Александр Твардовский — На дне моей жизни: Стих. Анализ стихотворения А

«На дне моей жизни…» - образец сплетения личных и философских мотивов в одном произведении. Стихотворение изучают в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На дне моей жизни…» по плану.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение было написано в 1967 г., когда поэту было 57 лет.

Тема стихотворения – закат человеческой жизни; мечты о тихой жизни вдали от суеты.

Композиция – Анализируемое произведение - монолог лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ мужчины о своей мечте, выводы о прожитых днях.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «на дне моей жизни, на самом донышке», «чтобы листва красовалась палая», «я думу свою без помехи подслушаю», «черту подведу стариковскою палочкой», «я здесь побывал и отметился галочкой».

Эпитеты «наклонные лучи», «недалекий вечер», «морока немалая».

История создания

Анализируемое стихотворение А. Твардовский написал в 1967 г. За 57 лет жизни поэт увидел ужасы военных событий, побывал под надзором властей, ведь долгое время занимал должность главного редактора журнала «Новый мир». Кроме того, Александр Трифонович был членом коммунистической партии, поэтому активно участвовал в политической жизни.

Прожив больше половины века поэт, поэт начал все чаще задумываться над тем, что скоро покинет этот мир. У него появилось желание провести последние годы спокойно, наедине со своими мыслями. Это желание отобразилось в произведении «На дне моей жизни». Спустя 4 года после его появления поэт умер.

Тема

Проблемы жизни и смерти всегда были актуальны в литературе. Стихотворение А. Твардовского - раздумья над темой заката человеческой жизни. Свои мысли поэт облачил в форму монолога лирического героя. Под его образом скрывается зрелый мужчина, который повидал многое на своем веку и знает, что его жизнь почти закончена.

В первых стихах лирический герой признается, что хочет посидеть на самом донышке своей жизни. Метафорический образ дна можно толковать по-разному: как последние годы человеческой жизни и попытку сбежать от мирской суеты. В любом случает донышко жизни в восприятии мужчины - светлое место, которое дарит наслаждение.

Последние годы лирический герой хочет провести в лоне природе. Он представляет, как в вечернюю пору будет любоваться опалыми листьями. Осенний вечер символизирует зрелый возраст человека.

В третьем катрене герой признается, что хочет побыть в одиночестве, чтобы никто не помешал ему послушать свою думу и сделать выводы: «черту подведу стариковскою палочкой» . Последние строки выражают главную мысль произведения: « ничего, что по случаю я здесь побывал и отметился галочкой» . Эти слова показывают, что А. Твардовский воспринимал жизнь, как случайный подарок, считая, что нельзя сожалеть о сделанном.

Композиция

Организация стихотворения простая. Это монолог зрелого мужчины. Раздумья можно разделить на две части: рассказ мужчины о своей мечте, выводы о прожитых днях. Формально текст состоит из трех строф с разным количеством строк.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как в монологе преобладают философские мотивы. Стихотворный размер - четырехстопный амфибрахий. А. Твардовский использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Инструментом для раскрытия темы и передачи внутреннего состояния лирического героя являются средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры : «на дне моей жизни, на самом донышке», « чтобы листва красовалась палая», «я думу свою без помехи подслушаю», «черту подведу стариковскою палочкой», «я здесь побывал и отметился галочкой» . Эпитеты придают мыслям завершенности: «наклонные лучи», «недалекий вечер», «морока немалая».

В книге «Честно я тянул мой воз», названной по строчке Александра Твардовского и составленной его преданным биографом Андреем Турковым, – среди фрагментов из воспоминаний современников, писем, стихов и дневниковых записей самого поэта, – встретился мне один вроде бы неприметный отрывок.
«…Первое легкоморозное весеннее утро, прогулка к Дмитриевскому, петухи на селе, церквушка на крутом берегу Истры, сосняк по отвесному обрыву, тишь, легкая чистая свежесть и бодрость, снежная пойма реки в дымке по горизонту, простор, тихая радость, хоть молиться там впору».
Александр Твардовский, запись в Рабочей тетради от 24 марта 1955 года.
Эта запись и стала для меня еще одной личной встречей с Александром Трифоновичем, которого, я, конечно, никогда в жизни не видел, но о котором думаю с тех пор, как один близкий мне человек прочитал на память стихотворение «На дне моей жизни»:

На дне моей жизни,
на самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке,
На тёплом пёнушке.

И чтобы листва
красовалась палая
В наклонных лучах
недалёкого вечера.
И пусть оно так,
что морока немалая –
Твой век целиком,
да об этом уж нечего.

Я думу свою
без помехи подслушаю,
Черту подведу
стариковскою палочкой:
Нет, все-таки нет,
ничего, что по случаю
Я здесь побывал
и отметился галочкой.

Александр Твардовский, 1967 год

…Услышав эти стихи, я помню, ахнул: неужели это смиренное, тихое и мудрое слово вырвалось у проваренного во всех водах советского писателя, автора «Василия Теркина» и несгибаемого борца за журнальный островок свободы под названием «Новый мир»?
В последние годы, благодаря публикациям его дневников, пытливому читателю начала приоткрываться в своей полноте не только драматическая судьба этого великого человека, но и его душа: героическая, страдающая. По отношению к самому себе он был предельно честен, по крайней мере, на пространстве стиха.

Не много надобно труда,
Уменья и отваги,
Чтоб строчки в рифму, хоть куда,
Составить на бумаге.

То в виде ёлочки густой,
Хотя и однобокой,
То в виде лесенки крутой,
Хотя и невысокой.

Но бьёшься, бьёшься, так и сяк –
Им не сойти с бумаги.
Как говорит старик Маршак:
Голубчик, мало тяги...

Дрова как будто и сухи,
Да не играет печка.
Стихи как будто и стихи,
Да правды ни словечка.

Пеняешь ты на неуспех,
На козни в этом мире:
Чем не стихи? Не хуже тех
Стихов, что в «Новом мире».

Но совесть, та исподтишка
Тебе подскажет вскоре:
Не хуже – честь невелика,
Не лучше – вот что горе.

Покамест молод, малый спрос:
Играй. Но Бог избави,
Чтоб до седых дожить волос
Служа пустой забаве.

Он не был религиозен, но был всегда, как бы высоко его не возносила житейская «линия жизни», – живой частью души народа, подспудно сохраняющего в себе тоску по Вечности. Он знал, что это такое: ценить дарованную нам судьбу и радоваться каждому прожитому дню. Мудрость его лирики задевает думающее сердце читателя.

Александр Твардовский «На дне моей жизни…»

На дне моей жизни,

На самом донышке

Захочется мне

Посидеть на солнышке,

На теплом пенушке.

И чтобы листва

Красовалась палая

В наклонных лучах

Недалекого вечера.

И пусть оно так,

Что морока немалая -

Твой век целиком,

Да об этом уж нечего.

Я думу свою

Без помехи подслушаю,

Черту подведу

Стариковскою палочкой:

Нет, все-таки нет,

Ничего, что по случаю

Я здесь побывал

И отметился галочкой.

Стихотворение А. Твардовского «На дне моей жизни…» написано незадолго до его смерти, в тяжёлое время гонений на некогда обласканного властью, любимого народом поэта, автора поэмы «Василий Тёркин» и пронзительных стихов о войне. Между тем Твардовский тогда был вовсе не стар, полон творческих замыслов. Но, видимо, подошло время подводить итоги своей жизни. Необычайно требовательный к себе и другим, Твардовский терзался чувством вины, что кому-то не помог, в ком-то не заметил искры таланта и не напечатал в журнале «Новый мир», редактором которого он был, где-то лукавил, соглашался с властью. А ведь именно он открыл страшную правду о сталинских лагерях, поместив в своём журнале рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в «Новом мире» публиковались первые поэты хрущёвской оттепели. А. Т. Твардовский много сделал для отечественной литературы, для культуры в целом, для пробуждения у людей совести и памяти, гражданской ответственности. А в стихотворении поэт скромно подводит итог: «Я здесь побывал и отметился галочкой».

Первое впечатление при чтении стихотворения, что так может рассуждать любой человек в возрасте, при этом простой, честный, совестливый. Ничего Твардовский не написал о своей творческой деятельности, она осталась за скобками. Видимо, ему важнее человеческая, нравственная составляющая, да и об этом тоже не сказано. Очень скупо, крайне лаконично пишет о своих думах. Стихотворение написано с обычным для Твардовского «незаметным мастерством», не ощущается «сделанность», нет пафоса. Оно очень простое по форме. Как-то тихо, словно про себя, но при этом искренне и исповедально говорится о прожитой жизни. Поэт словно спрашивает себя: для чего жил? Достойно ли? И итоги прожитому он подводит не сейчас, а только собирается сделать это в будущем. Не случайно глаголы употреблены в будущем времени: «захочется мне посидеть на солнышке», «я думу свою без помехи подслушаю, черту подведу стариковскою палочкой». Но читатель понимает, что Твардовский, возможно, чувствует, что его дни сочтены, поэтому спешит сказать важное для себя и других. При этом не чувствуется страха смерти, интонация внешне спокойная, но в каждой строке сквозит затаённая печаль. Поэт словно прощается со всем, что ему дорого. Возможно, поэтому так ласково, по-домашнему, Твардовский называет привычные вещи, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы: «на самом донышке», «посидеть на солнышке, на тёплом пёнушке». А ведь как горьки слова «на дне моей жизни, на самом донышке»! Больно осознавать, что твоё пребывание на земле ограничивается такой малостью. И всё-таки ощущаются умиротворённость и спокойствие, оправданные всей своей честной жизнью, верой в то, что не напрасно «здесь побывал».

Не случайно поэт, проживая свою осень, так светло пишет об этом времени года. Он мечтает, «чтобы листва красовалась палая в наклонных лучах недалёкого вечера». Так мало и так много! «Недалёкий вечер» - это метафора, относящаяся и к закату жизни человека. Наверное, было много тяжёлого и горького, груз обид, сомнений и разочарований давит на плечи:

И пусть оно так,

Что морока немалая -

Твой век целиком,

Да об этом уж нечего.

Твардовский мудро перебивает грустное течение мыслей, ведь свою жизнь не перечеркнёшь, тогда она станет постылой и бессмысленной, - «да об этом уж нечего». Поэтому и темп стихотворения в последней строфе словно сбивается, убыстряется, поэт, как заклинание, повторяя слова отрицания и сомнения: «нет, всё-таки нет, ничего», окончательно приходит к мысли - жизнь прожита не зря. И в последних строчках поэт остаётся верным себе, своей честности и скромности, - сделав так много для русской литературы, он подводит итог: «Здесь побывал и отметился галочкой». Всего лишь галочкой в списке ушедших в вечность людей. Но для нас, читателей, это не так, не случайно мы снова и снова перечитываем строки:

И у мёртвых, безгласных,

есть отрада одна:

мы за родину пали, но она – спасена.

________

Без нас отлично подведут итоги

И, может, меньше нашего наврут.

_________

И не таю ещё признанья:

Мне нужно, дорого до слёз

В итоге – твёрдое сознанье,

Что честно я тянул свой воз.

И в этом весь Твардовский – великий в своей простоте, человечный, искренний, истинный гражданин своей России.

На дне моей жизни,
на самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке,
На теплом пенушке.

И чтобы листва
красовалась палая
В наклонных лучах
недалекого вечера.
И пусть оно так,
что морока немалая —
Твой век целиком,
да об этом уж нечего.

Я думу свою
без помехи подслушаю,
Черту подведу
стариковскою палочкой:
Нет, все-таки нет,
ничего, что по случаю
Я здесь побывал
и отметился галочкой.

Анализ стихотворения «На дне моей жизни» Твардовского

Тема смерти в мировой поэзии далеко не нова, ведь творческие люди острее ощущают скорый конец, могут ярче и полнее описать овладевающие ими при этом чувства. Не стал исключением и А. Твардовский. В 1967 году он написал стихотворение «На дне моей жизни». Жить ему на тот момент оставалось ещё целых четыре года, но свой уход он предвидел уже тогда.

Автор примеряет на себя роль старика и считает, что в пожилом возрасте есть свои преимущества. По его мнению, в этом возрасте приходит время спокойно в тишине, без спешки осмыслить прожитые годы, дать оценку собственным поступкам. Поэт отмечает, что наступает спокойствие, и смерть уже не кажется чем-то страшным, как в молодости. Разумеется, неизвестность, которая стоит за смертью тревожит Твардовского, но он уверен, что после нее жизнь не кончается, что там за последней чертой человека ждет что-то ещё.

Твардовский прожил богатую, полную ярких событий жизнь, участвовал в самых важных событиях в жизни страны, снискал всесоюзную славу как поэт. Однако сам он отмечает, что не совершил ничего выдающегося, но также не делал ничего такого, за что ему должно быть стыдно. Он не сожалеет о прошлом, о прожитом. Он считает, что пришел в этот мир случайно. «Ничего, что по случаю я здесь побывал и отметился галочкой». Метафорическое «дно жизни» может быть как концом земного пути, так и попыткой сбежать от ежедневной мирской суеты. В любом случае, это «дно жизни» для него является синонимом покоя, это некое приятное место, которое дарит наслаждение. В первой части стихотворения он рассказывает о том, как хотел бы побыть наедине с собой, осмыслить прошлое. Предчувствуя смерть, автор переосмысливает саму суть жизни. Поэт не пробует дать какую-то оценку своему творчеству, это право Твардовский оставляет другим. Осознание близкого конца жизненного пути дарит автору не тревогу и страх, а спокойствие и умиротворение.

Стихотворение имеет простую композицию и представляет собой монолог зрелого, даже пожилого мужчины. Так как в тексте преобладают философские мотивы, то это произведение относится к жанру элегии. В тексте преобладают метафоры: «на дне моей жизни, на самом донышке», «черту подведу стариковской палочкой». По тематической структуре стихотворение делится на две части: в первой автор рассказывает о своей мечте, а во второй делает выводы о прожитой жизни. Написано оно четырехстопным амфибрахием, рифмовка перекрестная.

«На дне моей жизни…» Александр Твардовский

На дне моей жизни, на самом донышке Захочется мне посидеть на солнышке, На теплом пенушке. И чтобы листва красовалась палая В наклонных лучах недалекого вечера. И пусть оно так, что морока немалая - Твой век целиком, да об этом уж нечего. Я думу свою без помехи подслушаю, Черту подведу стариковскою палочкой: Нет, все-таки нет, ничего, что по случаю Я здесь побывал и отметился галочкой.

Анализ стихотворения Твардовского «На дне моей жизни…»

Говорят, что каждый человек в той или иной мере предчувствует свою смерть и внутренне готовится к переходу в иной мир. Кому-то для этого достаточно одного мгновения, у других же уходят годы на осознание собственных ошибок и их исправление. Поэты чувствуют приближение смерти особенно остро, так как духовность является важнейшее составляющей их жизни и творчества. Поэтому неудивительно, что практически у каждого автора есть стихи, которые затрагивают эту мрачную тему.

Александр Твардовский в этом отношении – не исключение, так как в 1967 году, за 4 года до кончины, он написал стихотворение «На дне моей жизни…». Поэт, отметивший свое 57-летие и по всем земным меркам считающийся отнюдь не старым человеком, всё же ощущает себя подошедшим к той заветной черте, после которой жизнь в физическом ее понимании завершается. И именно на этом этапе Твардовский признается, что ему хочется «посидеть на солнышке, на теплом пенушке».

Примеряя к себе роль старика, поэт видит в ней определенные преимущества . Ведь именно в этот период жизни у каждого есть возможность переосмыслить собственные поступки без помех, без спешки и без лишних эмоций. «Черту подведу стариковской палочкой», — отмечает поэт, и в этих строках кроется такое удивительное умиротворение, что смерть уже перестает казаться какой-то катастрофой и не вызывает страха. Конечно, неизвестность все же вызывает у поэта некоторое беспокойство, ведь о том, что будет потом, он может лишь догадываться. Тем не менее, Твардовский убежден, что после смерти жизнь не заканчивается, а лишь переходит в иную плоскость. Неслучайно ведь мудрые люди утверждают, что на земле они – всего лишь гости, а впереди их ждет вечность

Поэт не пытается дать ответ на вопрос о том, зачем человек приходит в этот мир. Видимо, у каждого из нас есть определенная миссия, после выполнения которой смысл в продолжении жизни теряется . Сам же Твардовский убежден, что он не сделал ничего выдающегося, но и не совершил поступки, за которые не сможет получить прощения. «Ничего, что по случаю я здесь побывал и отметился галочкой», — именно так поэт характеризует собственную жизнь. Он не стремится к оценке собственного творчества, оставляя эту привилегию другим. Ведь в вечности нет титулов и наград, почестей и званий. По-видимому, эта истина незадолго до смерти приоткрывается поэту, который начинает воспринимать смерть со спокойным любопытством и даже некоторым равнодушием, словно готовится ко встрече со старой подругой.

  • Разделы сайта