Описание литературного вечера в библиотеке. Как организовать литературный вечер

К 66-й годовщине Великой Победы во всех библиотеках Централизованной библиотечной системы города Тихорецка прошло ряд мероприятий:

Есть у каждого народа события и дата, которые он не забывает. Для всего кубанского народа одной из таких дат является Великая Отечественная война. В преддверии праздника в клубе «Красный молот» сотрудниками Центральной городской библиотекой им. Лермонтова совместно с Советом ветеранов, клубом «Красный молот», ТТЖТ был подготовлен и проведён литературный вечер «Время уходит, с нами остаётся память» для ветеранов Великой Отечественной войны и юношества.

В литературно-музыкальной композиции получила развитие тема Великой Отечественной войны в произведениях российских, кубанских, тихорецких писателей и поэтов. С творческими страницами поэтической летописи войны познакомили присутствующих сотрудники библиотеки, учащиеся ТТЖТ и творческий коллектив клуба «Красный молот». Вечер сопровождался показом мультимедийной презентации «Время уходит, с нами остаётся память». Звучали стихи советских, кубанских и местных поэтов, песни Вов. Выступили и прочитали свои стихи поэты земли Тихорецкой О.В. Немыкина и М. Гугучкин.

5 мая в Центральной городской детско-юношеской библиотеке для учащихся 5-9 классов и студентов ТТЖТсостоялся вечер памяти «Звучи, памяти набат!»

Сотрудники библиотеки поздравили учащихся младших классов с 66 -летием Великой Победы, рассказали им о том, какой ценой она была завоевана. О том, что война это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!». Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.О том, что День Победы был и остается священным днём для всех людей нашей страны. Большой интерес и отклик в душах ребят вызвала видеопрезентация «Журавлики». Ребята читали свои стихи о войне, подарили свои рисунки на военную тему библиотеке, ознакомились с книжными выставками «Мы помним их имена» и «Летопись мужества».

В этот же день было проведено мероприятие для учащихся старших классов и студентов ТТЖТ. Ведущие рассказали им о том, что День Победы был и остается священным днём для всех людей нашей страны. И что сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз вспомнить о тех событиях военных лет и о тех людях, которые завоевали для нас мир на земле. В годы Великой Отечественной войны многие наши земляки получили высокие боевые награды, о наших земляках Героях Советского Союза была показана видеопрезентация созданная работниками библиотеки «Золотые звезды Тихорецка». Начальник Управления молодежной политики Администрации МО Тихорецкий район Сафонова Алла Владимировна рассказала присутствующим о значении воспитания патриотизма среди молодежи и вручила грамоты победителям конкурса о Вов.

С большим интересом ребята смотрели видеопрезентацию «Десятый наш десантный батальон» и документальный фильм «Искусство детей концлагеря Терезин». Минутой молчания почтили память павшим героям и зажгли свечи. Ознакомились с книжными выставками «Мы помним их имена» и «Летопись мужества».

6 мая в СОШ №10 сотрудники библиотеки - филиала №6 совместно с микрорайоном для учащихся 7-9 классов провели вечер воспоминаний «Запомни их пока не поздно, пока они живут среди живых».

На встречу с ребятами пришла Н.Е. Личмонова ветеран Великой Отечественной войны. Надежда Ефимовна рассказала о том, что Великая Отечественная война - величайшее историческое событие, которое принадлежит не только прошлому, но и нашему новому поколению. Это победа всего народа, отстоявшего честь и независимость своей Родины, и значит часть биографии каждого из нас.

Надежда Ефимовна вспоминала о своих боевых товарищах, о своём боевом пути. Ребята поблагодарили Надежду Ефимовну за интересный рассказ и показали концерт, в котором звучали стихи и песни военных лет. Затем ребята ознакомились с выставкой «Дорогами Великой Отечественной».

6 мая в клубе пос. Каменного сотрудники библиотеки-филиала №2 совместно с сотрудниками клуба провели литературно-музыкальную композицию «Воспоминания о будущем».


Литературно-музыкальная композиция была посвящена юным защитникам Советского Союза, ребятам, ушедшим на фронт прямо после выпускного вечера и погибших защищая её. В исполнении ведущих и детей звучали песни и стихи военных лет,

7 мая сотрудники библиотеки-филиала №2 совместно с клубом в пос. Каменном провели в военном городке для военнослужащих срочной служба концертную программу «Поклонимся великим тем годам».

В программу концерта вошли: литературно-музыкальная композиция «Воспоминания о будущем», танцевальные и музыкальные поздравления в исполнении участников художественной самодеятельности клуба в пос. Каменном. В программе концерта звучали песни и стихи военных лет. Кратко раскрыты события военных лет и о том, какими усилиями достигнута великая Победа.


7 мая сотрудники библиотеки- филиала №8 совместно с клубом «Заря» для учащихся 7-9 классов провели военно-патриотическую игру «Дорогами войны». Началось мероприятие с демонстрации отрывка из кинофильма «Освобождение», с последующим рассказом библиотекаря о тяжелых военных испытаниях в истории нашей страны, о людях, ковавших Победу на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу. Чтобы лучше почувствовать эпоху военных лет участникам представилась возможность совершить импровизированное военно-историческое путешествие по дорогам войны. Три команды по десять человек получали маршрутные листы и по сигналу расходились по военным станциям выполнять конкурсные задания:

Станция «Солдатский вещмешок». Отряд собирал вещмешок для солдата, отправляющегося на фронт, и объяснял свой выбор.

Станция «На передовой». Участники преодолевали полосу препятствий.

Станция «Письмо с фронта». Отряд писал письмо по содержанию передающую военную атмосферу, и складывали его треугольником.

Станция «На солнечной поляночке». Отряд исполнял песни времен Великой Отечественной войны.

Станция «Победные вехи». Отряд соединял карточки с названиями основных битв Великой Отечественной войны с соответствующими датами, которые отражали хронологический порядок продвижения советских войск от Москвы до Берлина. Для этого задания ребята использовали литературу с выставки «Великая Отечественная война в книгах и документах и фотографиях».

Станция «За мир на планете». Команды рисовали плакаты о мир и дружбе между народами.

Команда победителей была награждена грамотами.

8 мая в библиотеке-филиале №4 прошёл час поэзии « Этих дней не смолкнет слава». Эпиграфом к мероприятию стали строки: «Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет». Звучали поэтические строки о горе и слёзах, о мужестве и стойкости, о нежности и любви, о подвиге и победе. И пусть многие парни пали смертью храбрых на пути к Победе, но они всегда остаются с нами в наших сердцах и нашей памяти, именно поэтому звучали строки стихов О. Берггольц, Ю. Друниной, К. Симонова, М. Джамиля, А. Твардовского и др. в исполнении сотрудников библиотеки и детей. Это была поэзия, рисующая не столько картины войны, сколько человека на войне.

Чаще всего литературные вечера посвящают юбилейным датам, например, столетие со дня рождения какого-нибудь поэта или писателя. Но можно и, не дожидаясь юбилея, устроить вечер памяти конкретному литературному деятелю или посвятить целому жанру - например, любовной лирике в .

Местом проведения выбирают библиотеку, дом-музей, актовый зал школы или театра. Помещение украшают портретами поэтов и писателей согласно тематике. Литературный вечер можно провести даже дома для близких друзей, но атмосфера должна быть уютной и располагающей к беседе. Для превращения квартиры в литературный клуб можно украсить столы зеленой плотной скатертью, а светильники - красным абажуром.

Выбрав тему, необходимо тщательно изучить биографию героя (или героев) вечера, акцентируя внимание на примечательных моментах. Заранее изготавливаются пригласительные билеты на красивой бумаге. Для полного погружения в эпоху прошлого, рекомендуется приобрести костюмы и соответствующие атрибуты. Можно отрепетировать и представить публике сценки из некоторых произведений.

По возможности гостей вечера рассаживают за столом (или столами). Необходимо позаботиться о безалкогольных напитках (чай, кофе) и легких угощениях. У любого вечера обязательно должен быть ведущий в изысканном костюме и с приятной речью. Остальные участники должны отработать навык выразительного художественного чтения, чтобы зачитывать отрывки из произведений.

Примерный сценарий литературного вечера

Монотонное перечисление фактов биографии литературной личности мало кому понравится. Разрабатывая сценарий вечера, необходимо продумать активное участие слушателей. Отлично подойдут беседы в форме «вопрос-ответ» и совместные философские рассуждения. Заинтересовать слушателей можно, если провести параллель между творчеством того времени и проблемами современной жизни.

После биографии должно идти знакомство с творчеством выбранного поэта или писателя. Переодетые в соответствующие костюмы участники зачитывают стихотворения, разыгрывают сценки и т.д.

Оживить вечер призваны игры, конкурсы и романсы. Превратите помещение в салон светского общества. Романсы под гитару и игры должны соответствовать общей теме. Можно предложить гостям сыграть в фанты. В шляпу-цилиндр (или любой красивый плотный мешок) складывают записки с заданиями согласно теме. Каждый по очереди вытаскивает записку и выполняет задачу.

Напоследок можно раздать небольшие сувениры: открытки, календари с изображением героя (героев) вечера и прочее. Детям будет интересно нарисовать собственные впечатления, чтобы затем из рисунков сделать выставку. Вместо рисунков можно сделать копилку впечатлений - большой стеклянный куб или красивую коробку, куда будут складываться записки с впечатлениями и мнением о том, как повлияло творчество того или иного писателя на жизнь общества. Чтобы записки были единого формата, гостям необходимо раздать листы бумаги одинакового размера, цвета или стиля.

Сценарий литературного вечера

«Любимых книг знакомые страницы»

Разработала учитель

русского языка и литературы

Шалова М.Х.

2016 год

Краткое описание: вечер закрывает ряд мероприятий, проведенных в школе в Год литературы.

Цель проведения: формирование и развитие личности, обладающей знаниями литературы и умеющей понимать прекрасное.

Задачи:

  • воспитывать чувство уважения к культурному наследию своей страны и других народов;
  • обобщить знания детей об основных родах и жанрах литературы;
  • развивать стремление к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести);
  • создать ситуацию успеха для детей, углубленно занимающихся изучением литературы, помочь им раскрыть свои творческие способности.

Оформление: зал украшен портретами поэтов и писателей разных времён и народов, высказываниями о пользе чтения, дети выступают в специально подготовленных костюмах.

Форма проведения: литературный вечер.

Участники: уч-ся 5-10 классов.

Ход мероприятия

Учитель:

Здравствуйте, дорогие взрослые и дети! Все мы знаем, что 2015 год был объявлен в России Годом литературы. «В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы», - говорится в тексте указа президента Российской Федерации В.В. Путина № 426 от 13 июня 2014 года.

Целью проведения в Российской Федерации Года литературы является возрождение интереса российских граждан к классической и современной литературе и чтению в целом.

По всей стране, и в нашей школе в том числе, прошло много интересных, познавательных мероприятий и акций, связанных с Годом литературы. И сегодня мы собрались с вами, чтобы торжественно завершить этот замечательный год. Предлагаем вашему вниманию несколько страниц из русской литературы, творчески представленных учащимися школы.

Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята, уважаемые учителя, на литературном празднике, посвященном русской литературе.

Ведущий 2. Русскую литературу отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли. Мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Продолжили традиции Пушкина Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков и много еще величайших имен, прославивших Россию.

Ведущий 1.

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть она,
Страна Читалия.
Ведущий 2.

Вы здесь услышите сейчас
О том, что так волнует вас.
Подарит вам в часы досуга,
Неповторимый счастья миг.
Свидание с книгой – добрым другом,
Ведь не прожить никак без книг.

(Выходит ученик в костюме огромной Книги)

Книга. Ох-ох-ох! Как мне плохо и грустно. Я никому не нужна. Ох!

Ведущий 1 . Кто ты? И почему ты так печально вздыхаешь?
Книга . Я - Книга, я - хранитель литературы. Меня роняли, на мне рисовали, а потом совсем забыли и надолго оставили в библиотеке. (Со вздохом) За-бы-ли. Вот почему мне так грустно, никто не хочет читать, никто не хочет со мной дружить.

(Книга идет, прихрамывая, усаживается на стул, охает и вздыхает.)

Ведущий 2 . Ой, как жалко! А мы хотели на праздник тебя позвать.
Книга . На какой праздник?
Ведущий 1 . Мы приглашаем тебя на школьный литературный вечер.
Книга. Ой, нет-нет-нет. Я вся измучилась. Мне в отпуск пора.
Ведущий 2. Мы приглашаем тебя как гостью. Ребята покажут, как они знают и как любят русскую литературу.
Книга. Ну, тогда, я, пожалуй, останусь.

Ведущий 1. Лишь несколько страниц перелистаем,

Пройдут пред нами басня и рассказ,

Стихов и чудных песен строки

Сегодня мы услышим много раз!

Ведущий 2. У нас непростая задача – поднять настроение нашей гостьи Книги.

Ведущий 1. Я думаю, что мы все вместе сможем это сделать. Ведь каждая страничка сегодняшнего вечера позволит нам прикоснуться к удивительной тайне русского слова и оживут страницы нашей уважаемой - Книги.

Ведущий 1. Итак, начинаем!

Ведущий 2. И первая страничка нашей книги – это сказки. Они знакомы нам с детства.

Ведущий 1. Сказки бывают разные: народные и литературные, волшебные и бытовые, серьезные и лукавые. (Вопрос к залу)

Ведущий 2 . Как отличить сказку от рассказа? (Ответы учащихся) (в сказах неживые существа могут говорить, сказка имеет свои атрибуты – троекратный повтор, сказочное начало и конец и т.д.)

Ведущий 1. Ребята, а какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (Ответы из зала)

Ведущий 2. Ученицы 5 класса покажут фрагмент «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Страница “Басня”

Ведущий 1. Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Ведущий 2. Крылов написал 205 басен. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По определению Гоголя, басни Крылова – “книга мудрости самого народа”. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Ведущий 1:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Ведущий 2. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело.

Ведущий 1. А вы знаете, что такое квартет? (возможны ответы из зала)

Ведущий 2. К вартет-это музыкальный ансамбль из 4 музыкантов.

Ведущий 1. Верно . На сцену приглашаются ученики 6 класса. Они покажут инсценировку басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет».

6 класс - показывает инсценировку басни «Квартет»

Страница “Юмористические рассказы”

Ведущий 2. За короткую жизнь Антон Павлович Чехов в своих произведениях сумел отобразить почти все стороны российской действительности конца 19 века.

Это свойство его творчества – удивительное. По обилию тем, которые он затронул, Чехову нет равных среди самых прославленных русских писателей.

Ведущий 1. И “малая форма”, то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием. Особенно удавалась Чехову. Он общепризнанный мастер этого жанра, до сих пор непревзойденный в мире.

Ведущий 2. Удивительны юмор и сатира у Чехова. Они выступают и в обособленном, “чистом” виде, и в сочетании с раздумьями над смыслом жизни. Он поражает достоверным воспроизведением будничной жизни простых людей.

Ведущий 1. 7 класс - показывают инсценировку рассказа “Лошадиная фамилия”

Страница «Повести о войне»

Ведущий 1. Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - священней нету слова.

Ведущий 2. В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.... (Твардовский)

Ведущий 1. Великая Отечественная война…Тогда многие поэты и писатели страны вместо пера взяли в руки оружие. Они принимали участие в армейской печати, были командирами, политработниками и рядовыми бойцами. Перо было приравнено к штыку, проза надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Ведущий 2. Тему плена (по известным причинам) мало кто в нашей литературе поднимал. Константин Воробьев - один из немногих, кто нашел в себе мужество «замолвить слово» за незаслуженно выпавших из списка героев войны людей, в условиях куда более сложных, чем условия жизни на фронте, продемонстрировавших преданность Родине.

Ведущий 1. В исполнении учащихся 8 класса вы увидите отрывок из рассказа К.Д. Воробьёва «Немец в валенках».

Страница «Поэтическая»

Ведущий 1: Одно из самых древних искусств в истории человечества – поэзия. Когда родилась она, не знает никто. Но у людей появилось желание выразить свои чувства не обыденной речью. Так родились первые стихи.

Ведущий 2: Поэтов называли пророками. Они пытались открыть тайну будущего с помощью только им подвластного языка, художественных образов. Так рождались Великие имена – Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин, Лермонтов, Ахматова, Есенин…

Ведущий 1: Как мы уже сказали, что мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Поэтому в «Поэтической» странице, нам хотелось бы еще раз вспомнить Александра Сергеевича Пушкина.

Ведущий 2:

9 класс – знакомит с основными мотивами лирики А.С.Пушкина

Ведущий 1. Итак, завершился 2015 год – Год литературы. Подходит к концу и наш праздник. Давайте спросим у нашей книги, каково ее настроение сейчас?

Книга: (Поднимается на сцену) Ребята, я очень рада, что побывала на вашем замечательном празднике! Вы такие умные, талантливые и так любите литературу. Я думаю, что нашла здесь преданных и верных друзей, с которыми мы будем долго-долго дружить!

Ведущий 1. Ребята, посмотрите, наша Книга выздоровела и преобразилась. Давайте пообещаем ей, что мы больше никогда её не обидим, хорошо?

Ведущий 2. Подошел к концу наш литературный вечер. Мы надеемся, что каждый из вас любит книгу и не устанет путешествовать по удивительной стране Литературии вместе с замечательными героями сказок, рассказов, повестей и романов.

Под музыку «Возьмите в руки книгу, дети!» идет показ мультимедийной презентации «Фото с любимой книгой»

Все выходят на сцену

Ведущий 1. Книга – учитель, книга - наставник.

Ведущий 2 .Книга – близкий товарищ и друг.

Книга: Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

Ведущий 1: Книга – советчик, книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец.

Ведущий2: Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты земли, наконец.

Книга. Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Ведущий 1. Книга – волшебник, умеющий небыль

В быль превращать и в основу основ.

Учитель: Государство, вузы, школы, писательские организации, библиотеки и СМИ хотят привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать - нужно, полезно и модно.

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек в высоком смысле слова становится человеком благодаря литературе Все ценности человек ч е рпает из книг. Книга - источник всех знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

В России в Год литературы было проведено большое количество мероприятий. Наша школа не исключение: проводились презентации книг, встречи с писателями, викторины, конкурсы чтецов. Мы принимали участие в разнообразных конкурсах сочинений, олимпиадах, фестивалях и других мероприятиях. Но главная наша задача - привлечь внимание к чтению. Ведь современный человек не может считать себя образованным, если он не читает. Чтобы быть в курсе всех новостей, открытий, поспевать за новинками в литературе, современному ученику необходимо читать не менее ста страниц в день. К сожалению, этим похвастать мы не можем. Многие ребята даже не записаны в библиотеку. Вы скажете, что все можно найти в Интернете. Но компьютер не может заменить настоящую книгу, в настоящем переплете и с настоящими страницами.

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке словно дом…

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

Я думаю, несмотря на то, что Год литературы завершился, мы обратимся к сокровищнице мирового искусства - литературе, научимся читать, любить книгу и понимать её. Надеюсь, что у каждого из вас появится так называемая «золотая полка» с любимыми книгами наших классиков: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.

И в конце нашего праздника мы хотим обратиться к высказыванию К.Г.Паустовского: «Читайте! Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги».

Приложение 1

СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ
И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
45 Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

75 Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнёт,
80 Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
85 Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
90 Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
95 Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».

Приложение 2

Крылов И.А «Квартет»

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет? -
Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».

Приложение 3

Антон Чехов

Лошадиная фамилия

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние - жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство. Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.

Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, - сказал он, - лет десять назад служил акцизный Яков Васильич. Заговаривал зубы - первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет - и как рукой! Сила ему такая дадена...

Где же он теперь?

А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает... Тамошних, саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так... у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.

Ерунда! Шарлатанство!

А вы попытайте, ваше превосходительство. До водки очень охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!

Пошли, Алеша! - взмолилась генеральша. - Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.

Ну, ладно, - согласился Булдеев. - Тут не только что к акцизному, но и к чёрту депешу пошлешь... Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?

Генерал сел за стол и взял перо в руки.

Его в Саратове каждая собака знает, - сказал приказчик. - Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть... Его благородию господину Якову Васильичу... Васильичу...

Ну?

Васильичу... Якову Васильичу... а по фамилии... А фамилию вот и забыл!.. Васильичу... Чёрт... Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил... Позвольте-с...

Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.

Ну, что же? Скорей думай!

Сейчас... Васильичу... Якову Васильичу... Забыл! Такая еще простая фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте... Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая - из головы вышибло...

Жеребятников?

Никак нет. Постойте... Кобылицын... Кобылятников... Кобелев...

Это уж собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?

Нет, и не Жеребчиков... Лошадинин... Лошаков... Жеребкпн... Всё не то!

Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!

Сейчас. Лошадкин... Кобылкин... Коренной...

Коренников? - спросила генеральша.

Никак нет. Пристяжкин... Нет, не то! Забыл!

Так зачем же, чёрт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл? - рассердился генерал. - Ступай отсюда вон!

Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.

Ой, батюшки! - вопил он. - Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!

Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:

Жеребчиков... Жеребковский... Жеребенко... Нет, не то! Лошадинский... Лошадевич... Жеребкович... Кобылянский...

Немного погодя его позвали к господам.

Вспомнил? - спросил генерал.

Никак нет, ваше превосходительство.

Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?

И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую... В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию...

Приказчика то и дело требовали в дом.

Табунов? - спрашивали у него. - Копытин? Жеребовский?

Никак нет, - отвечал Иван Евсеич и, подняв вверх глаза, продолжал думать вслух. - Коненко... Конченко... Жеребеев... Кобылеев...

Папа! - кричали из детской. - Тройкин! Уздечкин!

Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами...

Гнедов! - говорили ему. - Рысистый! Лошадицкий!

Но наступил вечер, а фамилия всё еще не была найдена. Так и спать легли, не послав телеграммы.

Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал... В третьем часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.

Не Меринов ли? - спросил он плачущим голосом.

Нет, не Меринов, ваше превосходительство, - ответил Иван Евсеич и виновато вздохнул.

Да может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!

Истинно слово, ваше превосходительство, лошадиная... Это очень даже отлично помню.

Экий ты какой, братец, беспамятный... Для меня теперь эта фамилия дороже, кажется, всего на свете. Замучился!

Утром генерал опять послал за доктором.

Пускай рвет! - решил он. - Нет больше сил терпеть...

Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав свое дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой. За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича... Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны...

Буланов... Чересседельников... - бормотал он. - Засупонин... Лошадский...

Иван Евсеич! - обратился к нему доктор. - Не могу ли я, голубчик, купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой...

Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака.

Надумал, ваше превосходительство! - закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. - Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!

На-кося! - сказал генерал с презрением и поднес к лицу его два кукиша. - Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! На-кося!

Приложение 5

Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки, письма – все виды литературы, к которым прикасался А.С.Пушкин, несут на себе печать его гения. Поэт оставил неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной лирики.

Тема дружбы проходит через всю лирику АС.Пушкина. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. Дружба для Пушкина – щедрость душевная, благородность, доброта. По словам А.С.Пушкина, дружба объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям – все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей.

Читает стихотворение «Пирующие студенты»

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже почти в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – основа творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» - ключевые слова пушкинского «словаря».

Читает стихотворение «К Чаадаеву»

Любовная лирика Пушкина - это искренность, благородство, восторг, восхищение, но не ветреность. Каждым своим стихотворением о любви Пушкин как бы говорит, что любовь, даже безответная, неразделенная, - огромное счастье, облагораживающее человека.

Читает стихотворение «Я помню чудное мгновение»

. Пушкин был первым русским поэтом, который не только сам знал и полюбил прекрасный мир природы, но и открыл его красоту читателям. Природа в поэзии Пушкина оживает перед нами во всей своей пленительной красоте. У Пушкина все времена года прекрасны, но все-таки любимой порой у него была осень. В ней поэта особенно трогает картина увядания природы исполненная грусти. К лучшим произведениям Александра Сергеевича об осени относится стихотворение «Осень», в котором он наиболее ярко и полно выразил свое отношение ко всем временам года.

Читает отрывок из стихотворение «Осень»

. А.С.Пушкин считал поэзию «ангелом-утешителем». Она не раз спасала поэта, давала ему силы для жизни и борьбы, возрождая его испепеленную душу. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина.
В своем творчестве Пушкин выстроил целую концепцию о месте поэта в мире, о взаимодействиях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «нерукотворного памятника» – поэтические манифесты: стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830). «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836).Для поэта главное – служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни».

Именно об этом напишет в стих. –ии «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Читает стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»


Людмила Матвеева

Тема: Литературная гостиная «Книги в нашей библиотеке».

Тип: интегрированное (коммуникация (развитие речи) совместно с ознакомлением с художественной литературой с элементами драматизации).

Цель: Систематизировать знания детей об основных жанрах русской литературы.

Задачи:

развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу, понимать содержание литературной фразы, использовать невербальные формы выразительности речи (умение интонировать, передавать эмоции и сопереживания с помощью жестов, мимики);

развивать коммуникативные навыки и личностное взаимодействие дошкольников во время выполнения совместных заданий;

развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно по устной инструкции;

совершенствовать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, использовать речь, как средство общения;

поощрять проявление интереса к смысловой стороне слова; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

воспитывать интерес к русской культуре и прививать любовь к литературе, книге.

Предварительная работа: Знакомство с творчеством И. А. Крылова и К. Д. Ушинского, рассматривание иллюстраций к их произведениям. Беседы по басням, драматизации отрывков из басен. Беседа о жанрах русской литературы. Разучивание басни, стихотворения, сказки, рассказа, постановка драматизации. Изготовление книжек-малышек по жанрам русской литературы и оформление выставки.

Материалы: Портреты писателей И. А. Крылова и К. Д. Ушинского. Выставка книг в библиотеке группы. Дидактическая игра «Подбери рифму с помощью картинок». Мнемотаблицы. Костюмы: лисы, вороны, зайцев, собак, уточек, Васи; макеты: ель, забор, дом, пруд. Книга «Жанры русской литературы», четыре листа ватмана для оформления страниц книги. Изобразительные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые карандаши, мелки, кисточки, баночка для воды, клей ПВА, цветной песок.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Звучит песенка о дружбе. Дети становятся в круг, приветствуют друг друга, взявшись за руки.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

ЗДРАВСТ - ВУЙ – ТЕ! (в конце хлопают в ладоши)

Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно,

по секрету скажу вам, будет интересно!

2. Сюрпризный момент.

Появляется Карлсон.

Здравствуйте! Вы меня узнали? (ответы детей)

Я приехал к вам из далёкой Швеции. Я очень много слышал о русской культуре и мечтал побывать в России! И вот я прилетел! Россия славится своей культурой, а так как я литературный персонаж, то очень хочу узнать о русской литературе.

Воспитатель: Ребята, мы должны постараться помочь Карлсону больше узнать о культуре России, о русской литературе.

А поможет нам в этом. Ребята, послушайте загадку, и подумайте что же это такое.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (Книга)

Воспитатель: Правильно, это книга. Ребята, а как называется место, где хранится много книг? (Библиотека.)

А что еще кроме книг есть в библиотеке? (Газеты, журналы, словари)

Кто работает в библиотеке, кто нам выдает книги? (Библиотекарь.)

Ребята, а как вы думаете, каким должен быть библиотекарь? (Библиотекарь должен любить книги, у него должна быть хорошая память, т. к. ему нужно знать всех авторов.)

Да, библиотекарь постоянно общается с читателями, отвечает на вопросы, советует какую книгу прочесть, рассказывает о писателях и их новых книгах.

Ребята, у нас есть в группе библиотека? (Да.)

Приглашаем вас в нашу библиотеку. У нас тоже много книг разных авторов. Давайте, почитаем книги из нашей библиотеки.

3. Литературный жанр – стихотворение.

Воспитатель берёт книгу, читает отрывок стихотворения.

Зима недаром злится,

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (Ф. Тютчев)

Что я вам прочитала? (Стихотворение)

Как вы это определили? Мне кажется, что это просто рассказ. (В стихотворении окончания слов звучат одинаково в строках).

Из чего состоит стихотворение? (Оно состоит из коротких строчек, которые содержат рифму.)

Объясните, что такое рифма? (Коль окончания у слов созвучны, совпадают. Значит - это рифма, любой её узнает.)

Воспитатель: Поиграем с вами в игру «Подбери рифму с помощью картинок».

Игра с детьми «Подбери рифму с помощью картинок».

Кто пишет стихотворение? (Стихотворение пишет поэт.)

Назовите поэтов России, которых вы знаете. (Ф. Тютчев, А. С. Пушкин, С. Есенин, И. А. Фет, А. Плещеев, С. Маршак, В. Орлов и т. д.)

Воспитатель: Дорогой гость, поэты России сочинили много стихотворений о Родине и сейчас мы расскажем и покажем стихотворение крымского поэта Владимира Орлова «Родное».

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое

Это все мое родное

Это Родина моя,

Всех люблю на свете я!

(Один ребёнок рассказывает стихотворение, второй изображает (логоритмика, третий поясняет с помощью мнемотаблицы).


4. Литературный жанр – басня.

Воспитатель берёт книгу «Басни» И. Крылова.

Воспитатель:

Россия великая страна. И люди, которые её населяют, отличаются добротой, отзывчивостью. И, конечно же, в великой стране есть и великие люди, которые своими делами, поступками прославили свою страну. С одним из таких людей мы сегодня познакомим нашего гостя. (показываю портрет)

Кто это? (Это Иван Крылов.)


Какие произведения он писал? (Он писал басни)

Басня – это очень древний жанр литературы. Кто объяснит особенности этого жанра?

Дети: Басня – это такой рассказ, в котором высмеиваются и осуждаются человеческие плохие поступки. Героями басен часто выступают животные. Они наделены человеческими качествами.

Воспитатель: Правильно. Ещё басня учит читателей, как не следует поступать в том или ином случае. Иван Андреевич написал множество басен. С какими баснями мы уже успели познакомиться?

Дети: Мы познакомились с басней «Две бочки». В этой басне говорится о двух бочках. Одна из них полная с вином, а другая – пустая. Та, что полная, идёт спокойно по краю дороги, не мешая никому. Боится расплескать то, что внутри. А пустая – скачет, гремит, пугает прохожих. Смысл басни в том, что если человек цельный, делает спокойно своё дело, то никому от него нет хлопот. И наоборот – от пустого бездельника у людей одни только неприятности.

Дети: Ещё мы познакомились с басней «Собачья дружба». В басне говорится о двух собаках, которые говорили о дружбе, о том, как им хорошо и весело живётся друг с другом. Но, только им кинули кость – дружбе пришёл конец. Автор здесь осуждает тех людей, которые не умеют договариваться, не умеют уступать друг другу.

Воспитатель: А следующую басню нам расскажут и покажут дети нашей группы (дети одевают костюмы, показывают драматизацию к басне «Ворона и лиса»).


Что обязательно должно быть в басне? (мораль, нравоучение, урок)

Какой урок в этой басне? (умей отличать комплименты от лести)

Воспитатель: Объясните, как вы понимаете слово «Комплимент»?

Дети: Комплименты - это хорошие, добрые слова, от которых поднимается настроение. Они всегда говорятся от души. А лесть - это когда человек говорит вроде бы добрые слова, приятные слова, а думает по-другому. «У него камень за пазухой»,- т. е. он думает плохо, говорит неправду.

Воспитатель: Всё верно, ребята. Я очень рада, что вы правильно поняли содержание басен. Думаю, что в дальнейшей жизни вы не будете совершать тех ошибок, которые совершали герои басен.

5. Физминутка.

Карлсон всех зовет на крышу.

Поднимайтесь все неслышно.

Руки в сторону поднять,

На носки нужно встать.

Выше, выше… Опуститесь,

Поклонитесь, улыбнитесь,

Раз – присели, потом – привстали,

На носочках потоптались,

гость моторчик свой завел –

вокруг себя пошел.

Он всегда живёт всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой дом

Живой, весёлый … (Карлсон)

А теперь, прошу, садитесь.

Воспитатель: Отдохнули? (Да)


6. Литературный жанр – сказка.

Воспитатель берёт книгу, читает отрывок сказки.

Воспитатель: Что я вам прочла? (сказку)

Какие бывают сказки? (Сказка бывает написана либо писателем (авторская, либо народом. В сказке происходят чудеса, есть наличие сказочных животных, персонажей (волшебные или о животных). В сказке есть зачин, начало: «Жили - были», «В тридесятом царстве» и т. д., также есть не обычная концовка: «Стали они жить – поживать и добра наживать», «Кто слушал - молодец, тут и сказочки – конец» и т. д.)

Загадка:

Что за зверь лесной встал как столб перед сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы (заяц).

Воспитатель:

Назовите сказки, в которых одним из персонажей является заяц?

(Колобок, Теремок, Рукавичка, Заюшкина избушка и др.)

Каким показан заяц в этих сказках?

(В этих сказках заяц показан слабым, трусливым, пугливым.)

Воспитатель: А сейчас мы для нашего дорогого гостя покажем и расскажем русскую народную сказку. «Заяц хваста», в которой заяц не трусливый, а храбрый.

(дети обыгрывают сказку)



7. Литературный жанр – рассказ.

Воспитатель берёт книгу рассказов К. Д. Ушинского.

Воспитатель: Ребята, за последнее время мы прочитали с вами много произведений таких авторов, как Лев Николаевич Толстой («Косточка», «Котенок», К. Ушинского («Каждой вещи свое место», Воронковой («Маша - растеряша», Н. Носова («Про репку», «Огурцы»). К какому жанру литературы относятся эти произведения? (рассказы)

Что это за жанр литературы? (Рассказ - это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле.)

Воспитатель: Дорогой Карлсон, богата Россия своей природой, красоте которой посвящены многие художественные произведения. Сейчас, мы предлагаем нашему гостю посмотреть и послушать рассказ «Уточки», который написал русский писатель….(показываю портрет)

Кто изображён на портрете? (К. Д. Ушинский)

(Обыгрывание и показ с помощью схемы рассказа К. Д. Ушинского «Уточки»)


Итог НОД:

Создание книги в подарок Карлсону. Самостоятельное художественное оформление страниц книги с помощью разнообразных изобразительных материалов. Дети делятся на четыре группы по видам жанров и оформляют страницу, выбирая любимые произведения и литературных героев.

Воспитатель:

Ребята, разделитесь на 4 команды. Перед вами лежат страницы книги, на которых нужно изобразить своих любимых героев. (Выполняют задание)



Дети с воспитателем дарят книгу Карлсону, на память о России и русской культуре.

Спасибо вам ребята за книгу «Жанры русской литературы», с помощью этой книги я познакомлю своих друзей с русской культурой (прощается и уходит).


Воспитатель:

Дорогие ребята, так как вы знаете многих авторов русской литературы и любите книги, я вручаю вам медали «Лучший библиотекарь».


2 де кабря в честь 135-летия со дня рождения А. Блока в МБОУ СОШ №24 в 10 А классе состоялся литературный вечер «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен» , который провели сотрудники библиотеки-филиала №6 . В классе была организована выставка произведений А. Блока и книг о поэте. На доске разместились иллюстрация — портрет А. Блока кисти Константина Сомова и иллюстрации с портретами семьи А. Блока.

Мероприятие началось под звуки «К Элоизе» Бетховена. Под эту музыку библиотекарь Надежда Владимировна начала свое повествование о жизни и творчестве поэта: «Мы сегодня попытаемся перенестись в Петербург времен Блока, прикоснуться к тому, что создавало творческий мир поэта, его личность…»

Выступающие ребята познакомили присутствующих с семьей А. Блока. Были показаны слайды с изображением членов семьи поэта, усадьбы Шахматово, которой было посвящено стихотворение «Огромный тополь серебристый», прозвучавшее на вечере. Ребята узнали, насколько литературно одарены были женщины в семье Блока, прослушав романс Рахманинова на стихи Екатерины Андреевны Красновой (сестры матери Блока) «Сирень», ставший своеобразным символом музы композитора.

Узнали учащиеся и о первой любви поэта, необычной – К. М. Садовская была старше Александра на 20 с лишним лет, но именно стихи, посвященные ей, Блок считал своими первыми настоящими стихами:

Синеокая, Бог тебя создал такой,
Гений первой любви надо мною…

Ночь на землю сошла. Мы с тобою одни.
Тихо плещется озеро, полное сна…..

Прозвучали стихи, посвященные Прекрасной даме, жене А. Блока, Л. Д. Менделеевой – «Предчувствую тебя», «Незнакомка». Услышали ребята и голос Блока, почувствовали его манеру исполнения; 6 валиков с голосом Блока, записанные в 1920 году в институте живого голоса в Петербурге, дошли до наших дней. Записи далеки от совершенства, но дают почувствовать необыкновенную манеру чтения поэта, так сочетающуюся с его внешним видом. Было отмечено и обращение А. Блока к театру. Прозвучали строки, посвященные талантливой актрисе В. Комиссаржевской, отмечено обращение поэта к драматургии – пьеса «Балаганчик», цикл стихов, посвященный актрисе Н.Н. Волоховой, «Снежная маска»:

Я в дольний мир вошла как в ложу,
Театр взволнованно погас,
И я одна лишь мрак тревожу
Живым огнем крылатых глаз…

Особо были отмечены стихотворения Блока, обращенные к Родине, России. «Этой теме я бесповоротно посвящаю жизнь…». Детьми были зачитаны стихотворения «О, судьбы Родины!», «Опять, как в годы золотые…», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?». Надежда Владимировна зачитала свое любимое стихотворение «Скифы», отметив его созвучие с нашими днями:

Последний раз – опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

Послушали о шутливом и серьезном отношении Блока к судьбе своего наследия:

…. Молчите, проклятые книги,
Я вас не писал никогда…

Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество…

Закончился поэтический вечер романсом «Гори – гори, моя звезда» в исполнении А. Малинина.












  • Разделы сайта