Заключение в егэ по русскому. Вывод в сочинении егэ по русскому языку - пишем правильно

Я считаю, что роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ - творец и носитель этого языка.

Русский язык - единый язык русской нации, но одновременно это и язык международного общения в современном мире. Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Усиливается его влияние на другие языки. Ещё в 1920 году В.И. Ленин с гордостью говорил: "Наше русское слово "Совет" - одно из самых распространенных, оно даже не переводится на другие языки, а везде произносится по-русски". Во многие языки мира вошли слова большевик, комсомолец, колхоз и др.

В современных условиях русский язык приобретает всё большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира.

Русский язык, несомненно, - это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико.

Список литературы

  • 1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове).М. Высшая школа, 1986.
  • 2. Выготский Л.С. Развитие устной речи. М.: Просвещение, 1982.
  • 3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1975.
  • 4. Современный русский язык. Труды Е.М. Галкиной-Федорчук Ч. II. М. Издательство МГУ. 1997.
  • 5. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь в общении человека. М.: Наука, 1989

Современный русский язык (стандартный вариант, в русской традиции известный как литературный язык) сформировался примерно на рубеже XVIII--XIX веков. В 1708 году произошло разделение гражданского и церковно-славянского алфавита. В 1755 году Ломоносов создает первую Русскую грамматику. Из последующих изменений следует выделить реформу русского правописания 1918 года, а также менее существенные изменения 1956 года.

В начале XX века, когда активно развивается научная сфера деятельности, начинают употребляться англоязычные слова, которые плотно переплетаются с русским языком, становятся с ним нераздельными. Церковь, а также многие политики в период XVIII--XX веков боролись за сохранность чисто русско- славянского языка как национального. Но изучение иностранной речи внесло свой отпечаток: развилась мода на слова иностранного происхождения.

В середине двадцатых годов начался пик популярности и освоения русского языка многими странами мира. В семидесятых изучением русского языка занимались практически все основные учебные заведения мира. Количество стран, осваивавших русский язык, превышало 90.

Стандартизации устной речи способствовало распространение СМИ в XX веке, введение всеобщего образования, масштабная межрегиональная миграция населения. Традиционные говоры сохраняются только сельским населением (старшее поколение). В устной речи городского населения, среднего поколения, молодёжи есть практически только некоторые различия в лексике и произношении, которые постепенно нивелируются под влиянием централизованного теле- и радиовещания. Язык переживает своё восхождение, приобретает новые правила, доводится до совершенства. Изучение языка, составление правил, исключений, нахождение новых примеров до сегодняшнего времени продолжает формироваться.

Заключение

В заключении отметим, что с тех пор как появился русский язык, он претерпел много метаморфоз от азов до современного насыщенного и богатого языка со сложными правилами и огромным словарным запасом. За свою многовековую историю русский язык никогда не испытывал таких значительных преобразований, как в XX столетии. История показывает, что русский язык формировался постепенно, но целеустремлённо. Мы, россияне, сами должны «познать и почувствовать» русский язык, ибо мы сами недостаточно его знаем, плохо им владеем, небрежно к нему относимся, а ведь мы и только мы несем ответственность за состояние родного языка, его дальнейшее развитие, обогащение, за его место в мире.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Виды вступлений и заключений».

Вступление и заключение к сочинению-рассуждению части С ЕГЭ по русскому языку

Вступление может начинаться: 1) с цепочки вопросительных предложений « Что главное в жизни: созерцать или созидать? Любоваться культурными ценностями, архитектурой дворцов, бесценными полотнами или самому работать так, чтоб обыкновенное обработанное дерево показалось шедевром? Судить о последних новинках кино и литературы или всегда приходить на помощь? Об этом заставляет нас задуматься текст Д. Гранина» Виды вступлений

2) с вопросно-ответного единства « Можно ли оценить человека с первого общения с ним? Скорее всего трудно. Порой поразит тебя человек своей эрудицией, чувством юмора, изысканностью манер, а потом видишь, что перед тобой любитель «порисоваться», «нахватавшийся верхушек «образованности», совершенно забывший при этом о главной своей обязанности – быть человечным. Именно об этом заставляет нас вспомнить автор текста Д. Гранин»;

3) с риторического вопроса «Кто же из нас не слышал, что такое культура? Вы, наверное, встречались с людьми, которые считают себя очень культурными. Конечно, есть разные мнения о том, что значит быть культурным. Об этом и рассуждает в тексте Д. Гранин»

4) с краткой справки о писателе «В.С. Розов дорог каждому человеку, кто ценит русскую драматургию. В своих произведениях он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности. Его размышления о счастье в данном отрывке заставили и меня задуматься над этим вопросом»

5) с лирического отступления «Каждый из нас, наверное, хоть раз в жизни любовался работой мастера: художника или строителя. Как радуется сердце, когда смотришь на их труд, приносящий добро, красоту, счастье людям. И пусть этот человек не горазд вести ученые беседы, от этого он не становится менее интересным. Именно о таком человеке говорится в очерке Д. Гранина»

6) с назывного предложения «Барклай-де-Толли. Великий полководец. Это имя дорого каждому, кто задумывался над исторической судьбой нашей Родины. Наверное, трудно найти человека, который бы не связывал это имя с событиями Великой Отечественной войны. В.Лаптев – один из тех писателей, который пытается правдиво отобразить этот образ полководца. Автор в своей статье раскрывает внутренний мир героя. «Главное на войне не погибнуть с честью, а победить»,- говорил Барклай-де-Толли»

7) с определения темы «Одиночество гения. Веками эта тема волнует и вдохновляет поэтов, художников, музыкантов. Образ Прометея, забытого людьми, со времен Софокла возникает в нашем воображении при осмыслении роли личности в истории. Только ли в невозможности понимания лежит причина одиночества гения? Или эта проблема лежит на грани морально-этических проблем общества?»

8) с цитаты «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу- кто ты! Знакома поговорка эта с детства. В ней столько чистоты и простоты – Иных веков наивное наследство. Скажи мне, кто твой враг, и я – кто ты?- скажу. Вражда врага надежней дружбы друга…» Эти простые и трогательные строчки Эльдара Рязанова вспомнились мне, когда я прочитала текст М. Худякова»

9) размышления о заглавии «Судьбы великих людей»- вот заглавие, которое я бы дала этому тексту. В.Лаптев в своем тексте действительно пишет о судьбах великих людей, о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю. Писатель переносит нас в эпоху того времени и заставляет размышлять о вечных вопросах бытия»

10) с проблемы текста «Что заставляет человека совершать подвиги, подниматься на Эверест, спускаться в глубины океана, испытывать на себе смертельную болезнь, лететь в космос? Луи Пастор, Юрий Гагарин и многие, многие безымянные герои… Не каждого из них ждет заслуженная награда. Но кто- то должен первым идти в бой, доказать, что нельзя погибнуть в океане от жажды, слетать на Марс. В своей статье В. Лаптев поднимает проблему трагедии человека»

11) с указания на тему сочинения личный жизненный духовный опыт «Нужно срочно начинать создавать светлый мир будущего уже сегодня» - так заканчивает свою статью И. Ботов, который поднимает проблему воспитания и образования и придерживается мнения, что образование и воспитание – главное дело в жизни и деятельности людей. Именно от качества образования людей зависит, каким окажется мир завтра. Я с этим полностью согласна и считаю, что ликвидацию проблем, возникших в образовании и воспитании, нужно начать уже сегодня»

12) связь с современностью «Несмотря на то, что у некоторых школьников происходит утрата интереса к знаниям, все же многие понимают, что образование и воспитание – главное дело в жизни и деятельности людей. Даже те, которые оканчивают школу на круглые «тройки», стремятся поступить куда-либо»

13) диалог с воображаемым собеседником «Хочешь поговорить о том, кто такой писатель? Ты, наверное, скажешь, не задумываясь, что писатель тот, кто пишет рассказы, повести и романы. А всякого ли человека, который взялся за перо, можно назвать писателем? Давай прочитаем вместе статью В. Вересаева, где писатель дает нам ответ на этот вопрос»

14) сравнения (прошлого и настоящего, понятий, произведений) «В жизни много таких писателей, которые дают «толчок» в жизни, заставляют думать о смысле жизни, увидеть прекрасное: это А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П.Чехов, Тургенев и многие другие. Чего не скажешь о современном писателе 21 века. Редко встретишь такую книгу, которая отражала бы внутренний мир человека, призывала бы к чему-то, воспитывала бы такие качества как доброта, честь, совесть. Об этом статья В. Вересаева»

15) личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанные с темой, главной мыслью или центральным понятием текста «Я люблю читать книги. Раньше по радио были передачи, где артист читал главы из произведений русских писателей. А теперь таких передач нет. Вот и перебираешь книги в библиотеке, отыскивая ту, которая доставила бы тебе истинное удовольствие. А можно было бы взять книгу того писателя, о котором уже слышал или уже что-то читал, и о котором говорят, что он «классик», «настоящий писатель»

Можно начать с: 1) цитаты, если она является итоговым суждением «Отношение с друзьями описал в своем стихотворении «Разговор с другом» Эдуард Асадов: «И тут мелькнуло: а не так ли я Хвалю порой того, кто не подлец? Но сколько рядом истинных сердец? И все ль друзья действительно друзья?» Эти строки заставляют задуматься о том, уверены ли мы на все сто процентов в своих друзьях? Не стоит ли ждать от них предательства?» Виды заключений

2) спора с воображаемым критиком «Не все, наверное, согласятся с позицией Д.Гранина. Найдутся и те, кто скажет, что он резко судит о людях. Но разве не страшно то, что люди, видевшие прекрасные творения великих мастеров, губят окружающую нас природу, развязывают войны, бросают своих близких, равнодушны к чужому горю. Нужно быть упрямым глупцом, чтобы отрицать то, что все трагедии в мире происходят из-за безнравственных людей»

3) развертывания мысли, выраженной во вступлении А) «Всем лучшим в себе человек обязан приобщению к прекрасному. Любой человек любящий и понимающий прекрасное, знает это. И пока мы все не осознаем роль культуры в нашей жизни, будут происходить трагедии и катастрофы». Б) «Текст М.Худякова о двух тринадцатилетних мальчиках не оставил меня равнодушной. Точно так же, как и автора, меня поразило поведение Сережки Леонтьева. Хотя изложение им всех подробностей того случая можно считать необдуманным, потому что он хотел рассказать о своем геройстве. Но с другой стороны, все его ранее проделанные действия, а именно: пронес 8 километров своего друга на плечах по раскаленной земле, рискуя своей жизнью, можно считать вполне осознанными и обдуманными. Ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне слабости друга»

4) подведения итогов своим размышлениям «Проблемы, поднятые М.Худяковым, крайне актуальны и в наши дни, и заставляют задуматься над их решением. Ведь человек должен видеть в друге не соперника, не предателя, а соратника, товарища, который в любую минуту готов подставить плечо. И если даже подставит свое плечо в трудную минуту, то не рассказывать об этом, показывая свое превосходство»

5) личного отношения к поднятой в статье проблеме «Размышление В. Лаптева о судьбах великих людей, сумевших найти силы «идти до конца», но «лишенные сочувствия и поддержки» не оставили меня равнодушной. Я согласна с автором в том, что жизнь человека, честно выполнявшего свой долг, зачастую трагична. Но справедливый суд истории обязательно воздаст по заслугам. Мы, благодарные потомки, помним подвиг Берклая- де- Толли»

6) яркого сравнения, подводящего итог «С чем связано ощущение родины у русского человека? С березой, антоновскими яблоками, с бездорожьем, со скворцами, которых мы ждем по весне, с бескрайними полями, лесами … И так бесконечно. У кого-то Россия ассоциируется с именами художников, писателей, композиторов, а кто-то вспомнит строчки из стихотворения любимого поэта. Эстетическое отношение и ощущение родины связано у русского человека невидимыми нитями, которые прочны настолько, что ни время, и никакая сила не могут их разорвать (по тексту Н. Аксеновой)»

7) этически корректного возражения автору «Сложно не согласиться с Н. Гоголем, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество понемногу освобождается от жажды наживы. Сегодня много людей занимаются благотворительной деятельностью. Строятся ледовые дворцы, игровые площадки, стадионы для детей, работают различные фонды, поддерживающие те или иные идеи, оказывается материальная помощь детским домам и приютам. Конечно, пока еще рано рисовать оптимистические картины, но человечество начало отличать истинные ценности от ложных»

8) яркого примера, обобщающего суждения ученика «После прочтения текста мне вспомнилась маска двуликого Януса. Люди, которые носят эту маску, при одних обстоятельствах выглядят сильными, напористыми, яркими, а при других - вдруг превращаются в «серенькую мышку». О таких людях хочется сказать: «Видом сокол, а голосом ворона» (по тексту Н. Гоголя)

9) энергичного ответа на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка – ответ) «Так что же такое вдохновение? Муки творчества? Обычное рабочее состояние писателя? Душеный подъем? Какую бы характеристику мы не давали этому понятию, важно и ценно одно: вдохновение это состояние внутреннего просыпания и подъема человеческой души, дарящее свежесть и радость восприятия действительности»

10) краткого выразительного изречения, содержащего обобщающий вывод (концовка – афоризм) « Прочитав текст, понимаешь, что проблема, поставленная в данном тексте, М. Матвеевой, актуальна. Я согласна с автором в том, что служить сегодня в России опасно. Но это не может служить причиной отказа от призыва в армию. Не даром говорится: «Родина – мать, умей за нее постоять»

Приводим текст В. Пескова, виды вступлений и заключения к нему (1) Осенью лес молчит. (2) Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. (6) В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по той струне стучит костяной молоточек. (8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11). В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица.(16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

(17) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, что делать с птицей. (20) – Зачем? (21) – А просто так… (22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман. (23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24) Кто должен их беречь и любить природу? (25) Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26) Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

1.Цепочка вопросительных предложений. Почему человек считает себя вправе жестоко, потребительски относиться к природе? Откуда это равнодушие, пренебрежение к духовным ценностям, страсть к уничтожению, разрушению? Кто должен научить подрастающее поколение бережно относиться к природе, ценить красоту, защищать все живое? Такие мысли возникают … 1.В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. В своей статье автор рассуждает о внутренней пустоте сегодняшней молодежи, ее равнодушии и слепоте к той красоте, которая окружает каждого из нас. Любовь к природе должна закладываться в детстве. Научить воспринимать ее красоту – по-настоящему – задача взрослых. Автор призывает беречь и любить родную природу, любить все прекрасное и живое Заключение Вступление Виды вступлений и заключений к тексту В.Пескова

2. Вопросно - ответное единство. Откуда берутся люди, безжалостно и равнодушно уничтожающие природу? Причина, скорее всего в том, что рядом с подрастающими мальчишками и девчонками зачастую не оказывается человека, тонко чувствующего красоту и гармонию всего живого на Земле, ответственного, способного научить детей беречь и любить природу. 2. В заключении может быть выражено личное отношение ученика к решаемой в тексте проблеме. Кому же, если не нам с вами, охранять природу? Жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Только совместными усилиями мы можем сохранить нашу природу. Заключение Вступление

3 Риторический вопрос. 1.Можно ли сомневаться в том, что с раннего детства должна закладываться любовь к природе? Конечно же воспитание бережного отношения к красоте родной природы у людей необходимо начинать с раннего детства… 2.Разве может быть сомнение в том, что с самого раннего детства с мальчишками и девчонками должен оказаться человек, способный выработать у детей убеждение: сохранить природу – значит сохранить жизнь на земле? 3. В заключении может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части. Действительно, человек сам – часть природы. Природа – это окружающий нас мир, где все взаимосвязано, где все важно. И человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Природа могущественна и беззащитна, таинственна и чувствительна. С ней надо жить в мире и научиться уважать ее. Заключение Вступление

4.Цитата в качестве зачина. 1. «Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя». Эти проникновенные строки Е. Евтушенко вспомнились мне после прочтения статьи В. Пескова. 2. «Птицы, рыбы, звери В душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди, Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без птиц – не море! И земля без зверей не земля». Эти строчки из стихотворения Р. Рождественского вспомнились мне… 4.Заключение в форме яркого сравнения, подводящего итог рассуждению. Планету Земля часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество – экипаж этого корабля. Красивое сравнение, в чем –то даже мудрое. Но все мы обязаны осознавать, что у нашего корабля ЗЕМЛЯ нет аварийного выхода. Сегодня главное – решить остро стоящую проблему – формирование экологической культуры и экологической грамотности всего населения. А если каждый человек на планете приложит усилия для улучшения обстановки: посадит дерево, сделает скворечник, не растопчет полевой цветок, не будет сбрасывать грязные, отравленные воды в чистые реки, то наш корабль станет вечно процветающим, чистым космическим судном. Заключение Вступление

5.Лирическое отступление. 1. Как хорошо в лесу! Небесная лазурь льется на верхушки высоких сосен, ласковое солнышко золотит косы берез, звенят в траве колокольчики, жужжат пчелы, стрекочут кузнечики, поют птицы. Как интересно наблюдать за жизнью природы! Но как хрупок и раним этот мир красоты и гармонии! Как нуждается он в нашей поддержке и защите! Об этом статья В. Пескова. 5.Заключение может быть написано в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть прокомментирована. «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…» Эти строки Ф. И. Тютчева еще раз напоминают нам о том, что к природе необходимо относиться как к живому существу, ценить красоту. А для этого нужно бережно к ней относиться и и защищать все живое. Заключение Вступление

6. Связь с современностью. Человеческая цивилизация достигла сегодня такого уровня, что может «выжать» из природы практически все: энергию, лекарство и т. д. Но, как это не парадоксально, цивилизованный человек прилагает всяческие усилия, чтобы уничтожить источник и условие своего существования. Вряд ли это объясняется незнанием или непониманием человека простых истин. К сожалению, это связано с духовной деградацией общества, и надо спасать подрастающее поколение. Кто должен это сделать? Вот главный вопрос, поставленный автором текста… 6. Заключение может быть написано в форме обобщающего суждения. Погубить невинную птицу, не найти слов для объяснения своего поступка можно расценить как разрушение личности человека. Для такого человека система жизненных ценностей заключается в новой двустволке со скрипящим поясом, полным патронов. Разве это не пример того, насколько жестоким может быть человек? Поэтому стоит задуматься: «А не будет ли данный поступок началом конца для семнадцатилетнего парня?» Заключение Вступление

7.Изложение собственной позиции. Я думаю, что автор текста поднимает важную проблему: кто должен воспитывать человека, тонко чувствующего красоту и гармонию всего живого на Земле, способного научить этому других. На мой взгляд, ведущая роль принадлежит здесь родителям, учителям. А для этого необходимо, чтобы сами наставники ценили красоту, понимали природу и защищали все живое, ибо, как считает выдающийся педагог – гуманист Ш. А. Амоношвили, «знание воспитывается знанием, доброта воспитывается добротой, красота воспитывается красотой». 7.Заключение может быть написано в форме спора с критиками о позиции автора. Наверное, не все согласятся с позицией В. Пескова, и можно будет услышать фразу: «Ну какой мальчишка не стрелял из рогатки?». Однако следует помнить о том, что добыча – это не всегда оружие, а защита - удел сильных духом людей. Но о какой духовности может идти речь, если безвинная птица становится жертвой поступка без объяснения? На мой взгляд, прививать любовь к природе – не значит ломать мечты мальчишек, а уметь доступно объяснить суть понятий «добро» и «зло». Заключение Вступление

8.Формулирование проблемы, поднятой в тексте. Кто ответственен за духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения? Кто должен развивать в детях благородные качества души: любовь к природе, чувство прекрасного, милосердие и сострадание? Кто должен объяснить детям, что, губя природу, человек обрекает себя на смерть? Такие вопросы ставит перед читателем автор статьи… 8. Заключение в форме этически – корректного возражения автору. Сложно не согласиться с В. Песковым в том, что он в своем очерке поставил злободневные и актуальные вопросы. Может быть, в приведенном примере есть момент, который несет положительную мотивацию, Встреча людей, в величественном осеннем лесу – автора и семнадцатилетнего парня – это нравственный урок. Для человека зрелого - это возможность передать долю нравственности, любви, а для юноши – сделать выводы и принять бесценный дар добра и красоты. Описание автором встречи двух поколений позволяет еще раз убедиться, что немой укор, выражение лица человека, зачастую бывают более вескими аргументами по сравнению с криком и назиданиями. Юноша, способный чувствовать неловкость и смущение в данной ситуации, еще способен оценить, что судьба вовремя указала ему на совершенную ошибку. Заключение Вступление

9.Личные впечатления, чувства, связанные с темой текста. Я не представляю своей жизни без общения с природой. Радует и восхищает она меня в любое время года. Нежная зелень вновь проклюнувшихся листочков сжимает сердце беззащитной красотой, а буйное цветение природы наполняет новыми силами для жизни. Осень привлекает обилием оттенков золота, меди, прозрачностью воздуха и туманами, запахом грибов и прелых листьев. А снежное безмолвие равнин заставляет задуматься о загадочности и непостижимости жизни. Как уникальна и как прекрасна эта удивительная, великая, таинственная природа! Как сохранить ее? Об этом заставляет нас задуматься автор статьи… Заключение Вступление

10.Сравнение, сопоставление явлений, понятий, произведений и т. д. Было время, когда огромные территории Земли занимали девственные леса, насчитывалось десятки тысяч различных особей животного мира, разновидностей птиц, рыб. Сегодня же картина сильно изменилась. Исчезающие виды птиц и животных заносятся в Красную книгу, многие леса и озера объявляются заповедниками, иначе их не спасти от жестокости человека. Как и кто может изменить ситуацию в лучшую сторону? Такой вопрос волнует автора статьи В. Пескова … Заключение Вступление

11.Указание на тему через личный духовный опыт. Среди изречений академика Д. С. Лихачева, выдающегося гуманиста, ученого и мыслителя есть такое: «Самая большая ценность в мире – жизнь…». Я думаю, что эти строки соответствуют главной мысли текста. Действительно, что может быть ценнее жизни, что может быть важнее воспитания ответственности за все живое на Земле? Заключение Вступление

12. Во вступительной части определяется тема текста. В тексте В. Песков поднимает важные проблемы: это сохранение природы для будущего поколения, пагубное влияние человека на природу, наша роль в воспитании бережного отношения к природе подрастающего поколения, человечества в целом. Вступление Заключение


Полезные клише к заданию С1 по русскому языку.

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

15) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…


1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...

3) Данный текст посвящён теме (проблеме) ...

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему...

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах...)

9) Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...

11) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.


1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}

2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

4) Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.


8) В тексте доказывается мысль о том, что...

9) Основная мысль текста заключается в том, что...


1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.


- с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с...

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как...?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как...

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...

- из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...

- из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...


1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .

2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

4) (Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

Как определить проблему в предложенном тексте?

Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор.
Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Таким образом, проблема русского литературного языка как основы культуры речи русского народа остается открытой. Она будет решена только тогда, когда каждый научится уважать себя и с уважением относиться к другим, когда научится защищать свою честь и достоинство, когда станет личностью, когда неважно будет, какую должность он занимает, каков его статус. Важно, что он гражданин Российской Федерации.

Повышение культуры устной и письменной речи, забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Я рекомендую всем людям (а учиться можно и нужно в любом возрасте) активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на уроках, семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи…

Таким образом, изучив актуальные проблемы культуры речи, определив место русского языка в современном многонациональном мире, изучив нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи, я пришла к выводу, что русский литературный язык является основой культуры речи каждого человека .

Список использованной литературы:

    Барлас, Л. Г. Русский язык: Стилистика / Л. Г. Барлас. – М.: Просвещение, 1978.

    Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. – М.: Просвещение, 1980.

    Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1990.