Академия военно воздушных сил. Военно-воздушная академия им

Военно-воздушная академия имени Жуковского в Воронеже является одним из самых известных и авторитетных вузов Российской Федерации, ведущих подготовку высококвалифицированных кадров для российской армии. Хотя этот престижнейший вуз был образован всего 5 лет назад, он является преемником славных традиций нескольких известных учебных заведений. Их истории и значимым достижениям посвящена эта статья.

Истоки

Прародителем Академии военно-воздушных сил в Воронеже считается Военное аэродромно-техническое училище. Оно было основано в Сталинграде по решению Генштаба ВС СССР в конце 1948 года. Однако начало его деятельности было положено в 1950 году.

В 1954 году ВАТУ перебазировали в город Мичуринск Тамбовской области. В 1963 году было принято решение о переименовании этого учебного заведения. Однако через несколько месяцев вуз снова перебазировали.

История Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища

В конце 1963 года Мичуринское ВАТУ переехало на место своего современно базирования. В 1975 году было решено повысить его статус и училище преобразовали в Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище (ВВАИУ). В связи с этим продолжительность обучения была увеличена до 4 лет. Для того чтобы в результате этих преобразований не произошло прерывания в обеспечении ВВС необходимыми специалистами, в виде исключения, в 1975 году осуществлялся одновременный набор абитуриентов как со среднетехническим, так и высшим образованием. Первая группа курсантов должна была пополнить ряды кадровых офицеров уже через 3 года, а вторая — через 4.

Первый выпуск офицеров с дипломами о высшем специальном образовании в Воронеже состоялся в 1979 году. Для повышения уровня подготовки выпускников в дальнейшем учебные программы продлили до 5 лет.

В период с 1979 по 1989 год в ВВАИУ была проделана большая работа в области развития научной деятельности, что позволило открыть адъюнктуру.

В 90-х годах у Воронежского училища функционировал филиал, дислоцировавшийся в Борисоглебске. Он был создан на базе местного «летного» ВВУ имени Валерия Чкалова.

История ВУНЦ ВВС

Военно-воздушная академия Воронежа появилась в результате объединения нескольких учебных заведений.

В 1998 году ВВАИУ было преобразовано в Военный авиационный инженерный институт. Спустя 8 лет к нему присоединили Воронежский военный институт радиоэлектроники.

В 2007 году вуз получил государственную аккредитацию. В то же время было принято решение сосредоточить в Воронежском ВАИУ подготовку военспецов всех видов наземного обеспечения авиаполетов: инженерно-аэродромного, инженерно-авиационного, аэродромно-технического, радиотехнического, метеорологического и авиационных средств связи.

В результате масштабных преобразований к были присоединены ВВАИУ, действовавшие в Иркутске, Ставрополе и Тамбове. После издания соответствующего приказа в Воронеж был передислоцирован весь их личный состав.

В 2010 году к Воронежскому ВВАИУ присоединили ГГНИИЦРБ. Кроме того, приказом МО Российской Федерации ему были переданы функции по подготовке офицеров оперативно-тактического уровня Военно-воздушной академии им. профессора Н. Жуковского и Ю. Гагарина, действующей в Монино.

Завершение формирования вуза

Как видите, очень трудно сказать, когда была образована Военно-воздушная академия г. Воронежа (ВУНЦ), так как на протяжении последних 25 лет в нее постоянно вливались другие вузы, осуществлявшие подготовку кадров для ВВС России. Однако можно точно указать год, когда в перечне военных вузов нашей страны появилось ее название. Произошло это в 2012 году, после того, как был издан приказ об объединении Воронежского ВВАИУ и Военно-воздушная академия им. профессора Н. Жуковского и Ю. Гагарина.

Достижения

В Военно-воздушной академии Воронежа бережно сохраняется память о вузах, которые являются ее предшественниками. Предметом гордости слушателей, преподавателей и огромной армии выпускников ВУНЦ ВВС являются их достижения. Ведь более 280 сотрудников этих военно-учебных заведений в разные годы становились лауреатами Ленинской и Госпремий Советского Союза, а также удостаивались звания Героя Труда. Более 1500 выпускников были удостоены высшей воинской награды СССР. 90 из них стали а маршалу авиации И. Н. Кожедубу это звание присвоили трижды. Среди выпускников Военно-воздушной академии Воронежа легенды мировой космонавтики Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Леонов, известные конструкторы С. Ильюшин, А. Микоян, А. Яковлев и более 10 космонавтов России.

Состав и структура

Военно-воздушная академия г. Воронеж (ВУНЦ ВВС) готовит кадры по 26 военным и 18 гражданским специальностям. На данный момент в вузе работают 445 кандидата наук и 59 докторов, около шести десятков профессоров и 215 доцентов.

В структуру Военно-воздушной академии Воронежа входят:

  • управление вуза;
  • общеакадемические кафедры;
  • ЦНИ и ОИТ;
  • ЦПНПК;
  • НИИРэБН;
  • подразделения обеспечения;
  • научная рота.

Последнее подразделение стало первым в своем роде в современной российской армии и было сформировано по приказу министра обороны РФ в 2013 году. Ее появление ознаменовало начало движения в направлении создания ВС нового типа, опирающихся на последние технологические достижения.

Как уже было сказано, с 1989 года в Воронежской академии действует адъюнктура, а также функционируют 4-ре докторских диссертационных совета по 8 специальностям.

Кроме того, с 2015 года в вузе ведется обучение одаренных детей. Для них был учрежден кадетский корпус с инженерным уклоном, куда можно поступить после 9 класса.

Факультеты

В структуру ВУНЦ ВВС входят 14 факультетов. В их числе:

  • Средств аэродромно-технического обеспечения полетов, созданный в 1975 году;
  • Гидрометеорологический, где готовят офицеров по специальности, связанной со сферой исследования природных ресурсов планеты аэрокосмическими средствами, и метеорологов.
  • Инженерно-аэродромного обеспечения.
  • Авиационного вооружения.
  • Авиационного оборудования.
  • Управления деятельностью подразделений, занимающийся подготовкой офицерских кадров по специальностям, связанным с педагогикой, психологией, менеджментом и управлением персоналом.
  • Информационной безопасности.
  • Летательных аппаратов.
  • Радиотехнического обеспечения.
  • Авиационных средств связи, занимающийся подготовкой офицеров по специальности «Радиотехника».
  • Переподготовки и повышения квалификации.
  • Авиационного радиоэлектронного оборудования.
  • Спецфакультет, который занимается подготовкой военных кадров и техперсонала для армий зарубежных государств.

Филиалы Военно-воздушной академии в г. Воронеже

ВУНЦ ВВС имеет 2 филиала. Это расположенные в Сызрани и в Челябинске. В первом из них на данный момент действует 10 кафедр, на которых наряду с российскими курсантами проходят подготовку военспецы из Армении, Таджикистана, Казахстана, Гвинеи, Мали, Кыргызстана, КНР, республики Чад, Вьетнама, Судана Бурунди, Анголы, Монголии, Джибути, Шри-Ланки, Лаоса, Ливии и Никарагуа. Сызранский военный институт был основан незадолго до начала ВОВ, и изначально базировался в Саратове. В самые тяжелые годы он осуществлял ускоренную подготовку планеристов для фронта. В период 1979-1989 годов 12 выпускников вуза стали Героями Советского Союза за подвиги, совершенные в небе Афганистана, а 19 летчиков, окончивших Сызранский военный институт, получили золотые звезды, участвуя в операциях Чеченской войны.

Подготовка кадров

Срок обучения по любой из специальностей профессионального образования составляет 22 месяца, а высшего образования — 5 лет.

Тем, кто окончил академию по программам первого типа, присваивается звание «прапорщик» и выдается диплом о среднем профобразовании.

Остальные выпускники получают воинское звание «лейтенант».

Наряду с курсанты вуза овладевают гражданской специальностью и гарантированное трудоустройство по своей военной специальности. Судя по отзывам, молодых людей привлекает возможность служебного роста, а также льготы и преимущества, которые установлены Конституцией и ФЗ РФ для военнослужащих.

Для поступления в вуз абитуриент должен иметь документ, подтверждающий наличие у не определенного уровня знаний по таким предметам, как:

  • русский язык;
  • математика;
  • физика;
  • география;
  • информатика.


Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (Воронеж)

«Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)»
Тип

военное учебное заведение

Ректор

Геннадий Васильевич Зибров (начальник университета)

Расположение
Сайт

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил „Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина“ (г. Воронеж)» - высшее военное учебное заведение Военно-воздушных сил (ВВС) . В университете ведётся подготовка офицерских кадров по командно-инженерному, инженерному и военно-гуманитарному профилям для авиации всех видов, родов войск и частей радиоэлектронной борьбы Вооружённых Сил Российской Федерации .

История вуза

Прародителем университета считается Военное аэродромно-техническое училище ВВС в г. Сталинграде , решение об открытии которого было принято в конце 1948 года Генеральным штабом Вооружённых Сил СССР , а открытие состоялось 1 января 1950 года .

Структура университета

Военный авиационный инженерный университет осуществляет подготовку специалистов по 18 гражданским и 26 военным специальностям . Среди сотрудников вуза 58 докторов и 445 кандидата наук, 59 профессоров и 215 доцентов , большая часть которых была приглашена из других военных вузов с обещанием представить жилье, причём преподавателей не имеющих учёного звания (степени) намеренно не приглашали, дабы не снижать своих аккредитационных показателей. В структуре университета 14 факультетов.

  • Гидрометеорологический факультет

Готовит офицеров по специальностям «Метеорология» и «Исследования природных ресурсов аэрокосмическими средствами». Подготовка военных метеоспециалистов в 1950-1956 годах осуществлялась в Серпуховском авиационно-техническом училище спецслужб, в 1956-1960 годы в Кирсановском военном авиационно-техническом училище. С 1962 года подготовка специалистов метеорологической службы возобнов-лена на метеорологическом цикле Мичуринского военного авиационно-технического училища, впоследствии в Воронежском военном авиационном инженерном училище, затем институте, а ныне университете. Факультет создан в 1975 году.

  • Факультет средств аэродромно-технического обеспечения полётов

Готовит офицеров по специальностям «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование», «Средства аэродромно-технического обеспечения полётов авиации» и «Метрология и метрологическое обеспечение». Первый набор курсантов на основные тыловые специальности был проведён в 1949 году, а уже осенью 1951 года тыл ВВС получил первых специалистов - техников по строительству и эксплуатации аэродромов, по эксплуатации и ремонту аэродромных машин, по эксплуатации и ремонту спецавтотранспорта. Факультет создан в 1975 году.

  • Факультет инженерно-аэродромного обеспечения

Готовит офицеров по специальностям «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Энергообеспечение предприятий». Факультет создан в 1975 году.

  • Факультет управления повседневной деятельностью подразделений

Готовит офицеров по специальностям «Управление персоналом», «педагогика и психология» и «Менеджмент организации». Факультет создан в 2003 году.

  • Факультет радиоэлектронной борьбы (применения и эксплуатации средств РЭБ с системами управления войсками и оружием противника)

Готовит офицеров по специальности «Средства радиоэлектронной борьбы». Факультет создан в 1981 году в составе Воронежского высшего военного инженерного училища радиоэлектроники.

  • Факультет радиоэлектронной борьбы (и информационной безопасности)

Готовит офицеров по специальности «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем». Факультет создан в 1981 году в составе Воронежского высшего военного инженерного училища радиоэлектроники.

  • Факультет летательных аппаратов

Готовит офицеров по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Факультет создан в 1975 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет авиационного вооружения

Готовит офицеров по специальности «Робототехнические системы авиационного вооружения». Факультет создан в 1992 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет авиационного оборудования

Готовит офицеров по специальности «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов». Факультет создан в 1975 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет авиационного радиоэлектронного оборудования

Готовит офицеров по специальностям «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» и «Эксплуатация радиоэлектронного оборудования самолётов и вертолётов». Факультет создан в 1987 году в составе Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года личный состав факультета был пополнен курсантами из аналогичного факультета Ставропольского ВВАИУ.

  • Факультет радиотехнического обеспечения

Готовит офицеров по специальности «Радиоэлектронные системы». Факультет создан в 1994 году на базе факультета радиоэлектроники Тамбовского ВВАИУ РЭ.

  • Факультет авиационных средств связи

Готовит офицеров по специальности «Радиотехника». Факультет создан в 1993 году в составе Тамбовского ВВАИУ РЭ как факультет радиосвязи.

  • Факультет переподготовки и повышения квалификации
  • Специальный факультет

Занимается подготовкой военных кадров и технического персонала зарубежных государств. Подготовка иностранных военных специалистов начата в университете в октябре 1993 года.

В том числе в структуру университета входят:

  • Управление университета
  • Общеуниверситетские кафедры
  • Отдел информационных технологий
  • Научно-исследовательский отдел
  • Научно-исследовательский испытательный центр радиоэлектронной борьбы
  • Подразделения обеспечения

С 1989 года в ВАИУ действует адъюнктура, функционируют четыре докторских диссертационных совета по восьми специальностям.

Примечания

Литература

  • Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж) Этапы славного пути (1950-2010) / Под ред. Г. В. Зиброва. - Тула: Лев Толстой, 2009. - 336 с. - ISBN 978-5-89609-140-0

Ссылки

  • неофициальный сайт Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж)
  • Официальный сайт факультета Авиационного радиоэлектронного оборудования ВАИУ (г. Воронеж)

Категории:

  • Университеты по алфавиту
  • Университеты Воронежа
  • Военные высшие учебные заведения России
  • Военные учебные заведения СССР
  • Военные высшие учебные заведения СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (Воронеж)" в других словарях:

    Военно воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина Военно воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (Воронеж) Федеральное государственное военное образовательное… … Википедия

    Военный учебно научный центр Военно воздушных сил «Военно воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС ВВА) Год основания 23 ноября 1920 года (Дата основания Академии Жуковского) … Википедия

Будущих абитуриентов воронежской Военно-воздушной академии приглашают на День открытых дверей. Им расскажут об истории, традициях вуза и правилах поступления. Впрочем, и без того наплыв желающих стать курсантами гарантирован. Конкурс всегда большой, в том числе, за счет иностранцев, которые стремятся получить военное образование именно в России.

Заплыв в форме – обычная тренировка на выносливость в военном вузе Воронежа. Никто не скажет, что сложно, хотя на дно тянет и промокшая форма, и полновесный муляж автомата Калашникова за спиной.

«Должна быть физическая подготовка достаточно сильная и общая выносливость», – говорит курсант академии Кирилл Кравцов.

Пока штурмовик Су-25 оснащают боеприпасами, на истребителе Су-27 будущие инженеры диагностируют работу двигателя. Руслан Шукюров приехал учиться этому из Казахстана.

«У меня отец военнослужащий, он является моим образцом жизни, поэтому я хотел встать по его стопам, по его примеру. К тому же, специальность мне нравится, интересно, обслуживание техники и самолетов», – говорит он.

Российское образование – в цене у иностранных курсантов и слушателей. Многие предпочитают именно нашу военную школу. В Военно-воздушную академию имени Жуковского и Гагарина принимают слушателей из почти сорока государств, включая страны Организации Договора коллективной безопасности.

«Сегодня занимаются более 300 офицеров, прибывших из войск по программам магистратуры, и из стран ОДКБ, впоследствии им легче будет взаимодействовать при решении задач в рамках Договора коллективной безопасности», – отмечает начальник ВУНЦ ВВС ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина Геннадий Зибров.

Боевой летчик Арман Самилев – опытный пилот, 1200 часов налета, закончил Краснодарское летное училище. Но снова за штурвалом тренажера, уже в Воронеже. Для офицера важно постоянно повышать квалификацию.

«Тренажер предназначен для распределения внимания, чтобы летчик смотрел за приборами, контролировал их, чтобы ничего не упустил, особенно скорость, из виду», – говорит пилот.

Полученные навыки оттачивают на практике на действующих военных аэродромах. Курсанты Военно-воздушной академии обучаются на технике, применявшейся в реальных боевых действиях: самолет Су-34, бомбардировщик, прекрасно показал себя в поражении наземных целей. А это Ил-76М – самолет-транспортник, он осуществляет переброску гуманитарных грузов. Есть здесь и подразделение беспилотных летательных аппаратов – воронежский вуз стал первым и пока единственным в России, где Минобороны создало такой отряд. В соседней аудитории занимается научная рота. Военные как раз тестируют свою новую уникальную систему посадки для беспилотных летательных аппаратов.

«Отрабатывается алгоритм захвата наземных инфракрасных ориентиров и определения координат самолета относительно взлетно-посадочной полосы», – поясняет Станислав Карманов, оператор научной роты ВУНЦ ВВС ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина.

Инфракрасная камера на борту беспилотника помогает ему обнаружить взлетно-посадочную полосу в любую погоду даже при отказе оборудования на земле.

«Система по сравнению с зарубежными аналогами достаточно современная и, что самое главное, она проста в реализации», – говорит начальник научно-исследовательского отдела ВУНЦ ВВС ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина Андрей Агеев.

Второй год подряд воронежская Военно-воздушная академия имени Жуковского и Гагарина становится лучшей в системе военного образования Минобороны России. И с каждым годом иностранных курсантов и слушателей все больше. География обширная: Европа, Азия, Африка, Южная Америка. Конкурс в этом учебном году на некоторые специальности – десять человек на место.

16 декабря «Свободная пресса» опубликовала эксклюзивное интервью с главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ генерал-полковником Александром Зелиным под заголовком «Главком ВВС: Правду могу сказать только я». Среди прочего мы спросили главкома о судьбе Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, которую еще к 1 сентября перебазировали из Москвы и Подмосковья в Воронеж .

Это решение вызвало большой скандал в обществе и Вооруженных силах. Многие подозревали и продолжают подозревать, что в основе приказа лежат вовсе не интересы совершенствования нашей военной авиации. Скорее — коммерческая жажда поскорее распродать огромные участки дорогущей подмосковной земли и множество столичных зданий, в которых учились поколения советских и российских боевых летчиков, авиационных инженеров, конструкторов, космонавтов.

Более того. Многие уверены, что фактически прославленной академии Военно-воздушных сил больше нет, осталось одно название. Причина в том, что в короткий срок на новом месте просто невозможно воссоздать уникальную учебную и научную базу. К тому же большинство военных ученых и профессорско-преподавательского состава, как и следовало ожидать, отказались переезжать из Москвы и Монино в Воронеж. Как это уже в ближайшем будущем скажется на подготовке командных и инженерных кадров российских ВВС — не стоит и гадать.

Тем не менее, как следует из упомянутого интервью, генерал-полковник Зелин полон оптимизма и нашей тревоги не разделяет. В упомянутом интервью он, в частности, заявил: «Весь мир не имеет такого количества военных учебных заведений, сколько имеется у нас в России. В Соединенных Штатах три высших военно-учебных заведения. По виду войск: академия военно-воздушных сил, академия сухопутных войск, академия военно-морских сил. Если говорить о ВВС, в единой академии будет обучаться и летный состав, и наземный персонал. И это правильно. Это позволит, во-первых, экономить расходы. Но даже это не главное: такой подход позволит создать современнейшую учебно-материальную базу. Учить офицеров не так, как мы это делали до сих пор: на пальцах, с мелом в руках у доски…

Я был в США, Греции, Японии, Южной Корее, Китае, Сингапуре, Финляндии. Мы своими глазами увидели, что отстали во многих вопросах организации обучения и в оснащённости учебно-материальной базы. Мы до сих пор все на пальцах объясняем. А в мире давно созданы передовые системы. В Военно-авиационном университете в Воронеже они внедрены.

Там уже существуют современные компьютерные программы, которые позволяют обучить, провести тестирование, провести контроль. На них наглядно идет не только изучение, но и зрительно человек все усваивает, т.е. получается комплексный процесс.
Да, конечно, жалко и академию Жуковского, и академию Гагарина. Но когда мы все объединим… Кто говорит, что будет легко? Начатый процесс объединения — это объективная реальность, а не какие-то субъективные желания».

Ответ генерал-полковника Зелина вызвал бурную реакцию наших читателей, среди которых немало ветеранов ВВС и нынешних военных авиаторов. Суть большинства претензий выразил председатель докторского диссертационного совета Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), генерал-лейтенант запаса Иван Найденов .

Генерал-лейтенант Найденов в 1997-2005 гг. являлся заместителем начальника Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина по учебной и научной работе . О том, что сегодня происходит с академией и с подготовкой кадров для наших ВВС, он знает не понаслышке.

Его мнение вкратце: при участии главнокомандующего Военно-Воздушными силами генерал-полковника Зелина идет катастрофическое разрушение системы образования командных кадров ВВС. По сути, ее уже уничтожили .

— Почему это происходит ?

Первое. Когда министром обороны назначили гражданского человека, бог бы с ним – выполнял бы свои политические функции, а военными вопросами занимался бы Генеральный штаб… Подобная практика существует в мире. Но процесс пошел дальше. Впервые в истории отечественного военного образования начальником соответствующего управления Минобороны была назначена дама — Тамара Фральцова . Причем, никогда в жизни не занимавшаяся ничем подобным.

Это вызвало у военных большие вопросы. Но Фральцова на удивление постаралась разобраться в системе подготовки кадров. Призвала себе в помощь «старейшин» в этой области, и мы ей помогали. Постепенно начала вникать. Когда вникла, стала тормозить процесс, поняв, что творится беззаконие. По всей видимости, именно поэтому её быстро убрали.

Тогда на горизонте появилась новый начальник этого управления Екатерина Приезжева . Кто она в военном образовании? Никто не знает. Работала в «обойме» министра обороны в налоговой сфере по табачной и алкогольной продукции. Зачем ее назначили? Начинаешь с Приезжевой разговаривать и сразу складывается впечатление, что это полный дилетант. Те ответы, которые она даёт на насущные вопросы подготовки военных кадров, и те документы, которые подписывает министр обороны с её подачи, «подставляют» не только его, но и самые высокие органы государственного управления.

Приведу пример. В одном из подготовленных Приезжевой докладов министра обороны секретарю Совета Безопасности России Николаю Патрушеву сказано: «…профессорско-преподавательский состав академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина находится в предпенсионном и пенсионном возрасте, что отрицательно влияет на учебный и научный процесс…». Неужели Приезжева не знает, каков пенсионный возраст в наших Вооруженных силах: 45 лет – подполковник, 50 – полковник, 55 – генерал. Откуда взялся вывод, что пенсионный возраст преподавателя «отрицательно влияет на учебный и научный процесс»? Тогда ей следует рекомендовать президенту России разогнать Российскую академию наук. Там-то многие сотрудники вообще возрастом ближе к 80-ти.

— По мнению госпожи Приезжевой, преподавателям военной академии должно быть лет по двадцать пять ?

По всей видимости нынешние высшие чиновники в сфере военного образования занимаются просто обманом министра обороны.

— Не трудно обмануть того, кто и сам обманываться рад. Но почему руководство страны допускает такое ?

Судите сами. Президент России 18 марта 2011 года даёт указание секретарю Совета безопасности Николаю Патрушеву о заслушивании министра обороны по реформе военного образования. В процессе подготовки к совещанию, в частности, была достигнута договорённость с заместителем Патрушева генералом армии Юрием Балуевским и заместителем Сердюкова генералом армии Николаем Панковым о том, как минимизировать потери от перевода академии в Воронеж.

Решили, что необходим переходный период до 2015 года. В течение этого периода преподавательский состав академии обеспечил бы плавный перевод учебного процесса на новое место. Также было принято решение не обсуждать данный вопрос на Совете Безопасности.

Однако дальнейшее развитие событий показало, что это был прямой обман. 12 июля 2011 года появился приказ министра обороны № 1136 о переводе учебного процесса с 1 сентября из академии в военно-авиационный университет города Воронежа . Всего за два месяца! Безо всякого переходного периода! Кроме того, как я полагаю, сам приказ является незаконным, потому что решение о ликвидации академии может принимать только правительство Российской Федерации, а не министр обороны. Никаких распоряжений правительства на сей счёт до сих пор нет.

— Давайте перейдем к самой академии. Что с ней сейчас происходит ?

Сначала я должен пояснить, что происходящее прямо связано с реформой военного образования в целом, которая осуществляется сегодня. Саму реформу начали, не имея вообще никакой концепции и программы. Какие цели собирались достичь по ее окончании, что нужно для этого делать? Понимания как не было, так нет. Лишь решено, что в Минобороны нужно иметь три военных учебно-научных центра в каждом виде Вооружённых сил и всего десять системообразующих ВУЗов.

В соответствии с этим решением в 2008 году слили две академии: Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского и Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Академия имени Н.Е.Жуковского для академии имени Ю.А. Гагарина — alma mater. Она была создана в 20-х годах прошлого века, когда страна была голодной и холодной. Но руководство страны даже в тех условиях понимало, что авиация в будущих войнах будет играть главенствующую роль.

В 1940 году, накануне Великой Отечественной войны, из «Жуковки» выделили командный факультет, который перевели в Монино. В дальнейшем, для усиления уровня подготовки командных кадров ВВС, на его базе и была создана Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина.

Однозначно можно утверждать, что ни о каком слиянии этих академий сегодня на самом деле и речи нет. Реально произошла ликвидация как академии имени Н.Е. Жуковского, так и в дальнейшем академии имени Ю.А.Гагарина.

Судите сами: созданный Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в Монино приказом №1136 министра обороны от 12 июля 2011 года исключен из образовательного процесса , что реально означает его ликвидацию. В соответствии с этим же приказом высококвалифицированных профессоров, преподавателей, служащих академии немедленно уволили.

Несмотря на обращения к президенту страны, премьер – министру Российской Федерации, в Верховный суд, Следственный комитет, Генеральную прокуратуру, Совет безопасности РФ, к министру обороны, главнокомандующему ВВС о незаконности происходящего, никто не дал вразумительного ответа о целесообразности указанных действий Министерства обороны. Вместо этого 27 сентября появляется распоряжение правительства № 1639, в котором сказано, что ВУНЦ должен представить свой новый устав как уже казенного учебного заведения.

Совершенно верно. Оказывается, правительство не в курсе такого перевода. Нас уже нет, а нам говорят, чтобы мы представили устав. И в этом распоряжении есть четкие слова: «С сохранением всех основных видов функций (а для нас основная функция — образовательная), предельной штатной численности и места работы». А функции уже переданы, сокращения уже состоялись, но Приезжева дает команду начальнику ВУНЦ подготовить устав, как будто ничего не произошло.

— То есть, вам дают приказ скрыть от правительства, что академии больше нет ?

Именно так. Тогда мы выносим этот вопрос на голосование конференции преподавательского состава ВУНЦ ВВС «ВВА». И с результатом 179 – за, 1 – против, 10 – воздержавшихся принимаем решение, что мы за такой устав голосовать не будем. Пусть нам представят объяснение, почему без распоряжения правительства происходят такие вещи?

Тогда, узнав о нашем решении, отдельные руководители ВУНЦ тайно сообщили наверх, будто мы провели конференцию о принятии устава. Мы подняли шум. При встрече с заместителем министра обороны генералом армии Панковым мною было заявлено, что совершено уголовное преступление. Панков заверил, что все делается без его ведома. Дальше Приезжева дает команду любыми путями принять устав.

И вот начальство академии начинает делать всё, чтобы «неугодные люди» на конференцию не приходили, а пришли только «угодные» и т.д. В конечном итоге устав принимают хоть и с большим количеством голосов «против». Не сомневаемся, что министр обороны тут же его утвердит.

— Зачем всё это? В чем цель слияния академий ВВС, перевода в Воронеж того, что осталось от них? В чем интерес ?

Чтобы однозначно ответить на этот вопрос, необходимо поработать Счетной палате и прокуратуре. Но 1600 гектаров, которые занимала Военно-Воздушная академия им. Ю.А. Гагарина, 400 гектаров, которые занимала академия им. Жуковского, — это лакомый кусочек. Какова будет их судьба, никто пока не знает. Дело в том, что недавно появился подписанный президентом Медведевым закон, который запрещает Министерству обороны продавать землю и другое имущество.

Но по распоряжению министра обороны часть объектов на территории академии Ю.А. Гагарина уже продана. Возникает вопрос: почему министр обороны в отсутствие законных документов о ликвидации академий проводит продажу её объектов?

— А почему именно Воронеж решили сделать авиационной столицей России? Туда ведь не только академии перевели. На аэродроме Балтимор, под самыми окнами горожан, с некоторых пор — крупнейшая в европейской части страны авиабаза. Недавно туда же перегнали еще и эскадрилью новых фронтовых бомбардировщиков Су-34. Что это — результат высоколобых расчетов Генштаба ?

Ничего высоколобого здесь нет. Просто сумма интересов отдельных людей, в том числе, подозреваю, и коммерческих интересов, сложилась так, что для них оказалось выгодно главную базу наших ВВС и главный учебный центр создать в этом городе.

Отдельного рассказа заслуживает история того, как наши сотрудники уезжали в Воронеж. Прибыл полковник Акентьев из департамента военного образования Минобороны, собрал весь профессорско-преподавательский состав – более 400 человек – и сказал: «Товарищи, в силу таких-то и таких-то причин происходит перебазирование академии в Воронеж. Тех, кто согласен продолжить работу там, прошу остаться в аудитории – мы продолжим разговор. Остальные могут быть свободны».

Из зала вышли практически все – осталось только два адъюнкта. Тогда Акентьев стал вызывать конкретных людей и говорить: «Все равно здесь ничего не будет. В Воронеже вы защитите диссертацию и продолжите службу. В противном случае ничего не получите и будете уволены в запас без жилья».

В дальнейшем, главком ВВС на встрече с руководителями кафедр сделал «накачку»: «Я вас отправлю служить на подводную лодку, вы никуда не денетесь. Уволю без квартир». Вот так они наскребли 29 человек из 400. Большинство либо адъюнкты, либо те, кому осталось дослужить один — два года.

Например, начальником кафедры боевой подготовки и безопасности полетов назначен хороший офицер, но не проведший ни одного часа занятий. Ему самому требуется становление как преподавателя. В нормальных условиях, чтобы дорасти до начальника кафедры, нужно преподавать не меньше 10 лет.

Знаете, каков итог всего этого безобразия? Поскольку 1 сентября было приказано провести в Воронеже первые лекции со слушателями, а ничего не готово, тема первого занятия с будущими командирами была посвящена тому, как рыть окопы в песчаной и глинистой местности. И это слушал будущий высший командный состав наших ВВС!

— А почему такая странная тема ?

Да потому что такую лекцию там раньше читали курсантам Воронежского военно-авиационного университета. Лекции на другие темы слушателям-офицерам оказалось элементарно некому читать. Сейчас они восстанавливают планы, программы обучения. Но восстанавливай — не восстанавливай, пока читать летные дисциплины для высшего командного состава все равно некому.

— В академиях и Жуковского и Гагарина всегда училось много иностранцев, у вас даже были факультеты для обучения иностранных летчиков. Сейчас они поедут в Воронеж ?

Да, у нас обучался лётный состав из более чем 25 стран. Сейчас слушателей-иностранцев тоже заставляют ехать в Воронеж. По имеющейся у меня информации, они уже отказываются посещать занятия, потому что те не соответствуют запросам специалистов такого уровня подготовки.

Говорят, что послы отдельных стран выходили на министра иностранных дел РФ Лаврова и заявляли, что они направляли своих летчиков в академию мирового уровня, а не в малоизвестный учебный центр в Воронеже. Говорили: «Нам нужен диплом академии Жуковского и Гагарина». И тогда было решено присвоить воронежскому центру имя академии Жуковского и Гагарина, чтобы на дипломе стоял мировой бренд.

— А на самом деле их будут учить рыть окопы в песчаной почве ?

Да, и причем еще долго будут учить. Наша академия как намоленный храм. Чтобы создать в Воронеже вуз, подобный нашему, понадобится не менее 12-15 лет.

— А за эти 15 лет майоры-капитаны, которые сегодня поступили в академию, станут генерал-майорами, займут высшие командные посты, но будут уметь лишь рыть окопы в песчаной почве ?

Все верно, другого не может быть.

— То есть мы может закупать современные самолеты хоть тысячами, но если командование соответствующей подготовки не имеет, толку все равно не будет ?

Разумеется, и Зелин, по моему мнению,– яркий тому пример: его неудачное назначение главнокомандующим уже привело к тому, что он практически разрушил ВВС как вид Вооруженных сил . Знаете, как люди у нас в Монино настроены? Минувшие выборы это показали.

  • Разделы сайта