Урок внеклассного чтения по литературе по творчеству М.Твена "Марк Твен фантазирует". Принц и Нищий: Современная история Работа с текстом произведения

Собираешься в актерский клуб... А кто будет работать?? Ну может я получу работу в студии и буду там работать после школы Ты не понимаешь, о чем говоришь, Томас Эта студия не нанимает местных Это кучка свиней, которая не уважает рабочего человека Пам-Бич ищет случай, чтобы однажды вышвырнуть их вон Вот почему ты будешь работать эти выходные. Будешь изучать садоводство Вот так - Я не хочу изучать садоводство. - Это приличная профессия Я не очень хорош в этом. Честно говоря, я не люблю эту грязь В этой грязи - деньги! Я буду работать с тобой в выходные Но не потому, что я этого хочу Эй, Томми! Ну-ка сделай Дарта Его смерть была вынужденной потерей Вскоре у меня будет новый ученик Моложе и сильнее - Привет, Том - Привет, Сэнди Сделай Эдди Тюдора - Эй, неудачник! - Ты назвал меня неудачником? - Да, это моя девчонка! - Тысяча извинений, сэр Говори со мной нормально или я дам тебе по голове! Спасен звонком! Тебе повезло - Хей, малый, брось свою шпагу - Ни за что, мужик Так пираты не говорят Они говорят: Я никогда не брошу шпагу, ты, подлая собака! Том Кенти, я всё видела! В чем дело, парень? Тебе не интересно заниматься ни одним предметом? Ну и что с тобой делать? Я не могу оставить тебя после уроков, потому что не вижу смысла Чего ты ждешь от жизни? - Я хочу быть Эдди Тюдором - Кем? Актер. Он играет в "Пиратах полуострова" и "Малолетнем шпионе" - Ты хочешь быть актером? - Да, именно им я и хочу быть Во всех фильмах У меня есть книги по актерскому ремеслу, и всё такое.. Ну тогда тебе надо в актерский класс Но пока ты в моей школе... ..я буду за тобой присматривать "Бродвейские Артисты" собираются сегодня в полдень в аудитории - Ты знаешь, что это значит? - Да Ну тогда иди Я даже не хотел быть актером Я хочу покататься на лодке - Сегодня должен быть мой выходной! - Что я могу сказать? Всё изменилось Это ужасно. В этой помойке у меня никогда нет свободного времени Больше не хочу ничего слышать Если бы у меня был отец... ..мы бы тусовались вместе, и всё было бы по-другому Ладно, хватит, Эдди У тебя есть я, и этого достаточно Говорите. Как это произошло? Вы должны исправить это Нет. Подождите Эдди, иди пока в трейлер Мне нужно решить небольшую проблему Я слышу это? Потому что я несчастлива Я ненавижу свою жизнь Я вот думал, у вас есть какая-нибудь работа для меня? - На киностудии? - Да - Приходи во вторник с 9 до 15 - И что будет? Заполнишь заявление О, я не знаю, хочу ли я работу Я просто хочу узнать, есть ли возможность Ну когда определишься, приходи во вторник с 9 до 15 Ладно, спасибо Эдди Тюдор! Я не хочу, чтобы твой охранник вышвырнул меня - У меня нет охранника - Нет? - Кто ты, черт возьми, такой? - Том Кенти Что ты от меня хочешь? Автограф? Нет, просто зашел сказать "привет" У меня не так много друзей, только сплошные старики и лузеры Да, это заметно Да. Это круто, что ты снимаешься в фильмах всё время - О, ты актер? - Да Где снимался? Там, сям... Вообще-то, еще не снимался Но надеюсь Зачем? Это совсем не развлечение Не можешь покататься на лодке, или взорвать старую бутафорию Это сплошные "репетируй это, играй так, улыбайся здесь и иди туда" - Это раздражает - Звучит классно! У тебя есть отец? Нет. Мои родители умерли Я живу с дедом - А у тебя? - Никогда его не видел Я не знаю, где он теперь Это ужасно - Хочешь увидеть мою лодку? - Конечно - Это клёво! - Да, я знаю Ты будешь сегодня кататься? Ну не сейчас. Я не знаю Я должен управлять лодкой в последнем фильме. Я сам делаю все трюки Меня специально учат этому Это самые крутые люди здесь Это классно Они меня даже научили заводить тачку без ключа. Забавы ради Взяли с меня слово, что я не угоню лодку Это всё звучит супер! У тебя есть игровая приставка? Нет. Мне запрещают такие вещи Иногда мы идем в соседнее кафе там можно играть в некоторые игры, Но это всё, что можно - У меня есть приставка в трейлере - Да? Вау! Твоя мать позволяет

Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Принц и нищий» 6-й класс

Цели:

  1. Обсудить с учениками всеобщую значимость нравственных ценностей, необходимость их сохранения.
  2. Продолжить работу по формированию умения анализировать художественное произведение.
  3. Прививать интерес к литературе.

Оборудование:

  • Книга Марка Твена “Принц и нищий”.
  • Фотографии писателя, изображения литературных героев.
  • Выставка книг писателя, репродукции иллюстраций к произведениям.
  • Рисунки учащихся.
  • Карточки с заданиями
  • Презентация

Ход урока

1.Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы обратимся к творчеству Марка Твена – крупнейшего американского писателя. Посмотрите на портрет писателя, запечатлевший его в пожилом возрасте - с усами и седой шевелюрой. Старшая дочь Сюзи оставила детские воспоминания об отце: “У него очень красивые седые волосы, не слишком густые и не слишком длинные, а в самый раз; римский нос, от которого его лицо кажется еще красивее; добрые синие глаза и маленькие усики”. Вглядитесь в портрет писателя и попробуйте представить, каким был этот человек.

Учащиеся дают варианты ответов.

2.Презентация ученика по биографии писателя.

3.Беседа с учениками по материалам презентации:

Какое настоящее имя Твена?

Как появился его псевдоним?

Назовите профессии, которыми владел писатель?

Каковы были увлечения Марка Твена?

Назовите самые известные произведения автора.

4.Роман «Принц и нищий» был написан в 1881 году.

Задание : найти среди определений те, которые соответствуют роману. У доски два ученика выбирают и размещают на доске определения (верные- большое прозаическое произведение, много персонажей, несколько сюжетных линий, постановка важных проблем, значительная протяженность по времени; неверные- малое прозаическое произведение, события укладываются в один день, форма повествования- диалог)

Вывод : роман- большое прозаическое произведение, где разворачивается несколько сюжетных линий, много действующих лиц, затрагиваются важные проблемы, значительное время действия.

Задание: сгруппировать реальных и вымышленных персонажей. У доски два ученика выбирают и размещают на доске героев (реальные- принц Уэльский, леди Джейн Грей, леди Елизавета, Генрих IIIV, Мария; вымышленные- Том Кенти, Майлс Гендон, Гемфри Марло)

Вывод : в романе реальные герои действуют вместе с вымышленными персонажами

5.Работа в группах по 4-5 человек.

Задание: в группе назначается старший, который оценивает степень участия каждого в работе, 1 группа выбрать из предложенных те качества, которые проявил Том Кенти (верные- милосердие, благородство, доброта, справедливость, смекалка, ; неверные- трудолюбие, трусость, скромность, образованность). Доказать на конкретных примерах их наличие у героя. 2 группа выбирает из предложенных те качества, которые проявил принц (верные- милосердие, благородство, доброта, справедливость; неверные- скромность, честность, трудолюбие, уважение к старшим)Доказать на конкретном материале их наличие у героя. 3 группа располагает в правильной хронологии эпизоды романа (рождение принца и нищего, встреча героев, обмен одеждой, принца выгоняют из дворца, встреча принца с отцом тома, встреча с Гендоном, принца крадут бродяги, принца приютила крестьянка, принц у отшельника. Принц в тюрьме, несостоявшаяся коронация, Эдуард-король). 4 группа анализирует сцену кульминации гл 32 «День коронации». Сцену кратко пересказать. Как ведет себя Том? Как ведут себя придворные? Что объединяет Тома и принца? 5 группа придумывает вопросы-ловушки на знание содержания романа.

Через 10-15 минут группы отчитываются по итогам работы.

6. Читаем эпиграф к роману. «О, в милосердии двойная благодать: Блажен и тот, кто милует, и тот, Кого он милует. Всего сильнее Оно в руках у сильных; королям Оно пристало больше, чем корона…»

Вопрос:

Как вы понимаете эти слова Марка Твена?

Домашнее задание:

написать сочинение-миниатюру на тему: « Почему необходимо милосердие в современном мире»


Игра предназначена для старшеклассников, хотя впервые проводилась для молодых сотрудников ПМС-центра. Игра дает подросткам возможность исследовать такие понятия, как свобода и ответственность, изучить свое поведение в ситуации группового отвержения или обретения власти. Кроме того, разнообразие событий обязательно подготовит почву для обсуждения других важных тем. Игра носит развивающий и обучающий характер, может быть использована самостоятельно или в контексте тренинга. Сценарий хорош для небольшой группы в 8–10 человек. Материалы : атрибуты абсолютной власти (корона, скипетр), чашка и надпись «Помогите, чем можете» для Нищего, карточки с названиями ролей, пачка бумаги, ножницы, скотч. Участникам перед игрой рекомендуется запастись несколькими малоценными предметами - вроде заколок, бумажек, спичек (потом потребуются для налогов и милостыни).Время проведения : около 2 часов.

ПЕРВЫЙ ШАГ

Ведущий объявляет тему игры и дает вводную. Ведущий .Хочу напомнить вам сюжет повести Марка Твена «Принц и нищий» . Два очень похожих мальчика , находящиеся по разные стороны дворцовой стены , случайно меняются местами . И познают ранее не известные стороны жизни , своего нового , а следовательно , и старого положения . Сегодня , казалось бы , все мы равны , но жизнь зачастую располагает нас на разных уровнях : начальник и подчиненный , любимый и отвергнутый - кто - то оказывается выше , кто - то ниже . Плохо быть нищим - ты голодный , грязный , люди отворачиваются от тебя , презирают , пинают , негде получить помощь , да что там - негде поесть и погреться . Хорошо быть нищим - ты ни за что не отвечаешь , никому не обязан , свободен с утра до вечера . А принцем ? Хорошо или плохо ? Конечно , хорошо - вкушаешь деликатесы , командуешь направо и налево , люди кланяются тебе и не смеют прекословить . И все же плохо быть принцем . Хочешь - не хочешь , а надо заниматься государственными делами , от которых зависит жизнь и благосостояние подчиненных . Хочешь - не хочешь , а надо заниматься вопросами неинтересными и неприятными . Каждый норовит склонить тебя на свою сторону и сделать марионеткой . Практически все врут тебе в глаза и не краснеют . В конце концов , нельзя даже жениться по любви ! Так что же лучше ? Что бы вы выбрали для себя ? Чего бы вы боялись больше всего на противоположном полюсе ? Описывая положение «принцев» и «нищих», важно акцентировать внимание на всем понятных переживаниях, а не на отсутствии или наличии денег, и потом поправлять ребят, склонных видеть одну сторону этих статусов. Здесь ведущий просит участников рассказать, какая роль - Принца или Нищего - была бы для них тяжелее и почему. Высказывания стоит записать. После завершения круга ведущий объявляет, что для участия в дальнейшем развитии игры необходимо приобрести иммунитет. Он пригодится для встречи с негативными событиями. То есть участникам предлагается столкнуться именно с теми переживаниями, которые они назвали в качестве тяжелых для себя. Проводятся упражнения и игры. Для тех, кто не хотел бы оказаться в роли Нищего, воспроизводятся ситуации на противопоставление личности группе, групповое отвержение. Для тех, кого пугает амплуа Принца, - ситуации во власти. Исходить следует из тех формулировок, какие были даны участниками. (Варианты испытаний набирались из известных психологических игр. Их подробное описание можно найти в книгах В. Петрусинского, А. Прутченкова, И. Вачкова, Г. Марасанова.) Если в группе возникают замешательство или протестные реакции, то ведущий: а) опережая события, говорит, что предстоит жеребьевка и нежелательная роль может достаться любому; б) исключает протестующих из проведения упражнений, если группа соглашается на присутствие наблюдателей. Это один из трудных моментов игры, так как он требует от ведущего быстрой ориентировки и разнопланового опыта проведения тренингов, запаса досконально знакомых упражнений. В таблице слева приводятся высказывания участников и варианты упражнений, которые можно провести для выработки иммунитета.

Трудная роль

Возможные высказывания

Варианты игр

Пугает тяжесть ответственности

Организовать обращение к этому участнику за советом и помощью. Игра «Я за тебя отвечаю» (Г. Марасанов)

Нет искренности, невозможно доверять людям

Игра «Слепой и поводырь»

Боюсь зазнаться, власть портит характер

Упражнение «Хвасталки»: участник становится на возвышение и начинает хвастаться: «Я самый...» По сигналу ведущего остальные участники 20 сек слушают молча, 20 сек улюлюкают, свистят и смеются, 20 сек аплодируют

Боюсь власти, так как могут же и свергнуть...

Страшно унижение, за человека не считают

Упражнение «Эй, ты». Тот, кому принадлежит это высказывание, выходит за дверь, остальным участникам дается задание - встать на стулья и не использовать в разговоре имени вышедшего, обращаясь к нему только «Эй, ты». Подростку же предлагается войти и пообщаться. Упражнение «Войди в круг»

Нет уверенности в завтрашнем дне, нестабильное положение варианты игр

Упражнение «Доверительное падение»

Каждое упражнение должно быть коротко обсуждено. Сначала высказывается непосредственный участник о своих впечатлениях. Потом кратко те, кто помогал. Психологу важно каждому задать вопрос: «Что тебе помогло справиться с этой ситуацией?» или, если ситуация разрешилась неудачно, помочь участнику найти ресурсы, чтобы это пережить.

ВТОРОЙ ШАГ

Заранее готовятся карточки: Принц (1), Нищий (1), Торговец, Крестьянин, Горожанин (по количеству участников минус 2). Участники, не глядя, вытягивают карточки. Предъявляется всем только карточка Принца. Остальные не открывают свои карточки и получают задание - попасть «на теплое местечко», то есть в придворные. Принцу вручаются знаки власти - корона, скипетр и т.п. Участники выстраиваются перед ним и просят принять их в придворные, приводя различные доводы в свою пользу. Но если среди тех, кого выберет Принц, окажется участник с карточкой Нищего, то объявляется государственный переворот. Жеребьевка проводится заново и вся процедура полностью повторяется, но не более трех раз. Количество придворных (1–3 человека) зависит от размера группы. После выбора придворных предъявляются остальные карточки. Определяются все роли и вводятся следующие правила. Принц -не может работать ; обязан подавать милостыню Нищему ; обязан руководить действиями придворных и населения . Придворные -не могут отойти от Принца далее , чем на один шаг ; не могут отказать Принцу в просьбе ; обязаны улыбаться . Торговцы иГорожане -обязаны работать ; обязаны платить налоги , кланяться Принцу . Все -не могут прикасаться к Нищему ; пользоваться ножницами ; поднимать упавшее на пол ; называть друг друга по имени . Нищий может делать все , что ему заблагорассудится . Каждый , нарушивший правила , автоматически меняется с Нищим местами . После введения правил объявляется игровая задача.Ведущий .Стало известно , что из соседнего государства выдвинулась армия , чтобы захватить город . Жители города должны построить замок для защиты от врагов . Выдается пачка бумаги, скотч, ножницы. На постройку замка отводится 15 минут. Ведущий следит за выполнением правил, своевременно меняя роли. Игра завершается, когда построен замок или если время подходит к концу, а конструктивных путей решения задачи не найдено (массовое нарушение правил, концентрация игры вокруг одного персонажа и т.п.).

ТРЕТИЙ ШАГ

Завершающий круг обсуждения Важные вопросы для обсуждения:Построен ли замок ? Кто внес наибольший вклад в создание замка ? (Или:Кто виноват в том , что замок так и не был построен ? )Кто и почему соблюдал / не соблюдал правила ? Кто и как пользовался своими правами ? Какие выигрышные моменты были в распоряжении Принца ? Нищего ? Других участников ? Как они были использованы ? Часто Нищий, пользуясь официальной вседозволенностью, всячески препятствует общей работе. Здесь важно обсудить:1) возможность каждого участника , нарушив изначальные правила , стать на место Нищего и помочь в строительстве ; 2) почему слова «можно все» были интерпретированы как «можно все плохое» (часто встречающийся в жизни феномен ). При частой смене ролей и неразберихе во время постройки необходимо в завершающем кругу обсудить предназначение игровых правил. Это даст выход на важную дискуссию о смысле и сути общественных законов, гласных и не гласных. Если все участники безукоризненно соблюдали правила и роли не менялись, игра может дать несколько меньше материала для обсуждения. Зато в этом случае можно будет поговорить об опыте участников, исполнявших главные роли, и организовать интервью с ними, углубиться в сравнение их первоначального представления о роли и последующих впечатлений. Для многих участников важным открытием, сделанным после проведения игры, оказалась разница между тем, какие возможности они имели (большие), и как они их использовали (плохо), и перенос этой аналогии на реальную жизнь. Завершилась наша игра разговором о свободе, которой мы не пользуемся.

Приложение1

Сценарий спектакля «Маленький принц»

Действующие лица

    Ведущие – 2 чтеца; речитатив под гитару – 1 (2) исполнителя

    Девочка в розовом платье

  1. Честолюбец

  2. Деловой человек

    Чтец стихотворения «Дожди» (на краю сцены)

    Фонарщик

    1-ый географ

    2-ой географ

    Змея (танец)

    Розы (2-3 человека) (танец)

    Исполнитель(и) песни «Разговор»

    Исполнитель песни «Час настал, пора идти»

    Исполнитель песни «Мне звезда упала на ладошку»

    Исполнитель песни «Маленькая страна»

Пояснительная записка

Сцена оформлена в желтоватых тонах. С левой стороны сцены – возвышение (стулья, накрытые шторами), справа – фонарный столб (вешалка для одежды). На ней потом будет висеть красный бумажный фонарь, сделанный руками детей. Сзади фон – звезды, планеты. На переносной доске – 2 ватмана, приготовлен маркер. Заранее на отдельных полосках бумаги выписаны цитаты:

«С каждого надо спрашивать то, что он может дать»

«Власть прежде всего должна быть разумной»

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»

«Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить»

Их можно будет закрепить на фон по ходу пьесы (специально назначаются ученики). Костюмы придумывают сами дети и родители. Необходимо задействовать как можно больше учащихся. Это поднимет их интерес к спектаклю и к предмету в целом.

Сценарий

Вступительное слово к спектаклю

1 вариант (ко Дню учителя)

1-ый ведущий : «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый», - писал Антуан де Сент-Экзюпери.

2-ой ведущий : В день, подобный этому, принято дарить подарки. И мы вам, тоже когда-то пришедшим из детства, дарим от всей души, дорогие наши наставники, спектакль «Маленький принц», поставленный по одноименной сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери.

Смотреть на окружающее глазами ребёнка, пытаться понять его мир, его душу, помочь ему не погибнуть – то, к чему призывает Антуан – французский летчик, героически погибший в воздушном бою с фашистами в 1944 году.

1-ый ведущий : Величие профессии учителя в том, что она объединяет души. Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.

Посмотрите глазами матери или отца на своих учеников: они нуждаются в вашем дружеском расположении, в ваших любви и участии. «Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - утверждал Экзюпери. – «Помните, вы всегда в ответе за тех, кого приручили».

2 вариант (к детской публике)

1-ый ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы вам покажем спектакль «Маленький принц», поставленный по одноименной сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери, прекрасного французского писателя и лётчика, героически погибшего в воздушном бою с фашистами в 1944 году.

2-ой ведущий : В этой сказке Антуан рассказывает о Маленьком принце, который смотрит на мир детскими глазами. Он любознательный, неутомимый и очень добрый. На его планете растёт роза, очень капризная. Он хочет её за это наказать и … отправляется в путешествие.

К концу сказки принц понял, что такое любовь, верность, дружба. И хотя ему было очень жаль расставаться с друзьями: Автором и Лисом, он не может оставаться в мире дельцов, честолюбцев и пьяниц, в мире людей, которые его не понимают.

2-ой ведущий : Он почувствовал, что ему просто необходимо вернуться домой, к Розе, которая может без него погибнуть. Ведь он за неё в ответе.

Автор : Я и есть автор сказки «Маленький принц» и хочу, чтобы вы сказали, что это. Шляпа? И вы меня не поняли… Это удав, проглотивший слона. Вот почему мне в детстве пришлось отказаться от карьеры художника и стать лётчиком.

Так я жил долго в одиночестве. Но вот однажды мне пришлось сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолёта. Помочь мне было некому, и я решил починить все сам. Устав, я уснул. На рассвете меня разбудил тоненький голосок.

ПРИНЦ : Пожалуйста, нарисуй мне барашка.

ПРИНЦ : Нарисуй мне барашка.

ПРИНЦ : Вот такого мне и надо. А откуда ты взялся?

ПРИНЦ : С неба? А с какой планеты?

ПРИНЦ : У меня там очень мало места.

ПРИНЦ : А барашки едят кусты?

ПРИНЦ : Это хорошо, значит они и баобабы едят. У меня появились баобабы, и я боюсь, они разрушат планету, они разорвут её на клочки. Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приводи в порядок свою планету.

ПРИНЦ : Я очень люблю закат. Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце. А цветы ест твой барашек?

ПРИНЦ : И шипы им не помогают? Ну почему, почему барашки и цветы воюют друг с другом? Зачем эта война? Разве это не серьёзное дело, понять? А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, а барашек вдруг его возьмет и съест? Это все равно, как если бы все звезды рядом погасли…

Танец девочки в розовом платье.

ПРИНЦ : Мой цветок. Он был прекрасен. Он напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Я иногда даже сердился на розу, она иногда капризничала. А я бросил её там одну. Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я должен был угадать нежность, я ещё не умел любить.

Музыка принца (как рефрен)

Король : А вот и подданный! Подойди, я хочу тебя рассмотреть. (Принц зевнул от усталости и оглянулся, куда бы сесть ). Этикет не разрешает зевать в присутствии монарха. Я запрещаю тебе зевать.

ПРИНЦ : Я нечаянно. Я долго был в пути и совсем не спал.

Король : Тогда я повелеваю: зевай! Таков мой приказ.

ПРИНЦ : Но я робею, я больше не могу. Можно мне сесть?

Король : Повелеваю, сядь!

ПРИНЦ : А где же ваше королевство?

Король : Везде (развел рукой ).

ПРИНЦ : А звезды вам повинуются?

Король : Ну, конечно. Я не терплю непослушания.

ПРИНЦ : Тогда прикажите, чтоб сейчас был закат.

Король : С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны. А закат ты увидишь, когда будет время заката.

ПРИНЦ : Странные вы люди, взрослые.

Честолюбец : О, вот и почитатель явился!

ПРИНЦ : Здравствуйте! Какая у вас забавная шляпа.

Честолюбец : Это чтобы раскланиваться. Похлопай-ка в ладоши. (Принц похлопал, честолюбец раскланялся ). Почитать – значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней. Я всех умней.

ПРИНЦ : Право же, взрослые – очень странные люди.

Грустная, трагическая музыка

ПРИНЦ : Что ты делаешь?

Пьяница : Пью.

ПРИНЦ : Зачем?

Пьяница : Чтобы забыть.

ПРИНЦ : Что забыть?

Пьяница : Забыть, что мне совестно. Совестно пить.

ПРИНЦ : Да, странные люди, эти взрослые.

Деловой человек : Раз, два, три… Пятьсот миллионов. Зачем ты здесь, не мешай.

ПРИНЦ : Чего пятьсот миллионов?

Деловой человек : Звезд. Я их считаю. Я люблю точность. Я владею этими звёздами.

ПРИНЦ : А для чего тебе ими владеть?

Деловой человек : Чтоб быть богатым.

ПРИНЦ : А как можно владеть звёздами?

Деловой человек : Звезды чьи?

ПРИНЦ : Ничьи.

Деловой человек : Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.

ПРИНЦ : Забавно. Странные эти взрослые. Никто меня не понимает, и я их не могу понять.

Стихотворение «Дожди»

В. Егоров

Я вас люблю, мои дожди,

Мои тяжелые, осенние,

Чуть-чуть смешно, чуть-чуть рассеянно

Я вас люблю, мои дожди.

А листья ластятся к стволам,

А тротуары словно зеркало –

И я плыву по зеркалам,

В которых отражаться некому.

Где, как сутулые моржи,

Машины фыркают моторами

И вьются рельсы монотонные,

Как серебристые ужи.

Где оборванцы-фонари

Бредут шеренгою заляпанной,

И осень огненный парик

Сдирает ливневыми лапами.

Спасибо вам, мои дожди,

Спасибо вам, мои осенние,

За все, что вы во мне посеяли.

Спасибо вам, мои дожди.

Танец фонарщика.

ПРИНЦ : Может быть, этот человек и нелеп. Но он лучше, чем честолюбец, делец и пьяница. В его работе хотя бы есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво. (Обращаясь к фонарщику ) Зачем ты то гасишь, то зажигаешь фонарь?

Фонарщик : Такой уговор.

ПРИНЦ : Какой?

Фонарщик : Когда-то это имело смысл. Я зажигал фонарь утром, гасил вечером. Но планета вращается все быстрее. День длится всего минуту.

ПРИНЦ : Ты так верен своему слову! Я бы хотел с тобой подружиться, но твоя планета такая маленькая, а ты так занят!

1-ый географ : Я описывая горы и моря, но сам я их никогда не видел, и я очень рад тебе. Я запишу всё, что ты мне скажешь. А если не запишу, то все это умрет, исчезнет, и никто об этом не узнает.

ПРИНЦ : И мой цветок должен скоро исчезнуть?

2-ый географ : Да, разумеется.

ПРИНЦ : Вы всё знаете! Какую планету мне посоветуешь посетить?

2-ый географ : Посети планету Земля.

Музыка принца.

Автор : Итак, седьмая планета, которую он посетил, была Земля. Земля – планета не очень простая. На ней есть и короли, и географы, и пьяницы, и честолюбцы. Очень много всякого и разного люда. Но когда принц попал на Землю, он не увидел ни души, разве что змею в пустыне.

Танец змеи.

ПРИНЦ : Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Смотри, вот моя планета – как раз над нами.

Змея : Красивая планета. Но она далеко, а я здесь, и очень могущественна. Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел.

Мне жаль тебя. Ты так слаб на этой планете. В этот день, когда ты захочешь вернуться на свою, я помогу тебе.

ПРИНЦ : Какая странная планета. Сухая, соленая. И как здесь одиноко в этом мире людей. Но что это?

Танец роз.

ПРИНЦ : Добрый день!

Розы : Добрый день.

ПРИНЦ : Кто вы? Вы так похожи на мой цветок!

Розы : Мы – розы!

ПРИНЦ : Розы? О, я такой несчастный. Моя роза говорила мне, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот передо мной столько роз. Значит, она такая же обыкновенная, как они. Какой же я после этого принц?

Лис : Здравствуй!

ПРИНЦ : Здравствуй. (Но никого не увидел ).

Лис : Я здесь.

ПРИНЦ : Кто ты? Какой ты красивый!

Лис: Я лис.

ПРИНЦ : Поиграй со мной.

Лис: Не могу я с тобой играть. Я не приручен. А что ты здесь делаешь?

ПРИНЦ : Я ищу друзей. А как это – приручить?

Лис : Это значит быть нужными друг для друга. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду единственный для тебя.

ПРИНЦ : Как моя роза? Я кое-что начинаю понимать.

Лис : Живется мне скучновато. Я охочусь за курами, а люди за мной. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Они будут для меня музыкой. Вон пшеничное поле, а на нем золотые колосья. Золотая пшеница станет напоминать мне о тебе. Приручи меня, пожалуйста!

ПРИНЦ : Я бы рад, но у меня нет времени, и надо найти людей, узнать разные вещи.

Лис : Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми и в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Я могу стать твоим другом.

ПРИНЦ : А что дл этого надо делать?

Лис: Надо запастись терпением. Ты приходи к назначенному часу, я к этому времени начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастья.

Лис : Я буду плакать о тебе. И вспоминать, глядя на эти золотые колосья. Пойди, взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза – единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок. (Принц смотрит на розы ).

ПРИНЦ : Да, они прекрасны, но ничуть не походи на мою розу. Их никто не приручил. Ведь это её я поливал каждый день, оберегал от сквозняка. А эти мне чужие. (Он возвращается к лису) Прощай!

Лис : Прощай! Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни, как мать отдает себя ребенку, и от этого он становится ей дороже всех на свете. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

ПРИНЦ : Да, да, мы все в ответе за тех, кого приручили.

Песня «Разговор»

Стихи М. Черкасовой

Музыка А. Дулова

И ни о чем, и ни о чем

Наш разговор, наш разговор.

Для нас с тобой одних заметный,

Чудесный вяжем мы узор

Из легких слов – простых и светлых.

Ты даришь мне, ты даришь мне

Толпу берез, толпу берез.

И как волшебник, без обмана

Ты радуги прозрачный мост

Мне вынимаешь из кармана.

А серебри… А серебристая река –

Вокруг река –

Ложится плавною канвою.

Вплетаешь в струны облака

И волны ласковой рекою.

Твое тепло, твое тепло,

Твое плечо, твое плечо,

И милых песен грусть и нежность,

И разговор наш ни о чем,

ПРИНЦ : Мне тоже хочется пить. Но я нигде не встретил здесь воды, и я устал, давай отдохнём после столь долгого пути. Посмотри, звёзды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно. И пустыня красивая. Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники…

ПРИНЦ : Я очень рад, что ты согласен с моим другом Лисом. (Уснул ).

Трогательнее всего в Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нем, словно пламя светильника, даже когда он спит… Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…

А потом мы нашли колодец, и в нем воду. Та вода была как подарок сердцу, потому что мы её долго искали.

Песня «Час настал, пора идти»

Час настал, пора идти,

Но нужен первый шаг.

Разойдутся все пути,

А часы спешат.

Музыку шагов твоих

Я помню наизусть.

Эта песня для двоих,

Прости её за грусть.

В тихой музыке шагов

Последний такт звучит.

Я и к этому готов,

Ну вот и всё, молчи.

Ты над миром серых крыш,

Солнце в полсвечи,

Для меня всегда горишь,

Вот и все, молчи.

На прощанье ты протяни

Мне рук своих лучи.

Мне тепло в твоей тени,

Ну вот и все, молчи.

ПРИНЦ : Знаешь, завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю.

ПРИНЦ (Змее ): Ты найдешь мои следы на песке. И тогда жди. Сегодня ночью я приду. А у тебя хороший яд? Ты не заставишь меня долго мучиться?

Змея : Нет, у меня хороший яд.

ПРИНЦ : Я сегодня вернусь домой. У меня останется твой барашек.

ПРИНЦ : Когда ты дал мне напиться, та вода была как музыка. Моя звезда очень маленькая. И ты полюбишь смотреть на звезды, все они станут тебе друзьями.

ПРИНЦ : Мой смех – тебе подарок. Ты посмотришь на небо, там будет и моя звезда, на которой я смеюсь, и ты услышишь, что все звезды смеются, и тебе будет радостно.

Песня «Исполнение желаний»

А. Дольский

Мне звезда упала на ладошку.

Я ее спросил: «Откуда ты?»

Дайте мне передохнуть немножко.

Точно колокольчик отзвенел:

Не тревожьтесь, что невелика я,

Я умею делать много дел.

Вам необходимо только вспомнить,

Что для вас важней всего на свете,

Я могу желание исполнить,

Я все время занимаюсь этим.

Знаю я, что мне необходимо,

мне не нужно долго вспоминать,

я хочу любить и быть любимым,

я хочу, чтоб не болела мать.

Чтоб на нашей горестной планете

Только б звезды падали с небес.

Были б все доверчивы, как дети,

И любили дождь, цветы и лес.

Чтоб траву, как встарь, косой косили.

Каждый день летали до Луны.

Чтобы женщин на руках носили.

Не было б болезней и войны.

Мне звезда упала на ладошку.

И вы взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или её уже нет? Вдруг барашек её съел? И зазвенят бубенцами смеющиеся звезды!

Песня «Маленькая страна»

Сл. И. Резника

Муз. И. Николаева

Есть за горами, за лесами

Маленькая страна,

Там звери с добрыми глазами,

Там жизнь любви полна.

Там чудо-озеро искрится,

Там зла и горя нет –

Там во дворе живет жар-птица

И дарит людям свет.

Кто мне расскажет, кто подскажет,

Где она, где она?

Маленькая страна, маленькая страна,

Там, где душе светло и ясно,

Там, где всегда весна.

Эта страна мне только снится,

Но светлый миг придет,

И на крылатой колеснице

Я совершу полет.

Мне час свиданья предназначен

В звездной моей стране,

Там ждет меня красивый мальчик

На золотом коне.

Есть за горами, за лесами

Маленькая страна,

Там звери с добрыми глазами,

Там жизнь любви полна.

Льет за окошком дождь осенний,

Сценарий

СЦЕНАРИЙ К СПЕКТАКЛЮ «Алые паруса» Сцена 1 (Перед занавесом... тебя. (Ассоль - девушка в мечтаньях поёт «Маленькая страна».) Сцена 2 (Рынок, торговки раскладывают... корабль двинется к ней. Храбрый красивый принц заберёт её в блистательную страну. Но...

  • Программа короткого метра от фестиваля «ecocup» 12. 00 13. 00 Малая сцена, Кинотеатр

    Программа

    Дети вместе со сценаристом придумают сценарий своего фильма, изготовят реквизит из... пузыри. Проект «Читай_Четко!» Интерактивный литературный спектакль «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ И ДРУГИЕ». 16.00. Большая сцена...

  • Сценарий в жизни взрослого человека

    Сценарий

    Усыпальницей, замком, одним из принцев или изгородью. Представив себя изгородью... -то еще? Как называется этот спектакль спектакль о вашей собственной жизни? А... на самых ранних этапах формирования сценария маленький ребенок "...уже имеет определенные...




















  • Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели и задачи: (Слайд 2)

    Продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.Твена;

    Продолжить развивать интерес учащихся к произведениям нравственной тематики, формировать умение учащихся размышлять над нравственными качествами героев произведения;

    Проанализировать основные идеи произведения, поступки героев и события романа;

    Учить учащихся наблюдать за психологией человека, наделённого властью, рассуждать о милосердии как одном из лучших качеств человека, развивать в себе это качество;

    Продолжить работу по развитию речи учащихся, сформировать представление о сценическом действии и его особенностях.

    Оборудование:

    • портрет Марка Твена;
    • список литературы,
    • компьютерная презентация “Марк Твен фантазирует...”

    Ход урока

    1) Организационный момент.

    Учитель объявляет тему и цель урока, создает проблемную ситуацию

    2) Дополнительный материал к уроку.

    Индивидуальное задание. (Слайды: 16, 17, 18, 19)

    3) Работа с текстом произведения

    Учитель : Давайте обратимся к началу произведения.

    Глава I “Рождение принца и рождение нищего”. (Слайд 3, 4)

    Учащиеся выборочно читают главу, а затем начинаем анализпо вопросам:

    Давайте посмотрим, в каких же условиях живёт семья Кенти? (Дом семьи Кенти находился в вонючем тупике, а жили они в убогойкаморке на третьем этаже. Дети (Том и две его сестры) спали на полу. Отец и бабка часто напивались и устраивали драки, избивая детей. Они научили детей просить милостыню, но сделать их ворами они не смогли. Находясь в этом страшном мире, Том не чувствовал себя несчастным, несмотря на постоянную нужду, на холод и голод.

    Да, он не был несчастным, потому что в душе бедного мальчика живёт мечта. Какая? (Слайд 5)

    (День и ночь Тома преследовало одно желание: увидеть настоящего принца. Он стал часто разыгрывать из себя принца, мечтая оказаться на месте богатого наследника.)

    Вот однажды Том лицом к лицу сталкивается с Принцем. Давайте вспомним, как это произошло.

    Ученик: (читает из главы 3 наиболее яркие эпизоды этой встречи, начиная со слов: “Бедный маленький Том в жалких лохмотьях приблизился к ограде...

    Беседа по вопросам по содержанию произведения:

    Почему Принцу захотелось на время стать Томом Кенти?

    (Принцу захотелось на время стать Томом, чтобы вдоволь порезвиться, поиграть с ребятами так, как он этого захочет, так как у принца не было в жизни ни друзей, ни шалостей. Он всегда должен был оставаться принцем, которому непозволительно было то, что разрешалось простому сорванцу...) (Слайды 6, 7)

    Какие неприятности поджидали Принца?

    (Принцу пришлось несладко: на него спустили собак, его преследовали оборванцы, они издевались над ним, над его словами о том, что он из королевской семьи. А затем ещё и встреча с Джоном Кенти, который потащил Принца домой, приняв его за сына Тома.)

    А как нашего героя приняли другие члены семьи?

    (Бабка и отец смеялись над его словами о том, что он принадлежит к королевской семье; поговаривали о его сумасшествии. Одна лишь мать Тома с любовью и самопожертвованием относится к нему, она старается уберечь его от тяжёлой руки Джона.)

    Как чувствовал себя Том на новом месте?

    (Сначала его это забавляло: он с интересом рассматривал комнаты во дворце, любовался своим отражением в зеркале, но через полчаса его одолел страх: как вести себя по-королевски, чтобы никто не заподозрил ненастоящего Принца. Король решил, что с принцем не всё впорядке: сын не узнавал его сначала.“Чем дальше Том шёл меж двух рядов раззолоченных, низко кланявшихся ему придворных, тем больше он падал духом, сознавая, что он здесь пленник и, может быть вовсе не вырвется из этой раззолочённой клетки – несчастный принц, не имеющий ни единого друга, если Господь Бог по своему милосердию не сжалится над ним и не вернёт ему волю”.

    Таким образом, едва став принцем, Том мечтает о возвращении к прежней вольной жизни. (Слайды 8, 9)

    Расскажите о том, как Том помог людям избежать смерти.

    (Том спас жизнь трём людям: он пожалел тех людей, которых ожидала смертная казнь. Он действительно переживал за их судьбы. Люди были восхищены поступком Тома, они не ожидали такого милосердия от принца.)

    Но несмотря на это, власть на время изменила Тома. Докажите это, используя текст.

    (Читаются отрывки из главы XXX “Успехи Тома”, в которой говорится о зазнайстве Тома, о том, как он наслаждается властью, забыв о своей семье, о подлинном принце).

    Какие события происходят во время коронации?

    (Происходит встреча Тома с Принцем, во время которой Том доказывает всем, что Принц настоящий. Эта сцена интересна для чтения, так как героям не совсем легко доказать во дворце, что Принц настоящий. В конце концов это им удаётся.)

    Что говорится в заключении о Томе? Прочитайте это.

    (“Том Кенти дожил до глубокой старости; он был красивый седовласый старик величавой и кроткой наружности. Все искренне уважали его и оказывали почёт его странной...одежде. При его появлении все расступались, давали ему дорогу и шептали друг другу:

    Снимите шляпу, это королевский воспитанник!)

    А какова судьба короля?

    (Эдуард VI жил недолго, но достойно, он не причинял никому чрезмерных стеснений и мук.Он был справедлив, так как сам испытал когда-то лишения и знал не понаслышке о жизни простого народа.)

    • Простой мальчик из бедного квартала понял, что нельзя быть бессердечным, злым, жадным.
    • Надо любить свою страну, свой народ, заботиться обо всех людях в государстве.
    • Надо издавать справедливые законы
    • Надо заботиться о детях и стариках, чтобы у каждого человека была крыша над головой, чтобы люди не ложились спать голодными.
    • Необходимо сделать так, чтобы люди верили в свое будущее и жили свободно и счастливо.

    Милосердие – основное качество короля, так как он сам познал, что такое унижение и оскорбление со стороны сильных. Делая людям добро, сам человек не менее счастлив, чем тот, для кого это добро делается.

    Поэтому “в милосердии двойная благодать”.

    Именно милосердию, замечательному человеческому качеству, М.Твен посвятил свой роман “Принц и нищий”.

    3) Инсценировка фрагментов произведения. (Слайды11, 12, 13, 14, 15, 16)

    4) Индивидуальное задание: “Марк Твен - юморист”. (Слайды 18, 19)

    5) Анкетирование учащихся .

    6) Домашнее задание:

    Подготовить:

    1. Устный рассказ об истории создания романа “Принц и нищий”;

    2. Ответ на вопрос “Какое впечатление произвел на меня роман “Принц и нищий”?