Васильев а в институт биологии развития. Институт биологии развития

Институ́т биологии развития имени Н.К. Кольцова РАН (улица Вавилова, 26). Создан в 1967 в результате реорганизации Института морфологии животных имени Северцова АН СССР. С 1975 - имени Н.К. Кольцова. Биологическая станция «Кропотово». Основное направление исследований - комплексное изучение индивидуального развития животных и управление его процессами.

  • - Акустический институ́т имени Н.Н. Андреева РАН. Создан в 1953 на базе акустической лаборатории ФИАН академиком Н.Н. Андреевым...

    Москва (энциклопедия)

  • - ГАИШ. Создан в системе МГУ в 1931 слиянием Московской университетской астрономической обсерватории, Астрономо-геодезического НИИ МГУ и Государственного астрофизического института...

    Москва (энциклопедия)

  • - Институ́т биологии гена РАН. Организован в 1990...

    Москва (энциклопедия)

  • - Институ́т биохи́мии и́мени А.Н. Ба́ха РАН, организован в 1935, с 1944 институт носит имя А.Н. Баха. Основные исследования по расшифровке биохимических механизмов организации и функционирования биологических...

    Москва (энциклопедия)

  • - организован в 1935, с 1944 институт носит имя А.Н. Баха. Основные исследования по расшифровке биохимических механизмов организации и функционирования биологических систем...

    Москва (энциклопедия)

  • - Организован в 1959 как Институт радиационной и физико-химической биологии. Исследуются молекулярные основы передачи и реализации наследственной информации...

    Москва (энциклопедия)

  • - ИОРАН. Основан в 1946 на базе существовавшей с 1941 Лаборатории океанологии, с 1954 носит имя организатора и первого директора П.П. Ширшова. Основные направления исследований: физика и химия морей и океанов; геология...

    Москва (энциклопедия)

  • - Здание Литературного института.Москва. Литерату́рный институ́т имени А.М. Горького, высшее учебное заведение. Открыт в 1933 по инициативе М. Горького как Вечерний рабочий университет...

    Москва (энциклопедия)

  • - им. Н. К. Кольцова РАН, осн. в 1967 в Москве на базе Ин-та морфологии им. Н. А. Северцова АН СССР. Изучение индивид. развития ж-ных-и проблем управления процессами онтогенеза...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - Государственный, научно-исследовательское учреждение Московского университета...
  • - АН СССР, головное научно-исследовательское учреждение в области молекулярной биологии. Организован в 1957 . Основатель и директор института - В. А. Энгельгардт...

    Большая Советская энциклопедия

  • - БИОЛОГИИ ВНУТРЕННИХ ВОД ИНСТИТУТ РАН - основан в 1962 в Некоузском р-не Ярославской обл. Биологические исследования во внутренних водоемах...
  • - Дальневосточного отделения РАН - создан в 1970 во Владивостоке. Исследование биоты дальневосточных морей, разработка теоретических и практических вопросов воспроизводства морских организмов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - им. Н. К. Кольцова РАН - основан в 1967 в Москве на базе Института морфологии им. Северцова АН СССР. Изучение индивидуального развития животных и проблем управления процессами онтогенеза...

    Большой энциклопедический словарь

  • - им. А. О. Ковалевского АН Украины - организован в 1963 в Севастополе на базе Севастопольской и Карадагской биологических станций; в 1964 в состав института вошла Одесская биологическая станция...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Разг. Ирон. То же, что институт вечной памяти культуры. Синдаловский, 2002, 81...

    Большой словарь русских поговорок

"Институт биологии развития имени Н.К. Кольцова РАН" в книгах

автора

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

автора

автора

4.2. Основные понятия биологии развития

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

4.2. Основные понятия биологии развития В конце XX века зародилась новая междисциплинарная наука – биология развития, объединившая достижения эмбриологии, генетики, биохимии, цитологии и ставшая одним из ведущих направлений в познании «феномена жизни». Биологию развития

4.4. Теоретическое значение и проблемы биологии развития

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

4.4. Теоретическое значение и проблемы биологии развития Как уже отмечалось, проблема механизмов развития многоклеточного организма из оплодотворенной яйцеклетки является одной из ключевых проблем биологии. Биология развития в настоящее время находится на «переднем

1. Краткая история развития биологии

Из книги Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень автора Сивоглазов Владислав Иванович

1. Краткая история развития биологии Вспомните!Какие достижения современной биологии вам известны?Каких учёных-биологов вы знаете?Современная биология уходит корнями в глубокую древность, мы находим её истоки в цивилизациях прошлых тысячелетий: в Древнем Египте,

Некоторые актуальные вопросы биологии развития поведения

Из книги Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды автора Крушинский Леонид Викторович

Некоторые актуальные вопросы биологии развития поведения Введение Биология развития поведения как научная дисциплина начала развиваться на рубеже XIX и XX вв. Наиболее существенные исследования в этом направлении выполнены Когхиллом (Coghill, 1929), работавшим на

Из книги Владимир Путин автора Медведев Рой Александрович

Из книги Время Путина автора Медведев Рой Александрович

Институт имени Ю. В. Андропова Краснознаменный институт имени Ю. В. Андропова, который известен сегодня как Академия внешней разведки, стал для Владимира Путина, как для разведчика, едва ли не главным испытанием в 1980-е годы. Здесь не только учили, но и изучали самих

Из книги Пунктир воспоминаний автора Казанцев Александр Петрович

5. ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЖЮЛЯ ВЕРНА Первые два дня войны я дописывал последние страницы романа «Арктический мост» и успел сдать его директору Детиздата Дубровиной, уже надевшей форму майора.Сам я прошел войну от солдата до полковника, не совершив особых подвигов, позволяющих

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Молох автора Лем Станислав

Прогноз развития биологии до 2040 года

Из книги Молох (сборник) автора Лем Станислав

Прогноз развития биологии до 2040 года Двадцать лет назад Комитет наукознания Польской Академии наук обратился ко мне с просьбой подготовить прогноз развития биологии. Волна общественных потрясений, вызванных «Солидарностью», утопила мой анализ, а так как после

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Институт биологии развития им. Н. К. Кольцова РАН
(ИБР РАН )
Международное название
Прежнее название

Институт экспериментальной биологии; Институт цитологии, гистологии и эмбриологии АН СССР

Основан
Директор
Расположение
Юридический адрес
Сайт

В настоящее время основные направления научной деятельности Института: исследование молекулярных и генетических механизмов регуляции эмбрионального развития и клеточной дифференцировки; механизмы регуляции физиологических функций в онтогенезе ; экологические и эволюционные проблемы онтогенеза. Также продолжаются работы по генетике и онтогенезу растений. Продолжается сотрудничество с Биологическим факультетом МГУ и другими научными учреждениями.

Напишите отзыв о статье "Институт биологии развития имени Н. К. Кольцова РАН"

Литература

  • Детлаф Т. А. Институт экспериментальной биологии (рус.) // Онтогенез. - 1988. - Т. 19 , № 1 . - С. 94-112 .
  • Бабков В. В. Московская школа эволюционной генетики. - Москва: Наука, 1985. - 216 с.

Примечания

Ссылки

  • Биологические институты // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Отрывок, характеризующий Институт биологии развития имени Н. К. Кольцова РАН

– Готов, ваше сиятельство, – сказал адъютант.
Растопчин опять подошел к двери балкона.
– Да чего они хотят? – спросил он у полицеймейстера.
– Ваше сиятельство, они говорят, что собрались идти на французов по вашему приказанью, про измену что то кричали. Но буйная толпа, ваше сиятельство. Я насилу уехал. Ваше сиятельство, осмелюсь предложить…
– Извольте идти, я без вас знаю, что делать, – сердито крикнул Растопчин. Он стоял у двери балкона, глядя на толпу. «Вот что они сделали с Россией! Вот что они сделали со мной!» – думал Растопчин, чувствуя поднимающийся в своей душе неудержимый гнев против кого то того, кому можно было приписать причину всего случившегося. Как это часто бывает с горячими людьми, гнев уже владел им, но он искал еще для него предмета. «La voila la populace, la lie du peuple, – думал он, глядя на толпу, – la plebe qu"ils ont soulevee par leur sottise. Il leur faut une victime, [„Вот он, народец, эти подонки народонаселения, плебеи, которых они подняли своею глупостью! Им нужна жертва“.] – пришло ему в голову, глядя на размахивающего рукой высокого малого. И по тому самому это пришло ему в голову, что ему самому нужна была эта жертва, этот предмет для своего гнева.
– Готов экипаж? – в другой раз спросил он.
– Готов, ваше сиятельство. Что прикажете насчет Верещагина? Он ждет у крыльца, – отвечал адъютант.
– А! – вскрикнул Растопчин, как пораженный каким то неожиданным воспоминанием.
И, быстро отворив дверь, он вышел решительными шагами на балкон. Говор вдруг умолк, шапки и картузы снялись, и все глаза поднялись к вышедшему графу.
– Здравствуйте, ребята! – сказал граф быстро и громко. – Спасибо, что пришли. Я сейчас выйду к вам, но прежде всего нам надо управиться с злодеем. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва. Подождите меня! – И граф так же быстро вернулся в покои, крепко хлопнув дверью.
По толпе пробежал одобрительный ропот удовольствия. «Он, значит, злодеев управит усех! А ты говоришь француз… он тебе всю дистанцию развяжет!» – говорили люди, как будто упрекая друг друга в своем маловерии.
Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер, приказал что то, и драгуны вытянулись. Толпа от балкона жадно подвинулась к крыльцу. Выйдя гневно быстрыми шагами на крыльцо, Растопчин поспешно оглянулся вокруг себя, как бы отыскивая кого то.
– Где он? – сказал граф, и в ту же минуту, как он сказал это, он увидал из за угла дома выходившего между, двух драгун молодого человека с длинной тонкой шеей, с до половины выбритой и заросшей головой. Молодой человек этот был одет в когда то щегольской, крытый синим сукном, потертый лисий тулупчик и в грязные посконные арестантские шаровары, засунутые в нечищеные, стоптанные тонкие сапоги. На тонких, слабых ногах тяжело висели кандалы, затруднявшие нерешительную походку молодого человека.
– А! – сказал Растопчин, поспешно отворачивая свой взгляд от молодого человека в лисьем тулупчике и указывая на нижнюю ступеньку крыльца. – Поставьте его сюда! – Молодой человек, брянча кандалами, тяжело переступил на указываемую ступеньку, придержав пальцем нажимавший воротник тулупчика, повернул два раза длинной шеей и, вздохнув, покорным жестом сложил перед животом тонкие, нерабочие руки.
Несколько секунд, пока молодой человек устанавливался на ступеньке, продолжалось молчание. Только в задних рядах сдавливающихся к одному месту людей слышались кряхтенье, стоны, толчки и топот переставляемых ног.
Растопчин, ожидая того, чтобы он остановился на указанном месте, хмурясь потирал рукою лицо.
– Ребята! – сказал Растопчин металлически звонким голосом, – этот человек, Верещагин – тот самый мерзавец, от которого погибла Москва.

Институ́т биоло́гии разви́тия (ИБР имени Н. К. Кольцова РАН) - научно исследовательский институт Российской академии наук . Расположен в Москве . Был основан в 1917 году как Институт экспериментальной биологии. Идея создания института, его организация, а также руководство им на протяжении более 20 лет связаны с именем Н. К. Кольцова - выдающегося российского ученого-биолога, основателя многих научных направлений, определивших облик экспериментальной биологии в первой половине 20 века. Основная организационная идея Н. К. Кольцова состояла в создании многодисциплинарного института, изучающего явления жизни при помощи экспериментальных подходов. Это объединило специалистов, работающих в различных областях биологии - генетике, цитологии, механике развития и физиологии, и использующих многообразные методы и объекты исследования. В институте сложилась школа генетиков и цитологов, получившая мировую известность. В частности, в отделе генетики, возглавляемом С. С. Четвериковым, работали Б. Л. Астауров, А. С. Серебровский, Н. В. Тимофеев-Ресовский, Н. К. Беляев, П. Ф. Рокицкий, С. Н. Гершензон. Отделом механики (физиологии) развития руководил Д. П. Филатов, а отделом культуры тканей - первоначально А. В. Румянцев, затем Г. К. Хрущов, а после преобразования в отдел физиологии клетки - Б. В. Кедровский. Отдел физико-химической биологии возглавлял С. Н. Скадовский, отдел кариологии – П. В. Живаго, отдел генетики протистов – Г. В. Эпштейн.

Однако, несмотря на впечатляющие научные достижения Института экспериментальной биологии и на его авторитет в стране и за рубежом, его история была сложной и драматичной. В 1938 году он был переведен из системы Наркомздрава РСФСР в Академию наук СССР, реорганизован и переименован в Институт цитологии, гистологии и эмбриологии. Год спустя Н. К. Кольцов был освобожден от должности директора и в декабре 1940 года скоропостижно скончался. Спустя десять лет в судьбе института произошел еще один поворот - в результате объединения Института цитологии, гистологии и эмбриологии АН СССР с Институтом эволюционной морфологии АН СССР был образован Институт морфологии животных им. А. Н. Северцова. Вопреки многочисленным трудностям среди экспериментальных биологов жила идея воссоздания Кольцовского Института, и в 1967 году Президиумом АН СССР по инициативе Б. Л. Астаурова было принято решение о разделении Института морфологии животных на и Институт биологии развития, который и возглавил Б. Л. Астауров. Основными задачами нового института его директор определил «познание причинных связей и закономерностей индивидуального развития организма животных на молекулярном, клеточном, тканевом и организменном уровнях, разработку методов управления процессами репродукции, роста и формообразования». В число приоритетных направлений были включены исследования основных этапов реализации генетической информации. Вместе с тем, в ИБР появились и новые направления, связанные с анализом молекулярных механизмов онтогенеза и механизмов генетического контроля процессов развития, новые подходы, и к проблемам клеточной биологии и к анализу физиологических процессов. Сотрудниками института были сделаны множество открытий, принципиально важных для биологии развития.

Сейчас в институте 20 лабораторий, которые, в соответствии с давно сложившейся традицией, объединяются по нескольким направлениям: эмбриологическое, цитологическое, молекулярно-биологическое, генетическое и физиологическое. Одно из старейших подразделений института - Кропотовская биологическая станция, организованная в 1927 году. Здесь активно работают физиологи, изучая особенности формирования поведения и механизмы регуляции физиологических функций в онтогенезе. Эти исследования проводятся на насекомых, моллюсках, амфибиях, с использованием методов электрофизиологии, цитохимии и молекулярной биологии. В ИБР создан Центр клеточных технологий, в котором сосредоточены исследования по различным проблемам клеточной биологии, в том числе биологии стволовых клеток; совместно с биологическим факультетом МГУ организован Учебно-научный центр по биологии развития; возобновлено регулярное проведение Школ по биологии развития, значительно возрос приток аспирантов и молодых исследователей.

23.10.2017

Биология развития - это жизнь!

100 лет Институту биологии развития имени Н.К. Кольцова РАН

Институт биологии развития был основан в 1917 году, как Институт экспериментальной биологии. Идея Института заключалась в создании многодисциплинарного центра, экспериментальным образом изучающего явления жизни. Идея эта связывается с именем выдающегося российского ученого-биолога Н.К. Кольцова, основателя ряда научных направлений экспериментальной биологии в первой половине ХХ века. Он же руководил Институтом более 20 лет. Институт сразу объединил специалистов различных областей биологии - генетики, цитологии, механики развития и физиологии.

История знает и впечатляющие научные достижения Института, и драматичные повороты в его судьбе - реорганизации, переименования, слияния, разделения. В 1967 году в качестве задач вновь реорганизованного тогда Института определили: «познание причинных связей и закономерностей индивидуального развития организма животных на молекулярном, клеточном, тканевом и организменном уровнях, разработку методов управления процессами репродукции, роста и формообразования». Ученые занимались исследованиями этапов реализации генетической информации, анализом молекулярных механизмов онтогенеза и механизмов генетического контроля процессов развития, искали новые подходы к проблемам клеточной биологии и к анализу физиологических процессов. На этом пути сделано множество открытий!

Сегодня в Институте работает 20 лабораторий в нескольких направлениях: эмбриологическое, цитологическое, молекулярно-биологическое, генетическое и физиологическое. Исследования проводятся на насекомых, моллюсках, амфибиях, с использованием методов электрофизиологии, цитохимии и молекулярной биологии. Создан Центр клеточных технологий, изучающий, в том числе, биологию стволовых клеток, организован Учебно-научный центр по биологии развития совместно с биологическим факультетом МГУ. Регулярно проводятся Школы по биологии развития.

Член-корреспондент РАН А.В. Васильев, директор Института

Скажите, Андрей Валентинович, столетие - это же труд нескольких поколений исследователей. А в нынешнем коллективе помнят о них?

За сто лет Институт внес в развитие биологической науки очень большой вклад. Назовем всего несколько имен из большого ряда достойнейших исследователей Института. Например, блестящий ученый академик И.Б. Збарский - сын биохимика Б.И. Збарского, который бальзамировал тело Ленина, потом, кстати, он и сам работал в лаборатории при Мавзолее. Биолог, генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, о котором Даниилом Граниным написана книга «Зубр». Крупнейший ученый-генетик, один из основателей Института академик Б.Л. Астауров. Или, например, Герои Социалистического Труда - генетик член-корреспондент И.А. Рапопорт, генетик и селекционер академик В.А. Струнников... В Институте сложилась школа генетиков и цитологов, получившая мировую известность. Это люди очень крупного калибра, не каждый Институт может похвастаться таким «иконостасом». Конечно, жизнь показывает, что академические звания и высокие государственные награды - это, все-таки, некая удача, а были также достойнейшие ученые, которые просто служили науке, были известны и авторитетны в профессиональной среде - они, может быть, не были отмечены высокими наградами, но честно и творчески разрабатывали свои области.

Назову еще несколько имен - все-таки, это история и слава Института. Известнейший нейробиолог, генетик член-корреспондент Л.И. Корочкин - неординарный, яркий человек. Конечно, о тех поколениях помнят. В связи с юбилеем Института мы решили организовать серию лекций, посвященных именам ученых «Лица нашего института». Это все были интересные, самобытные личности! Например, один из директоров Института, он же - один из столпов цитологии и клеточной биологии академик Н.Г. Хрущов. Кстати, он был племянником Д.Д. Шостаковича и вообще относился к древнему боярскому роду - человек глубокого интеллекта и высочайших моральных качеств. Недавно, к большому сожалению, ушел из жизни член-корреспондент А.В. Яблоков - известный эколог, общественный и политический деятель, неординарный человек - даже будучи уже тяжело больным, он продолжал работать, и в 2016 году у него вышло пять серьезных фундаментальных публикаций. Словом, мы вспоминаем этих людей, каждая лекция посвящена конкретному ученому, читает лекцию либо ученик, либо близкий ему человек.

Скажите, может, славные предшественники все уже открыли? Остался ли современникам интересный фронт исследовательских работ?

Мы гордимся богатой историей, но, разумеется, мы не Институт ИСТОРИИ биологии развития. Нас интересует и наше время, и, я считаю, лучшим памятником выдающимся предшественникам является сегодняшняя биологическая наука. А в ней происходит просто революция! Именно биология развития приведет к грандиозным изменениям и в социальной сфере, и в жизни людей. Кстати, несколько Нобелевских премий в области физиологии и медицины были как раз в области биологии развития. Например, премия Роберту Эдвардсу за разработку экстракорпорального оплодотворения - этот подход применяется сегодня в медицине, чтобы помочь парам осчастливить себя ребенком. Это грандиозный толчок к развитию науки - появилась возможность работать инвитро с эмбриональным материалом, наблюдать раннее развитие вне организма. Нобелевская премия С. Яманака за индуцированную плюрипотентность и Нобелевская премия сэру Гёрдену за пересадку ядра - это премии вообще за фантастические открытия, позволяющие вне организма получить клетки, способные дифференцироваться во все клеточные типы и воспроизводить развитие клеток в любом направлении до взрослого организма. Мечта! Мы получили потрясающий исследовательский материал, который другим образом получить невозможно.

Сегодня появляется масса работ, исследования идут дальше. Следующий шаг - редактирование генома. Сочетание всех названных работ - индуцированная плюрипотентность, клеточные исследования с редактированием генома - открывают необыкновенные возможности, но и, увы, необыкновенные риски. Названные открытия позволяют придавать организму любые свойства и изменять геном уже не природными механизмами, т.е. активность генома изменяется не вследствие развития самой программы организма. Увы, давайте вспомним, в каком обществе мы живем - разве оно нацелено на достижения какой-то гармонии? Или оно нацелено на достижение успеха, прибыли, выгоды? К большому сожалению, перед нами этическая проблема, где гармония и соответствие каким-то принципам отбрасывается просто как шелуха.

В целом по Академии наук много жалоб, что есть демографическая «дыра» - провал в среднем возрасте ученых (потому, что многие выехали в 90-е). А у вас?

В Институте сейчас уникальная ситуация - при ужасном материально-техническом обеспечении у нас, все же, нет кадровых проблем и коллектив полон интересных идей. Нет, кстати, и разрыва поколений. Есть ветераны, люди 60-70-80 лет, например, профессору Всеволоду Яковлевичу Бродскому около 90 лет, но он каждый день в институте и прекрасно работает, входит, между прочим, в список цитирования Тоp-1000 - блестящий ученый, он продолжает генерировать продукцию и идеи.

У нас есть замечательные 40-50-летние, защищающие докторские и выполняющие блестящие работы - они составляют портрет Института, достойный истории. Например, Ирина Юрьевна Баклушинская - она занимается регуляцией пола на млекопитающих и делает там значительные открытия. Или, например, Ольга Борисовна Симонова, недавно защитившая докторскую - не проходную квалификационную работу, а эта защита была явлением! Скажу о некоторых нейробиологах - это, например, доктор наук Елена Евгеньевна Воронежская, она изучает взаимодействие мать-плод и регулятор серотонин: оказывается, этот серотонин определяет поведение плода уже после появления особи, т.е. материнское обеспечение серотонином плода в утробе матери определяет поведенческое развитие особи после рождения.

Доктор биологических наук Варвара Евгеньевна Дьяконова смещает свои исследования из нейро в нейро-когни, т.е. в когнитивные исследования и занимается механизмами формирования памяти, механизмами формирования поведения. Фантастические вещи! Замдиректора Института Алексей Михайлович Куликов работает на дрозофилах, широко используя биоинформационные методы, при этом сейчас смещается в область биоинформатики, анализируя вклад тех или иных генов в последующее развитие всего организма, в конфигурацию организма. Т.е. исследуется не просто экспрессия «ген-белок», а то, как этот ген влияет на формирование всего организма, морфогенез.

В Институте сильно представлено клеточное направление (индуцированная плюрипотентность, клетки для лечения болезней и др). Екатерина Андреевна Воротеляк, ставшая недавно членом-корреспондентом РАН, изучает клеточные процессы в морфогенезе как формирование тканей и органов, формирование организма целиком, а также изучает трансплантацию. (Вспомним: основатель Института Николай Константинович Кольцов занимался на животных трансплантацией органов, пересаживал половые железы - и не с него ли писалось «Собачье сердце»?).

- А научная молодежь?

Есть в Институте и молодежь - 30-летние-40-летние - работают замечательно! Например, сотрудник (с яркой фамилией) Андрей Юрьевич Кулибин разрабатывает новую иерархию сперматогенеза.

У нас нет проблем с наполнением аспирантуры, несмотря на множество проблем. Изношена инфраструктура, аспирант получает меньше, чем надо платить за койку в общежитии, а старший лаборант и мнс получает столько, что об этих деньгах даже говорить невозможно. Тем не менее, ребята идут - за перспективой. Еще несколько лет назад мы могли точно говорить, что работаем на Запад, поскольку много ребят, закончив аспирантуру, уезжали. Не потому, что им там хочется жить и работать, нет - от безысходности, потому что здесь они себя «закапывают», ничего не могут сделать. Сегодня тоже кто-то уезжает, но многие остаются и находят себя здесь. У нас есть много причин для жалоб, но они каждый год получают субсидированные квартиры - ясно, что это тоже не сахар, тоже необходима ипотека, тоже нужно где-то тяжело добывать деньги, но, тем не менее, молодые люди здесь работают, им интересно. Могу назвать ряд фамилий, например Эрдем Дашинимаев - молодой талантливый парень, занимается системами редактирования генома, моделируя развитие заболевания на модельных животных, трансгенных животных, нокаутных животных.

Нам много чего не хватает - денег, оборудования, помещений, модельных животных. Но хватает самого главного - идей и людей, наши ребята, образно говоря, «пылают» на работе. Сам я всю жизнь с 1992 года проработал в Институте и когда-то ввел для себя «индекс светящихся окон». Помнится, был еще совсем молодым человеком - в 1986-87 году - выходил из Института в восемь вечера и большинство окон здания светилось! Я был горд за свой Институт, за этими окнами мои друзья, они работают. Сегодня я, скажем, приезжаю летом в Институт в воскресенье вечером - вижу светящиеся окна! Люди работают! «Индекс светящихся окон» жив, а, значит, жива российская наука.

Странно, вы почти не жалуетесь, а ведь в Институтах РАН сегодня буквально в голос кричат о недофинансировании…

Готов добавить и свою позицию к серьезному разговору о недофинансировании науки. Еще очень важно, как деньги распределяются. А они в стране распределяются криво, без объективной экспертизы. Ведь даже те крохи, которые выделяются на науку, должны распределяться понятно, прозрачно, целесообразно. Почему Германия после войны подняла науку и технологию - потому что там сумели при небольших деньгах установить независимую экспертизу. У нас распределение денег сопровождается выводом активов из институтов Академии. Поясню: например, обращаемся в фонд Сколково, но этот фонд не финансирует институты, он финансирует только фирмы. Это значит, что наши сотрудники должны уйти из Института, организовать фирму и только эта фирма получит финансирование. Но если все уйдут в фирмы, кто останется в Институте?

Это что - так продумано? Ведь это же фактически вывод интеллектуального актива из Института! То же делают многие структуры: хочешь получить финансирование - делай фирму. Но делать фирму не каждый ученый должен и не каждый ученый может! Он сам по себе хорош - надо давать деньги под хорошую науку! Это очень важно, ведь если наша научная молодежь видит и понимает, что деньги, даже небольшие, распределяются справедливо - у них возникает чувство доверия и, наоборот, меньше аргументов за отъезд. Ведь они уезжают за рубеж и там выигрывают гранты! А здесь очень часто складывается иначе. Совсем недавно одна наша замечательная сотрудница трижды получила блестящие экспертные оценки, но не получила финансовой поддержки. Экспертная деятельность должна быть прозрачной и справедливое распределение средств должно осуществляться в соответствии с приоритетами научной значимости.

- Ранее вы затронули важную тему - что в прогрессе биологического знания таятся и угрозы…

Биология сегодня может делать фантастические вещи, но в этом имеет место не только воодушевление, но и проблема. Технологии, образно говоря, опережают социум, опережают его нормативно-правовое, морально-этическое и мировоззренческое обоснование. Сами ученые - в большинстве своем - моральные люди, их убеждения строятся на основании социальной справедливости. Но, увы, ученый, который генерирует новое знание, новые подходы, сам далеко не всегда может определять путь развития своего изобретения, его использование. Уже другие люди, исходя из совершенно других соображений, подхватывают изобретение и используют его в своих сиюминутных интересах.

Взять, например, редактирование генома эмбриона человека. Мы либо уже перешли грань, которую нельзя переходить, либо приблизились к ней. Я бы наложил мораторий на эти работы. Но на планете Земля не придумано механизмов контроля и торможения - достаточно вспомнить, как неуклонно разрушалось объявленное ядерное сдерживание. Да, на национальных территориях право нередко объявляет запреты, но есть нейтральные воды и там судно-лаборатория вне закона, там ученые средней руки неизвестно в каких интересах и целях используют передовую научную разработку для достижения технологического превосходства.

С новыми биологическими достижениями мы словно проснулись в другом мире и обязаны осознать опасность нарушения баланса биоразнообразия, даже опасность прекращения развития человека как вида. Готов обосновать. Напомню, в связи с поисками космической наукой жизни на Марсе, которые организовала группа передовых стран, потребовалось (чтобы понять, что именно искать на других планетах) точно сформулировать - что же такое жизнь. И сформулировали: это химическая система, способная к эволюции. То есть способность к эволюционированию - обязательное условие жизни. Нет эволюции - нет развития, нет жизни.

Биология развития, отраженная в названии нашего Института, и есть жизнь. Допустим, человек выходит из-под эволюции, которая предполагает отбор по таким-то критериям, и естественный отбор заменяется на искусственный (инструментальный) отбор. - Что мы получаем? Прекращается эволюция, а эволюционный тупик - это гибель. Биологам эти законы природы хорошо известны: выживаемость популяции зависит не от силы ее лидера, а от разнообразия популяции, в изменяющихся условиях последний может стать первым и дать основу развития этой популяции уже в каком-то другом направлении. Но если мы начнем формировать лидеров популяции по какому-то собственному лекалу - мы искусственно ограничиваем биоразнообразие, а, значит, искусственно множим риски. И тогда - не выжить при наступлении изменяющихся ситуаций. Опасность - грандиозная! И я совершенно не понимаю, почему об этом никто не говорит.

Мы еще вернемся к Андрею Валентиновичу, но пока, чтобы почувствовать «объем» в его рассказе про Институт, обратимся к конкретным исследователям - к очень молодому биологу, председателю совета молодых ученых Института, и, наоборот, к известному мэтру науки, академику РАН.

Денис Александрович Никишин - очень интеллектуальный молодой человек, к.б.н., научный сотрудник Лаборатории проблем регенерации.

- Скажите, чем вы занимаетесь?

Проблемой развития сигнализации в раннем развитии. Вещества, называемые нейротрансмиттеры (нейромедиаторы), в мозге ответственны за то, чтобы сигнал передавался от одной нервной клетки к другой клетке. По-русски - нейропередатчики. Дело в том, что электрический сигнал может передаваться только по одной клетке, а чтобы передать сигнал другой клетке, нужно использовать химический сигнал.

По данной проблеме в Институте в прошлом была сформирована научная школа и выяснили, что в раннем зародыше, в котором еще нет нервной системы и нет нервных клеток, а есть просто «кучка» одинаковых клеток-бластомеров, тем не менее, эти бластомеры «знают», что они составляют единый зародыш. Каким образом? Оказывается, на этой стадии, когда нервной системы еще нет, эти вещества-нейромедиаторы уже в зародыше есть и они выполняют свою сигнальную функцию. Т.е. клетки могут «общаться» друг с другом с помощью этих химических молекул и именно так «понимать», что они находятся в составе одного зародыша, а дальше им предстоит развиваться и сформировать единую систему. Если на ранней стадии этот химический сигнал нарушен, то из каждого бластомера может сформироваться отдельный организм и возникнет близнецовость - например, так происходит на морских ежах, это было показано в нашей лаборатории.

Сейчас в своих научных исследованиях я ушел от раннего развития к предыдущему этапу - когда формируется яйцеклетка. Потому что именно во время формирования яйцеклетки закладывается основа для раннего развития - сразу после оплодотворения эмбрион некоторый период времени развивается совершенно автономно и автоматически - по программе, которая была заложена во время созревания яйцеклетки. Эти вещества-трансмиттеры, в частности, знаменитый серотонин, накапливается в яйцеклетках и каким-то образом тоже может участвовать в том, чтобы формировать эту программу, которая будет реализована далее при более позднем развитии.

В Лаборатории продолжается школа Геннадия Алексеевича Бузникова, в нашем Институте именно он впервые занялся исследованиями нейротрансмиттеров в раннем эмбриональном развитии - тогда это было впервые в биологии. Это сейчас данная сигнальная система уже общеизвестный факт, а в то время это был приоритет. Сегодня в этой узкой области в мире есть несколько коллективов, которые интересуются данной темой, но сказать, что мы от кого-то отстали - нельзя, это не так.

Хочу призвать государство больше поддерживать науку в нашей стране, в этом есть необходимость, нужно менять ситуацию с финансированием.

А теперь заглянем в Лабораторию нервных и нейроэндокринных регуляций , данное направление биологии развития является одним из ключевых - именно здесь рождаются идеи по поводу интегративных механизмов формирования мозга. Руководит лабораторией нейрофизиолог и нейроэндокринолог академик Михаил Вениаминович Угрюмов.

Академик В.М. Угрюмов.

Лаборатория создана полвека назад профессором М.С. Мицкевичем в момент, когда Институт отделился от Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова, называлась она тогда Лабораторией гормональных регуляцией. Это одно из трех важнейших направлений в формировании биологии развития: генетическое направление, эмбриональное и физиологическая направление интегративной физиологии. В Лаборатории изучали - когда в онтогенезе формируется эндокринная система, т.е. органы, которые секретируют физиологически активные вещества, управляющие развитием организма: клеток, органов, целостного организма. Называются они морфогенетическими или транскрипционными факторами, поскольку через управление геномом влияют на генетическую программу организма. Как это система работает? - Профессором М.С. Мицкевичем это неплохо было изучено. Доказано главное: эти гормональные факторы управляют развитием организма. Но в дальнейшем оказалось, что система эта гораздо более сложная и у нее есть «дирижер» - это мозг, и особенно гипоталамус, т.е. отдел мозга, управляющий работой эндокринных желез.

Далее в течение многих лет изучалось - каким образом мозг и гипоталамус это осуществляют и как это сказывается на развитии организма. И показано: если эта система работает неадекватно, происходит в ее работе какой-то сбой, то развиваются врожденные заболевания, т.е. эта система имеет ключевое значение. Врожденные заболевания возникают у людей в эмбриональном периоде, вскоре после рождения - за счет дефицита этих физиологических активных веществ - и далее ничем не коррегируются, т.е. лечить их практически невозможно.

О чем речь? - поясню. Одно из таких наиболее распространенных врожденных заболеваний мозга - аутизм, им страдают многие люди, и их процент возрастает. Или, например - нарушение репродуктивной (половой) функции, вследствие чего у людей не может быть детей. Как врожденные могут также развиваться заболевания, связанные с нарушением работы сердечно-сосудистой системы (недоразвитие сердца). Такими же заболеваниями являются и нейродегенеративные: болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона. Их принято считать заболеваниями людей пожилого возраста, хотя они могут запускаться в самый начальный период развития организма. Один из механизмов появления таких заболеваний - при патологии беременности во время вынашивание плода: может развиваться гипоксия у матери, т.е. нарушение обмена кислорода и, соответственно, снабжение кислородом плода. А в результате у плода будет образовываться гораздо меньшее количество нейронов, чем нужно, чтобы контролировать память, двигательную функцию и т.д.

Но организм не ощущает: в течение десятилетий явление может компенсироваться другими нейронами мозга. Однако в возрасте 50-60 лет патология начинает проявляться - и это приводит к нарушению памяти (болезнь Альцгеймера) или к нарушению двигательной функции (болезнь Паркинсона). Раньше считалось, что вся эта нейроэндокринная система, как единая, формируется очень долго в течение индивидуального развития - до рождения, после рождения - и начинает работать уже после того, как мозг ребенка полностью сформировался - где-то на 5-10-м году его жизни.

Но в нашей Лаборатории данная концепция была полностью изменена: мы показали, что мозг начинает работать и участвовать в регуляции развития организма в самом зарождении мозга, т.е. в середине пренатального, зародышевого, эмбрионального периода. При сроке беременности 39-40 недель мозг плода начинает самостоятельно работать и управлять развитием организма на 8-10 неделе, т.е. очень-очень рано, когда еще и плода совсем не видно. Это открытие, сделанное в нашей лаборатории, никто никогда не видел, не мог предположить и потому не учитывал.

Получается, мы должны полностью пересмотреть и причины, и механизмы развития всех врожденных заболеваний. Соответственно, мы усовершенствуем методы диагностики и методы лечения. Иными словами, фундаментальный скачок, который мы сделали в понимании работы мозга, приведет к появлению новых технологий модификации старости. Вот почему мы не можем сказать - вот здесь кончаются фундаментальные и начинаются прикладные исследования. Нет, это единая цепочка и, мне кажется, ученые не могут ограничиваться только изучением фундаментальных механизмов или только прикладных технологий, они обязаны контролировать всю цепочку, что мы и делаем в нашей Лаборатории.

По второму направлению мы тоже оригинальны в Институте - никто, кроме нас, этим не занимается. Нейродегенеративные заболевания, как я говорил, связаны с онтогенезом, с развитием - т.е. причины могут лежать уже на уровне новорожденных детей, и на уровне плода, хотя проявление этих заболеваний происходит в 60-50 лет. Мозг обладает особым свойством нейропластичности. Это уникальные компенсаторные механизмы, которые позволяют мозгу работать даже в условиях, когда происходит гибель каких-то целых групп нейронов, т.е. другие нейроны берут на себя функцию погибших нейронов. Мы много знаем, например, что происходит при инсультах - при кровоизлиянии погибает какой-то отдел мозга и у человека нарушается речь или движение. Но знаем также, что у каких-то больных это потом может восстановиться - как раз за счет именно такого переключения функций с одних нейронов на другие. Это - пластичность мозга. Однако, когда при болезни Паркинсона двигательные функции нарушаются, то тогда оказывается, что лечить очень поздно. Потому что собственная регуляторная система мозга почти полностью разрушена и те компенсаторные механизмы нейропластичности также исчерпаны. А симптоматика болезни лишь только проявляется в этот момент. Поэтому ни в одной стране ни одного больного с этими заболеваниями до сих пор не было вылечено. Хотя вкладываются колоссальные деньги, разрабатываются новые и новые фармакологические препараты и т.д.

Что же делать? Мы имеем дело с абсолютно фатальным заболеванием? Или можно найти выход из положения? Вывод один, к которому уже пришли по ряду заболеваний: нужно ставить диагноз как можно раньше, задолго до того, как появилась эта клиническая болезнь - и сразу начинать лечить. В сердечно-сосудистых заболеваниях, в пульмонологии и в эндокринологии эта методология очень хорошо работает, использует провокационные тесты. Но такой подход никогда не использовался в неврологии и психологии для диагностики хронических заболеваний мозга.

В нашей Лаборатории - впервые в мире! - разработали такие тесты для диагностики хронических заболеваний мозга. Меня поразило - почему этого никто не сделал раньше? А объяснение простое: терапевты, которые стали кардиологами, пульмонологами и эндокринологами, практически не пересекаются ни с неврологами, ни с психиатрами - т.е. с теми, кто занимается мозгом. Просто не произошло обмена информацией! Поэтому, исходя из наших фундаментальных исследований, мы пришли к разработке абсолютно новой и единственной специфической технологии диагностики этих заболеваний на раннем этапе развития. Недавно получили очень большой грант, чтобы провести доклинические исследования на животных и дальше перейти на клинические испытания уже у больных. И это опять пример того, как фундаментальные исследования непрерывно переходят в прикладные и, в конечном итоге, направлены на повышение качества жизни человека.

Снова обращаемся к Андрею Валентиновичу Васильеву.

Надо в адрес политических кругов нашей страны буквально пропеть гимн науке. Они там ежедневно следят за индексом Доу-Джонса, за ценами на нефть, за изменениями в политической конъюнктуре - а следить надо, считаю, за новостями из биологических лабораторий! Именно они перевернут сегодняшнюю реальность! Наука была и есть первична, она формирует интеллектуальный, технологический, экономический, образовательный потенциал страны. Российская академия наук и наш Институт, в частности, это, прежде всего, фундаментальные исследования, их значение глобально, без них родник прикладной науки иссякнет.

Эти утверждения имеют особый смысл именно в России, которой нужно удержать огромные богатства и территории, которые у нее есть. А это означает опережающее развитие, причем, даже не военное и не политическое, как бы они не были важны, а развитие культурное - с пониманием, что наука основная часть культуры. Считаю, обязанность государства в России - развитие образования и науки, это два базовых столпа, а оборонные программы, на самом деле, есть нечто производное.