Классные часы для старшеклассников: интересные сценарии, темы, презентации (старшие классы) - скачать бесплатно. Классные часы для старшеклассников: интересные сценарии, темы, презентации (старшие классы) - скачать бесплатно Классный час урок мира для ста

Разделы: Классное руководство

Цель: Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.

  1. Формировать уважительное отношение к себе и людям, которое тебя окружают.
  2. Развивать критичность мышления, делать выводы, высказывать свое мнение.

Влечения человека имеют три источника: душу, разум и тело.
Влечение души порождает дружбу.
Влечение ума порождает уважение.
Влечение тела порождает желание.
Соединение трех влечений и порождает любовь.

“Камасутра” (“Ветка персика”), индийский трактат о любви, 3 в. до н.э.

Ход урока

Все учащиеся садятся в круг, звучит легкая музыка на протяжении всего классного часа. На доске написан эпиграф, можно сделать зарисовку крсаивую влюбленной пары.

1. Урок начинается со стихотворения Ю.Друниной.

Опять лежишь в ночи глаза открыв,
И старый спор сама с собой ведёшь.
Ты говоришь: “Не так уж он красив!”

Всё не идёт к тебе тот сон,
Всё думаешь, где истина, где ложь.
Ты говоришь: “Не так уж он умён!”
А сердце отвечает: “Ну и что ж”.

Тогда в тебе рождается испуг,
Всё падает, всё рушится вокруг.
И говоришь ты сердцу: “Пропадёшь”,
А сердце отвечает: “Ну и что ж”.

2. Учитель просит ответить на вопрос: Что такое любовь? (Передавая розу, ребята отвечают по одному слову).

ВА.Сухомлинский Что такое любовь (Приложение 1)

  • ...Равнодушный глаз видит человека кусками: плохо знает физику, не умеет танцевать, не модно одет и т.д. А любящий воспринимает человека целиком...
  • ...Недавно на дне моря нашли греческое судно, утонувшее еще до нашей эры. За два тысячелетия соленая вода выела все, что было на судне, даже скульптуру из мрамора. Только одна вещь сохранилась: серебряное колечко с бирюзой. Внутри колечка женским почерком было написано: “Я отдала тебе все”.
  • ... Несколько десятилетий назад археологи нашли гробницу египетского фараона Тутанхамона. Он умер совсем молодым, девятнадцатилетним, а за месяц до смерти женился на пятнадцатилетней девочке. Сохранились очень странные, совсем не “царственные” изображения: мальчик и девочка перебрасываются яблоками, у бассейна брызгают друг друга водой...
  • Фараона похоронили, как положено, в дорогих одеждах, в головном уборе из золота. Но когда этот символ власти приподняли, под ним оказалось маленькое чудо; венок из полевых цветов. Кто мог, кто имел право положить его на лоб мертвому фараону? Только пятнадцатилетняя девочка, которая, плача, ходила по полю и собирала эти цветы...
  • ... Неинтересных людей не бывает. В вашем классе наверняка есть незаметные мальчики и девочки, которые таят в себе целый мир. Вы сами виноваты, что этого не знаете. А они раскроются где-нибудь в другом месте.
  • ... Существует старинная арабская пословица: пет ничего проще, чем завоевать любовь, и нет ничего труднее, чем ее удержать. ... Арабы считали, что любящий должен знать 7 искусств: музыку, живопись, архитектуру, танец, пение, скульптуру и искусство тела. Но это совсем немного.
  • В Древней Индии существовали жрицы любви, которые должны были изучить 67 искусств, в том числе сценическое движение и плетение венков. А один индийский мудрец написал 234 трактата о любви. О чем они? Например, о том, чем при знакомстве юноша может обидеть девушку, а девушка юношу...
  • Вот так юных готовили к любви. А теперь некоторым из нас кажется, что вполне достаточно сказать: “Ты мне нравишься”.
  • ...Закрытая, замкнутая семья не бывает счастливой.

5. Формула настоящей любви: как хорошо, что ты есть на этой земле. А теперь давайте попробуем ответить на вопросы:

  • В чём разница “влюбляться” и “любить”?
  • Что считаешь наиболее ценным - любить или быть любимым?
  • Сложно ли любить?

6. Озвучивается стихотворение юношей:

Я в глазах твоих утону, можно?
Ведь в глазах твоих утонуть счастье.
Подойду и скажу: “Здравствуй...”
Я люблю тебя, слышишь? Сложно?
Нет не сложно это, а трудно,
Очень трудно любить, понимаешь?
Подойду я к обрыву крутому,
Буду падать. Поймать успеешь? ...
Только мне без тебя плохо. Очень плохо.

Я хочу быть с тобою рядом
Ни минуту, ни месяц, а долго,
Очень долго. Всю жизнь.
Понимаешь?

Ты глазами ответь: любишь?
Если да, то тогда обещаю,
Что ты самым счастливым будешь.
Если нет, то тогда умоляю:
Не кори своим взглядом, не надо,
Не тяни своим взглядом в омут!
Пусть другую ты любишь, ладно!
Но меня хоть немножко помни.

Я любить тебя буду. Можно?
Если даже нельзя буду!
И всегда я прийду на помощь,
Если будет тебе трудно!

К. Симонов.

7. Слово “любовь” употребляется в двух смыслах: любить можно вещи, книги, еду, природу, родителей, друзей,., и любить единственную (единственного). В чем, по-твоему, общее, в чем различие? (Ответ). Бывает ли любовь с первого взгляда? (Ответ).

  • Сколько раз в жизни может любить человек? (Ответ).
  • Может ли быть любовь длиною в жизнь? (Ответ).
  • Что делает людей родными? (Ответ).
  • 8. Следует ли прислушиваться к мнению других, например, родителей, когдаилюбишь?

    Ситуация (обсудить): студенту до окончания техникума ещё два года. Он хочет жениться. Отдельного жилья и заработка у молодых нет. Родители против раннего брака. Убедите друг друга, что вы студент и родитель правы по-своему.

    9. Обсуждение вопросов: Можно ли назвать плюсы и минусы раннего брака? (Ответ).

  • Что делать, если в равной степени любишь двоих и не в силах сделать выбор в чью-либо пользу? (Ответ).
  • Всегда ли следует говорить любимому человеку правду? (Ответ).
  • Как быть если две близкие подруги (двое близких друзей) любят одного и того же человека? (Ответ).
  • Зачитывается стихотворение Э.Асадова “Подруги” (Приложение 2).
  • Можно ли всё простить любимому человеку? (Ответ).
  • Объясни значение фразы “Ради любимой готов отдать последнюю рубаху”. (Ответ).
  • 10. СЦЕНКА “За любовь всё отдашь”.

    Главные лица: Парень, Девушка, Лицо кавказской национальности.

    Парень и девушка сидят на скамейке в парке. Он говорит ей красивые слова, шепчет о любви. Всё прекрасно и хорошо. Но туту появляется лицо кавказской национальности. В руках у него роза. Девушке очень нравится эта роза. Она просит парня купить её. Парень предлагает лицу кавказской национальности деньги, много денег. Но тот не соглашается. Парень к деньгам предлагает пиджак, рубашку и т.д. И вот роза у него в руках. Он дарит её девушке. Девушка, в замен, дарит ему долгий и страстный поцелуй. Да, ради любимой готов отдать последнюю рубаху.

    11. Обсуждение вопросов:

    • Правильно ли поступают, что любят одних, а женятся на других? (Ответ).
    • Сколько правды в народной мудрости “стерпится - слюбится”? (Ответ).
    • В чем, на твой взгляд, особенности любви девушки и юноши; в чем специфика любви супружеской? (Ответ).
    • Правда ли, что брак убивает любовь, делает её обыденной? (Ответ).
    • Кому семья нужна в первую очередь - мужчине или женщине? (Ответ).
    • Что делать, если встретил человека, между ними возникло сильное чувство, а он (она) уже состоит в браке? (Ответ).
    • Что делать, если есть семья, ребёнок, а ты полюбил другого человека? (Ответ).
    • Можно ли простить измену? (Ответ).
    • Зачитывается стихотворение Э.Асадова (Приложение 3).
    • Поэт сказал: “Обманом сердце платит за обман”. Так ли это?
    • Ревность убивает любовь или, наоборот, не позволяет ей затухнуть?
    • Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?

    12. Диалог (Д – девушка, М-мальчик) – Почему часто верность в любви сравнивают с лебединой верностью?

    13. Э.Асадов “Лебединая верность”.

    • Свободная любовь - признак прогресса или упадка общества? (Ответ учащихся).

    Литература: Л-Жуковский. Счастливыми не рождаются. М.,1983

  • Л.И. Маленкова. Я – человек! М.:ТОО “Интел Тех”, 1996
  • Сборники стихотворений Э.Асадова, Р.Роэждественского, Ю.Друниной
  • Ежегодно в России с первым осенним днем за парты садятся более 16 миллионов учеников. В каждой школе в этот день проходят общие торжественные линейки, а потом ребята расходятся по кабинетам, где учителя проводят для них праздничный классный час на 1 сентября. Тему этого особенного урока обычно для всех учебных заведений предлагает Министерство образования, однако, учителям и классным руководителям разрешается разрабатывать собственный сценарий праздничного мероприятия. Это может быть традиционный урок мира, добра и дружбы, яркая презентация на важные для учеников темы или веселая, познавательная лекция, в доступной форме рассказывающая о школе малышам, пришедшим в первый раз в 1 класс. Торжественное занятие помогает создать в классе более торжественную атмосферу, стимулирует в ребятах желание продолжать обучение и знакомит с новой, интересной информацией.

    Темы классных часов 1 сентября для учеников разного возраста

    Выбор темы классных часов 1 сентября для учащихся разного возраста – чрезвычайно важный и ответственный момент. Педагог должен очень внимательно обдумать, какой именно вопрос стоит осветить в этот день. Можно остановиться на традиционных вариантах и поговорить о войне и мире, доброте и сострадании к ближнему, уважительном отношении к старшим или здоровом образе жизни. Для учеников начальной школы лучше брать более простые и доступные тематики, в познавательной форме рассказывающие малышам о значимых для страны исторических событиях, об известных поэтах, писателях, ученых или общественных деятелях. Школьникам постарше будет интересно услышать о насущных проблемах молодежи и юношества, о спортсменах, современных музыкантах, актерах и политиках. Будущим выпускникам, наверняка, понравится классный час о различных профессиях, наиболее востребованных сегодня на рынке труда, о популярных учебных заведениях и крупных компаниях, набирающих в свой штат молодых специалистов.

    Презентация классного часа 1 сентября – красивое и яркое дополнение торжества

    Презентация считается ключевым событием классного часа на 1 сентября. Она придает первому школьному дню особенно радостную, праздничную и оптимистичную атмосферу, снижает градус официальности мероприятия и способствует установлению контакта между учениками и учителями. Во время презентации ребята расслабляются и ощущают себя более комфортно, а педагоги получают возможность в красочной и доходчивой форме донести до своих подопечных необходимую информацию.

    Классный час 1 сентября «1 класс приходит в школу»

    Первый день, проведенный в школе, первый урок, знакомство с учителями и новыми друзьями – все эти моменты каждый ребенок переживает с особым волнением и трепетом. Впечатления от праздника врезаются в память на всю жизнь и очень важно, чтобы они были приятными, теплыми и радостными. Сделать их такими поможет классный час, посвященный 1 сентября и приходу 1 класса в школу.

    Занятие требуется организовать заранее, подключив к подготовке родителей. Класс необходимо оформить в соответствующем стиле, а входные двери украсить ярким лозунгом, приветствующим малышей, впервые переступивших школьный порог. Ни к чему сразу выбирать для мероприятия сложные темы и включать в программу большое количество разных номеров. Лучше в игровой форме рассказать первоклассникам о том, что ожидает их в ближайшем будущем, а потом провести несколько несложных конкурсов, в которых каждый ребенок сможет вкратце рассказать о себе и продемонстрировать свои творческие способности. За хорошее выступление детей стоит обязательно похвалить и наградить маленькими сувенирами, праздничными открытками и воздушными шариками. Такая программа создаст в классе непринужденную, дружескую и уютную обстановку, устранит момент скованности и вызовет у мальчишек и девчонок стремление знакомиться, общаться и постигать школьные науки под чутким руководством педсостава.

    Классный час на 1 сентября – «Я талантлив»

    Известный российский учитель Светлана Белоусова проводит классный час на 1 сентября интересно, неординарно и с изюминкой. Для своих подопечных она составляет программу из нескольких несложных конкурсов, в которых ребята получают возможность блеснуть своими талантами перед одноклассниками и родителями. Мальчишки и девчонки декламируют короткие стихи про школу, поют праздничные песни, танцуют, бойко отвечают на каверзные вопросы-загадки и даже пробуют себя в живописи. Легкая, непринужденная и почти домашняя атмосфера помогает детворе расслабиться и проявить себя с самой лучшей стороны. Присутствующие на мероприятии родители с удовольствием наблюдают за своими отпрысками, поддерживают их аплодисментами и абсолютно искренне радуются первым успехам своих малышей. Праздник заканчивается красивой и звучной песней. Ее исполняют под аккомпанемент гитары взрослые, а дети им с удовольствием подпевают.

    Сценарий классного часа 1 сентября для старшеклассников

    Для старшеклассников требуется сложный и многогранный сценарий классного часа на 1 сентября. В программу нужно обязательно включить интересную, красочную и яркую видео-презентацию, подробно раскрывающую идею мероприятия. Можно начать торжество с выступления классного руководителя, который поздравит своих подопечных с окончанием беззаботных каникул и началом учебного года, пожелает ребятам усердия, терпения и хороших оценок, а потом плавно приступит к изложению основной темы урока. Очень важно, чтобы вопросы, обсуждаемые во время классного часа 1 сентября, были по-настоящему интересны ученикам и стимулировали в ребятах желание усердно учиться дальше. Если в качестве основной темы выбрана биография исторического лица, можно предложить школьникам разыграть костюмированную сценку из жизни этого персонажа. Такой номер придаст мероприятию элемент шоу и сделает праздничный урок более ярким и запоминающимся.

    Классный час 1 сентября для 11 класса


    Классный час 1 сентября «Урок мира и дружбы»

    Чаще всего 1 сентября на классный час выбирают сценарий «Урок мира, дружбы и доброты». Этот вариант считается универсальным и подходит как для 1 класса, так и для более взрослых учеников. На торжественном занятии поднимаются такие темы, как стремление достичь мира во всем мире, человечность, сострадание, искренность и человеколюбие. Учителя рассказывают ученикам об известных во всех странах политиках, общественных деятелях и просто людях, посвятивших свою жизнь прекращению войн и различных международных конфликтов. Презентация на таком мероприятии демонстрирует самые яркие моменты деятельности послов мира, посещающих государства, попавшие в тяжелое положение в результате боевых действий, природных катаклизмов, голода или эпидемий. Проникаясь чужой болью, дети становятся добрее друг к другу, чаще стараются оказать помощь нуждающимся и учатся сопереживать чужой беде.

    Кроме того, тематика мира и дружбы воспитывает в молодом поколении патриотизм и трепетное отношение к Родине, обеспечивающей своим гражданам спокойную жизнь под безоблачным, чистым и мирным небом. Ребята учатся ценить свою беззаботную юность, возможность учиться в школе и с уверенностью смотреть в завтрашний день.

    УРОК МИРА

    Вот и наступило еще одно 1 сентября в вашей школьной жизни. Вместе с вами сегодня за парты сели сотни тысяч ребят. А наш учебный год я хотела бы начать с урока Мира, с урока Памяти.

    В Ленинграде, а ныне Санкт-Петербурге, на Васильевском острове в доме №13/6 жила семья Савичевых. Это была большая и дружная семья. Отец – Николай Родионович работал пекарем, но рано умер, еще до войны. Мать – Мария Игнатьевна была вышивальщицей. В семье было пять детей. Помогала вести хозяйство бабушка.

    22 июня ранним воскресным утром вся страна узнала о начале войны, которую потом назовут Великой Отечественной. Вражеские бомбардировщики сбрасывали на город сотни, тысячи бомб. Горели и рушились здания, но самое главное, уничтожались склады продовольствия. А когда Ленинград был взят в кольцо, наступили тяжелые блокадные дни, когда дневная норма хлеба рабочим составляла – 300 грамм, старикам и детям – 150.

    Чтобы как-то унять голод ели хвойные лапки елей, кору дуба, щи из подорожника и крапивы, котлеты из ботвы свеклы. Люди теряли силы и умирали от истощения организма.

    Первой в семье Савичевых умерла Женя. В этот день Таня сделала первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря 12.30 утра 1941 г.” Потом умерла бабушка и Таня записала в блокноте - дневнике: “Бабушка умерла 25 января. 3 часа дня 1942 г.” Каждая новая страничка рассказывает и сегодня о горе и смерти в семье Савичевых. “Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер в 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама в 13 мая в 7.30 часов утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. Вся семья Тани умерла в дни блокады. Лишь Нина и Михаил, ушедшие на фронт остались живы.

    Умирающую Таню эвакуировали вместе с воспитанниками детского дома №48 в Горьковскую область. Но девочка продолжала болеть, теряла зрение, поэтому ее перевели в инвалидный дом. Умерла Таня 1 июля 1944 года в больнице города Шатки. Там ее и похоронили. А в мае 1972 года был открыт памятник на ее могиле.

    В 1980 году одна из малых планет была названа Таня, в честь ленинградской девочки, чье имя неразрывно связано с историей нашей страны, чей дневник хранится в Санкт-Петербурге в мемориальном комплексе на Пискаревском кладбище рядом с боевыми орденами и медалями. Его читали короли и министры, военные и простые рабочие из разных уголков мира. Несколько страничек маленькой девочки рассказали всем о 470 000 жертвах блокады.

    Заканчивалась Великая Отечественная война. Ничто не предвещало беды. Но…

    6 августа 1945 года по приказу президента США Трумэна американским бомбардировщиком была сброшена первая атомная бомба на японский город Хиросима. 9 августа 1945 года американцами была сброшена вторая атомная бомба на японский город Нагасаки. Рушились дома, чернели деревья, замертво падали люди. Города превратились в выжженную пустыню и вымерли. Жертвами бомбардировки в Хиросиме были 140 тысяч человек, в Нагасаки – 75 тысяч. Америка продемонстрировала свое новое оружие миру. Но никто не думал о последствиях его применения – о выпадении зараженных осадков после ядерного взрыва.

    В Хиросиме жила японская девочка Сасаки Садако. Когда на город сбросили атомную бомбу, ее было всего 2 года. Она жила со своими родителями в трех километрах от города, а потому не пострадала – ни ожогов, ни ранений не было. Прошло 10 лет. Сасаки выросла, училась в 7 классе, занималась спортом… Осадки атомного взрыва заразили воздух, воду, землю. Они попали в кровь Сасаки, и она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови.

    Девочка попала в больницу, и доктор, чтобы придать ей силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправиться. Журавль – священная птица, живущая очень долго. Сасаки поверила. В палату принесли бумагу и ножницы. Сасаки принялась мастерить. Готовые белые журавлики сначала занимали ее кровать, затем пол палаты, поднимались к потолку, садились на подоконник. Одноклассники девочки решили помочь ей. Они сами вырезали журавликов и привлекали к этому занятию своих друзей. Так весть о японских журавликах разнеслась по всему миру. В Японию со всех уголков земного шара летели белые журавлики. Все стремились помочь выздороветь Сасаки Садако. Вскоре белая журавлиная стая переросла за тысячу, но девочке становилось все хуже.

    Белые журавлики не смогли победить страшную болезнь, не смогли спасти жизнь Сасаки Садаки. Она умерла 25 октября 1955 года.

    Японские школьники и их родители в память о тех, кто погиб от страшного оружия, впервые примененного над их городом, собрали деньги и построили Архитектурно-парковый символический ансамбль Парк Мира. И сегодня сюда приносят белых бумажных журавликов со всех уголков нашей Земли. Иногда ветерок подхватывает их и кружит над планетой, словно напоминает о той трагедии, которая произошла 60 лет назад. А журавли курлычут и призывают: “Дети! Помните Садако! Она так хотела, чтобы в мире не было войн, чтобы все были здоровы, веселы и счастливы!”

    Сегодня нельзя не сказать, нельзя не вспомнить о тех страшных событиях, которые произошли в Беслане.

    Было ясное сентябрьское утро. Дети в парадной форме с цветами и их близкие собирались на традиционные линейки, посвященные началу нового учебного года. В это время на территорию школы №1 въехала на трех машинах вооруженная банда из 32 человек. Захватив в заложники более 1300 взрослых и детей, они усадили их на пол в спортивном зале и заминировали школу. С 1 по 3 сентября люди не получали ни воду, ни питание. В их адрес раздавались постоянные угрозы. Они понимали, что это террористический акт, но свято верили, что их спасут, что все они останутся живы.

    Случилось по-иному. Днем 3 сентября в школе прогремел взрыв. Началась паника, многие из заложников пытались бежать, боевики открыли по убегавшим огонь. На их защиту встали войска спецназа. Своими телами они закрывали детей и взрослых от пуль, сами, погибая при этом. На сегодняшний день огромны жертвы этого теракта, установлено 394 человека.. А тем, кому удалось выжить, пришлось проходить лечение в больницах России.

    Русская пословица гласит: “Чужой беды не бывает”. 24 страны мира откликнулись на эту трагедию.

    Общей болью и скорбью отозвалась в каждом сердце гибель невинных жертв. Каждый человек стремился помочь горю Беслана.

    Кто-то участвовал в концертах, выставках, благотворительных аукционах, чтобы перечислить заработанные средства для пострадавших. Кто-то организовывал экскурсии по городам страны, чтобы хотя бы немного отвлечь детей от страшных воспоминаний. Кто-то писал стихи и сочинял песни, чтобы рассказать миру о трагедии в Осетии. В память о школьниках, погибших при освобождении заложников, в Саранске посадили 100 каштанов, во Флоренции назвали площадь.

    Из Петербурга в Беслан была доставлена икона Вифлеемских младенцев-мучеников. Она стала первой святыней православного храма, который планируется построить на месте бывшей школы №1.

    Построен памятник “Дерево скорби” жертвам бесланской трагедии. Памятник представляет собой стоящих спиной друг к другу трех женщин, над которыми в небо улетают ангелы, символизирующие погибших детей.

    Много задач стоит перед людьми. Но главная задача – сохранить мир на земле. Сберечь для потомков нашу маленькую по масштабам Вселенной планету, которая из космоса выглядит голубым и прекрасным шаром.

    10 класс
    11 класс

    Легко ли старшеклассникам (10 класс , 11 класс) взрослеть в школе? Пожалуй, нет. Да, они стремятся к этому, стремятся стать скорее самостоятельными, взрослыми, уважаемыми. Вот только способы самовыражения и показной взрослости могут быть совсем неверными. Несколько скорректировать их могут классные часы в старших классах . Школьная программа, авторитет учителя и родительское воспитание - одно. Их не всегда достаточно. А вот классный час для старшеклассников , грамотно составленный и увлекательно проведенный позволит скорее и правильней адаптировать подростков, возможно, направить или дать ответ на многие неведомые, актуальные или же запретные темы.

    Примечательно то, что многие ученики считают классные часы абсолютно ненужными, однозначно необязательными или же скучными и не интересными. Причина кроется в том, что мероприятие разработано и проводится несколько неверно. Зачастую классный час для старшеклассников посвящается исключительно показателям и обсуждению успеваемости или же поведения. Предлагаются темы, которые им скучны, неактуальны, из которых, как говориться «они выросли» проходят по одному и тому же сценарию. Учителя чрезвычайно загружены, а классное руководство - это не только организационная и действенная форма воспитания и общения. Это еще и отчетность, ответственность, время. Причем время здесь довольно существенный фактор. Чтобы провести интересный, яркий и полезный классный час в школе, готовиться придётся не менее двух дней:

    • подбор темы для старших классов
    • разработка сценария
    • поиск и обработка возможной информации по теме
    • подготовка яркой презентации
    • планирование времени (важно тему раскрыть, но не затянуть)
    • разработка и планирование дополнительных элементов (конкурсы, викторины, игровые элементы, диспут) для старших классов

    Сомнительно, что у учителя найдётся столько времени на подобную полноценную подготовку в школе. Но выход всегда есть - можно бесплатно скачать полноценный готовый сценарий классного часа для старшеклассников, подборку актуальных и интересных тем, презентаций. Их легко несколько скорректировать под себя, а можно оставить и без изменений.


    10 класс

    Каждый год перед классным руководителем встает непростая задача планирования воспитательной работы на учебный год. 10 класс не является исключением. Важно правильно распланировать классные часы в 10 классе и подобрать...

    Картина мира, Вселенная, человек.

    Человек - инструмент познания

    Богом самого себя.

    Джордано Бруно


    Мы бредём по дороге познанья.

    Андрей Макаревич

    Дорогой друг!

    Внимательно посмотри вокруг себя, и ты увидишь, что все мы смотрим на окружающий мир и видим: он окрашен нашим собственным внутренним состоянием с разницей чувств, эмоций, восприятия. Ты много раз слышал и осознавал истину того, что разные люди видят и понимают мир совершенно по-разному, несмотря на то, что для всех светит одно и тоже небесное светило – Солнце. Но кого-то оно неприятно слепит, а кого-то его ласковые лучи приводят в восторг и наполняют энергией жизни. Однако все мы вместе, понимаем и принимаем мир, через призму внутренних чувств распространяя свое понимание все дальше и глубже. Воспринимая мир в разных красках, «цветах радуги», мы постепенно начинаем видеть и осознавать его обособлено, самостоятельно. Мы видим мир в призме нашего настроения, и у каждого из нас возникают личные представления об окружающем мире, которые различаются настолько, насколько отличается наш личностный опыт, возникший на основе одних и тех же явлений, сведений и т.д.

    Мировоззрение .

    Словарь

    Мировоззре́ние - одно из основных понятий, представляющее собой совокупность (систему) , и , определяющая отношение к и характеризующая в целом и место в этом мире. Обусловлено особенностями и .

    Общественные науки

    Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

    Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека.

    Именно мировоззрение, а не человека определяет его и .

    Типы мировоззрения.

    Существует три исторических типа мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.

      Мифологическое мировоззрение. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.

      Религиозное мировоззрение. Сущность религиозного типа мировоззрения мыслится через концепцию религии либо как веры в сверхъестественное, либо как совокупности учений, связанных с верой в Бога (или богов).

    Мифологическое и религиозное мировоззрения тесно взаимосвязаны и даже совпадают по ряду пунктов: 1) чаще всего религиозное мировоззрение предполагает наличие в нем мифологической системы; 2) мифологическое мировоззрение основано на религиозной вере; 3) мифологическое сознание, как и религиозное, в ряде случаев не содержит такого элемента, как "вера в сверхъестественное".

      Философский тип мировоззрения. Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира - те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение. Философия (в переводе) - «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых - легко, для других трудно.

    Задание – р ассуждение.

    Прочитайте стихотворение Андрея Макаревича - руководителя группы «Машина времени» и автора многих произведений. Попробуйте ответить на следующие вопросы: Какие понятия противопоставляет автор? Почему многие получаемые Знания, так и не переходят в Веру. И почему человек иногда моментально верит случайно услышанной информации?

    Нас мотает от края до края,
    По краям расположены двери.
    На последней написано: «Знаю»,
    А на первой написано: «Верю».

    И, одной головой обладая,
    Никогда не войдёшь в обе двери:
    Если веришь - то веришь не зная.
    Если знаешь - то знаешь не веря.

    И своё, формируя сознанье,
    С каждым днём от момента рожденья
    Мы бредём по дороге познанья.
    А с познаньем приходит сомненье.

    И загадка останется вечной,
    Не помогут учёные лбы:
    Если знаем - ничтожно слабы.
    Если верим – сильны бесконечно.

    Задание – размышление .

    Человек не может стать специалистом во всем, чего достигла человеческая цивилизация настолько, чтобы иметь собственные, проверенные личным опытом знания, дающие уверенность в их использовании. О многих вещах он имеет лишь сведения, полученные от других и, без собственной уверенности, - может только верить или не верить им.

    Что вы еще можете добавить в это высказывание?

    Упражнение. Рассмотрите отрывки из статьи Ф. Кирсанова «Мировоззрение – ».

    Не мир нас радует, а мы радуемся; не мир нас обижает, а мы обижаемся (к слову сказать, обижаться на что угодно – уподобляться попугаю, возмущенному тем, что его не выбрали спикером палаты лордов – короче, глупо обижаться на мир). Мы сами формируем отношение к миру, в котором живем: один недоволен в роскоши, а другой счастлив в нищете – и оба правы. Насколько жизненная драма комична или трагична, добр ли мир или жесток – решать нам.

    Единственное оружие, которое имеется в нашем распоряжении в борьбе с окружающим миром – это наше адекватное мировоззрение.

    В процессе жизни у нас формируется представление о мире – мировоззрение, или вера в то, что мир адекватно отражен в нашем мозгу. Все наши знания, сомнения и заблуждения – это вера (не путать с более узким смыслом этого слова – религиозностью). Неверие – тоже вера: если атеист не верит в существование библейского бога, то это значит, что он верит в то, что библейский бог существует не в природе и не над природой, а в некоторых головах. Все люди верующие.

    Наше мировоззрение напоминает многоэтажную пирамиду. Ее основание состоит из наиболее твердых убеждений , которые мы почти никогда не подвергаем сомнению, ибо они регулярно подтверждаются нашим личным опытом … Следующий уровень состоит из веры в простые умозаключения, вытекающие из убеждений первого уровня (тюльпаны вряд ли цветут на Южном Полюсе, а если шлепнуться с четвертого этажа – мало не покажется). И так далее – убеждения каждого следующего уровня произрастают из убеждений предыдущего…

    Пирамида нашего мировоззрения представляет собой систему убеждений, которыми мы готовы руководствоваться в делах. Сколько людей – столько пирамид…

    А теперь подумайте над увлекательными вопросами бытия:

      Каково происхождение Вселенной?

      Как я могу влиять на ход событий в мире?

      Кто я?

      Как я познаю мир?

      Представляю ли я какую-то ценность?

      Есть ли у меня какие-то обязанности?

    Вселенная.

    Над фундаментальными вопросами бытия задумывались люди до нас, над ними задумываются наши современники и будут задумываться наши потомки.

    Итак, давайте еще раз попробуем понять, что это за вопросы, называемые мировоззренческими, вопросы. Ответ таков: прежде всего это вопросы о Вселенной в целом и о нашей планете Земля, в частности. Первыми людьми в Европе, которые начали задавать научные вопросы о том, как устроены Земля и Вселенная и каковы способы их существования, были древние греки....

    Давайте рассмотрим некоторые вопросы и ответы о картине мира от эпохи Древней Греции до наших дней.

    Много веков тому назад древнегреческого философа Сократа сначала интересовало устройство Вселенной, но постепенно он начал осознавать, что изучение вопроса о том, как следует поступать чело веческим существам, было гораздо более важным, нежели открытие того, как устроена Луна. Поэтому он оставил свои занятия физикой и предался занятиям философией морали.

    В то же время главы основных философских школ в античной Греции начали понимать, что невозможно построить правильное учение о природе нравственного поведения человека, не зная, во-первых, каково место чело веческих существ в космосе и, во-вторых, какова их связь с принципами, которые управляют Вселенной.

    Что лежит за наблюдаемой Вселенной?

    Ответы, которые обычно дают на этот вопрос, можно разделить на два типа. Одни люди говорят, что за « первовеществом» Вселенной ничего нет; а другие, - что явно что-то есть. Рассмотрим эти варианты ответов более подробно.

    Пе рвый тип ответов:

    Не существует ничего, кроме материи. Именно она является первичной вечной ре альностью, существующей независимо ни от нашего сознания, ни от чего-либо другого. Она слепа и лишена цели. Однако она обладает способностью к развитию и самоорганизации, опять же не подчиненным ника кой цели. Процессы развития приводят к тому разнообразию живой и неживой материи, которое мы наблюдаем сегодня во Вселен ной, Такова философия материализма.

    Второй тип ответов:

    За материей, которая имела свое нача ло, стоит некий несотворенный, независимый творческий Разум, или, как сказали бы иудеи и мусульмане, Бог, а христиане - Бог и Отец Господа Иисуса Христа. Бог поддерживает Вселенную, взаимодействует с ней, но не является ее составной частью. Он дух, а не материя. Вселенная существует как выраже ние Его сознания и с целью выполнения Его воли. Такова философия теизма.

    Задание - рассуждение.

    Сформулируйте собственное мнение по поводу существования либо материи, либо независимого творческого Разума за наблюдаемой Вселенной. Возможно ли, дать единый ответ на вопросы: Каким образом возник наш мир? Как он развивался?

    Первый тип ответов:

    Неодушевленная материя сама по себе, не подчиненная никакому замыслу или цели, оформилась в тот конгломерат, который впоследствии стал Землей, а затем каким-то образом (который до сих пор не поддается объяснению и наблюдаемому воспроизведению) в силу присущих ему свойств в резуль тате самозарождения привел к появлению жизни. Затем первичные низшие формы жиз ни начали эволюционировать путем мутации и естественного отбора - механизмов, также не имеющих замысла или цели, и постепенно превратились в то разнообразие форм жиз ни, которое мы имеем сейчас. Таким образом, в основе существования Вселенной и Земли вместе с ее обитателями не лежит никакая высшая разумная цель или замысел

    Второй тип ответов:

    Устройство Вселенной, солнечной систе мы и планеты Земля говорит о том, что они были задуманы и созданы таким образом, чтобы на Земле была возможна жизнь. По разительная сложность живых систем и ме ханизмов их жизнедеятельности также сви детельствуют об этом.

    Какое именно мировоззрение служит отправной точкой в вашем восприятии и в вашей деятельности. Какие доводы вы можете привести в пользу вашего мировоззрения?

    Вопрос: Что такое человек? Каково происхождение его рациональности и морального чувства?

    Первый тип ответов:

    Природа человека . Человеческие существа - это не что иное, как материя. Они лишены духа, а их способность к рациональному мышлению возникла из лишенной сознания материи путем процессов, в основе которых нет разумного начала.

    Нравственность. Моральное чувство и чувство долга у человека возникают исключительно в результате социального взаимодействия между ним и его собратьями.

    Права человека . У человеческих существ нет никаких присущих им от природы, естественных, прав, они обладают только теми правами, которые даются им обществом или современными им правителями.

    Цель жизни . Человек сам ставит себе цели в жизни.

    Второй тип ответов:

    Природа человека . Человек создан Богом, в действительности, по образу и подобию Божьему. Своими мыслительными способностями человек обязан божественному Логосу, от которого он происходит.

    Нравственность. Моральное чувство человека возникает из «законов Божьих», вложенных в него Творцом.

    Права человека . Человек обладает определенными не отчуждаемыми от него правами, которые все другие человеческие существа и правительства должны уважать просто потому, что человек создан Богом, по образу Его и подобию.

    Цель жизни. Главная цель человека - наслаждаться общением с Богом и служить Богу, а также служить своим собратьям во имя Бога.

    Принципиальное различие между двумя типами ответов.

    На первый взгляд может показаться, что ответы первого типа отражают научные взгляды на мир, а второго - религиозные. Однако это неверно. На самом деле, большинство ученых прошлого и современности согласилось бы с ответами из первой группы. В то же время среди не менее выдающихся ученых можно найти и таких, которые согласятся со второй группой ответов. Таким образом, суть конфликта между разными взглядами не сводится к конфликту между наукой и религией. Он, скорее, обусловлен различием фундаментальных философских предпосылок, которые определяют соответствующие интерпретации научных данных.

    Картины мира.

    Научная картина мира .

    Научная картина мира - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т.п.).

    Материалистическая наука.

    По данным телескопических наблюдений, Земля – планета Солнечной системы. Из таких звездных систем и их объединений состоит Вселенная – окружающий нас мир (по данным радиотелескопов – в радиусе 10 6 световых лет).

    Все небесные тела состоят из одних и тех же химических элементов (других не открыто).

    Земля – исключительное, уникальное небесное тело, так как на ней есть жизнь.

    Откуда все взялось и куда идет развитие – современная наука пока еще не знает.

    Жизнь в естествознании трактуется как существование белковых тел, способных к обмену веществом с окружающей средой. По современным научным данным, жизнь на Земле возникла в спонтанном сочетании физико-химических условий и существует уже около 2-3 миллиардов лет. Попытки науки воссоздать «живой белок» пока не увенчались успехом.

    Человек с точки зрения биологической науки – представитель животного мира – млекопитающее, живородящее животное, наиболее продвинутое из всех животных в умственном отношении. Это организм, физически ничем не отличающийся от организмов других животных. Обладает способностью к размножению: соединение двух зародышей – яйцеклетки и сперматозоида – есть начало сложнейшего периода воспроизведения почти всех копий животных. Затем жизнь  100 лет и смерть – окончание белкового обмена. По данным археологии, человечество появилось 23 миллиона лет назад.

    Познание мира.

    Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель ( картину мира). Научная картина мира может отличаться :

      от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т.д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени;

      от мировоззрения, свойственного бытовому или художественного восприятию мира , использующего бытовой (художественный) язык для обозначения объектов и явлений мира.

    Отношения науки и философии являются предметом дискуссии. С одной стороны, история философии - это гуманитарная наука, основной метод которой - толкование и сравнение текстов. С другой стороны, философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контексте сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

    Бытовое или художественное восприятие мира . Вся жизнь человека буквально с самого рождения это - познание мира очень эффективными методами. Все, что он делает, тут же оценивается по результату, осознанно, но неизмеримо чаще - бессознательно. Вокруг каждого простираются области, освещенные знанием собственного опыта, в чем-то дальше, в чем-то ближе. Это - освоенные, протоптанные тропинки, пространства познанной жизни вокруг личного Я, простирающиеся к еще не познанному. И не бывает так, что надежно освоенная тропинка начинается где-то вне всего предшествовавшего опыта, из области непознанного, возникая внезапно и сама по себе, неся готовые знания о сотворении мира.

    Упражнение. Прочитайте произведения Ф. Тютчева.

    Тютчев Ф. И.: Наш век

    Не плоть, а дух растлился в наши дни,
    И человек отчаянно тоскует...
    Он к свету рвется из ночной тени,
    И, свет, обретши, ропщет и бунтует.
    Безверием палим и иссушен,
    Невыносимое он днесь выносит...
    И сознает свою погибель он,
    И жаждет веры - но о ней не просит...

    Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
    Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
    "Впусти меня! Я верю, боже мой!
    Приди на помощь моему неверью!.."

    Тютчев Ф. И.: Чему бы жизнь нас ни учила...

    Чему бы жизнь нас ни учила,
    Но сердце верит в чудеса:
    Есть нескудеющая сила,
    Есть и нетленная краса.
    И увядание земное
    Цветов не тронет неземных,
    И от полуденного зноя
    Роса не высохнет на них.
    И эта вера не обманет
    Того, кто ею лишь живет,
    Не все, что здесь цвело, увянет,
    Не все, что было здесь, пройдет!
    Но этой веры для немногих
    Лишь тем доступна благодать,
    Кто в искушеньях жизни строгих,
    Как вы, умел, любя, страдать,
    Чужие врачевать недуги
    Своим страданием умел,
    Кто душу положил за друга
    И до конца все претерпел.
    Ноябрь 1870
    Петербург

    А теперь подумай над вопросами :

    Какую картину мира передает автор читателю? Какие строки убедили вас в этом? Что является похожим на твое мировоззрение? Что вам кажется индивидуальной картиной мира автора?

    Домашнее задание. Опишите собственную картины мира. Какие главные нравственные законы будут лежать в вашей картине мира?