Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А» план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему Гр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28

Образовательное пространство ДОУ А В

дидактический материал система занятий, конспекты.

Подготовила: Воспитатель

Ткаченко Е.М.

Электронный вариант из книги

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год обучения

старшая группа

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал /

авт.-сост. О. М. Елыдова. - Волгоград: Учитель, 2009. -335 с.

ISBN 978-5-7057-1923-5

В данном пособии представлены теоретические аспекты и практический мате­риал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте с учетом их особенностей, интересов и потребностей. Календарно-тематическое планирование и конспекты занятий в старшей и подготовительной группах, литературный и дидактический ма­териал, советы для педагогов и родителей помогут определить цели, содержание и объем работы.

Предназначено воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ, может быть полезно учителям начальных классов, а также родителям для самостоятель­ных занятий с детьми.

УДК 372.21 ББК 74.102

ISBN 978-5-7057-1923-5

ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ - СТАРШАЯ ГРУППА

(1 занятие в неделю, длительность - 25 минут, 32 занятия в год)

Занятие № 1

Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО».

ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ.

ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ

Задачи :

Дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»;

Дать знание, что слов много; познакомить детей с линейно­стью и протяженностью слов;

Знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, раз­линовка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).

Пособия: фишки; предметные картинки (5-6 штук): лев, черепаха, крокодил, кукла, медведь (большой и маленький); тетради в клетку (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход занятия

Игра «Экскурсия в магазин».

Условия игры: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в большом магазине на экскурсии.

Правила игры: педагог называет отдел, например: «Игруш­ки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Ме­бель», «Электротовары» и т. д.



Усложнение игры: педагог загадывает загадки о предметах ближайшего окружения, дети отгадывают их

2. Игровое задание: назвать предметы, находящиеся в ком­нате. Дети выясняют, что у каждого предмета есть название, ко­торое обозначено определенным словом; слов много и все они разные.

Вывод: все, что нас окружает, можно назвать словами.

3. Измерение слов руками: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ла­дони рук при этом разводятся в стороны.

Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха -длинное.

Вывод: слова бывают длинные и короткие.

Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа».

Условия игры: дети стоят в кругу, а педагог - в центре с мя­чом в руках.

Правила игры: педагог бросает мяч любому ребенку, тот ло­вит и называет ласково своего соседа по кругу.

Усложнение игры: назвать соседа, который находится справа (или слева) от тебя; назвать имя ребенка, который находится че­рез одного от тебя и т. д.

5. Игра «Подскажи словечко»:

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, А однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит -Это доктор... (Айболит).

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само,

Что же это...? (Эскимо).

Летом в огороде - свежие и зеленые,

А зимою в бочке - желтые, соленые,

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас....? (Огурцы).

Он плывет по простыне,

Как кораблик на волне,

Он хозяйкам добрый друг

Электрический... (утюг).

Физкультминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,



После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Занятие №2

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Кто я?» (дети сидят на ковре, по кругу).

Условия игры: воспитатель предлагает каждому ребенку от­ветить про себя, кто он: ребенок, мальчик, девочка, сын, дочь, человек, малыш и т. д.

Правила игры: высказаться можно только один раз, не по­вторяясь.

Продолжение игры: какие слова можно сказать про воспита­теля (мама, тетя, женщина, человек, рукодельница).2. Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку».

Условия игры: дети передают друг другу игрушку, обнимают ее и называют ласково, например: мишка, мишенька, медвежо­нок, мишутка, топтыжка, косолапка, зверь, малыш и т. д.

Правила игры: не повторять слова, которые уже прозвучали.

Продолжение игры: назвать ласково куклу (можно приду­мать ей ласковое имя), зайчика, дудку.

3. Игровое упражнение с мячом «О чем можно сказать, используя слова...?».

Условия игры: педагог называет признак предмета (имя при­лагательное), дети подбирают к нему предметы, объекты, явле­ния (то есть имя существительное), например: круглая (тарелка, сковорода), круглый (шар, мяч, обруч, поднос), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красный (флаг), красное (солнце, платье) и т. д.

Правила игры: ориентироваться на окончание слова, обозна­чающего признак предмета.

Вариант игры: «Какими словами сказать про то, что может делать...?».

Кошка (лакать, лазить, мяукать);

Ветерок (дуть, шуметь, обвевать, веять);

Ветер (выть, нести, дуть, сбивать);

Щенок, если его берут на руки (прижиматься, урчать, радо­ваться).

Правила игры: ориентироваться на смысловой оттенок слов. Вывод: наши мысли выражаются словами.

Физкультминутка «Аист»

Продолжение игровой обучающей ситуации: по аналогии с мячом такую же работу на составление предложений проводят с другими игрушками.

Усложнение задания ИОС: назвать картинку одним, двумя словами, например: «Осень», «Осень наступила» и т. д.

5. Игровое упражнение «Зарисовка слова» (работа в тет­радях):

Условия игры: в каждой тетради на одном листе педагог за­ранее рисует справа дорожку, слева - корзинку.

Правша игры: педагог называет признаки предмета, дети по признакам зарисовывают предмет, например:

Справа - желтым или оранжевым карандашом - Катится по дорожке круглый, глазастый, румяный, веселый и песенку поет... (Колобок);

Слева - цветными карандашами - В корзинке у бабушки лежали круглые, цветные, с длинными запутавшимися хвости­ками... (клубочки ниток).

Вывод: слова объединяются в предложения. Предложения могут состоять из одного, двух, трех... слов.

Занятие №3

ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ

Задачи:

Пробудить интерес к окружающему миру; расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проводить рабо­ту над антонимами;

Упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использо­вании в речи предложений;

Упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова);

Познакомить детей с графическим изображением предло­жения на доске;

Развивать умение детей правильно штриховать геометри­ческие фигуры (квадраты, прямоугольники).

Пособия: предметные картинки с изображением овощей и фруктов, мяч, картина из серии «Наши маленькие друзья», тет­ради, простые карандаши.

Ход занятия

Игра «Осенние слова».

Педагог предлагает детям подобрать слова (имена прилага­тельные) к опорным словам, например: Осень какая?

(Золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, за­думчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, дожд­ливая, хмурая.)

- Лес осенью какой?

(Задумчивый, унылый, тихий, грустный, молчаливый, золо­той, багряный.)

- Вспомним, какие листочки у деревьев осенью? (Зеленые, желто-красные, оранжевые, разноцветные, бу­рые, пестрые, сухие.)

3. Игра «Наоборот» (с мячом).

Условия игры: педагог называет слово, дети придумывают слова, противоположные по значению

Правила игры: называть только «осенние» слова.

Антонимические пары: радостный - грустный, печальный, светлеть - темнеть, сухой - мокрый, тишина - шум, часто -редко, ясный - пасмурный, мерзнуть - согреваться.

Игровая обучающая ситуация.

1) Составление предложени й по картине

Дети рассматривают картину из серии «Наши маленькие друзья». Педагог задает вопросы по содержанию сартины:

Где это происходит?

Кто нарисован?

Что делают дети?

Дети отвечают и анализируют предложения без предлогов. Каждое предложение делят на слова., называя слова по порядку.

2) Графическое изображение предложений на доске.

Дети играют. ____ _____.

Дети играют дружно. _____ ____ ____.

Мяч упал. _____ ____

Нина подняла мяч. ___ ___ ___

Физкультминутка

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем,

Крылья сложили назад.

3) Записать графически предложение

«Ветер сбивает росу».

6. Правила штриховки (познакомить детей):

1) штриховать в одном направлении;

2) одинаковое расстояние между отрезками;

3) за контур не выходить.

7. Работа в тетрадях: штриховка прямоугольников (или квадратов).

8. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

Занятие №4

Тема: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

ИЗ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Ход занятия

Массаж для пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальцы погулять. Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того... Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный... И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный... Он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал... Очень ловок и удал!

7. Работа в тетрадях: обводка и штриховка круга и пря­моугольника.

Занятие №5

Ход занятия

Работа с текстом сказки.

1) Нахождение в тексте коротких предложений из 2 и 3 слов.

2) Графическая запись этих предложений на доске (в тет­радях).

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Три нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Занятие №6

ОПОРНЫХ СЛОВ

Задачи :

Формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;

Побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументи­рованный ответ-отгадку;

Упражнять детей в придумывании рассказа на определен­ную тему, используя слова-опоры и графическую схему пред­ложений;

Развивать глазомер, мелкую моторику.

Пособия: предметные картинки (животные), цветные мелки.

Ход занятия

1. Гимнастика ума: упражнение на быстроту реакции «Точно и быстро. Кто...?».

Условия игры: педагог называет слово - глагол, дети подби­рают к нему подходящее слово - существительное.

Правило игры: думать и отвечать быстро.

Опорные слова:

мурлычет - кот каркает - ...

лает - ... пищит - ...

мычит - ... чирикает - ...

жужжит - ... кукует - ...

шипит - ... поет - ...

ревет - ... квакает - ...

воет - ... крякает - ...

фыркает - ... хрюкает - ...

2. Рассказ воспитателя, в который включены слова, произ­носимые по частям (по слогам): «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы веревочку и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом - нет ее подружек! Зина начала громко звать подруг: «Ма-ша! Са-ша! Та-ня! На-дя!». Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

Вопросы к детям:

1) Как девочка звала своих подруг? (Называла ли она сразу целое слово или произносила его по частям.)

2) Почему девочка звала именно так своих подруг? (Ответ: так лучше слышно).

Вывод: все слова можно разделить на части, например: ма-(ма), па-(па), ру-(ка), ут-(ка), ку-(ры), ко-(зы), ро-(за),

Педагог показывает детям приемы, которые используются

при делении слов на слоги:

1) хлопки в ладоши;

3) наблюдение за тем, сколько раз открывается рот;

4) с помощью руки, подставленной к подбородку.

Физкультминутка «Буратино»

3. Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове-отгадке?» (на закрепление навыка деления слов на части).

Условие игры: воспитатель загадывает загадку, дети отгады­вают; потом делят слово-отгадку на части (слоги).

Правила игры: обязательно обосновать свой ответ (объяс­нить, почему так думаешь); при делении слов на части (слоги) использовать любой прием. Загадки:

Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. (Туча.)

Голубой шатер Весь мир накрыл.

(Небо.)

Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок.

(Туман.)

Кто ткет без станка и рук?

(Паук.)

4. Составление рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений.

Наступила....

Опадают....

Дует.......

Дни.......

Идет.......

5. Игровое упражнение «Красивые листочки»: обводка трафаретов листьев клена, дуба; штриховка по устной инструк­ции (трафареты из ватмана, не картонные).

Итог занятия.

Занятие №7

Занятие№8 (итоговое)

Ход занятия

Игра «За грибами».

Зачин воспитателя:

Дети пошли по лесу. Перекликаются, произнося слова про­тяжно:

Ди(и-и)-на(а-а-а).

Ни(и-и)-на (а-а-а).

Вопрос к детям: Как произносятся имена? (По частям, по слогам.)

Дети повторяют имена по частям, отхлопывая ладошами ча­сти (слоги) слов вместе с воспитателем.

2. Игровое упражнение «Какое слово спряталось в этом домике?» или «Где какое слово живет?».

Мак, дом, куст.

Рыба, рука, муха, лужа, лимон.

Машина, синица, барабан.

Физкультминутка «Кузнечики»

Итог занятия.

Занятие №9

Ход занятия

1. Игровое упражнение «Послушай и доскажи»:

Са-са-са - в лесу бегает....

Со-со-со - у Вовы....

Усь-усь-усь - на лугу пасется....

Та-та-та - у нас дома....

Ты-ты-ты - сметану съели всю....

Ча-ча-ча - горит в комнате....

Чу-чу-чу - молоточком я....

Ша-ша ша - мама моет....

То-то-то - стали мы играть в....

Оч-оч-оч - наступила....

Шу-шу-шу - я письмо....

Физкультминутка «На лугу»

Дети, подражая насекомым, имитируют их движения и зву­ки: бабочка порхает, летит стрекоза, звенит комарик, шумит ветерок и т.д.

7. Работа в тетрадях: штриховка геометрических фигур. Например:

Занятие № 10

ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА

Задачи :

Упражнять детей в определении количества слогов в словах;

Закреплять знания о предложении (количество и порядок слов);

Развивать умение детей находить звук, чаще всего встре­чающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голо­сом нужный звук;

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

Развивать микромоторику.

Пособия: предметные картинки

Картина из серии «Наши маленькие друзья», игрушки, тра­фареты шубы и шапки (по количеству детей), тетради, карандаши.

Ход занятия

Физкультминутка

Упражнение «Новые слова».

Задание детям: О ком я скажу?

Красавица, пушистая, остроносая, хитрая, плутовка. Кто это? (Лиса.)

Какое слово можно образовать от слова «лиса»? (Лисичка, лисонька, лисица, лисенок, лисята, лисий.)

- Вспомните, какими еще словами называют этого хищного осторожного зверя в русских сказках? (Лисичка-сестричка; Патрикеевна; кума; рыжая плутовка.)

Занятие №11

И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЛИНИЙ

Задачи :

Формировать умение слышать, четко и ясно произносить слова, осознавать рифму;

Закреплять в процессе игры знания детей о предложении;

Упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающего­ся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нуж­ный звук;

Находить место звука в слове (первый, в середине, послед­ний);

Упражнять в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий.

Пособия: предметные картинки, тетради, простые каран­даши, резиновая кукла.

Ход занятия

Игра «Живые слова».

Условия игры: воспитатель произносит набор слов, напри­мер: мама, книга, купить. Приглашает к себе троих детей, рас­пределяет слова между детьми. Дети составляют предложение по «живой» модели.

Правила игры: дети «выстраиваются» в предложение слева направо, соблюдая очередность.

Мама купила книгу. - 3 ребенка.

Мама купила интересную книгу. - 4 ребенка.

Мама купила очень интересную книгу. - 5 детей.

3. Работа в тетрадях: записать схемы предложений корот­кими черточками. Примеры предложений:

Мама купила мяч. Мяч красивый. Мяч очень большой. Катя будет им играть.

Физкультминутка «Хомка»

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Хомка хочет сильным стать.

(Дети имитируют движения хомячка.)

4. Игровое упражнение на выделение нужного звука в сти­хотворении голосом и нахождение места звука в слове (первый, в середине, последний).

Купили в магазине резиновую Зину, Резиновую Зину в корзине принесли. Она была разиней, резиновая Зина, Упала из корзины, измазалась в грязи.

Занятие № 12

Ход занятия

Физминутка «Хомка»

Занятие № 13

Игра «Цепочка слов».

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспи­тателя - карточка с изображением карандаша.

Воспитатель предлагает детям выложить цепочку из предме­тов, которая начнется со слова «карандаш». Дети должны найти следующее звено в цепочке - слово, которое будет начинаться с того звука, каким кончается слово «карандаш» и т. д.

Когда будет выложена вся цепочка, воспитатель предлагает детям хором называть предметы в цепочке, слегка выделяя го­лосом первый и последний звуки в каждом слове.

Физкультминутка

Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть.

Работа с текстом «Зима».

Педагог предлагает детям внимательно послушать рассказ, который называется «Зима»:

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках.

Вопросы детям:

Какое наступило время года?

Что лежит на земле?

Куда спрятались звери?

Кто рад зиме?

Что делают дети?

Воспитатель читает рассказ еще раз, делая паузу после каждого предложения. Дети определяют, сколько предложений в тексте, обозначая каждое предложение полоской бумаги на доске.

Анализ занятия.

Занятие № 14

Ход занятия

1. Игра «Разные слова».

Эмоционально привлекательной основой и стимулом уча­стия в игре может служить стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова»:

Есть сладкое слово - конфета. Есть быстрое слово -ракета. Есть кислое слово -лимон. Есть слово с окошком - вагон. Есть слово колючее - ежик. Есть слово промокшее - дождик.

Есть слово упрямое - цель. Есть слово зеленое - ель. Есть книжное слово - страница. Есть слово лесное - синица. Есть слово пушистое - снег. Есть слово веселое - смех.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пу­шистым, гладким, холодным, колючим.

2. Игра «Доскажи словечко!».

Дел у меня немало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (зима).

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки, Белые... (снежинки).

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан... (иней).

Меня не растили.

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза - угольки.

Руки - сучки.

Холодна, большая...

Кто я такая?... (Снежная баба.)

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы... (санки).

Ног от радости не чуя

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом?.. (Лыжи.)

Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед

И мелькают огоньки.

Кто несет меня?... (Коньки.)

На маленькой площадке крик:

К воротам рвется ученик.

Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!».

Веселая игра... (хоккей).

Игра «Магазин игрушек».

Условие игры: детям дается задание купить в магазине иг­рушку, в названии которой два слога; потом - игрушку с назва­нием в три слога.

Правила игры: покупая игрушку, дети должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова, последовательное звучание каждой его части.

Итог занятия.

Занятие № 15

Ход занятия

Игра «Эхо».

Условия игры: дети делятся на две группы, одна из них - де­ти, заблудившиеся в лесу, они громко кричат: «Ау!»; другая -«эхо», которое тихо вторит: «Ау».

Правила игры: нужно не просто громко или тихо произно­сить слово «ау», а тянуть в нем каждый звук, чтобы далеко было слышно.

5. Анализ слова «ау»:

а) Какой звук в слове первый? - А-а-а-а.

б) Какой же второй? - У-у-у-у.

в) Есть еще звуки в этом слове? (Нет.)

г) Сколько всего звуков в этом слове? (Два.)

д) Изобразим это слово на доске:

Задание детям (хором, индивидуально): педагог медленно ведет указкой из первой клеточки во вторую, а дети произносят тот звук, в какой клеточке находится указка педагога.

Физкультминутка

Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть.

Анализ занятия.

Ход занятия

Игра «Веселые картинки».

Картинки выкладываются друг за другом (по одной) в со­вершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с пре­дыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет за­кончено, картинки собирают и хорошенько перемешивают. За­дача детей - последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.

2. Звуковой анализ слова «мак».

На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака). У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и конверты с фишками (кружочками синего и красного цветов).

1) Дети, что нарисовано на этой картинке? (Мак.)

2) Под маком нарисованы точно такие же клеточки с кру­жочками, как те, которые мы рисовали на доске для слова «ау».

Что это обозначает?

(Эти клеточки с кружочками обозначают, сколько звуков в слове «мак».)

3) Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)

- Какой звук первый?

Какой второй?

Какой третий?

Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с вы­делением голосом нужного звука).

4) Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова.

Физкультминутка

Работа в тетрадях.

Самостоятельно зарисовать в тетрадях схемы звукового ана­лиза слов «ау», «мак».

Занятие № 17

Ход занятия

Итог занятия.

Занятие № 18

Ход занятия

1. Дидактическая игра «Как их зовут?» (по сюжетной картине).

Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах:

1) камыш, кенгуру, шар, ваза - Шура;

2) стол, кошка, топор, утка - Лара;

3) дом, сумка, ландыш, вилка - Маша;

4) комар, колесо, сом, пила - Рома.

2. Упражнение за закрепление: звуковой анализ слов «мак» и «дом».

Дети выполняют это задание самостоятельно, по очереди выходя к доске. В случае необходимости педагог приходит на помощь.

3. Звуковой анализ слова «дым» (по схеме занятия № 17).

4. Игра со словом «дым»:

а) Сначала вызвать менее подготовленных детей. Назвать их звуками [д], [ы], [м]. Вызвать к себе не по порядку: [ы], [м], [д]. -дети должны встать правильно так, чтобы получилось слово.

б) Вызвать наиболее активных детей. Назвать их по номерам звуков: 1, 2, 3. Вызвать к себе по звукам: [д], [м], [ы]. Дети должны встать, чтобы получилось слово «дым».

в) Предложить детям найти одинаковые звуки в словах «дом» и «дым».

5. Задание детям: найти одинаковые звуки в словах «мак», «дом» и «дым».

Занятие №19

Ход занятия

1. Игра «Построим дом».

Условие игры: педагог рисует дом на доске, но не весь, а только стену. А дети называют те части дома, которые нужно нарисовать, чтобы получился дом.

Правила игры: дети называют только такие слова, в которых есть звук [р].

Дети называют слова: крыша, труба, двери, рамы, крыльцо, забор и т. д.

2. Игровое упражнение на закрепление звукового анализа слова «дым».

Работа над предложением.

На столе 10-12 игрушек. Педагог предлагает вызванному ребенку взять 2 игрушки и сказать, что у него в руках. Ребенок составляет предложение из 3 слов, называет 1-е, 2-е, 3-е слово, зарисовывает предложение на доске. Второй ребенок выполняет аналогичное задание.

Дети зарисовывают схемы этих же предложений в своих тетрадях.

Занятие № 20

Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ.

Ход занятия

Беседа о зиме.

1) Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила.

Зима - самое холодное время года, идущее сразу за осенью.

2) Игровое упражнение «Назови ласково»: зима - (зимушка);

снег- (снежок); лед - (ледок); мороз - {морозец); санки - (саночки).

3) Вопросы к детям:

Какие звери спят зимой?

Какого цвета зимой заяц?

Кто зимой бродит по лесу злой и голодный?

Кто должен помогать зверям и птицам?

Почему птиц зимой меньше, чем летом?

Почему зимой не видно рек?

Как приспосабливается к зиме человек?

4) Игровое упражнение «Как назовем следы?»: След зайца - заячий.

След лисы - лисий. След птицы - птичий. След от лыж - лыжный. След от санок - санный.

Игра «Кто внимательный?».

Педагог читает отрывок из стихотворения С. Маршака, слег­ка выделяя голосом звук [с] в словах:

Спит спокойно старый слон. Стоя спать умеет он.

Дети называют все слова со звуком [с].

Итог занятия.

Занятие №21

Ход занятия

Игра «Скажи как я».

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из ребят, называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (ррука, саммолет, трубба, нножик, домм, ллампа). Ребенок должен повторить слово так, как его произно­сит взрослый, перебрасывая мяч назад.

Игра со словом «жук».

Суть игры: вызвать детей по номерам (1, 2, 3), позвать к себе по звукам ([у], [к], [ж]). Дети встают так, чтобы получилось сло­во «жук».

Работа в тетрадях.

Штриховка елочек в разных направлениях.

8. Итог занятия.

Занятие №22

Тема: ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ

С ПРЕДЛОГАМИ

Задачи:

Упражнять детей в подборе определений к существительным;

Развивать умение пересказывать небольшой текст, опира­ясь на его графическую схему;

Упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами;

Воспитывать внимание, чуткое отношение к слову, разви­вать чувство юмора.

Пособия: мяч; картинка (или иллюстрация) «Ель», графи­ческая схема рассказа на доске или на листе бумаги (ватмана); тетради, простые карандаши.

Ход занятия

1. Дидактическая игра «Кто больше?» (с мячом).

Условия игры: воспитатель задает детям вопросы о зиме и зимних явлениях, а дети отвечают.

Правила игры: отвечать по очереди, ответы не должны по­вторяться.

Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (Снежная, волшебная, сказочная, морозная, холодная, краси­вая, зима-волшебница.)

- Какой лес зимой?

(Спящий, дремучий, густой, глухой, сказочный, волшебный, суровый, таинственный, неподвижный.)

- Какой снег зимой?

(Белый, пушистый, серебристый, чистый, блестящий, мяг­кий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий, мокрый, искристый, холодный.)

- Какие снежинки?

(Холодные, пушистые, белые, легкие, нежные, серебристые, ажурные).

Какой зимний день?

(Морозный, холодный, ясный, снежный, короткий.)

- Какая зимняя ночь?

(Темная, холодная, морозная, звездная, морозная, длинная).

2. Работа с текстом.

1) Загадки:

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно... (елки).

Мягко светятся иголки, Его-носят вечно... (елки).

Как по-другому можно назвать елку? (Ель.)

2) Педагог сообщает детям, что сегодня они будут пере­сказывать текст, используя его графическую схему:

Ель выросла.

Она стройная, высокая.

Ель приятно пахнет хвоей.

Она дарит людям полезный воздух.

Воспитатель сначала полностью озвучивает текст. Потом просит детей угадать название рассказа, состоящего из одного слова. (Ель.) Предлагает детям рассмотреть графическую схему рассказа:

Сколько всего предложений в рассказе?

Сколько слов в первом предложении?

Сколько слов во втором? и т. д.

Повторно педагог озвучивает каждое предложение по схеме.

3)Пересказ текста детьми (2-3 человека).

Физкультминутка «Мороз»

Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. (Соответствующие движения.)

Итог занятия.

Занятие № 23

Тема: РАЗВИТИЕ

Ход занятия

Вариант игры «Кто больше».

Дети подбирают ответы - глаголы к вопросам воспитателя о зимних явлениях:

Снег (что делает?) падает, выпадает, кружится, ложится, покрывает, порхает, стелется, скрипит, тает и т. д.

Мороз (что делает?) морозит, трещит, крепчает и т. д.

Ветер (что делает?) дует, метет, несет (снег), завывает, воет и т. д.

Солнце (что делает?) светит, а не греет.

Игра «Зеркало».

Педагог, стоя лицом к детям, выполняет различные движе­ния: поднимает правую (левую) руку, кладет ее на пояс, подни­мает правую (левую) ногу. Дети должны зеркально повторить эти движения.

Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка, -

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Анализ занятия.

Занятие № 24

Игра «Слова-родственники».

Условия игры: дети подбирают к слову «снег» родственные слова.

Правила игры: дети работают в «тройках» - один ребенок подбирает слово, другой составляет с этим словом предложение, третий «записывает» предложение на доске короткими черточ­ками.

Вопросы к детям:

Как называется комок из снега, который бросают, играя? (Снежок.)

А звездочка из снега? (Снежинка.)

- Кого лепят дети зимой из снега? (Снеговика.)

- Как называют внучку Деда Мороза - снежную девочку? (Снегурочка.)

- А цветы, которые первыми вырас

Конспект занятия по обучения грамоте в старшей группе


Цели: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий);

умение делить слова на слоги; составлять предложения, опираясь на слова,

предложенные воспитателем.

1. Перед вами дом и этот дом не простой, а волшебный, в нем поселились буквы. У каждой буквы есть свое окошечко, своя квартира.

На самом верхнем этаже живут очень интересные жильцы: они носят красные кафтаны и красные сарафаны, у них очень громкий голос, они голосистые. Эти жильцы каждое утро просыпаются, открывают настежь свои окошки и начинают громко-прегромко петь. За то, что у этих жильцов громкий голос, их назвали гласными.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Звук получается гласный

2. Немножко ниже этажом живут другие жильцы: они носят синие кафтаны и синие сарафаны. Они немножко обижены на жильцов, живущих этажом выше. Им тоже хочется жить в удобных, светлых и теплых квартирах. И они даже захотели поссориться с красными жильцами и выселить их из их квартир. Но когда их попросили спеть так же громко и долго, как это делали красные жильцы, они не смогли. Оказалось, что они умеют только рычать, мычать, свистеть, шипеть, пыхтеть, сопеть, шуршать и никогда не смогут петь так, как поют гласные.

И синие жильцы согласились с тем, что они должны жить этажом ниже, чем гласные.

За это их назвали согласными.

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ребята, а вы знаете, почему мы говорим иногда «буква», а иногда «звук»? Чем отличаются эти понятия?

Буква - это то, что мы с вами видим, пишем или читаем (показывает). Вот это все буквы.

Звук мы произносим.

3.- Я вам загадаю загадку.

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живет

Кур крадет (Лиса).

Я предлагаю разобрать слово «Лиса»

Но в начале вспомним, какие бывают звуки?

(Согласные, гласные).

А какие бывают согласные звуки?

(Твердые, мягкие)

Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки?

(Синими).

Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?

(Зелеными).

Какими фишками мы обозначаем гласные звуки?

(красными).

4. Воспит. Посмотрите на картинку. Кто нарисован на картинке? «Лиса»

Что обозначают клеточки.

Сколько звуков в слове «Лиса» (Четыре звука).

Какой первый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (Ль)

Какой он? (Согласный, мягкий)

Какой фишкой обозначим? (Зеленой)

Что мешает во рту, когда мы произносим этот звук (Ль). – Язык.

Какой второй звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (И)

Какой он? (Гласный)

Когда произносим гласный звук (И) , нам что – нибудь мешает? (Нет ничего не мешает).

А сейчас поищем третий звук. Какой третий звук в слове «Лиса».

Произнесем вместе. (С)

Какой он? (Согласный, твердый)

Какой фишкой обозначим? (Синей)

Что мешает во рту, когда мы произносим звук (С). – язык, зубы.

Какой четвертый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (А)

Какой он? (Гласный)

Какой фишкой обозначим? (Красной)

Когда произносим гласный звук (А) , нам что – нибудь мешает? (Нет ничего не мешает).

Сколько звуков в слове «Лиса». (Четыре звука).

Сколько слогов в слове «Лиса». (Два слога)

Какой первый слог (ЛИ).

Какой второй слог (Са).

Сколько гласных звуков в слове «Лиса» (Два гласных звука). Назовите их. (И, А)

Сколько согласных звуков в слове «Лиса» (Два согласных звука). Назовите их. (Ль, С)

5 . Физминутка

Я несчастная лиса,

Мне вцепилась в хвост оса,

Я. Бедняжка, так вертелась,

Что на части разлетелась.

Мы тебе, лиса поможем

Мы из букв тебя вновь сложим.

6. - Какое слово мы с вами разобрали? (Лиса).

Давайте с этим словом составим предложение.

Из чего состоят предложения? (из слов).

Короткие слова и длинные слова

7. Ребята, я совсем забыла. По дороге в детский сад я встретила почтальона Печкина он дал мне письмо от Незнайки. Что же там, давайте посмотрим.

Незнайка сочинил небольшое стихотворение, но что то он перепутал, нескладно получилось у него стихотворение. Просит помощи. Послушайте, что Незнайка сочинил.

Молоко нальем в батон

По траве ползет бидон

В печке выпекли бутон

А в саду расцвел питон.

Железный, пустой – бидон

Ароматный, розовый, нежный – бутон

(Роза (Бутон) –не распустившая Роза.

Свежий,ароматный – батон.

Длинный, пестрый – Питон.

Змея (Питон)

Молоко нальем в бидон.

По траве ползет питон.

В печке выпекли батон.

А в саду расцвел бутон.

8. Перед вами три корзинки. Вам нужно выбрать картинки и распределить по корзинкам.

В желтую корзинку - картинки с одним слогом,

В голубую корзинку - картинки, где есть два слога.

В оранжевую корзинку – картинки, где есть три слога.

Итог. Какое слово разбирали?

С каким словом составляли предложения?

Кому помогли?.


Разделы: Логопедия

  • обобщение знаний о звуковом составе слова;
  • дифференциация понятий "гласные и согласные звуки"
  • развитие фонематического слуха;
  • уточнение словаря по лексической теме "Транспорт",
  • развитие мелкой моторики пальцев рук
  • развитие внимания; мышления

Оборудование:

  • куклы Крош, Нюша,
  • аудиозапись песенки из м/ф "Паровозик из Ромашково";
  • воздушные шары красного и синего цвета;
  • картинки: паровозик, сказочный город

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам придут гости. Покажем им, что мы умеем и чему научились. А прежде вспомним правило, которое помогает нам красиво говорить.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо

Плавно, громко говорим и, конечно,- не спешим.

2. Артикуляционная гимнастика.

Поможем нашим язычкам правильно произносить звуки. Разомнем его.

Угадайте, какой звук я хочу сказать:

(дети угадывают звук по артикуляции: А, О,У,И,Ы)

3. Ребята отгадайте загадку. Кто это? Что за сказочный герой? (Загадка про Кроша)

Хоть он и ушастик,
Собою хорош!
Узнали кто это?
Конечно же... (Крош)

Из какого мульфильма? - (Смешарики)

А каких героев вы еще знаете? (Нюша, Ежик, Бараш, Лосяш и др.)

Сегодня у нас в гостях Крош и Нюша. и они приглашают нас в путешествие в необычный город под названием Звукаринск.

4. - На чем можно поехать в этот город? (дети называют разные виды транспорта)

Как их можно назвать одним словом? (Транспорт)

А каким словом называется транспорт, который передвигается по рельсам? (железнодорожный)

Назовите железнодорожный транспорт. (дети называют)

А мы поедем на паровозике из Ромашково! Занимайте места в поезде! Поехали!

(звучит песенка из м/ф "Паровозик из Ромашково")

А чтобы не скучать в дороге, Нюша будет загадывать загадки, а вам их нужно отгадать и назвать первый звук.

Сам - алый, сахарный;
кафтан - зеленый. бархатный. (арбуз)
Первый звук _А

Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками.
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может.. (удочка)

Не моторы, а шумят.
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (осы ).

В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает, и колется колко
А называют кораблик - .......(иголка)

Какие звуки мы назвали? (Гласные.) А какие еще звуки бывают?) согласные) Молодцы! Можем отправляться дальше. Наш паровозик остановился на станции Слоговая.

5. Станция Слоговая.

Если я скажу сначала звук А, а потом Ш. Какой слог получится? - (АШ )

О+С = ОС У+М=УМ
С+О=СО М+У=МУ

Отгадайте загадку и разделите отгадку на слоги:

Нас ты видишь каждый день
В книжке на странице,
Нам ни капельки не лень
В строчки становиться. - (Буквы).

Какие гласные встретились в слове? (У,Ы)

Сколько слогов? Как узнали?

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдет -
Там заметку кладет.
(карандаш ) -

Какие гласные встретились в слове? (а,а,а)

6. Станция "Физкультурная"

А теперь мы приехали на станцию Физкультурная.

Хлопаем в ладошки, (дети производят движения в соответствии с текстом )
По ровненькой дорожке
Пусть попляшут наши ножки.
Пусть попляшут наши ножки
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки.

7. Станция "Доскажи словечко"

Ребята! Нюша просит у вас помощи. У нее перепутались слова. Надо ей помочь.

Неизвестно, что случилось, только буква -озорница,

Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.

И вот что из этого получилось. А вы подумайте, все ли правильно.

На прогулку мы пойти хотели
Т апочки на головы надели.

Десять долгих дней подряд
Айболит лепил ребят.

Та чки по небу плывут,
Люди зонтики берут.

Чтоб добежать до сада,
Наду ть сапожки надо.

Тихо сумерки ложились
К ошки в воздухе кружились...

Вот видите, что получается, если в слове перепутать буквы.

8. Станция "Сюрпризная".

Ребята, наш паровозик прибыл на станцию "Сюрпризную". Здесь нас ожидает сюрприз.

Отгадайте загадку.

Круглый, гладкий, как арбуз,
Цвет - любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит под небеса. (воздушный шар )

(воспитатель вносит шары синего и красного цвета )

Ребята! Эти шары не простые, а волшебные. Они дружат только со звуками. Если вы вытяните шар красного цвета, то нужно назвать гласный звук, а если - синего цвета, то назовите согласный звук.

(Дети по одному вытягивают за ниточки шары и называют звуки)

Поезд прибыл на конечную станцию в город Звукаринск. А кто живет в этом городе? (Звуки и буквы)!

А кто вместе с нами путешествовал? (Крош и Нюша )

Город Звукаринск - очень большой и интересный, и в следующее путешествие мы отправимся по этому замечательному городу.

Цели занятия:

  • «у»
  • учить выделять звук «у» из ряда гласных
  • познакомить с буквой «У» .
  • развивать слуховое внимание
  • развивать мелкую моторику
  • развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

«У» «У»

Ход занятия.

I. Организационный момент

II. Основная часть.

1. - Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. (Слайд №2)

На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?

Уля приготовила для вас задание: послушайте и назовите первый звук в словах:

уши, улитка, утюг, утка, улица. (Слайд №3)

– Правильно, слышится звук «У»

2. Артикуляция звука.

Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ» . (Слайд №4)

«У» , нужно губы вытянуть трубочкой:

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем.

– Повторите за мной стихотворение: (Слайд №5)

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

– Какой звук слышите в стихотворение чаще других?

3. – Гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У» .

4. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У» :

а, у, о, а, у, и, а, у, у, а.

5. Игра «Третий лишний» .

«У» .

Уши, удочка, стол. (Слайд №6)

Улица, учительница, арка. (Слайд №7)

Утюг, усы, забор. (Слайд №8)

6. Знакомство с буквой «У» . (Слайд №9)

– Послушайте стихотворение:

«У» – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У» .

– Посмотрите, вот буква «У» . «У» ) .

– Найдите букву «У» (обведите)

– Потому что звук «У»

7. - Давайте отдохнем:

Гуси серые летели Выполняют движения по тексту.

На лужайку тихо сели.

Походили, поклевали,

Потом быстро убежали.

Гуси серые летели

На лужайку тихо сели.

8. – Нарисуйте в воздухе букву «У» . (Слайд №10)

Выложите букву «У» из палочек.

9. Напечатайте букву «У» в своих тетрадях.

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

МАДОУ «Детский сад №16»

Занятие по обучению грамоте

«Знакомство со звуком и буквой «У»

(старший возраст)

Составила: учитель-логопед Бурова О.А.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

«Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • вырабатывать навык четкого произношения звука «а»
  • учить выделять звук «а» из ряда гласных
  • формировать умение согласовывать притяжательное местоимение с существительным

Познакомить с буквой «а» .

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание
  • развивать фонематические процессы
  • развивать мелкую моторику

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, подборка слайдов, символ звука «А» - красный круг, карточка с буквой «А» , счетные палочки, рабочая тетрадь, простой карандаш.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Дети, кто назовет какое сейчас время года?

А кто скажет название птиц, которые улетают осенью?

Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой.

II. Основная часть.

2. - Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня, она горько плачет: а-а-а-а (Слайд №2)

На какой звук начинается ее имя? Кто скажет? Какой звук она произносит, когда плачет?

Аня приготовила для вас задание: послушайте и назовите первый звук в словах:

Астра, арка, аист. (Слайд №3)

– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

– Правильно, слышится звук «А» . Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды.

2. Артикуляция звука.

Посмотрите на картинку: Аня плачет и слышим звук «ААААА» . (Слайд №4)

Давайте вместе произнесем звук «А» , нужно открыть широко рот и произнести: «аааааа»

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

3. Символ звука.

– Гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А» .

4. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» :

а, у, о, а, у, и, а, у, у, а.

5. Игра «Третий лишний» .

– Я буду называть изображенные предмет, а вы назовите лишний предмет, который не начинается на звук «А» .

Автобус, антенна, дом. (Слайд №5)

Аист, зонт, альбом. (Слайд №6)

Автомат, слон, арка. (Слайд №7)

6. Знакомство с буквой «А» . (Слайд №8)

– Посмотрите, вот буква «А» . (Выставляется карточка с изображением буквы «А» ) .

– Найдите букву «А» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

7. - Давайте отдохнем: (упражнение на развитие общей моторики)

Инструкция воспитателя Выполняемые движения

Осенние листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. Дети сидят на полу и не двигаются.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели Дети тихо бегают друг за другом.

И на землю тихо сели, Дети садятся на пол.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил Дети крутятся вокруг себя

И на землю опустил. Дети тихо садятся на пол.

8. Место звука в слове.

Как вы думаете, в словах: аист, автобус, арка, где стоит звук «А» ? Обозначьте его. (Слайд №9)

9. – Нарисуйте в воздухе букву «А» . (Слайд №10)

Выложите букву «А» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

10. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Тема: Вводное занятие.

Цели: Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

Задачи:

    Развитие умения вслушиваться в слово; развитию активной мыслительной деятельности.

    Упражнять в дифференциации на слух слов и звуков; учить сравнивать, обобщать.

    Показать как звуки обозначаются цветными символами; дать определение места в звукобуквенных речках (в Сине-зеленой или Красной реке).

    Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.

    Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.

Дидактический материал (оборудование): колокольчик, раскраски с рисунками, карандаши простые и цветные, резинки, сказочные герои Слыш и Буковка, колокольчик, плоскостные изображения двух корабликов, набор магнитных звукариков.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Цель: Пробуждение интереса к познанию новых звуков.

Составляем правила поведения на занятии:

Ничего не трогать без разрешения воспитателя.

Не вставать без разрешения.

Не мешать другим.

Не выкрикивать, а поднимать руку.

Если хочешь что-то спросить – подними руку.

    Знакомство со звуком.

В одной прекрасной сказочной стране жил-был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он очень любил слушать, как звучат разные звуки. А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.

Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними.

Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие колокольчики. Однажды Слыш шел по улице и вдруг услышал, что справа на двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошел в дом.

А потом зазвенел другой колокольчик - на двери дома слева. Маленькому Слышу так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.

    Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель: Познакомить со звуками: поется или не поется звук (гласные и согласные);

Игра «Где звенит колокольчик?»

Цель: развитие слухового внимания.

Звонит колокольчик, а дети с закрытыми глазами определяют, где звенит колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади от него.

Скажите, как звенит колокольчик?

Однажды утром Слыш тщательно вымыл лицо и свои большие уши, затем вышел на балкон своего сказочного дома и стал слушать. Его соседи каждый день играли на разных музыкальных инструментах: вот кто-то играет на барабане - «бум-бум-бум». А вот другой сосед заиграл на дудочке: «ти - ли- ли». Вдруг послышались прекрасные звуки металлофона: «ля-ля-ля». Слыш запоминал звучание каждого музыкального инструмента и с тех пор всегда правильно угадывал, какой инструмент звучит.

Все, что мы с вами слышим, назвали звуками.

    Знакомство со Звукариками.

Цель : Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.

Все звуки поселились в сказочной стране «Звукоград». В этой стране есть две реки, волнами которых служат наши звуки. Мы их с вами будем называть Звукариками и познакомимся в какой реке они живут.

Давайте споем звуки «А», «О», «У», как они произносятся? (Без преграды).

Например: звук [А] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом («дирижирую» и вместе с детьми пропеваю звук выше - ниже).

Эти звуки называются гласны е. И живут они реке, по которой плавает Красный корабль, он плывет без парусов (ведь при произношении гласных звуков мы не встречаем преграды). Волны в ней особенные: красные.

Звук [М] - губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, т. к. ему мешают губы; звук можно потянуть (воспитатель с детьми произносит звук длительно, показывая руками, что звук «тянется», но его нельзя произнести выше-ниже, т.е. нельзя петь).

- Это согласные звуки.

Давайте положим руку на шею и многократно произнесем звук [М]: «Что вы чувствуете?».

Когда все убедятся, что «горлышко дрожит», объясняю, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким .

Есть согласные, которые произносятся без голоса: глухо, их называют глухими.

Дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и формируют из них “волны” для корабликов.

Но есть согласные звуки, которые произносятся очень мягко . Например, «ль», «мь»? (Показ)

А есть согласные звуки строгие, такие как «м», «н». Их назвали твердыми (показываю).

Мы с вами будем определять, какого цвета будет волна.

Игра « Какие звуки ты слышишь?»

Цель: развитие слухового внимания.

Дети прослушивают звуки и угадывают, что или кто их издает.

Представьте, что вы сидит на полянке и слушает разные звуки.

Произносятся звуки: «с-с-с», «ш-ш-ш» и т.д. Дети отвечают, что так звучит или кто так говорит на полянке.

    Физкультминутка.

Цель: снятие усталости и напряжения;

Посадили дети березку.

Посадили дети березку.

Стала она расти.

Вдруг налетел ветер и закачал березку.

Пошел дождь и град.

Затем снова засветило солнце.

Березка распрямилась и стала расти дальше.

Выполняется стоя. На слова посадили дети березку приседают: под слова стала она расти медленно встают.

Под слова налетел вдруг ветер и закачал березку качаются из стороны в сторону; под следующие слова дети распрямляются, делают глубокий вдох и выдох. Садятся на свои места.

    Знакомство с буквами.

Недалеко от Слыша в сказочном городе жила Буковка. У нее были красивые большие глаза, потому что она любила читать. А еще она обожала рисовать и писать, поэтому всегда носила с собой волшебный карандаш. Этот карандаш рисовал тем цветом, который был нужен его хозяйке.

Больше всего на свете Буковке нравилось читать и писать буквы. Правда, это у нее не очень хорошо получалось, ведь она только начала учиться читать и писать.

Игра «Заштрихуй дорожку».

Цель: развитие зрительного восприятия рядов.

Сначала Буковка рисовала простые картинки своим карандашом: «дорожки». Вот и мы с вами поможем ей: нарисуем дорожку.

    Сравнение звука и буквы.

Встреча Слыша и Буковки.

Одним прекрасным утром Слыш сидел на маленькой скамеечке в парке и ел душистое ванильное мороженое. Вдруг он услышал, что кто-то жалобно плачет: «а-а-а». Слыш огляделся и увидел на лужайке девочку с большими глазами. Она что-то искала в траве и всхлипывала.

Слыш подошел к незнакомке и спросил:

- Почему ты плачешь? Тебя кто-нибудь обидел?

- Нет, - ответила она. - Я ловила на лужайке бабочку и потеряла свой волшебный карандаш. А без него я не могу рисовать красивые картинки и писать буквы.

- Не плачь, - пожалел девочку Слыш. - Я помогу найти твой карандаш. А ты пока попробуй ванильное мороженое.

Слыш угостил незнакомку вкусным мороженым, и она перестала плакать. Тогда Слыш принялся искать волшебный карандаш. Недалеко от большого дерева он заметил упавший листочек, приподнял его и увидел красивый прутик. Он поднял его и спросил:

- Это случайно не твой карандаш?

- Да, да, это он! - обрадовалась девочка. - Спасибо, что ты помог мне, давай дружить. Меня зовут Буковка. А тебя?

- А меня - Слыш.

И они пошли гулять, разговаривая обо всем на свете.

Игра «Звук, буква»

Цель: научить детей отличать звук от буквы.

Давайте проверим, как вы знаете звуки. Что такое звук? (Это то, что говорим)

Назовите звуки (дети по очереди называют)

Давайте проверим, как вы знаете буквы. Что такое буква? (Это то, что пишем)

Покажите буквы (дети по очереди показывают)

А теперь поиграем: я говорю и ли показываю, а говорите: это звук или буква.