Словарь. Что такое Обобщение? Значение и толкование слова obobschenie, определение термина Определение обобщенного

По ходу процесса мышления имеют место четыре операции. К ним, в частности, относят деление, определение, ограничение и обобщение понятий. У каждой операции свои особенности и закономерности течения. Что такое обобщение? Чем отличается этот процесс от прочих?

Определение

Обобщение - это Посредством нее при исключении видового признака получается в результате иное определение, обладающее более широким объемом, но существенно меньшим содержанием. Усложненно можно сказать, что обобщение - это форма приращения знания посредством мысленного перехода к общему от частного в определенной модели мира. Это, как правило, соответствует переходу на более высокий уровень абстракции. Результатом рассматриваемой логической операции будет являться гипероним.

Общая информация

Проще говоря, обобщение - это переход от видовых понятий к родовому. Например, если взять определение "хвойный лес". Посредством обобщения в результате получается "лес". У полученного понятия уже есть содержание, но объем при этом значительно шире. Содержание стало меньше в связи с тем, что было убрано слово "хвойный" - видовой признак. Следует сказать, что исходное понятие может быть не только общим, но и единичным. Например, Париж. считается единичным. При совершении перехода к определению "европейская столица", далее будет "столица", затем "город". Данной логической операции можно повергнуть различные определения. Например, провести обобщение опыта работы. В этом случае посредством перехода от частного к общему происходит осмысление деятельности. Обобщение опыта применяется зачастую тогда, когда имеется большое скопление методического и прочего материала. Так, исключая постепенно характерные признаки, которые присущи предмету, происходит движение в сторону наибольшего расширения понятийного объема. В итоге содержание жертвуется в пользу абстракции.

Особенности

Мы рассмотрели такое понятие, как обобщение. Целью его является максимальное отстранение исходного определения от свойственных ему признаков. Желательно при этом, чтобы процесс происходил как можно постепеннее, то есть переход должен происходить в сторону самого близкого вида, обладающего наиболее широким содержанием. Обобщение - это не безграничное определение. В качестве его предела выступает определенная общая категория. Это понятие, обладающее предельной широтой объема. К таким категориям относят философские определения: "материя", "бытие", "сознание", "идея", "движение", "свойство" и прочие. В связи с тем что указанные понятия не имеют родовой принадлежности, обобщение их не представляется возможным.

Обобщение в качестве задачи для искусственного интеллекта

Формулирование задачи было осуществлено Розенблаттом. В процессе эксперимента по "чистому обобщению" от перцептрона или модели мозга необходимо было перейти на один стимул от избирательной реакции к стимулу, подобному ему, но не активизирующему ни одного из прежних сенсорных окончаний. Более слабым видом задачи может, например, являться требование о распространении реакции системы на компоненты категории аналогичных стимулов, которые не обязательно отделены от показанного ранее (либо воспринятого на ощупь или услышанного прежде) стимула. В данном случае есть возможность исследовать спонтанное обобщение. При этом процессе критерии аналогии не навязываются экспериментатором или не вводятся извне. Также можно изучить и принудительное обобщение, при котором исследователь "обучает" систему понятиям подобия.

Ограничение

Данная логическая операция является противоположной обобщению. И если второй процесс представляет собой постепенное отстранение от признаков, свойственных конкретному предмету, то ограничение, наоборот, призвано обогатить комплекс характеристик. Данная логическая операция предусматривает уменьшение объема на основании расширения содержания. Ограничение завершается в тот момент, когда появляется единичное понятие. Это определение характеризуется наиболее полным объемом и содержанием, где предполагается только один предмет (объект).

Выводы

Рассмотренные операции обобщения и ограничения представляют собой процессы абстракции и конкретизации в границах от единичного определения до философских категорий. Данные процессы способствуют развитию мышления, познанию объектов и явлений, их взаимодействий.

Благодаря использованию обобщений и ограничений понятий, мыслительный процесс протекает более ясно, последовательно и четко. Вместе с этим не следует путать рассматриваемые логические операции с выделением части из целого и рассмотрением полученной части отдельно. К примеру, автомобильный двигатель включает в себя несколько деталей (стартер, воздушный фильтр, карбюратор и прочие). Эти элементы, в свою очередь, состоят из других, более мелких, и так далее. В данном примере понятие, которое следует далее, не является видом предыдущего, а только его составным элементом. В процессе обобщения отбрасываются характерные признаки. Вместе с уменьшением содержания (ввиду устранения признаков) увеличивается объем (поскольку определение становится более общим). В процессе ограничения же, наоборот, родовое понятие прибавляет новые и новые видовые характеристики и признаки. В связи с этим уменьшается объем самого определения (так как становится более конкретным), а содержание, наоборот, увеличивается (за счет добавления характеристик).

Примеры

В учебном процессе обобщения применяются практически во всех случаях, когда определения даются через видовое или родовое отличие. Например: "Натрий" - химический элемент. Или можно использовать ближайший род: "Натрий" - металл. Еще один пример обобщения:


А вот пример ограничения в русском языке:

  1. Предложение.
  2. Простое предложение.
  3. Простое
  4. Простое односоставное предложение со сказуемым.

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Обобщение
ОБОБЩЕНИЕ - мысленное соединение сходных признаков нескольких предметов в одном понятии об этих предметах. Например, буквы и цифры обобщаются в понятие *знак*. Обобщаются те сходные признаки отдельных предметов, которые выделяются в процессе их анализа, сравнения и абстрагирования. - это и переход от более частного понятия к более общему, от мысли об общем к мыслям о более общем. происходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному объекту или явлению, а к их множеству. Выделяют эмпирическое и теоретическое обобщение. Функция эмпиричности обобщения состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. Функция теоретического обобщения состоит в восхождении от абстрактного к конкретному, в выделении существенных внутренних связей объекта, определяющих этот объект как целостную систему. В процессе усвоения учащимися нового понятия важное значение имеет рассмотрение и в особенности самостоятельное подыскивание соответствующих примеров.

Список случайных тегов:
,
Халл Кларк Леонард - Халл Кларк Леонард (24.05.1884 – 1952) — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор „гипотетико–дедуктивной“ концепции поведения. Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. Исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма „промежуточных переменных“, в качестве которых предлагал рассматривать потребность, потенциал реакции, силу навыка, цель.
,
Галлюцинация - Галлюцинация — восприятие реально отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятия. Возникает, как правило, при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях, а также во время длительной сенсорной изоляции.
,
Чувство неполноценности - ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - устойчивая форма переживания человеком своей реальной или воображаемой ущербности, формируемое, когда человек замечает тот или иной свой недостаток. Чувство неполноценности, зарождающееся у ребенка вследствие осознания им своей биологической или иной неполноценности и заставляющее его выработать собственный стиль жизни, который может позволить ему развить способности и получить превосходство над другими. Чувство неполноценности вызывается как органическими-морфологическими и функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций и др., так и субъективными факторами; оценкой природной слабости, трудностями в социальных отношениях и др. Чувство неполноценности - не пассивное состояние, оно может являться стимулом психического развития индивида, если он будет стремиться преодолеть неполноценность. В этом случае, чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству.

1) Обобщение - (лат. generalisatio) - мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. образуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на основе анализа соответствующих языковых выражений, определений, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия "механическая форма движения материи" к понятию " форма движения материи", от суждения "Киты - млекопитающие" к суждению "Киты - позвоночные", от вопроса "Разрешима ли данная проблема в данном случае?" к вопросу "Разрешима ли данная проблема в общем случае?", от юридической нормы "кража запрещена" к норме "хищение запрещено". Под синтетическими (или индуктивными) понимаются О., связанные с изучением опытных данных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от понятия "прямоугольный треугольник" к понятию "треугольник"). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Большую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирования художественных образов.

2) Обобщение - - выделение у ряда вещей общих свойств и отношений между ними (вещами и свойствами).

3) Обобщение - заключение от частного к общему. Обобщение – это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах. При научном исследовании обобщение очень плодотворно: оно позволяет перейти от наблюдения нескольких частных случаев к гипотезе о всеобщем законе. Однако следует остерегаться слишком поспешных обобщений: обобщение должно быть проверено приложением как можно к большему числу частных случаев.

4) Обобщение - - прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

5) Обобщение - Мысленный переход от отдельных фактов, событий к их совокупностям (классам), от одной мысли к другой - более общей.

6) Обобщение - - формулирование выводов, закономерностей и законов из фактов, анализов событий и явлений.

7) Обобщение - (от лат. generalisatio) мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (и н д у к тивное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Производя соответствующие отвлечения, переходят от, допустим, геометрии Евклида к геометрии Лобачевского, а это означает, что обобщать можно как суждения, так и научные теории. Вырисовывается даже такая схема как результат процесса обобщения: единичное понятие - обобщенное понятие - суждение - закон науки - теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности. Противоположность обобщения - ограничение.

8) Обобщение - - логический процесс перехода от единичного к общему. от менее общего к более общему знанию (напр., переход от понятия “теплота” к понятию “ энергия ”, от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского), а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. В формальной, логике под О. понятия понимают переход от видового к родовому понятию. При этом содержание - родового понятия оказывается уже, т. к. из него исключаются видовые признаки (Объем и содержание понятия). Так, при переходе от понятия “дуб” к понятию “ дерево ” отбрасываются признаки, специфические для дуба. Противоположным О. процессом является ограничение.

Обобщение

(лат. generalisatio) - мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. образуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на основе анализа соответствующих языковых выражений, определений, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия "механическая форма движения материи" к понятию " форма движения материи", от суждения "Киты - млекопитающие" к суждению "Киты - позвоночные", от вопроса "Разрешима ли данная проблема в данном случае?" к вопросу "Разрешима ли данная проблема в общем случае?", от юридической нормы "кража запрещена" к норме "хищение запрещено". Под синтетическими (или индуктивными) понимаются О., связанные с изучением опытных данных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от понятия "прямоугольный треугольник" к понятию "треугольник"). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Большую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирования художественных образов.

Выделение у ряда вещей общих свойств и отношений между ними (вещами и свойствами).

заключение от частного к общему. Обобщение – это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах. При научном исследовании обобщение очень плодотворно: оно позволяет перейти от наблюдения нескольких частных случаев к гипотезе о всеобщем законе. Однако следует остерегаться слишком поспешных обобщений: обобщение должно быть проверено приложением как можно к большему числу частных случаев.

Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Мысленный переход от отдельных фактов, событий к их совокупностям (классам), от одной мысли к другой - более общей.

Формулирование выводов, закономерностей и законов из фактов, анализов событий и явлений.

(от лат. generalisatio) мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (и н д у к тивное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Производя соответствующие отвлечения, переходят от, допустим, геометрии Евклида к геометрии Лобачевского, а это означает, что обобщать можно как суждения, так и научные теории. Вырисовывается даже такая схема как результат процесса обобщения: единичное понятие - обобщенное понятие - суждение - закон науки - теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности. Противоположность обобщения - ограничение.

Логический процесс перехода от единичного к общему. от менее общего к более общему знанию (напр., переход от понятия “теплота” к понятию “ энергия ”, от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского), а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. В формальной, логике под О. понятия понимают переход от видового к родовому понятию. При этом содержание - родового понятия оказывается уже, т. к. из него исключаются видовые признаки (Объем и содержание понятия). Так, при переходе от понятия “дуб” к понятию “ дерево ” отбрасываются признаки, специфические для дуба. Противоположным О. процессом является ограничение.

Обобщение(лат. generalisatio) - мыслительная операция, пе­реход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суж­дении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситу­аций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с пос­ледующим образованием множеств, соответствующих этим свой­ствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. обра­зуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на ос­нове анализа соответствующих языковых выражений, определе­ний, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия «механическая форма движения материи» к понятию «форма движения материи», от суждения «Киты - млекопитающие» к суждению «Киты - позвоночные», от вопроса «Разрешима ли данная проблема в данном случае?» к вопросу «Разрешима ли данная проблема в общем случае?», от юридической нормы «кража запрещена» к норме «хищение запрещено». Под синтетическими (или индук­тивными) понимаются О., связанные с изучением опытных дан­ных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от поня­тия «прямоугольный треугольник» к понятию «треугольник»). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Боль- шую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирова­ния художественных образов.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(лат. generalisatio) - мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то...

Философский словарь

заключение от частного к общему. – это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах. При научном...

Психологический словарь

Познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия - , проявляясь как константность восприятия - . На уровне человеческого мышления - обобщение...

Психологическая энциклопедия

(англ. generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненной в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку...