Тест по биологии «Биосферный уровень. Контрольное тестирование на тему "Биосфера"(10 класс) Элементарной структурой биосферы является тест

Биосфера и человек
Задание #1
Вопрос:
Одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных в
настоящее время является

1) чрезмерное размножение хищников
2) возникновение глобальных эпидемий ­ пандемий
3) разрушение мест обитания животных
4) межвидовая борьба
Задание #2
Вопрос:
Процесс изменения генов под воздействием окружающей среды называется
Запишите ответ:

Задание #3
Вопрос:
Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) усиление сельскохозяйственной и снижение промышленной деятельности
человека
2) замкнутый круговорот веществ и энергии
3) эволюция органического мира
4) усиление промышленной и снижение сельскохозяйственной деятельности
человека
Задание #4
Вопрос:
Какие из перечисленных животных вымерли из­за антропогенной деятельности
человека?
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1) Эпиорнис
1

2) Тур
3) Зубр
4) Белый медведь
5) Морская корова
6) Морской котик
Задание #5
Вопрос:
Кому принадлежат слова: "Человек становится основной геологообразующей
силой планеты"?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) В. Вернадский
2) И. Ньютон
3) Э. Зюсс
4) Э. Геккель
Задание #6
Вопрос:
Парниковый эффект ­ это
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) процесс созревания овощей в парнике
2) нарушение прохождения тепла из космоса к поверхности Земли
3) процесс создания парника на приусадебном участке
4) нарушение рассеивания тепла с поверхности Земли в космос
Задание #7
Вопрос:
Мутагены ­ это
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) среди ответов нет правильного
2) химические и физические факторы, вызывающие наследственные изменения
3) вид загрязнителя
4) разновидность бактерий, отрицательно воздействующий на организм человека
Задание #8
2

Вопрос:
Термин «экология» введен в науку
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) В. Вернадским
2) Э. Геккелем
3) Э. Зюссом
4) И. Ньютоном
Задание #9
Вопрос:
Как называется сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой
разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором
развития?
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #10
Вопрос:
Что не относится к видам загрязнения биосферы?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) деструкционное (разрушающее) загрязнение
2) биоценотическое загрязнение
3) среди ответов нет правильного
4) ингредиентное загрязнение
5) энергетическое загрязнение
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 3;
2) (1 б.) Верный ответ: "мутагенез".
3) (1 б.) Верные ответы: 2;
4) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 5;
5) (1 б.) Верные ответы: 1;
6) (1 б.) Верные ответы: 4;
7) (1 б.) Верные ответы: 2;
8) (1 б.) Верные ответы: 3;
9) (1 б.) Верный ответ: "ноосфера".

Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1.

2. а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте: а) 77 км; б) 12,5 км, в) 10 км; г) 2 км.

4.

5.


6. Живое вещество - это:


7.

8.



9.

10. Ноосфера - это:

11.

12.

13.

14. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется: а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

15.

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

16.

а) жизнь;

17.

18.

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

19.

10.

20.

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

21. Учение о биосфере было создано:

22.

23.

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

24.

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

25.

26.

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

27.

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

28. Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

29.

1. Биосфера - это: а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен: а) Ж-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Леруа; г) нет ответа.

3. Границы биосферы определяются: а) наличием воды в жидкой фазе; д) степенью солености воды;

б) благоприятным температурным режимом; в) уровнем радиации; г) наличием кислорода и углекислого газа;

4.

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5.


6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

7.

а)нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в)гранит, базальт; г)растения, животные, бактерии, грибы.

8.

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9.

10. Ноосфера - это:

Задание Б.

1.

2.

3.

(4.

5.

6.

8. Например: хамса ---> скумбрия ---> дельфин. )

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30. Что входит в понятие «живое вещество»?

31.

32.

33.

34.

их очень невелика по сравнению с продуктивностью продуцентов. )

36.

Контрольная работа по теме «Основы учения о биосфере»

Вариант 1 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 77 км; б) 12,5 км, в) 10 км; г) 2 км.

4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Живое вещество - это:

а) совокупность всех растений биосферы; б) совокупность всех животных биосферы;
в) совокупность всех живых организмов биосферы; г) нет правильного ответа.

7. К косному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

10. Ноосфера - это:

а) сфера прошлой жизни; б) сфера разумной жизни; в) сфера будущей жизни; г) правильного ответа нет.

Ответы: 1 - г; 2 - б; 3 - а; 4 - г; 5 - б; 6 - в; 7 - в; 8 - г; 9 - а; 10 - б.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

(Изменениегазового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др .)

2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

(Биогенное - созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк и др. )

3. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

(Выше - сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации. )

4. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

(

Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее - на стенках пробирки появится конденсат. )

6. Какое значение имеет азот в жизни растений?

(Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.)

(Биомасса продуцентов в Мировом океане составляет примерно 2,6 млрд т, что составляет примерно 8,5% от общей биомассы. Однако продуктивность продуцентов составляет 430 млрд т, что составляет всю продуктивность Мирового океана. )

8. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане. (Например: хамса ---> скумбрия ---> дельфин. )

9. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

(Негативное - создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии - пирогенные ландшафты. )

Вариант 2 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Биосфера - это: а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен: а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:

а) 1 км; б) 2 км; в) 10 км; г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

4. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь; б) биомасса; в) живое вещество; ттг) правильного ответа нет.

7. К биокосному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера - это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода: а) да; б)нет.

10. Эжен Леруа: а) создал учение о биосфере; б) предложил термин «биосфера»;
в) предложил термин «ноосфера»; г) был другом В.И. Вернадского.

Ответы: 1 - г; 2 - в; 3 - г; 4 - в; 5 - а; 6 - в; 7 - б; 8 - б; 9 - б; 10 - в.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Приведите несколько определений биосферы.

(Биосфера - это живая оболочка Земли. Биосфера - это оболочка Земли, населенная живыми организмами. Биосфера - это открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом. )

2. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?

(Жесткий ультрафиолет, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации и др. )

3. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность газовой функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

Газовая состоит в способности живых организмов изменять газовый состав атмосферы, например, зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.)

4. Какое вещество биосферы является биогенным? Приведите примеры.

(Биогенное - вещество, созданное живыми организмами, например, нефть, каменный уголь, известняк. )

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ, надо небольшое количество почвы растворить в воде, профильтровать, фильтрат выпарить. На часовом стеклышке останется небольшое количество минеральных солей. )

6. Какое значение имеет калий в жизни растений?

(Ионы калия присутствуют в цитоплазме всех живых клеток и участвуют во многих биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растения - влияние на формирование корневой системы. )

7. Приведите пример бентосной пищевой цепи.

(Например: детрит ---> двустворчатые моллюски ---> морские звезды. )

(Биомасса редуцентов в Мировом океане составляет ничтожную часть от общей биомассы, а продуктивность итого меньше. )

9. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

(Негативное влияние - концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и др. )

Вариант 3 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Живая оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком; б) Ч.Дарвином; в) Э.Зюссом; г) правильного ответа нет.

3. Границы биосферы в литосфере на суше проходят на глубине:

а) 100-200 м; б) 1-2 км; в) 3-4 км; г) 100-200 км.

4. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. На склонах горы Мак-Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:

а) косное вещество; б) биокосное вещество; в) живое вещество; г) биогенное вещество.

7. К биогенному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Окислительно-восстановительная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

10. Учение о ноосфере было разработано:

а) В.И. Вернадским; б) Э.Леруа; в) П.Тейаром-де-Шарденом; г) все ответы верны.

Ответы: 1 - г; 2 - г; 3 - в; 4 - а; 5 - в; 6 - в; 7 - а; 8 - в; 9 - а; 10 - г.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Кто первым создал стройное учение о биосфере?

(В.И. Вернадский. )

2. Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?

(Высокое давление, отсутствие света, соленость водной среды выше 270 г/л. )

3. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие концентрационной функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

Концентрационная состоит в способности живых организмов накапливать в себе химические элементы, например, кальций в раковинах моллюсков.)

4. Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.

(Биокосное - вещество биосферы, возникающее при взаимодействии живых организмов и окружающей среды, - почва. )

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве гумуса?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве гумуса, нужно поместить почву в пробирку и нагреть. Через некоторое время появится характерный запах горящей органики. )

6. Какое значение имеет аэрация почвы в жизни растений?

(Аэрация - это степень насыщенности почвы воздухом. Воздух необходим для дыхания корней растений. )

7. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?

(С погружением в глубину окраска водорослей меняется от зеленой до бурой и красной. Это связано с уменьшением количества солнечного света, попадающего в более глубокие слои воды и, соответственно с уменьшением количества хлорофилла и увеличением количества каротиноидов. )

8. Сравните биомассу поверхности суши с биомассой Мирового океана.

(Биомасса поверхности суши примерно в 800 раз больше биомассы Мирового океана. Однако на суше основную часть биомассы составляют продуценты, тогда как в Мировом океане, напротив, более 90% - консументы. )

9. Перечислите три основных этапа в эволюции человека, которые оказали наибольшее влияние на биосферу.

(Использование огня, неолитическая революция (одомашнивание растений и животных) и научно-технический прогресс. )

Вариант 4 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Биосфера - это:

а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен:

а) Ж-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Леруа; г) правильного ответа нет.

3. Границы биосферы определяются:

а) наличием воды в жидкой фазе; ттб) благоприятным температурным режимом;
в) уровнем радиации; г) наличием кислорода и углекислого газа; ид) степенью солености воды;
е) всеми перечисленными факторами.

4. Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) отсутствие элементов минерального питания;
в) неблагоприятный температурный режим; г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь; б) биомасса; в) живое вещество; г) правильного ответа нет.

7. К живому веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в) гранит, базальт;
г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера - это глобальная замкнутая саморегулирующаяся система, не имеющая входа и выхода: а) да; б) нет.

10. Ноосфера - это:

а) стадия разумной жизни; б) сфера разумной жизни; в) стадия развития биосферы; г) все ответы верны.

Ответы: 1 - г; 2 - г; 3 - e; 4 - б; 5 - г; 6 - в; 7 - г; 8 - а; 9 - б; 10 - г.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. В.И. Вернадский писал: «Живое вещество... подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающий среде». Как вы понимаете это высказывание?

(Живое вещество распространено почти по всей земной поверхности, там, где есть подходящие условия для жизни. Живое вещество оказывает мощное давление на все оболочки Земли. Например, изменяет газовый состав атмосферы, способствует образованию горных пород (нефть, каменный уголь, известняк), окисляет горные породы и др. )

2. Какие факторы определяют границы биосферы в литосфере?

(Наличие воды в жидкой фазе, наличие свободного кислорода и углекислого газа, определенный температурный режим, наличие минимума минерального питания и др. )

3. Что входит в понятие «живое вещество»? (Совокупность всех живых организмов биосферы. )

4. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие окислительно-восстановительной функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.
Окислительно-восстановительная состоит в способности живых организмов окислять и восстанавливать химические элементы.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воздуха?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воздуха, нужно небольшое количество почвы бросить в воду - будут заметны пузырьки. )

6. Какое влияние оказывает фосфор на жизнь растений?

(Атомы фосфора входят в состав многих органических молекул. Недостаток этого вещества у растений угнетает процессы цветения и плодоношения. )

7. Приведите пример планктонной пищевой цепи.

(Например: фитопланктон ---> зоопланктон ---> медуза. )

(По биомассе консументы составляют более 90% общей биомассы Мирового океана, однако продуктивность их очень невелика по сравнению с продуктивностью продуцентов. )

9. Какое значение оказало одомашнивание растений и животных на биосферу Земли?

(Негативное - изменение экосистем, исчезновение многих видов растений и животных .)

Вариант теста № 1

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

1. экосистемой 3) биосферой

2. ноосферой 4) видом

2. изменяет среду их обитания

1. гидросферы 3) литосферы

1. более простые

1. биогеоценозом 3) биосферой

1. животные 3) грибы

2. бактерии 4) растения

1. тип животного 3) царство

1. кислород 3) климат

А. растения Г. бактерии

Что представляет собой биомасса поверхности суши, почвы и мирового океана?

Вариант теста № 2

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

1. создание заповедников

1. биогеоценозах 3) биоритмах

1. биосферой 3) биосферой

3. сокращении биоразнообразия

3. космической энергии

4. энергии Солнца

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Учение о биосфере.

Вариант теста № 3

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

4. усилению фотосинтеза

1. заказником 3) сообществом

1. газовая 3) запасающая

1. заповедниках 3) заказниках

2. биогеоценозах 4) природных парках

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функции живого вещества относятся следующие процессы:

Г. процесс дыхания

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Вариант теста № 4

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:

1. экосистемой 3) биосферой

2. ноосферой 4) видом

А2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:

1. абиотические факторы 3) живые организмы

2. антропогенные факторы 4) биологические ритмы

А3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:

1. ослабляет конкуренцию между видами

2. изменяет среду их обитания

3. способствует удлинению цепей питания

4. влияет на сезонные изменения в природе

А4. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:

1. гидросферы 3) литосферы

2. атмосферы 4) жизни на Земле

А5. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека - :

1. применение удобрений 3) эрозия, засоление

2. создание в степи лесополос 4) чередование выращиваемых культурных растений

А6. Биотехнологические методы производства продуктов питания более эффективны, так как они:

1. более простые

2. позволяют получить экологически чистую продукцию

3. не требует специальных условий

4. не требует квалифицированного труда

А7. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:

1. биогеоценозом 3) биосферой

2. агроценозом 4) опытной станцией

А8. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:

1. животные 3) грибы

2. бактерии 4) растения

А9. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:

1. непериодическим 3) абиотическим

2. антропогенным 4) биотическим

А10. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:

1. синтезу веществ организмами 3) круговороту веществ

2. расщеплению веществ организмами 4) постоянному поступлению веществ из Космоса

А11. Структурно-функциональной единицей биосферы является

1. тип животного 3) царство

2. отдел растения 4) биогеоценоз

А12. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:

1. создание искусственных водоемов 3) сокращение площади лесов

2. орошение земель 4) осушение болот

А13. Какая функция живого вещества лежит в основе его способности аккумулировать химические элементы из окружающей среды?

1. газовая 3) концентрационная

2. окислительно-восстановительная 4) биогеохимическая

А14. В круговороте веществ и превращения энергии в биосфере наиболее активно участвует:

1. кислород 3) климат

2. живое вещество 4) тепло земных недр

В1. Выберите несколько правильных утверждений. В состав биосферы входят:

А. растения Г. бактерии

Б. биокосное вещество Д. биогенное вещество

В. живое вещество Е. косное вещество

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы причины устойчивости биосферы?

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы основные функции живого вещества биосферы?

Вариант теста № 5

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:

1. создание заповедников

2. расширение площади агроценозов

3. повышение продуктивности агроценозов

4. борьба с вредителями сельскохозяйственных растений

А2. Замкнутый, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме служит причиной:

1. саморегуляции 3) изменения экосистемы

2. колебания численности популяции 4) устойчивости экосистемы

А3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о:

1. биогеоценозах 3) биоритмах

2. ведущей роли живого вещества в биосфере 4) фотопериодизме

А4. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:

1. защитить биосферу от загрязнения

2. повысить продуктивность агроценозов

3. ускорить круговорот веществ в биосфере

4. замедлить круговорот веществ в биосфере

А5. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:

1. биосферой 3) биосферой

2. биогеоценозом 4) заказником

А6. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)

1. абиотические факторы 3) антропогенные факторы

2. ограничивающие факторы 4) живое вещество

А7. Изъятие человеком значительного количества биомассы из экосистемы делает круговорот веществ несбалансированным, что служит причиной:

1. нестабильной экосистемы 3) саморегуляции в экосистеме

2. стабильной экосистемы 4) увеличения численности популяции

А8. Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в…

1. создании литосферы 3) создании Мирового океана

2. преобразовании вещества и энергии 4) образовании материков

А9. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:

1. изменении атмосферного давления

2. регулировании численности популяции промысловых животных

3. сокращении биоразнообразия

4. создании новых сортов растений и пород животных

А10. Изменение организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания в экосистеме является причиной:

1. круговорота веществ 3) возникновения приспособлений у организмов

2. смены экосистем 4) возникновения новых видов

А11. Отходы промышленного производства – соли тяжелых металлов: свинца, кадмия – вызывают у людей отравления, рождение уродов, попадая в их организм:

1. в процессе размножения 3) с вдыхаемым воздухом

2. по цепям питания 4) со сточными водами

А12. Впервые название «Биосфера» было дано:

1. К Линнеем 3) В.И. Вернадским

2. Ж.Б. Ламарком 4) В.Н. Сукачевым

А13. Биосфера существует в основном за счет:

1. космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии

2. внутрипланетарной тепловой энергии

3. космической энергии

4. энергии Солнца

А14. Верхняя граница биосферы ограничена:

1. высотой полета птиц 3) озоновым слоем

2. высотой обнаружения спор 4) не имеет верхней границы

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К функциям живого вещества в биосфере относятся:

А. накопительная Г. концентрационная

Б. окислительно-восстановительная Д. газовая

В. проводниковая Е. окислительная

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каково значение круговорота веществ в природе для существования биосферы? Приведите примеры.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Учение о биосфере.

Вариант теста № 6

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Процесс периодического снижения численности популяции под воздействием экологических факторов до определенного предела и последующего ее повышения называют:

1. биологическим ритмом 3) саморегуляцией

2. круговоротом веществ 4) миграцией атомов

А2. Процесс разрушения редуцентами органических веществ до неорганических и возвращения их в окружающую среду – важное звено в:

1. обмене веществ 3) круговороте веществ

2. саморегуляции 4) сезонных изменениях в жизни организмов

А3. Массовая вырубка доминантных, средообразующих видов деревьев в лесу может привести к:

1. усилению круговорота веществ 3) удлинению цепей питания

2. возникновению цепей питания 4) смены экосистемы

А4. Кислотные дожди, которые образуются в результате загрязнения атмосферы оксидами азота и серы, приводят к:

1. улучшению минерального питания растений

2. гибели лесов в ряде регионов земного шара

3. улучшению водного обмена у растений

4. усилению фотосинтеза

А5. Фотосинтез и дыхание относят к функции живого вещества:

1. окислительно-восстановительной 3) биогеохимической

2. газовой 4) концентрационной

А6. Во многих странах мира созданы партии «зеленых», действия которых направлены на:

1. охрану биосферы 3) охрану прав человека на чистый воздух

2. отказ от применения любой техники 4) приостановку развития биосферы

А7. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:

1. заказником 3) сообществом

2. агроэкосистемой 4) лесопарком

А8. Большое видовое разнообразие, саморегуляция, сбалансированный круговорот веществ – это признаки:

1. агроэкосистемы 3) нестабильной экосистемы

2. устойчивой экосистемы 4) развития экосистемы

А9. В способности организмов превращать одни вещества в другие и образованием солей, оксидов состоит функция живого вещества:

1. газовая 3) запасающая

2. концентрационная 4) окислительно-восстановительная

А10. Биосфера как глобальная экосистема состоит из:

1. биотических и химических компонентов

2. биотических и мертвых компонентов

3. живых и химических компонентов

4. биотических и абиотических компонентов

А11. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:

1. животных, включая человека 3) растений и человека

2. растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету и человек

А12. Биогенная миграция атомов называется… круговоротом:

1. биохимическим 3) биогеохимическим

2. химическим 4) биологическим

А13. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:

1. заповедниках 3) заказниках

2) биогеоценозах 4) природных парках

А14. Несмотря на постоянное использование растениями неорганических веществ, поглощаемых из почвы, запас их в почве не иссякает, так как происходит:

1. обмен веществ 3) круговорот веществ

2. смена биогеоценозов 4) саморегуляция

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функциям живого вещества относятся следующие процессы:

А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериями

Б. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями

В. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное вещество

Г. процесс дыхания

Д. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарии

Е. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Назовите компоненты и границы биосферы.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы причины устойчивости биосферы?

Ключ ответов к тестам по биосфере.

Номер вопроса

вариант
1,4 2,5 3,6
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
А11
А12
А13
А14
В1 БВДЕ БГД АБГ
|
  • Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

  • Поиск на сайте:

    Тест по Биосфере

    1. К антропогенным факторам относятся

    1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог

    2) растения, бактерии, грибы, животные, вирусы

    3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей

    4) температура воздуха и воды, атмосферное давление

    2. В биосфере

    1) биомасса растений равна биомассе животных

    2) биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

    3) биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

    4) соотношения биомасс растений и животных постоянно изменяется

    3. По В.И. Вернадскому кислород является веществом

    1) живым 2) биокосным 3) биогенным 4) косным

    4. Верхняя граница биосферы находится на высоте 17-20 км от поверхности Земли, так как там

    1) отсутствует кислород 3) очень низкая температура

    2) отсутствует свет 4) размещается озоновый слой

    5. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, называется

    1) гидросфера 2) литосфера 3) ноосфера 4) биосфера

    6. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

    1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы

    2) в нижних слоях гидросферы

    3) в верхних слоях атмосферы

    4) в литосфере на глубине 200 м

    7.Живое вещество биосферы планеты - это совокупность всех

    1- всех растений и животных 2- многоклеточных организмов

    3- микроорганизмов 4-живых организмов

    8.Границы биосферы определяются

    1- условиями, непригодными для жизни 2- колебаниями положительных температур

    3- количеством выпадающих осадков 4- облачностью атмосферы

    9. В соответствии с представлениями В.И. Вернадского к биокосным телам относят

    1- почву 2- полезные ископаемые 3- газы атмосферы 4- животных

    10. Производители органических веществ в биосфере - это

    1- продуценты 2- редуценты 3- консумент ы 1 порядка 4- консументы 2 порядка ъ

    11.Границы биосферы в атмосфере определены:

    а) до высоты озонового слоя; в) ограничены высотой стратосферы.
    б) простираются за озоновый слой;
    12.Целостное учение о биосфере предложил:

    а) Ж.Б.Ламарк; в) В.И.Вернадский.
    б) Э.Зюсс;

    13.Найдите соответствие «живое---биокосное---косное»:

    а) «зеленые растения---вода---почва»;
    б) «почва---вода---зеленые растения»;
    в) «зеленые растения---почва---вода».

    14.Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами:
    а) автотрофы; в) эукариоты.
    б) гетеротрофы;

    15.Найдите соответствие «потребители---разрушители---производители»:

    а) «консументы---редуценты---продуценты»;
    б) «редуценты---продуценты---консументы»;
    в) «продуценты---консументы---редуценты».

    16. Организмы, самостоятельно образующие органические вещества из неорганических соединений:
    а) автотрофы; в) прокариоты.
    б) гетеротрофы;

    17. Термин "биосфера" ввел в науку:
    а) В. И. Вернадский; в) Ж. Ламарк.
    б) Э. Зюсс;

    18. Верхняя граница биосферы проходит на высоте:
    а) 15-17 км; в) 25-50 км.
    б) 16-25 км;

    19. В литосфере живые организмы обнаружены на глубине:
    а) 3 км; в) 12 км.
    б) 8 км;

    20. Нижняя граница биосферыв литосфере теоретически определяется:
    а) наличием воды; в) высокой температурой.
    б) условиями аэрации;

    21. Организмы, создающие органические вещества из неорганических, называются:
    а) продуцентами; в) редуцентами
    б) консументами; .
    22. Основным продуцентом в биосфере являются:
    а)бактерии; в) зеленые растения.
    б) грибы;

    23. Организмы, разлагающие мертвое органическое вещество и возвращающие неорганические вещества в окружающую среду, называются:
    а) продуцентами; в) редуцентами.
    б) консументами;

    24. Что является ограничивающим фактором, в большей степени препятствующим существованию жизни в верхних слоях атмосферы?

    а) состав воздуха; в) ультрафиолетовое излучение;

    б) температура; г) влажность.

    » 11 профиль

    Вариант №1

    1.Определите, верно ли данное утверждение.

    1.Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.

    2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.

    3. Роль продуцентов заключается в синтезе органических соединений из неорганических

    4. Растительноядные животные являются консументами 2-ого порядка.

    5. Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.

    6. К продуцентам относятся только зелёные растения.

    7. Редуценты обеспечивают разложение органических веществ до неорганических

    8. Биосфера включает в себя всю литосферу.

    9. Биомасса - это совокупность всех живых организмов.

    10. Живые организмы значительно ускоряют глобальный обмен веществ в биосфере.

    2. Выбрать правильный ответ:

    1.Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине 300 м, так как там: а) нет кислорода; б) нет света; в) низкая температура воды; г) нет почвы.

    2. В тропической пустыне основным ограничивающим фактором являются: а) свет; б) температура; в) влажность ; г) давление.

    3. Международный список редких и исчезающих видов называется: а)чёрным списком; б) красной книгой; в) белыми страницами; г) памятником природы.

    4. В пищевой цепи на следующий трофический уровень переходит не более: а)90% биомассы ; б) 50% биомассы; в) 10% биомассы; г) 5% биомассы.

    5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются: а) продуценты; б) редуценты; в) консументы 1-ого порядка; г) консументы высших порядков.


    6.Участок территории суши или акватории , где временно запрещается использование определённых видов природных ресурсов: а) заказник; б) заповедник; в) национальный парк; г) памятник природы.

    7.Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется: а) литосфера; б) гидросфера; в) биогеоценоз; г) ноосфера.

    8. Основную массу живого вещества биосферы составляют: а) животные; б) бактерии; в) растения; г) планктон.

    9.При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более: а) 1% энергии; б) 10% энергии; в) 90% энергии; г) 100% энергии.

    10. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является: а) свет; б) температура) в) влажность; г) давление.

    3.Чем отличаются: а) биом и биогеоценоз; б) сообщество и экосистема.

    4. Приведите примеры антропогенного фактора. Назовите основные меры охраны природы и сохранения видового разнообразия.

    Тест по теме: «Основы экологии. Учение о биосфере» 11 прф

    Вариант №2

    1. Определите, верно ли данное утверждение:

    1. Редуценты разлагают органические остатки до неорганических соединений.

    2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергией на каждом пищевом уровне.

    3. Роль консументов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.

    4. Растительноядные животные являются консументами 1-ого порядка.

    5. При переходе от одного пищевого уровня к другому теряется 10% энергии.

    6. Любой живой организм- это закрытая система.

    7. Консументы используют энергию, накопленную продуцентами.

    8. Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.

    9. Отношения муравья и тли - это пример межвидовой конкуренции.

    10. Взаимоотношения берёзы и подберёзовика - пример симбиоза.

    2. Выбрать правильный ответ:

    1. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется: а) оптимальным; б) ограничивающим; в) неблагоприятным; г) летальным.

    2. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является: а) свет; б) температура) в) влажность; г) давление.

    3. Участок суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности: а) заказник; б) заповедник; в) национальный парк; г) памятник природы.

    4. В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее: а) 90% биомассы; б) 50% биомассы; в) 10% биомассы; г) 5% биомассы.

    5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются: а) продуценты; б) редуценты; в) конусменты; г) консументы высших порядков.

    6. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км, так как там: а) мало кислорода; б) мало света; в) низкая температура воздуха; г) располагается озоновый слой.

    7. Экология – это наука, изучающая: а) влияние загрязнения на окружающую среду; б) влияние загрязнения на здоровье человека; влияние деятельности человека на окружающую среду; г) взаимоотношения организмов с окружающей средой.

    8. В большинстве цепей питания начальным звеном являются: а) хищники; б) бактерии и грибы; в) растения; г) растительноядные животные.

    9.Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется: а) литосфера; б) гидросфера; в) биогеоценоз; г) ноосфера.

    10 Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине 300 м, так как там: а) нет кислорода; б) нет света; в) низкая температура воды; г) нет почвы.

    3.Перечислите основные биотические факторы. Назовите типы взаимодействия популяций в биогеоценозе.

    4. Как происходит смена сообществ? Назовите типы сукцессий.