальнейшем этот мужчина стал счастливым отцом.

Проявление человечности обогащает жизнь. То ли это помощь человеку, животному в спасении их жизни, то ли это обычное внимание к состоянию и потребностям знакомых и чужих. Это участие в жизни, это возможность показать и себе самому, что глупые и противные мысли о своей ущербности были ошибкой. Человечность – это черта характера личности, ее проявление – это сила личности, это ценность, которая осознанно появляется.

Это были примеры проявления человечности по желанию людей, это был осознанный выбор. К такому выбору может прийти каждый, осознав собственную ценность и значимость как человека, личности, идеального существа, которое может сделать больше, чем просто жить.

Каждый из нас по своей природе должен быть человечным. Многое сказано о нравственности - основных компонентах человечности. Но нередко по тем или иным причинам это качество куда-то исчезает. Что же обозначает данный термин? И как можно определить, обладает личность этим качеством или нет?

В основе - уважение

Прежде всего, человечность - это способность уважать других людей. Можно сказать, что уважение к окружающим, а также к самому себе является основополагающим качеством для развития данного качества. Сюда же относится и правильное отношение к природе, животным. Можно ли назвать человечным того, кто бьет кошку или же оставляет мусор после пикника? Вряд ли.

Свойство настоящего человека - толерантность

Уважение предполагает также и такое качество, как толерантность. Человечность - что это такое, если не умение относиться с терпимостью к представителям других религий и национальностей? Тот, у кого в сердце есть уважение к другим способен и на духовность. Такой человек живет по принципу: «Поступай с окружающими так, как хочешь, чтобы и они поступали с тобой». Антоним человечности - бесчеловечность - представляет собой жестокое отношение к другим, тем, кто отличается по каким-либо признакам. Неумение поставить себя на место другого человека, пускай даже и более слабого - это симптом жестокости, глубинной внутренней несостоятельности, а нередко и плохого воспитания. Ведь тот человек, который живет в гармонии с собой, не испытывает надобности унижать других. Бесчеловечно ведут себя те, кто имеет нужду самоутвердиться за чужой счет, те, кто внутри себя осознает, что ничего не стоит.

Как проявляется это качество?

Человечность - это умение сострадать. Однако это качество не нужно путать с жалостью. Тот, кто жалеет других - смотрит на них свысока, не способен поверить в их силы. А сострадающим является тот, кто может понять чувства другого человека. Человечность - это способность простить того, кто совершил ошибку; способность понять другого в его горе. Как же проявляется истинная человечность? Легко быть милосердным миллионеру. Для него несколько купюр, брошенных нищему, ничего не значат. Но истинная человечность проявляется там, где для понимания в большинстве случаев не находится места. Например, ее может проявить женщина, разлюбившая своего супруга, но проявляющая достаточный такт и уважение к его чувствам. Человечность - это и уход взрослых детей за своими престарелыми родителями. Когда взрослые продолжают ухаживать за ними, даже если они начинают страдать различными расстройствами, в этом проявляется истинное милосердие. И прежде всего, таким качеством может обладать только тот, кто умеет сострадать.

Нравственность

Еще одним свойством человечности является нравственность. Раньше считалось, что она является законом порядочной жизни, который был ниспослан людскому роду с небес. Нравственность всегда была неизменной основой человечности, и она представляет собой неписаный закон взаимоотношений между людьми. Это качество есть у каждого, и его основой является не что иное, как совесть. Нравственность всегда стоит на страже духовного и психологического здоровья человека. Это качество помогает человеку оставаться не просто членом потребительского общества, но и быть готовым выполнять свой Нравственные установки являются неотъемлемой частью человечности.

Сочинение на тему «Человечность»: аргументы

Те школьники, которые пишут сочинение на данную тему, могут приводить в своей работе следующие аргументы. Во-первых, можно указать, что человечность всегда коррелирует с нравственностью; во-вторых, как уже было сказано, это качество всегда включает в себя умение сострадать. Кроме того, тот, кто человечен, относится с терпимостью к окружающим, которые отличаются от него.

Воспитание человечности

Люди бывают разными - иногда строгими, замкнутыми; иногда веселыми и добродушными. Но основное свойство, которое присуще личности с любым характером - это человечность. На самом деле каждый человек обладает внутренней добротой, умением сострадать, проявлять милосердие, совершать Иногда по каким-то причинам люди не проявляют этих качеств. Но их вполне можно развить - как ребенку, так и взрослому.

Тот, кто холоден и равнодушен к окружающим, скорее всего, испытывает муки одиночества. Он не может проявлять человечность, поскольку на определенном этапе своей жизни не развил в себе сострадание. Всем нам известны случаи, когда некоторые дети проявляют жестокость - например, мучают животных. Таким образом развивается жестокость, отсутствие милосердия. Можно сказать, что преступление против человечности - это не только поступки, которые говорят сами за себя (воровство, неуважительное отношение к старшим, нарушение Это также отсутствие хорошего воспитания. Ведь если ребенку или подростку не объяснить, почему нельзя совершать плохие поступки, если он не научится ставить себя на место другого живого существа, то вряд ли он будет обладать таким качеством, как человечность.

  • Разделы сайта