Тенденции глобализации в образовательной сфере. Проблемы глобализации образования

1.2 Влияние глобализации на образование в современном мире

Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами:

· Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики;

· Развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интеграционных процессов в образовательных системах регионального и глобального уровня;

· Стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых ведущими должны стать не власть сильного и богатого, а гуманизм, толерантность, уважение к представителям других культур, наций, рас, религий, склонность к сотрудничеству с ними, в взаимообогащения культур;

· Вестернизация (американизация) духовных ценностей, связанная с доминирующей позицией западной цивилизации в экономическом, научно-техническом и политической жизни человечества.

Мировая наука полиструктурная: для нее характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры. Процессы глобализации в образовании можно рассматривать в нескольких аспектах: институциональном, концептуальном, процессуальном.

Институциональный аспект. К ним относятся ЮНЕСКО, Всемирный Банк, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития и т.д.. ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера.

Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческой деятельности ЮНЕСКО ориентирована на:

· Создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;

· Обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

· Привлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

· Исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны;

· Прогнозирование эффективных путей развития и интеграции;

· Сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.

ЮНЕСКО сегодня остается главным учреждением, которое в наибольшей влияет на образование. Свою деятельность в образовательной сфере она осуществляет через ряд институций, основными среди которых являются: Международное бюро образования (МБО), что с 1969 г. официально стало частью ЮНЕСКО. Его штаб-квартира находится в Женеве.

Учреждение является ведущей в области сравнительно-педагогических исследований, предметом которых выступает: содержание образования, принципы и методы обучения, педагогические инновации подобное. Международный институт планирования образования (МИПО) было создано в 1963 г. в Париже. В 1998 г. офис института открылся в Буэнос-Айресе.

Рассматриваются актуальные проблемы теории и практики прогнозирования и планирования образования. Ведущая функция МИПО - содействие повышению качества образовательной политики, планирования развития образования и образовательного менеджмента в разных странах мира путем повышения квалификации управленческого персонала, исследование проблем и перспектив его деятельности.

В 1951 г. в Гамбурге был основан Институт образования ЮНЕСКО (ИОЮ). Он занимается проблемами образования взрослых, непрерывное образование, преодоление неграмотности среди взрослых.

Среди международных проектов интеграционной активности институтов ЮНЕСКО выделяется существующая с 1953 г. сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО (АSР-пеt). Деятельность ее является примером глобализации в образовательной сфере - примером сотрудничества в деле повышения роли образования в утверждении ценностей мира, культуры и толерантности. Провидниим центром, который создает и испытывает самые формы и методы интеграции в различных сферах общественной жизни является Совет Европы (СЕ), создана 5 мая 1949 В последние годы СЕ особенно озабочена проблемами исследования среднего образования. Европейский союз (ЕС) играет первостепенную роль в разработке направлений социально-экономической и политической стратегии западноевропейских государств. Он был основан в 1951 г., современное название получил в 1994 г.

Приоритетными целями ЕС развитие общеевропейского измерения образования, содействие мобильности и налаживания связей между университетами и школами Европы. Достаточно влиятельным относительно развития глобализационных процессов в образовательной сфере остается Всемирный Банк. По мнению специалистов Банка, наиважнейшими факторами, которые повлияют на развитие образования на современном этапе, является демократизация, рыночная экономика, глобализация, значительные технологические инновации, эволюция общественного и частного факторов.Своей деятельностью Банк способствует предоставлению каждому индивиду шанс для получения начального и базового образования на должном уровне качества; соответствующих навыков, достаточных для жизни в условиях глобальной экономики; пользования выгодами, что создает образование в общественной жизни; обогащение положительным опытом духовных отношений. Итак, ведущей целью своей образовательной политики Всемирный Банк сегодня считает содействие улучшению качества образования путем:

· Перехода от традиционных методов, направленных на репродуктивное усвоение знаний, к инновационным, предусматривающие индивидуализацию учебного процесса, придания ему формы активного творческого сотрудничества всех участников;

· Акцентирование внимания на развитии фундаментальных учебных навыков, к которым относятся: чтение, письмо, счет, навыки мышления, социальные навыки;

· Предоставление возможности учиться в любом возрасте, что крайне необходимо для получения профессиональной мобильности;

· Оптимизации инфраструктуры образовательной сферы.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая 29 стран мира, является непосредственным участником процессов интеграции в образовательной сфере. В центре ее внимания - экономическая политика. Организация занимается проблемами успешного поступления людей в мир труда, повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов через непрерывное образование, соответствие профессионального образования спроса на рынке труда и т.д.

Концептуальный аспект. Последствия глобализации в образовательной сфере, ее цель, принципы, методы легли в основу ряда концепций, широко обсуждались педагогами на IX и X Всемирных конгрессах по сравнительной педагогики. В частности, известный бразильский компаративист Жасира да Силва Комара весь спектр образовательных глобализационных концепций предложил объединить в три группы в зависимости от типа взаимодействия различных культур в рамках учебной программы школы:

· Ассимиляционные, предусматривающие обеспечение приоритетного культурного и образовательного развития одной доминирующей нации и упадок других путем унификации;

· Мультикультурные, определяющие автономное развитие различных культурных групп, которые подчеркивают свою специфику, уникальность. Такой подход не создает предпосылок для взаимодействия, взаимообогащения этих культур.

· Интеркультурная, направленные на взаимном и взаимообогащение различных культур путем установления широкого спектра контактов.

Процессуальный аспект. Примерами глобальных образовательных преобразований, т.е. процессуальных аспектов, являются: введение во всём цивилизованном мире в ХVII в. классно-урочной системы, переход от монополии классической среднего образования к сосуществованию классической и реальной начале XX в., введение обязательного начального, а затем и базовой (неполной средней) образования, разработка и введение стандартов качества образования.

Анализ подходов к образованию как системе, процессу, результату

"Мы переживаем не кризис, а величайший перелом научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетие" "right">В.И.Вернадский, 1930 Для того...

Анализ профессионального имиджа педагога (на примере МБОУ "СОШ №107" г. Барнаула)

В настоящее время широко поставлена проблема формирования образа учителя, она связана с формированием имиджа не только конкретного учителя, но и имиджа профессии учителя вообще. Также в современных школах сложилась система статусной градации...

Влияние глобализации на образовательный процесс

Глобализация образования. Основные моменты, проблемы

На рубеже XX-XXI веков мир приобрел новые очертания. Культура вошла в эпоху постнеклассики, а наука выработала новую методологию - постнеклассическую. Постнеклассическая реальность проявляет себя во всех сферах культурного бытия человека и...

Дистанционное обучение: состояние и перспективы развития дистанционного обучения в Республике Казахстан

Стремительные темпы научно-технического прогресса и своего рода информационная революция, происходящая сейчас в мире, являются реальными предпосылками преобразования и совершенствования системы образования. Появление мощных компьютеров...

Исследование возможностей обучения грамматике средствами информационных технологий

информационный технология иностранный язык В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества...

Организация досуга молодежи на примере Всероссийского детского центра "Океан"

В настоящее время в связи с изменчивостью макроэкономических условий внешней среды произошли коренные изменения в направлении деятельности культурно -- досуговых учреждений на пути решения задач воспитания молодого поколения в будущем...

Основные тенденции развития образования в современном мире

Необходимо говорить о смене парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостности, его самосозидание, самоформирование, самооформление в личность, персону...

Педагогическое мастерство учителя

Проблема подготовки современного учителя -- одна из важнейших социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки...

Сравнение образовательных систем Древнего мира и Средневековья

Периоды развития воспитания и школы в античном мире: 1. Архаичный (древнегреческий) период. IX в. до н.э. по VIII в. до н.э. 2. Период расцвета Эллады(новогреческий): VII-IVв. до н.э. 3. Эллинистический период: III в. до н.э. - I в. до н.э. Древняя Спарта...

Теоретико-методологические аспекты развития образования опережающего типа

Интернет-образование - одна из тенденций глобализации. Глобализацию определяют, как «сжатие пространства-времени», «преодоление расстояния», «конец географии», что позволяет производствам, товарам...

Теоретические основы воспитания

Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками

Основные направления глобализации образования.

Глобализация это фактор, существенно влияющий на систему образования.
В последние годы термин "глобализация" прочно вошел в научный оборот и политический лексикон. Понятие "глобализация" пришло на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация", и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Важнейшей чертой новой системы становится ее транснациональность. Общепризнанно, что глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия.

На сегодняшний день четкое определение глобализации в научной литературе практически отсутствует.
Рассмотрим, как влияет глобализация на образование. Процесс информатизации, привел к тому, что человеческий ресурс стал новым параметром конкурентоспособности предприятий. Рост влияния таких показателей, как повышение качества товаров и услуг, их диверсификация и сокращение жизненного цикла, на конкурентоспособность заставляет предпринимателей разрабатывать стратегии развития, интегрально решающие вопросы внедрения принципиально новых технологий, типов организации производства, управления и подготовки кадров. Образование и подготовка кадров, таким образом, становятся постоянными составляющими деловой стратегии предприятий.

Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять системе образования свои требования. В частности, главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать "обеспечение непрерывной полготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях.

Так, в докладе "Образование и компетентность в Европе", опубликованном в январе 1989 г. "Круглым столом" европейских промышленников (КСЕП) указывалось, что промышленные корпорации рассматривают образование и подготовку кадров как стратегические инвестиции, жизненно важные для их будущего процветания. В докладе также выражалось сожаление, что "правительства все еще рассматривают образование как исключительно внутреннее дело, из-за чего промышленность может оказывать лишь слабое воздействие на образовательные программы". Вывод, сделанный в докладе, состоял в необходимости усиления связей между образовательными учреждениями и промышленностью, в частности, путем развития дистанционного обучения и образования, а также внедрения в сферу образования компьютерной техники.

В целом указанная стратегия должна была способствовать приспособлению системы образования и профессионального обучения к требованиям промышленных корпораций, действующих сегодня в условиях формирования мирового рыночного пространства.

Требованиям новой модели экономического развития должно соответствовать и содержание школьного образования. По мнению адептов неолиберализма, в условиях глобализации промышленные страны могут успешно конкурировать в борьбе за инвестиции только путем повышения уровня подготовки своей рабочей силы, инновационных способностей научного и технического персонала, обеспечивающих эффективность функционирования предприятий. Современная школа, по их мнению, должна постоянно отслеживать изменения, происходящие на постиндустриальном рынке труда. В этих условиях задача школы - дать будущему работнику широкое образование, включая знания в области предпринимательства, разрешения кризисных ситуаций и др., а также обучить навыкам восприятия новых знаний, с тем чтобы, придя на производство, он смог получить знания, необходимые для выполнения конкретной работы.

Поиск решения проблемы идет по самым разным направлениям. В Великобритании, например, в 80-е годы упор был сделан на развитие системы профессиональной подготовки молодежи. Правительство приняло две специальные программы и финансировало их реализацию "Схемы молодежного профессионального обучения" и "Инициативы в области профессионально-технического образования", направленные на укрепление связи между "школой и производством" и на внедрение предпринимательской культуры в школьное образование. Ныне по этому пути идут французские власти. В частности, в октябре 2000 г. министерство образования Франции совместно с Движением предприятий Франции провели "Неделю взаимодействия школы и предприятия". Цель мероприятия - улучшить взаимодействие школ и предприятий по профессиональной ориентации учащихся, стимулировать интерес школьников к предпринимательству.

Эксперты ОЭСР в начале 90-х годов обратились к концепции непрерывного образования, разработанной еще в 70-е годы, но из-за нефтяного кризиса и начавшейся экономической рецессии не получившей своего воплощения в жизнь. В рамках этой концепции школьное образование рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу постиндустриальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие

Идея непрерывного образования получила поддержку и в деловых кругах. В докладе КСЕП, подготовленном в 1995 г., утверждалось, что человек должен иметь возможность получать образование на протяжении всей его жизни, причем главная задача образования состоит в обучении человека "навыкам восприятия новых знаний".

Основная роль в процессе обучения на протяжении всей жизни отводится системе дистанционного обучения. Как отмечалось в отчете о "круглом столе" стран - членов ОЭСР, состоявшемся в феврале 1996 г. в Филадельфии, новые формы обучения не требуют постоянного присутствия педагогов, но могут реализовываться компаниями, предоставляющими образовательные услуги. Что касается
государственной системы образования, то ей участники "круглого стола" отвели роль гаранта доступа к обучению преимущественно тех, кто "не в состостоянии обеспечить рентабельный спрос на образование". В целом, по мнению деловых кругов, на государство возлагается обязанность обеспечивать гражданам базовое образование.
Однако столь радикальное вытеснение государства из образовательного процесса пока носит декларативный характер. Скорее приведенные выше высказывания отражают стремление деловых кругов, и прежде всего корпораций, работающих в сфере информации и коммуникаций, освоить новый рынок образовательных услуг, формирующийся под влиянием глобализации. Что касается государства, то ему в этом процессе отводится роль финансового донора.

В последнее двадцатилетие многие развитые страны мира осуществляют реформирование национальных систем образования, содержание и направление которых все в большей степени определяет глобализация. Превращение образования в важный фактор конкурентоспособности не только отдельных производителей, но и национальных «экономик в целом требует от системы образования большей гибкости, открытости переменам, способности адекватно реагировать на них. В новых условиях особую важность приобретают вопросы эффективности функционирования образовательных учреждений и рациональности распределения финансовых ресурсов.

По мнению либеральных идеологов глобализации, достижение указанных целей возможно лишь в условиях рыночных отношений в сфере образования. В докладе Мирового банка "Политикой стратегия в области образования", подготовленном в 1995 г., утверждается, что логика глобализации диктует существенное сокращение присутствия государства в сфере образования, поскольку государственное управление ""оставляет мало места для гибкости, столь необходимой для эффективного обучения"

Эксперты Мирового банка считают, что в новых условиях задача государства в сфере образования состоит в гарантировании права бедных на доступ к образованию, распространении информации об образовательных возможностях, обеспечении качества образования путем внедрения образовательных стандартов и мониторинга их соблюдения.

Уже сегодня во многих странах централизованный контроль государства за образовательными учреждениями, особенно школьными, вменяется контролем со стороны местных органов власти и негосударственных организаций, являющихся своего рода попечительскими советами, куда наряду с представителями местного самоуправления и родителями входят представители деловых кругов. Сокращение финансового участия государства в развитии образования, внедрение рыночных методов управления образовательными учреждениями, стимулирование конкуренции между учебными заведениями ведут к коммерциализации образования. Рынок (как институт) начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования, вытесняя из этой сферы государство. Учащиеся все чаще рассматриваются не как граждане, имеющие право на образование, а как потребители образовательных услуг, и на основе такого подхода строятся их взаимоотношения с образовательными учреждениями. Активно входят в жизнь такие понятия, как "рынок образования», образовательные предприятия", "образовательный бизнес" и т.п.

Рыночные силы становятся катализатором трансформации традиционной системы предоставления образования. Появляется все больше негосударственных образовательных учреждений, деятельности которых и предоставляемые ими услуги стремительнодиверсифицируются по мере развития информационных технологий, формирование мирового рынка образовательных услуг, которого к 2005 г. могут составить в 90 млрд. долл. В мае 2000 Ванкувере состоялся первый мировой салон образования, в которого приняли участие 3 тыс. профессионалов, представляющих 458 частных и государственных организаций из 56 стран, занимаются подготовкой кадров, дистанционным обучением, созданием образовательных систем, обучением иностранных студентов и размещение учебных заведений за рубежом, производством технического образования и программного обеспечения для образовательных учреждений. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашен по торговле услугами будет регулироваться его положениями.

Необходимо обратить внимание на то, что сегодня растет число противников глобализации образования. Они считают, что транснациональные корпорации и крупные монополии угрожают национальным образовательным системам, а дальнейшая либерализация и дерегулирование будут означать наступление на права граждан, в том числе на свобод доступ к образованию. Они выступают против усиления утилитарного, потребительского подходов к образованию, против выхолащивай» образования духовности и просветительства.

Глобализация как объективный фактор, имеющий позитивные и негативные влияние требует тщательного учета его на развитие системы образования.

Пережили
индустриализацию, коллективизацию,-
переживем и это.
А.Андреев
Учебные вопросы


Цели
(в результате учения Вы будете)
1. Знать понятие, сущность и основные характеристики процесса информатизации образования.
2. Знать основные положения концепции информатизации образования и направления информатизации, а также содержание государственных и межведомственных программ, способствующих этому процессу.
Учебные материалы
1. Информатизация современного образования
Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Начавшись в 70-х годах прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере. Эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь значительно, что можно вполне обоснованно говорить о формировании на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания - автоматизированной инфосферы .
Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания. Научно доказано, что информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования 54
подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде.
Первые шаги в области информатизации образования были сделаны в нашей стране в 1985 году, когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие «компьютерная грамотность». Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.
Пять лет спустя была разработана и опубликована Концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества .
В Концепции подчеркивалось, что информатизация образования – это «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества». При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.
В Концепции справедливо отмечалось, что информатизация образования представляет собой длительный процесс, который связан не только с развитием необходимой материально-технической базы системы образования. Его главные проблемы связаны с подготовкой учебно-методических комплексов нового поколения и формированием принципиально новой культуры педагогического труда.
Процесс информатизации образования в России развивается по следующим четырем основным направлениям.
1. Оснащение образовательных учреждений современными средствами информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения компьютеров в традиционные учебные дисциплины, средства ИКТ стала развивать и предлагать педагогам новые средства и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все стадии образовательного процесса.
2. Использование современных средств ИКТ, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической 55
информации, как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества.
3. Развитие и все более широкое распространение дистанционного обучения, позволяющего существенным образом расширить масштабы и глубину использования информационно-образовательного пространства.
4. Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков.
Анализ перечисленных выше направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.
В России сегодня существует определенное понимание фундаментальности, научной и социальной значимости этой проблемы . Свидетельством этому является создание научной общественной организации - Академии информатизации образования, Международной академии открытого образования и других организаций, способствующих развитию и совершенствованию этого направления.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию инновационных идей образовательного процесса.
Правда, здесь уместно напомнить о правдивых словах ученого и педагога В.Ф, Взятышева человека всю свою жизнь посвятивший проблема компьютеризации, который говорил в свое время: «Сколько горьких слов я слышал о вреде компьютеризации образования. Какой 56
краской покрывалось мое лицо, когда седовласые Учителя корили меня за то, что занимаюсь автоматизацией проектирования: «Студенты и так плохо соображают, а ваши компьютеры отнимут у них последний разум! Сколько добрых предупреждений от зарубежных профессоров я слышал, чтобы мы не увлекались компьютерами в образовании, не повторяли их ошибок! Мы сетуем, а процесс идет! Сегодня ясно: процесс всеобщей информатизации (и освоения Интернет) остановить невозможно. С ним нужно жить и работать, писать статьи и писать письма» .
Наилучшие результаты при этом удается получить в тех образовательных учреждениях, где применяется комплексный подход к проблеме информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса. Примерами практического осуществления такого подхода в российской системе высшего образования могут служить Московский государственный институт экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Пензенский государственный университет, Российский университет дружбы народов (РУДН), Современный гуманитарный институт и др.
Одной из актуальных проблем развития информатизации сферы образования является обеспечение его информационной поддержки необходимой научной и учебно-методической информацией. В последние годы спрос на такую информацию в сфере образования устойчиво возрастает. Все это вынуждает преподавателей и учащихся ВУЗов и колледжей все чаще обращаться для поиска нужных им сведений в публичные библиотеки, а также прибегать к услугам автоматизированных информационных систем, к информационным ресурсам Интернет.
Развитие данного направления информационного обеспечения сферы образования России представляется сегодня исключительно важным и актуальным, так как современный уровень этого обеспечения по целому ряду причин на один – два порядка ниже, чем в развитых странах. В результате финансовых ограничений уровень комплектования учебных заведений России в последние годы существенным образом снизился и сегодня уже не удовлетворяет современным требованиям. Кроме того, резко сократились тиражи научной и научно-популярной литературы, которая для многих образовательных учреждений становится практически недоступной. Именно поэтому сегодня многие педагоги, студенты и аспиранты ВУЗ’ов мало знают о последних научных достижениях в области глобалистики, синергетики, ноосферологии, биологии, субквантовой физики, теории информации, о новых подходах в решении экономических, социальных и экологических проблем.
Стратегическим направлением решения данной проблемы является создание в стране территориально-распределенных автоматизированных информационных систем, специально 57
ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования необходимой научно-технической и учебно-методической информацией. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Так, например, в настоящее время в России реализуется несколько комплексных программ, среди которых:
Государственная научно-техническая программа «Федеральный информационный фонд»;
Межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»;
Межведомственная программа «Российские электронные библиотеки»;
Межведомственный проект «Сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных фондов России»;
«Создание единого информационно-образовательного пространства»;
«Электронная Россия» и др.;
Реализация этих программ нацелена на создание современной информационно-образовательной и телекоммуникационной среды для науки и образования.
Еще одним важным направлением информатизации образования является развитие фондов сертифицированных компьютерных учебных программ, рекомендуемых для использования в сфере образования. Сегодня в России создан и достаточно активно используется такой фонд, основными задачами которого являются пропаганда и внедрение новых информационных технологий в преподавание общеобразовательных предметов и управление процессом образования. В настоящее время этот фонд содержит уже несколько тысяч сертифицированных программных средств учебного назначения, отвечающих требованиям российских образовательных стандартов. Перечень этих средств регулярно публикуется в специальном каталоге «Компьютерные учебные программы», который издается Институтом информатизации образования Министерства образования России.
Исключительно острой для системы образования является сегодня проблема тиражирования и доставки в учебные организации различного рода пособий, учебников и программных продуктов учебного назначения. Эта проблема в значительной степени может быть решена путем использования новых технологий информационного обслуживания образовательных учреждений. Сегодня эта проблема решается в России по двум направлениям: путем использования возможностей сети Интернет, а также на основе организации континентальной спутниковой телевизионно-компьютерной сети «ТВ-информ». В рамках этой сети в настоящее время создана и функционирует специальная сеть «Информ-образование», основанная на передаче компьютерной информации в составе телевизионного сигнала общероссийского телевидения.

Информатизация образования стала условием для возникновения и развития системы дистанционного обучениия.
2. Глобализация современного образования
Рассмотрим еще один фактор, существенно влияющий на систему образования.
В последние годы термин "глобализация" прочно вошел в научный оборот и политический лексикон. Чаще всего его используют для характеристики изменений, происходящих с конца 70-х годов в системе «мирохозяйственных связей и международных отношений». В частности, известный американский политолог С. Краснер отмечает, что термином """глобализация" обозначаются такие явления, характерные для мирового и; развития в конце XX в., как легитимизация прав человека; унификация, правил заключения торговых сделок; невиданные темпы создания и распространения новых средств связи; увеличение числа и усиление влияния международных неправительственных организаций; быстрый рост международных рынков капитала; расширение легальной и нелегальной иммиграции и др .
Некоторые исследователи полагают, что понятие "глобализация" пришло на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация", и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Важнейшей чертой новой системы становится ее транснациональность. Общепризнанно, что глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия.
Как пишет в своей работе «Глобальное видение и новая наука» М.А. Чешко, термин глобальность означает широкую совокупность процессов и структур, которую можно выразить как процесс взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых разнообразных компонентов мирового сообщества. Иначе говоря, в современном мире создается единое целое, где любое локальное событие определяется событиями в других локусах и наоборот. Эти процессы и выступают как «феномен глобальности и глобализации».
На сегодняшний день четкое определение глобализации в научной литературе практически отсутствует. Проблемами глобализации занимаются многие общественные научные дисциплины, при этом в термин "глобализация" вкладываются присущие конкретной науке специфические значения. Для одних глобализация - "распространение рынка на всю планету", "возрождение универсальных западноцентристских ценностей", "утверждение идеологии неолиберализма", "проявление нового империализма и 59
нового колониализма", "гомогенизация мира". Другие видят в глобализации "движение к общечеловеческим ценностям", "позитивный процесс, способствующий экономической и социальной эффективности", и т.п.
В конце 90-х годов по мере проявления влияния глобализации на национальные, социально-экономические и политические системы взгляды на нее претерпели существенную эволюцию. Не подтвердились многочисленные прогнозы относительно "заката" национальных государств. Такие понятия, как "мировое общество" или "глобальная культура", пока еще больше относятся к сфере социальной фантастики, нежели являются реальностью. Недостаточно эффективны в достижении поставленных целей международные организации, которые, по мысли отдельных авторов, должны были стать основой нового глобального политического управления. Более того, их все чаще критикуют за лоббирование интересов транснациональных корпораций и внедрение рыночной идеологии во все сферы деятельности и по всему миру. Как писал французский исследователь Э.Перро, глобализация представляет собой "процесс интеграции разнообразных культур в единую рыночную логику".
В последнее время со всей очевидностью проявились негативные последствия глобализации. В первую очередь это относится к таким сферам, как массовая информация и мировые финансы, где глобализация приобрела наиболее ясные и четкие формы.
Так, вместо "планетарной деревни", в которую должен был превратиться мир благодаря революционным изменениям в сфере телекоммуникаций и созданию глобальной сети Интернет, сегодня все больше говорят о "культурном империализме" и навязываемой насильственной вестернизации. Активизируются движения в защиту прав граждан и потребителей на свободный доступ к информации и культурному наследию. Последнее требование приобретает особое звучание, если учесть, что под влиянием стимулируемой глобализацией миграции населения общества в развитых странах становятся во все большей степени многоэтническими и мультакультурными, в то время как по каналам средств массовой информации гражданам навязываются стандартизированные культурные стереотипы. Что касается развивающихся стран, то там культурная глобализация чревата ростом напряжения в обществе, поскольку ведет к трансформации или разрушению традиционных связей, ценностей и поведенческих моделей.
Кризисы, потрясшие мировую финансовую систему и финансовые рынки, на которых котируются акции высокотехнологичных компаний, составляющих основу "экономики знаний", показали, что глобализация не устранила противоречий свободно-рыночной экономики, но лишь перенесла их на глобальный уровень.
60
Негативные проявления глобализации и неоправдавшиеся прогнозы тем не менее не устраняют того факта, что глобализация носит объективный характер и стала результатом экономических, политических, иституциональных и социальных перемен, вызванных радикальными преобразованиями в производственной сфере под влиянием технологического переворота, связанного в первую очередь с микроэлектронной революцией.
Рассмотрим, как влияет глобализация на образование. Процесс информатизации, рассмотренный выше, привел к тому, что человеческий ресурс стал новым параметром конкурентоспособности предприятий. Рост влияния таких показателей, как повышение качества товаров и услуг, их диверсификация и сокращение жизненного цикла, на конкурентоспособность заставляет предпринимателей разрабатывать стратегии развития, интегрально решающие вопросы внедрения принципиально новых технологий, типов организации производства, управления и подготовки кадров. Образование и подготовка кадров, таким образом, становятся постоянными составляющими деловой стратегии предприятий.
Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять системе образования свои требования. В частности, главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать "обеспечение непрерывной полготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях.
Так, в докладе "Образование и компетентность в Европе", опубликованном в январе 1989 г. "Круглым столом" европейских промышленников (КСЕП) указывалось, что промышленные корпорации рассматривают образование и подготовку кадров как стратегические инвестиции, жизненно важные для их будущего процветания. В докладе также выражалось сожаление, что "правительства все еще рассматривают образование как исключительно внутреннее дело, из-за чего промышленность может оказывать лишь слабое воздействие на образовательные программы". Вывод, сделанный в докладе, состоял в необходимости усиления связей между образовательными учреждениями и промышленностью, в частности, путем развития дистанционного обучения и образования, а также внедрения в сферу образования компьютерной техники.
В целом указанная стратегия должна была способствовать приспособлению системы образования и профессионального обучения к требованиям промышленных корпораций, действующих сегодня в условиях формирования мирового рыночного пространства.
Требованиям новой модели экономического развития должно соответствовать и содержание школьного образования. По мнению адептов неолиберализма, в условиях глобализации промышленные 61
страны могут успешно конкурировать в борьбе за инвестиции только путем повышения уровня подготовки своей рабочей силы, инновационных способностей научного и технического персонала, обеспечивающих эффективность функционирования предприятий. Современная школа, по их мнению, должна постоянно отслеживать изменения, происходящие на постиндустриальном рынке труда. В этих условиях задача школы - дать будущему работнику широкое образование, включая знания в области предпринимательства, разрешения кризисных ситуаций и др., а также обучить навыкам восприятия новых знаний, с тем чтобы, придя на производство, он смог получить знания, необходимые для выполнения конкретной работы.
Поиск решения проблемы идет по самым разным направлениям. В Великобритании, например, в 80-е годы упор был сделан на развитие системы профессиональной подготовки молодежи. Правительство приняло две специальные программы и финансировало их реализацию "Схемы молодежного профессионального обучения" и "Инициативы в области профессионально-технического образования", направленные на укрепление связи между "школой и производством" и на внедрение предпринимательской культуры в школьное образование. Ныне по этому пути идут французские власти. В частности, в октябре 2000 г. министерство образования Франции совместно с Движением предприятий Франции провели "Неделю взаимодействия школы и предприятия". Цель мероприятия - улучшить взаимодействие школ и предприятий по профессиональной ориентации учащихся, стимулировать интерес школьников к предпринимательству.
Эксперты ОЭСР в начале 90-х годов обратились к концепции непрерывного образования, разработанной еще в 70-е годы, но из-за нефтяного кризиса и начавшейся экономической рецессии не получившей своего воплощения в жизнь. В рамках этой концепции школьное образование рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу постиндустриальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие
Идея непрерывного образования получила поддержку и в деловых кругах. В докладе КСЕП, подготовленном в 1995 г., утверждалось, что человек должен иметь возможность получать образование на протяжении всей его жизни, причем главная задача образования состоит в обучении человека "навыкам восприятия новых знаний".
Основная роль в процессе обучения на протяжении всей жизни отводится системе дистанционного обучения. Как отмечалось в отчете о "круглом столе" стран - членов ОЭСР, состоявшемся в феврале 1996 г. в Филадельфии, новые формы обучения не требуют постоянного присутствия педагогов, но могут реализовываться компаниями, предоставляющими образовательные услуги. Что касается 62
государственной системы образования, то ей участники "круглого стола" отвели роль гаранта доступа к обучению преимущественно тех, кто "не в состостоянии обеспечить рентабельный спрос на образование". В целом, по мнению деловых кругов, на государство возлагается обязанность обеспечивать гражданам базовое образование.
Эксперты ОЭСР в начале 90-х годов обратились к концепции непрерывного образования, разработанной еще в 70-е годы, но из-за нефтяного кризиса и начавшейся экономической рецессии не получившей своего воплощения в жизнь. В рамках этой концепции школьное образование рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу постиндустриальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие.
Однако столь радикальное вытеснение государства из образовательного процесса пока носит декларативный характер. Скорее приведенные выше высказывания отражают стремление деловых кругов, и прежде всего корпораций, работающих в сфере информации и коммуникаций, освоить новый рынок образовательных услуг, формирующийся под влиянием глобализации. Что касается государства, то ему в этом процессе отводится роль финансового донора.
В последнее двадцатилетие многие развитые страны мира осуществляют реформирование национальных систем образования, содержание и направление которых все в большей степени определяет глобализация. Превращение образования в важный фактор конкурентоспособности не только отдельных производителей, но и национальных «экономик в целом требует от системы образования большей гибкости, открытости переменам, способности адекватно реагировать на них. В новых условиях особую важность приобретают вопросы эффективности функционирования образовательных учреждений и рациональности распределения финансовых ресурсов.
По мнению либеральных идеологов глобализации, достижение указанных целей возможно лишь в условиях рыночных отношений в сфере образования. В докладе Мирового банка "Политикой стратегия в области образования", подготовленном в 1995 г., утверждается, что логика глобализации диктует существенное сокращение присутствия государства в сфере образования, поскольку государственное управление ""оставляет мало места для гибкости, столь необходимой для эффективного обучения"
Эксперты Мирового банка считают, что в новых условиях задача государства в сфере образования состоит в гарантировании права бедных на доступ к образованию, распространении информации об образовательных возможностях, обеспечении качества образования путем внедрения образовательных стандартов и мониторинга их соблюдения.

Уже сегодня во многих странах централизованный контроль государства за образовательными учреждениями, особенно школьными, вменяется контролем со стороны местных органов власти и негосударственных организаций, являющихся своего рода попечительскими советами, куда наряду с представителями местного самоуправления и родителями входят представители деловых кругов. Сокращение финансового участия государства в развитии образования, внедрение рыночных методов управления образовательными учреждениями, стимулирование конкуренции между учебными заведениями ведут к коммерциализации образования. Рынок (как институт) начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования, вытесняя из этой сферы государство. Учащиеся все чаще рассматриваются не как граждане, имеющие право на образование, а как потребители образовательных услуг, и на основе такого подхода строятся их взаимоотношения с образовательными учреждениями. Активно входят в жизнь такие понятия, как "рынок образования», образовательные предприятия", "образовательный бизнес" и т.п.
Рыночные силы становятся катализатором трансформации традиционной системы предоставления образования. Появляется все больше негосударственных образовательных учреждений, деятельности которых и предоставляемые ими услуги стремительнодиверсифицируются по мере развития информационных технологий, формирование мирового рынка образовательных услуг, которого к 2005 г. могут составить в 90 млрд. долл. В мае 2000 Ванкувере состоялся первый мировой салон образования, в которого приняли участие 3 тыс. профессионалов, представляющих 458 частных и государственных организаций из 56 стран, занимаются подготовкой кадров, дистанционным обучением, созданием образовательных систем, обучением иностранных студентов и размещение учебных заведений за рубежом, производством технического образования и программного обеспечения для образовательных учреждений. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашен по торговле услугами будет регулироваться его положениями.
Необходимо обратить внимание на то, что сегодня растет число противников глобализации образования. Они считают, что транснациональные корпорации и крупные монополии угрожают национальным образовательным системам, а дальнейшая либерализация и дерегулирование будут означать наступление на права граждан, в том числе на свобод доступ к образованию. Они выступают против усиления утилитарного, потребительского подходов к образованию, против выхолащивай» образования духовности и просветительства.

Глобализация как объективный фактор, имеющий позитивные и негативные влияние требует тщательного учета его на развитие системы образования.
Выводы
1.
Информатизация является объективной закономерностью развития общества и системы образования. Отличительной чертой этого явления является широкомасштабное применение информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе Интернет во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и образовании.
2.
Термин "глобализация" пришло на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация" и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия, в том числе и образование.
3.
Одним из следствий глобализации, а также в силу индустриализации и коммерционализации образования возникает понятие образовательные услуги. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в перечень услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашен по торговле услугами будет регулироваться его положениями. Это было подтверждено документами на мировом салоне образования в Ванкувере в 2000г.
Вопросы для самоконтроля и рефлексии
1. Дайте определение процесса информатизации и глобализации образования. Отметьте их положительные и отрицательные стороны.
2. Обоснуйте объективность и процессов и их всеобщность для различных сфер жизни общества.
3. Обоснуйте положение о том, что процессы информатизации и глобализации образования являются объективными процессами, характерными не только для системы образования.
4. Приведите конкретные примеры результатов информатизации и глобализации образования на уровне образовательного учреждения, где вы обучаетесь.
5. Сформулируйте отличия глобализации и интернационализации.

Литература
1. Колин К.К. Социальная информатика-М.:-198с
2. Концепция информатизации образования. «Информатика и образование». М., 1990. № 1.
3. Колин К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема. «Дистанционное образование». М., 1998, № 4.
4. Анненков В.В., Взятышев В.Ф., Казакова, Овсейцев А.А. «Учебно-научные сетевые дискуссии и их роль в активизации самостоятельной работы студентов». – М.: МЭИ,СТОИК, 2002
5. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского общества. Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». Изд-во «Наука». М., 1996, вып. 8.
6. Животовская И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты Глобализация и образование Сб. обзоров Отв ред Зарецкая С.Л. –М.: ИНИОН,2001. -с.21-38.
7. Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. - М.1998. - 81 с.

Воздействие мировых социальных, экономических, политических, культурных и образовательных процессов усиливает тенденции увеличения взаимовлияния стран и народов. В условиях глобализации образования происходят существенные изменения группового и индивидуального сознания людей, жесткая конкуренции цивилизационных моделей, каждая из которых вносит свои краски в развитие мировой культуры и педагогики. Глобализация в сфере образования принимает определенные очертания в первую очередь под влиянием основных мировых цивилизаций Запада, Евразии и Востока.

Глобализация сулит человечеству качественно важные изменения в сфере культуры и образования. Открываются новые возможности обмена педагогическими знаниями, проектами. Образование становится мостом между воспитательными идеалами Севера и Юга – развитых и развивающихся стран. Как замечает в связи с этим филиппинский педагог Э. А. Аберин, глобализация сулит "новый синтез" национальных и мировых ценностей образования и воспитания. Увеличиваются возможности личности овладевать новыми и разнообразными духовными богатствами. Меняются направления и принципы воспитания и образования. Анализируя такую трансформацию, американский ученый Р. Хенви говорит о нарастании в воспитании "мировоззренческой перспективы" в виде широкого и открытого взгляда па многообразный социум, уважения любых "образов мира". Педагогическим принципом становится формула: "Культура моего народа нс лучше и не хуже культуры любого другого народа, в ней может быть то, чего нет в других культурах, но может присутствовать многое, что присуще другим культурам; следовательно, мое духовное обогащение зависит от моего умения вступать в диалог с иными культурами".

Глобализация оказывает неоднозначное воздействие на образование. Возникает немало социальных, культурных и педагогических проблем. Есть опасность, что глобализация может наносить ущерб национальным ценностям в воспитании, обострять проблемы несоблюдения социальной справедливости в сфере образования в соответствии с культурными, этническими, языковыми и прочими различиями. Системы образования многих стран испытывают сильнейший напор стандартов американской цивилизации. Подобный "американистский перекос", по словам австрийского ученого К.-Х. Грубера, вызывает отторжение у сторонников культурного многообразия при воспитании и образовании.

Отдельные государства как объекты глобализации образования выглядят сложным феноменом. Они включают в первую очередь несколько подсистем и социальных страт: педагогическую науку, структуры формального и непрерывного образования, учащихся и их семьи; преподавательский корпус. Судьбы подобного объекта складываются по-разному. Не исключен его распад (Чехословакия, Югославия и др.). В целом вследствие глобализации имеется тенденция к интеграции и расширению образовательных пространств.

Во многих государствах в немалой степени под влиянием глобализации возникает новая национальная общность. Последствия глобализации для культуры и воспитания могут быть различными: исчезновение национального многообразия культуры и воспитания; сосуществование глобальной и многонациональной культур и воспитания без сколько-нибудь заметной их интеграции; синтез глобальной и многонациональных культур и воспитания. В последнем случае глобализация вовсе нс означает культурную универсализацию и гомогенизацию воспитания. Напротив, в воспитании происходит слияние, взаимодействие мировых и национальных ценностей культуры.

Стремление к созданию общности образовательного пространства – историческая традиция жителей Нового Света и Зеленого континента. Непрестанный поток иммигрантов привел к появлению в США, Канаде и Австралии уникального национального и культурного многоцветия. Воспитание оказалось мощным инструментом государственности и национального объединения. Вместе с тем всегда сохранялись стремления отдельных национальных групп путем воспитания и образования сберечь и развить язык и культуру предков. Современная педагогическая политика – продолжение традиций исторически длительного и неоднозначного процесса конвергенции населения Северной Америки и Зеленого континента.

В Западной Европе на притяжении последних 50 лет возник крупнейший в мире транснациональный объект воспитания и образования. Это произошло в условиях демографических перемен, которые привели к тому, что население Западной Европы сделалось значительно более пестрым в культурном и этническом отношении.

Педагоги Западной Европы ставят вопросы образования на фоне и под влиянием глобализации. Принципы образования аккумулированы в виде лозунга "учить жить вместе" (learning to live together). Воспитание предназначено для развития плюралистической европейской идентичности, восприятия личностью ценностей различных этносов и культур, для конструктивного диалога жителей Европы. Образование должно удовлетворять потребности национальных и общеевропейской культур. Подчеркивается двойная функция воспитания европейской гражданственности: поощрения национальной самобытности и преодоления национальных антагонизмов.

В сфере образования эффективно действуют два главных интеграционных объединения – Совет Европы и Европейский союз. Школа и педагогическая наука принимают активное участие в строительстве "европейского дома". Создание общего образовательного пространства, воспитание европейского сознания – одни из главных векторов интеграции. Движение в этом направлении происходит при поддержке разветвленной структуры политических, научных, общественных институтов: Конференции министров образования, Европейского фонда культуры, Европейской ассоциации преподавателей, Европейской сети исследований в области образования, Европейского общества сравнительной педагогики и др.

Инициативы Совета Европы и Европейского союза предусматривают формирование гражданина Европы на основе диалога и сотрудничества участников интеграционных процессов. При воспитании гражданина Европы предлагается учитывать историческую и культурную общность Запада. Рекомендуется опираться на дидактические материалы, отражающие такую общность. Объединенная Европа придает особое значение согласованным решениям проблем воспитания и обучения. На пространстве Европейского союза возникает мощная федерация, существенным инструментом создания которой оказывается глобализация в сфере образования. Начало этого процесса относится к середине прошлого столетия. В 1954 г. Совет Европы принял Европейскую культурную конвенцию, где подчеркнута приоритетная роль образования в развитии европейской культуры. В дальнейшем Советом Европы принимаются новые документы, где всякий раз подчеркивается подобная стратегическая цель. В соответствии с ней даются педагогические рекомендации. Тематика рекомендаций по единой педагогической политике чрезвычайно обширна: экологическое воспитание (1991), борьба с расизмом и ксенофобией (1993), воспитание религиозной терпимости (1993), равенство полов в образовании (1995) и др.

Европейская интеграция создает новые проблемы в образовании. Требуется учитывать культурно-образовательные интересы возникающих суперэтносов и одновременно предусматривать развитие и обогащение путем образования и воспитания языков и культур национальных меньшинств. Нарастает злободневность сотрудничества в сфере культуры и образования представителей больших и малых этносов, европейцев и неевропейцев, христиан и мусульман, иммигрантов и автохтонов. Европейский союз, решая задачи создания общего образовательного пространства, должен ответить на культурно-образовательные запросы представителей региональных и транснациональных малых культур. Выстраивание новых отношений с национальными меньшинствами – важнейшее направление педагогической политики Европейского союза. Правящие элиты Западной Европы на протяжении последних 50 лет прошли путь от имперских амбиций относительно национальных меньшинств до признания их права на достойное и особое воспитание и обучение. В политических кругах сосуществуют два взгляда на будущее этих меньшинств: необходимость их адаптации и поддержка культурно-образовательных интересов. Главным стратегическим ориентиром остается интеграция путем образования и воспитания в культуру доминирующих наций.

К духовному сближению европейских народов привлекается школа. В 1990 г. вступила в силу многолетняя программа ЛИНГВА, инициирующая изучение официальных языков Евросоюза в западноевропейских общеобразовательных учебных заведениях. Реформа должна содействовать успешным контактам и сотрудничеству жителей Европы.

"Разделение Европы но языковому признаку подрывает европейскую интеграцию", – говорит французский филолог Ж.-П. Венсан. Вместе с другими учеными он полагает, что во имя достижения европейского единства целесообразно внедрять обязательное обучение единому для всех языку. Впрочем, известно, что такую роль уже выполняет английский язык. Но это не устраивает Ж.-П. Венсана, как и его единомышленников – сторонников европейской интеграции и противников экспансии англоязычной американской культуры. Ими выдвигаются довольно неожиданные проекты. В 2005 г. они выступили с предложением повсеместно и обязательно обучать латыни в школах Европы.

Очевидно, однако, что возвращение в средневековье, когда латынь была языком обучения и общения европейцев, выглядит явной утопией.

Воспитание "европейского сознания" ставится в зависимость в большой мере и от содержания общеобразовательных гуманитарных учебных курсов, в первую очередь по истории. На встрече глав государств Европы (Вена, 1993) была подчеркнута необходимость пересмотра преподавания истории и изъятия учебных материалов, которые могут поощрять расовые и националистические стереотипы. Кое-что в этом направлении делается. Так, во Франции и Германии сокращен объем изучения тем, посвященных европейским войнам и религиозным противостояниям; одновременно более обстоятельно излагаются экономические, культурные связи народов Европы.

Многие рекомендации и директивы Совета Европы и Европейского союза по налаживанию путем образования межкультурного диалога далеки от систематического осуществления. Власти отдельных государств отодвигают соответствующие педагогические проекты на задний план. Не предпринимается систематических усилий, направленных на сохранение культур малых этносов. Часто дело ограничивается заявлениями, за которыми следуют мало- значимые реальные меры.

Курс на укрепление европейского образовательного пространства по-разному отражен в политике отдельных государств. Так, в Великобритании официально признана необходимость воспитания в духе межкультурного диалога. В докладе Национальной комиссии по образованию (1993) подчеркнуто: чтобы дети росли гражданами демократического общества, они должны быть в числе прочего воспитаны в толерантном духе. О перспективе воспитания в направлении диалога культур говорится в документах Британского школьного совета: "Хорошее образование означает осмысление своего сообщества, достаточное знание и понимание других сообществ. Хорошее образование не может базироваться лишь на одной культуре, и в Британии, где этнические меньшинства непрестанно формируют и составляют часть населения, воспитание должно сглаживать противоречия между культурами и не пытаться навязывать доминирующую культуру. Напротив, воспитание должно впитывать опыт многих культур, чтобы развивать общество и расширять культурные горизонты каждого".

Путь официальной Британии к признанию интересов субкультур в сфере образования претерпел определенную эволюцию – от планов ассимиляции до педагогической поддержки многообразия культур. Национальная ассоциация мультирасового воспитания предложила программу, которая предусматривала: 1) введение информации о национальных меньшинствах в учебные пособия; 2) создание пособий и учебных программ для этнических и расовых меньшинств; 3) учет в учебных программах предложений по воспитанию осознания этнической принадлежности; 4) специальные занятия по ознакомлению с культурами меньшинств.

На традиционных ценностях демократии, уважения культурных и расовых различий основана политика в сфере образования Французской республики. В инструкциях Министерства образования Франции (1985) мы читаем: "В процессе обучения необходимо воспитывать личность цивилизованного и демократического обществ... с чувствами... уважения к другим людям... неприятия расизма, понимания универсальности различных культур..."

Поучительный пример общего культурно-образовательного пространства, баланса в сфере воспитания, с одной стороны, общенациональных интересов, а с другой – культурных и образовательных интересов различных этнических групп дает Бельгия. Система образования в Бельгии на первый взгляд хаотична. Но это поверхностное впечатление. Многонациональная школа работает, как хорошо отлаженный механизм, детали которого состыкованы со специфическими социокультурными, этническими и политическими условиями. Школа – органическое звено особого федерального устройства. В стране существуют три равноправные лингвистические общины: 1) фламандская; 2) франкоговорящая (франкофоны); 3) немецкоговорящая. Королевство поделено на три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель. Регионы имеют значительные права в сфере просвещения. Они фактически распределяют средства, выделяемые на школу. В правительстве три министра образования, которые представляют интересы автохтонных этнических групп, светских школ и учебных заведений, находящихся под контролем церквей (прежде всего католической). Полномочия распределены между центральными и региональными властями. Так, министерства контролируют обязательность обучения, стандартность типов учебных заведений, наполняемость классов, ведают выдачей дипломов об образовании, выплатой заработной платы и т.д. Регионы отвечают за обучение родному языку, профессиональное и непрерывное образование, физическое воспитание школьников и пр.

Таким образом, в педагогической политике Западной Европы сильна тяга к культурной универсализации и интеграции. Европейские лидеры питают надежды на возникновение новой европейской идентичности. Вряд ли, однако, можно предполагать, будто интеграция в сфере воспитания и образования приведет к появлению некоего "европейского народа". Тем не менее в Западной Европе вполне реальны достижения по организации общего культурно-образовательного пространства, сохранению и развитию путем воспитания культуры доминирующих и малых народов.

Во многом идут вразрез с демократическим курсом на создание общего образовательного пространства Латвия, Литва и Эстония. В государственных декларациях стран Балтии по вопросам образования и культуры нет прямых рекомендаций дискриминации образовательной меньшинств. Более того, официально признается правомерность учета мультикультурного фактора в образовании. Так, в Генеральной концепции образования в Литве (1994) записано о предназначении образования оберегать и поощрять плюралистичную культуру, обогащенную национальными меньшинствами.

Однако подобные декларации перечеркиваются другими официальными документами и практическими шагами. Обратимся для примера к Латвии. Латвийский парламент в 2005 г. принял общеевропейские документы о гарантиях культурных и образовательных прав для национальных меньшинств. Однако согласно латвийской версии в число людей, которые могли бы рассчитывать на подобные гарантии, не попали сотни тысяч русских и русскоязычных, которые имеют статус неграждан. Власти Латвии вытесняют из сферы образования русский язык и языки других национальных меньшинств. Они добиваются повсеместного перехода с обучения на русском языке к обучению исключительно на латышском языке. Русскоязычным общеобразовательным учебным заведениям отказывают в государственной финансовой поддержке как учреждениям, где обучение идет не на национальном языке. Число обучающихся на русском языке сокращается. Сокращение можно объяснить тем, что расширяется обучение коренных этносов на родном языке. Официальная педагогика справедливо заботится о развитии национальной школы, расширении использования латышского языка. Но такой процесс рассматривается фактически вне диалога латвийской и русскоязычной школ.

Проблема глобализации и интеграции образовательного пространства касается всех крупных государств Азии и Африки. В отдельных случаях признается актуальность проблемы. Филиппинский педагог Э. Аберин считает, что во имя национальной идентичности следует путем воспитания развивать и сближать культурные традиции, внедрять повсеместное обучение на общенациональном языке.

Педагогика в афро-азиатском регионе в целом остается за пределами идей создания общего национального образовательного пространства. Исключение в определенной степени составляет ЮАР. Государственные школы ЮАР открыты для детей и подростков без различия рас. В вузах поощряется обучение африканских студентов. Реформы по сегрегации создали благоприятный климат для воспитания и образования. В педагогике растет понимание того, что правом на достойное воспитание обладают все дети Южной Африки, включая представителей различных культур. Говорить, однако, о триумфе педагогики межнационального диалога в ЮАР преждевременно. На смену белому апартеиду приходит этноцентризм черного большинства. Многие африканские интеллектуалы убеждены, что воспитание заключается в противостоянии западным и европейским ценностям. Среди части образованных африканцев, впрочем, бытует иное мнение. Декларируется целесообразность совместных усилий белых и африканцев в образовании, использования педагогических ценностей Запада. Приведем соответствующие высказывания представителей чернокожей элиты ЮАР: "Все то, что преподается нашим детям в многонациональных школах, является западным. Предпосылок для африканских ценностей нет. Наши дети проводят большую часть времени в школе... и становятся в плане культуры совершенно иными, чем мы, так что это также облегчает им сближение с другими, отличными от нас народами". "Вестернизация, если только она не означает утраты своих ценностей и традиций, вещь прекрасная".

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РОССИЙСКУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

О. И. ЛАНИНА

В статье рассматривается воздействие процессов глобализации на российскую систему образования. Под глобализацией понимается широкая совокупность процессов и структур самых разнообразных компонентов мирового сообщества. Один из важнейших глобализационных процессов - это вхождение России в общеевропейское образовательное пространство.

Ключевые слова: глобализация, глобализационные процессы, инновационный путь развития, интеграция российского образования, общеевропейская система образования, единое образовательное пространство.

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества мирового масштаба, без влияния которой сегодня не остается ни одна сфера общественной жизни, является процесс глобализации, резкое ускорение которого произошло в последней четверти прошлого века.

Сегодня глобализационные процессы являются предметом пристального внимания многих исследователей, так как они являются реальностью всего мира и ведут к универсализации и унификации экономических, политических и культурных явлений в странах, которые создают информационное общество.

Как считают некоторые западные эксперты, глобализация является наиболее фундаментальным вызовом, с которым сталкиваются все государства мира.

Среди всех направлений глобализации: экономических, политических, культурных и др., экономическое направление является наиболее «продвинутым».

Что такое глобализация?

Большинство исследователей обращают внимание на функциональный аспект этого процесса, его последствия. Под глобализацией понимается широкая совокупность процессов и структур, представляющих собой процесс взаимопроникновения, взаимозависимости и взаимообусловленности самых разнообразных компонентов мирового сообщества.

Модный термин «глобализация» все чаще встречается на страницах почти всех исследований, посвященных современным проблемам всей системы образования, в том числе высшего. При рассмотрении вопросов образования в контексте

глобализации речь идет как о влиянии глобализации на развитие высшего образования, так и о роли высшего образования в этом процессе. Глобализация - неотделимое от новых форм общественной жизни и новых парадигм производство знания.

Глобализацию называют «чумой ХХ века». В ходе обсуждения ей рисуют апокалиптические и катастрофические образы. Вместе с тем, глобализация - это объективный исторический процесс, который возник не на рубеже ХХ и XXI вв., когда началось широкое обсуждение, а гораздо раньше. В некоторых странах, в том числе и в России, об этом задумывались еще в Х1Х в.

Одним из самых примечательных событий прошлого века, по мнению некоторых западных экспертов, является превращение высшего образования в экономически развитых странах в массовое, что привело, например, в странах Западной Европы к резкому увеличению численности студентов (в 10 раз).

По определению ЮНЕСКО, ХХ1 в. назван «Веком образования». Следует заметить, что высказывания о снижении престижа высшего образования не только не оправдались, но и более того в мире происходит «образовательный бум».

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между различными странами, широкое использование иностранных языков (особенно английского) для международного общения, рост международного туризма, рост использования интернета, превратившегося не только в универсальное средство общения, но и становящегося все более признанным инструментом учебной и научной дея-

тельности. Понятно, что и образование не может стоять в стороне от процесса всеобщей интеграции, стандартизации и сближения между разными странами мира.

В условиях глобализации происходит, с одной стороны, объединение как отдельных отраслей промышленности, так и экономики в целом, с системой образования с целью превращения интеллектуального потенциала города, региона или страны в факторы, которые способствуют достижению экономического роста и решению других социальных задач.

С другой стороны, происходит интернационализация всех сфер жизни: экономической, политической, социальной, культурной, которая требует обмена не только товарами и капиталами, но и знаниями, а также и студентами и преподавателями между высшими учебными заведениями как в пределах одной страны, так и между странами.

ХХ1 в., ставший веком глобализации и формирования постиндустриального общества, несет новые мотивы, интересы и стимулы в систему образования . Новые подходы к образованию в условиях глобализации определяет и инновационный путь развития, который обоснован федеральной целевой программой развития образования (ФЦПРО) на 2011-2015 гг. Данная программа представляет собой комплекс различных мероприятий, действие которых направлено на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием в среднесрочной перспективе .

Процесс глобализации обострил старые и породил новые проблемы в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования. Ведущие страны мира начали преобразование национальных образовательных систем, ориентированное на универсализацию, унификацию, стандартизацию, в конечном счете, интеграцию, общей тенденцией которой стало придание образованию свойств открытости, примером которой может служить мобильность студентов и преподавателей.

Воздействие глобализации на образовательные модели неоднозначно.

Сфера образования чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к меняющимся потребностям и активно влияет на ее состояние. Образование реагирует на решение как национальных, так и общемировых проблем. Оно оказывает влияние на развитие интеграционных и дезинтеграционных тенденций, поддерживает или, напротив, тормозит их, упреждая

развитие событий, способствует духовному единению и взаимопониманию людей, так как напрямую связано с развитием человека, формированием его духовных и нравственных ценностей.

Процесс глобализации получил отражение в ряде документов, например, Болонской декларации, которая была принята 29 европейскими государствами в 1999 г. Понятно, что, будучи ев-роазийской страной, участия в глобализационных процессах России не избежать. Поэтому в сентябре 2003 г. Россия официально закрепила свое участие в Болонском процессе. Болонская декларация провозгласила: сокращение нормативных сроков обучения и переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (бакалавр / магистр); унификацию структуры и организацию докторских программ (отмена двухуровневой структуры научных степеней); информатизацию образования и развитие дистанционных технологий обучения и др.

Для всех стран, подписавших Болонскую декларацию, все ее положения являются обязательными и должны быть реализованы в течение 10-летнего периода.

С самого начала Болонский процесс был призван увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников .

Одним из важнейших глобализационных процессов является вхождение России в общеевропейское образовательное пространство.

Смысл интеграции российского образования в общеевропейскую систему образования и создание единого образовательного пространства подиктованы социально-экономической целесообразностью и возросшей мобильностью общества, возрастанием роли знаний, необходимых для укрепления его интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала.

Интеграция России в европейское образовательное пространство обеспечивает конкурентоспособность российского образования, что позволяет добиться «узнаваемости» наших образовательных стандартов и программ на рынке образовательных услуг .

В российском образовании на пути модернизации и вхождения России в европейское образовательное пространство существуют проблемы

объективного и субъективного характера. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, Россия, хотя и является страной евроазийского типа, но, по выражению Г. Хоф-стеда, имеет свое особое «культурное измерение». В сфере образования это выражается в том, что образование в России отличается от образования в странах Запада. Так, например, в одних странах учат учиться самостоятельно на протяжении всей жизни; неопределенности учебных программ, отсутствию стабильности в расписании занятий не придается особого значения. Напротив, в России имеется четкий Государственный образовательный стандарт на всех уровнях образования; программы четко структурированы, обучение проводится по четкому стабильному расписанию.

Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и его формирование происходило с учетом российского менталитета. В связи с этим, все преобразования должны проходить постепенно и с учетом ценностных образовательных приоритетов россиян.

Следующий момент - проблема языковых барьеров в образовательном пространстве. В западных странах специалисты и ученые свободно владеют английским языком. Наши программы обучения иностранному языку ориентированы на усвоение студентами навыков перевода текста.

Пока еще остро стоит проблема системы кредитов (зачетных учебных единиц). В странах Запада эта система ориентирована на свободное перемещение студентов по университетам, возможность получения нескольких специальностей, непрерывную систему образования. Для нашей страны это дело новое. Еще не разработан механизм набора кредитных единиц, их аттестация и т. д.

Еще одна проблема - отсутствие должной мобильности преподавателей и студентов вузов по сравнению, например, с США и Западной Европой. В настоящее время отсутствуют согласованные программы обучения, не решены экономические вопросы обучения студентов не только в зарубежных университетах, но и отечественных. Для обучения зарубежных студентов у нас не достает инфраструктуры, да и языковой подготовки преподавателей. В связи с этим необходимо создание комплекса условий для повышения мобильности преподавателей и студентов, с сохранением научного потенциала и научных школ.

Интеграция российского образования в общеевропейское образовательное пространство является необходимостью вследствие того, что образование и наука на современном этапе являются не только культурным, но и одним из решающих факторов политического и экономического развития, а также эффективным способом международного общения. И это особенно необходимо учитывать сейчас, когда обмен информацией, высококвалифицированными специалистами, перспективными научными исследованиями становятся обязательным условием экономического успеха многих стран мира .

Уже сегодня в развитии отечественного образования с учетом вхождения России в мировое экономическое сообщество необходимо учитывать основные общемировые тенденции .

Проблема центра и периферии, которой нет, например, в США, у нас стоит еще остро. Исторически, со времен СССР, сложилось так, что в ведущих московских и санкт-петербургских вузах сосредоточен основной интеллектуальный потенциал страны. Решить эту проблему можно путем создания ряда научно-образовательных центров России, но это требует больших материальных затрат и времени.

В заключение следует отметить, что процесс глобализации для России необратим. Россия неизбежно должна интегрировать в мировое образовательное пространство. При этом обязательно должно быть учтено, что отрицание старого новым необходимо осуществить не через уничтожение, как это нередко бывало в России, а через преемственность.

Глобализация мирового образовательного пространства - процесс длительный и сложный, связанный со многими ограничительными факторами (языковой барьер, исторические традиции, различия культур, идеологий, религий и т. д.). Но процесс этот уже идет.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что глобализационные процессы, охватившие все сферы жизни, в том числе и образование, стали вполне логичной и закономерной составляющей всеобщей глобализации.

Литература

1. Ланина О. И. Парадигма державности в развитии Российского государства: мат-лы Междунар. науч. конф. 14-16 июня 2011 г. / гл. ред. В. М. Юрьев. Тамбов, 2011.

2. Ланина О. И. Развитие образования - основа формирования нового типа общественного устройства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 4.

3. Ланина О. И., Бочарова О. Н., Потокина С. А. Императивы интеграции российского образования в общеевропейскую систему образования // Культурно-исторические процессы и явления. Македония. 2012. № 5.

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. URL: http://garant.ru

IMPACT OF GLOBALIZATION ON THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

In article impact of globalization processes on the Russian education system is considered. Globalization is understood as wide set of processes and structures of the most various components of the world community. One of the major globalization processes is an entry of Russia into the all-European educational space.

Key words: globalization, globalization processes, innovative way of development, integration of Russian education, all-European education system, uniform educational space.

  • Разделы сайта