Предметная среда. Создание предметно-развивающей среды в кабинете Что такое предметная среда учебной дисциплины

Развивающая предметная среда.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

По мнению С.Л.Новоселовой, грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, рутины, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Исходное требование к предметной среде, выдвигаемое автором, – ее развивающий характер. Она должна объективно создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям его психического и физического развития, обеспечивать зону ближайшего развития. Не вызывает сомнения, что правильно организованная предметная среда выступает мощным стимулом развития ребенка.

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Ребенок в детском саду должен получать возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось.

Большую часть групповых комнат в детском саду занимает оборудование для игр и конструирования. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки мелкого и среднего размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. Для игр в магазин, поликлинику, железную дорогу подобраны тематические коллекции игрушек, воспитатели приготовили необходимые атрибуты.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах есть крупногабаритные каталки, качалки, машины. Которые помогают тренировать мышцы и вестибулярный аппарат. Особенно много таких предметов в младших группах.

В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранится множество различных настольно-печатных игр, мозаик, кубиков, дидактических игрушек. Они дают возможность воспитателю решать определенные педагогические задачи через игру.

Для организации активной поисково-практической, познавательной деятельности детей разного возраста в группах созданы центры сенсорики, в которых находятся материалы для развития осязания, восприятия окружающего через обоняние, восприятия на слух, тактильных ощущений; специальный центр «Песок - вода».

Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы. "Экологическое пространство" - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными "экологическими пространствами" как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.

Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

В качестве структурных компонентов «экологического пространства» можно выделить следующие: комнатные растения, объекты животного мира, лабораторный материал для экспериментирования, простейшие приборы и приспособления, календарь природы, разнообразные макеты, коллекционные материалы, дидактические материалы и игры.

Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок - витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делает выгонку веток.

На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат создают различные породы деревьев, обладающие разными качествами. На групповых участках растут - одиночные или группами - березы, сосны, ели, липы. Высокие кустарники создают нижний защитный ярус. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории, кроме подъездных путей и дорожек. Он создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле - именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет; кроме того, зелень перед глазами детей успокаивает их нервную систему.

На территории дошкольного учреждения созданы самые различные "экологические пространства", которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей: «Хвойный бор» , «Полянка первоцветов», «Зеленый класс», «Фруктовый сад», «Огород», «Уголок нетронутой природы», «Экологическая тропа», «Цветочный мир» (цветники, бордюры, клумбы, газоны).

Итак, для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая предметная среда.


Эргономика рассматривает систему "человек - машина - среда" как совокупность следующих компонентов: человек-оператор (группа операторов); машины (технические средства, орудия труда); среда (внешние условия труда). Педагогическая эргономика в образовательной системе тоже выделяет подобные составляющие: учитель (учителя); ученик (ученики); средства обучения (технические средства обучения, лабораторное оборудование, действующие модели и др.); учебная среда (классы). Некоторые исследователи выделяют в образовательной системе такой компонент как информационно-предметная среда.

Информационно-предметная среда - рационально организованное учебное пространство, которое дает возможность учителю эффективно учить, а ученику - продуктивно усваивать знания, умения, навыки.

Такое среда формируют взаимосвязанные информационная и предметная части. Информационная среда - это совокупность способов использования человеческих знаний. Они дают возможность хранить, упорядочивать, накапливать, передавать и воспроизводить научно-учебную, воспитательную и методическую информацию. Предметная среда - это совокупность материальных средств, с помощью которых осуществляется учебный процесс, то есть помещение, оснащенное различными видами учебного оборудования и приспособлено к деятельности учителя и учащихся.

Информационно-предметная среда современной школы должен быть гибким, чтобы можно было перестроить учебный процесс в соответствии с требованиями времени. Кроме того, оно обязательно должно содержать основы для построения школы будущего. Информационно-предметная среда учебного заведения должно стать средой партнерства, сотрудничества между учителем и учеником, а также способствовать выбору разнообразных форм занятий, комфортных режимов труда и отдыха, сохранению и укреплению физического и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса.

Педагогическая эргономика выделяет следующие элементы информационно-предметной среды школьного кабинета:

Правила поведения в учебном пространстве, обеспечивающих личную и общественную безопасность;

Средства обучения (учебники, учебные пособия, наглядные средства, дидактические материалы), а также способы их хранения и размещения (специализированная мебель);

Учебное оборудование (технические средства обучения, лабораторное оборудование, мебель);

Постоянные и сменные экспозиции учебного кабинета.

Существует комплекс эргономических требований к содержания информационно-предметной среды школьного учебного кабинета: педагогические, психологические, организационные, информационные, требования соответствия специфике учебного предмета, возрастным и индивидуальным особенностям; эстетические. К ним относятся правила и указания, которые должны максимально обеспечить реализацию цели учебно-воспитательного процесса - формирование знаний, умений и навыков, развитие личности с учетом антропометрических, физиологических, психологических особенностей школьников.

Каждый элемент информационно-предметной среды должен быть не только источником информации, но и инструментом, что способствует формированию общеобразовательных знаний, умений, навыков, развития личности ученика, является основой его самосовершенствования. Кроме того, средства обучения должны активизировать внимание учащихся, вызвать интерес, восхищение, воздействовать на них эмоционально. Следовательно, педагогические требования занимают важное место в системе требований к информационно-предметной среды учебного пространства.

Группа требований касается обеспечения психологически комфортных отношений между участниками образовательного процесса, достаточных информационных, зрительных и слуховых связей во взаимодействии учащихся с учебным средой.

Источником комфорта в учебной деятельности является уровень отношений и взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Общение между учителем и учениками должно основываться на гуманных и высоконравственных принципах сотрудничества, сотворчества и соподчинения. Только при таких условиях можно воспитать человека, способного мыслить глобально, принимать взвешенные решения, воплощать их в жизнь и нести моральную ответственность за их последствия.

Организационные требования обеспечивают надлежащий порядок работы в информационно-предметном учебном среде. Они охватывают внутренние правила поведения и основываются на особенностях организации учебной деятельности. Каждое средство обучения должен иметь четко определенное место, соответствующее функциональное назначение, быть легкодоступным в любой момент урока, снабженным методическими указаниями по применению.

Разнообразие источников информации вызывает у младших школьников трудности в ориентировании. Содержание информации, что несет определенный элемент информационно-предметной среды, должна сосредотачивать внимание учеников, занимать ведущее место в учебной деятельности, предотвращать отвлечению на другие дидактические средства. Для этого с информационного поля учеников забирают лишнюю информацию, поскольку средства, которые не несут дидактического нагрузки в определенное время, не должны находиться в поле зрения школьников.

Информационно-предметная среда должна соответствовать специфике учебного предмета (естественно-научного или гуманитарного цикла). Учитывают не только особенности учебной дисциплины, но и психологическую позицию школьников по отношению к ней. Например, уместно такое оформление информационно-предметной среды в кабинетах гуманитарного цикла, что способствует спокойствию и уверенности в себе. Изучение точных дисциплин требует сосредоточенности внимания, поэтому дизайн кабинетов делают конкретным, выразительным и четким. Соответственно оформляют учебные помещения, предназначенные для занятий с нескольких смежных или разнородных учебных дисциплин.

информационно-предметную учебную среду адаптируют возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их подготовки. При этом учитываются антропометрические и психофизиологические характеристики школьников. Особенно это касается учеников начальной школы, в которых они с возрастом быстро меняются.

Для комфортности информационно-предметной среды большое значение имеет эстетическое наполнение - художественное оформление (живопись, скульптуры, мозаики, витражи и тому подобное), оптимальное цветовое решение экспозиций, учебного оборудования, мебели и всего интерьера, удобство и надежность в работе со средствами обучения, оптимальное распределение яркости в поле восприятия зрительной информации, использование музыкального сопровождения учебно-трудовых процессов и тому подобное.

Школьный возраст - это период всестороннего духовного развития ребенка, повышенной чувствительности к красоте. Дети ранимы и эмоционально чувствительны. Они воспринимают прежде всего те свойства объектов, которые имеют на них эмоциональное воздействие, вызывают восхищение. Поэтому оформление информационно-предметной среды в начальной школе следует сделать наглядным и ярким. Итак, современное оформление школьных интерьеров должно способствовать эстетическому воспитанию детей, развивать их воображение, индивидуальные вкусы, пробуждать творческую активность.

Следует отметить, что предметная среда в нашей группе имеет характер открытой системы, способной к корректировке и развитию. Это говорит о том, что среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, мы пополняем и обновляем, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста

Возраст 3-4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка во второй младшей группе должна быть прежде всего комфортной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предполагают стабильность в этом отношении. Мы стараемся часто не переставлять оборудование в группе, предварительно спланировав обстановку в помещении до прихода детей. Дети второй младшей группы еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, а не вместе.

Каждая образовательная область направлена на развитие детской деятельности:

Игровой;

Двигательной;

Познавательно-исследовательской

– продуктивной (конструктивной);

Коммуникативной;

Трудовой;

Восприятие художественной литературы

Художественное творчество

Исходя из этого, организуя пространственно-развивающую среду, мы интегрируем в ней все виды деятельности.

Предметно-развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

У наших детей активно развивается двигательная активность: ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движение еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды учитывает для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения.

Для игры детей 5-6 лет, все еще значительно зависящих от внешней обстановки, предлагаются наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

У нас это:

· шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

· пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.

· домик-теремок - ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где "живут" мягкие игрушки-звери, прячутся и устраивают свой "дом" дети; здесь же развертывается игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.

· тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. По мере взросления детей, т.е. к концу года можно делать наборы сюжетообразующего материала более мобильными.

Термин «предметная среда» и связанное с ним понятие появились в результате переноса на мир человека и человеческой деятельности представлений, выработанных при исследовании животных организмов и их поведения. В основе соответствующего биологического понятия -- «природная среда» -- лежало расчленение объекта изучения на «организм» и «среду», причем среда составляла природные, естественные условия жизни организма, к которым, по мысли биолога, организм должен был приспосабливаться. Природная среда в рамках этой абстракции не зависит от жизнедеятельности и поведения животных организмов; если она и менялась, то не в связи с ними. В свою очередь, поведение организма определялось его отношением к природной среде и вместе с тем создавало это отношение: животные могли избегать неблагоприятных условий или, наоборот, находить благоприятные. Даже в тех случаях, когда жизнедеятельность и поведение животных изменяли среду, то это все равно выступало для животных как стихийный, не зависящий от них, естественный процесс изменения самой природы. (Предметная среда -- это совокупность окружающих человека изделий и их комплексов, используемая им для организации функциональных процессов жизнедеятельности и удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.)

Подобные представления об обособленном животном организме и его отношении к природной среде подразумеваются и тогда, когда речь идет о предметной среде человека. Хотя в этом понятии вместо животного организма фигурирует человек, а вместо природы -- предметность, окружающая человека, характер абстракции остается тот же: человек мыслится приспосабливающимся к предметной среде, а среда -- независимой от человека.

Надо заметить, что подобный перенос понятия оказался возможным лишь на особом историческом этапе развития общества, когда отдельный человек стал настолько независимым от социума и приобрел такую мощь, благодаря экономическому или политическому управлению им, что стал действовать вопреки другим членам общества и против них, когда такое поведение стало своеобразной нормой жизни. Отдельный человек, при этом понимании, рассматривался как независимый организм, а все окружающее его -- как среда его поведения и жизнедеятельности. Здесь налицо пример совершенно неадекватного осознания новых условий жизнедеятельности. Приобретенная свобода осознается как рабская зависимость. Вполне естественно поэтому, что вскоре же такое представление начало с самых разных сторон обнаруживать свою неадекватность реальному положению дел.

Прежде всего, было отмечено различие между природной и социальной средой человека. Стало очевидно также, что сама социальная среда очень неоднородна: отношение человека к другим людям существенно иное, нежели отношение к вещам. Именно эта последняя составляющая социальной среды и была названа предметной средой.

Отмечалось также, что человек не просто приспосабливается к предметной среде, но и непрерывно изменяет ее своим поведением и деятельностью, что эти изменения осуществляются не столько стихийно, как у животных, сколько сознательно и целенаправленно. Последнее, естественно, привело общественную мысль к следующему принципиальному выводу: человек не просто изменяет предметную среду -- он ее производит, творит в соответствии со своими идеями, идеалами и планами. Это обстоятельство существенно отличает предметную среду человека от природной, которая изначала дана людям и не является продуктом их деятельности. Имея это в виду, предметную среду человека стали называть «второй природой».

Фиксация искусственности предметной среды, или второй природы, по сути дела, коренным образом изменила само понимание взаимодействия между организмом и средой. Человек оказывался таким организмом, который по отношению к предметной среде выступал уже не как приспосабливающийся, а как производитель и творец предметности, как ее источник. Предметная среда в силу этого перестала пониматься в качестве среды и была осознана в виде продукта человеческой производящей деятельности, в частности промышленного производства.

Но характеристики искусственного, будучи совершенно верными, не исключали и иных определений: в другом плане предметный мир, созданный и создаваемый людьми, выступал по отношению к ним как среда, к которой они должны таки были приспосабливаться и в соответствии с которой должны были строить свое поведение и свою деятельность. Поэтому определение мира вещей, созданных людьми и окружающих их, как предметной среды, т. е. как естественного, продолжало сохраняться, несмотря на очевидную правильность характеристик искусственного.

В основании этих двух разных характеристик, внешне приводящих к противоречию, лежит исключительно важная и принципиальная двойственность в положении и деятельности самого человека.

Своеобразие существования человека состоит как раз в том, что каждый отдельный человек является не только отдельным и самостоятельным человеком, живущим в природной и социальной среде, но всегда также определенным органом более сложного, социального организма -- человеческого общества, элементом сложной социальной системы. При этом, как выясняется, именно это второе качество -- органа социальной системы -- является главным и определяющим для человека, а существование его в качестве отдельного и независимого организма является вторичным, определяется потребностями более широкой социальной системы и, как показывает история, встречается отнюдь не при всякой организации человеческого общества.

Один и тот же индивид в современном обществе выступает и в той и в другой роли. Но он разный в каждом из этих отношений и по-разному относится к своему предметному миру.

Отдельный человек может производить, создавать элементы предметного мира, и поэтому многие элементы последнего выступают для него не как продукты его сознательной и целенаправленной деятельности, а как нечто естественно данное, независимое от него и противоречащее ему, как то, с чем ему приходится считаться и к чему ему приходится приспосабливаться, т. е. как среда его жизнедеятельности,

Если мы говорим о создании или производстве предметного мира в целом, то можем и должны иметь в виду уже не отдельного человека, а всех людей, объединенных в человечество, или, точнее, Человечество -- как единый социальный организм, создающий и производящий весь предметный мир. Но для организма этого рода, для Человечества, предметный мир выступает уже не как среда, к которой нужно приспосабливаться и которая живет по своим стихийным, естественным законам, а как продукт его деятельности, как его творение и в этом смысле -- как полностью от него зависящий мир.

Подобное творческое отношение к предметному миру доступно и характерно не только для абстрактного социального организма, или Человечества, но и для каждого конкретного человека. Реальное существование -- сознание и поведение отдельного человека -- задано не только его положением в системе Человечества, его функциями в этой социальной системе. Являясь органом всей социальной системы, отдельный человек как бы перенимает всю ее мощь и, благодаря этому, встает на один уровень с природой и предметным миром. Если человек осуществляет в социальной системе функцию управления, то он как бы присваивает себе всю эту социальную систему и начинает относиться к первой и второй природе посредством этой системы. В таком положении отдельный человек может чувствовать и осознавать себя производящим весь предметный мир, ибо его цели и идеалы, реализованные социальной системой, изменяют и преобразуют мир. Осознание этого факта определяет отношение современного человека ко всем окружающим его предметам и позволяет ему рассматривать их не как среду, к которой надо приспособиться, а как мир, который надо изменить.

Очевидно, что практически это отношение возможно только в том случае, если отдельный человек действительно является органом и агентом Человечества, если он сознает себя таковым, если он действительно присваивает себе социальную систему и получает возможность распоряжаться ее мощью в ходе своей собственной индивидуальной деятельности. Очевидно, что это происходит не всегда, и не может происходить всегда. Уже один факт различий и разнообразия целей деятельности отдельных людей ставит этому преграду и заставляет их подчинять свои цели и желания интересам целого. Отсюда знаменитый тезис о свободе человека как осознанной необходимости. Реально предметный мир, как и все остальное в социальных структурах, выступает для всякого отдельного человека с двух, связанных между собой сторон: с одной -- как предметный мир, который он в качестве органа и агента Человечества производит и изменяет в соответствии со своими идеалами, целями и потребностями, с другой -- как предметная среда, к которой он должен и вынужден приспосабливаться, как независимая от него сила, обладающая своими естественными законами жизни, с которыми он должен сообразовать все свои сознательные действия, если действительно хочет быть свободным.

Указанная двойственность в отношении человека к предметам окружающего мира дает возможность различить в жизнедеятельности каждого отдельного человека поведение и собственно деятельность. Отношение приспособления к предметам окружающего мира задает функциональные характеристики поведения, а сами эти предметы превращает в предметную среду. Отношение сознательного и целенаправленного изменения и преобразования предметов окружающего мира, или же использование их в качестве средств и орудий такого преобразования, задает функциональные характеристики деятельности, а сами эти предметы превращает, соответственно, в предметы деятельности, ее продукты и средства. В поведении и в деятельности предметы окружающего нас мира живут, если можно так выразиться, разной жизнью и по разным законам.

Вещи предметного мира могут не удовлетворять людей и человечество и как среда поведения, и как элементы деятельности. Отношение неудовлетворенности предметной средой возникает в тех случаях, когда вещи начинают ограничивать поведение и деятельность людей, создают дискомфорт и напряженность в психическом состоянии. Это может происходить и происходит потому, что поведение и деятельность людей меняются, а предметная среда остается прежней и входит в противоречие с новыми процессами; потому, что предметы, являющиеся условиями и элементами деятельности и поведения разных людей, групп и коллективов, сталкиваются и пересекаются в одном и том же пространственно-временном ареале; потому, что предметный мир изменяется и преобразуется быстрее, нежели реальные связи и механизмы процессов деятельности; наконец, потому, что идеалы и требования человека к наилучшей организации деятельности и среды опережают реальные процессы преобразования предметного мира.

Но какими бы ни были причины, по которым возникает неудовлетворенность состоянием предметного мира, необходимо различать два ее плана: а) отношение предметной среды к человеку и процессам его жизнедеятельности и б) отношение предметной среды к нормативным структурам деятельности, к нормам ее. Оба плана предполагают совершенно разные линии как осознания и изучения социальных разрывов, так и практического социального преодоления их. Предметный мир получает совершенно различные характеристики в зависимости от того, берется ли он в отношении к абстрактным структурам деятельности, в частности производственной, или же в отношении к людям. В первом случае точкой отсчета становится производство, его максимальная продуктивность, а люди выступают как элементы производственного механизма, элементы, без которых, к сожалению, нельзя обойтись, которые должны обеспечить максимум производственной энергии и которых для этого приходится специально воспроизводить. Во втором случае точкой отсчета становятся люди, независимые от производственного механизма, смысл и цель существования которых состоит в непроизводственной деятельности и которым нужно создать предметную среду, наиболее соответствующую непроизводительным установкам.

Таковы две крайние, полярные точки зрения на человека, производство и предметный мир. Обе -- достаточно бессмысленны из-за слишком абстрактного представления человека и производства и отсутствия действительного научного синтеза, дающего конкретное понятие о человеке. Но, к сожалению, многие философские и собственно научные осознания разрывов в отношениях между человеком, человеческой деятельностью и предметным миром до сих пор идут по этим крайним, полярным линиям, изображают их как разрывы либо только между человеком и предметной средой, либо только между деятельностью, чаще всего производственной, и ее вещественными элементами, т. е. нормами деятельности и их вещественными элементами.

Какой бы вид разрывов и противоречий ни осознавался отдельным человеком, его неудовлетворенность должна перерабатываться и преобразовываться в иные отношения, в отношения к иным элементам социальных структур. Какой бы плохой ни была предметная среда и какую бы неудовлетворенность она ни вызывала, из этого ничего не следует и ничего не вытекает, если мы относимся к ней только как к среде: ведь среда -- это то, что живет по своим естественным законам, не зависящим от нашей деятельности, то, к чему мы, следовательно, должны и только можем приспосабливаться. Чтобы могла возникнуть мысль об изменении предметного мира и установка на это изменение, предметный мир нужно представить уже не как среду, а как продукт и творение человеческой деятельности, деятельности человечества в целом и различных коллективов людей. Тогда отношение к предметному миру оборачивается отношением к абстрактному процессу его производства или же отношением к определенным людям, социальным группам и коллективам людей, производящим его. Первое происходит тогда, когда отдельный человек ощущает себя причастным ко всей социальной системе в целом, присвоившим ее себе; второе -- когда социальная система представляется ему расчлененной на классы и присвоенной классами, к которым он принадлежит.

В тех случаях, когда человек ощущает потребность изменить тот предметный мир, который его уже больше не устраивает, он обращает свою деятельность на процесс производства предметного мира и начинает перестраивать его так, чтобы это привело к производству другого предметного мира, другой предметной среды. Ясно, что это возможно не всегда, а только в случае, если этот отдельный человек не только ощущает себя, но и реально является органом социальной системы, имеющим возможность наметить, спроектировать и осуществить необходимое изменение системы производства. Ясно также, что подобный процесс является особым механизмом функционирования социальной системы и может происходить только в тех случаях, когда эта социальная система имеет необходимые для этого органы. Иначе говоря, целенаправленное и сознательное изменение предметного мира, рассчитанное на то, чтобы привести и постоянно приводить его в соответствие с изменяющимися процессами деятельности людей, их ценностями и отношениями к предметному миру, предполагает особые социальные структуры, особые органы, ни в коем случае не сводимые к одному лишь промышленному производству. Таким образом возникает социальный институт дизайнерского проектирования.

Для нас здесь важно только одно обстоятельство, а именно: объектом деятельности дизайнерского проектирования является предметная среда, но среда, понимаемая не биологически, т. е. как естественный объект, а синтетически -- как носитель оппозиции «естественное -- искусственное» Рис.1. Можно было бы заменить термин «предметная среда», и это, может быть, было бы самым удобным, но во-первых, трудно придумать другой, и во-вторых, он достаточно привился в литературе по дизайну.

Материальное поле урока

Обустройство урока предъявляет педагогу свои современные высокие требования. Недопустимы грязь и холод в кабинете начальных классов; ушли в прошлое гвозди в стене для детских пальто и курток; вызывает чувство стыда и гнева грязное ведро с белёсой водой, в которой полощут руки дети, писавшие мелом на доске; уже необъяснимы рваные тряпки вместо губки для протирания доски; раздражают школьные сумки, брошенные на пол под ноги (почему бы и педагогу не класть свою сумочку на пол к ногам ходящих по классу учеников?!), Материальное поле урока подчинено интересам Человека.

Вошедшему в классную комнату ребёнку и всей группе в целом должно быть приятно находиться в данном кабинете, обустройство которого должно непременно доставлять комфорт организму. Следует продумывать интерьер класса (строительное решение педагог не властен менять, но внутреннее наполнение пространства, в котором располагаются дети и от которого рождается благоприятное либо неблагоприятное самочувствие, зависит от педагогических воззрений).

Отправным положением в постановке и решении заявленного вопроса обустройства урока является принципиальное положение: «Место, которое мы обустраиваем и занимаем, - это место, которого мы достойны». При условии уважительного отношения к школе, науке, человеку и конкретным участникам учебного процесса оформление предметно-вещевого пространства класса представляется важной стороной дела воспитания детей.

Забота о физическом и психологическом комфорте каждого присутствующего на уроке: педагога, детей, пришедшего гостя, представителя администрации или бабушки, пришедшей передать внуку забытый спортивный костюм, - это элементарное проявление уважения к человеку и забота о его благополучии.

(Уважать - признавать важным для себя благополучное существование человека, а значит, содействовать этому во имя жизни и счастья этого человека, «утруждать» себя для другого.)

К общим правилам обустройства жизни относятся гарантированное благоустроенное жилище, хорошее своевременное питание, удобная функциональная одежда. Это жизненно важные условия. Поэтому нельзя не произвести переноса в сферу конструирования урока известных общих условий человеческой жизни вообще. Учитывая, что урок есть интеллектуальная работа и большое мыслительное напряжение, подчеркнём особенную важность материально-технического и материально-гигиенического оборудования кабинета начальных классов. Здесь нет ничего нового для человека, живущего в контексте современной культуры. Отступление от этих норм - показатель варварства или дикости руководителей школы.

К общим правилам материального обустройства учебных занятий, в классе отнесём следующие:

    Функционирование каждого элемента предметного пространства.

Если висят часы - они должны показывать точное время. Если поставлены цветы, они должны быть живыми и хорошо ухоженными. Если размещены на стенах плакаты либо стенды, они должны быть чистыми, чёткими, ровно повешенными. Если встроено техническое устройство, оно должно работать. Если в шкафах выстроен ряд книг, то эти книги должны быть использованы в учебной работе.

В учебном кабинете начальных классов не должны присутствовать предметы и вещи, не имеющие функционального назначения, нарушающие порядок.

    Удобное размещение учебных столов, стульев, демонстрационных площадок, шкафов и полок для учебных пособий и наглядного материала.

Мебель служит людям, но не люди пристраиваются к расположению мебели. Педагог мог бы обсудить с детьми наиболее удобный вариант размещения предметов кабинетной обстановки. Но, наделив детей такими полномочиями, надо иметь в виду медицинские показания к оборудованию учебных помещений. Удобство каждого присутствующего на уроке обеспечивается до урока.

(И вновь ставим акцент: учитывается и удобное расположение гостей, наблюдающих урок. И пока такого удобства, для каждого не будет обеспечено, урок не может быть начат.)

    Взаимное расположение детей и учителя, позволяющее видеть детям учителя, а учителю - лица детей и обеспечивающее взаимное восприятие всех участников учебного процесса.

«Все видят всех» - условие совместной деятельности. Педагог как соучастник занятий должен, так же как каждый ребёнок, стать объектом заботы детей: они в социальной роли «человека» выражают заботу об удобстве, комфорте учителя как человека.

4. Наличие в кабинете подсобных материалов, легко доступных каждому.

Кто захочет обратиться к средствам учебной деятельности: словари (их должно быть много), учебные пособия, карточки, инструменты, энциклопедии, журналы, муляжи, макеты и другое. Подсобные материалы значительно облегчают мыслительную работу многим детям.

5.Полномочия (права и обязанности) по содержанию, сохранности и уходу за учебным кабинетом возлагаются на детей частично, в меру их сил и возможностей.

В полномочия вводится и содействие эстетическому оформлению кабинета: дети получают право на инициативное украшение класса при опоре на эстетические закономерности красоты как явления жизни.

Общие основы создания материального пространства дополним рядом конкретных правил, выделив безусловные и неизменные.

Гигиенические строгие правила предусматривают следующее:

    Проветривание помещения перед началом занятий и обеспечение свежего воздуха на протяжении всего учебного часа;

    Хорошее равномерное освещение кабинета;

    Доска, ученические и учительский столы, а также стены с плакатами, экспериментальный столик, технические средства вес чистое и протёртое от пыли;

    Широко открытые для света окна, а для особых случаев - наличие плотных жалюзи;

    Чистота пола и всего оборудования кабинета;

    Отнесём сюда же чистые обувь, одежду, предметы, которыми пользуются дети;

    Наличие в кабинете воды и салфеток для рук, губки для протирания доски;

    Отсутствие малейшей пыли на предметах мебели, учебных пособиях, цветах, витринах, шкафах и т. Д.;

    Неизменная чистота и опрятность одежды всех присутствующих на уроке - одежды, соответствующей учебной деятельности в общественном учреждении.

Эстетические правила обеспечивают особое благоприятное состояние, окружающая красота оказывает сильное влияние с самого первого момента появления ребёнка в классе.

Педагог знает: переступает порог ученик - его поведение диктуется первоначально красивым обустройством учебного кабинета. До того времени, когда сформируются традиционные формы поведения в учебном кабинете (а эти формы разные!), решающим фактором влияния окажется именно красота. Перечислим ряд основных эстетических правил, касающихся материального обустройства урока.

    Поставим на первое место самое широкое эстетическое положение, основополагающее в системе эстетических закономерностей, которое постоянно преподносит нам природа и которое так просто обнаружить, наблюдая за явлениями природы: структурой растений, окраской цветка, движениями зверей, - положение «ничего лишнего!». Иногда его называют «закон чуть-чуть», он предписывает сумму элементов, которая бы отвечала требованию необходимого и достаточного: всё, что располагается на столе, в кабинете, в костюме, в записях на доске, в сочинении и решении задачи, должно соответствовать данному требованию - быть красивым.

Когда говорят: «Красивый урок», «Красивое выступление», «Красивые движения», то отмечают данную характеристику: ничего лишнего, только необходимое.

    Правило гармонии цвета предостерегает от пестроты и цветовой дисгармонии, которая раздражающе действует на нервную систему человека; цветовую гамму надо подбирать и учить такому подбору детей, воспитывая их глаз.

Педагог советует детям: «Если работаете цветной ручкой, обратите внимание на цветовое сочетание», «Любой цвет с белым - красивое сочетание, и вы не проиграете», «Нет-нет, зелёное с красным слишком раздражает, глаз «убегает» от такого предмета».

    Правило одного композиционного центра гласит: только один элемент из всех должен занимать центральное положение, стягивать на себя восприятие и внимание, а все остальные элементы располагаются в связи и соответствии с ним. Попробуйте расставить столы полукругом, как дети сразу сообщают о своём хорошем самочувствии.

В красивой классной комнате таким центром могут являться стол учителя, пальма, скульптурный портрет учёного, телевизор как окно в мир, картина, экспериментальный столик - всё то, что несёт в себе содержательный смысл. Остальное выстраивается вокруг установленного центра.

    Правило единства фактуры предупреждает о том, что природа используемого материала должна быть едина, «коня» и «трепетную лань» нельзя запрячь в одну упряжку (Пушкин).

Строгие академические записи не украшаются рисунками, на плакате не сочетается поэтическое слово с административным положением, речевой стиль приятельства нельзя соединить в беседу с научным анализом. И деловой стиль одежды отвергает элементы спортивного костюма.

    Правило сочетания «верха и низа» предусматривает больший по объёму «низ» как опору меньшего по объёму «верха».

Пространственное оборудование классного помещения учитывает это правило, записи на доске жёстко подчиняются такой норме, заполнение шкафов с учебными пособиями производится в согласии с данным правилом. Даже костюм людей, присутствующих на уроке, отвечающий этой норме, оказывает своё неосознаваемое людьми эмоциональное влияние.

    Правило ритма диктует соблюдение равномерной сменяемости или чередования временных периодов, пространственных расстояний, расположения предметов и вещей, размеренность действий. Присутствие ритма во всех его модификациях содействует благоприятному самочувствию любого человека.

Так, ритмическая картинка расстановки учебных столов, симметричное расположение цветов на окнах, развешанные плакаты в определённой последовательности и равной удалённости, смена этапов урока один за другим через равномерное количество минут и ритмическая речь педагога - всё это придаёт удивительную лёгкость самочувствию и работе, делая присутствие на уроке приятным и комфортным.

Неслучайно, например, говорят о «красивом уроке», когда он ритмичен.

Всё сказанное может со временем принимать в действительной жизни роль устойчивых традиций урока:

    Красиво оформляются все исполняемые работы;

    Красиво ведутся записи на школьной учебной доске;

    Красиво убранство учебного кабинета;

    Красивы костюмы педагогов и школьников;

    Красива речь людей на уроке;

    Красива пластика детей и педагогов.

Техническое оборудование урочных занятий играет свою существенную роль. Правда, только при одном важном социально-психологическом условии: педагог должен уметь распредмечивать технические предметы. За «железкой» увидеть «человека», выявить ценность технического устройства для жизни человека и наилучших результатов учебной деятельности.

Дети с почтением относятся к техническому оснащению занятий, а момент её эксплуатации проживается с радостью. Но, как правило, они не умеют распредмечивать материальную субстанцию, у них «вещное» отношение к вещам и физическим предметам, «человека» там не обнаруживают.

А ведь присутствие и использование аппаратуры играет существенную роль в воспитании молодого человека. Во-первых, благодаря технике как постоянному элементу обучения ребёнок входит в контекст цивилизации, относясь к аппаратуре как средству научного познания, в отличие от домашнего использования аппаратуры как средства развлечения. Во-вторых, технические средства расширяют возможности динамического показа явлений жизни, предъявления предмета изучения в его развитии и движении. И, в-третьих, эстетичность демонстрации задевает сферу эмоционального переживания, получаемые знания окрашиваются в положительные краски отношения к предмету научного рассмотрения.

В свете такого серьёзного влияния выступают чёткие и жёсткие правила эксплуатации технической аппаратуры:

    Высокая качественность технической аппаратуры: «магнитофон не должен хрипеть», «телевизор не должен капризничать, засыпая изображение крошкой», «видеопроектор должен давать чёткое изображение» и т. Д. (иначе дискредитируется ценность, предъявляемая детям);

    Целевое использование технических средств: формируется предварительная установка на предмет наблюдения, формулируется цель просмотра материала; до просмотра в общем виде описывается предмет наблюдения, чтобы сюжетное содержание не затмило целевое восприятие;

    Строжайшее исполнение правил техники безопасности: ТСО обслуживают педагог либо мальчики (юноши), умение которых обращаться с аппаратурой проверено педагогом заранее;

    Постоянное место для аппаратуры, устойчивость крепления и безопасность расположения; пользоваться ею без присутствия педагога запрещено, несмотря на простоту и привычность для детей в семейном быту этой аппаратуры;

    Осторожное обращение с техническими аппаратами: педагог демонстрирует своё бережное отношение к аппаратуре, подчёркивая огромную роль технического оснащения в познании мира, и прослеживает, чтобы такое же ценностное отношение развивалось у детей;

    Непозволительно просмотр сопровождать репликами, выражая свою реакцию на увиденное: такое вмешательство в душу другого дезориентирует индивидуальное восприятие и лишает человека, на которого оказали влияние, возможности полностью осознать собственную точку зрения; педагог тоже не должен нарушать индивидуального восприятия детьми картины мира в любых его проявлениях, его пояснения должны быть сделаны до демонстрации.

Итак, материальное обустройство урока играет роль важнейшего условия качественности преподавания и обеспеченности комфортности психологического состояния учеников и учителя. И относиться надо к созданию материального поля весьма серьёзно, терпеливо повышая уровень и отыскивая всё новые средства для улучшения предметно-вещного окружения детей. Впрочем, дети тоже могут принимать участие в обсуждении всех возможностей культивировать и обихаживать учебную среду.

Однако надо всегда помнить, что сама по себе материальная среда нейтральна по отношению к личностным образованиям. Достаточно вспомнить исторические материалы школы Великой Отечественной войны, когда при скуднейшем, почти на грани нищеты оборудовании учебного процесса и бедном оборудовании урока обучение развивало детей и формировало красивую и умную личность там, где процесс обеспечивался профессиональным мастерством педагога.

Очевидно, что решающим в такой интерпретации окружающей предметной среды станет профессиональное умение «распредмечивать» материальные объекты реальной действительности так, чтобы школьник вместе с учителем «прочитывал» отношенческий смысл конкретного предметного обустройства учебных занятий.

Декларируя страстно идею ценностно-ориентированного воспитания, нельзя за пределами данного принципа оставлять вещно-предметный мир.

Вот формула по физике - она указывает на связь явлений вне воли человека. Её познание уменьшает зависимость от этих явлений и увеличивает свободу.

Вот фраза из пушкинской драмы - «Народ безмолвствует». Это про социальные ситуации типа сегодняшней. Это про решающий фактор исторического развития. Есть облегчение в объективизации данного образа.

А вот басня И. Крылова «Свинья под дубом». Речь далеко выходит за границы качества неблагодарности. Корни нашей жизни уходят в далёкое прошлое... Связь поколений, плоды прошедших веков...-не про это ли?!

А это типология животного мира. И явственно проступает связь человека со всем природным миром. Мы все вышли из лона природы...