Доказательства успешности обучения учеников презентация. Фундаментальные исследования

Мотивация ученика - основное условие успешного обучения

Выполнила: Владыко А. В.

Учитель физической культуры (молодой специалист)

МБОШИ «Школа – интернат №1»




  • Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
  • Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
  • Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен

«И помни, когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось.

Коэльо Паоло

«Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своих мечтаний!» Элеонора Рузвельт


  • У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
  • У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования
  • Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Хорошая школьная мотивация

  • Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

Подобный уровень

мотивации является

средней нормой.


  • Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками.
  • Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
  • Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями.
  • Им нравиться ощущать себя учениками.
  • Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

  • Эти дети посещают школу неохотно Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
  • Эти дети посещают школу неохотно
  • Предпочитают пропускать занятия.
  • На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
  • Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
  • Находятся в серьезной адаптации к школе.

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

  • Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении:
  • Они не справляются с учебной деятельностью. Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию. Отказываться выполнять задания. Следовать тем или иным нормам и
  • Они не справляются с учебной деятельностью.
  • Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
  • Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо.
  • Ученики могут проявлять агрессию.
  • Отказываться выполнять задания.
  • Следовать тем или иным нормам и

правилам.

  • правилам.
  • Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
  • Часто у подобных школьников
  • отмечаются нервно - психические
  • нарушения.


Центр воспоминания. Эмоциональная память.

  • Память об успехах и

неудачах.Решение:

чего нам бояться?

  • Страх препятствует

желанию достижения.


  • Здесь «живут» разные эмоции: отрицательные и положительные.
  • Радость от достижений помогает двигаться дальше.
  • Вера в свои способности помогает достигнуть успех.

  • В центре ожидания нейроны оценивают предполагаемую пользу от действия и при положительном решении выплескивают дофамин. Если ожидаемый успех действительно имеет место, из центра вознаграждения выбрасывается порция эндорфинов и опиатов.

  • Обработка информации.
  • Выбор оптимального решения.

Причина эффективной школьной мотивации:

на самом деле

  • на самом деле ОДНА!!!

ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС

  • Он же Любопытство.
  • Он же Удовольствие.
  • Он же Внутренняя мотивация (самая честная,

настоящая!)


  • Идентифицированная мотивация: занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.
  • Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.


  • Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
  • Влияние плохого психологического климата в школе
  • Родительский страх мешает детям стать самостоятельными
  • Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
  • Завышенные требования не дают детям полноценно учиться
  • Кто считает себя глупым, таким и будет
  • Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
  • Переизбыток медийной информации вредит ребенку
  • Опасности для мозга в период полового созревания ребенка


Окружающий мир, полный любви

  • Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные трапезы.
  • Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности).
  • Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.
  • Личный пример и реакция соучастия.

Установка: Ошибки – нормальное явление.


Свободное пространство в разумных пределах. Мотивированные дети – это самостоятельные дети.

  • Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь.
  • Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
  • Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»
  • Высокие требования, но

соответствующие возможностям

Избегать недооценок. Переоценок.



  • 1. Четко выражайте чувства. Например: «Я сердита на папу, потому что он так поздно пришел».
  • 2. Обращайте внимание на то, что волнует ребенка.
  • 3. Разговаривайте о чувствах.
  • 4. Реагируйте разумно.
  • 5. Влияйте на его чувства ребёнка.
  • 6. Разъясняйте непонятные чувства.
  • 7. Понаблюдайте за своими собственными чувствами.
  • 8. Помогайте ребенку преодолевать негативные чувства.
  • 9. Научите ребенка управлять своими чувствами.

Выносливость

  • Понимание, что успех приходит не сразу. Нужен труд и терпение.
  • Перестаньте безотказно исполнять желания своего ребёнка. Научитесь говорить «нет» в ситуации, когда дело важнее сиюминутного каприза, желания.
  • Введите в традицию ежедневные

обязанности. Научите принимать

ребёнка факт регулярного

обязательного выполнения.


Справедливое вознаграждение

  • Хвалить за конкретные дела и успехи.
  • Хвалить за старание.
  • Отмечать лучше не результат,

а потраченные усилия.

  • Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка.
  • Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события.
  • Награда должна соответствовать достижению.

Справедливая критика

  • Выражайте претензии обоснованно

(«Мне не нравится…, потому что…»).

  • Выражайте претензии в нейтральном тоне.
  • Говорите о своих чувствах («Мне не нравится…потому что. ТЫ МЕНЯ ОГОРЧИЛ…ОЧЕНЬ.»
  • Делая замечание, указывайте и на «плюсы» («Формула, которую ты применил правильная, но тебе нужно ещё раз проверить результат.»
  • Выясняйте причины, задавайте вопросы («Я думаю, ты слишком поздно начал готовиться к контрольной работе, может такое быть?»
  • Установка: Дело не в недостатке способностей, а в недостатке усилий.

«Когда много учишься, то не только лицо, но и тело приобретает умное выражение». Фридриха Ницше


Разделы: Общепедагогические технологии

Потребность в успехе играет большую роль в развитии личности. Стремление к успеху – цель нашего обучения. Однако обучение и воспитание каждого отдельного ребёнка – чрезвычайно сложный процесс, зависящий от множества постоянно меняющихся, непредвиденных обстоятельств.

Конечно, успешность обучения учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения учителя выбирать оптимальные методы и приёмы, правильно строить систему уроков. Определить место каждого метода и приёма в изучении предмета. Беседа, самостоятельная работа, наблюдения над изучаемым материалом, ученические сообщения, доклады, рефераты… - это арсенал средств, который находится в руках учителя. Успешность учительского труда можно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • Хорошо проведён урок: ученик на уроке повысил своё самоуважение и ощутил себя более компетентным.
  • Плохо проведён урок: ученик уходит с урока униженным, подавленным или разочарованным, он не видит полезного результата занятий для себя.

Я далека от мысли, будто всё зависит только от старания учителя. Многое зависит и от самого ребёнка. Чтобы достичь успеха в обучении, у ребёнка, на мой взгляд, должно быть:

  1. стремление к этому (желание учиться, желание успеха);
  2. прилежание;
  3. хорошая память;
  4. смекалка.

Как видите, на первое место я поставила ЖЕЛАНИЕ. Луи Пастер, человек, представляющий весьма яркий образец редкостного самопожертвования и необычайной плодовитости в науке, однажды убеждённо заявил: «Желание – это великая вещь… Ибо за Желанием всегда следуют Действие и Труд. А Труд почти всегда сопровождается Успехом». А желание возможно лишь тогда, когда учение увлекает, приносит радость, даёт удовлетворение. Поставим перед собой вопрос: «Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребёнком, увлечённо играющим в компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться всё лучше и лучше?» Очевидно, что у каждого из них активизирован мотив достижения успеха, избегания неудач, стремление к повышению уровня собственных возможностей.

Когда школьник знает материал, он чувствует себя на уроке комфортно, ему очень хочется ответить. Но часто учителю тоже хочется быть активным, у него не хватает терпения, и он, не дослушав ученика, рассказывает за него сам, или, не дав подумать, отвечает за него, хотя класс или часть учеников могли вспомнить сами. Между тем ещё в 20-ые годы руководитель школы им.Достоевского (известный по книге Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика Шкид» В.Н.Сорока-Росинский сформулировал весьма ценный принцип «Поменьше учителя – побольше ученика». Как к успеху на уроке могут прийти многие ученики, если у доски 10 минут отвечают лишь два ученика, а остальные – в тетради? Как будто все заняты делом, но никакого умственного напряжения это дело не требует. А есть другой вариант: 2-4 ученика работают с обеих сторон доски так, что процесс работы на доске классу не виден. Сидящие за партами выполняют задание самостоятельно. Только после этого запись на доске показана всем, и учащиеся проверяют свою работу. Этот метод «закрытой доски», описанный психологом Ф.Н.Гоноболиным, значительно повышает активность класса, активизируя многих на успех выполнения задания..

На уроках важно, чтобы ученики почувствовали свою значимость, почувствовали успех. А для этого учителю нужно стараться не давать готовых знаний, а вести к ним. Например, на первом уроке по теме «НЕ – НИ с местоимениями» на доске записываю слова: никто - некто . Затем подписываю под словом никто слово ничто и обращаюсь к классу: а что нужно подписать под словом некто? Таким образом, класс сразу втягивается в поиск, т.е. учитель подводит учащихся к тому, чтобы самостоятельно «открыть» правило. И в этом случае добытое нехитрое грамматическое правило отличается от внимательно прослушанного и добросовестно выученного. Каждый из учеников на таком уроке превращается в «лингвиста», это они «сами» для себя (но с чувством, что и для других) определяют языковые законы и закономерности, устанавливают языковые нормы…Как писал немецкий педагог Гербарт, плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Объяснение на уроке провожу в форме беседы с учащимися, во время которой, заполняя схемы, записывая в тетради основные моменты темы, отвечая на вопросы, ученики вместе с учителем думают, рассуждают. Учащиеся на уроках русского языка и литературы охотно интерпретируют отдельные слова, новые термины, понятия, когда я побуждаю их к этому вопросами: «Какое бы определение понятия дали вы?», «Как объяснить этот термин?» и т.п. Разумеется, некоторые суждения учащихся неточны и даже неверны, но учащиеся, как правило, сами это замечают, предлагают другие трактовки, среди которых находят и наиболее удачную. Чем такой приём привлекает учителя? Прежде всего тем, что есть свобода поиска, новые знания не навязываются, а «открываются» самими учащимися, тем самым ученики приходят к удовлетворению, к самоуважению, к УСПЕХУ. На своих уроках я использую и такой приём: предлагаю самим ученикам задать отвечающему дополнительный вопрос по пройденному материалу. Вопросы разные по содержанию, не всегда точные и удачные. Но ученики чувствуют себя «знатоками», чувствуют ответственность и за вопрос, и за ответ, т.е. и за себя, и за отвечающего. Оказывает-ся, «можно превратить урок в науку, обучение которой доставит детям радость полёта, страсть погружения и романтику сновидений», - так писал Шалва Александрович Амонашвили. А если ещё учитель обсуждает со своими учениками домашнее задание или даёт возможность выбора для домашнего задания ряд упражнений – ребёнок опять чувствует себя не просто пассивным исполнителем, пусть даже и прилежным, а соучастником.

Многие учителя любят такой методический приём, как выдача ученикам в качестве домашнего задания докладов (доклад о Пушкине, о Гоголе…). А может быть и по-другому:

  • Любимые цвета в творчестве А.С.Пушкина.
  • Попробуйте сделать из отрывков стихов Цветаевой и Ахматовой диалог о любви.
  • Назови 10 изобретений будущего, которые очень нужны человечеству…

Успешность обучения – это не только хорошие оценки, это радость открытий, изобретений. Но чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, открывать и изобретать сам . Например, обучение посредством составления кроссвордов: несколько групп учеников на основании изучения тем заполняют кроссвордную решётку, при этом могут быть заложены одно слово или целое предложение. Ученики на основании заполненного кроссворда, пользуясь учебником или без него, нашли объяснение названных проблем, дали формулировки понятий, назвали даты и имена участников событий. На уроках литературы часто провожу терминологические разминки и понятийные диктанты (или на доске пишутся слова и нужно объяснить их смысл, или даны понятия и нужно назвать слова). Если на уроке осталось время, можно провести блиц-опрос: первый ученик задаёт короткий вопрос второму, второй – третьему и так далее до последнего ученика. Время на ответ исчисляется в секундах, учитель имеет право снять вопрос, если он не соответствует теме или недостаточно корректен.

Мы часто сетуем на инертность, пассивность наших родителей. Решая эту проблему, можно использовать следующий приём в учебной деятельности – «Семейный подряд»: учителя-предметники на родительском собрании (где присутствуют дети и родители) предлагают задания трёх уровней сложности по разным предметам. Семья выбирает задания, готовится, затем в занимательно-конкурсной форме проводятся олимпийские предметные игры, которые торжественно проходят в родительский день, например, в субботу.

Часто на своих уроках я использую одну из наиболее глубоких и серьёзных форм умственного поиска – установление причинно-следственных связей. И чем менее явно выражены причинно-следственные отношения. Тем интереснее учащимся их устанавливать. Например, при изучении романа Л.Н.толстого «Война и мир» я задаю ребятам вопрос: почему созерцание неба Аустерлица оказало такое сильное влияние на внутренний мир князя Андрея? Почему это небо вспоминалось ему в самые решительные минуты его жизни?

Значительный интерес могут вызвать вопросы, требующие обоснованного, продуманного выбора одной из 2-х или нескольких возможностей: на уроке литературы в 9 классе прошу поразмышлять учащихся, как сложилась бы жизнь Ленского, если бы его не настиг «безвременный конец». Может быть, Ленский стал бы великим поэтом, а может быть, - опустившимся помещиком в стёганом халате. Какая из этих возможностей более вероятна? Почему? На уроках русского языка мои шестиклассники охотно выполняют упражнения «на редактирование» - устранение стилистических и смысловых ошибок. «За каждым «не так» ребёнок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребёнка к норме. И он ещё выше оценивает свою твёрдую ориентацию в мире,- писал К.И.Чуковский,-
Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает,
что значит, поднимает в нём уважение к себе, уверенность в своём интеллекте, столь необходимую ему…»

Одним из важнейших направлений в работе учителя является показ учащимся их успехов. Их продвижения. Это достигается тем, в первую очередь, что учитель чётко выявляет новое в содержании каждого урока. Указывает на трудности и раскрывает пути их преодоления, поощряет учеников. Например, учитель указывает, какие трудности подстерегают учащихся в том или ином материале, и выражает убеждённость, что преодоление их будет по силам для данного класса. Учитель указывает, как рассуждать, на что обратить внимание, чтобы не допускать ошибок, как экономно и рационально выполнить работу.

Полезны и такие приёмы, которые заставляют учащихся задуматься над трудностями материала и предлагать свои пути их преодоления. Например, в начале урока спрашиваю учащихся, какие им встретились трудности при подготовке домашнего задания, что им кажется сложным в изу-чаемом материале. При оценивании ответов учащихся интересуюсь, как бы класс оценил ответ одноклассника.

Один из приёмов успешного обучения – самостоятельная работа с несколькими вариантами, различающимися по трудности, но варианты выбирают сами ученики. Я заранее объявляю, какое задание соответствует какой оценке. Мои девятиклассники охотно откликаются на это предложение. Такая работа усиливает стремление учащихся к успеху. Ведь учитель не делит их на «сильных» и «слабых», а даёт возможность проявить свои способности. Всё это достигается и благодаря тому, что общая атмосфера таких уроков непринуждённая, школьники не боятся высказывать своё мнение.

Другим способом показать учащимся их продвижение, успех является раскрытие им целей группы уроков. Отдельного урока, а также подведение итогов работы по теме, разделу. Школьники видят новые параграфы и главы учебника, но самостоятельно оценить значение частей для курса в целом они не в состоянии. В результате возникает ощущение однообразия. Опытные учителя не жалеют времени на то, чтобы сделать остановку в конце изучения темы, провести обобщающее – повторительный урок, подвести итоги, показать значение пройдённого, дать возможность учащимся осознать, чем обогатился, чем расширились их знания и умения.

Говоря о педагогических приёмах, способствующих стремлению и учителей, и учащихся к успеху, нельзя забывать о поощрении. Нужно ли поощрять успех? Представьте, как трудно учиться, когда ваши неправильные ответы критикуют или игнорируют, а правильные ответы не получают заслуженного поощрения. Чтобы избежать нежелательных последствий своих учительских ожиданий следует:

  • Осторожно принимать негативную информацию о ваших учениках от других учителей.
  • Чаще проверять работу школьников в микрогруппах; менять их состав, составлять группы из учащихся со смешанным уровнем способностей для выполнения совместных заданий.
  • Слабым ученикам во время урока давать «ключи», подсказки и определённое время для ответа, хвалить за правильные ответы, вызывать отвечать также часто, как сильных учеников, показывать, что вы верите в то, что они могут хорошо учиться.
  • Вовлекать в работу всех учеников, продумать систему вызова, при которой все практикуются в чтении, говорении и отвечают на вопросы; распределять задания между учениками равномерно.
  • Контролировать своё поведение, тон голоса, дистанцию по отношению ко всем учащимся, улыбаться, когда школьники подходят к вашему столу.

В своей книге «О страхе и мужестве в первоначальном воспитании» П.Ф.Каптерев перечисляет такие меры поощрения, как хорошие оценки, похвальные листы, листы благодарности…Французский психолог Б.Л.Вульфсон отмечает, что конкурсный характер обучения «порождает дух нездорового соперничества и конкуренции между учащимися и создаёт крайне напряжённую обстановку…» американская же система оценок успеваемости – всё время поощрять, а критику превращать в сигнал бедствия. Текущие тесты выполняют там главным образом диагностическую функцию. Поэтому результаты диагностики не оцениваются отметкой. Фиксируются лишь оценочные суждения учитель (усвоил – не усвоил, зачёт – незачёт). Отметку американский ученик получает только в конце изучения курса. Гласные итоговые оценки американский учитель сообщает ученикам конфиденциально или вывешивает список, где вместо фамилий учеников стоит его код, известный только ученику, его родителям и учителю.

С американской системой обучения и воспитания можно соглашаться или не соглашаться, но нельзя не согласиться, что с помощью доброго слова и оценки учитель добивается гораздо больше, чем с помощью только оценки. Многие учителя забывают, что оценочная деятельность – понятие более широкое, чем постановка оценок в журнал. Оно охватывает и то оценивание, которое выражается в суждениях учителя, его всякого рода корректирующих и стимулирующих обращениях к учащимся, замечаниях, поощрениях. Однако на практике всё сводится только к отметкам. Создаётся ложное впечатление, будто для учителя целью являются только баллы. Мы забываем, что синонимами слова «поощрение» является «одобрение», «приохочивание», «содействие». «придание храбрости», «стимулирование»…Работа ученика должна стимулироваться оценочными суждениями, в которых выражены радость или огорчение учителя. Его уверенность в силах и трудолюбии учащихся. Давно, ещё в самом начале работы заметила, что трудолюбивых ребят одобрение стимулирует, окрыляет, а тем, кто вроде бы остался незамеченным, тоже хочется заслужить похвалу. К сожалению, письменные работы учащихся многие учителя оставляют без письменных объяснений. Желательно, чтобы, например, проверив сочинение, учитель не просто поставила оценку, а написала краткую рецензию.

Побудить стремление стать лучше, стремление успеха должен учитель. Действительно, если учащиеся знают, что учитель всегда замечает их старания, успехи, то стремятся заслужить одобрение, для них это очень важно, и в результате привыкают трудиться, и труд этот им не в тягость. Но, конечно же, главным стимулом должно быть ЖЕЛАНИЕ учиться, узнавать новое, продвигаться в развитии, а не получение отметок. Наверное, каждому учителю знакома ситуация, когда в школу приходит чья-то мама, обеспокоенная тем, как учится её ребёнок: «В дневнике хорошие отметки, четвёрки, пятёрки; однако в последнее время всё больше берёт зубрёжкой, нередко заучивает наизусть. В последнее время занимается как бы по обязанности, без прежней охоты…» Тревожная тенденция. Л.Н.Толстой, изучая причины затухания природной любознательности детей в процессе школьного обучения, с гениальной прозорливостью высказал следующие мысли: на уроке детям отвечают на вопросы, которые они сами не задают и которые перед ним не ставит живая жизнь. Кого в этом винить? Учителя? Несовершенные программы и методики? Или отсутствие хороших учебников, которые сочетали бы высокую научность с чётким методическим аппаратом, не заумных и чересчур усложнённых, а доступных к пониманию школьников?

В старших классах учащиеся обычно уже понимают. Что отметка – момент формальный, что она может быть и неточной, то есть могут относиться к отметке по-взрослому, сами могут оценивать свои достижения и мнение о себе учителей. Многие педагоги забывают, что контроль бессилен без самоконтроля. Учителя-новаторы предлагают следующие пути для воспитания у школьников правильной самооценки их учебной деятельности:

  • Терпеливое разъяснение учащимся требований к их работе, знаниям, умениям.
  • Развёрнутая характеристика устных ответов, небольшие письменные «рецензии» на работах в тетрадях.
  • Выявление целей и задач изучения тем, перспектив занятий, подведение итогов.
  • Непосредственное требование самооценки (оценки ответов друг друга, оценка своих работ)

Подготавливая своих учеников к предстоящему ЕГЭ, часто провожу на уроках тестирование, использую листы с опорными сигналами; учащиеся по ним же контролируют себя на уроке. Таким путём они получают ясное представление о своих удачах и неудачах, видят своё продвижение в усвоении знаний. В сочетании с систематичностью контроля это стимулирует их старания.

Главным условием успешного обучения является способность учителя держать дисциплину на уроке, в противном случае не срабатывают никакие методические приёмы и ухищрения. А дисциплина в значительной степени зависит от разумности и обязательности педагогических требований, проводимых в жизнь учителем, от степени насыщенности урока, от способности учителя задавать мотивацию и стимулирование ученических успехов, от умения держать педагогическую дистанцию, от степени напряжённости урока, от степени домашней готовности учителя к уроку, от умения использовать в педагогической практике активные методы обучения, от умения переключать виды деятельности, от глубокого знания интересов и особенностей учащихся, от индивидуального подхода к ним.

В ряду педагогических приёмов, призванных укрепить сотрудничество учителей и учащихся, семьи и школы, стимулировать у воспитанников стремление к самооценке, самовоспитанию, успеху – проведение внеклассных мероприятий: КВН, олимпиад, викторин… Проведение (и даже не столько проведение, сколько подготовка к этим мероприятиям) побуждает учащихся по-новому взглянуть на учебный материал (искать в нём интересное), а также на свои взаимоотношения с учителем, который оказывается в роли помощника. Учитель помогает ученикам более советами: где искать, как выбирать, представляя ему полную свободу. И чаще всего ученик прилагает усилия не потому, что таково прямое задание учителя, а потому что ему хочется поразить товарищей, выступить на уроке или внеклассном мероприятии своего рода волшебником. Ради этой цели почти все школьники готовы потрудиться. Хотя не все учащиеся, конечно, идут самым трудным путём. Некоторые просят помощь учителя, другие советуются с родителями. Но и этот путь оказывает положительное воздействие, ибо ученик ставит перед собой цель – подыскать достаточно трудный и интерес-ный материал. И индивидуальные беседы с учащимися при подготовке внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе не отнимали у меня много времени, не вызывал трудности и подбор материала, так как сборники для внеклассной работы имеются у каждого педагога. Внеклассная работа заставляет учителей по-новому взглянуть на своих питомцев, лучше их понять. Давайте не будем равнодушными к своим воспитанникам.

Выводы: Важным в деятельности учителя является выполнение им главных задач по отношению к ученикам:

  • развивать веру в успех;
  • считать ошибки нормальным явлением;
  • сделать процесс обучения ощутимым;
  • признавать и видеть достижения каждого;
  • учить детей управлять собственной деятельностью.

Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие "успешный ученик":

- способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям - всему классу одну и ту же;
- способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь - это не одно и то же);
- высокие школьные отметки - чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;
- способность использовать полученные ЗУН в жизни - это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;
- положительная динамика развития - мы видим рост нашего ученика;
- положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса - ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;
- социальная адаптированность - ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;
- позитивные отношения между учеником и учителем - ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;
- позитивные отношения с одноклассниками;
- хорошее физическое и психическое здоровье;
- адекватно-позитивная самооценка - ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
- чувство благополучия, защищенности в семье и школе - тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.
Итак, успешность ученика - это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.
Говоря об успешности, мы всегда имеем в виду и ее противоположность - школьную неуспешность. Каковы же риски школьной неуспешности?
- Отклонения в здоровье. Больному ребенку невозможно быть полностью успешным.
- Низкий "паспортный" или биологический возраст. Ребенок просто мал и не способен в силу своего возраста справиться со школьными нагрузками.
- Методики, технологии обучения не соответствуют типу познавательной деятельности ребенка. Способ обучения один, а дети разные.
- "Правополушарный" тип функциональной организации мозга, т.е. преимущественно образное, целостное мышление при существующем в школе "левополушарном третировании", т.е. опоре на логическое, алгоритмическое, вербализованное мышление, разъятие целого на части.
- Методики обучения не учитывают половые особенности развития познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. В школе господствует "бесполая" педагогика, хотя мальчики и девочки - это две разные нейрогенетические группы.
- Нарушение позитивных взаимоотношений между учеником и учителем.
- Несоответствие содержания, форм и технологий обучения закономерностям развития психических функций.
- Обедненная развивающая среда, не учитывающая психические особенности ребенка данного возраста.
- Недостаточная профессиональная грамотность учителя, его знаний о биологических и психологических закономерностях развития ребенка.
- Дискомфортное состояние учителя. Если учителю плохо, то и его ученики будут чувствовать дискомфорт.
- Проблемная семья.
- Высокая "цена" успешной познавательной деятельности. Мы говорим: "Вот ведь можешь же!", - когда ребенок ценой неимоверных усилий справился с заданием. Но ведь невозможно все время жить в состоянии "повышенной боевой готовности", мобилизуя все свои резервы, даже те, которые не предназначены для выполнения данной деятельности.
- Подмена истинных целей обучения ориентацией на формальный результат. Вместо развития ребенка - подготовка его к проверке знаний, с первого класса к сдаче ЕГЭ.
- Замена оценки успешности развития данного ребенка отметкой, метящей неуспешную (или успешную) личность.
Так какой же он, успешный ученик? Мы опросили пятиклассников. Им был задан вопрос: "Каким должен быть идеальный ученик?" У мальчиков на первом месте стоит хорошее поведение, потом ум и общечеловеческие качества (честный, добрый…). Для девочек важны хорошее поведение, хорошая учеба и послушание, а потом уже ум и общечеловеческие качества.
А что думают о понятии "идеальный ученик" учителя? На первое место они ставят желание учиться и интерес к учебе, потом внимательность, трудолюбие, ум. Часто называют 1-2 каких-то общечеловеческих качества, среди них доброта, честность и порядочность. Но как при этом соотносятся понятия "идеальный ученик" и "идеальный взрослый", т.е. тот, кто закончил школу?


Тем же учителям мы задали почти тот же вопрос, немного изменив его: "Какими должны быть юноша или девушка, заканчивающие школу?" Ответы оказались кардинально иными. На первом месте для юноши оказалось умение принимать самостоятельные решения, затем уверенность в собственных силах, целеустремленность, ответственность, способность иметь собственное мнение, надежность, мужественность. Девушек-выпускниц учителя хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, мягкими, добрыми, скромными, нежными, женственными, гордыми, с чувством собственного достоинства, а также уверенными в собственных силах и умеющими принимать самостоятельные решения.
А приветствуются ли в учениках способность иметь собственное мнение, самостоятельность решений и т.д.? Кто их учит быть мужественными, надежными и уверенными? Значит, идеальный ученик должен иметь одни качества, а на выходе из школы мы хотим получить другие? Портрет успешного ученика в глазах ребенка и учителя во многом совпадает с тем идеалом, который они себе представляют. А какие они на самом деле, наши дети? Какими они видят себя? Вот ответы пятиклассников на вопрос: "Какой я?"
Почти каждый третий мальчик называет себя сильным, умным и хорошим другом и почти каждый четвертый переживает, что он "не самый умный" или даже "полутупой". Девочки часто считают себя добрыми, вежливы ми, аккуратными и ответственными. А переживают тоже из-за того, что "не очень умные". А еще дети страдают из-за того, что они неаккуратные, неудачники, невнимательные и некрасивые. Так и слышатся за их словами оценки взрослых. Почти половина детей называет свои отрицательные качества. Вряд ли тех, кто страдает от своих недостатков, можно считать успешными.
Но ведь и мы с вами не во всем успешны. И у нас не все и не всегда получается. А для ребенка делать ошибки, не сразу улавливать мысль учителя, т.е. взрослого, который и мыслит, и говорит по-взрослому, не так, как ребенок - это нормально. И наша с вами задача сделать все для того, чтобы любой ученик, независимо от его способностей, от его возможности понять нас и объяснить нам то, что он понял, чувствовал себя в школе и дома счастливым. Даже двоечник имеет право на улыбку, на радость, на счастье. Может быть, то, что он двоечник, не его вина, а наша - мы не умеем учить таких, как он. Не таких плохих, а таких других. Есть очень страшное определение для этих детей: "приговоренные к необучаемости".
И один не самый успешный третьеклассник на вопрос: "Каким должен быть идеальный ученик?", - написал: "Идеальный ученик должен быть счастливым". И он глубоко прав. И разве это так уж важно, что слово "счастливый" он написал через букву "щ".
www.zankov.ru/about/theory/article=436/

Как Вы считаете, от каких факторов зависит успешность ученика?
Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?

1 слайд

Мотивация ученика - основное условие успешного обучения по материалам Камаровской Е.В. «Как помочь школьнику. Развиваем память, усидчивость, внимание.» подготовила Коваль О.А. - педагог-психолог ГОУ Борский психологический центр Самарской области

2 слайд

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.

3 слайд

4 слайд

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

5 слайд

«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен «И помни, когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось. Коэльо Паоло «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своих мечтаний!» Элеонора Рузвельт

6 слайд

Высокая мотивация обучения У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

7 слайд

Хорошая школьная мотивация Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

8 слайд

Положительное отношение к школе Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

9 слайд

Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

10 слайд

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: Они не справляются с учебной деятельностью. Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию. Отказываться выполнять задания. Следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

11 слайд

12 слайд

Центр воспоминания. Эмоциональная память. Память об успехах и неудачах.Решение: чего нам бояться? Страх препятствует желанию достижения.

14 слайд

Центр ожидания. Центр вознаграждения. В центре ожидания нейроны оценивают предполагаемую пользу от действия и при положительном решении выплескивают дофамин. Если ожидаемый успех действительно имеет место, из центра вознаграждения выбрасывается порция эндорфинов и опиатов.

15 слайд

16 слайд

18 слайд

Есть и другие, но менее эффективные Идентифицированная мотивация: занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем. Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.

19 слайд

20 слайд

Недостаток любви затрудняет развитие ребенка. Влияние плохого психологического климата в школе Родительский страх мешает детям стать самостоятельными Чрезмерные нагрузки отнимают энергию Завышенные требования не дают детям полноценно учиться Кто считает себя глупым, таким и будет Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться Переизбыток медийной информации вредит ребенку Опасности для мозга в период полового созревания ребенка

21 слайд

22 слайд

Окружающий мир, полный любви Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные трапезы. Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности). Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки. Личный пример и реакция соучастия. Установка: Ошибки – нормальное явление.

23 слайд

Свободное пространство в разумных пределах. Мотивированные дети – это самостоятельные дети. Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь. Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям. Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно» Высокие требования, но соответствующие возможностям Избегать недооценок. Переоценок.

  • Разделы сайта