Перспективная начальная школа. Письмо строчной буквы ё

Урок русского языка по теме «Буквы е, ё, ю, я в начале слова» в первом классе по УМК «Перспективная начальная школа» проводится в конце учебного года. Содержание учебного материала на уроке не является новым для учащихся, т.к. в период обучения грамоте дети, изучая гласные буквы и звуки, проводя звуко-буквенный анализ слов, открыли для себя то, что гласные буквы е, ё, ю, я могут обозначать в словах как один звук, так и два звука. Одной из целей данного урока является активизация знаний учащихся о гласных звуках и буквах, обозначающих два звука, обобщение знаний учащихся по данной теме.

На уроке отсутствует готовый для запоминания учащихся учебный материал, что меняет позицию ученика в учебном процессе. Дети работают в совместном поиске с учителем. Большая роль на уроке отводится использованию следующих методов и приёмов: сравнения, анализа и синтеза, обобщения, классификации и др.

В начале урока дети выполняют задания, а лишь потом предполагают, о чём пойдёт речь на уроке, и самостоятельно формулируют тему урока и ставят задачи.

На уроке возникает ситуация учебного спора. Миша и Маша, герои, сопровождающие ребят на страницах учебника, высказывают разные точки зрения. Ребятам необходимо аргументировать свою точку зрения.

Методический аппарат учебника «Русский язык» Н.А. Чураковой позволяет без дополнительных усилий осуществлять дифференцированный подход при обучении учащихся. Отгадывая загадку Анишит Йокоповны (волшебница, которая помогает ребятам изучать русский язык), ребята в Музейном зале ищут животных, в названии которых первая буква гласная, но обозначает согласный звук. Кому легко, выполняют задание самостоятельно, кому трудно, пользуются подсказкой Летучей Мыши. В ходе самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь ребятам.

При подведении итогов урока используются задания тестового характера.

Большое значение на уроке отводилось формированию умения работать с учебником и тетрадью на печатной основе: находить нужные страницы, задания, выполнять по алгоритму чётко то, что требуется.

Ребята имеют возможность оценить свою работу на уроке по следующим параметрам: доволен своей работой, доволен, но считает, что мог бы работать ещё лучше; недоволен. Это способствует повышению учебной мотивации и стимулированию учащихся. Те, кто недоволен (при проведении урока в классе было два человека), на следующем уроке очень старались, так как у них тоже появилось желание быть довольными своей работой.

Подготовка презентации к уроку имела большое значение. Для того, чтобы обобщить сказанное детьми, ребята имели возможность ещё раз зрительно воспринять информацию. (Сама тема урока является одной из самых сложных не только в первом классе, но и вообще в курсе русского языка начальной школы.) После отгадывания загадок на доске появлялись красочные рисунки-отгадки. Была возможность немножко вспомнить о животных, о которых шла речь на уроках окружающего мира (межпредметная связь при минимальных затратах времени). При подведении итогов урока, когда было дано задание тестового характера, ребята видели на экране варианты ответа и могли выбрать верный, по их мнению, и аргументировать. В конце урока мы вернулись к пятому слайду с формулировкой темы и ещё раз сделали вывод.


Ожередова Ольга Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
лицей № 10 города Белгорода

УМК «Перспективная начальная школа»

1 класс
Обучение грамоте (письмо)

Письмо строчной буквы ё.

Подготовила
учитель начальных классов
Сапега Ольга Алексеевна

Белгород, 2013 г .

Целевое назначение урока:

Первичное усвоение новых знаний и способов действий.

Тип урока:

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

Планируемые результаты

Предметные
Ученик получит возможность научиться:
написанию строчной буквы ё.
Познавательные
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Использование различных способов поиска и анализа информации в соответствии с познавательными задачами.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели), рисунков, схем, таблиц.
Регулятивные
- Формулировать и удерживать цель и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления.
- Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
- Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
- Составлять план и последовательность действий.
- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
- Определять общую цель и пути её достижения.
- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
- Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
- Соблюдать грамматические нормы речи.

Урок № 45

Тема урока: «Письмо строчной буквы ё»

Цель: Создать условия для формирования умения обучающихся писать строчную букву ё.
Учебные задачи:

1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.
3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.
4. Обучать контролировать свою деятельность в написании строчной буквы ё, слогов и слов с буквой ё.

Учебно-методическое обеспечение

Азбука: Тетрадь по письму № 2. 1 класс / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

- Азбука. Обучение грамоте и чтению: Методическое пособие /Н. М. Лаврова.- Изд. 2-е, испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Конверты с объектами для конструирования (звуковые схемы, элементы букв), цветные карандаши, закладки – стикеры, информационные знаки, листы оценивания.

Ход урока:

I. Организационно – мотивационный этап.

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
У.: - Проверьте свою готовность к уроку.
(Ученик показывает и рассказывает, как организовано рабочее место – остальные проверяют.)
Д.: - Тетрадь по письму, конверт с элементами букв и звуков, ручка, карандаш, чёрный фломастер. Цветные карандаши: красный, желтый, зеленый, синий. Лист самооценки.
II. Целеполагание.
Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
У.: - Найдите страницу, на которой мы будем работать. Какая это страница?
Д.: - Страница 15.
У.: - Почему вы так думаете?
Д.: - На прошлом уроке мы работали на странице 14.

У.: - Посмотрите внимательно на страницу тетради. Все вместе попробуйте определить тему нашего урока.
Д.: - Мы считаем, что тема нашего урока: письмо строчной буквы ё, написание маленькой буквы ё…
У.: - Какие цели вы поставите каждый для себя, чтобы научиться писать строчную букву ё?
Д.: - Мы будем находить элементы, из которых состоит буква ё, конструировать букву, писать ее, составлять схемы слов, выполнять задания Вопрос Вопросыча и Раскраскина.

Цель урока: научиться писать строчную букву ё.

III . Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель:
1) Актуализация опорных знаний

1. Составление плана урока

У.: - Составьте план работы, опираясь на страницу тетради и условные знаки.

(Дети составляют план работы с помощью условных обозначений.)

2) Распознавание элементов буквы ю.

У.: - Какой первый шаг по плану?

Д. : - Конструирование буквы.

У.: - Посмотрите на элементы букв, расположенных в правом верхнем углу страницы. Проанализируйте, из каких элементов состоит буква ё. Закрасьте нужные круги.

У.: - Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

У.: - Сколько элементов потребовалось?

Д. : - Два.

У.: - Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква ё.

Д. : - Полоска в форме прямой линии; полоска в форме плавной линии; полоска в форме овала (1, 3).

У.: -
3) Конструирование буквы ю.

У.: - Какой следующий шаг в конструировании буквы ё?

Д. : - Конструирование буквы.

У.: - Как проверить правильность выполнения задания на конструирование буквы?

Д. : - С помощью «ключа» к конструированию письменных букв.

У.: - Элементы, с какими номерами нам понадобятся? Где мы это можем увидеть?

Д. : - На странице 32 нашей тетради. (В конце тетради.) Нам нужны: 35, 50 и 51 элементы.

У.: - Сконструируйте букву ё. (Дети выполняют задание.)

(Дети выполняют задание. Учитель проверяет букву на партах.)
У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.

У.: - Складываем элементы букв. Убираем конверт.

3. Подготовка руки к письму.
1) «Ленивые восьмёрки»
2) Выполнение упражнений для кистей рук.
У: - Подготовим руку к письму.
Дети выполняют комплекс упражнений (круговые движения кистей влево, вправо; упражнения для пальчиков).
3) «Прищепка» (В свободную руку от письма берём прищепку и массируем (слегка зажимаем прищепкой) каждый пальчик другой руки, повторить 3 раза).


4) Написание строчной буквы ё.

У.
Д.: - Написание буквы.

У. : - Продолжаем нашу работу. Возьмите ручки. Пишем элементы и букву ё в воздухе под счёт. Смотрим на доску, повторяем за мной написание буквы. Я на доске, вы по воздуху. На счет: и - раз – и – и – и.
У. : - Обведите пальчиком букву ю в большом прямоугольнике.
У. : - Напишите элементы и букву ё в большом прямоугольнике под счёт.
У. : - Пишем букву ё на первой строчке под счёт.
У. : - Где начало написания буквы?
Д.: - Там, где синяя точка.
У. : - Приготовились писать вместе со мной под счёт. (1 строку диктует учитель и 2 ученика по одной букве, до конца строчки считаем про себя.)

Динамическая пауза

Цель: смена вида деятельности
«Гимнастика для глаз».

1.«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии).

У. : - Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.

2.«Зоркие глазки»

У. : - Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

3.«Стрельба глазами»

У. : - Двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем – вправо, затем – вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша.

4.«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз).

У. : - Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите букву ё.

I V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ.

Цель: формирование способа деятельности.

1. Упражнение в письме соединений: лё, нё, рё – среднее соединение.
У. : - Что написано на второй строке?
Д.: - Слоги.
У. : - Сколько слогов?
Д.: - Три.
У. Д.: - У них две буквы, вторая буква ё.
У. : - Пишем под счёт.

2. Упражнение в письме соединений: ёр – верхнее соединение, ём, ёл – нижнее соединение.
У. : - Что написано на третьей строке?
Д.: - Слоги.
У. : - Сколько слогов?
Д.: - Три.
У. : - Давайте прочитаем слоги. Что у них общего?
Д.: - У них две буквы, начинаются с буквы ё.
У. : - С каким секретом буквы ё мы познакомились на уроке чтения?
У. : - Ребята, найдите на странице тетради подсказку.
Д.: - Буква ё может обозначать два звука, если стоит в начале слова или в середине после гласной буквы.

У. : - А в чём разница в написании слогов?

Д.: - Разные виды соединения.

У. : - Пишем под счёт.

Динамическая пауза

Цель: смена вида деятельности
«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).
1. «Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы).

У. - Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).
2. «Шапка для размышлений» лучшает внимание, ясность восприятия и речь).

У. - «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).

VI . Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

Цель: развивать самостоятельность, творческие способности обучающихся.

1. Составление звукобуквенных схем к словам .
У. Д.: – Работа со звукобуквенными моделями слова.
У. : – Это очень трудное задание, может даже придётся провести исследование. Внимательно послушайте инструктаж.
1) Прочитать звукобуквенную модель слова.
2) Разбить слово на слоги.
3) Подумать к какому слову из рабочей тетради подойдёт данная схема.
4) Перекодировать модель звука в звук.
5) Обозначить звуки печатными буквами.
6) Обозначить звуки прописными буквами.
У. : – Работаем в тройках. Распределите обязанности. (Выберите капитана. Один – записывает звуки, другой – печатает буквы, третий – перекодирует печатные буквы в прописные. Работаем чёрным фломастером. Капитан помогает распределить обязанности.)
У. : – Рассмотрите таблицу, подберите к данной модели слово из тетради.
(мой, моё, моя)


Ó























O
 Ó











O
 Ó










У. : – У кого получилось подобрать слово к данной модели?
У. : – У кого не получилось подобрать слово к данной модели? Ребята вам помогут, рассказав, как они работали.

2. Презентация выполненных работ.
У. : – Один человек от группы выйдет к доске и расскажет, как работала их группа.
Д.: – Мы посовещались и решили, что к схеме подойдёт слово моё, потому что буква ё стоит в середине слова после гласной буквы и обозначает два звука [йо]. Лера писала звуки, Артём печатал буквы, а Паша записывал прописные буквы.
У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.

3. Письмо слов по образцу в тетрадях.

Правила списывания слов.
У. : – Давайте вспомним правила списывания слов.
Д.: – Надо прочитать слово по слогам. Надо обратить внимание на виды соединений в слове.

1)У. : – Ещё раз прочитайте первую пару слов. Сколько в них слогов?
Д.: – В слове мой один слог, а в слове моё два.
У. : – Обратите внимание на виды соединений в словах.
У.
2) У. : – Ещё раз прочитайте вторую пару слов. Сколько в них слогов?
Д.: – В слове мой один слог, а в слове моя два.
У. : – Обратите внимание на виды соединений в слове.
У. : – Напишите слова, диктуя себе по слогам.

4) Самопроверка. (Дети читают написанное, ставят ударение, отмечают дугами слоги.)
У. : – Проверьте написание слов. Прочитайте слово, поставьте ударение, отметьте дугами слоги.

4. Выполнение логических заданий с буквами.
У. : - Какой следующий шаг по плану?
Д.: - Мы будем выполнять задания Вопрос Вопросыча.
У. : - Какой вопрос нам хотел задать Вопрос Вопросыч? Сколько требований в этом задании?
Д.: - Три требования. Найти общий элемент в буквах, сравнить буквы, перекодировать буквы.
У. : - Правильно. А выполнять его вы будете в четвёрках.

У.: - Вспомните правила работы в группах. (Правила прикреплены на доске)
Правила работы в группах :
1. Говори в полголоса. Не кричи!
2. Поделись своим мнением.
3. Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы.
4. Выбери консультанта.

У. : - Проанализируйте буквы а, у, У, ы, и, И. Почему после стрелки от кружка с элементами букв в рабочей строке написаны буквы а, у, У, ы, и, И.
Д.: -

У. : - Проанализируйте буквы я, Я, О, о, (ё), а. Выделите в них общий элемент и подумайте, какой элемент нужно вписать в кружок.
Д.: - В кружок нужно вписать полоску в форме овала, потому что она – общий элемент букв я, Я, О, о, (ё), а.
У. : - Почему букву ё написали в скобках?
Д.: - Потому что у буквы ё нет элемента в виде полоски в форме овала.

5. Письмо предложения по образцу в тетрадях.
У. : - Что написано на последней строчке?
Д.: - На последней строчке написано предложение.
Д.: - Прочитайте его.
Д.: - Моё имя Лёня.
У. : - Сколько слов в предложении?
Д.: - Три.
У. : - Объясните правила написания предложения.
У. : - Почему слово Лёня написано с большой буквы?
Д.: - Это имя собственное.
У. : - Напишите предложение, диктуя себе по слогам.

6. Рисование узора-бордюра
У.: - Какой следующий шаг по плану?
Д.: – Мы будем выполнять задания Раскраскина.

У.: - Какие задания предложил нам Раскраскин?

Д.: – Определить, какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре. (Полоска в форме петли.) Продолжить узор до конца страницы. Раскрасить.

VII . Рефлексия деятельности. Итог урока
1. Соотнесение цели и результата деятельности
У. : – Какой следующий шаг по плану?

Д.: – Итог работы.

У. : – Что нового узнали на уроке? (Какие открытия сделали на уроке?)

У. : – Достигли поставленных целей?

У. : – Какие шаги были сделаны для достижения целей?

Д.: – Мы находили элементы, из которых состоит буква ё, конструировали букву ё, писали ее, составляли схемы слов, выполняли задания Вопрос Вопросыча и Раскраскина.
У. : – Каковы результаты?

Д.: – Научились писать строчную букву ё.

У. : – Оцените свою работу на уроке в листах оценивания.

чтение

.

Тема : Буква Ее в начале слова и после гласной

Цели:

-познакомить с гласной буквой Е, обозначающей 2 звука в начале слова и после гласного;

- формировать навык чтения с буквой Е

Задачи урока:

- сформировать у обучающихся умения читать слова с буквой Ее на основе имеющегося у них опыта;

Способствовать развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;

-воспитывать наблюдательность, самостоятельность, желание стать грамотным человеком.

Оборудование:

Учебник Азбука, схемы, картинки, игрушки

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк урок

Начинаем наш урок.

Мы за парту дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Пожелай успех глазами

И вперёд, вперёд за знаниями.

Для успешной работы на уроке, вспомните главные правила ученика.

2 Актуализация опорных знаний.

Ребята, перед вами буквы, которые мы изучили. Разделите изученные буквы на 2 группы в зависимости какой звук они обозначают.

Как можно разделить каждую группу?

Гласные - обозначающие мягкость и твёрдость согласных,

Согласные – звонкие и глухие

Какая буква осталась? Почему?

Куда мы её отнесём? (к гласным, показывает на мягкость согласных)

Как определили, что это гласный звук? (произносится свободно, не встречая во рту преграду)

Сможете вы определить тему нашего урока?

Тема урока: Буква Е.

Какие задачи урока мы поставим?

1. Узнать какой звук обозначает буква.

2. Находить эту букву и звук в слове.

Находить:

Е - [ ?]

[ ?]


3. « Открытие» нового знания.

Работа с учебником стр. 43

Рисунок буквы Е.

Назовите букву все вместе. Какой звук вы услышали? [ ЙЭ]

Произнесите первый звук [й] Какой он? (согласный, звонкий, мягкий)

Второй звук [э]- гласный.

Найдите на ленте букв букву Е и Й и закрасьте в соответствии какой звук они обозначают.

Посмотрите,где находится буква Й. Как называются такие звуки? (сонорные, те всегда звонкие)

Всегда ли буква Е обозначает два звука? Какой звук может обозначать буква Е (э,и)

Приведите примеры.

Выясним когда буква Е обозначает 2 звука.

Какой вывод мы можем сделать?

Е < [ Й’]

В НАЧАЛЕ СЛОВА

ПОСЛЕ ГЛАСНОЙ

Молодцы! В чём же особенность новой буквы?

(обозначает (обозначает 2 звука, если стоит в начале слова

И после гласной)

4. Разгадывание ребуса.

Можете вы отгадать его? Как рассуждали?

Немытое в рот ни за что не возьмёт

И ты будь таким,

Как чистюля …. ЕНОТ

Кто такие еноты? (пушистые зверьки)

Составим схему слова ЕНОТЫ (Работа в паре)

Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

5. Физ.минутка.

6. Игра на внимание. Если в слове есть хитрая буква Е, хлопаем в ладоши – салют этой букве. Если нет, то мы прячемся - приседаем. Готовы?

Егор, эхо, поели, мел, ежи, река, еловые.

7. Закрепление. Работа в группах.

Найти в словах букву Е, которая обозначает 2 звука

Е < [ Й’] снег

[ Э ] знаем


9. Итог урока.

Какую букву вы изучили сегодня?

Что нового вы узнали о букве?

Что было интересно?

Что трудно? Молодцы! Спасибо!

МКОУ «СОШ №14»

ст. Новотроицкая

Изобильненский район

Ставропольский край

Сазонова Любовь Николаевна

Урок письма в 1 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Письмо заглавной буквы «Е»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «Е»; продолжить формирование умений анализировать слова, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); развивать память, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, таблица букв, индивидуальные конверты с шаблонами элементов букв.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.
Учитель проводит игру «Доскажи словечко».
. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж,
Вот и назван… (ежевика).
. Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля… (енот).
. Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый еж
И его… (ежиха).
- Что объединяет все слова-отгадки?
- С какого звука начинаются эти слова? (Со звуков [й’][э].)
- Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «Е», которая обозначает первое слово в предложении и собственные имена.

III. Повторение изученного о роли буквы «е» в словах.
- Вспомните имена людей, которые начинаются с буквы «Е». (Егор, Емеля, Ерема, Елена.)
- Какие звуки обозначает в начале слова буква «е»? (Звуки [й’][э].)
- В каких словах буква «е» обозначает один звук? (После согласного.)

IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «Е» в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «Е»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
- Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Е».
- Чем они похожи? Чем отличаются?
Далее учитель на магнитной доске конструирует заглавную букву «Е».
- Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Е». (Две полоски в форме полуовала.)
- Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «Е».
- Выполните конструирование заглавной буквы «Е» у себя на столе.
В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 24 и № 23, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 16, № 18, № 21, № 19 для дифференцирования размера и формы элементов.
- Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания заглавной буквы «Е» на доске мелом.
2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «Е» под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).
4. Имитация учащимися начертания по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

VI. Письмо учащимися в тетради.
- Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.
При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и заглавной буквы «Е» по алгоритму.
2. Упражнение в письме соединений:
а) верхнее соединение: Еу;
б) среднеплавное: Её;
в) нижнее: Ео.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VII. Письмо слов по образцу.
Учащиеся читают слова.
- Почему данные слова надо писать с заглавной буквы?
- Проанализируйте каждое слово и составьте звукобуквенные схемы.
После анализа соединения букв учащиеся записывают слова по образцу.

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.
- Какие буквы записал Почемучка?
- Сравните буквы э - Е. Чем они похожи? Чем отличаются? (В данных буквах одинаковый по форме элемент - полоска в форме полуовала.)
- Сравните буквы Э - Р. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Сравните буквы Э - Е. Чем они похожи? Чем отличаются?

IX. Рисование узора-бордюра.
Учащиеся выполняют узор.
- Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоски в форме полуовала.)
- Отгадайте загадку:
. Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка.)
- Раскрасьте бабочку в узоре.

X. Итог урока.

Разделы: Начальная школа

Урок: обучение грамоте.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Тема урока: “ Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости”.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [т] [т’] и буквой, обозначающей эти звуки, учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости; упражнять учащихся в чтении слогов, слов и текста.

2. Развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения, речь, внимание, память, мышление.

3. Воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Звуковой анализ слов

У: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте, какое слово загадано:

1. Большое, обычно тёмное густое облако, несущее дождь, сне.г (Туча)

2. Передвижная лестница для выхода из самолёта и посадки. (Трап)

3. Бронированная самоходная машина на гусеничном ходу с мощным вооружением. (Танк)

4. След от прикосновения кончика карандаша, ручки; маленькое круглое пятнышко. (Точка)

5. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. (Тайна)

У: Повторите все слова, которые отгадали. (Один из учеников озвучивает)

У: Что заметили?

Д: Все слова начинаются со звука [т]

У: Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук

Д: [т]-[т]- [т]-[т]

У: Охарактеризуйте этот звук.

Д: Этот звук согласный глухой твёрдый.

У: Согласный глухой твёрдый звук будем обозначать с помощью схемы –

У: Ребята, с этого звука начинается имя одного из клоунов.

(На доске находятся две картинки с изображениями клоунов, под которыми расположены звуковые схемы слов)

Д: Его зовут Том.

У: Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом каждый звук.

У: А как зовут второго клоуна?

Д: Его зовут Тим. Первый звук обозначен квадратом и апострофом, значит этот звук мягкий.

У: Проверим? Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом каждый звук.

Д: [т’] [и] [м]

У: Приложите пальчики к гортани, произнесите все вместе первый звук.

Д: [т’] [т’] [т’] [т’]

У: Охарактеризуйте этот звук.

Д: Этот звук согласный глухой мягкий.

У: Согласный глухой мягкий звук будем обозначать с помощью схемы -

Звуки [т] [т’] обозначает буква “т” (показ буквы) .

Физминутка

III. Конструирование печатной буквы “Т” “т”

У: Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Т” и строчную - “т”

Учащиеся выполняют работу.

У: Итак, какие элементы вы выбрали?

Д: Для заглавной буквы “Т” выбираем элементы - №1 (вертикальная линия) и №5 (горизонтальная линия), для строчной - №5 (вертикальная линия) и №9 (горизонтальная линия)

IV. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью печатной строчной буквы “т” в квадратных скобках

У: Ребята, что вы узнали о букве “т”?

Д: Буква “т” обозначает согласный твёрдый звук [т] и мягкий согласный звук [т’].

У: Звук [т] обозначают с помощью квадратных скобок и строчной печатной буквы “т” (показ карточки), а звук [т’]….

Д: …с помощью квадратных скобок, строчной печатной буквы “т” и апострофа.

У: Назовите слова, которые начинаются со звука [т]

Д: Такси, тундра, такса, танец, ткань….

У: Назовите слова, в которых есть звук [т’]

Д: Тир, тина, котёнок, тётя, ботинки…

V. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели

[т’] [о] [р] [н]
т ё р н
[т] [о] [р] [т]
т о р т

У: Откройте “Азбуку” на странице 49. Посмотрите на данные схемы. Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного слева, выделяя голосом каждый звук.

Д: [т’] [о] [р] [н] – “тёрн” (орфоэпическое чтение)

У: Ребята, объясните значение слова “ тёрн”.

Д: Тёрн – колючий кустарник (с терпкими синевато-чёрными плодами)

У: Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного справа, выделяя голосом каждый звук.

Д: [т] [о] [р] [т] – “торт” (орфоэпическое чтение)

У: Ребята, объясните значение слова “торт”.

Д: Торт – сладкое кондитерское изделие из теста с кремом.

У: Чем похожи эти схемы?

Д: - В этих словах один слог, так как один гласный звук.

Гласный звук [о]

В этих словах количество звуков и букв одинаковое – 4 звука и 4 буквы

Первая буква “т”, третья буква “р”. Эти буквы обозначают твёрдые согласные звуки.

У: Чем отличаются эти схемы?

Д: - В первом слове последняя буква “н”, во втором - буква “т”

В первом слове буква “т” обозначает [т’], а во втором слове - [т]

В первом слове звук [о] обозначает буква “ё”, а во втором - звук [о] обозначает буква “о”

Вывод: буква “ё” указывает на то, что предшествующая буква “т” обозначает мягкий согласный звук, а буква “о” показывает, что буква “т” обозначает твёрдый согласный звук.

VI. Чтение слогов по заданным схемам

У: В каком столбике гласная буква показывает на то, что предыдущая буква обозначает твёрдый согласный звук?

Д: Во втором столбике (учащиеся читают слоги вслух)

У: В каком ещё столбике согласная буква обозначает твёрдый звук?

Д: В первом, т. к. буква “т” “закрывает” слог (учащиеся читают неприкрытые закрытые слоги)

У: Какой звук обозначает буква “т” в третьем столбике?

Д: Мягкий согласный звук, так как после буквы “т” стоят гласные (“я”, “ю”, “ё”, “е”, “и”), которые показывают на мягкость предыдущего согласного.

Физминутка.

VII. Чтение слогов и слов в столбике

У: Открываем страницу 50. Я предлагаю вам прочитать данные цепочки слов.

Учащиеся читают слова в цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (Во второй строке “слово-существительное” преобразуется в “слово-прилагательное” - мята – мятная, поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать “слово-предмет”, например, мята – мятная конфета)

После чтения учитель предлагает выполнить следующее задание:

У: Прочитайте слова, в которых буква “т” обозначает только мягкий согласный звук.

Д: “утя,”, т. к. после буквы “т” стоит буква “я”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного

Д: “метил”, т. к. после буквы “т” стоит буква “и”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного

У: В каких словах буква “т” обозначает и мягкий согласный звук и твёрдый?

Д: “отметил”, “утята”

У: Молодцы!

VIII. Чтение текста

У: Омут – глубокая яма на дне реки или озера.

Летнее утро. Малые утята у тёмного омута. Немало тайн он таит. То-то тянет утят нырять. Нырь, нырь, нырь! А там ил, муть и тайны нет.

Все читают жужжащим чтением, затем читает один ученик.

У: Найдите и прочитайте предложение, в котором объяснено, почему утята оказались у тёмного омута

Д: Немало тайн он таит

У: Что увидели утята в омуте?

Ученики находят в тексте ответ на данный вопрос, затем читают

Д: А там ил, муть и тайны нет.

У: Если в омуте не оказалось тайны, то, может быть, и не надо было утятам нырять?

Д: Им было интересно узнать, что находится в омуте. Они же маленькие и любопытные. Если бы утята не нырнули, то они не узнали, что там есть.

У: Конечно, открыть новое для себя может каждый, если не будет бояться делать шаг вперёд в неизвестность.

IX. Итог урока

У: Что вы узнали нового для себя?

Д: Буква “т” обозначает согласный глухой твёрдый звук [т] и мягкий [т’]

Значения новых слов.

У: Спасибо за урок.