Известные дилеммы. Моральные дилеммы и разработка этической теории по В.А

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы в сайт предлагаем вам сыграть в игру. Она состоит из 11 простых, но одновременно сложных вопросов с мучительным выбором, или, проще говоря, с моральными дилеммами. Смотрите в конце, что значат ваши ответы. Начнем игру!

  • Вас с напарником осудили за ограбление: рассадили по разным камерам и обоим предложили сдать друг друга. Если вы оба промолчите, вам дадут по году тюрьмы. Если оба сдадите друг друга - посадят на два. Но если один сдаст, а другой промолчит, молчащий сядет на 3 года, а сдавшего освободят. Ответ напарника знать вы не можете. Как поступите?
  • У женщины случился выкидыш на позднем сроке. Не смея признаться в этом мужу, при выписке из роддома она в полусумасшедшем состоянии схватила случайного ребенка из комнаты с новорожденными (когда там никого не было) и помчалась домой. По невероятному совпадению этот малыш был не особо желанным в семье алкоголиков. Сейчас он растет в любящей семье и ни в чем не нуждается. Как вы считаете, эта женщина - преступница?
  • Вы музыкант в душе и экономист по профессии. Без музыки вы не представляете жизни, а без профессии не можете зарабатывать. Вы кое-как совмещаете и то, и это, не добиваясь особых успехов ни в одной из областей. Но тут отец находит вам высокооплачиваемую престижную должность. Одновременно ваш друг выбивает выступления на разогреве в турне у вашей любимой группы и утверждает, что это тот самый шанс прославиться, пусть и не оплачиваемый. Выбрать нужно одно. Каков ваш ответ?
  • Ваша подруга выходит замуж. Такой счастливой вы не видели ее никогда! Свадьба уже в разгаре, но тут вы узнаете, что ее новоиспеченный муж ей изменил буквально накануне. Нужно сообщить об этом невесте или нет?
  • Вы начальник береговой охраны. В океане пропал человек. За ним поплыл спасатель и тоже исчез. За ним поплыл еще один спасатель и также пропал. Третьего ждала та же участь. Отправите туда еще подчиненных?
  • Вы работаете в отделе кадров крупной компании и отвечаете за прием новых сотрудников. И вдруг на очередную новую должность приходят 2 соискателя: ваш хороший друг, который не раз выручал вас, и незнакомый парень, причем последний более компетентен и крут в своей профессии. Кого возьмете?
  • Вы любящий родитель. У вас есть 16-летний сын, который однажды возвращаясь из семейного путешествия, попытался провезти через таможню нечто запрещенное. Сотрудники аэропорта тут же задержали ваш общий багаж. Всем ясно, что за такое вашему сыну, хоть он и несовершеннолетний, светит немалый срок. Возьмете вину на себя?
  • Ваш любимый человек бессмертен. Он предлагает вам выпить из источника молодости, чтобы также стать бессмертным. Что вы выберете: жить вечно и при этом всегда переживать смерть близких вам людей либо смертную жизнь наравне с близкими, но старость и неизбежную потерю любимого?
  • Ваш корабль столкнулся с айсбергом. Все пассажиры (100 человек) успешно поместились в 2 спасательных катера, но из-за непогоды и перегруженности стало понятно, что сейчас они оба перевернутся или затонут. Есть два выхода: столкнуть половину людей из катера либо просто молиться и надеяться на 1%-ю вероятность чудесного спасения. Какой выход вы предпочтете?
  • У вас есть шанс спасти 5-летнего мальчика - вытащить его из горящего здания, так как он находится в соседнем с вами помещении. Но при этом вы знаете, что через 30 лет он станет опаснейшим преступником города. Сжалитесь над малышом или будете действовать во благо будущей спокойной жизни?
  • Вы авторитетный врач. В вашем отделении находятся 6 смертельно больных. Пятерым из них требуется пересадка органов. Шестой пациент уже при смерти, более того, скорая его смерть спасла бы тех пятерых, кому нужны органы. Но тут вам в руки попадает лекарство, которое 100 % вылечит шестого больного. Как вы поступите?

Цель: ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нрав­ственно-этического оценивания как базы для анализа мораль­ных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.

Возраст: 11-15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные дисциплины (литера­тура, история, обществознание и др.).

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся.

Материалы: текст моральной дилеммы, список вопросов, задающих схему ориентировочной основы действия нрав­ственно-этического оценивания, для учащихся и учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание «Моральные дилеммы»

Цель: ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.

Возраст: 11-15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные дисциплины (литература, история, обществознание и др.).

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся.

Материалы: текст моральной дилеммы, список вопросов, задающих схему ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания, для учащихся и учителя.

Описание задания: класс делится на группы по три человека, в которых предлагается обсудить поведение героя и аргументировать свою оценку. Далее, объединившись по две группы, ребята обмениваются мнением и обсуждают все аргументы «за» и «против». Затем опять объединяются по две группы до тех пор, пока класс не будет поделён на две большие группы. На этом финальном этапе (с использованием доски) делается презентация аргументов и подведение итогов - какие аргументы более убедительны и почему.

Вариант: проведение дискуссии. Учащимся в группах заранее предлагается встать на позицию поддержки или осуждения героя ситуации и обсуждать свои аргументы.

Для структурирования позиции учащихся предлагается схема ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания для анализа ситуации (А. И. Подольский, О. А. Карабанова, 2000). В схеме представлены вопросы, ответы на которые помогут проанализировать предложенную ситуацию:

1. Что происходит в данной ситуации?

2. Кто участники ситуации?

3. Каковы интересы и цели участников ситуации? Совпадают или противоречат друг другу цели и интересы участников ситуации?

4. Нарушают ли действия участников моральную норму (нормы)? Если да, то какую именно норму? (Назовите норму.)

5. Кто может пострадать от нарушения нормы? (Если нарушаются разные нормы, то кто пострадает при нарушении одной нормы, кто - от нарушения другой?)

6. Кто является нарушителем нормы? (Если нарушается несколько норм, то кто является нарушителем каждой из них?)

7. Как могут поступить участники в сложившейся ситуации? (Укажите несколько вариантов поведения.)

8. Какие последствия может иметь тот или иной поступок (вариант поведения) для участников?

9. Какие чувства (вины, стыда, гордости, сострадания, обиды и т. п.) испытывают действующие лица?

10. Как следовало бы поступить в этой ситуации каждому из её участников? Как поступил бы ты на их месте?

Инструкция: занятие посвящено ситуациям морального выбора. Такие ситуации называются моральными дилеммами. Их особенность состоит в том, что учащимся необходимо сделать выбор в такой ситуации, когда нет ни одного однозначно правильного решения, а есть разные решения, которые учитывают различные интересы. Учитель зачитывает текст и предлагает учащимся ответить на вопросы.

Учителю в том случае, если ответы учеников будут представлены в письменном виде, необходимо обратить внимание на аргументацию поступка (т. е. ответить на вопрос «почему?»). Ответ должен указывать на принцип, лежащий в основе решения. Учитель должен провоцировать учащихся на озвучение различных точек зрения по ситуации с обязательной аргументацией своей позиции, а также акцентировать внимание учащихся на неоднозначности того или иного решения проблемы.

Критерии оценивания:

  • соответствие ответов уровням развития морального сознания;
  • умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
  • анализ аргументации учеников в соответствии с уровнем развития морального сознания.

Представлено 14 ситуаций - моральных дилемм, которые посвящены различным контекстам взаимодействия: 7 - ситуациям взаимодействия «подросток - сверстник» и 6 - ситуациям взаимодействия «подросток - взрослый», ещё одна ситуация является примером...

Примеры заданий

Сверстник»

1. Коля и Петя летом работали в саду - собирали клубнику. Коля хотел на заработанные деньги купить спортивные часы, которые уже давно себе присмотрел. Коля из малообеспеченной семьи, поэтому родители не могут купить ему такие часы. Петя хочет на заработанные деньги усовершенствовать свой компьютер.

Коля значительно уступает Пете в силе и ловкости, да и отдыхает он чаще, поэтому Петя собрал намного больше клубники. Вечером пришёл бригадир, чтобы расплатиться с ребятами за выполненную работу. Пересчитал ящики клубники, собранные обоими ребятами. Отсчитал заработанную ими сумму и спросил, обращаясь к Пете: «Ну что, ребята, поровну платить, или кто-то собрал больше, ему и больше положено?»

Петя видит, что если он скажет, что он собрал больше, то Коле не хватит денег на часы. Петя знает, что Коля мечтал об этих часах и очень расстроится, если не сможет их купить.

Что, по вашему мнению, следует ответить Пете и почему? Каким должно быть справедливое распределение заработанных денег и почему?

  1. Один учащийся случайно ударил одноклассника, который был изгоем в классе. Очевидно, это была последняя капля в чаше терпения изгоя. Он разозлился и сильно избил невольного обидчика. Как можно оценить поступок изгоя и почему?
  2. Юра сломал видеомагнитофон. Когда родители обнаружили это, дома был только младший брат Юры. Родители подумали, что это сделал он, и наказали его. Юра, вернувшись домой и поняв, что произошло, промолчал. Правильно ли поступил старший брат и почему? Что он должен был сделать?
  3. Две подружки-одноклассницы получили разные оценки за контрольную работу («3» и «4»), хотя их работы были совершенно идентичны, при этом они не списывали одна у другой. Есть очень большой риск, что их строгий учитель скорее снизит четвёрку, чем повысит тройку. Тем не менее, подружка, получившая тройку, без ведома другой подходит к учителю с обеими тетрадками. Правильно ли поступает девочка по отношению к своей подруге и почему?
  4. Володя мечтал о настоящем футбольном мяче, но родители отказывались покупать его. Как-то раз он увидел именно такой мяч у своего одноклассника, который не интересовался футболом. У того была обеспеченная семья, и его отец хотел, чтобы сын начал играть в футбол. Однажды после уборки в классе Володя увидел забытый одноклассником мяч, и, так как вокруг никого не было, он не удержался и взял его себе. Правильно ли поступил Володя и почему?
  5. Близкий друг Николая просит его одолжить ему денег. Николай знает, что его друг употребляет наркотики и, скорее всего, потратит деньги на них. На вопрос, зачем ему нужны деньги, друг не отвечает. Николай даёт ему деньги. Правильно ли поступил Николай и почему? Что он должен был сделать?
  6. Заболел учитель, учащиеся решили, что их отпустят с последнего урока (как это не раз бывало). Они собрались уходить, были уже в раздевалке, когда кто-то принёс известие, что будет замена и уходить нельзя. Большая часть класса ушла, а два ученика остались, так как им надо было исправлять отметку по этому предмету. Прогулявшие урок ученики получили двойки. Если бы ушли все, можно было бы подумать, что класс не знал о замене, и наказания не было бы. Правильно ли поступили те ребята, которые остались в классе, и почему?

Дилеммы с контекстом взаимодействия «подросток - взрослый»

8. Учительнице нужно было срочно выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно, списывали. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя (что ответить) и почему?

9. Учитель физики объяснял очень сложную тему. На следующем уроке, прежде чем вызвать кого-либо к доске, он предложил выйти тому, кто хоть как-то разбирается в этой теме. Никто не вышел. Тогда учитель стал вызывать сам. Ему пришлось поставить тринадцать двоек, прежде чем к доске вызвали девушку, которая всё рассказала. Ей поставили пятёрку. После уроков одноклассники набросились на неё и стали ругать за то, что она сразу не вызвалась отвечать у доски и подвела класс. Как должна была поступить девушка в этой ситуации и почему?

  1. Учитель обещал ученику исправить тройку в следующей четверти, если он будет ходить на дополнительные занятия и проработает те темы, за которые он ранее получил плохие оценки. Ученик регулярно посещал дополнительные занятия, поскольку очень хотел получить хорошую отметку. Но в конце четверти учитель заявил, что не может исправить отметку, так как ученик недостаточно хорошо занимался и просто не заслужил четвёрку, а учитель не вправе ставить оценки незаслуженно. Правильно ли поступил учитель и почему?
  2. Девушку-отличницу классная руководительница попросила позаниматься с отстающей одноклассницей. Отличница ходит на подготовительные курсы в институт, и ей некогда. Она хочет отказаться, тем более что одноклассница, с которой ей предстоит заниматься, ей не очень приятна. Как должна поступить отличница и почему?

12. В продуктовом магазине продавец ошибся и дал Пете слишком большую сдачу. Заметив это, Петя не сказал об этом продавцу, а решил купить на эти деньги подарок маме. Правильно ли поступил Петя и почему?

13. Дима получил двойку по алгебре и решает, вырвать ли ему страничку из дневника. Ведь если родители узнают, то они не пустят его на концерт, а ему очень хочется пойти, так как это его самая любимая группа и он так долго ждал этого концерта. Что делать Диме и почему?

14. Известный хоккеист, воспитанный российской хоккейной школой, усовершенствовав своё профессиональное мастерство в российских клубах, подписал выгодный контракт и уехал играть в НХЛ. Скоро он стал одним из наиболее высокооплачиваемых игроков лиги. Он основал в США свой фонд помощи больным американским детям, тем более, что благотворительная деятельность в США позволяет значительно снизить налоги, в России этого нет. Как можно оценить поведение этого спортсмена?


Культура

Вы очень опытный врач, у вас "на руках" пять умирающих пациентов, каждый из которых нуждается в пересадке различных органов, чтобы выжить. К сожалению, в настоящий момент нет ни одного доступного для трансплантации органа.

Так сложилось, что есть еще один, 6 человек, который умирает от смертельного заболевания, и если его не лечить, то он умрет гораздо раньше, чем другие. Если шестой пациент умирает, вы можете использовать его органы для спасения пятерых других.

Тем не менее, в вашем распоряжении находится лекарство, с помощью которого вы можете спасти жизнь шестого пациента. Вы:

Подождете, пока умрет шестой больной, а затем используете его органы для трансплантации;

Спасете жизнь шестого пациента, при этом другие не получат нужных им органов.


© DAPA Images

Если вы выбрали второй вариант, то, зная, что лекарство лишь немного отсрочит дату его смерти, вы бы все равно поступили бы также? Почему?


© Photos.com / Photo Images

Вы стали свидетелем того, как человек ограбил банк, но затем с деньгами он сделал нечто необычное и неожиданное. Он передал их в детский дом, который жил очень плохо, был ветхим и был лишен правильного питания, соответствующего ухода, воды и удобств. Эти деньги принесли большую пользу приюту, и он превратился из бедного в процветающий. Вы:

Позвоните в полицию, хотя они наверняка отберут деньги у детского дома;

Ничего не сделаете, оставив в покое и грабителя, и детский дом.


© vesmil / Getty Images Pro

Ваш лучший друг или подруга собирается по венец. Церемония начнется через один час, однако, накануне прихода на свадьбу вы узнали, что избранник (избранница) вашего друга имел связи на стороне. Если ваш друг свяжет свою жизнь с этим человеком, он вряд ли будет верным, но с другой стороны, если вы сообщите об этом ему, вы расстроите свадьбу. Сможете ли вы сказать о том, что узнали своему другу или нет?


© Thinkstock Images / Photo Images

Вы глава ученического совета и столкнулись с принятием трудного решения в отношении одной из выпускниц. Эта девушка всегда была достойной ученицей. На протяжении всех лет учебы она получала только высокие отметки, у нее много друзей, и идеальное поведение. Тем не менее, ближе к концу учебного года она заболела, и некоторое время не посещала школу. Она пропустила три недели занятий, а когда вернулась, ей сообщили, что по одному из предметов она не дотягивает до того, чтобы на отлично закончить школу. Она была в таком отчаянии, что, найдя в интернете доклад на необходимую тему, выдала его за свой собственный. Ее учитель поймал ее на этом и отправил к вам. Если вы примите решение, что это плагиат, то она не получит высокой отметки, и, следовательно, не сможет претендовать на бюджетное обучение в университете своей мечты. Что бы вы сделали?

Ваш любимый человек бессмертен, потому что он и его семья выпили из источника молодости, ничего не подозревая. Вы очень его любите и знаете, что это ваша судьба. Однако, единственный способ остаться с ним – это тоже выпить из источника молодости. Но, если вы сделаете это, все ваши родные и близкие люди, а также все знакомые будут стареть и, в конце концов, умрут. С другой стороны, если вы не выпьете из источника, вы будете стареть и в конце концов умрете, а человек с которым вы сейчас, больше вас никогда не увидит и будет приговорен к вечному одиночеству. Что бы вы выбрали?


© Nejron

Вы являетесь заключенным концлагеря. Садистский охранник собирается повесить вашего сына, который пытался сбежать, и говорит вам, чтобы вы вытолкнули табуретку у него из-под ног. Он говорит вам, что если вы этого не сделаете, то он убьет и другого вашего сына, который является еще одним невинным заключенным. У вас нет сомнений в том, что он сделает именно так, как говорит. Что вы сделаете?

3. Сын и внучка


© Leung Cho Pan

К вашему огромному ужасу, ваш сын лежит связанным на рельсах, поезд приближается. Так получилось, что у вас есть время воспользоваться переключателем и направить поезд в другую сторону, тем самым вы сможете спасти сына. Тем не менее, в другой стороне лежит связанная внучка, дочь именно этого вашего сына. Ваш сын умоляет вас не убивать его дочь и не трогать переключатель. Как вы поступите?


© Photos.com / Photo Images

Очень злой психологически неуравновешенный мужчина пытался убить вашего сына, когда тот был совсем маленьким, но тогда, убив дядю и тетю ребенка, которые присматривали за ним, он так и не добрался до малыша. После убийства вы бежали в подполье, но теперь обнаружили, что пророчество сбылось, и что часть души убийцы переселилась в вашего ребенка. Для того, чтобы одолеть это зло и победить этого человека, ваш сын должен пойти к нему и позволить себя убить. В противном случае через некоторое время ваш сын, с частью души злодея сам может стать таковым. Сын мужественно принимает свою судьбу и решает пойти к злодею для того, чтобы принести мир. Вы как родитель:

Удержите его, потому что чувствуете, что должны защитить;

Примите его выбор.


© Gpoint Studio

Джим работает в крупной компании, он ответственен за прием на работу сотрудников. Его друг Пол подал заявку на трудоустройство, но есть несколько человек, которые более квалифицированные, чем Пол и обладают более высоким уровнем знаний и навыков. Джим хочет отдать эту позицию Полу, однако, чувствует себя виноватым, потому, что должен быть беспристрастным. Он говорит себе, что в этом суть нравственности. Тем не менее, вскоре он передумал, и решил, что дружба дает моральное право быть пристрастным в некоторых вопросах. Таким образом, он отдает эту должность Полу. Был ли он прав?

В современных условиях хозяйствования ведения бизнеса часто ассоциируется с жесткой поведением предприятий и предпринимателей, постоянным противостоянием конкурентам и другим контрагентам. Часто встречается недобросовестная конкуренция, промышленный шпионаж, неэтичное отношение владельцев предприятия к своим работникам и тому подобное. Этика сама по себе становится неоднозначным понятием. Возникает вопрос о возможности и целесообразности использования деловой этики при принятии хозяйственных решений.

Иногда деловую этику определяют как оксюморон, то есть противоречивой в самом сочетании слов, противоположных по своему значению. К тому же, некоторые ученые считают сомнительным возможность использования деловой этики "в условиях жесткой конкуренции, борьбы за выживание, прессинга со стороны властных структур" . Из-за разного восприятия благ, разные цели и нравственные убеждения каждая сторона может считать правильной именно свою позицию. Однако использование общечеловеческих нравственных ценностей в процессе своей деятельности и при принятии хозяйственных решений способствует установлению положительного имиджа предприятия и надежных успешных связей с контрагентами .

В практике управления широкое распространение получили нормы, запрещающие такие действия мошенничество; вымогательство; подношения подарков должностному лицу; разжигания конфликтов на почве столкновения интересов; уклонение от уплаты налогов; продажу недоброкачественной продукции; раскрытие секретов предприятия; незаконное использование информации, полученной у лица, доверяет тому, кто принимает хозяйственное решение, и др. . Однако эти нормы не всегда выполняются на практике, особенно тогда, когда лицо знает, что не понесет ответственности за принятые хозяйственные решения.

Причинами неэтичной деятельности могут быть конкурентная борьба; желание иметь большие прибыли; неумелое стимулирования руководителей за этическое поведение; уменьшение значения этики в обществе; желание достичь цели и выполнить миссию предприятия любой ценой; неэтичное поведение партнеров (смежников, учредителей, поставщиков и т.п.); возникновения конфликтных, стрессовых и других подобных явлений на предприятии; неудачный подбор и неумелое применение стилей руководства на предприятии; слишком сложная система разработки и принятия решений на предприятии . Принятие неэтичных решений, на самом деле, может привести к получению прибыли и достижению поставленных целей быстрее или с меньшими затратами, чем при принятии этических решений. Однако неэтичное поведение со временем приведет к недоверию к такому предприятию и потери им партнеров и возможных доходов в будущем.

Каждый человек, принимающий хозяйственные решения, в процессе своей работы рано или поздно встречается с ситуациями, в которых нет однозначно правильного решения - так называемыми этическими дилеммами. В таких ситуациях возникает противоречие между интересами и ценностями различных лиц, не всегда может быть решена с помощью этических принципов.

Примером этической дилеммы может быть такая ситуация, в которой лицу необходимо принять решение, выбранное из двух альтернатив, каждая из которых может быть "" правильной ". Например, существует предприятие, в котором один из топ-менеджеров отвечает за работу отдельных работников и принимает решение о найме или увольнении их с работы в соответствии с их производительности и результатов работы. На предприятии работает женщина, которая, так же как и другие работники, занимается продажей продукта предприятия. она была успешным менеджером по продажам, ее уважали клиенты, часто именно она была тем работником, который мог перевыполнить план и увеличить объемы сбыта и прибыль всего предприятия. Недавно дочь этой женщины заболел, время болезни является неопределенным, поэтому предсказать ее продолжительность и выздоровление невозможно. Из-за тяжелой болезни дочери результаты деятельности женщины стали неудовлетворительными, что повлияло на общую результативность предприятия. Руководство предприятия предупредило топ-менеджера, неудовлетворительная производительность его подразделения и подчиненных непосредственно скажется на его карьере и компенсации за проведенную работу. Перед топ-менеджером стоит необходимость принять решение. Альтернативы для этого решения являются. Первая альтернатива состоит в том, чтобы освободить женщину от занимаемой должности и нанять другого работника, который сможет выполнять обязанности в соответствии с поставленными планами. Вторая альтернатива состоит в том, чтобы оставить женщину в должности и убедить других работников выполнять ее часть работы для обеспечения выполнения плана всего предприятия, пока женщина сама сможет выполнять свои обязанности должным образом (то есть после выздоровления ее дочери через неопределенный период времени). Это решение оказалось этической дилеммой для топ-менеджера, поскольку обе альтернативы можно определить как "правильные" и "этические". С одной стороны, освобождение женщины означать наказание ее за неумышленные действия и обстоятельства, не под ее контролем. Кроме того, успешная работа женщины в течение всего времени в прошлом, ее надежность и производительность может служить поводом для проявления некоторой лояльности со стороны руководства по отношению к ней. С другой стороны, если женщина останется на рабочем месте, ее сотрудникам придется работать больше и выполнять чужие обязанности в течение неопределенного времени без соответствующей компенсации. Такое перераспределение обязанностей является несправедливым для других рабочих . Любое решение, которое примет топ-менеджер, окажется, с одной стороны, этическим по отношению или к женщине, или к ее сотрудников, а с другой стороны, затронет некоторые интересы или сотрудников, или женщины (в соответствии с тем, какое решение будет принято).

Итак, этическая дилемма представляет собой ситуацию, при которой решения, принимается, увеличивает благосостояние одного человека и одновременно уменьшает благосостояние другого лица. Причем под лицом можно понимать любого человека, группу людей, организацию. В зависимости от количества лиц, на которых влияет на решение, выделяют простую (два человека) или сложную (три и более человек или две и больше проблемам) этическую дилемму .

В выделены также несколько типов этических дилемм (табл. 6.3.).

Таблица 6.3

Типы этических дилемм

Тип дилеммы

сущность

Возможный путь решения

распределительный конфликт

Предприятие распределяет положительное или отрицательное благо между двумя или большим количеством контрагентов. Например, предприятие решает, в каком регионе разместить вредное производство, кого из сотрудников уволить в связи с сокращением штатов, с кем из поставщиков заключить контракт и тому подобное. Особенность данной ситуации заключается в том, что самому предприятию безразлично, кого из контрагентов коснется данное решение (например, оба претендента на заключение контракта или на освобождение одинаково ценны для предприятия)

Дилемма легко решается, если благо может быть разделен: в этом случае этическим вариантом решения является предоставление блага всем претендентам в равной части или пропорционально некоторым заслугам. Решение дилеммы становится тяжелым, если благо не может быть разделен

Конфликт двух разнородных контрактов

Лицо, принимающее решение, становится перед необходимостью совершения действия, которое ведет к соблюдению условий контракта с одной из заинтересованных сторон и к нарушению условий второго контракта с другой из заинтересованных сторон. Примером данной ситуации является проблема сообщение коллеги о предстоящем увольнении и т.д.

Ситуация решается достаточно легко с использованием идеи перераспределения - управленец должен выполнить контракт, который предоставляет большую ценность и затем использовать эту ценность для компенсации потерь контрагента, контракт с которым был нарушен

Высокозатратных применения этической нормы

Предприятие в соответствии с универсальной рыночной этики приносит чрезмерно большие потери одной из заинтересованных сторон. Например, согласно этическому решению дилеммы "расторжение контракта" предприятие имеет моральное право уволить работника при сокращении рыночного спроса или снижении производительности его труда, но при этом может оказаться, что жизнь или здоровье работника полностью зависит от сохранения этого рабочего места. Другим примером такой ситуации является забастовка авиадиспетчеров, который направлен на повышение заработной платы, но приводит к опоздания или отмены рейсов множества авиакомпаний и, как следствие, к нарушению личных и деловых планов десятков тысяч пассажиров

Применение готовых выводов и рекомендаций нормативной этики бизнеса на основе анализа стандартных экономических дилемм невозможно в данном случае. Лицо, принимающее решение, должен самостоятельно применить принципы нормативной этики для анализа конкретной сложной этической дилеммы, с которой она столкнулась

Любой путь решения этической дилеммы нельзя считать однозначно правильным. Часто при принятии определенного решения ответственная за это лицо вынуждено определить приоритеты: собственные моральные убеждения, требования общества или нормативы профессиональной этики и требования руководства. Часто встречаются случаи, когда правильность того или иного решения не € четко выписанной в каких профессиональных стандартах, и тогда лицо должно действовать по своему усмотрению .

Таким образом, этика играет значительную роль в деятельности предприятия и отдельных работников, ее принципы могут использоваться при принятии хозяйственных решений. Соблюдение принципов деловой этики при принятии решений помогает предприятию улучшить отношения с работниками и внешними контрагентами. Иногда возникают ситуации, которые не имеют однозначно правильного решения, поскольку затрагивают ценности и интересы различных лиц и приводят к потерям при выборе любой альтернативы их решения. Такие ситуации называются этическими дилеммами, и их решения часто зависит от лица, должен принять решение.

Высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Факультет социологии

Кафедра социальной работы

Тема: Этическая дилемма в практике социальной работы.

Выполнила:

Шитова Л.А.

Студентка 2 курса д. о.гр.1012

Научный руководитель:

Чуканова Т.В.

К.с.н., доцент кафедры

социальной работы

__________________________

(подпись)

Оценка___________________

Барнаул 2013

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Место и роль этической дилеммы в деятельности социального работника……………………………….........................................................4

1.1.Понятие морально-этической дилеммы в социальной работе…………4

1.2.Основные виды этических дилемм в социальной работе……………..9

Глава 2. Способы решения этических дилемм …………………………….14

2.1. Принципы социальной работы как механизм решения этических дилемм………………………………………………………………………..14

2.2. Пути преодоления психологических проблем специалистом по социальной работе при решении этических дилемм………………………22

Заключение…………………………………………………………………….27

Список используемой литературы………………………………………….28

Введение

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо решать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жёстких моральных принципов и норм.

Специалисты по социальной работы призваны помогать людям, находящиеся в трудной жизненной ситуации, но когда специалист столкнулся с этической дилеммой в процессе своей деятельности, то качество его услуг может снизиться или даже навредить клиенту, чего никак нельзя допускать, поэтому важно изучать такие этические категории социальной работы как дилемма.

Эффективность социальной работы во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных качеств. Однако профессиональная ответственность специалиста определяется не им самим, а ценностями и этическими принципами, принятыми, профессиональными организациями - Ассоциациями социальных работников. Ценности и этические принципы социальной работы отражены в этическом кодексе профессии, который служит не только ориентиром практической деятельности, но в сложной ситуации морально-этического выбора или противоречия.

Глава 1.Понятие и роль этической дилеммы в деятельности социального работника.

В процессе своей деятельности специалист по социально работе вынужден встречаться и работать с разными людьми, их проблемами и индивидуальными ситуациями. Каждый человек, живущий в обществе обычно придерживается определенных норм, привитых ему обществом и социальными институтами в процессе социализации. Однако каждый индивид имеет разные представления о морали и этике, их границах и проявлениях. Ввиду этого работники социальной сферы, в процессе профессиональной коммуникации с различными категориями людей могут сталкиваться с проблемами профессионального характера. К таким проблемам можно отнести и морально-этические проблемы социальной работы.

Когда мы говорим "в жизни есть дилемма", то имеется в виду ситуация, когда человек оказывается перед необходимым выбором между двумя одинаковыми возможностями.

Дилемма - 1). Сочетание суждений, умозаключений с двумя

противоположными положениями, исключающими возможность третьего. 2). Положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен .

Другими словами дилеммой называется положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей иногда равноценных, одинаково затруднителен.

Национальная психологическая энциклопедия дает такое определение этической дилеммы:

Этическая дилемма - проблема выбора человеком между двумя, в равной степени возможными способами социального поведения. Предпочтение любого из них ведет к нарушению человеком каких-либо моральных или этических норм.

Этическая дилемма представляет собой ситуацию морального выбора, когда при реализации одной нравственной ценности разрушается другая, не менее важная. С такими проблемами сталкиваются такие специалисты социальной сферы, как врачи, журналисты, педагоги и конечно социальные работники.

Этические дилеммы, которые возникают в социальной работе, отличаются от тех дилемм, которые существуют вне профессиональной деятельности. Характер этической дилеммы может зависеть от социальных, культурных, политических условий той страны, в которой осуществляется социальная работа.

В своей книге «Запретный плот» П.Куртц выделяет следующие черты, состовляющие этическую дилемму:

Во-первых, моральная дилемма представляет собой некоторую проблему или вопрос, который должен быть решен. Она может быть чревата конфликтами между ценностями, нормами, правилами или принципами. В ситуации этической дилеммы мы можем столкнуться с некоторой трудностью или препятствием, наше поведение может быть поставлено под вопрос окружающими, которые не согласны с нашим образом действия или понимания истинного и ложного. Во-вторых, этическая дилемма вовлекает в себя и саму размышляющую личность, испытывающую потребность совершить выбор или ряд актов выбора. Но это и предполагает, что мы можем выбирать, что мы обладаем некоторой степенью свободы делать именно так или иначе. Третьей чертой этической дилеммы является возможность рассмотрения альтернативных способов действия. Если у нас нет однозначного выбора, и мы поставлены перед лицом только одной возможности, то понятие выбора не имеет смысла. Такие безвыходные ситуации случаются в реальной жизни, например, когда личность сидит в тюрьме и лишена всякой свободы передвижения, или когда личность умирает и ее смерть не может быть предотвращена. Этическая дилемма должна иметь два или более возможных путей решения. Эти альтернативы могут возникать благодаря социальным или естественным обстоятельствам или являться результатом творческой изобретательности этического исследователя, т.е. субъекта моральной дилеммы. В-четвертых, при грамотном и зрелом подходе к этической дилемме мы всегда в состоянии рефлексивно определить и оценить альтернативные способы действия. Это свидетельствует о наличии специфического рода когнитивного процесса этического вопрошания, размышления, исследования. Пятая составляющая этической дилеммы заключается в том, что наш выбор воздействует на действительность и, таким образом, имеет определенные последствия. В-шестых, в той степени, в какой действие следует из выбора, который личность совершила сознательно (неважно, сопровождался ли он размышлением или нет), а также в зависимости от того, какие последствия в свою очередь вытекают из этого действия, индивид может нести ответственность за свои поступки. Это значит, что мы можем похвалить его, если одобряем его действия, или возложить на него вину, если не одобряем. Здесь возникает феномен ответственности

На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе такие, например, абстрактные ценности, как самоопределение или суверенность личности клиента не только трудно, но подчас и опасно, если они вызывают у социального работника ложное чувство самоуспокоенности, в то время как клиент не в состоянии адекватно их реализовать.

Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Например, многие национальные этические кодексы и уставы социальной работы требуют от социальных работников не участвовать в действиях, нарушающих или уменьшающих гражданские или юридические права клиентов. В то же время они должны соблюдать свои обязательства перед организацией-работодателем. Совершенно реальна ситуация, когда эти два принципа вступают в противоречие друг с другом, если политика учреждения, которому переданы права, приводит к нарушению гражданских прав клиентов, например, в силу финансовых интересов или корысти в случае "распределения" гуманитарной помощи.

Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация социальных работников должна поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. Тем не менее, можно выделить группу этических дилемм, которые рано или поздно возникают в практической социальной работе в любом обществе и к преодолению которых в силу предупреждающей ответственности следует быть подготовленными.

Итак, можно сделать вывод, что моральная дилемма представляет собой некоторую проблему или вопрос, который должен быть решен. Она может быть чревата конфликтами между ценностями, нормами, правилами или принципами, с ними сталкивается каждый специалист по социальной работе. Проблемные области и этические дилеммы не всегда общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении.