Национальность уйгуры. Китай и уйгурская проблема

Китай со стороны может казаться единым и неделимым коммунистическим государством, словно сошедшим со страниц красных агиток. На самом же деле это очень сложная и разнообразная страна. Один из наиболее примечательных и необычных ее регионов - Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) со значительной долей мусульманского населения. Корреспондент побывал в самой крупной провинции Китая и посмотрел, как там удается уживаться русским, радикальным исламистам и -атеистам.

«Это китайский ресторан! Мусульманину здесь обедать - харам! Давай-ка лучше найдем какое-нибудь приличное место», - мой гид Азиз говорит вежливо, но непреклонно. «Приличным местом» оказалась чайхана. Стульев в заведении не было, и мы сидели на подушках возле дастархана, в тени развесистых чинар. Рядом - небольшой затянутый тиной пруд, от которого веяло прохладой. Азиз не обманул - здесь и правда было очень уютно.

Он разлил в пиалки ароматный зеленый чай и на ломаном, но бойком английском продолжил развивать свою любимую тему. «Посмотри, какая благодать вокруг! Мы никогда не согласимся, чтобы китайские кафиры переделали все это на свой лад!» - ловко орудуя китайскими палочками в благоухающем плове, поучал меня новый знакомый.

Я посмотрел по сторонам. Сразу же за арыком с журчащей водой располагался пышный восточный базар. Продавцы и покупатели в халатах и тюбетейках вели неспешный восточный торг. Нет, это не Средняя Азия. Я был в Китае.

Разделенный регион

Около двух веков назад единый этнокультурный регион Туркестан оказался разделенным - восточная его часть отошла Китаю, западная - России. Однако по обе стороны границы проживают те же казахи, киргизы и таджики. Наиболее многочисленный коренной народ Синьцзяна - уйгуры, очень близкие по языку и обычаям к узбекам.

В древности Восточный Туркестан был могущественнейшим государством, оказавшим огромное влияние не только на Среднюю Азию, но и на Китай. В 1759 году китайские войска захватили регион и назвали его Синьцзяном («Новая граница»).

С той поры уйгуры восставали более четырехсот раз. Террористические акты повторяются и в наши дни. Некоторые уйгуры воюют на стороне в Сирии. В этом году они распространили в интернете видео, пригрозив вернуться на родину и «пролить реки крови».

Девушка с коромыслом

«Ложка», «вилка», «газета», «машина», «руль» - эти русские слова сегодня используются в обиходе как синьцзянскими уйгурами, так и другими местными коренными народами. И это неслучайно: у российского влияния в этом регионе достаточно давняя и богатая история.

В 1871 году русские войска заняли город Кульджа и прилегающие к нему районы в Синьцзяне. Территория была возвращена Китаю только через десять лет, причем вместе с русскими Кульджу покинуло около 45 тысяч уйгуров, поселившихся в Казахстане и Киргизии.

В 1944-м не без помощи Москвы уйгуры взяли под контроль западную часть Синьцзяна и провозгласили Восточно-Туркестанскую Республику со столицей в городе Кульджа. Здесь тогда было множество советских военных, служивших советниками в уйгурской армии. Однако после прихода к власти Кремль решил не раздражать своего идеологического союзника и пообещал выступить посредником в примирении сторон.

Все уйгурское правительство пригласили в Алма-Ату, откуда оно должно было вылететь на переговоры в Пекин. Но самолет разбился, а с ним рухнула и молодая республика. Уйгуры уверены, что авиакатастрофу подстроили советские чекисты. «Русские всегда используют нас как разменную карту», - жаловался мне один из уйгурских бизнесменов.

В Восточном Туркестане были не только русские военные. В XIX веке на север нынешней автономии, китайский Алтай, спасаясь от преследований царских властей, бежали тысячи семей русских старообрядцев. Именно эти бородатые мужики научили китайских казахов и тувинцев строить деревянные дома, пользоваться баней. И хотя русских здесь уже не осталось, их былое присутствие чувствуется и сегодня.

Внешне деревни китайского Алтая (одного из округов СУАР) очень похожи на типичные поселения южной Сибири. Иногда даже кажется, что «русский дух» в северном Синьцзяне сохранился сильнее, чем в самой России. Так, например, в сибирских деревнях мне не приходилось встречать девушек с коромыслом, а вот на китайском Алтае этот немудреный инвентарь по-прежнему в чести.

Эмигрировали русские и в центральный Синьцзян. Первые переселенцы прибыли сюда в конце XIX века, во время российской оккупации Кульджи. Новая волна переселения пришлась на 20-е годы прошлого столетия. В основном это были белогвардейцы, бежавшие из Средней Азии. Потом - голодающие из России и Украины. До начала культурной революции в Синьцзяне проживало более сотни тысяч русских. Однако после ссоры Мао и Никиты Хрущева «чистокровным» русским настойчиво предложили эмигрировать, что большинство из них и сделало.

Почти как в СССР

Сегодня половина населения региона - китайцы-ханьцы, столько же представителей тюркоязычных народов мусульманского вероисповедания (42 процента уйгуров, 6 процентов казахов, по одному проценту киргизов и таджиков).

Интересно, что Пекин практически полностью копирует советскую национальную политику. Так, в Синьцзяне есть уйгурские, казахские, киргизские и таджикские национальные автономные районы. Во главе каждого из них стоит представитель титульной нации, а заместитель - китаец-ханец.

В автономиях есть телевизионные каналы и газеты на местных языках. Для всех национальностей созданы школы с преподаванием на родном языке, а в институтах действуют квоты для абитуриентов «из нацменов».

Не забыты даже китайские русские, которых около 11 тысяч, в основном полукровок. Наиболее многочисленная русская община сохранилась в той же Кульдже, где живут несколько десятков «чистокровных» славян. В городе есть даже небольшой русский квартал - несколько домов, отделенных от остальных массивным забором православного кладбища.

Русский дух

Такое впечатление, словно очутился в дореволюционной России. Где-нибудь в Европе русские эмигранты ассимилировались, а здесь - законсервировались.

Дело не только в старомодных оборотах речи (например, они говорят «перебиваться с хлеба на квас»), но и в каком-то обостренном чувстве собственного достоинства - империи, пославшей сюда их предков, давно нет, а это чувство осталось. Гармонь - любимый музыкальный инструмент, под который по вечерам исполняются уже неведомые современному русскому народные песни. К обеду непременно подают самодельный квас и выпеченный в собственной печи теплый хлеб.

В Кульдже (китайцы называют его Инин) есть и русская школа, хотя большинство учеников - китайцы-ханьцы и уйгуры. Власти предоставляют русским выходной на Пасху и Рождество. Силами местной администрации даже восстановили православный храм.

Правда, Пекин не потерпит, чтобы местные русские без разрешения сверху общались с . В 2003 году в неприятную историю попал священник Вианор Иванов из пограничного с Синьцзяном казахстанского города Жаркент. Батюшка без ведома китайских властей отправился в Кульджу крестить русских детей. В результате не только никого не крестил, но и сам оказался под домашним арестом в своем гостиничном номере.

«Меня допрашивали на ужасном русском целую неделю! Потом отпустили, но только под обещание не совершать в Китае никаких религиозных обрядов без разрешения властей», - рассказывал он мне.

Апартеид по-уйгурски

Но этот давний инцидент - скорее исключение. В целом у местных русских отношения с китайцами почти идиллические. Увы, этого нельзя сказать про уйгуров. По сути, здесь действует негласный апартеид: уйгуры не только никогда не обедают в китайских ресторанах (там нехаляльная пища), но и избегают делать покупки в магазинах выходцев из метрополии. Национальный конфликт может спровоцировать даже невинный вопрос «который час?». Местные китайцы нередко живут по-пекинскому времени (официально утвержденному в автономии), а уйгуры - по местному, совпадающему с алма-атинским.

«Китайский закон об ограничении рождаемости оскорбляет нашу веру. Мусульманин не должен жить под властью неверных. А если он согласен на это, то он не правоверный, а мунафик (лицемер)», - убеждал меня пожилой уйгур, не решившийся назвать свое имя.

Китайские власти прекрасно понимают, что религиозность уйгуров мешает их интеграции, и действуют достаточно жестко. «Детям до 18 лет и государственным служащим запрещается посещение мечетей» - гласят вывески практически на всех мечетях Синьцзяна. Жизнь мусульман полностью контролируется государственными религиозными комитетами, которые и утверждают кандидатуры исламских священнослужителей.

«Каждую пятницу все имамы идут на собрание в религиозный комитет, где совместно с чиновниками разрабатывается текст пятничной проповеди. Мы также обязаны сообщать подробно властям о всех планируемых мусульманских обрядах», - объясняет один из имамов в Кашгаре.

Причем давление на верующих усиливается из года в год. До 2017-го очень многие замужние уйгурки, например, ходили в паранджах. Но с 1 апреля власти автономии специальным указом запретили такой наряд. Объяснение очень напоминает доводы наших коммунистов времен кампании против паранджи в Средней Азии в двадцатых годах прошлого столетия. Власти автономии подчеркивали: паранджа потворствует собственническим инстинктам мужа, а сняв ее, женщина обретает свободу.

Правда, неясно, как именно будут карать «экстремисток», учитывая, что и «освободить» уйгурских женщин будет очень непросто: во многих регионах СУАР (например, в Кашгаре и его окрестностях) так ходит едва ли не половина замужних женщин. Судя по тому, что сообщений о репрессиях нет, можно предположить, что этот указ выполняется не слишком рьяно.

Непросто приходится не только религиозным женщинам, но и госслужащим, и студентам. Их могут уволить, отчислить только за то, что они ходят в мечеть и соблюдают мусульманские обряды.

«Однажды в деканате прознали, что я и еще некоторые студенты-уйгуры держат пост в Рамадан и ходят в мечеть, - рассказал мне один из местных студентов по имени Салим. - И вот днем в священный месяц Рамадан нас пригласили в деканат: там был накрыт стол, стояло и спиртное. Нам объяснили, что преподаватели хотят получше познакомиться с уйгурскими студентами. Днем в Рамадан есть нельзя, и уж тем более недопустимо для мусульманина употреблять алкоголь. Но нам пришлось согрешить. Если бы мы отказались есть и пить, о нашей религиозности стало бы известно, и нас бы отчислили».

Своя тактика есть и у уйгурских чиновников. Они замаливают грехи перед Всевышним после выхода на пенсию: вместо положенных пяти раз в день совершают намаз по десять или даже пятнадцать раз, наверстывая упущенное.

Ислам с буддийским оттенком

Власти Поднебесной стремятся контролировать не только классический суннитский ислам, но и самые экзотические ответвления этой религии.

«Хороший человек выбирает красивое место и сидит, созерцая природу. После смерти душа праведника отправляется в Космос, а грешника - переселяется в животное», - объясняет мулла Шакар Мамадер из города Ташкурган на китайском Памире.

Рассуждения мусульманского богослова могут показаться крамольными с точки зрения классического ислама. Дело в том, что мой собеседник принадлежит к исмаилитской секте. Учение исмаилизма представляет собой причудливую смесь ислама с индуизмом и философией Платона. Исмаилиты верят и в переселение душ, и в космический разум. По их мнению, время во вселенной делится на циклы, а миры последовательно творятся абсолютным Богом.

«Мы больше обращаем внимание на суть учения, а не на обряды. Исмаилиты считают, что достаточно молиться всего два раза в день, а не пять, как полагается мусульманам. Нас также обвиняют в том, что мы не соблюдаем пост Рамадан. Что ж, каждый человек имеет право на свободу суждений, но на самом деле мы и есть настоящие правоверные мусульмане», - убеждает меня Мамадер.

Внешне села китайского и таджикского Памира практически неотличимы. Как и на таджикском Памире, дом китайских исмаилитов отличается четко выраженной, узаконенной религией планировкой. Окон в стенах нет, свет проникает через узкую щель на крыше. Потолок дома обязательно подпирается пятью колоннами (священное число у исмаилитов).

Памирцы по обе стороны границы славятся своим гостеприимством. Путника обязательно пригласят в дом и угостят крепким чаем с молоком. Правда, если таджикские горцы едят в основном баранину, то китайские предпочитают яка.

Лидер исмаилитов, «наместник Бога на земле» Ага-хан IV проживает в Европе и считается одним из богатейших людей планеты. Этот выпускник мечтает объединить своих единоверцев в «единый духовный имамат». На таджикском Памире у него вроде получается. Он не только открыл здесь университет, но и в самом прямом смысле слова кормит своих единоверцев. Его гуманитарная помощь - основа местной экономики.

А вот попытки «наместника Бога» включить в имамат и китайский Памир потерпели неудачу. Власти Поднебесной вежливо, но твердо заявили, что не нуждаются в гуманитарной помощи. Зарубежные гуру Пекину не нужны.

Кнут и пряник

В Китае любят рассказывать о преимуществах китайской перестройки по сравнению с советской: в России, увлекшись развитием демократии, совсем забыли об экономике, в итоге - хаос и распад Союза. В Пекине же пошли другим путем: экономику реформировали под жестким контролем Компартии, а все вылазки сепаратистов решительно подавлялись. Причем сторонников независимости откровенно пытаются купить. Национальные окраины сейчас - главное направление помощи из Центра.

Если в советские времена Средняя Азия была гораздо более развитым регионом, чем Восточный Туркестан, то сегодня ситуация изменилась кардинально: среднеазиатские республики все больше напоминают страны третьего мира, а мусульманский Китай - развитые государства Запада.

Успехи действительно поражают. Так, еще в начале 1990-х города автономии были застроены унылыми пятиэтажками, а передвигаться приходилось на извозчике - достать такси было практически невозможно. Спустя 10 лет я оказался в другом мире: сияющие рекламой магазины, высотки, непрерывный поток автомобилей на новых дорогах. По количеству технических «заморочек» в жизни обычных граждан Синьцзян сегодня не уступает даже США.

Не забыли в автономии и о туризме. Благодаря отличным дорогам путешественники могут без труда добраться до самых отдаленных уголков СУАР, где для них построены великолепные гостиницы и рестораны. В Синьцзяне же вкусы чужеземных путешественников учли до мелочей - например, в мусульманском регионе без труда можно найти холодное пиво. СУАР теперь - один из популярных туристических направлений: его посещают в десятки раз больше иностранцев, чем Среднюю Азию. Чужеземцы оставляют здесь деньги, и это не может не радовать даже самых упрямых уйгурских сепаратистов.

Такая политика кнута и пряника приносит плоды: число сторонников независимости неуклонно снижается. Нет, уйгуры по-прежнему недолюбливают китайцев, но возможность успешного бизнеса, помноженная на страх быть арестованным за сепаратизм, пересиливает абстрактные идеалы свободы.

«Конечно же, любой уйгур мечтает о независимости своей родины. Однако приходится признать, что это лишь недостижимая мечта. Лучше уж делать деньги, чем сидеть в тюрьме», - с видом Ходжи Насреддина изрекает народную мудрость бывший подпольщик, а ныне владелец процветающей туристической фирмы Ибрагим.

Невидимый Холокост

Политика, проводимая Китаем в Восточном Туркестане, является геноцидом. Но жители Восточного Туркестана почему-то не попадают под защиту мировой общественности. Все обращения, направленные в ООН, остаются без внимания. 25 миллионов жителей Восточного Туркестана в настоящее время находятся на грани полного уничтожения. Но мир «не видит» этого бесчинства.

Один из древнейших народов на земле оказался на грани полного уничтожения. Уйгурские тюрки Восточного Туркестана находятся под протекторатом Китая вот уж 250 лет. Китайцы переименовали эту землю в «Синьцзян», что означает «завоеванные земли». А завоевав пространство, они стали истреблять народ. С установлением коммунистического режима в Китае давление на Восточный Туркестан резко усилилось. Началось открытое уничтожение уйгур, протестующих против жесткой политики государственной ассимиляции.

Число уйгур, погибших от рук китайской диктатуры, (расстрелы, казни и принудительные аборты для сокращения численности мусульман) по данным Amnesty International Report достигло ужасающих масштабов:
1949-1952-х гг. 2 800 000 тысяч человек;
1952-1957-х гг. 3 509 000 тысяч человек;
1958-1960-х гг. 6 700 000 тысяч человек;
1961-1965-х гг. 13 300 000 тысяч человек.
Это ли не холокост?

«Культурное» уничтожение

Начиная с 1949 года коммунистический режим Мао, с одной стороны, вел систематическую этническую чистку и уничтожал мусульман, с другой, планомерно заселял их земли китайскими переселенцами. Результаты этой кампании, таков – если в 1953 году в регионе проживало 75% мусульман и 6% китайцев, то в 1982 году численность мусульман уменьшилась до 53%, а китайцев увеличилось до 40%. А в 1990 году перепись населения показала, что численность мусульман снизилась до 40%, а китайцев увеличилось до 53%. То есть операция «геноцид» прошла успешно.

Еще один «метод» ассимиляции, – брак по расчету. Власти практикуют насильственные браки уйгуров с китайцами.
Кроме того, правительство использует мусульман Восточного Туркестана в качестве «подопытных кроликов» в ядерных испытаниях. Впервые испытания в Китае были проведены в 1964 году, в результате чего жители в последующий год около 20 000 детей родились с врожденными патологиями. Ядерные испытания в Восточном Туркестане унесли жизни более 210 000 мусульман. Тысячи уйгур стали инвалидами, резко увеличилось число онкологических заболеваний.
Китай, начиная с 1964 года, провел на полигонах Восточного Туркестана испытания более 50 атомных и водородных бомб.

Главная причина – вера

Основная причина, по которой Китай уничтожает народ Восточного Туркестана – религия. Коммунистический Китай видит Ислам единственным препятствием для установления своей абсолютной власти в этом регионе. Мао в период с 1966 по 1976 годы применял все виды устрашения и давления на народ, принуждая мусульман отречься от веры. Поджигались мечети, запрещались коллективные намазы, закрывались курсы по изучению Корана. Изучение религии, а также преподавание религиозных знаний было запрещено. Но, несмотря на это, уйгурский народ не утратил свою исламскую идентичность.

Продолжающееся и в наши дни давление на мусульман Туркестана особенно негативно отображается на образовании. В университетах преподают только на китайском языке. Но и возможность учиться в таких университетах есть лишь у 20% исламской молодежи. Кроме того, уйгурские учебные заведения плохо оснащены. Если среднестатистическая китайская школа имеет суперсовременное оснащение, то у уйгурской школы не хватает средств даже на закупку учебников.

Алфавит за 30 лет в этом регионе менялся 4 раза. Что это как не вид принудительной ассимиляции, проводимой в регионе? Мао, несмотря на культурную революцию, не тронул китайский алфавит, а уйгурский алфавит сменил кириллицу. Вскоре кириллицу сменила латиница, а для того, чтобы воспрепятствовать налаживанию культурного моста с Турцией уйгурам вновь вернули арабские буквы. Подобная частота смены алфавита привела к непониманию между поколениями. И современные уйгуры уже не могут прочесть свои старинные книги, приобщиться к культуре предков.

Беспричинные аресты и принудительные аборты

Самое страшное это, конечно, беспричинные аресты. Власть считает их наиболее эффективным средством снижения численности уйгурского населения, которое является «потенциальной угрозой действующему режиму». Молодежь вынуждена спасться от облав в горах или пустыне. Но их ловят и сажают.

С 1996 года десятки тысяч уйгур содержатся в лагерях заключения, где подвергаются жестоким пыткам. Суд вершится быстро и просто – либо каторга, либо расстрел. Но самым чудовищным являются принудительные аборты! Беременных уйгурок вывозят из домов и в антисанитарных условиях делают аборты.
События, вспыхнувшие в феврале 1997 года, в этом отношении, показательны. 4-го февраля в 27-ю ночь месяца Рамадан милиция избила железными битами около 30 женщин, собравшихся в мечети, и читающих Коран. Затем бросили их в камеры.

Жители квартала вышли на центральную площадь, требуя их освободить. В ответ, 3 трупа замученных до смерти женщин были брошены под ноги протестующим. Люди пришли в ярость, начались столкновения с властями. За 3 дня беспорядков, с 4 по 7 февраля было убито 200 жителей Восточного Туркестана, более 3500 тысяч человек были помещены в лагеря. В день 8 февраля, в праздник Ураза Байрам, силы безопасности Китая запретили праздничный намаз в мечетях. Это вызвало новую волну протестов и столкновений, в результате чего, число заключенных с апреля по декабрь 1997 года с 58 000 человек возросло до 70 000 человек.
Около ста человек из числа молодежи были расстреляны на площади, и 5 000 человек, совершенно голых были выставлены на показ на площадях. Запад же безучастно наблюдал за всем этим ужасом.

А где ООН?

Для прекращения происходящего необходимо, чтобы про ужасы, творящиеся в Восточном Туркестане, услышал весь мир. Только так можно добиться принятия международных санкций для прекращения геноцида. Но неслышимость и невидимость обрекает уйгуров на полное уничтожение.

Мировое сообщество в ответе за восстановление мирного сосуществования уйгуров и китайцев в рамках одного государства. ООН, членом Совбеза которого является Китай, более полувека игнорирует эту проблему, словно бы ее и не существует вовсе, словно бы не совершается планомерный геноцид этого мусульманского народа.
Но именно ООН может и должно оказать давление на китайское руководство, с требованием решения этой проблемы. ООН создавалось и существует ради одной цели – поддержание и укрепление международного мира и безопасности. Вне всякого сомнения, что международное сообщество, имеет возможности восстановить мир в регионе.

Естественно, Китай вправе требования невмешательства в свои национальные и экономические интересы. И план принуждения властей Китая к миру в Восточном Туркестане и прекращению геноцида уйгур не должен реализовываться давлением или силой. Мировая общественность должна убедить коммунистический Китай в том, что мир в Восточном Туркестане лишь укрепит процветание, экономический и социальный подъем государства. Уважение свободы вероисповедания и национальной идентичности сегодня является основой существования любого цивилизованного государства.

Обеспечение человеческих условий жизни нашим братьям уйгурам, предоставление права свободно исповедовать свою религию, права совершать религиозные поклонения, права сохранить уникальную культуру – справедливые требования и не могут быть оспорены ни в одном государстве, претендующем на право называться цивилизованным

Наша справка

Уйгуры – один из древнейших народов на земле. Современные языки всех тюркских народов развились на базе уйгурского языка. Любой их тюркоязычных народов, живущих сегодня на земле, от Турции и Балкан до Якутии и Алтая, слыша речь уйгур, понимают его и чувствуют в нем истоки своего языка. Уйгуры известны на политической карте этого региона с 3-го века до н.э. как одна из опор Гуннской державы.

Уйгуры имели свою государственность на протяжении 15-ти веков. Этот народ стал основателем тюркской литературы. Уйгурская литература, искусство и архитектура считаются шедеврами мировой культуры, народ этот прославился своей благовоспитанностью, глубокой религиозностью и скромностью. Уйгуры обладают истинными исламскими нравственными качествами, они миролюбивы и сострадательны, уважительны к людям разных вероисповеданий, что явственно видно из всей истории народа. У уйгуров никогда не возникало конфликтов по расовому или религиозному признаку с другими народами, проживающими в этом регионе.

Уйгуры – древнейший народ , история которого корнями уходит в далекое прошлое.

Предками уйгуров были жители Восточного Туркестана, а первое упоминание об уйгурах, найденное в летописях, относится к 1 веку нашей эры.

По результатам многочисленных исследований, расовая принадлежность данного народа неоднозначная, и представляет собой смесь европейской и монголоидной рас приблизительно в равных пропорциях.

Уже к 5 веку уйгурский народ создал довольно богатое культурное наследие и собственную письменность. Основными занятиями уйгуров на заре их зарождения были: земледелие, кочевое скотоводство, рыболовство, охота, а также бытовые ремёсла, но при этом, как и в любом другом народе, находились талантливые люди, которые сделали вклад в историю и культурное процветание.

Они писали музыку, литературные произведения, занимались созданием архитектурных сооружений и изучали различные науки. Строгих правил относительно вероисповедания у них не было, поэтому один и тот же народ одновременно был приверженцем буддизма, шаманизма, манихейства, маздакизма и других учений.

Выглядели древние уйгуры как представители монголоидной расы, но сегодня их овал лица и цвет кожи больше приближён к европейскому , при этом сохранился тёмный цвет волос и глаз. Данные изменения свидетельствуют о кровосмешении уйгурского народа с другими национальностями.

Кстати, становление монгольской культуры во многом обязано уйгурам – более развитому соседу. Некоторые историки даже считают, что основные достижения монголов в письменности, архитектуре, литературе, их традиции и религиозные взгляды, полностью были позаимствованы у уйгурского народа.

До 18 века уйгуры занимали собственную процветающую территорию , пока их государство не было захвачено правителями Китая. После захвата, вплоть до середины XX века, данный народ подвергался угнетениям и всевозможным лишениям, и только в 1955 году Китай предоставил уйгурам территорию, ныне называемую Синьцзян-Уйгурским автономным районом , и всячески постарался помочь новым членам общества ассимилироваться в своём государстве.

Сегодня численность населения уйгуров небольшая – менее 11 миллионов человек, при этом свыше 10 миллионов проживает на территории Китая и исповедуют суннитское мусульманство , принесённое когда-то из Средней Азии в период исламизации.

Остальные расположились в близлежащих государствах: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Россия, Туркмения. Уйгурский язык, который относится к тюркской языковой группе , по-прежнему существует, однако он значительно изменился в ходе непростой истории данного народа и приобрёл пару десятков диалектов и наречий, поэтому в основном современные представители уйгуров говорят на языке страны, в которой проживают.

До настоящего времени среди уйгуров распространены «мужские союзы» . Данная традиция представляет собой выбор определённого числа мужчин, наиболее сильных и мужественных, которые впоследствии возглавляют общину и помогают остальным ее членам всем, чем могут. Кстати, некоторые представители данного народа по-прежнему носят при себе национальное холодное оружие – так же, как это делали их предки многие века назад.

Изготавливать данное оружие разрешено лишь семьям оружейников, которые занимаются этим многие века, и каждое поколение обучает своих наследников семейному ремеслу. А ещё одна интересная традиция гласит, что младший или единственный сын непременно должен остаться в доме родителей, в то время как старший после женитьбы обязан покинуть отчий дом. Заключать браки уйгуры могут только со своими единоверцами.

За столь длительную историю уйгурским народом были созданы около десяти государств, множество архитектурных памятников, литературных произведений, художеств, миниатюрной живописи и другие достижения, история которых дожила до наших дней и вызывает неподдельное восхищение каждого, кто ею интересуется.

В некоторых источниках рассказывается, что древние уйгуры создали более 60 музыкальных инструментов, которых ранее не видел мир, а их фольклор, поэзия и проза были очень популярны во все времена.

Сегодня в Китае уйгуров ценят в шоу-бизнесе и модельном искусстве , а режиссеры с удовольствием приглашают их на съемки, ведь они легко могут сыграть роль европейцев, при этом говоря на чистом китайском языке.

Однако, противостояние между правительством Китая и уйгурами по-прежнему имеет место. Случаи притеснения данного древнего народа то и дело просачиваются в прессу и имеют довольно резонансное мнение со стороны других членов общества. А завершить этот рассказ хочется цитатой одного известного пацифиста из мультфильма: «Ребята, давайте жить дружно!».

Уйгуры - древний этнос, издревле проживавший на Севере Китая, главным местом их проживания является Синьцзян, но они также проживают в Хунани, Пекине, Гуанчжоу и других местах. За пределами Китая уйгуров очень мало. Самоназвание "уйгуры" означает "сплочение", "объединение". В древнекитайских исторических летописях встречаются разные вариации наименования уйгуров: "хуэйху", "хуэйхэ", "уйгуры". Официально название "уйгуры" было принято правительством провинции Синьцзян в 1935 году.

Уйгуры говорят на уйгурском языке, который относится к тюркской языковой семье, исповедуют ислам. Местами их проживания являются главным образом районы Южного Синьцзяна: Каши, Хотан, Аксу, а также г.Урумчи и Илийский округ в Северном Синьцзяне. По данным переписи населения 1988 года, численность уйгуров Синьцзяне составляет 8,1394 млн. человек, 47,45 % всего населения Синьцзяна, в сельских районах удельный вес уйгуров - 84,47%, в волостных городских поселках 6,98%, в городах 8,55%.

Предки уйгуров и эволюция развития

Вопрос зарождения уйгурской национальности довольно сложен. В нем принимали участие древние народы: саки (восточно-иранская языковая группа), юечжи, цяны (племена древнетибетской языковой группы, проживавшие на северных отрогах Куньлуня), наконец, ханьцы, проживавшие в Турфанской впадине. В 40-х годах 8 века уйгурские племена, занимавшиеся кочевым скотоводством на Монгольском плато, мигрировали на территорию нынешнего Синьцзяна. Всего можно проследить три миграционных потока. В Синьцзяне мигранты осели в районах Яньци, Гаочана (Турфан) и Джимсара. Постепенно уйгуры расселились на обширных просторах Южного Синьцзяна. Это был первый этап в становлении уйгурской национальности на основе смешения с другими этносами, а также важный период в популяризации уйгурского языка. В настенной живописи Байцзыкликских пещерных храмов Тысячи Будд есть изображения уйгуров. Уйгуры тех времен имели явно выраженные черты монголоидной расы. Сегодня же уйгуры, наряду с черным цветом волос и глаз, имеют овал лица и цвет кожи, характерные для смешанной желто-белой расы. Причем наблюдаются различия в облике уйгуров, проживающих в разных районах. Уйгуры, проживающие в области Кашгар - Куча имеют светлую кожу и густую волосяную растительность на лице, что сближает их с белой расой; у уйгуров Хотана кожа смуглая, что сближает этих уйгуров с тибетцами; у турфанских уйгуров цвет кожи такой же, что у ханьцев, проживающих в Ганьсу и Цинхае. Все это свидетельствует о том, что в процессе этнического становления уйгуры пережили процессы смешения с другими национальностями. К предкам уйгуров по крови относятся также монголы, большой приток которых в Синьцзян имел место в период Чагэтайского и Яркендского ханств.

Предки уйгуров были приверженцами шаманизма, зороастризма, манихейства и буддизма. Обилие сохранившихся до наших дней буддистских культовых сооружений: пещерных храмов, монастырей и пагод говорит о том, что в древности буддизм занимал господствующее положение среди разных верований. В середине 10 века в Караханском ханстве получил распространение исламизм, принесенный из Средней Азии. Исламизм сначала проник в Кучу. В середине 16 века, в период существования Яркендского ханства исламизм вытеснил буддизм и стал господствующей религией в районах Турфана и Хами. Так в Синьцзяне произошла историческая смена религий.

В период Яркендского ханства уйгуры проживали главным образом в Южном Синьцзяне - районе между Тяньшаньским и Куньлуньским хребтами. В период Джунгарского ханства уйгуры стали селиться в долине реки Или, где они распахивали целинные земли. Но количество переселившихся уйгуров было невелико. В целом вплоть до начала правления Цинской династии уйгуры в основном сосредоточенно проживали в Южном Синьцзяне, а уже отсюда переселялись в другие места. Например, нынешние уйгуры, проживающие в Урумчи, являются потомками тех уйгуров, которые в 1864 году мигрировали сюда из Турфана. В то время житель Дихуа (с 1955 г. Урумчи) Таомин (хуэй по национальности) выступил против цинского правления и провозгласил учреждение самостоятельного правительства. Жители Турфана поддержали восставших и направили им в помощь в Дихуа вооруженный отряд. Спустя некоторое время кокандский военачальник Агуб захватил Дихуа и Гуниин (ныне район г.Урумчи) и организовал в Южном Синьцзяне набор новобранцев для пополнения своего войска. Таким образом в Дихуа мигрировало и осело на постоянное жительство немало уйгуров из Южного Синьцзяна. Помимо того, уже в годы Китайской республики (1911-1949) немало уйгуров-торговцев и рабочих переселились в Северный Синьцзян. До сих пор численность уйгуров, проживающих в Южном Синьцзяне, намного больше, чем их численность в Северном Синьцзяне.

Политическая история уйгуров

В разные периоды истории уйгуры создавали свои местные властные структуры. Но все они поддерживали тесную связь с центральным правительством Китайской империи.

В начале правления династии Тан уйгурский правитель унаследовал титул наместника Гоби и создал Уйгурский каганат. Каганы (верховные правители) получали из рук китайского императора грамоту о назначении и государственную печать, кроме того, один из каганов был связан матримониальным союзом с Танской династией. Правители Уйгурского каганата оказали помощь Танам в усмирении внутренних неурядиц среди племен Западных территорий и охране границ.

В 10 веке на территории Западных территорий существовали три государственных образования: Гаочанское ханство, Караханское ханство и государство Керия. Все они платили дань императорам династии Сун (960-1279) и Ляо (907-1125). В 16 - 17 веках между Яркендским ханством на территории Синьцзяна и династией Мин (1368-1644) существовали тесные политические и хозяйственные связи.

В 1696 году Хамийский бек Абдула прежде других выступил против господствовавшей тогда на южных и северных отрогах Тяньшаня джунгарской администрации и объявил о признании власти Цинской династии. Потомки Абдулы неизменно получали от китайского императора грамоты о титуловании и печати, свидетельствовавшие о признании их полномочий центральным правительством Китая.

Так постепенно была подготовлена почва для включения Западных территорий в карту китайских владений. После того, как в 1755 году цинские войска разбили войска Джунгарского ханства, процесс признания главенства центрального китайского правительства вождями царств на Западных территориях ускорился. Действуя по примеру династии Хань, учредившей в Западных территориях должность наместника "духу", и династии Тан, учредившей военно-административные округа в Аньси и Бэйтине, цинское правительство учредило в 1762 году должность Илийского генерал-губернатора - высшего военно-административного чина в Западных территориях. Что касается местной власти в районах проживания уйгуров, то тут сохранилась традиционная феодально-бюрократическая система беков (феодалов, занимавших чиновничьи посты, переходившие по наследству от отца к сыну), просуществовавшая вплоть до конца правления династии Цин.

В середине 19 века китайская нация переживала тяжелый кризис, резко обострились классовые противоречия. На этом фоне все явственнее обнаруживались пороки феодально-бюрократической системы бекства и системы военизированного наместничества, учрежденного в Синьцзяне китайским правительством. Участились крестьянские восстания, религиозные вожди, пользуясь наступившей смутой, стали вести проповеди за "священную войну за Ислам". Извне в Синьцзян вторглись войска среднеазиатского Кокандского ханства (феодального государства, созданного узбеками в 18 веке в Ферганской долине) под водительством хана Агубы (1825 - 1877). Узбеки захватили Каши и район Южного Синьцзяна. Царская Россия оккупировала Инин (Кульджу). Для Синьцзяна наступили смутные времена. Лишь в 1877 году под напором восставшего населения и ударами цинских войск пало интервенционистское правительство Агубы, в Северном и Южном районах Синьцзяна вновь была восстановлена власть цинского правительства, которое в 1884 году провозгласило Синьцзян китайской провинцией.

Уйгуры сыграли важную роль в деле сопротивления внешним агрессорам в период новой истории.

В 20-30-е годы 19 века уйгуры отразили вооруженные происки войск Чжангира и Мухаммеда Юсупа, действовавших при поддержке кокандского хана; в 60-е годы уйгуры прогнали русского консула Илийского и Тарбагатайского округов и русских купцов за то, что они грубо попирали местные законы и провоцировали инциденты, в которых были жертвы среди местного населения; в 70-е годы уйгуры дали отпор интервенции войск Агуб-хана и оказали поддержку цинским войскам в восстановлении власти Китая на территории Синьцзяна. Они также внесли вклад в возвращение в 1881 году в лоно Родины Кульджи из-под оккупации русскими. В годы Китайской республики уйгуры решительно боролись против пантюркизма и панисламизма, защитив единство Родины и национальную сплоченность. В годы Китайской Народной Республики, в частности после образования Синьцзян-Уйгурского автономного района уйгуры выступают как важная стабилизирующая сила в политической жизни Китая и Синьцзяна.

Социальная жизнь и экономика

Уйгуры ведут оседлый образ жизни, их главным занятием является земледелие. Большая часть уйгуров проживает в сельской местности. В середине 17 века поднялись джунгары - одно из четырех ойратских племен в Западной Монголии. Установив свое господство в Синьцзяне, джунгары переселили часть уйгуров, проживавших в Южном Синьцзяне, на север, в район Урумчи, заставив их распахивать целинные земли. В прошлом уйгуры занимались выращиванием сельскохозяйственных культур экстенсивным способом, не внося удобрений, не селекционируя посевной материал, не заботясь о восстановлении плодородия почвы, использовали для орошения воду из арыков в неограниченном количестве. Но и в этих условиях уйгурские крестьяне добились немалого прогресса в растениеводстве.

Уйгуры живут в оазисах посреди пустыни, их села образовались по мере заселения без определенного плана. Кроме работы в поле сельчане непременно высаживают деревья и кустарники вокруг жилищ, широкое распространение получили плодоводство и бахчевое хозяйство. Из винограда путем сушки под открытым небом готовят изюм, из абрикосов - сухофрукт, а также сушат ядрышки абрикосовых косточек. Хорошо известны такие продукты, как хотанские персики и грецкий орех, пишаньские и каргалыкские гранаты, баданьские абрикосы, атушский инжир, кучанские абрикосы, турфанский бескосточковый виноград, курляские груши, дыни, выращиваемые в Файзабаде, Мегати и Шаньшани, илийские яблоки, облепиха и др. Синьцзян - важный район хлопководства всекитайского значения. Уйгуры - отличные мастера по выращиванию хлопка. Живя в условиях аридного климата с очень незначительным количеством осадков, уйгуры научились строить подземные водопроводы и кяризные колодцы, вода в которых поступает из рек. За годы народной власти, особенно в период реформ и открытого курса (с 1978 г.) в Синьцзяне выросла плеяда молодых специалистов, в аграрный сектор пришли новые веяния, новая агро и зоотехника, стала широко внедряться механизация. Все это привело к новому подъему в сельском хозяйстве края.

В рационе уйгурских крестьян преобладают мясо мелкого рогатого скота, молочные продукты и фрукты. Жители городов подвизаются на ремесленном поприще, занимаются мелочной торговлей. Из ремесел развиты кожевенное производство, кузнечное дело, переработка пищевых продуктов. Торговцы торгуют фруктами, готовят шашлык, пекут лепешки, пирожки и другие сорта традиционной пищи. Изделия уйгурских ремесленников отличаются большим изяществом. Большим спросом пользуются хотанские ковры и шелк, миниатюрные кинжалы из Янгисара, вышитые тюбетейки и медные изделия, производимые в Каши.

Народные обычаи

Современные уйгуры сильно отличаются от своих предков: "хуэйху", веривших в манихейство или гаочанских уйгуров, веривших в буддизм. Сегодня господствующей религией является исламизм. На ранней стадии распространения ислама уйгуры принадлежали к секте суфизма, сегодня же большинство населения являются суннитами, кроме того, есть приверженцы секты "ичань", которая требует отречения от мирских удовольствий и ношения четок.

Браки заключаются исключительно между сторонниками одной веры, строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. Имеют место браки между родственниками и ранние браки. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Сегодня, правда официально признано право на брак по любви, но все же считается, что любой порядочный жених должен быть в состоянии поднести семье невесты богатый калым, в ином случае ему будет вменена недооценка достоинств невесты. Как среди подарков жениха, так и в приданом невесты непременным атрибутом является молельный коврик. Акт бракосочетания должен быть подтвержден священнослужителем - ахуном. Молодожены съедают лепешку, размоченную в воде, куда добавляется соль, друзья жениха и подруги невесты исполняют танцы и песни. Сегодня гулянья по поводу свадьбы продолжаются один день, а раньше гуляли по меньшей мере три дня. По уйгурскому обычаю в случае смерти старшего брата вдова не остается в семье мужа, а может вернуться в родительский дом или выйти замуж за другого. Но если умирает жена, то вдовец может жениться на свояченице. К разводу и повторному браку уйгуры проявляют большую терпимость, при разводе разводящиеся стороны делят между собой имущество поровну. Однако обычай запрещает замужней женщине подать на развод по своей инициативе. Хотя в последнее время и тут наблюдаются перемены.

Уйгурская семья основывается на брачных отношениях мужа и жены, дети, достигшие совершеннолетия и обзаведшиеся семьей, отделяются от родителей. Самый младший сын продолжает жить в доме родителей, чтобы было кому ухаживать за стариками и проводить их в последний путь. Кроме того, существует обычай, согласно которому сын, если он единственный ребенок мужского пола в семье, не отделяется от родителей. При рождении ребенка роженица остается на постельном режиме 40 дней. Младенца кладут в люльку, в которой удобно укачивать ребенка. Для присвоения имени новорожденному устраивается специальная церемония, ребенка мужского пола в возрасте 5-7 лет подвергают обрезанию, причем эта операция приурочивается к нечетному месяцу весеннего или осеннего сезона. Дети обоего пола, а также жена в случае смерти мужа имеют право наследования, но дочь может унаследовать имущество в размере, составляющем лишь половину наследства, полагающегося сыну. Надо сказать, что эти обычаи сегодня уже не столь абсолютны, как это было в прошлом. Уйгуры придают важное значение поддержанию отношений с родственниками. Родственники делятся на прямых, близких и дальних. Но и в обращении с непрямыми родственниками прибегают к таким названиям, как "отец", "мать", "брат", "сестра" и пр. Между родственниками принято оказывать взаимную поддержку. Личная номинация состоит из имени и отчества, без фамилии, но упоминается имя предка (деда). В обычае уйгуров почитать пожилых и старых, их с уважением встречают и провожают, уступают дорогу. Приветствуя друг друга, уйгуры прикладывают ладонь правой руки к груди.

Похоронный обычай включает предание останков умершего земле. Покойника кладут головой к западу, как правило, на срок не более трех дней, и ахун совершает над ним молитву. Перед погребением труп обертывают белой тканью в несколько слоев: три слоя для мужчин и пять слоев для женщин, в мечети родственники покойного приносят последние подношения, после чего траурная процессия следует на кладбище. Могилу роют четырехугольной формы, чаще всего в пещере, покойника кладут головой к западу, ахун произносит слова молитвы, и вслед за тем вход в пещеру замуровывается. Как правило, на кладбище запрещается вход людям другой веры.

Сегодня уйгуры пользуются общепринятым календарем, однако наступление некоторых праздников по-прежнему определяется по старому летосчислению. Начало года по уйгурскому календарю - праздник Курбан, на "жоуцзыцзе" приходится Малый новый год. Согласно мусульманскому обычаю один месяц в году должен быть посвящен посту. В этом месяце принимать пищу можно лишь до восхода и после захода солнца. Конец Великого поста приходится на "жоуцзыцзе" ("кайчжайцзе"). Теперь можно хорошенько поесть. Спустя 70 дней после "кайчжайцзе" наступает Новый год (Курбан), когда в каждой семье забивают барашка, устраивают новогоднюю пирушку и ходят с поздравлениями друг к другу. В период весеннего солнцестояния отмечают "нувужоуцзыцзе" - приход весны. Но этот праздник не относится к мусульманским праздникам, и в наше время отмечается редко.

Зодчество уйгуров отмечено арабской спецификой. Выдающимися памятниками архитектуры являются гробница ходжи Апоки (Каши), Мечеть Этигарта, Минарет Имина (Турфан). Жилые дома строятся из дерева и глины. Двор обносится глинобитной стеной, глинобитными делаются также стены дома, которые являются главными несущими конструкциями, на края стен кладутся деревянные балки, поддерживающие крышу. В Хотане стены домов строят из глины, которую замешивают с добавленной щепой краснотала. Крыша дома делается плоской, на ней сушат фрукты и пр. Помимо жилого дома во дворе имеются виноградная шпалера и плодовый сад, в доме имеется дверь, но нет привычных для нас окон, свет проникает через окно в потолке. В стенах дома делаются ниши, где хранятся предметы домашней утвари, кровать заменяет глинобитная лежанка (кан), покрытая циновкой или ковром, ковры развешаны и на стенах. В холодные дни дом обогревается теплом, исходящим от стены, под которой разводят огонь. Двери в уйгурском доме никогда не выходят на запад. Уйгуры, живущие в современных каменно-кирпичных домах, пользуются современной мебелью, но по-прежнему любят украшать помещение коврами.

Уйгурская кухня богата многообразными кушаньями, приготовленными печением, варением, тушением. В пищу кладут пряности, особенно специфична пряность "парфянский анис", по-уйгурски "цзыжань". Главным хлебным продуктом являются печеные лепешки из сброженного теста с добавленными луком и маслом. Популярным напитком является чай с молоком. Широко известны уйгурский плов, зажаренный целиком барашек, колбаса, пирожки, паровые пирожки с начинкой, хрустящие баранки и пр. Самым лакомым блюдом считается шашлык из баранины, заправленный анисом, солью и перцем. Приготовленный по-уйгурски шашлык стал популярным блюдом повсеместно в Китае.

Неотъемлемой частью одежды уйгуров, как мужчин, так и женщин, является головной убор, особенно популярны тюбетейки, красиво расшитые золотыми или серебряными нитями. Повседневной мужской одеждой является длиннополый чепан, который шьется с широкими рукавами, без воротника и без застежек. Его носят, запахивая на сторону и подпоясывая кушаком. В настоящее время уйгуры, живущие в городах, стали одеваться по-современному, мужчины носят пиджаки и брюки, женщины - платья. Выбирая косметические кремы и помаду, уйгурки отдают предпочтение изделиям на основе природного растительного сырья. Разработанная одной Синьцзяньской компанией краска для бровей марки "Осман" прошла проверку на качество и предложена для сбыта в Китае и за рубежом.

Культура и искусство

Культура уйгуров уходит корнями в глубокое прошлое. Во времена Уйгурского каганата уйгуры пользовались письменностью "жуни" (тюркской языковой группы). Именно на "жуни" написана стела "Мояньчо". Позднее в обиход вошла слоговая письменность, использовавшая буквы "сутэвэнь", на ней писали вертикально сверху вниз, справа налево. Во времена Чагатайского ханства уйгуры переняли арабский алфавит, дав письменность, получившую название древнеуйгурской. Кашгарское произношение считалось общепринятым. Алфавит насчитывал буквы, писали справа налево. В 19 веке перешли на современную уйгурскую письменность. В современном уйгурском языке 8 гласных и 24 согласных. В 11 веке уйгурский поэт Юсуп из города Баласагуни (Караханское ханство) издал дидактическую поэму "Знание, дающее счастье", поэт Аплинчотэлэ написал идиллическую поэму "Есть такое место". В чагэтайский период появилась любовная поэма "Лайла и Матайн" и поэма поэта Абдужеим Низари "Жебия и Саддин". Современная уйгурская художественная литература и поэзия получили развитие уже в 20 веке.

Красочно танцевально-песенное творчество уйгуров. Еще во времена Яркендского ханства была создана музыкальная сюита "Двенадцать мукамов", в которую входят 340 фрагментов: древних напевов, устных народных сказаний, музыки к танцам и т.п. Особенно большим масштабом отличается Кашский мукам, в который входят 170 музыкальных фрагментов и 72 произведения инструментальной музыки. Их можно исполнять непрерывно в течение 24 часов. Музыкальные инструменты уйгуров включают флейту, трубу, сона, баламан, сатор, жецзек, дутар, тамбур, жевапу (род балалайки), калунь и янцин. Ударные инструменты включают барабан с кожаным покрытием и металлический барабан. Танцы уйгуров можно разделить на две категории: танцы, сопровождаемые пением, и танцы под музыку. Популярен танцевальный стиль "санем", который отличается свободным выбором движений, исполняется как одной танцовщицей, так и в паре, а также целым ансамблем. "Сятъяна" - жизнерадостный танец, исполняемый неограниченным числом артистов. В этом танце исполнители, подняв руки вверх, делают кистями рук повороты и взмахи в такт мелким танцевальным шагам, кроме того, плечи артистов совершают характерные движения так, что шея при этом остается неподвижной. Кроме того, популярны цирковые номера: хождение канатоходцев по стальному тросу, подвешенному на большой высоте, эквилибристика с колесом и др. Об уйгурах - канатоходцах с восхищением писал еще император Цяньлун (дин. Цин). В 1997 году уйгурский канатоходец - выходец из Кашгара - Адил Ушур перешел по стальному тросу реку Янцзы, вписав рекорд в Книгу Гиннеса.

Уйгуры (уйг. ئۇيغۇر, Uyghurlar; кит. 维吾尔, Wéiwú"ěr) - коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. По вероисповеданию - мусульмане-сунниты. Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В Горном Алтае наибольшее количество уйгур живет в округе Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Самоназвание

Уйгуры - один из древних тюркоязычных народов. Во времена третьего уйгурского каганата было принято общее для всех название - уйгуры. Абулгази (1603-1663) в летописи «Родословное древо тюрков» выводит этноним «уйгур» от тюркского слова «объединять, сплачивать». По версии М. Кашгари, самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников противостоящих ему в Центральной Азии «худхуранд», «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур». В состав уйгуров входят следующие этнографические группы: турпанлык, кашкарлык, кумулук, хотанлык, аксулык, яркянтлык, долан, лоблык, чочяклык, учтурпанлык, гулджулук, атушлук, кучарлык, корлалык, мачин, полурлык, абдал.

Расселение и численность

Общая численность приблизительно 10 млн человек. Из них более чем 9 млн проживают в Восточном Туркестане/СУАР, а также в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тыс.человек, существует также в провинции Хунань, на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий.

Уйгуры в Урумчи

Уйгурская община, за рубежом, общей численностью около 500 тыс., представлена во многих странах, но основная часть проживает в республиках Центральной Азии, численность центральноазиатской общины составляет приблизительно ~ 350 тыс. Из них в Республике Казахстан ~ 250 тыс., в Кыргызской Республике ~ 60 тыс., в Узбекистане ~ 50 тыс., в Туркменистане ~ 3 тыс.

Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс, а также Королевстве Саудовская Аравия~ 30 тыс. Также уйгурские общины имеются в Пакистане, ОАЭ, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, Японии, Австралии. Уйгурские анклавы можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алматы, Бишкек, Мюнхен. Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля, во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши. Обычно все общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс.

История

Процесс складывания уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки - кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. - IV вв. н. э.).

Мечеть в традиционном уйгурском стиле архитектуры

В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III-IV вв. Уйгуры входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаогюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза - теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после предательского избиения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увел племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами). С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом Яглакар. В V-VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko;745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 к власти пришло племя эдизов (795-840), которое также приняло название яглакар.

Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии: …в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность". Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.

В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось.


Национальные уйгурские ножи

Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы три независимых государства - с центрами в Ганьсу около современного города Чжанъе, в Турфанском оазисе и Кашгаре.

Караханидское государство в Кашгаре и Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочов Турфане просуществовали более 400 лет.

Здесь уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- итохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство). В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.

С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.

К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Политико-административная разобщённость в период 15-16 вв. а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться, и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами», а также по региону происхождения - кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия - таранчи (земледелец). В XVII-XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров противманьчжуро-цинских, а позднее гоминьдановских поработителей. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.

С уничтожением последней уйгурской государственности, в 1949 году, и с образованием в 1955 г. Синьцзянь-Уйгурского автономного района, властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров, прежде всего путем массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения. В целом, достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры, осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.

Казахские уйгуры протестуют

За основу статьи взяты материалы Википедии

  • Разделы сайта