Единое городское пространство. Зачем нам нужны общественные пространства? Урбанология как понимание и исследование процессов формирования и существования городов». Урбанология – интегративная наука, изучающая проблемы городов и городских систем с самых ра

18 мая в рамках международной выставки АРХ Москва-2018 состоялась панельная дискуссия «Развитие общественных пространств: глобальные и локальные тренды», организованная МЦУ «Город» в содружестве с компанией «Илья Мочалов и Партнеры». Как грамотно реновировать окружающий мир для комфортной жизни человека, какие технические инновационные решения можно использовать для улучшения урбанистического процесса, в чем суть современного подхода к созданию общественных пространств - эти и другие вопросы обсудили эксперты в области архитектуры, транспорта, общественных коммуникаций.

Первая часть программы «Общественные пространства как драйвер развития городских районов» была посвящена новым территориям, для освоения которых используются различные современные подходы и технологии. Руководитель Управления градостроительной разработки ГК «А101» Светлана Афонина рассказала о становлении новых районов Москвы с точки зрения девелопера. Она отметила, что задачей их компании является, в первую очередь, создание так называемой постиндустриальной среды 2.0, которая предполагает построение города для всех: для инвалидов, детей, семей, тинейджеров. И все должны найти в этом городе свою территорию, свои общественные пространства для реализации своего потенциала.

Вице-Президент, Директор по развитию городской среды Фонда «Сколково» Елена Зеленцова , выступила с презентацией «Экономика окраин: капитализация общественных пространств через культурный капитал районов». Она в очередной раз напомнила о значимости культурной традиции, которая обязательно должна быть изучена и учтена при работе над социально значимыми объектами.

Во второй части дискуссии, посвященной ожиданиям и запросам граждан в области развития общественных пространств, выступили с докладами руководитель отдела по работе с органами государственной власти Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин , заместитель директора по внешним коммуникациями АО «Мосинжпроект» и главный идеолог проектов МЦУ «Город» Алексей Расходчиков ; глава архитектурного бюро АВТВ, главный архитектор Московской кольцевой железной дороги Тимур Башкаев и вице-президент Союза московских архитекторов, генеральный директор ООО «Яузапроект» Илья Заливухин . Спикеры были единодушны в том, что грамотный подход к создания общественных пространств предполагает четкое понимание того, куда сегодня направлен вектор запроса граждан и кто является субъектом этого запроса. Как отмечает Кирилл Родин, презентуя результаты последнего исследования ВЦИОМ на эту тему, вектор с точки зрения времяпрепровождения москвичей ориентирован на места их непосредственного проживания. То есть москвичи предпочитают не сами добираться до общественных пространств, а транслируют запрос на то, чтобы общественные пространства по степенно приходили в места проживания людей. При этом какого-то общего глобального субъект запроса, какого-то «глобального москвича» фактически не существует, есть отдельные группы людей со своими запросами, которые требуют изучения.

По мнению Алексея Расходчикова, подход к исследованию отдельных субъектов или сообществ должен быть преимущественно многофункциональным: запросы у разных социальных групп очень сильно разнятся, и создать универсальную систему общественных пространств, которая будет работать всегда, попросту невозможно. Поэтому насущно необходимо перед тем, как что-то проектировать и строить любого рода пространства или объекты, исследовать потребителя этих общественных пространств. Разработанная модель социальной диагностики включает несколько пунктов: диагностические исследования, анализ активности в социальных сетях, организация коммуникационных площадок, поддержка обратной связи и мониторинг изменений.

Такой подход к формированию общественных пространств поддерживает и Илья Заливухин: «Главное в городе – это, прежде всего, люди. При создании центров притяжения нужно основываться на предпочтениях и ожиданиях жителей города, каждый городской район имеет свои особенности, новые пространства должны гармонично интегрироваться в ткань города».

Тимур Башкаев также подчеркнул, что наши потребности сегодня развиваются с огромной скоростью: «Двухмерный город уже не может удовлетворить все растущие потребности всех горожан. Эта модель себя исчерпала. Надо искать новые модели вертикального города, где каждой потребности будет предоставлено пространство для развития».

Особое внимание в третьей части программы «Современные тренды и новые форматы общественных пространств» было уделено уникальному проекту парка «Зарядье».

«На сегодняшний день “Зарядье” в мировой линейке трендов выступает как глобальная витрина, которая показывает достояние страны, наше географическое разнообразие, наш культурный контекст, - утверждает директор парка «Зарядье» Павел Трехлеб . - И одновременно это место для рекреации, куда вы можете просто прийти, спрятаться от мегаполиса в хвойном лесу, восстановить свои силы. Можно наслаждаться новыми панорамами с парящего моста, который заново открывает исторический центр, виды и на Кремль, и на Сталинские высотки, и на Сити. Это проект, который работает на разные аудитории».

«У многих инвесторов в России сейчас нет понимания, что общественное пространство определенного уровня - это очень дорогое удовольствие. Это порядка одного миллиарда рублей за один гектар, если говорить о проекте уровня парка “Зарядье”», - отмечает ландшафтный архитектор Илья Мочалов. Нужно иметь в виду, подчеркнул эксперт, что любое мало-мальски качественное благоустройство не может стоить меньше ста миллионов рублей за один гектар, иначе мы получим просто придомовую территорию, а не общественное пространство. Поэтому каждому инвестору надо четко понимать, сколько же он готов вкладывать в этот проект для того, чтобы получить действительно достойное по уровню место. Но общественные пространства – это не только расходы. Парки могут быть не только «дороги», но и выгодны с экономической точки зрения. Общественные пространства – это точки приложения труда для малого бизнеса и развития сферы услуг, а также центр притяжения туристов.

Участники дискуссии отметили, что последние несколько лет в Москве происходит революционная модернизация общественных пространств, формируется их новая инфраструктура. Общественные пространства формируют облик города, напрямую влияют на уровень комфортности городской среды и качество жизни жителей. Современные тренды развития городской среды показывают, что город стремится к разнообразию форм и концепций, но подходить к проектированию общественных пространств необходимо исходя из исторических и культурных особенностей каждого района, а также социального состава и предпочтений его жителей.

Фото с мероприятия









На современном этапе развития Российской Федерации существует тенденция оттока людей из более мелких городов в крупные мегаполисы, изменяется демографическая ситуация. В городах именно горожане являются основным производителем городской экономики. Если муниципалитеты не будут воспринимать людей как свой самый важный актив, то города окажутся в тупике. Сегодня местные жители генерируют 25 и более процентов поступлений в городской бюджет в виде НДФЛ, то есть четверть бюджета города формируется за счет налогов, которые город получает от жителей. В бизнесе, например, если четверть выручки приносит один клиент, то компания будет делать все, чтобы ему угодить. А наши города часто к жителям и их потребностям относятся как к обременению.

В условиях конкуренции городов за «человека» возрастает роль общественных пространств как фактора комфортной среды.

Для формирования представления о потенциале использования общественных пространств как конкурентного преимущества для городов сначала необходимо сформировать представление о смысле данного понятия, его видах и функциях.

Единого понятия общественных пространств сегодня еще не сформировалось. Архитекторы уделяют внимание публичному пространству, географы рассматривают пространство в целом, социологи говорят о социальном пространстве, в нормативно-правовых актах встречается понятие «места общественного пользования» и «общественные места».

Первое, на что хотелось бы обратить внимание при изучении общественных пространств, так это на то, что они занимают определенную физическую территорию. По мнению российских экспертов, общественные (или публичные) пространства являются непременным условием существования города. Так, В.Л. Глазычев выделяет обязательное наличие «значительного числа людей (в публичных пространствах), не занятых производственной деятельностью» как один из двух признаков городского существования. Если общественное пространство пустое, значит, нет центра притяжения, следовательно, нет городского сообщества, а значит, перед нами поселение, агломерация, слобода, но не город. Используя научную классификацию: «предгород», «город», «недогород» и «негород», – В.Л. Глазычев показывает, что в «предгороде» общественные пространства невозможны, так как нет свободного пространства и незанятых производством людей, в «недогороде» (или слободе) отсутствует городское сообщество, в «негороде» (или мегаполисе) такого единого сообщества уже нет, но общественные пространства существуют.

Можно считать, что под общественным пространством подразумевается определенная городская территория, сложившаяся благодаря историческим, культурным, социальным и прочим признакам, созданная для общественного пользования.

Примерами общественных пространств являются территории, доступные для пользования населением: парки, площади, скверы, мостовые, набережные, тротуары, места отдыха в торговых и бизнес-центрах, детские площадки, стадионы, дворы. В общественных пространствах могут предоставляться услуги, как на коммерческой, так и на безвозмездной основе (проведение культурных, спортивных, досуговых, политических и иных мероприятий для отдельных групп граждан и населения в целом). Общественные пространства создаются по инициативе как государства для улучшения качества жизни граждан, так и по инициативе частных компаний в личных интересах, в том числе для регулирования поведения потребителей, а также самих граждан их совместными усилиями. Характерной чертой общественного пространства является его доступность, то есть общественные пространства обладают такими свойствами общественного блага, как несоперничество и неисключаемость. Несоперничество подразумевает то, что нахождение одного индивида в парке или на набережной не уменьшает возможности другого индивида также там находиться. Неисключаемость выражается в «технической невозможности или запретительно высоких издержках предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей. Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами» . Л.И. Якобсон выделяет общенациональные и локальные общественные блага: «...различие определяется разницей в территориальном охвате полезным действием того или иного блага» .

Определение «места общественного пользования» также является неоднозначным. В нормативно-правовых актах оно встречается в Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом. Согласно ч. 5 ст. 1 данной конвенции, «места общественного пользования» означают те части любого здания, земельного участка, улицы, водного пути или других мест, которые доступны или открыты для населения, будь то постоянно, периодически или время от времени, и включают любой коммерческий, деловой, культурный, исторический, просветительский, культовый, государственный, развлекательный, рекреационный или аналогичный объект, который таким образом доступен или открыт для населения .

Необходимо отметить, что в российском законодательстве отсутствует определение понятий «общественное пространство» и «общественное место». Исходя из ч. 1 и ч. 2 ст. 20.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, к общественным местам относятся: детские, образовательные и медицинские организации, все виды общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, организации культуры, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, а также улицы, стадионы, скверы, парки . Таким образом, по закону в Российской Федерации общественными местами являются организации, предоставляющие социальные услуги населению, транспорт и рекреационные зоны, в то время как в международном сообществе к таким местам относятся те территории и объекты, главными особенностями которых являются их открытость и доступность населению.

Таким образом, складывается понимание общественного пространства как территории, главной особенностью которой является ее доступность населению вне зависимости от его возрастных, национальных, расовых и других характеристик. Такое понимание объясняет, почему определение места общественного пользования Международной конвенцией в понятие общественного пространства включается, но им не ограничивается.

Общественное пространство – это также место социализации, место сбора граждан, то есть оно включает понятие «социальное пространство». В работе «Теоретические основания социологии пространства» А.Ф. Филиппов представляет позицию немецкого социолога Георга Зиммеля, согласно которой пространство – это также некий «кусок почвы», заселенный людьми, наполненный их взаимодействием и практической, востребующей его деятельностью, и уникальное, исключительное место размещения тех или иных социальных образований . А.Ф. Филиппов заключает, что «смысл территории, границы, пребывания, места обнаруживается в практике социальной жизни» . Другими словами, социальные взаимодействия граждан формируют определенные пространства (социальные), когда же они привязаны к территории, образуются общественные пространства.

Принимая во внимание тенденцию преобладающего роста численности городского населения над сельским, ухудшение экологической ситуации в городах, важным показателем жизни человека становится не только количество, но и качество общественных пространств – мест, где человек может провести время, исключая офис и дом .

Социальная значимость общественных пространств включает в себя:

Сбалансированное развитие территорий;

Укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни;

Повышение уровня физической культуры;

Экологическая и физическая безопасность;

Социализация.

Общественное пространство, помимо выполнения социальных функций, это еще и живой экономический капитал, который очень важен для города.

Влияние на бюджет города общественных пространств можно охарактеризовать следующими эффектами:

Повышение стоимости земельных участков и недвижимости;

Рост арендных ставок на коммерческую недвижимость;

Увеличение количества предприятий в сфере торговли и услуг;

Повышение туристической привлекательности.

Доходы бюджета муниципального образования могут увеличиться за счет организации общественных пространств по следующим видам поступлений: НДФЛ, ЕНВД, ЕСХН, патенты, налог на имущество физических лиц, земельный налог, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Необходимо отметить, что это практически весь перечень доходов местных бюджетов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Если есть общественное пространство, значит, есть и частное пространство. У частного пространства есть владельцы, которые платят налог на землю и недвижимость. Если общественные пространства благоустраиваются, стоимость их недвижимости растет. Поэтому жители квартир вокруг Центрального парка в Нью-Йорке с удовольствием скидываются на благоустройство парка – это поднимает капитализацию их недвижимости (Рисунок 1). По мнению аналитиков экономическую ценность от создания Хай-Лайн парка в Нью-Йорке (Рисунок 2) можно оценить в виде увеличения дохода от аренды в соседних объектах более чем на 25% . Точно так же и владельцы бизнесов в первых этажах. Благоустроенное пространство создает больший пешеходный поток, к ним ходит больше посетителей, они извлекают больше прибыли, платят больше налогов на прибыль, нанимают больше сотрудников, которые платят свои налоги на доходы.

Рисунок 1. Центральный парк в Нью-Йорке

Рисунок 2. Хай-Лайн парк в Нью-Йорке

По словам мэра Москвы Сергея Собянина в результате увеличения туристического потока и потока, связанного с событийными мероприятиями, дополнительные доходы бюджета от реализации программы «Моя улица», в 2017 году составили около 62 млрд рублей, а в 2018 году достигнут уровня 80 млрд рублей. При этом, в 2015 – 2017 годах расходы на программу составили более 93 млрд рублей . Таким образом, капитальные затраты, которые сделаны не на один год, а на 20 – 30 лет, окупаются в течение одного года, а последующие годы дают чистый доход в бюджет (Рисунок 3, Рисунок 4).

Рисунок 3. Валовая улица в Москве до реконструкции по программе «Моя улица»

Рисунок 4. Валовая улица в Москве после реконструкции по программе «Моя улица»

Каждая улица после реконструкции капитализируется. Стоимость недвижимости, квартир вырастает в разных пропорциях до 20 – 30%. Количество пешеходов на этих улицах, как правило, увеличивается от трех до шести раз. Оборот ресторанов и кафе увеличивается. Когда общественные пространства реконструируются, становятся безопасными, красивыми, освещенными, там начинают активно возникать культурные мероприятия: фестивали, концерты, различные мероприятия, которые еще дополнительно генерируют поток .

Ставки аренды на благоустроенных улицах Москвы выросли на 10 – 50%. Кроме этого, вместо банков и офисов появляются точки общественного питания и различных услуг . В тоже время важно соблюсти пропорцию интересов арендаторов и арендодателей, так как в случае существенного завышения арендной платы малый бизнес не сможет конкурировать с сетевым и крупным бизнесом.

Кроме того, в последнее время изменилась концепция перемещения горожан. Согласно недавним исследованиям, если раньше большинство предпочитало автомобиль, то сейчас горожане выбирают пешеходные маршруты, велосипеды или общественный транспорт.

В пешеходных городах уровень ВВП на душу населений на 38% выше, чем у остальных: они привлекают больше людей с высшим образованием и, таким образом, лучше обеспечивают социальное равенство. Это связано с тем, что у жителей значительно снижаются затраты на передвижение и одновременно затраты на жилье компенсируются близостью к наиболее актуальным рабочим местам.

В 2016 году в США было проведено исследование, результаты которого, позволили сделать вывод о том, что впервые за 60 лет пешеходные пространства занимают большую часть рынка по сравнению с транспортными районами. В 30 мегаполисах оценивались 619 пешеходных зон, которые, тем не менее, представляют собой лишь 1% от всего городского пространства. При условии, что население этих 30 городов составляет 46% от всего населения США и при этом генерирует 54% национального ВВП. Исследование показало, что развитие пешеходных городских зон способствует ревитализации делового центра города и более эффективной урбанизации пригородных зон .

Таким образом, создание комфортной среды с помощью формирования городского общественного пространства, безусловно, является выгодой для муниципального бюджета.

Однако на сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с необходимостью реконструкции и управления общественными пространствами, которые препятствуют получению положительного бюджетного эффекта. К ним относятся:

Низкий уровень благоустройства общественных пространств: освещение, неприспособленность для разных групп граждан – инвалидов, детей в колясках, спортсменов (велосипедистов, роллеров);

Проблема безопасности нахождения в общественных пространствах;

Минимальный спектр рекреационных и сопутствующих услуг;

Отсутствие событийного наполнения общественных пространств;

Отсутствие учета потребностей населения и гостей города;

Недостаточное количество улиц и площадей с приоритетом пешеходного движения;

Неэффективное использование рекреационного потенциала набережных.

К сожалению, в большинстве случаев, приходится констатировать факт, что местная администрация, не понимая высокой социальной значимости общественных пространств для горожан, не видя возможностей для пополнения бюджета за счет должного внимания к качественной организации и эффективному управлению общественными пространствами, не рассматривает данный элемент комфортной среды как важный вопрос, требующий системного подхода в организации.

Одной из основных причин, ограничивающих действия органов местного самоуправления по созданию и управлению общественными пространствами, является ограниченность бюджетных ресурсов по статье расходов бюджета «Благоустройство».

При этом хотелось бы отметить, что ограниченность бюджетных ресурсов не подразумевает их полное отсутствие. Конечно, доля бюджетных расходов в муниципальных бюджетах по данному направлению скромна в сравнении с другими статьями расходов и в среднем составляет порядка 2,5 – 3%, но имея возможность распоряжаться суммой в 500 – 600 млн рублей многое зависит от принятия обоснованных эффективных решений со стороны административного ресурса.

Кроме того, вовлечение в процесс частных инвесторов, меценатов и жителей города позволяет компенсировать недостающие финансовые средства для реализации проектов по созданию общественных пространств.

В Нью-Йорке есть парк Зукотти (Zuccotti) (Рисунок 5). Джон Зукотти был легендарным председателем планировочной комиссии Нью-Йорка, владелец риэлтерской компании, девелопер. Его компании принадлежат некоторые здания вокруг парка и сам парк. Ему часто задавали вопрос - почему он этот парк не застроил, а потратил на его ре-дезайн около 8 млн долларов. Аргументы Зукотти состоят в том, что если бы он застроил парк, то общая величина финансового потока была бы значительно меньше. Вот эта вот «пустота» - оказывается важнейшей частью его экономического капитала. Частное пространство, которое он сделал общественным, показывает, насколько важно благоустройство для недвижимости вокруг. И тот факт, что пространство частное, еще не делает его необщественным. Активисты движения «Захвати Уолл-стрит» (Occupy Wall Street) заняли именно парк Зукотти, так как общественные парки закрывают в 11 или 12 часов ночи, а частный парк такого регламента не имеет .

Действия гражданского протеста в Нью-Йорке, начавшиеся 17 сентября 2011 года. Цель участников акции - длительный захват улицы Уолл-стрит в финансовом центре Нью-Йорка с целью привлечения общественного внимания к «преступлениям финансовой элиты» и призыв к структурным изменениям в экономике

Рисунок 5. Парк Зукотти в Нью-Йорке

Компании «родом» из Чикаго вкладываются в обустройство тех же парков и других публичных мест, хотя власти им за это не дают права построить рядом элитный жилой комплекс, как это происходит в Москве. Для них это именно жест доброй воли по отношению к своему городу. Самый известный пример – Миллениум-парк в центре Чикаго (Рисунок 6). Строительство велось восемь лет вместо запланированных четырех, бюджет превысил первоначальный в 3 раза и достиг почти 0,5 млрд долларов. Но парк стал достопримечательностью не только города, но и страны.


Рисунок 6. Миллениум-парк в Чикаго

Но есть примеры, когда превращение изолированных территорий в общественные проходило без участия государства или муниципалитета. В одном из районов Берлина обанкротилась фабрика «Ротапринт» (8300 кв. м), выпускавшая печатные машины. Располагалась она в здании – памятнике конструктивизма, построенном архитектором Клаусом Кирстеном в 1959–1870 гг. Это необычное сооружение, словно собранное из бетонных коробок, СМИ уже окрестили Betonbaby. Беспризорную фабрику выставили на аукцион в 1989 году, несколько раз ее безуспешно пытались продать. С 2001 года территорией фабрики управлял фонд недвижимости Берлина. Объект снова был выставлен на аукцион в пакете с другим имуществом.

И тогда на сцену вышла общественность. «Мы добивались, чтобы нас рассматривали как инвесторов», – рассказывает Даниэла Брам, художник, соавтор преобразования фабрики. В 2005 году она создала вместе с другими арендаторами объединение «Ех-Ротапринт», чтобы получить наследственную аренду на территорию фабрики и сохранить ее от разрушения (Рисунок 7). Обычно пустующие промышленные помещения привлекают низкой арендной платой художников, затем – галереи и богатые магазины, а потом приходят строительные инвесторы, которые превращают ставшие популярными места в элитные жилые кварталы. В случае с «Ех-Ротапринтом» другие потенциальные инвесторы не были активны в этом районе, «что дало нам время разработать альтернативную программу (реорганизации)», говорит Брам, «нашей задачей было сохранить объект и поддержать искусство и культуру». Прибыль зарабатывать не предполагалось изначально. Сейчас 10 000 кв. м фабричных площадей развиваются автономно, без помощи правительства, за счет арендаторов. Всего на территории 11 зданий, заключено около 90 арендных контрактов.

«Ех-Ротапринт» занимает треть всех помещений, оставшиеся поделили между собой местные общественные учреждения и компании-арендаторы. Здесь проходят репетиторские занятия со школьниками, мастерские и т. п. «Такого рода сообщества формируют новые партнерства, связи и отношения. Здесь создается социальный капитал, который имеет важные последствия для города», – радуется Брам .


Рисунок 7. Творческий кластер и социальный центр «Ех-Ротапринт» в Берлине

Примеры механизмов финансирования проектов по созданию общественных пространств, благоустройству городской среды с целью создания комфортных условий для горожан, представлены в таблице ниже (Таблица 1) .

Таблица 1. Механизмы финансирования проектов по созданию общественных пространств, благоустройству городской среды

Мельбурн

Бюджет для капитальных проектов продолжительностью в несколько лет определяется группой управления. Средства при этом поступают из городского капитального бюджета и/или национального бюджета. Бюджет для проектов меньшего масштаба определяется координационным комитетом по благоустройству и финансируется из капитального бюджета Мельбурна. Рутинные ремонтные работы финансируются из текущего бюджета мэрии.

Финансирование проектов осуществляется из бюджета мэрии округа или мэрии Парижа. Если мэрия округа не имеет достаточных средств, изыскиваются дополнительные источники финансирования – например, с помощью целевых программ

Финансирование проектов благоустройства осуществляется в основном из бюджета города. Крупные проекты могут субсидироваться из национального бюджета и бюджета штата. Расходы на мелкую реконструкцию улично-дорожного пространства иногда ложатся на плечи малых предпринимателей.

Проекты совершенствования улично-дорожного пространства могут субсидироваться из бюджетных средств (национального, общегородского бюджета или средств районных советов) и из средств частных инвесторов.

Одна из особенностей процесса благоустройства в Лондоне – повсеместное привлечение частных инвестиций. Здесь применяется механизм государственно-частного партнерства – действует схема пошлины на инфраструктурное благоустройство района за счет застройщика. Пошлина зависит от размера и типа новой застройки. Назначение расходов определяется после тщательных консультаций с местным населением и проведения публичных слушаний, например, средства могут идти на строительство доступного жилья и необходимой местному сообществу инфраструктуры

Масштабные проекты городского благоустройства, как правило, финансируются за счет бюджетов и/или бюджетных программ разного уровня. Могут использоваться различные схемы государственно-частного партнерства. В случае небольших проектов используются как бюджетные средства, так и исключительно частные либо их комбинация (ГЧП). Распространенный случай использования частного капитала – так называемые Зоны развития бизнеса (Business Improvement Areas), которые получают преференции при вложении в проекты благоустройства, ремонта или возведения стен, улучшения вида фасадов коммерческой недвижимости. В Торонто действует 81 такая зона

Можно выделить несколько моделей развития проектов по созданию общественных пространств:

Концессионные соглашения;

Аренда или управление;

Девелопмент;

Бизнес-ассоциации по развитию территорий;

Городская инициатива.

Необходимо отметить, что вне зависимости от того кто будет выступать идейным вдохновителем, инвестором, исполнителем локальных преобразований в виде формирования общественных пространств, важно иметь возможность опереться на сформулированное видение того, как город будет развиваться. Таким видением может быть, например, генеральный план вместе с концепциями пространственного развития, градостроительного зонирования или мастер-план города.

Последовательность действий местных властей по обеспечению нормативно-правовой основы формирования общественных пространств должна быть следующая:

1) разработка на основе генерального плана документации по планировке территорий общего пользования;

2) включение всей совокупности объектов в реестр муниципального имущества;

3) разработка правил землепользования и застройки и правил благоустройства во взаимоувязке картографических материалов;

4) принятие муниципальной программы по благоустройству территорий общего пользования;

5) последовательная реализация программы .

Человек нового тысячелетия хочет жить в среде, насыщенной эстетически полноценными, правдивыми образами. Право человека на красоту и правду пока что не записано ни в одной конституции, но именно это право составляет содержание сегодняшнего этапа развития общества, и именно оно составляет предмет и цель современного градостроительства. При этом важно понимать, что реализация данного права – это не одиночная игра, а командная, то есть каждый участник процесса создания комфортной городской среды (органы местного самоуправления, бизнес-сообщество, гражданское общество) должен понимать, оценивать потенциальные выгоды, быть готовым вести диалог, находить оптимальные решения и брать на себе ответственность за преобразование территории.

Библиографический перечень

  1. Глазычев В.Л. Политическая экономия города: учебное пособие. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. – 192 с. – (Сер. «Образовательные инвестиции»).
  2. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов / Европейская комиссия ЕС (Tacis). – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 367 с.
  3. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.) (Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 13 февраля 2001 г. № 19-ФЗ, вступила в силу для Российской Федерации 7 июня 2001 г.).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
  5. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук: Филиппов А.Ф. Теоретические основания социологии пространства. 2003.
  6. Ан А.Л. Роль общественных пространств в муниципальных образованиях // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. №1. С. 174 – 184.
  7. [Электронный ресурс] // Официальный сайт журнала STRELKA. (дата обращения 12.03.2018).
  8. Береговских А.Н. Формула любви к городам или экономика красоты // Градостроительное планирование и управление, качество среды и предпринимательский климат: материалы V научно-технической конференции Института Территориального Планирования «Град» (Омск, 1 - 3 марта 2015 г.) / гл. ред. А.Н. Береговских, отв. ред. Г.В. Горнова. - Омск, 2016. - 198 с.

Определение

Пространство (от латинского spatĭum ) - это расширение, которое содержит существующую материю, часть, которая занимает чувствительный объект и емкость ландшафта. Термин, в любом случае, имеет много других значений.

Урбан , с другой стороны, мы можем сказать, что он также имеет свое этимологическое происхождение на латыни, поскольку он происходит от термина «urbs», который можно перевести как «город». Это относится к тому, что принадлежит городу или относится к нему (район с высокой плотностью населения, жители которого обычно не занимаются сельским хозяйством). Хотя не существует единого определения, обычно считается, что город представляет собой агломерацию с населением более 5000 человек, при этом менее 25% жителей занимаются сельским хозяйством.

Таким образом, является центром населения и пейзажем городов . Это понятие часто используется как синоним городской или городской местности .

Как и в определении города, здесь нет точного и однозначного значения городского пространства. Обычно используются определенные числовые критерии (например, городское пространство может быть районом, где проживает более 10 000 жителей), хотя также возможно, что различие проводится в соответствии с функциональными критериями (большая часть населения посвящает задачам, не -agrícolas).

Следовательно, можно сказать, что характеристиками городского пространства являются большое количество жителей с высокой плотностью населения, наличие разнообразных инфраструктур и развитие вторичного и третичного секторов экономики.

В дополнение ко всем этим факторам, для того чтобы квалифицировать пространство как городское пространство, следует учитывать, что оно имеет высокую цену за землю, которая имеет большую коммерческую активность, отраженную во многих предприятиях, которая имеет важное значение для исторический уровень, который развивает значительные административные функции или даже выполняет роль столицы провинции или муниципалитета, например.

Однако мы не можем игнорировать другие отличительные черты так называемых городских пространств или городов:
Есть массификация.
Их жители подвергаются значительному уровню стресса, потому что они спешат провести день отсюда туда.
Существует заметная анонимность граждан именно из-за того, что там много населения.
Не менее важно, что в любом городском пространстве существует большое мультикультурализм и разнообразие, которое, среди прочего, позволяет сосуществовать различным городским племенам и людям из стран по всему миру.
Его жители наслаждаются большим разнообразием развлечений и досуга.
В наиболее негативном аспекте необходимо подчеркнуть тот факт, что существует высокий уровень загрязнения, а также высокий процент людей в ситуациях социальной изоляции. Все это, не забывая ни о многочисленных пробках, которые происходят ежедневно, либо о необходимости стоять в очереди, чтобы пользоваться услугами разных типов.

Рост городов, однако, делает очень трудным установление географической границы или разделения между городским пространством и сельским пространством, поскольку городская периферия имеет тенденцию расширяться все больше и больше.

  • строительные леса

    Строительные леса называют серией строительных лесов. Леса, с другой стороны, представляют собой конструкцию, состоящую из столов, расположенных горизонтально, чтобы человек мог взобраться на него и выполнить работу на высоте или лучше рассмотреть что-либо. Леса - это слово, которое имеет этимологическое происхождение на латыни. В частности, оно происходит от суммы глагола «ambulare», который можно перевести как «ходьба», и суффикса «-amio», который используется для об

    определение

  • сноровка

    Способность поразить цель или получить удар называется тино. Например: «Компания еще раз продемонстрировала свою мудрость с новым брендом печенья, который стал успешным в продажах» , «У вас есть три снаряда, и вам нужно разбить три банки: посмотрим, есть ли у вас...» , «С помощью этой экономической меры тино правительства очевидно " . Способность рассуждать и судить человека также получает имя Тино. В этом случае понятие связано с способностями субъекта действовать разу

    определение

  • психопатология

    Это известно как психопатология в дисциплине, которая анализирует мотивы и особенности психических заболеваний. Это исследование может проводиться с использованием нескольких подходов или моделей, среди которых можно указать биомедицинские, психодинамические, социально-биологические и поведенческие. Согласно психодинамической модели, чтобы привести пример, психологические процессы являются основной причиной психических расстройств и психосоматического профиля. Биомедицинская перспектива рассматривает психические расстройства как любой другой вид болезни

    определение

  • выемка грунта

    Латинское слово excatio пришло к кастильцам как раскопки. Понятие относится к действию и результату рытья: создание ямы, выбоины, ямы или рва. Это действие включает в себя извлечение материала или части массы твердого тела, удаление его от того, где он был. Например: «Судья приказал провести раскопки в саду дома, чтобы попытаться найти останки жертвы» , «Исследователи предложили провести новые раскопки в регионе, так как может быть похоронено больше окаме

Ю.А. Перелыгин (Национальная гильдия градостроителей)

Городское пространство
Городская среда - это совокупность многих объектов, которые формируют пространство, и взаимоотношений внутри этого пространства. Городская среда влияет не только на ежедневное поведение и мироощущение горожан, но и на фундаментальные процессы становления гражданского общества.

Развитие применительно к городской среде отнюдь не тождественно строительству помпезных зданий из стекла и бетона. Город - это сложный организм, на который влияет политическая и социально-экономическая обстановка. Глядя на архитектуру того или иного поселения, можно понять, какие процессы происходили в рамках его хозяйственной и общественной жизни, какие события были наиболее значимыми.

Решению вопросов создания среды, оптимальной для проживания, отдыха, досуга, в нашей стране препятствуют несколько связанных между собой факторов. Первый из них - устаревшие генеральные планы городов.

Обычный человек живет в масштабе 1:1, воспринимает в лучшем случае в масштабе 1:500, а генплан выполняется в масштабе 1:10 000. Образно говоря, это то, что проектировщик увидел бы, поднявшись над городом на 3 тыс. м. В таком масштабе должен мыслить градостроитель. Генплан - очень сложный документ, с которым сможет работать только грамотный архитектор. К сожалению, таких специалистов в стране не так много. За 20 лет мы растеряли градостроительный цех. Поэтому необходимы доступные версии генплана и образовательные программы для городских управленцев.

Надо понимать, что сегодня именно город диктует, какому типу производства и где размещаться. Стоимость территории (а не земли!) играет ключевую роль в том, какой тип предпринимательской деятельности может и должен располагаться в пространстве города. Так, подземный переход в центре столицы создает больше рабочих мест, чем современное сборочное предприятие.

Недооцененным явлением по-прежнему остается агломерация, которая, по утверждению градостроителей и экспертов, способна несколько отсталых городов превратить в современный развитый мегаполис. В агломерациях наблюдается особый способ организации экономической деятельности за счет разнообразия хозяйственной составляющей и синергии городского пространства. В агломерации сектор экономической деятельности, где господствует либерализм, максимален. Экономические агенты меньше зависят от произвола более сильных коллег, произвола власти любых уровней, произвола криминала. Малый или крупный город с моноструктурой экономики не дает той свободы, которую можно получить в агломерации, где разнообразие городского пространства совпадает (или превосходит) с разнообразием форм предпринимательской деятельности и форм социальной мобильности.

Для развития городской среды среди прочего необходимо совершенствовать законодательство в области охраны памятников архитектуры и смены их статуса в связи с проведением реконструкции. Федеральное законодательство в этом отношении несовершенно. Например, вопрос о юридическом оформлении переноса памятников архитектуры с места на место до сих пор не решен. Чтобы получить разрешение на перенос, необходимо постановление Правительства РФ. По-хорошему, такие решения должны приниматься на местном уровне, если памятник имеет региональный статус, или в Минкультуры России, если памятник имеет федеральный статус.

Вдохнуть новую жизнь в старую форму - сложная градостроительная и архитектурная задача. С одной стороны, должно быть желание сохранить исторически ценное, с другой - нельзя быть консерваторами настолько, чтобы не давать возможности развиваться новому. Эта правовая неурегулированность создает проблемы для многих сибирских городов, куда не добралась война. Именно там 100–200-летние деревянные дома, исчисляемые тысячами единиц, «запирают» развитие территорий. А перенести их нельзя.

Иркутск: генплан и проблемы города
В качестве примера рассмотрим Иркутск. В справочнике 1939 г. он характеризуется следующим образом: население менее 200 тыс. человек, зона вечной мерзлоты, высокая сейсмика. С учетом близлежащих городов в настоящее время здесь почти миллионное население. Это единственный город в Восточной Сибири с такими темпами роста. Развивались окраины, промышленные зоны, а центр оставался в Иркутске. Другое дело, что в течение последних 70 лет он получал мало инвестиций. Если мы это исправим, то Иркутск догонит западные территории.

В последние десять лет основными источниками развития пространства в городах России были инвестиции в коммерческую недвижимость - объекты розничной торговли, офисные центры, складские комплексы, жилье. При этом отданное на откуп бизнесу формирование городских районов привело к фактическому исключению пространств для самовыражения, свободной коммуникации людей. Реализуемые проекты эксплуатировали существующие публичные территории и не создавали новых. Постепенно накапливался дефицит комфортных для горожан зон как в центральных, так и в окраинных районах города.

Посткризисный этап девелопмента будет характеризоваться выходом на рынки труда, недвижимости, услуг поколения горожан, родившихся в 1980–2000-х годах, обладающих новой системой ценностей. Последняя окажет достаточно сильное влияние на потребительские предпочтения. Например, в крупных городах значительную часть населения составляют студенты (более 12 тыс. человек в Иркутске, каждый четвертый в Томске), основа жизненной стратегии которых - возможность свободной самореализации в креативных и интеллектуальных видах деятельности. Поэтому в городских кварталах должно быть как можно больше пространства для творчества и самовыражения.

Генплан города должны сопровождать правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые переводят язык территориального планирования в архитектурно-строительные или правовые нормы. Иначе говоря, ПЗЗ указывают, что и в каких пределах делать можно, а что недопустимо. В Иркутске ПЗЗ еще не приняты, из-за этого возникают сложности при применении градостроительных документов. После завершения доработки генплана и подготовки ПЗЗ система документов заработает должным образом.

Иркутск пока относится к разряду городов, которые теряют население. Поэтому, говоря о модернизации городской среды, мы подразумеваем создание таких условий, из которых человеку уезжать не захочется.

Презентация 130-го квартала
Показательным примером реализации новой градостроительной философии, формирующей современную комфортную городскую среду, является проект реставрации исторического центра Иркутска - так называемого 130-го квартала. Идея заключается в создании нового публичного пространства на базе архитектурно-исторического наследия, органично дополняющего и развивающего существующий центр города.

Квартал должен взять на себя функции культурного центра. Более того, его эволюционирование может стать стимулом к развитию соседствующих культурных объектов - Иркутского музыкального театра, Крестовоздвиженского храма, ЦПКиО, библиотеки. Несомненно, потребуется реконструкция прилегающей жилой застройки, въездной зоны на новый Ангарский мост и других территорий. В таком ключе квартал станет играть роль одного из основных градостроительных узлов центра города наравне с набережной вдоль бульвара Гагарина, площадью Кирова и пешеходной улицей Урицкого.

Это уникальный проект, цель которого состоит в том, чтобы центральная часть города при сохранении самобытности стала комфортной, привлекательной для досуга населения. В качестве культурно-исторического наследия, которое подчеркнет уникальность места, выступят отреставрированные дома - памятники деревянного зодчества, а также прилегающий к территории ансамбль Крестовоздвиженской церкви и другие памятники. Ключевым моментом станет планировка квартала, которая подразумевает размещение ряда культурных объектов. Созданию единого пространства поможет и дизайн среды. В квартале появятся элементы производства, экспонирования, продажи продукции - мастерские и магазины.

Одним из универсальных трендов в развитии современных городов является формирование публичных (общественных) пространств – как усилиями городских властей, так и посредством низовых, гражданских инициатив.

Процесс создания и улучшения публичного пространства стал своего рода символом возвращения города людям после десятилетий «выдавливания» пешеходов с улиц и экспансии городской территории автомобилями. С другой стороны, это еще один способ отвлечь нас от многочисленных гаджетов и сетевого общения, помочь вернуться из виртуального в реальный мир.

Формирование открытых городских пространств зачастую дело весьма затратное и непростое. Оно может потребовать переформатирования транспортной схемы города, перепланировки его отдельных частей, переключения транспортных потоков с одних улиц на другие, ликвидации транспортных развязок, и т.п. Однако, власти самых разных городов мира готовы нести серьезные расходы на реализацию подобных решений, зная, что очевидного и быстрого экономического эффекта они не принесут.

Ч ем оправданы подобные усилия? Что делает общественные пространства столь привлекательными?

К общественным пространствам принято относить свободные от транспорта городские территории общего пользования – пешеходные зоны, улицы, площади, скверы, парки и др.

Такой «эмпирический», практический подход к понятию описывает публичные пространства как открытые для людей, располагающие к встречам и общению с очень разными и незнакомыми людьми, демонстрирующие разнообразие городской жизни и отражающие саму ее суть.

Публичное пространство является местом приложения активности и интереса горожан. Не теряя транзитной функции (человек может просто пройти через него), публичное пространство открывает возможности для действия: здесь люди задерживаются, «зависают» на какое-то время, что-то делают, с кем-то общаются, так или иначе его используют. И главное – приходят туда снова и снова.

Что делает то или иное городское пространство публичным?

Наполненность социальной жизнью

Публичное пространство - это, прежде всего, место, наполненное какими-то событиями, взаимодействиями, активностью. Его важнейшая характеристика – то, что в нем происходит.

Пустырь или облагороженная территория, на которой расположились какие-то сооружения, памятники или любые другие объекты, в равной степени не являются публичными пространствами, если там нет людей или люди используют данную территорию исключительно в транзитных целях и никак не взаимодействуют между собой.

Наполнению пространства жизнью способствуют регулярно исполняемые ритуалы (будь то «шоу» часов на Старомеской ратуше в Праге или обедающие бутербродами клерки на лужайке площади Пикадили в Манчестере) и освоение (присвоение) территории определенными социальными группами или субкультурами (скейтерами, шахматистами, и пр.).

Варшава

Стимулировать социальную коммуникацию в городском пространстве и помочь людям задержаться в нем можно и посредством технических решений – установив объекты или устройства, вовлекающих людей в различные виды активности. Именно таким решением воспользовались при недавней реконструкции Триумфальной площади в Москве – на ней установили качели, которыми теперь с удовольствием пользуются москвичи и гости столицы.

В то же время важным является не только насыщение пространств объектами ландшафтного дизайна, но и наличие социальной режиссуры, определяющей возможности использования, освоения этой территории. Наличие шезлонгов сигнализирует о возможности пообщаться с друзьями, почитать книгу, вздремнуть на свежем воздухе, водоем с утками организует детей (да и взрослых) на их кормление и фотографирование, ну а рояль…


Гент

Повседневность

Не является в полной мере публичным пространство, где события случаются один или несколько раз в году, а в остальное время царит запустение и тоска, как, например, на Центральной площади Калининграда.

Хорошее публичное пространство подходит не только для эксклюзивных мероприятий типа празднования Дня города, но – прежде всего - для ежедневного использования, для удовлетворения горожанами обыденных нужд - прогулок, встреч, игр.


Рим

Комфорт

Понятно, что пребывание человека в любом пространстве будет тем чаще и дольше, чем оно комфортнее. Нужны лавочки, чтобы присесть отдохнуть, зелень, позволяющая укрыться от жары, возможности занять детей.

Поэтому городские власти, заинтересованные в расширении рекреационных возможностей горожан, развитии туризма и – особенно – в укреплении эмоционально позитивного отношения жителей к городу, стараются наполнить открытые пространства оригинальным и качественным средовым дизайном.


Вроцлав

Многофункциональность и возможность трансформации

Привлекательным для самых разных людей - взрослых и детей, семейных и одиноких, пространство делает его полифункциональность, разнообразие доступных на данной территории видов активности.

Брюссель

А поскольку публичные пространства «эксплуатируются» каждый день, они должны иметь потенциал для изменения. Их организация предполагает гибкие решения, позволяющие легко трансформировать структуру пространства, быстро (и дешево) монтировать и демонтировать «контент». Так, шезлонги, кадки с деревьями, книжный шкаф можно легко убрать или передвинуть, освободив место под ледовый каток или песочницу.


Калининград, пустырь около Дома Советов, интервенция в рамках проекта Балтийского филиала ГЦСИ «Художественные стратегии включения горожан в городское планирование»

При этом принципиально, что изменения на данной территории вправе осуществлять не только «специально обученные» люди из мэрии, но и рядовые горожане, которым, скажем, вздумалось поиграть в петанк или запустить воздушного змея.

Соразмерность человеку

Далеко не все, позиционируемые как публичные, пространства способны стимулировать коммуникацию между людьми, не все могут быть трансформированы. К таким социологи Ричард Сеннет и Зигмунт Бауман , среди прочего, относят так называемые «высокомерные», неприветливые пространства. Слишком большие пространства (или кажущиеся таковыми ввиду их ненаполненности) вызывают эмоциональный дискомфорт, ощущение потерянности, нежелание задерживаться. Именно такие площади – пустые и с непременным Лениным во главе – были в каждом советском городе.

Принципиальная открытость

Свободный доступ для всех – безусловный критерий публичного пространства.

Как говорит урбанист Лео Холлис , «если город не принадлежит каждому, значит, от него нет пользы никому» .

Примечательно, что в официальном российском лексиконе, скорее, используется выражение «открытое городское пространство». Однако, в реальности преобладает иная практика: через некоторое время после благоустройства под благовидным предлогом необходимости поддержания порядка территория закрывается от публики – вводится плата за вход или устанавливаются часы для посещения. Аналогично пространство не может быть полноценно использования в случае существования каких-либо ограничений и запретов.


Познань

Неиерархизированность, отсутствие социального исключения

Неравенство и стратификация, характерные для общества, проявляются и в публичных пространствах. Одна из линий их иерархического структурирования связана с вертикальными отношениями «власть – горожане». Именно власти, как правило, определяют, чем можно (и чем нельзя) заниматься на той или иной территории – устанавливая правила пользования ею либо через саму организацию пространственной среды. Как наличие таблички «По газонам не ходить» ограничивает желание полежать на травке, так и плиточное покрытие в парке затрудняет использование его территории роллерами или скейтбордистами.

Увы, российским местным властям все еще трудно отказаться от восприятия публичных пространств как нуждающихся в контроле, а иногда и смириться с самим присутствием в них горожан: калининградцам хорошо известно, что даже встреча нового года у главной городской елки может рассматриваться властью как проблема , а москвичи вдруг узнали, что стоять с мольбертами на Арбате – это правонарушение.

Проявляются в публичном пространстве и сегрегирующие, иерархизированные отношения между различными группами самих горожан, как «своими» и «чужими», - как в случае с воронежским парком «Олимпик» , который родители занимающихся там юных лыжников предпочитают видеть только спортивной базой, тогда как остальные горожане – парком для семейного отдыха.

Показателен и сюжет с Черниговским переулком в Москве, который был преобразован в своего рода читальный зал под открытым небом - тихое, закрытое для автомобильного движения пространство с лавками, клумбами, амфитеатром и книжным шкафом. Поразительно, но жители окрестных домов, мечтавшие сделать свой переулок пешеходным, восприняли реконструкцию негативно. Почему? Им не понравилось, что переулок перестал быть только «их» переулком, а привлек «посторонних» людей, которые приходят сюда почитать или пообщаться.

В современной России риски для открытости и неиерархированности публичных пространств особенно велики: это и тренд приватизации и коммодификации, и традиция «озаборивания», и попытки отдельных групп нормативизировать социальную реальность по своему усмотрению, и, конечно, курс на сворачивание политических свобод. Конституционное право свободы собраний реализовать сегодня практически невозможно, а из-за угла так и норовит вынырнуть реинкарнация пионера из старого советского фильма со словами «А чей-то вы тут делаете?».

Публичные пространства – это еще и ответ на вопрос «Кому принадлежит город?»

Помимо эмпирического, понятие публичного пространства имеет глубокий философский и политический смысл (одной из первых его открыла кенигсберженка Ханна Арендт ) и связано с концепцией права на город , впервые сформулированной Анри Лефевром .

Речь идет о праве жителей не только находиться в городе, но и участвовать в принятии решений, определяющих его будущее, состояние городской среды, и, конечно, пользоваться центральными и символически нагруженными частями города. Собственно, только в публичном пространство право на город и может быть заявлено и реализовано.

Общественное право на город противопоставляется индивидуальному доступу к городским ресурсам, в конфликте и борьбе с которым появляется шанс вернуть город. Неслучайно урбанисты так ценят движения городского активизма, ситуации градостроительных конфликтов, практики захвата («оккупации») и переосвоения гражданами городских пространств, в том числе в формах паблик-арта или партизанинга. Как пишет урбанист Питер Маркузе, «лучше всего использовать публичное пространство нелегально, более того - это необходимо».


Барселона

И уличные протесты, и акции прямого действия по преобразованию среды, и просто катание на «народной» горке, а не на санкционированной властями тюбинговой трассе , наполняют городское пространство, публичностью, новыми смыслами, жизнью.

Эксперты утверждают, что успех публичного пространства возможен только при условии его конструирования «снизу», по инициативе горожан и при их активном участии. Местным властям остается лишь признать инициативу и поддержать ее финансово и информационно.

Но чтобы это произошло, и нам, горожанам, и местным властям необходимо осознать, что публичные пространства являются общедоступными и не принадлежат никакому конкретному собственнику. Что ими могут пользоваться все желающие. Что при этом они свободны для любых активностей, которые не причиняют вред окружающим. И что, несмотря на возможный дискомфорт от такой активности, мы должны уважать право других на самовыражение, потому что это гарантирует такое же право нам самим.


Паланга

Кажется, что сейчас, когда мы все так разобщены, и даже самый незначительный повод все больше противопоставляет нас друг другу, развитие публичных пространств может стать спасением. Ведь они не только помогают сделать город сомасштабным человеку, создать дружественный ландшафт, обеспечить позитивные визуальные и эмоциональные впечатления. Публичные пространства позволяют выстраивать диалог, отвечают человеческой потребности быть вместе. Думаю, стоит поверить Яну Гейлу , который говорит, что если мы придумаем хорошие общественные пространства — люди смогут почувствовать общность.

Анна Алимпиева

  • Разделы сайта