Анализ думы «Иван Сусанин. К.Ф.Рылеев "Иван Сусанин"

«Иван Сусанин» – это дума, в которой описывается невероятный героизм и самопожертвование обычного русского крестьянина, который ценной своей жизни сохранил существование не только будущего царя, но и независимость русского народа.

Дума, как и все литературные исторические жанры того периода, имеет в своей основе реально происходящее событие. На дворе начало Смутного времени. 17-ый век. Польские власти, узнав о том, что на Земском соборе выбрали русского нового царя, поспешили отправить свое войско в Костромскую область, где на тот момент

Находился юный Михаил Романов.

Целью поляков было убить царя, а на российский трон поставить своего цесаревича Владислава, и таким образом превратить Россию в провинцию Польши. Польскому войску требовался проводник, который смог бы им указать месторасположение монастыря, в котором скрывался Михаил и попросили помочь жителя близ лежащего села, Ивана Сусанина.

Однако, простой крестьянин быстро разоблачил намерения поляков, и завел их в глухую лесную чащу. В то время как Иван Сусанин обманом отводил поляков подальше от монастыря, его родственник смог предупредить царя о надвигающейся опасности.

Естественно

Польское войско осознав, что Иван их обманул, тут же убило крестьянина. Героизм Сусанина заключается в том, что он понимал неизбежность своей смерти, и, не смотря на это, не побоялся совершить смелый поступок.

Дума Рылеева наполнена всепобеждающей любовью к своей Родине. Простой крестьянин, следуя примеру своих отцов, которые героически боролись с внешней экспансией, осознавал значимость для всего русского народа своей миссии.

Несмотря на тяжелую жизнь крестьянства того периода, Иван Сусанин не отстаивает свои интересы, а защищает свое государство, которое ранее обрекло его на нищее существование.

Однако долг перед своей Отчизной притупляет чувство несправедливости и возможной мести. Более того, Сусанин даже не осознает, что совершает героический поступок.

Даже смерть он принимает с покорностью, не потому, что не имеет возможности спастись, а потому, что не видит для себя как для верного сына своего государства иного выхода, чем положить на алтарь его свободы свою жизнь. Так в заключительной части думы, он говорит о том, что не боится смерти, так как умирает во имя жизни своего царя.

Смотря на главного героя, мы преклоняем головы перед тем, как спокойно, без видимой тревоги и волнения он идет на смерть. Психология Ивана Сусанина это мировоззрение всех крестьян 17 века: непобедимая вера в достойного царя, ненависть к иностранным захватчикам, а также твердая и спокойная любовь к родине.

Знаменитый поэт А. С. Пушкин не воспринимал думы как жанр, он всегда говорил, что они, не смотря на присущее в них историческое описание, лишены патриотического наполнения.

Однако, «Ивана Сусанина» он признал, как произведение, в котором каждая строчка наполнена национальным русским сознанием. Патриотизм, который заложен в думе, вдохновил гениальнейшего русского композитора М. И. Глинку на создание одноименной оперы.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В. М. Васнецов - художник, чье творчест­во стало одной из вершин русского искусства. Его лучшие работы находятся в Третьяковской галерее....
  2. Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый...

В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана
Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу «Иван Сусанин». В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой своей не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Как правило, образы героев определяются каким- либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума «Иван Сусанин - один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:
«Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколии очи...
Жупан мой - хоть выжми, нет нитки сухой!» -
Вошед, проворчал так сармат молодой. -
«Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли!
Скорей!., не заставь нас приняться за сабли!»
Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.
Сусанин ведет их... Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:
То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят, не шелохнется и дуб и береза;
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,

Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за другом идут в молчании сарматы;
Все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес:
Все глуше и диче становится лес!
Нет в этой «Думе» ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов предромантической пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.
Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Сусанина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в «доброго царя», с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.
Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в «Думах» «национального, русского нет... ничего, кроме имен», оговаривал: «исключаю «Ивана Сусанина», первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант». Эта «Дума» крепко полюбилась М.И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы «Иван Сусанин».

Для рылеевских «дум» характерно лирическое начало (и в этом же их композиционная особенность), для поэтического языка - ораторский стиль (риторические вопросы, восклицания, обращения). Герои рисуются в гражданско-поэтическом плане. Для Рылеева Наталья Долгорукова символ преданности семье и нравственной стойкости. Иван Сусанин - идеал человека, верного Родине и народу.

Дума «Иван Сусанин» была высоко оценена Пушкиным - это первая дума, «по коей начал подозревать в тебе истинный талант», - пишет он Рылееву в мае 1825 г.

Характерно, что и композиционно «Иван Сусанин» отличается от других «дум» - монолог героя заменен эпическим повествованием. Хотя пейзаж в «думе» нарисован теми же мрачными красками: «вьюга бушует», «заставил всю ночь нас пробиться с метелью», «слепились от снега соколии очи», «ветер, бушуя, стучит». В общем - пора «ненастная» и «лес темный». Но тут же в пейзаж проникают яркие краски: вместо обычного условного рылеевского пейзажа перед нами выразительная картина наступающего зимнего утра:

Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.

На небе восточном зарделась заря...

И солнце сквозь ветры в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснет,

То тускло засветит, то вновь пропадет.

Солнце - редкий гость в рылеевских «думах». «Потух последний луч солнца» («Рогнеда»); «Мгновенно солнце озарило // Равнину и брега реки» («Дмитрий Донской»), но здесь солнце как бы предвестник победы русского оружия в Куликовской битве.

Эмоциональному настрою рылеевских героев, их тяжелым переживаниям и мрачным думам более близка луна - обычно на темном небосводе, который изредка озаряется слабыми лучами зари.

В пейзаж «Ивана Сусанина» проникают тонкие реалистические наблюдения:

Стоят не Шелохнясь и дуб и береза;

ЛиШь Снег под ногами Скрипит от мороза,

Лишь Временно Ворон, Вспорхнув, прошумит,

И Дятел Дуплистую иву Долбит.

Приведенные выше строчки интересны в звуковом плане - последовательным чередованием аллитерации (С - Ш - В - Д), как бы воспроизводящей звуки зимнего леса.

Вот скатерть простая на стол постлана;

Поставлено пиво и кружка вина,

И русская каша и щи пред гостями,

И хлеб перед каждым большими ломтями.

Уныло и с треском лучина горит.

Перед нами скромный быт простой крестьянской семьи: «дымная избушка», «икона в углу» комнаты, «лавка». Язык героев простонароден: «Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега», «Ты сбился, брат, верно нарочно с пути», «захолустье».

Скажи, что Сусанин спасает царя,

Любовью к отчизне и вере горя.

...Я гибну за русское племя.

Последние слова героя - это слова, близкие декабристам: мотив жертвенности во имя правого дела:

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой своей не погубит.

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Сусанин мужественно принимает смерть. «Снег чистый чистейшая кровь обагрила» - эти слова достойная эпитафия национальному герою.

Цели. Обеспечить глубокое понимание прочитанного текста; выявить мотивы поведения героя и определить свое и авторское отношение к событиям и персонажам; найти в произведении и осмыслить значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу; обогатить словарный запас учащихся; формировать умение различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях; развивать умения чувствовать настроение героя произведения.

Оборудование. Учебник "Родная речь" (авт. М.В. Голованов, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова, кн. 3, ч. 1), Толковый мини-словарь, грамзапись оперы М.Глинки "Иван Сусанин", проигрыватель.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Над какой темой мы начали работу на предыдущем уроке?

Дети. Над поэтической тетрадью "Светлый край берез, моя Россия".

У. О чем говорится в стихах, собранных в этой поэтической тетради?

Д. О Родине, о природе родного края.

У. Чему бы вы хотели научиться на уроке?.. Что нужно делать на уроке, чтобы выполнить эти цели?

Дети отвечают.

– Тема сегодняшнего урока – «Образ главного героя в думе К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин"». (Учитель записывает на доске. ) Откройте учебник на странице 145.

III. Подготовительная работа

У. По традиции наших уроков перед чтением произведения – несколько слов об его авторе. Внимательно послушайте сообщение и ответьте на вопрос: в чем видел смысл жизни человека Рылеев?

Сообщение делает заранее подготовленный ученик.

Ученик 1. Творчество Кондратия Федоровича Рылеева относится к первой четверти ХIХ века, золотого века русской литературы. Рылеев – поэт-декабрист. Все его творчество было проникнуто высокими идеалами, чувствами любви и восхищения народом. Смысл жизни человека Рылеев видел в служении Родине. Жизнь Рылеева была короткой, но насыщенной важными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном. В 1823 г. вступает в тайное Северное общество и вскоре становится одним из его руководителей. В декабре 1825 г. он находится на Сенатской площади, где началось восстание против царя и где оно было подавлено. Николай I расценил деятельность Рылеева как особо опасную. В числе пяти известных декабристов Рылеев был приговорен к смертной казни и повешен.

У. Важное место в поэтическом наследии Рылеева занимают стихотворения, которые носят название "дума". В украинской народной поэзии думой называлась песня об исторических событиях и народных героях. К какому жанру русской литературы близка дума по своему содержанию?

Д. К былинам.

У. По замыслу автора думы должны были дать читателю представление о русской истории и ее славных героях. Вместе с тем думы должны были воспитывать читателей в духе патриотизма. В думах отразились понятия поэта об общественном долге и назначении человека. Каждая дума Рылеева посвящена какому-либо известному историческому герою и чаще всего называется его именем.
Иван Сусанин... Вероятно, это имя вам уже знакомо. Что вы знаете об этом человеке?

Выслушиваются ответы детей.

– Перенесемся в начало ХVII века.

Сообщение об исторической обстановке в то время делают учащиеся.

Ученик 2. Тяжелые времена переживала тогда Русь. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. Отряды поляков рыскали по городам, селам в поисках добычи, грабили, убивали людей. С этим не могли смириться русские люди.
В 1613 году на русский престол был избран шестнадцатилетний царь Михаил Романов. Поляки, узнав об этом и предвидя, как повредит это их намерению завладеть Россией, решили погубить избранного царя. Победа казалась им легкой, царь еще не успел окружить себя верными подданными и превратить свое жилище в неприступную крепость.

Ученик 3. Рассуждая таким образом, отправили они отряд самых решительных злодеев во владение князей Романовых. Это поместье было в Костромской губернии. Отряд поляков уже появился в Домнине, оставалось не более версты до той деревни, где был господский дом, в котором жил молодой Михаил. Убийцы не знали дороги в эту деревню и случайно встретили крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина. Нетерпеливо начали они спрашивать у него, как им найти поместье нового царя Михаила Федоровича. Чтобы не вызвать подозрений, злодеи притворились, что посланы от друзей его, чтобы прежде всех поздравить с неожиданным счастьем. Но Сусанин был умен и сметлив. Он догадывался, что имеет дело не с друзьями, а с самыми жестокими врагами господина своего. Чувствуя, что от его скромности и осторожности зависит жизнь царя, он в ту же минуту решился на все, чтобы только спасти его.
Он сказал полякам, что очень хорошо знает это поместье и готов проводить дорогих гостей до самого дома царя. Притворное простодушие крестьянина обмануло поляков: они поверили его словам и велели вести их туда, куда было нужно. Но Сусанин повел их через дремучие леса в противоположную сторону от настоящей дороги.

IV. Первичное восприятие текста

У. Вот как рассказал об этом подвиге поэт.

Чтение учителем думы Рылеева "Иван Сусанин".

– Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

Дети отвечают.

– Почему поэтическое слово заставляет нас волноваться, сопереживать герою?

Дети пытаются ответить на этот вопрос.

– Это трудный вопрос. Чтобы ответить на него, надо глубже проникнуть в тайну стихотворения. Во-первых, нам должны быть понятны значения слов и выражений. Для этого прочитайте стихотворение еще раз, отметьте слова и выражения, смысл которых вам непонятен.

V. Словарная работа

У. Узнайте значения подчеркнутых вами слов в специально подготовленных словариках.

Работа с Толковым мини-словариком.

    Не видно ни зги – полный мрак, ничего не видно.

    Сарматы – название племени кочевников.

    Ляхи – поляки.

    Гумно – сарай для сжатого хлеба.

    Москаль – на Украине и в Белоруссии прозвище русских.

    Жупан – полукафтан.

    Окончины – окна.

    Русское племя – русский народ.

    Окольная тропа – в стороне от кратчайшего пути.

    Дебри – непроходимые леса.

    Вотще – тщетно, напрасно.

– Значения каких слов вам удалось выяснить? Значения каких слов (выражений) остались непонятными?

Учитель объясняет значения непонятных слов.

VI. Беседа с элементами выборочного чтения

У. Когда я читала стихотворение, когда вы его перечитывали, удалось ли вам перенестись в те далекие годы, в тот дремучий непроходимый лес,
а может быть, даже представить себя на месте Сусанина или стать невидимым свидетелем тех событий? Выделите в стихотворении строки, которые помогают читателю представить себе густой лес, морозную зимнюю ночь, зловещее молчание лесной чащи, наступление утра.

Дети выполняют задание.

– Каким вы представили себе главного героя? Дайте ему характеристику, опираясь на предложенный план.

На доске:

Дети работают в парах, готовят ответы, проверяют друг друга. Затем два человека дают характеристику главному герою.

– Как вы считаете, какой момент был самым тяжелым для Сусанина?

Детьми предлагается два варианта ответа: раздумья Сусанина во время ночлега и заключительная сцена – смерть героя.

– Перечитаем первый отрывок.

Д. Измученные дальней дорогой поляки засыпают. Не спит лишь Сусанин, который ждет зарю – последнюю в своей жизни.

У. Давайте послушаем арию Ивана Сусанина из одноименной оперы М.Глинки, которая поможет нам понять состояние героя. Каким настроением проникнута эта музыка?

Д. Мрачным, скорбным. Тяжело у него на душе. Сусанин прощается с родными, прощается с жизнью.

У. Сусанин, как и всякий человек, боится смерти, но он сдерживает страх, и сознание выполненного долга укрепляет его дух. Перечитаем последнюю сцену.

Дети читают.

– Каким настроением проникнуты эти строки?

Д. Настроение торжественное, героическое, патриотическое.
– Сусанин умирает с высоко поднятой головой, с сознанием выполненного долга.

У. Найдите строки, в которых сказано, с каким чувством русский человек гибнет за правое дело.

Д. Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело.

У. Как вы считаете, в каких строчках выражена главная мысль этого стихотворения?

Д. Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.

У. Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

Д. Ивану Сусанину.

У. Кто думает иначе?

У. Какая музыка подошла бы к заключительному отрывку этого стихотворения?

Д. Торжественная, героическая, праздничная, со звоном колоколов.

Возможно прослушивание хора "Славься" из оперы М.Глинки.

У. Сусанин погиб, но его подвиг стал вкладом в общую победу русского народа. Теперь уж не найдешь места, где покоится прах Сусанина, но благодарными потомками устанавливается единственный за всю историю России памятник крестьянину – Ивану Сусанину.
Этот памятник был установлен в центре города Костромы. На массивном постаменте в виде куба – колонна из розового гранита, которую венчал бюст юного царя Михаила. У подножия колонны, преклонив колено, – молящаяся фигура Ивана Сусанина. Рядом с фигурой героя – грамоты, дарованные государем его роду. Царь щедро отплатил за усердие и верность: он подарил детям своего спасителя земли, лежащие в окрестностях Домнина, освободил жителей этой деревни от всех податей и повинностей. Это должно было на вечные времена отличать потомков Сусанина от других государственных крестьян.
К сожалению, этот прекрасный памятник был разрушен в 1918 году, и можно увидеть лишь лежащую на земле колонну, оставшуюся от памятника.
Позднее в центре Костромы был установлен новый памятник.
Но главный памятник Сусанину – это память в сердцах признательных потомков.
Графиня Ростопчина посвятила несколько прекрасных строк Сусанину. Я думаю, вы с удовольствием их послушаете.

Чтение стихотворения подготовленным учеником:

Ученик 4.

Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить,
Сусанин, верный сын, честь родины своей?..
Тебя ли можем мы прославить
Деяньем рук и грудами камней?..
Чугун растопится... полудня мрамор белый
Раздробят долгие морозы русских зим...
Есть памятник иной: он тверд, несокрушим,
Он силен и велик, как ты, Сусанин смелый!
Сей вечный памятник тебе сооружен
В сердцах признательных потомков.

VII. Итог урока

У. В тяжелые для Родины времена защитником ее становится каждый – и старый и малый. Всем миром народ поднимается на борьбу с врагом. От этого зависит судьба всего народа, всей страны. А есть ли место подвигу в наши дни? Известны ли вам случаи, когда человек жертвует собой ради спасения других?

Выслушиваются ответы детей.

– Что нового вы открыли для себя, прочитав это произведение? Что сумели понять?

Ответы детей.

VIII. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение думы Рылеева "Иван Сусанин".

В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством

Спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу “Иван Сусанин”. В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой своей не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Как правило, образы героев определяются каким-либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума “Иван Сусанин – один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:
“Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколий очи…
Жупан мой – хоть выжми, нет нитки сухой!” –
Вошед, проворчал так сармат молодой. –
“Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли! Скорей!.,
не заставь нас приняться за сабли!”
Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.
Сусанин ведет их… Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят, не шелохнется и дуб и береза; Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за другом идут в молчании сарматы;
Все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес:
Все глуше и диче становится лес!
Нет в этой “Думе” ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов предромантической пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.
Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Су санина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в “доброго царя”, с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.
Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в “Думах” “национального, русского нет… ничего, кроме имен”, оговаривал: “исключаю “Ивана Сусанина”, первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант”. Эта “Дума” крепко полюбилась М. И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы “Иван Сусанин”.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Иван Сусанин Ждут в селе Домнино ополченцев. Лишь красавицу Антониду не радует их возвращение, ведь нет среди них ее суженого. Иван Сусанин решается отсрочить свадьбу дочери. Внезапно с радостными вестями возвращается Богдан Собинин. Он сообщает о подоспевшей помощи и просит Read More ......
  2. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Read More ......
  3. Кондратий Федорович Рылеев. В литературном движении 10-20-х годов XIX века важное место занимает творчество поэтов-декабристов – Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера, Раевского и многих других, чьи имена вошли в историю русской литературы как имена ближайших преемников Радищева. Наиболее ярким и талантливым среди Read More ......
  4. Стихотворение “Гражданин” (1825) – вершина гражданской лирики Рылеева. Здесь явно слышится голос поэта-трибуна, пламенного оратора, который считает себя вправе грозно упрекать, требовать ответа от колеблющихся сограждан. Стихотворение строится на прямом противопоставлении поэта, борца за свободу, истинного гражданина, и толпы, состоящей Read More ......
  5. ИВАН ДЕНИСОВИЧ – герой повести-рассказа А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” (1959-1962). Образ И. Д. как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них – Иван Шухов, уже немолодой боец артиллерийской батареи, которой в войну командовал Солженицын. Read More ......
  6. Выделенные эпитеты ярко передают ненависть поэта к палачу парода. Насильственно оборвалась жизнь поэта, и его творчество осталось “недопетой песнью”. Однако в этой песне основной мотив прозвучал столь определенно и выразительно, что Рылеева мы можем без оговорок в творчестве которого жизнь Read More ......
  7. В стихотворении “К N. N.” (Ты посетить, мой друг, желала…) он очарован любимой женщиной. Интимная тема любовного послания поддержана мелодическими повторами, анафорами: Твой милый взор, твой взор волшебный Хотел страдальца оживить, Хотела ты покой целебный В взволнованную душу влить. Твое Read More ......
  8. Чувство гражданского негодования, продиктовавшее Рылееву его сатиру, делает понятным стремление к общественной борьбе, отразившееся в его послании “К Косовскому”, (написано в 1821 г., в свое время не было напечатано) в ответ на стихи, в которых адресат советовал поэту “навсегда” остаться Read More ......
Дума К. Ф. Рылеева “Иван Сусанин”