Вариант 1 миражи удивительные оптические обманы. Как понять, что с организмом что-то не в порядке

Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3) путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.

Начало формы
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)
Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман.

2)
Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха.

3)
Миражи – оптические обманы, возникающие в пустыне, – являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом.

4)
В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами.

5)
Оптические обманы – миражи – возникают в результате преломления перегретого воздуха.

Конец формы

Начало формы
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот,
Однако
Так как
Например,
Несмотря на это,

Конец формы

Начало формы
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
НИЖНИЙ, -яя, -ее.

1)
Расположенный внизу. Нижняя ступенька.

2)
Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки.

3)
Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё.

4)
Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр.

Конец формы

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
пОняла
бОроду
аэропОрты
красИвейший
докумЕнт
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На выставке редкостей был представлен старинный КОСТНЫЙ ларец с резьбой по всей поверхности.
Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.
Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу.
ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.
Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
поднялся более ВЫШЕ
ПОЕЗЖАЙ вперёд
ЧЕТВЕРО саней
ПОПРОБУЕМ решить
нет ВРЕМЕНИ
7.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)
Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам России.

Б)
Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

В)
По словам Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» Саврасова.

Г)
У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

Д)
Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.

1)
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)
ошибка в построении предложения с однородными членами

5)
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)
неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д

8. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
г..мназист
к..сательная
д..ликатес
усм..рённый
эл..мент
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..связный, ра..жать
пр..брежный, пр..вык
по..шивка, о..дышался
от..звал, р..зослал
пр..город, пр..града
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
эмал..вый
бессонн..ца
податл..вый
удоста..ваться
виновн..к

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
(они) закро..т
мысл..щий (человек)
заряжа..щий (пушку)
(флаги) ре..т
(хорошо) понима..щий
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.
(НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.
Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.
Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.
У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.
Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
(В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды улучшилось, ТАК(ЧТО) последние дни путешествия пролетели незаметно.
Наполеон по своему долгому опыту войны хорошо знал, что значило сражение, не выигранное (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ восьми часов, (ПО)ЭТОМУ в исходе дела не сомневался.
Нелегко (ПОД)ЧАС объяснить, чем же ВСЁ(ТАКИ) настоящие стихи отличаются от рифмованных строк.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей

15.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений.

1)
Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.

2)
Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

3)
Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

4)
В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

5)
Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которыхв предложении должны стоять запятые.
Роман М.Ю. Лермонтова (1) по мнению учёных (2) проникнут единством мысли, и потому его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько не менее превосходных рассказов, но романа знать не будете.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которыхв предложении должны стоять запятые.
Лето в самом разгаре (1) и (2) если вы побудете подольше в лесу (3) то увидите пеночку (4) которая мелькает среди ветвей.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25

(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.
(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство.
– (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого?
(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен.
(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.
(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа.
(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:
– Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.
(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.
(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.
– (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.
(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.
– (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он.
(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.
– (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался...
– (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!
(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.
(По Н.А. Тэффи*)
* Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

Начало формы
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)
Любовь-страсть облагораживает человека, заставляет его быть заботливым, нежным, внимательным.

2)
Нельзя сказать, что чувство нежности принижает человека.

4)
Нежность нередко встречается в нашей жизни, она помогает человеку утвердить свою личность.

5)
Грубость больного мужа обидела, расстроила его заботливую, нежную и внимательную жену.

Конец формы

Начало формы
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)
В предложениях 7–10 содержится рассуждение.

2)
В предложениях 11–14 представлено повествование.

3)
В предложении 30 представлено описание.

4)
В предложениях 44–45 представлено повествование.

5)
Предложения 57–58 содержат рассуждение.

Конец формы

Начало формы
22. Из предложений 5–10 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Конец формы

Начало формы
23. Среди предложений 28–34 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Конец формы

Начало формы
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который ВЫ анализировали, выполняя задания 20 – 23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«В тексте анализируется проблема, волнующая людей на протяжении веков. Чтобы выразить своё понимание любви и нежности, автор использует приём – (А)__________ (предложения 2, 3 – 4, 5) и синтаксическое средство – (Б)__________ (в предложениях 1, 9). Создать образ нежной жены писательнице помогает троп – (В)__________ («тревожно-счастливыми глазами» в предложении 30) и синтаксическое средство – (Г)__________ («как трепетная птица» в предложении 29)».

Список терминов:

1)
сравнительный оборот

2)
эпитет

3)
разговорные слова

4)
ряды однородных членов предложения

5)
противопоставление

6)
литота

7)
фразеологизмы

8)
парцелляция

9)
риторические вопросы

Конец формы

А
Б
В
Г

Начало формы
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Конец формы

Ответы
Вариант 1:
3 4
например
1
поняла
костяной
высоко
2 1 3 6 7
касательная
прибрежный привык
эмалевый
мыслящий
неясные
поэтому поскольку
1 2
3 5
1 3
1 2 3 4
2
1 3 4
2 5
1 3 4
сильный слабый
31
5 4 2 1

Вариант № 1

Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман.

Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха.

Миражи - оптические обманы, возникающие в пустыне, - являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом.

В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами.

Оптические обманы - миражи - возникают в результате преломления перегретого воздуха.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЖНИЙ , -яя, -ее.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Иногда слухи порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ работающих на предприятии.

Гришаков уехал, и теперь все вопросы, касающиеся его жизни, становятся БЕЗОТВЕТНЫМИ.

Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.

Несмотря на рассветный час, людей было много: какая-то КОННАЯ часть двигалась шагом к заставе.

В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫ туристами.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку изапишите слово правильно.

килограмм ЯБЛОК

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

языки ПЛАМЕНИ

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

А) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

Б) ошибка в построении

сложного предложения

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала поэзию Бориса Пастернака и восхищалась ею.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

Поднявшись на смотровую

Площадку, видишь город как на ладони.

Сёстрык хорошо разбирались как в музыке, так и в живописи.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..мназист

к..сательная

д..ликатес

усм..рённый

объед…нение

Ответ: ___________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..тратил, ра..будил

пр..странно, пр..вык

раз..грал, сверх..дея

н..грузить, раз..брал

под..езд, раз..яснил

Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

эмал..вый

бессонн..ца

податл..вый

удоста..ваться

виновн..к

Ответ: ___________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

знач..мый

утеша..мый

выруч..нный

Ответ: ___________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.

Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил,
я говорил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

Ответ: ___________________________.

14. пишется НН .

Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности
и готовности воспринимать и переживать увиденное.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

(9)Жизнь зверей - это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

(14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.
(24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

− (25)Для работы.

− (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

(27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

(По Б.Л. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924-2013) - советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

В человеке от природы заложено больше энергии, чем в любом, даже самом крупном, животном.

Человек воспринимает время по-особенному: иногда секунды могут казаться часами, а сутки могут пролетать мгновенно.

Физика может объяснить законы природы, но объяснить природу человека, назначение энергии, заложенной природой в человека, эта наука не в состоянии.

Рассказчик сразу осознал смысл утверждения отца о том, что большая энергия дана человеку для работы.

Рассказчик успешно учился в школе, чему способствовало его стремление досконально изучить каждый предмет.



Ответ: ___________________________.

23. Среди предложений 6-11 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью притяжательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Конец формы

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

например

запертый

каменистая

Звучнее или более звучный

касательная

подъездразъяснил

эмалевый

значимый

небольшой

совсемнаперекор

альфойиомегой

11 класс Контрольная работа №1 ЛЕКСИКА

(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3)<…> путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман.

2) Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха.

3) Миражи – оптические обманы, возникающие в пустыне, – являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом.

4) В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами.

5) Оптические обманы – миражи – возникают в результате преломления перегретого воздуха.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот,

Например,

Несмотря на это,

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЖНИЙ, -яя, -ее.

1) Расположенный внизу. Нижняя ступенька.

2) Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки.

3) Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё.

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит! (14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу. (26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Перемены, происходящие в русском языке, способны, без преувеличения, погубить его.

2) Язык принимает заимствованные слова в народную речь, отшлифовывая их.

3) Создавая свои произведения, писатели-классики ставили перед собой цель охранять русский язык.

4) Действия людей по очистке родников и ключей сродни действиям писателей по сохранению родного языка.

5) Расчищая родники на Малоголубинском хуторе, школьники тем самым способствовали очистке вод Дона.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–2 представлено описание.

2) В предложениях 4–5 представлено рассуждение.

3) В предложениях 12–13 представлено повествование.

4) Предложение 16 объясняет содержание предложений 14–15.

5) Предложения 21–22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые в предложениях 19–20.

Из предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Среди предложений 17–25 найдите такое, которое связано с предыдущим

с помощью личного и указательного местоимений. Напишите номер этого предложения.

«О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный тон его рассуждений задают троп – (А)__________ (например, в предложении 6), а также приём – (Б)__________ («не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём ему помогает лексическое средство – (В)__________ («перемен, потрясений» в предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как (Г)__________ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».

Список терминов:

1) цитирование

2)восклицательные предложения

3) лексический повтор

4) противопоставление

5) анафора

6) развёрнутая метафора

7) парцелляция

8) разговорные слова


9) контекстные синонимы







ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ по литературе

Материалы для подготовки можно найти по этому адресу
http://5litra.ru/ege.html
11 класс ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
  1. Одно из стихотворений В. Брюсова («Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»)
  2. Одно стихотворение К. Бальмонта«Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…») или Андрея Белого («Раздумье», «Русь», «Родине»)

3.Одно стихотворение Н. Гумилёва. («Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Слово»)

4.Отрывок из поэмы А. Блока «Двенадцать» (1 глава)

5.Одно стихотворение С. Есенина («Спит ко­выль. Равнина дорогая...», «Сорокоуст»(гл.3) «Русь советская»(от слов «Вот так страна! до конца), «Собаке Качалова»)

6.Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» (от слов «Поэзия – вся езда в незнаемое… до слов «Конечно, различны…)

  1. Одно стихотворение А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить …», Творчество («Бывает так: какая-то истома…»), отрывок из поэмы «Реквием» (Эпилог гл.2).

Литература для летнего чтения

Невероятные факты

В природе существуют явления, глядя на которые, вы можете не поверить своим глазам. Миражи и оптические иллюзии, встречающиеся в природе, поражают наше воображение.

Люди с давних времен сталкивались с видениями кораблей, зданий, гор и не могли найти этому объяснения. В отличие от галлюцинации, миражи являются реальным оптическим феноменом, который можно сфотографировать. Другое дело, что эти явления не возникают по заказу. Однако есть места на нашей планете, где шансы увидеть уникальную оптическую иллюзию гораздо больше.


1. Фата-моргана, Антарктида


В Антарктиде, ясный и чистый воздух четко фокусирует удаленные объекты. Восприятие глубины становится невозможным и мир приобретает удивительный двухмерный вид. Ранние исследователи Антарктиды скрупулезно наносили на карты и схемы острова, мысы и горные хребты, которые больше никто никогда не видел.

Забавным примером этого явления стал случай, произошедший с шведским исследователем, который в своей записной книжке описал скалистый мыс с двумя необычными симметричными долинными ледниками. Как оказалось, он на самом деле смотрел на моржа.

Фата-моргана вызвана отражением от воды, льда и снега, а в сочетании с температурной инверсией это создает иллюзию четкого, определенного вида, которого на самом деле не существует.

2. Огни святого Эльма, Эдинбург, Шотландия


Физически, огни святого Эльма – это яркое голубое или фиолетовое свечение, похожее на огонь, от высоких заостренных структур, таких как громоотводы, мачты, шпили и трубы. Они представляют собой смесь газа, плазмы, также как огонь и звезды. Электрическое поле вокруг объекта вызывает ионизацию молекул воздуха, что приводит к возникновению слабого свечения, которое хорошо видно в малоосвещенных условиях.

Американский писатель Герман Мелвилл назвал это явление "пылающий палец Бога". Цезарь увидел его на копьях своих войск в ночь перед битвой. Этот впечатляющий эффект, который вызван электрическим разрядом из грозовых облаков на землю, всегда внушал мысль о божественном вмешательстве. Огни святого Эльма можно увидеть на мачтах кораблей во время шторма, а моряки с благоговением относятся к этому явлению, которое часто происходит в момент, когда шторм начинает стихать. Это природное явление часто наблюдают на высотах Эдинбургского замка на Замковой скале.

3. Полярное сияние, Альта, Норвегия


Полярное сияние – это невероятно эффектное зрелище в Арктике и Антарктиде. Красочные пласты света превращают бесконечные зимние ночи в настоящие лавовые лампы. Полярное сияние, а точнее северное и южное полярное сияние, происходит, когда солнечные частицы, выброшенные солнечными вспышками, притягиваются магнитным полем Земли к северному или южному полюсу, сталкиваясь с атмосферными газами и излучая фотоны или частицы света. В результате появляются светящиеся пласты зеленого, красного, белого, пурпурного и синего света.

Норвежский город Альта, который находится на 69 параллели северной широты, известен как прекрасное место, откуда можно любоваться полярным сиянием.

4. Брокенский призрак, Гослар, Германия


Тысячи лет, любой, кому посчастливилось наблюдать этот сверхъестественный оптический феномен, считал, что он находится в присутствии Бога или проходит собственное духовное перерождение. Все потому, что перед наблюдателем предстает изображение тени, окруженной ореолом света, как правило, вокруг головы. Это явление чаще всего происходит вблизи горных вершин, где воздух влажный, а солнце находится низко. Название явления обязано своим происхождением пику Брокен, который при высоте 1141 м является самой высокой точкой гор Гарц, расположенных в федеральной земле Саксония-Анхальт в Германии. Отправиться на вершину гор Гарц можно из города Гослар в Германии.

5. Зеленый луч, Сен-Жан-де-Люз, Франция


Зеленый луч - излюбленное явление среди тех, кому не чужды романтические фантазии, кажется, запечатлевает саму бренность существования. Этот эффект, который можно увидеть в конце заката, появляется как зеленая точка или зеленый луч, который как будто вспыхивает из солнца. Причины появления этой иллюзии довольно сложны и связаны с преломлением света, толщиной атмосферы и кривизной Земли. У вас есть небольшие шансы увидеть зеленый луч, например, отправившись в город Сен-Жан-де-Люз, который запечатлен во французском фильме "Зеленый луч".

6. Молодые хвойные деревья, вулкан Сент-Хеленс, США


По мере того, как вы приближаетесь к вулкану Сент-Хеленс в штате Вашингтон, вы можете заметить новый рост бледно-зеленых всходов на темно-зеленых хвойных деревьях. Это создает форму изгиба глаза, похожую на произведение оптического искусства. В мае 1980 года произошло масштабное извержение вулкана Сент-Хеленс, что вызвало обвал его северной стороны и большое облако пепла. Множество людей погибло, а местность приобрела вид безликого лунного ландшафта. С тех пор эта территория охраняется и восстанавливается.

7. Магнитный холм, Ладакх, Индия


Ладакх – это земля высоких снежных перевалов и древних сооружений - гопм. Здесь вы можете столкнуться с явлением, называемым магнитный холм или гравитационный холм, когда кажется, что транспорт с выключенной коробкой передач поднимается наверх. Этот поразительный эффект стал предметом домыслов о том, что магнитная сила сбивает самолеты с курса. На самом деле все это лишь одна большая иллюзия: спуск направлен слегка вниз, но форма окружающего ландшафта и горный горизонт приводят к тому, что наши обычные ориентиры становятся неясными. Этот магнитный холм можно обнаружить в 30 км от исторической столицы Лех, а само место отмечено большим знаком.

8. Нижний мираж, равнина Нулларбор, Австралия


Это довольно часто наблюдаемое явление - марево, которое делает воздух мерцающим и кажется, будто дороги выглядят влажными. На самом деле это обычная иллюзия. Воображаемое озеро вдали, которое видят усталые путешественники в пустыне, дает им мнимую надежду. В действительности, иллюзия воды является изображением неба вдали, которое появляется от преломления лучей света через воздух. С другой стороны, если запасетесь бутылкой воды и отправитесь в австралийскую равнину Нулларбор, где нет деревьев, то сможете своими глазами увидеть мираж в спокойной атмосфере.

9. Дьяволы Паасселка, озеро Паасселка, Финляндия


Дьяволы Пааселка – это явление, называемое "блуждающие огни", при котором свет появляется ночью, в основном на болотистой почве. Если вы за ними следите, они отступают. Также часто кажется, что они следуют за вами. Во многих культурах, такие огоньки считались злыми духами, которые заманивают путешественников и приводят к их гибели, или предвестниками стихийного бедствия. Озеро Паасселка известно своими таинственными шарами света, а в финском фольклоре эти огни указывали на места, где находятся сокровища.

10. Паргелий, Тимбукту, Мали


Паргелий – это эффект, который можно наблюдать вокруг солнца. Он выглядит как яркие пятна или "ложные солнца", расположенные по обе стороны самого солнца. Это явление может длиться часами. Раньше в этом усматривали пугающее предзнаменование плохих времен. Однако, все это лишь кристаллы льда, создающие в воздухе призму. У вас есть большие шансы увидеть паргелий на плоском горизонте Тимбукту в Мали.

Существует ощутимые признаки того, что организм нуждается в вашем внимании. Следующие симптомы указывают на необходимость вносить в образ жизни и питание изменения.

Кожа

Проблемная кожа – первый сигнал. Если вы давно вышли из , а кожа до сих пор часто воспалена – обратите внимание на питание и здоровье кишечника. Сложности с кожей сигнализируют о том, что кишечник не справляется с выведением токсинов.

Иммунитет

Так же явный сигнал, что нужно пересмотреть свой распорядок жизни и питание. Изучите натуральные средства для укрепления и повышения иммунитета. Это специи, травы, напитки.

Недостаток энергии

Если вы чувствуете нехватку жизненной энергии и сил на протяжении двух недель – ваш организм бьет во все колокола. Разовая усталость, которую можно восстановить крепким сном и отдыхом, – обычное дело. Но ощущение разбитости с самого утра, апатия, нежелание браться за работу и вести активную жизнь уже не является нормой. Кроме того, обратите внимание на здоровье надпочечников.

Волосы

Чрезмерное выпадение волос может быть косвенным признаком нехватки витаминов и минералов в организме. Пересмотрите питание – добавьте в рацион больше свежих фруктов и овощей, термически необработанных блюд.

Талия

Объем талии, превышающий 80 см для женщин, и 90 см – для мужчин – сигнал менять рацион дня и очищать питание от жирных продуктов, сахара и глютена. Подобный показатель говорит о риске сердечно-сосудистых заболеваний.

Пищеварение

Газообразование, сильное и болезненное вздутие живота указывают на нездоровое состояние кишечника. А именно синдром раздраженного кишечника или рост бактерий. Данные симптомы легко излечимы. Главное обращать внимание на ощущения и состояние организма, чтобы принять своевременные меры.