М горький в людях герои. В людях

Когда ребенок уже не ребенок, но до совершеннолетия еще далеко, его принято было называть на Руси отроком. Таким образом, период отрочества начинался уже с десяти-одиннадцати лет. Однако Максим Горький назвал свою повесть, посвященную жизнеописанию подростка Алеши Пешкова, к одиннадцати годам оставшегося круглым сиротой, совсем иначе – “В людях” . Такое название говорит о многом: быть “в людях” означало жить у совершенно чужих людей, зарабатывая себе на жизнь подчас очень тяжелым трудом.

Действительно, после того как скончалась

Мать Алеши Пешкова, а еще раньше умер от холеры его отец, родной дед подростка, Василий Васильевич Каширин, заявил, что не собирается кормить внука и отправил его в магазин обуви “мальчиком”. В обязанности Алеши входило встречать покупателей, но больше ему приходилось трудиться дома: он подметал пол, мыл посуду, ставил самовар. Ему приходилось вставать рано утром вместе с кухаркой, а ложиться спать очень поздно. Тоска охватывала мальчика, когда он ложился вечером в постель.

Ситуацию усугублял двоюродный брат Саша, чувствовавший свое превосходство в возрасте. Он помыкал Алешей, грозил колдовством – в итоге мальчик готов был бежать куда глаза глядят, но из-за несчастного случая (опрокинул на руки горячий суп) оказался в больнице, а потом и у бабушки.

Однако возврата к прежней жизни не получилось: многие из старых приятелей умерли или уехали из города, из ребяческих игр Алеша уже вырос, поэтому спасла его любовь к чтению. Бабушка приобщила его к фольклору, раскрыла красоту родного языка. Благодаря ей он полюбил природу и с удовольствием ходил в лес, наблюдая, как бабушка разговаривает с травами и всем живым вокруг.

С наступлением холодов Алексею вновь приходилось отправляться “в люди”, ведь он уже не мог зарабатывать на жизнь ловлей птиц, как летом. Но где бы он ни оказывался – в магазине обуви, в чертежной мастерской – его ждала только тяжелая, “черная” работа, а возможности учиться не предоставлялось.

Много жизненного опыта получил подросток, случайно оказавшись работником на пароходе. Он стал свидетелем человеческой подлости и слабости, видел пьянство и разврат и мучился от сознания того, что в жизни люди совсем не такие, как описаны в книгах. Нет героев, а есть только трусы и подлецы.

Но находились все же те, кто оставлял след в душе мальчика. Когда-то Хорошее Дело впервые подтолкнул его к книге, позже Алеша брал книги у образованных женщин, одна из которых больше всего потрясла воображение героя. Это была красивая и гордая женщина, окруженная вниманием мужчин, но явно страдающая от внутреннего одиночества. Алеша называл ее Королевой Марго.

Именно она привила ему вкус к хорошему чтению, дала возможность прочесть русскую классику, полюбить поэзию Пушкина, Тютчева, Одоевского: она считала, что нужно читать русские книги, чтобы знать русскую жизнь. Первую настоящую влюбленность испытал Алеша именно к Королеве Марго.

Однако ему пришлось продолжать свой тяжелый путь “в людях”. Судьба занесла его даже в иконописную мастерскую, где он столкнулся с несправедливостью: видел, как обирают стариков, за бесценок покупая старинные книги и иконы. По вечерам Алеша читал вслух мастерам, собравшимся отдохнуть после работы. Только вот доставать книги было нелегким делом – иногда приходилось выпрашивать их как милостыню.

При этом не раз слышал подросток от людей выражение “запрещенные книги”, значения которого уяснить пока не мог.

Случайно встретив своего прежнего хозяина, Алеша согласился стать “десятником” – надсмотрщиком за рабочими, которые восстанавливали после наводнения торговые ряды на ярмарке. Ему, подростку, приходилось нелегко, ведь работники откровенно смеялись над его молодостью и не очень-то слушали. Алеше в свои 15 лет казалось, что он уже пожилой человек, а все вокруг чужие.

Совсем недавно он собирался уехать в Астрахань, а оттуда бежать в Персию, но не сделал этого, а время упущено.

Слоняясь по городу, повзрослевший Алексей видел много мерзости в человеческой жизни, понимая, что еще несколько лет, и он сам станет таким, если не вырвется из этого провинциального “болота”. К счастью для него, живущий недалеко гимназист Николай Евреинов уговорил Алешу отправиться в Казань, чтобы готовиться к поступлению в университет. Так заканчивается эта важная для каждого человека эпоха взросления.

Рисуя страшный быт, “свинцовые мерзости” жизни городских низов, Горький показывает, как преодолевалась в сознании подростка распространенная в то время проповедь терпения, как закалялась у него и его сверстников воля и крепло желание противостоять злу и насилию. Писатель с психологической точностью воспроизводит стремление мальчика, а затем юноши к “красивой, бодрой, честной” жизни.

Конечно, Автобиографизм повести очевиден: Горький писал о своей судьбе. Но он искренне считал свою биографию типичной для представителей народных низов. Однако писатель доверяет своему герою контакт с эпохой, хотя на плечи героя ложится груз исторической ответственности за все, что читатель видит в его судьбе.

Так Максим Горький одним из первых показал конфликт человека и эпохи. В произведениях, написанных в советское время, но оставшихся за рамками официальной литературы, такой конфликт станет основным, как в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго” или в повести А. Платонова “Усомнившийся Макар”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Повзрослевший Алексей Пешков отправляется в Казань, чтобы подготовиться к поступлению в университет. Эту мысль внушил ему гимназист Николай Евреинов, который жил на одном чердаке с Алешей и часто видел его с книгой. Для начала он предложил пожить в их семье. Провожала Алешу бабушка, советовала не сердиться, не быть заносчивым, не судить о людях плохо. Прощаясь […]...
  2. I. Действие повести передается от лица главного героя – Алеши Пешкова. Он жил в Астрахани, где отцу, мастеру-краснодеревщику, поручили строить триумфальные ворота к приезду царя. Но отец умер от холеры, от горя у матери Варвары начались преждевременные роды. Мальчику запомнился ее крик, растрепанные волосы, оскаленные зубы. Отца хоронили в дождливый день, в яме сидели лягушки, […]...
  3. Роман “Мать” Максима Горького принято считать первым произведением в духе соцреализма – направлении, которое на долгих 70 лет станет ведущим в отечественной литературе. Это произведение было написано в 1906 году, сразу после первой русской революции. Опыт великих событий, участником которых стал и сам юный Алексей Пешков, знакомство с трудами Ленина, прекрасное знание действительности – все […]...
  4. Драма как род литературы предполагает обязательную постановку произведения на сцене. При этом ориентация на сценическую интерпретацию, на первый взгляд, ограничивает драматурга в средствах выражения своей позиции. Он не может напрямую обратиться к читателю, выразить свое отношение к своим же героям. Авторская позиция выражена в ремарках, в развитии действия пьесы, в монологах и диалогах героев. Ограничено […]...
  5. Рассказы Максима Горького о босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на “отверженных” по-другому. Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к […]...
  6. В повести “Фома Гордеев”, написанной в самом конце 90-х годов. Горький хотел дать широкую картину современности. На фоне ее “должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии”. Горький заложил в основу повести смелую мысль, внешне кипучая, энергичная предпринимательская деятельность русского купечества на деле – “золотая клетка” для души, ищущей […]...
  7. Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького “Детство”, “В людях” и “Мои университеты”. Меня глубоко взволновала история детства Алеши Пешкова, мальчика, прошедшего через столько испытаний. Особенно мне запомнился образ его бабушки. Мне кажется, это один из самых возвышенных женских образов русской литературы. Прочитав эту книгу, я […]...
  8. Максим Горький известен старшему поколению как родоначальник соцреализма – автор романа “Мать” о зарождении революции в России. Более поздние поколения читателей больше любят его ранние романтические произведения о гордых красавцах-цыганах, готовых променять свою свободу только на смерть. Но нельзя забывать и о драматургии Алексея Максимовича. Пьеса “На дне”, созданная более ста лет назад, по-прежнему актуальна. […]...
  9. Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно Свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть. Ведь Романтизм как литературное течение формировал вполне определенный канон: исключительная личность, предъявляющая миру исключительные же требования. Поэтому герой на порядок выше людей, его окружающих, поэтому общество как таковое им отвергается. Этим обусловлено и типичное одиночество […]...
  10. Ранние романтические произведения Максима Горького до сих пор воспринимаются читателями как красивые сказки, легенды, ничего общего не имеющие с реальной действительностью конца XIX века. Однако важно понимать, что появление многих из них обусловлено развитием революционного движения 1895-1899 годов. И если “Песня о Буревестнике” прочитывалась современниками как призыв к революции, то “Песня о Соколе” больше напоминала […]...
  11. Теплые, дружеские отношения связывали Максима Горького и прославленного украинского прозаика Михаила Коцюбинского. Как известно, Коцюбинский некоторое время жил на Капри, где и познакомился с Горьким. Так, зиму 1911-1912 годов он провел на вилле Горького и написал там новеллы “Лист”, “Подарунок на іменини”, “Коні не винні”. Позже Максим Горький, вспоминая о своей первой встрече с украинским […]...
  12. Наиболее яркие впечатления каширской жизни описаны Горьким в его повести “Детство”. Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания, и одно из самых ярких – о бабушке Акулине Ивановне “изумительно доброй и самоотверженной старухе”, которую писатель всю жизнь вспоминал с чувством любви и уважения. Нелегкая жизнь, семейные заботы не озлобили и не ожесточили ее. […]...
  13. Автобиографическая трилогия Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты” стоит в ряду тех его произведений, в которых писатель стремится воплотить многообразные художественные иска ния, выразить активный, жизнеутверждающий взгляд на жизнь. Путь героя горьковской трилогии к революционному самосознанию далеко не был простым и прямолинейным, он воплотил сложность исканий истины человеком из народа. Основная мысль, цементирующая повествование, заключается […]...
  14. Прежде чем начать аналитическое сравнение этих двух рассказов таких самобытных русских писателей, как Леонид Андреев и Максим Горький, зададимся следующими вопросами: 1. Чем отличаются концепции двух рассказов? 2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры? 3. Как читающая Россия отнеслась к рассказу? 4. Почему Горький, взявший поначалу сторону Андреева, в “Несвоевременных мыслях” […]...
  15. Детство – первая пора в жизни каждого человека. “Все мы родом из детства”, – утверждал А. Сент-Экзюпери и был прав: действительно, характер человека, его судьба во многом зависит от того, как он прожил свое детство. Русский писатель Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) тоже считал, что именно из детства человек вырастает “чутким к […]...
  16. Известно, что литература времен Максима Горького отличалась от литературы прошлых лет, тем, что писатели поставили перед собой новые цели, а значит, выбрали новые образы, новых героев. Творчество, особенно раннее, Максима Горького пропитано романтической утомленностью к переменам. В произведениях Горького присутствовал и пафос, и борьба, и вера в человека, и романтика, и надежда, в то время […]...
  17. Раздумья о судьбах России. Творческие поиски, в результате которых появился роман “Мать”, ощутимо сказались на дальнейшем пути писателя. Правда, надуманное прогнозирование жизни было полностью оттеснено вниманием к пестрой отечественной действительности. Началось осмысление реальных истоков, которые породили “разрушенный мир”. В феврале 1912 г. Горький писал о России: “Очень пора и надобно ее изучать с корней, имея […]...
  18. “Фома Гордеев” В повести “Фома Гордеев” Горький продолжил традиционную тему русской классической литературы – разоблачение античеловеческого характера власти денег (А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.). Работу над повестью он считал “переходом к новой форме литературного бытия”. Джек Лондон назвал произведение “большой книгой”: “…в ней не только простор России, но и широта жизни”. Это […]...
  19. Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями, которых автор, кроме свободы и гордости, наделяет необыкновенной красотой. Лойко и Радда любят друг друга, но они не могут ради этой любви […]...
  20. Горький вошел в литературу в конце 1890-х годов как певец ярких личностей и сильных характеров. Это было что-то новое и необычное для литературы того времени. В творчестве молодого Горького отразился романтизм, особенно в таких рассказах, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, в революционных песнях. Герои этих произведений – люди “с солнцем в крови”, сильные, гордые, […]...
  21. Имя провинциала Алексея Пешкова мало кому было известно в конце 90-х годов XIX века, но читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – Максима Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических […]...
  22. Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники Горького. Сам же Горький заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе. В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года он пишет: “Задача литературы […]...
  23. Иногда книги производят неизгладимое впечатление на читателя. В такие моменты люди задумываются, какие последствия для их сознания может иметь то или иное прочитанное произведение. Пьеса Максима Горького под названием “На дне” была написана достаточно давно, но она все еще не потеряла своей актуальности и даже идет время от времени в театрах. Такой исторический успех произведения […]...
  24. В своих ранних произведениях Горький предстает перед нами как истинный романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей на противоборство с миром один на один, предъявляющий окружающим исключительные требования. Он отвергает общество, считая себя выше него, и обречен на одиночество. Поэтому он находит общение лишь со стихиями, с морями, океанами, горами. И система романтических ценностей отличается […]...
  25. Повесть “Мои университеты”, написанная Максимом Горьким в 1923 году, является последней частью автобиографической трилогии писателя. В данной повести отражена завершающая фаза его окончательного личностного формирования. Основной тематикой произведения является зарождение и развитие революционных настроений в обществе. Сюжет повести Сюжет “Моих университетов” сконцентрирован на молодом Алеше Пешкове, который отправляется в Казань поступать в университет, […]...
  26. Рассказ “Челкаш” написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала “Русское богатство” за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве. Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском […]...
  27. С произведением Горького я познакомилась в 11 классе на уроке литературы. Драма сразу же заинтересовала меня, поэтому была прочитана мною на одном дыхании. В центре всего произведения люди, опустившиеся на дно жизни, которые попадают в ночлежку. Это последнее и единственное пристанище для них. В ночлежке проживают все слои общества. Возраст ночлежников различный – здесь находятся […]...
  28. Повесть “Детство” – это автобиография самого М. Горького, описание его детства в литературной обработке. Алеша – образ самого писателя, его прототип в детстве. Мы встречаем Алешу в повести, когда у него умирает отец и мальчик не может до конца понять ситуацию: “… лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный… доброе лицо темно и […]...
  29. “Песня о Соколе” открывается развернутым описанием мо­ря. Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической литературе традиционно символизирует жизнь. М. Горький широко использует в этой пейзажной зарисовке эпитеты (“в дали, облитой голубым сиянием луны”, “мяг­кое и серебристое” (море), “неугомонные волны”). Ведущим мо­тивом в этой поэтической экспозиции является мотив сна. В произведение введен […]...
  30. Максим Горький родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде. Раннее детство писателя прошло в семье деда. С десятилетнего возраста маленький Алеша Пешков вынужден был жить “в людях”. Он работал “мальчиком” в магазине, прислугой у чертежника, посудником на пароходе… Повесть Горького “Детство” просто необходимо прочитать каждому человеку, интересующемуся как традициями русской литературы, так и исторической обстановкой […]...
  31. Жанр произведения – автобиографическая повесть, героями которой являются окружающие мальчика Алешу Пешкова люди, члены семьи деда Каширина и мастера, работающие в его красильне. Завязкой повести является переезд матери и сына к деду после смерти отца. Кульминаций несколько, в зависимости от того, о какой ситуации идет речь – пожар это, смерть Цыганка или встреча с нищим […]...
  32. Издавна силы природы пугали и завораживали человека. Об этом свидетельствует история – наши предки-язычники поклонялись многим богам, которые олицетворяли обычные нам сегодня явления – гром, молнию, солнце… Люди стремились стать ближе к своим божествам, дотянуться до их идеала. Их очаровывала могущество и непокорность природы, и тогда они даже не догадывались, насколько сильной является собственно человеческая […]...
  33. Горький, быть может, самый противоречивый писатель XX века. Его творческий путь, начавшийся странствием по Руси, знакомством с ночлежками и изучением их обитателей и закончившийся в особняке Рябушинского у Никитских ворот в Москве, отданном новой властью основателю советской литературы, вовсе не был легким и прямым. Это был путь человека, живущего в остром конфликте с собой, конфликте, […]...
  34. Повесть “Детство”, первая часть автобиографической трилогии Горького, была написана в 1913 году. Зрелый писатель обратился к теме своего прошлого. В “Детстве” он пытается осмыслить этот период жизни, истоки человеческого характера, причины счастья и несчастья взрослого человека. В центре повести – мальчик Алеша, волею судеб “заброшенный” в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед и […]...
  35. Пьеса М. Горького “На дне” является по жанру социально-философской драмой. Она показала пути на социальное дно представителей различных классов российского общества. Каждый из героев произведения имеет собственную поучи­тельную историю. Тема босячества является ключевой в твор­честве автора. Горький, будучи писателем демократической направленности, стремящимся помочь народу выбраться из нищеты, глубоко сочувствует своим героям. Он напоминает обществу, что […]...
  36. В произведении “Детство” раскрыты эпизоды трудного детства Алексея Пешкова. Печатался он под псевдонимом М. Горький. У него рано умер отец, причем не своей смертью. Многое ему дала бабушка. Она старалась всегда приободрить внука. Мать свою он боялся. Это была замкнутая, строгая женщина, которая не давала тепла сыну. С малых лет он узнал жестокость и ненависть. […]...
  37. “Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В рассказе “Старуха Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию, в которой наиболее сильно отразилось авторское […]...
  38. В центре повести Горького “Детство” – мальчик Алеша, волею судеб “заброшенный” в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед и бабушка. Поэтому можно сказать, что эти люди – главные в его судьбе, те, кто воспитали мальчика, заложили в него все основы. Но, кроме них, в жизни Алеши было множество людей – многочисленные дяди и […]...
  39. Сочинение на высказывание Максима Горького ” язык-инструмент, не обходимо хорошо знать его, хорошо им владеть” Я считаю Справедливой эту фразу. Во первых если ты хорошо владеешь языком ты легко найдешь общий язык со всеми. Во вторых зная свой родной язык ты показываешь его богатство. Иностранные языки такая же не обходимость как и родной. Во первых […]...
  40. После серии романтических произведений полных бунтарских идей создает пьесу “На дне”. Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее и единственное пристанище для них. Тут проживают все слои общества, которых уравнивает положение отбросов общества. Возраст ночлежников различный – здесь находятся и совсем молодые и еще не старые люди. Однако их жизнь уже почти […]...
“В людях”, анализ повести Максима Горького

Диапазон горьковских типажей широк — от бродяг до ученых, от воришек до богачей, от провокаторов и сыщиков до вождей революции. Кардинальным вопросом при изучении творчества Горького является вопрос о характерах его персонажей. Начиная с первых произведений, с романтической либо реалистической основой, литературные типы в разных по стилистике рассказах одинаковы. Горького привлекали люди, стремящиеся к свободе, воле, не терпящие никакого насилия. Лойко Зобар из цыганской легенды не так уж далек от Челкаша. Каждый из них отвергает любую связанность — женщиной, бытом, хозяйством, чем угодно.

В работах о М. Горьком, уже в первых критических откликах, отмечалось увлечение писателя идеями Ницше. Не выясняя глубины этого увлечения (характерного для многих русских писателей рубежа XX века), заметим, сколь необычны были для литературы персонажи, на которых М. Горький попытался проверить идею сильной личности, возможности человеческой воли и разума. Правда, достаточно быстро писатель понял, что эти люди, привлекательные душевным размахом, независимостью, гордостью, в реальной жизни — как общей, так и своей собственной — ничего не изменят.

М. Горький пристально вглядывался в различные формы противостояния, бунта. К концу века его поиски привели к первому крупному произведению, где в качестве центрального героя оказывался не цыган, не босяк, а сын богатого купца Фома Гордеев (1899). Купеческое сословие было хорошо знакомо писателю, но он выступал не бытописателем и не исследователем нравов, и среди купцов М. Горький увидел людей ярких, «выламывающихся» из жизни, в которой богатство, достигаемое и трудом, и обманом, определяет общественное положение и, в конечном счете, степень свободы человека. От ранних произведений еще сохранилась романтическая готовность героя противостоять миру, устоям, решимость на бунт. Бунт в данном случае чисто психологический, на моральной, а не социальной основе, хотя именно ее будут выискивать советские литературоведы.

Пожалуй, самая большая группа горьковских героев — это персонажи, близкие писателю по жизненной позиции. Прежде всего в эту группу попадают автобиографические персонажи. В различных циклах рассказов это тип «проходящего», человека, наблюдающего жизнь. Разговоры у костра после совместной работы, случайные встречи и случайные спутники — «проходящий» выступает в роли свидетеля и задает вопросы, порой и сам пытается на них отвечать, но чаще предпочитает слушать своих собеседников. К этой группе героев относится и Алексей Пешков из повестей «Детство», «В людях» (1913-1915).

Поиски идеи, ответа на вопрос — как жить? — привели М. Горького к созданию повести «Мать» (1906). Открытая интеллигентами социалистическая идея сначала совершает переворот в жизни молодых героев, а затем и матери. Истовое служение идее сродни религии, отсюда же и определенная доля фанатизма в готовности всем пожертвовать, но нести людям «слово правды». В этом плане «Мать» перекликается с «Исповедью» (1908). Герой «Исповеди» Матвей тоже ищет идею, которая помогла бы обрести Бога в душе. М. Горький попытался революционные идеи соединить с богостроительством, религию с марксизмом. Нельзя не согласиться с английским исследователем И. Уайлом, который при сопоставлении этих произведений подчеркивает, что в «Матери» лозунговость, риторичность губит художественную ткань. Тогда как «Исповедь» более убедительна именно художественным качеством текста.

Среди ищущих истину героев Горького не только те, кто нашел идею. Матвей Кожемякин, а ему тоже дано писателем право повествования от первого лица, многое понимает, видит, но не способен противостоять обстоятельствам. М. Горький сосредоточивает внимание не столько на результате, сколько на процессе поисков, показе «изнутри» российской провинции с ее бунтарями, философами. Неудачник Матвей способен к самоанализу и чуток по отношению к другим людям.

Финалы многих горьковских произведений «открыты», ответов на мировоззренческие вопросы не найдено, хотя связь с людьми помогает героям преодолеть растерянность, опомниться даже после попыток самоубийств.

Особенность автобиографических произведений М. Горького в кажущемся смещении центра внимания с главного героя на тех, с кем он общается, с кем сводит его судьба, кто становится его учителями жизни. Мир его души, обогащаясь впечатлениями и встречами, ничего не теряет, а читателю открывается процесс формирования личности, узнавания жизни в великом разнообразии людских судеб. Перед читателем проходят люди «зимние» и люди «пестрые», скучные и общительные, задумчивые и буйные, ясные с первого взгляда и так и не разгаданные.

Следующая группа литературных характеров — это герои произведений Горького, которые оказались несостоятельными, ненужными обществу, автора они заинтересовали попытками понять, почему их жизнь не удалась. Среди таких персонажей, примирившихся с действительностью, и герой «Жизни ненужного человека», нашедший свое место на службе в охранке, и Клим Самгин, прошедший по жизни соглядатаем, так и не создавший ни дома, ни семьи, человек «полумыслей», «получувств», завидующий всем, кто оригинален, самостоятелен в своих суждениях и поступках.

Однако эти герои интересуют Горького отнюдь не с целью их развенчания и демонстрации несоответствия идеалам. Всю творческую жизнь полемизируя с Достоевским, он именно у Достоевского воспринял тягу к душевному подполью, к выявлению раздвоенности души, несовпадению того, каким человек хочет выглядеть и что он из себя представляет.

Пройдя сложный жизненный путь, воспитав себя интеллигентом, М. Горький неоднозначно относился к интеллигенции. Ценя настоящих ученых, художников, он именно в среде интеллигенции наблюдал людей опустившихся и никчемных, лишенных творческого начала. Талант и способность к творчеству — эти качества он ставил во главу угла, и в размышлениях о русском народе определяющим было представление о его «фантастической талантливости». Однако культ «народушки» не был долговечным. И не только потому, что Ленин после «Исповеди» объяснил М. Горькому несостоятельность «богостроительства».

К героям-интеллигентам произведений Горького принадлежат и общественные деятели, и писатели, которых он изобразил в литературных портретах. Среди них те, кого он знал близко (Л. Андреев) и с кем общался от случая к случаю (Н. Гарин-Михайловский), кого считал своим учителем (В. Короленко) и кому поклонялся (Л. Толстой). Несомненная удача М. Горького в этом жанре — очерк о Л. Толстом.

В литературоведческих исследованиях портреты общественных деятелей (Камо, Красина, Морозова и др.), как правило, завершаются рассмотрением очерка о Ленине, об идеальной дружбе писателя с вождем. Сегодня эта легенда развеивается, мы имеем возможность познакомиться с первым вариантом очерка и узнать о резко негативных суждениях М. Горького о Ленине. В литературном портрете Ленина действительно отражен идеал активной, деятельной личности, способной не просто сопротивляться обстоятельствам, но влиять на них, подчинять себе массы людей, вести за собой. Другое дело, какую оценку М. Горький дает этим действиям. О Ленине как о политике он высказывал по тому времени крамольные мысли, в частности о несовместимости политики и морали. Но в редакции очерка 1930 года, который читали школьники, студенты и все, кого интересовало мнение М. Горького о Ленине, даже намека на это нет.

В разные периоды творчества Горький обращался к повествованию, построенному по биографическому принципу, который давал возможность показать процесс формирования личности («Фома Гордеев», «Трое», «Дело Артамоновых»). Это могла быть биография людей одного поколения, но разных по характерам, или история нескольких поколений. Сохраняя угол зрения героев, во многом не совпадающий с авторским («Жизнь Клима Самгина»), писатель использовал различные способы дополнения и корректировки такого восприятия. Следуя за тем, что привлекает внимание Самгина, что вызывает его отталкивание, какую позицию избирает он для наблюдения («сбоку», «со стороны»), мы можем выявить авторское отношение к герою и характер авторского комментария в произведении.

Излюбленным жанром Горького можно считать повесть, хотя он пробовал себя и в жанре романа, рассказа, очерка, воспоминаний. В разные годы обращался он к драматургии. Его привлекали напряженность конфликтов, соотнесение житейских ситуаций и философских идей, прямые столкновения героев без видимого вмешательства автора. Острый социальный конфликт является пружиной действия в первых пьесах, созданных на рубеже XX века: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905), «Враги» (1906). Из них самая значительная — «На дне». Непривычен был сам ее материал — обстановка ночлежки, люди, выброшенные из своей среды, не имеющие будущего, предстали перед зрителем в роли философов, решающих вечные проблемы смысла жизни. При видимом столкновении Луки и Сатина в их позиции не было принципиального расхождения. Сатин отдавал должное Луке, его знанию людей («старик знал правду»). Сам же призывал уважать человека, не унижать его жалостью,— но высокие слова не подкреплялись у него должным поведением. Принято было считать, что М. Горький, поначалу сам увлеченный правдоискательством Луки, развенчивал его, показывал его духовную несостоятельность. Вместе с тем пьеса интересна не разоблачением «утешительной лжи», а действительной верой в человека.

В пьесах М. Горького проигрывались те мировоззренческие конфликты, которые решались и в прозе. Идея Матери — источника жизни, начала начал — в пьесах «Васса Железнова», «Старик», «Последние». Не могли и не хотели понять друг друга мать полицейского и мать революционера, бабушка и мать — у каждой была своя правда, своя любовь, своя вера. В 30-е годы Горький пишет вторую редакцию «Вассы», в сюжете которой усилена роль Рашели. Васса умирает, казалось бы, в расцвете сил, но в отчаянии от бесцельно прожитой жизни, если не будет наследника, если отберут внука.

Идея зря прожитой жизни звучала и в «Егоре Булычеве». Герой вдруг осознавал, что жил «не на той улице». На этот раз ставилась под сомнение сила Отца. И у отца (отца ли семьи, духовного ли отца) ее нет, нет опоры, нет надежды на будущее, а болезнь — смертельна. Нет больше у Егора Бога, потерял веру он и в себя, и в высшие силы. Трагичность мировосприятия характерна для героев поздних произведений Горького. Очевидно, парадность и внешнее благополучие существования писателя не соответствовали тому, что было в душе. Художественным отражением душевных тупиков и стали книги, созданные в последние годы жизни.

Говоря о месте М. Горького в отечественной литературе, в первую очередь подчеркнем высокий художественный уровень его произведений. Он определялся талантом, знанием людей, чуткостью к слову, умением слышать другого человека, понимать другой тип сознания. Галерея литературных героев произведений Горького расширяет наше представление об особенностях русского национального характера.

Среди череды бесчисленных глав и событий порой бывает трудно выделить то единственное, ради чего было написано произведение. Не все до конца понимают, что диалоги, персонажи и события, пусть и являясь ключевыми факторами в повествовании, сами по себе не могут быть ответом на вопрос: «О чем было это произведение?».

Особенно это актуально в творениях известного российского писателя Максима Горькова, не даром его рассказы и повести изучаются исключительно в старших классах. Повесть «В людях» не является исключением из этого списка.

Разбор этого произведения вызывает у многих людей сложности, и порой им становится весьма затруднительно объяснить: «А о чем, собственно, был этот рассказ?».

Само произведение «В людях» на протяжении всех глав рассказывает о судьбе рано осиротевшего ребенка, что вынужден был все свое детство работать «в людях» вдали от дома и семьи. Ему то и дело приходилось выполнять самую грязную и трудную работу, чтобы хоть как-то себя прокормить.

Много грязи и несправедливости мира видел он на своем пути, и только книги, что читал он в редкие минуты досуга, способны были спасти его от мрачности происходящего вокруг и раз от раза давать силы просыпаться каждым новым утром.

Конец этой повести открыт, но дает надежду на лучшее будущее: после долгих скитаний Алеша решает выбраться из окружающего его «болота» и принимает судьбоносное решение поступать в институт в большом городе.

О чем же это произведение рассказывает между строк? Тем, на самом деле, довольно много, но ярко выделяется ряд основных. Во-первых, это, конечно, тема глубокой испорченности общества той эпохи. Об этом говорят многие эпизоды в жизни сироты. Это и воспоминания о казаке, что обманом выманил некую женщину из дома, после чего жестоко избил и изнасиловал ее. Это и рассказы о семье хозяина, в доме которого работал Алеша.

Рассказы о мужчинах и женщинах, что чахли от скуки и единственной целью которых была еда и сон. Будучи ребенком, Алеша был едва ли не единственным умеющим читать персонажем. Маленький ребенок оглядывался вокруг, но видел только полу людей со сгнившими душами, способными лишь на насилие, обман и предательство. Редкие встречи Алеши с действительно хорошими людьми были крайне редки.

Вторая тема плавно вытекает из первой: тема раннего взросления детей и их морального воспитания. Максим Горький неоднократно подчеркивал, что в свои 13-15 лет главный герой чувствовал себя едва ли не дряблым стариком, уставшим от жизни. В тех условиях жизни, в которых оказывались бедные дети, они не имели никакого шанса оставаться детьми.

Они взрослели слишком быстро, становились умны и печальны не по годам. Но Автор сохраняет и некий оптимизм. На примере главного героя он показывает, что такие тяжелые условия жизни для сильных людей становятся не только не губительными, но и спасают их. Ведь трудности только закалили душу и характер Алеши, сделали его по-настоящему сильным и добрым человеком, способным преодолеть любые тяготы жизни.

Третьей темой является тема роли книги в жизни ребенка. Подумайте, что все эти годы держало Алешу на плаву? Не давало сдаться, заставляло идти вперед, делало его действительно мудрым в своих мыслях и решениях и помогло в итоге не слиться с увядающей толпой? Помогло выбраться из порочного круга? Да, это были книги. Книги, в которых герои были храбры и умны, были правильным примером для Алеши. Книги, которые учили его думать, дали возможность поступить в институт. Они сыграли действительно огромную роль в жизни Алеши.

Так о чем же повесть М. Горького «В людях»? Оно об обнищании и уродстве общества, что в скуке и необразованности потеряло человеческий вид. Оно о раннем взрослении детей, что сталкиваются с недетскими трудностями и о моральном воспитании таких детей. В конце концов, оно о неоценимом вкладе книг в жизнь и совершенствование не только ребенка, но каждого отдельного человека.

Повесть «В людях» Горького была написана в 1914 году. В центре повествования – подросток, сирота, вынужденный ютиться у чужих людей и зарабатывать на жизнь непростым трудом. Подобный образ жизни и обозначает фраза «в людях», которой Максим Горький назвал свой рассказ.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «В людях». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Алексей Пешков – подросток, сирота, честный и порядочный мальчик, который стремится учиться, но вынужден тяжело зарабатывать себе на жизнь.

Другие персонажи

Саша – старший брат Алексея, надменный, жестокий мальчик.

Василий Васильевич Каширин – дед Алексея, скупой, бессердечный мужчина.

Акулина Ивановна – бабушка Алеши, добрая, ласковая женщина.

Людмила – хромая девушка, подруга Алеши.

Матрена – сестра Акулины Ивановны, жадная, сварливая, завистливая женщина.

Василий – старший сын Матрены, чертежник, добрый, снисходительный мужчина средних лет, хозяин Алеши.

Иван Ларионович – управляющий иконописной мастерской, добрый, терпеливый человек.

Павел Одинцов – подмастерье в иконописной мастерской, друг Алеши, честный, бойкий, умный мальчик.

«Королева Марго» – красавица-соседка, в которую тайно влюблен Алеша.

Осип – пожилой плотник, мудрый, толковый мужчина с волевым характером.

Глава I

Одиннадцатилетний Алеша Пешков служит « «мальчиком» при магазине «модной обуви» ». Хозяин постоянно напоминает ему, что он работает « в первоклассном магазине на главной улице города », и должен стоять у двери, как статуя, не гримасничая и не почесывая руки.

В магазине также работает приказчик и брат Алеши – Саша, старше его « и по годам и по должности ». Саша вовсю пользуется своим старшинством, и при случае не прочь унизить брата.

По утрам кухарка будит Алешу раньше всех, и тот сразу принимается за дело: чистит « обувь и платье хозяев, приказчика, Саши », ставит самовар, приносит дрова. Мальчику тяжело привыкнуть к новой жизни, которая неожиданно показала ему « свою неказистую, лживую изнанку ».

Между братьями разгорается сильный конфликт, а Алеша решается на побег. Однако этому не суждено было сбыться: мальчик проливает себе на руки кипящие щи, и оказывается в больнице.

Алеше кажется, что больница – гиблое место, где его непременно заморят до смерти. Нестерпимо болят обожженные руки, и он никак не может написать письмо бабушке, « чтобы она пришла и выкрала » внука из больницы. Солдат, пожалев мальчика, сообщает о его мучениях бабушке, и та следующим же утром забирает Алешу домой.

Глава II

Алеша узнает, что его дед, Василий Васильевич Каширин, начисто разорен. Жалея супруга, Акулина Ивановна старается « господа задобрить немножко » и тайком раздает милостыню.

На улице от Костромы Алеша узнает печальные вести о своих товарищах: кто-то умер, кто-то тяжело болен. От него же герой узнает о появлении новых соседей, у которых была хромая, но очень красивая старшая дочь Людмила.

Алеша знакомится с девочкой, и быстро находит с ней общий язык. Они много проводят вместе времени, и бабушка Алеши всячески поощряет эту дружбу.

Кострома рассказывает жуткую историю про покойника, местного охотника, который, как только стемнеет, « встает из гроба и ходит по кладбищу ». Мальчишки спорят, кто сможет пролежать до утра в гробу. Все боятся, и только Алеша соглашается. По совету бабушки он всю ночь читает молитвы, и ему даже удается уснуть. На следующий день Алеша становится настоящим героем улицы.

Глава III

Умирает младший брат Алеши, Коля – « убогонький », болезненный мальчик. Бабушка даже рада – не будет мучиться всю жизнь.

С бабушкой и дедом Алеша отправляется в лес, чтобы собрать дров и лекарственных трав. Акулина Ивановна ловко собирает травы и рассказывает внуку о « целебных свойствах зверобоя, буквицы, подорожника ».

Алеше так понравилось в лесу, что он каждый день просит бабушку ходить туда. Она соглашается, и так они проводят счастливое « лето, до поздней осени, собирая травы, ягоды, грибы и орехи ».

Однажды дед сообщает Алеше неприятную новость – он собирается отвезти его к бабушкиной сестре, Матрене, чтобы мальчик выучился на чертежника.

Глава IV

Алеша вновь оказывается « в городе, в двухэтажном белом доме, похожем на гроб ». Матрена всегда « очень сердита и криклива », а старший ее сын, напротив, добр и честен.

Алеше не нравится у дальних родственников – в доме Матрены часто ругаются, сплетничают, ссорятся друг с другом. У него много обязанностей: мытье полов, чистка самовара и медной посуды, доставка купленных овощей с базара, выполнение мелких хозяйских поручений.

Наконец, Алеша приступает к обучению. С первого раза ему не удается верно скопировать эскиз дома, и он решает « исправить дело помощью фантазии », дорисовав на чертеже « ворон, голубей, воробьев, а на земле перед домом - кривоногих людей, под зонтиками ». Третья попытка оказывается более удачной, но « старуха-хозяйка » против обучения Алеши. Она каждый раз строит ему козни, и мальчику ничего не остается, как прекратить попытки обучиться чертежному искусству.

Глава V

Не выдержав тяжелой жизни у склочных родственников, по весне Алеша сбегает, но к бабушке не возвращается. Прислушавшись к совету, он поступает посудником на пароход «Добрый». Для этого нужно согласие родственников, и бабушка уговаривает деда выправить Алеше паспорт.

Повар по прозвищу Смурый, к которому Алеша поступил в распоряжение, относится к нему доброжелательно. Узнав, что юный посудник обучен грамоте, он частенько просит его почитать вслух. Смурый постоянно напоминает мальчику о важности книг – « чтобы поумнеть, надо читать правильные книги ». Он жалеет, что недостаточно богат, в противном случае непременно отправил бы толкового Алешу учиться.

Глава VI

На место второго посудника, покинувшего пароход, берут « с берега вятского солдатика, костлявого, с маленькой головкой и рыжими глазами ». Он не справляется с первым же заданием – зарезать кур, и распускает птиц по палубе. Пассажиры принимаются всячески издеваться над ним, а Алеша мучительно размышляет о природе человеческой жестокости.

Алеша не раз задумывался о побеге с парохода, но всегда его останавливали мысли о Смуром. Но ставшая привычной жизнь на пароходе оборвалась весьма неожиданно – Алешу рассчитали за то, что у него воровал посуду официант и продавал ее пассажирам. Он получил « около восьми рублей - первые крупные деньги » в его жизни, а Смурый на память подарил бисерный кисет.

Глава VII

Вернувшись домой, Алеша почувствовал себя совершенно взрослым и закурил у деда на глазах. Это ему очень не понравилось, и бабушке пришлось в шутку потрепать внука, чтобы успокоить деда.

Дед предлагает Алеше вновь вернуться к Матрене, перезимовать у нее, а весной сбежать на теплоход. Однако такой план не устраивает мальчика. Поразмыслив, он решает « заняться ловлей певчих птиц ». Ко всеобщему удивлению, это занятие оказывается весьма выгодным. Но больше всего Алеше нравится свобода и независимость, которые перебивают в его душе даже жалость к птицам.

Дед считает, что внуку пора бросать ловлю птиц – нужно подумать о том, как выбиться в люди. Алешу больше всего привлекает жизнь казаков и солдат – « простая, веселая ». Он частенько сбегает на учения с солдатами, которые угощали его махоркой.

Однажды Алеше на долю выпало « тяжелое и поразительное » переживание, когда он стал свидетелем избиения и изнасилования женщины. При этом насильник – пьяный казак – похвалялся своим поступком. Мальчик с ужасом размышляет о том, что в такой чудовищной ситуации могла оказаться его мать или бабушка.

Глава VIII

С первым снегом Алешу вновь отправляют к Матрене. В ее доме все по-прежнему – давящая скука, сплетни, ссоры, злословие. Чтобы справиться с нарастающей тоской, Алеша усердно принимается за работу.

Он часто ходит полоскать белье вместе с прачками, которые поначалу осмеивали мальчика, но после привыкли и уже не обращали на него внимания. Алеше было « с ними было весело, интересно » – прачки прекрасно были осведомлены о жизни города, и щедро делились свежими новостями друг с другом.

« Желая побыть наедине с самим собою », Алеша уходит в сарай колоть дрова. Там его находят денщики, которые просят грамотного мальчика написать письмо родным в деревню или любовную записку. Именно от них он узнает историю о жене закройщика.

Молодая женщина любила читать и регулярно наведывалась в библиотеку. Однажды скучающие офицеры затеяли с ней « обидную и злую игру », принявшись писать любовные письма. В ответ женщина просила оставить ее в покое, сожалела о причиненном горе. Офицеры читали ее ответы, смеялись, и принимались строчить очередное письмо.

Алеша не в силах наблюдать за тем, как издеваются над женщиной. Он сообщает жене закройщика о глупой офицерской шутке, и та в благодарность за честность дает мальчику серебряную монетку. Алеша был настолько впечатлен умной и образованной женщиной, что решает прийти к ней вновь и попросить почитать книгу. Так мальчик открывает для себя совершенно новый, поразительный мир литературы.

Глава IX

Книги закройщицы казались Алеше очень дорогими, и он боялся, что хозяйка может их испортить. Но жажда чтения была сильнее, и он « стал брать маленькие разноцветные книжки в лавке, где по утрам покупал хлеб к чаю ». За прочтение каждой книжки Алеша платил лавочнику копейку.

Старуха Матрена, узнав о новом занятии Алеши, нашла книгу и « разодрала ее в клочья ». Однако это не останавливает мальчика, и он продолжает брать книги в лавке. В итоге у него набегает долг « на огромную сумму в сорок семь копеек ». Лавочник требует деньги, и Алеша вынужден признаться хозяину, что задолжал деньги. Хозяин расплачивается за Алешин долг и начинает выписывать газету, которую мальчик читает вслух всей семье.

Однажды по вине хозяйского ребенка распаялся самовар. Попадает за это Алеше: старуха сильно избила его « пучком сосновой лучины », загнав в тело мальчика множество заноз. После осмотра доктор хочет составить « составить протокол об истязании », но Алеша не стал жаловаться. Семья в знак благодарности разрешает брать ему книги у закройщицы. Так Алеша приобщается к хорошим французским романам.

Глава Х

В доме поселяется « черноглазая молодая дама с девочкой и матерью ». Дама была красива « той редкой красотой, которая всегда кажется новой », и неизменно находилась в окружении мужчин.

Алеша, восхищенный внешностью новой соседки, называет ее про себя Королева Марго. Он очень привязывается к ее пятилетней хорошенькой дочери: часто играет с ней, читает сказки. В благодарность Королева Марго хочет что-то подарить Алеше, но мальчик просит только разрешения брать у нее книги. Он объясняет свою просьбу тем, что « жить очень трудно и скучно, а читая книги, забываешь об этом ». Так мальчик впервые знакомится с русской поэзией.

Накануне праздников у Алеши « страшно вспухли веки и совсем закрылись глаза ». Испугавшись, что мальчик ослепнет, хозяева показывают его доктору, который прорезает больному веки изнутри. Несколько дней Алеша лежит с повязкой « в мучительной, черной скуке », но все обходится.

Глава XI

Весной Алеша устраивается « посудником на пароходе «Пермь»» с окладом 7 рублей в месяц. В этот раз поваром оказыв ается «Иван Иванович, по прозвищу Медвежонок » – маленький, полненький щеголь. Но самым интересным человеком на пароходе является « кочегар Яков Шумов, широкогрудый, квадратный мужик », заядлый картежник, обжора и любитель рассказать байки.

Якова забавляют деньги, но он совсем не жаден. От скуки он учит играть в карты Алешу, и тот, в силу своей юношеской горячности, проигрывает ему пять рублей, новые сапоги и поддевку. Яков сердито возвращает мальчику его проигрыш, оставив себе только рубль « за науку ».

Алеша с удовольствием слушает рассказы Якова, но замечает, что в них нет «души», как в книгах.

Глава XII

Поздней осенью Алеша поступает « учеником в мастерскую иконописи ». Его хозяйка, « мягкая и пьяненькая старушка », заявляет, что днем он будет помогать в лавке, а вечером – учиться. В лавке приказчик заставляет его выучить цены на все иконы, имена все святых и в каких бедах они помогают.

Главные покупатели – « старообрядцы из Заволжья, недоверчивый и угрюмый лесной народ ». В обязанности Алеши входит зазывание покупателей на улице, навязчивая реклама своего товара. Мальчик жалеет покупателей, которые вынуждены втридорога платить за иконы, но с грустью понимает – от жизни не убежишь.

Глава XIII

В иконописной мастерской « работает около двадцати человек «богомазов» из Палеха, Холуя, Мстеры », которые любят петь невеселые, заунывные песни.

Иконопись не привлекает Алешу, потому что работа разделена « на длинный ряд действий, лишенных красоты, не способных возбудить любовь к делу, интерес к нему ». Мальчику неприятно смотреть на иконы в процессе их написания: святые на них были изображены без лица или рук.

Управляет мастерской Иван Ларионыч – тихий, спокойный человек. Он показывает, « как надо работать, даже лучшие мастера охотно слушали его советы ».

Глава XIV

Поначалу Алеша выполняет функцию подмастерья: отделяет для красок белки от желтков, растирает краски и «присматривается» к мастерству. Вскоре он замечает, что люди, « занятые этим раздробленным на куски мастерством, не любят его и страдают мучительной скукой ».

По вечерам Алеша рассказывает неграмотным мастеровым о своей жизни на пароходе, разные истории из книг, читает им, и вскоре занимает « в мастерской какое-то особенное место - рассказчика и чтеца ». Чтение благотворно влияет на людей, привыкших работать в страшной скуке. Наибольшее же оживление вызывает у них поэма Лермонтова «Демон».

Алеша заводит дружбу с Павлом Одинцовым, который любил рисовать карикатуры на мастеровых. Желая развлечь иконописцев, ребята принимаются разыгрывать сценки, и даже настоящие спектакли.

Глава XV

В день именин Алеша получает от всех мастеровых подарок – « маленький, красиво написанный образ Алексия - божия человека ». Однако радостное настроение быстро омрачается очередной стычкой с приказчиком, который откровенно недолюбливал мальчика.

Алеше тяжело жить в таких условиях, постоянно терпеть унижения и лишения. Ему кажется, будто он барахтается в какой-то жиже, все больше увязая в ней, и даже любимая бабушка не в состоянии понять и морально поддержать его.

Поддавшись тоскливому настроению, Алеша решает « снова поступить на пароход и, спустившись в Астрахань, убежать в Персию ». Однако планы мальчика нарушает Василий, бабушкин племянник, который приглашает его работать десятником – « принимать всякий материал, смотреть, чтоб всё было вовремя на месте и чтоб рабочие не воровали ».

Глава XVI

Торговые ряды часто затапливает, и Алеша возит хозяина на лодке. Ему нравится новая работа, позволяющая по вечерам много читать. В квартире Королевы Марго теперь живет большое семейство, и гимназисты делятся с Алешей своими книгами.

Новые товарищи Алеши старше его, и мальчик невольно завидует им – ведь они учатся. « Не желая ни в чем отставать от них », он влюбляется в барышню Птицыну. Однако из этой затеи не выходит ничего хорошего – Алеша предлагает своей «даме» прокатиться по пруду на доске, но та переворачивается, и барышня оказывается в тине, теряя всю свою привлекательность.

Глава XVII

Каждое утро в шесть часов утра Алеша отправляется на работу на Ярмарку. Там его встречают интересные люди – плотники, штукатуры, каменщики, кровельщики. В обязанности Алеши входит следить за тем, что рабочий люд не воровал материалы со стройки.

Плотник Осип – мудрый и толковый старик – берет под свою опеку Алешу, которому поначалу было неловко следить за взрослыми мастерами. Он рассказывает, кто из бригады хитер и вороват, а кто – наивен и честен.

Платят Алеше очень мало, и он живет впроголодь. Работники из жалости подкармливают мальчика, а тот читает им книги.

Глава XVIII

Алеша все больше привязывается к Осипу, в котором он видит все прекрасные качества своих прежних товарищей. Он кажется мальчику « гораздо умнее всех людей, когда-либо встреченных » им на жизненном пути. Осип привлек внимание мальчика не только умом, но и способностью не поддаваться внешним условиям, сохранить себя « среди поразительно неустойчивых людей» .

Глава XIX

Зимой на Ярмарке почти нет работы, и Алеша выполняет « многочисленные мелкие обязанности » по дому. Он не на шутку увлекается поэзией и даже пытается писать стихи.

Мальчик, замечает, что в последнее время хозяин стал удивительно тих и задумчив. Казалось, что-то « подорвало ему сердце, и теперь он жил не уверенно, не охотно, а как-то так, по привычке ».

По вечерам Алеша с удовольствием ходит в трактир, хозяин которого, большой любитель пения, всегда рад принять у себя хороших певцов из народа. Однажды Алеша приглашает хозяина насладиться душевным пением вместе с ним и тот соглашается.

Хозяин близко к сердцу принимает пение простого рабочего, и делится с Алешей своей сердечной болью – он влюбился в прекрасную женщину, ставшую для него настоящей отрадой. Однако она была замужем за фальшивомонетчиком, осужденным на каторгу, и отправилась вслед за мужем в Сибирь. Хозяин признается, что если опять встретит ее, то без сожаления бросит семью.

Глава ХХ

В течение трех лет Алеша трудится «десятником», наблюдая за тем, как с приходом холодов рабочие ломают опустевшие лавки, а весной отстраивают их заново. Это кажется мальчику глупым, как и вся жизнь.

В возрасте пятнадцати лет Алеша « чувствовал себя пожилым человеком », познавшим всей тайны бытия и безмерно уставшего от жизни. Понимая, что нужно как-то выкарабкиваться из этого болота, Алеша решает осенью уехать в Казань, чтобы пристроиться там учиться.

Заключение

Произведение Максима Горького во многом автобиографично, и раскрывает главную проблему – конфликт человека и эпохи. Основная идея повести – несмотря на все жизненные невзгоды сохранить в себе человечность, чистые душевные порывы.

Краткий пересказ «В людях» будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 75.

Когда ребенок уже не ребенок, но до совершеннолетия еще далеко, его принято было называть на Руси отроком. Таким образом, период отрочества начинался уже с десяти-одиннадцати лет. Однако Максим Горький назвал свою повесть, посвященную жизнеописанию подростка Алеши Пешкова, к одиннадцати годам оставшегося круглым сиротой, совсем иначе – «В людях» . Такое название говорит о многом: быть «в людях» означало жить у совершенно чужих людей, зарабатывая себе на жизнь подчас очень тяжелым трудом.

Действительно, после того как скончалась мать Алеши Пешкова, а еще раньше умер от холеры его отец, родной дед подростка, Василий Васильевич Каширин, заявил, что не собирается кормить внука и отправил его в магазин обуви «мальчиком» . В обязанности Алеши входило встречать покупателей, но больше ему приходилось трудиться дома: он подметал пол, мыл посуду, ставил самовар. Ему приходилось вставать рано утром вместе с кухаркой, а ложиться спать очень поздно. Тоска охватывала мальчика, когда он ложился вечером в постель. Ситуацию усугублял двоюродный брат Саша, чувствовавший свое превосходство в возрасте. Он помыкал Алешей, грозил колдовством – в итоге мальчик готов был бежать куда глаза глядят, но из-за несчастного случая (опрокинул на руки горячий суп) оказался в больнице, а потом и у бабушки.

Однако возврата к прежней жизни не получилось: многие из старых приятелей умерли или уехали из города, из ребяческих игр Алеша уже вырос, поэтому спасла его любовь к чтению. Бабушка приобщила его к фольклору, раскрыла красоту родного языка. Благодаря ей он полюбил природу и с удовольствием ходил в лес, наблюдая, как бабушка разговаривает с травами и всем живым вокруг.

С наступлением холодов Алексею вновь приходилось отправляться «в люди» , ведь он уже не мог зарабатывать на жизнь ловлей птиц, как летом. Но где бы он ни оказывался – в магазине обуви, в чертежной мастерской – его ждала только тяжелая, «черная» работа, а возможности учиться не предоставлялось.

Много жизненного опыта получил подросток, случайно оказавшись работником на пароходе. Он стал свидетелем человеческой подлости и слабости, видел пьянство и разврат и мучился от сознания того, что в жизни люди совсем не такие, как описаны в книгах. Нет героев, а есть только трусы и подлецы.

Но находились все же те, кто оставлял след в душе мальчика. Когда-то Хорошее Дело впервые подтолкнул его к книге, позже Алеша брал книги у образованных женщин, одна из которых больше всего потрясла воображение героя. Это была красивая и гордая женщина, окруженная вниманием мужчин, но явно страдающая от внутреннего одиночества. Алеша называл ее Королевой Марго. Именно она привила ему вкус к хорошему чтению, дала возможность прочесть русскую классику, полюбить поэзию Пушкина , Тютчева , Одоевского: она считала, что нужно читать русские книги, чтобы знать русскую жизнь. Первую настоящую влюбленность испытал Алеша именно к Королеве Марго.

Однако ему пришлось продолжать свой тяжелый путь «в людях» . Судьба занесла его даже в иконописную мастерскую, где он столкнулся с несправедливостью: видел, как обирают стариков, за бесценок покупая старинные книги и иконы. По вечерам Алеша читал вслух мастерам, собравшимся отдохнуть после работы. Только вот доставать книги было нелегким делом – иногда приходилось выпрашивать их как милостыню. При этом не раз слышал подросток от людей выражение «запрещенные книги» , значения которого уяснить пока не мог.

Случайно встретив своего прежнего хозяина, Алеша согласился стать «десятником» - надсмотрщиком за рабочими, которые восстанавливали после наводнения торговые ряды на ярмарке. Ему, подростку, приходилось нелегко, ведь работники откровенно смеялись над его молодостью и не очень-то слушали. Алеше в свои 15 лет казалось, что он уже пожилой человек, а все вокруг чужие. Совсем недавно он собирался уехать в Астрахань, а оттуда бежать в Персию, но не сделал этого, а время упущено.

Слоняясь по городу, повзрослевший Алексей видел много мерзости в человеческой жизни, понимая, что еще несколько лет, и он сам станет таким, если не вырвется из этого провинциального «болота» . К счастью для него, живущий недалеко гимназист Николай Евреинов уговорил Алешу отправиться в Казань, чтобы готовиться к поступлению в университет. Так заканчивается эта важная для каждого человека эпоха взросления.

Рисуя страшный быт, «свинцовые мерзости» жизни городских низов, Горький показывает, как преодолевалась в сознании подростка распространенная в то время проповедь терпения, как закалялась у него и его сверстников воля и крепло желание противостоять злу и насилию. Писатель с психологической точностью воспроизводит стремление мальчика, а затем юноши к «красивой, бодрой, честной» жизни.

Конечно, автобиографизм повести очевиден: Горький писал о своей судьбе. Но он искренне считал свою биографию типичной для представителей народных низов. Однако писатель доверяет своему герою контакт с эпохой, хотя на плечи героя ложится груз исторической ответственности за все, что читатель видит в его судьбе. Так Максим Горький одним из первых показал конфликт человека и эпохи. В произведениях, написанных в советское время, но оставшихся за рамками официальной литературы, такой конфликт станет основным, как в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» или в повести А. Платонова «Усомнившийся Макар».