Что значит слово деструктивный. Деструктивный характер — что значит в психологии Что такое деструктивный

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Дети выказывают свой негативизм по отношению к игрушкам и родителям.

Подростки часто бывают агрессивными, нарушают нормы и правила поведения в обществе. А взрослые срываются на домочадцах на работе.

Деструктивный - это характер, или обычная реакция на внешние раздражители? Какая причина кроется в таком поведении, и что с этим делать?

Деструктивное поведение – это...

Деструктивное поведение – это физические действия или слова, направленные на разрушение чего-либо: отношений, предметов, здоровья, настроения, мира, спокойствия.

Человек вторгается в чужую жизнь, портит свою. Может и законы.

Выражается как :

  1. упрямство;
  2. агрессия;
  3. грубость;
  4. страх;
  5. нетерпимость;
  6. драчливость;
  7. ненависть;
  8. паника.

Неосознанными целями могут выступать издевательства, пытки или даже убийство живых существ: как животных, так и людей. Также нарушение социального спокойствия – перевороты в государстве и акты терроризма, нанесение вреда природе или имуществу.

Типы деструктивного поведения:


Есть различие в деструктивном поведении в зависимости от пола .

Мужчины склонны к экстремальным видам спорта и развлечениям, выполнению опасных работ. Женщины выбирают пассивную форму саморазрушению – изнуряют себя рутинными обязательствами.

История изучения деструктивности

В теории З.Фрейда о силах, которые движут каждой личностью, значительное место занимает инстинкт смерти.

Он обозначает то, что человек стремится к первичному неживому состоянию с помощью деструктивного поведения.

К.Лоренц , как и Фрейд, считает, что агрессия заложена в . Она , приспособлению к различным условиям. А также выживанию среди других индивидов, занимая свою позицию в социальной иерархии.

А.Басс даёт определение:

«Агрессия – это реакция, которая приносит боль организму, на которого она специально направлена».

Это один из видов поведения для достижения цели. Часто смысл агрессии заключается в том, чтобы заставить другого человека что-то сделать – вид манипуляции.

Ф.Аллан считает, что это просто способ собрать свои силы, дабы противостоять внешним факторам. Л.Бендер говорит, что люди используют деструктивность, чтобы приблизиться или отдалиться от человека, ситуации.

Другие точки зрения на деструктивное поведение:

  1. реакция на психический или физический дискомфорт;
  2. драйв и запал, который приносит удовольствие, несмотря на весь негатив;
  3. – при невозможности удовлетворить свои потребности или решить проблему.

Деструктивность в детском возрасте

Психолог Альфред Адлер — первый, кто начал изучать деструктивное поведение у детей, и классифицировал возможные мотивы .

Борьба за власть

Каждый ребёнок стремится показать свою силу, и попробовать перетянуть на себя покрывало власти.

Некоторые делают это пассивно , и после слов мамы: «Сделай уроки» или «Помой посуду», просто не выполняют эти указания. Другие же сразу агрессивно показывают свою позицию: «Не хочу, не буду».

В такой ситуации родителям стоит объяснить, какие будут последствия невыполнения и непослушания. Пускай сын или дочка сами за свои поступки и решают, что делать.

Привлечение внимания

Если ребёнок постоянно дёргает родителей и дома, и на улице, и в магазине, а также достаёт учителей с частым выходом из класса во время урока или громкими разговорами, то это всё способы для привлечения внимания. Очевидно, что его не хватает.

Родителям стоит больше времени уделять своим детям. Не только, когда нужно их покритиковать, но и в позитивном ключе. А если ребёнок ноет: «Обрати внимание! Поиграй сейчас!», то стоит сказать: «Хорошо, через 10-15 минут, как освобожусь.», а не бежать сразу, чтобы это не стало механизмом для манипуляции.

Месть

Если детям не нравится, как к ним относятся , они будут мстить самыми различными способами: обзывательствами, обманом, воровством, разрисовкой стен или любимой книги мамы, могут даже ударить.

В таких ситуациях лучше обратиться к психотерапевту. Скорее всего, родители не могут наладить доверительные отношения, и сами выказывают первоначальную злость. Поэтому нужен специалист и взгляд со стороны.

Демонстрация несостоятельности

Ребёнок не верит в успешность выполнения заданий и указаний. Поэтому прогуливает школу и репетиторов, не хочет выходить к доске и устраивает на этой почве скандал, врёт.

Скорее всего, причина в постоянной критике и авторитарном методе воспитания, который нужно немедленно сменить. Нужно поддерживать таких детей во всех начинаниях, хвалить и уделять внимание при совместном времяпровождении.

Деструктивный подросток

В подростковом возрасте чаще подвержены деструктивному поведению те , у кого:

  1. повышенная тревожность;
  2. зацикленность на негативных моментах;
  3. депрессивное расстройство;
  4. повышенное чувство вины за проблемы близких;
  5. соматическое или психическое заболевания.

Возможные причины :


В таких ситуациях стоит воспитывать в детях позитивный взгляд на мир, вовлекать в полезные виды деятельности.

А также родители должны настроить доверительный контакт, чтобы взрослеющие личности могли им довериться, попросить о помощи и знать, что они будут услышаны.

Признаки деструктивного человека (деструктора)

Разрушительный характер человека может быть не исправлен в детстве или подростковом возрасте, поэтому он пронесёт его через всю свою жизнь. Как узнать, что перед вами такой тип людей?

Скрытые и явные угрозы

Деструктивным личностям важно знать, что они лучше других, и весь мир им обязан. Чтобы поддерживать это амплуа и самолюбие, не позволяет другим высказывать своё мнение. А также пресекает любое непослушание и критику. Собеседник может услышать приказной тон или угрозу.

Триангуляция

Человек завлекает в спор сторонних людей, мнение которых якобы совпадает с его, а не оппонента. Делает отсылки на то, что его коллеги, друзья, учёные тоже на его стороне. Таким образом, давит на жертву, чтобы она сломалась и приняла позицию собеседника.

Проверка границ

Такие люди любят проверять, где находятся чужие границы. И каждый раз пытаются их разломать, пока остаются безнаказанными. Поэтому, если жертва вернулась к обидчику, то это даёт повод последнему дальше её изнурять своим исследованием рамок.

Жестокий сарказм

Унижение других – с деструктивным характером. в этом очень помогает, поскольку можно вовремя перевести всё в невинную шутку. А если человек обиделся, то это его «проблема», что такой чувствительный.

Газлайтинг

Если слышите на свое замечание по поводу поведения обсуждаемого персонажа фразу: «Такого не было!», « ?!», «Тебе показалось», то знайте, что это манипуляция. Собеседник пытается разрушить уверенность в реальности и пошатнуть убеждённость в своей правоте.

Проекция

Поскольку человек не может признаться себе, что у него есть недостатки, то проецирует это на других. Может сказать, что кому-то не помешало бы пойти в спортзал, если сам не доволен своей фигурой. Таким образом, вызывает чувство стыда, которое должно быть свойственно ему.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Девиантное поведение - что это такое, типы и причины девиации, а также способы ее коррекции Социопатия - что это такое и кто такие социопаты
Альтруизм - что это такое и выгодно ли быть альтруистом Нимфомания - это плохое воспитание или болезнь Что такое ЧСВ в молодежном сленге Что такое жестокость - причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости Что такое агорафобия: описание, симптомы, причины, лечение Кинестетик - кто это такой Что такое честолюбие - черты честолюбивой личности, плюсы и минусы честолюбия Гетеросексуал - кто это и как с этим жить

__________________________________________________________

5.1.Деструктивное психологическое влияние

Психологическоевлияние может быть разрушающим для личности: лишить человека возможности выбирать, принимать на себя ответственность, планировать, рассчитывать на свои усилия, творить новое. Такое влияние называется деструктивным.Деструктивное влияние – влияние, предполагающее взаимодействие на позициях неравенства партнёров, отношение к другим людям как к объектам воздействия, на которых можно влиять силой или хитростью с целью достижения только собственной выгоды. Ограничение личной свободы и ущемление достоинства приводит к разрушению отношений и нарушению развития личности. В зависимости от того, открыто или скрыто оказывается давление на другого человека, выделяютразновидности деструктивного влияния:

    силовое;

    манипулятивное.

Силовое психологическое влияние

Силовое психологическое влияние имеет различные названия в исследованиях современных авторов: «императивное » [Ковалёв, 1987]; «доминирование » [Доценко, 1996].

Силовое влияние – открытое, без маскировки, императивное воздействие для достижения собственных целей и игнорирование интересов и намерений другого человека.

Отличительной особенностью этого влияния является взаимодействие с позиции силы, поэтому некоторые современные авторы называют этот вид влияния «варварским », примитивным, близким к физическому воздействию и недостойным цивилизованного человека [Сидоренко, 2001].

Силовое влияние может быть сиюминутно эффективным: заставил сделать, добился желаемого. Однако оно неэффективно в долгосрочной перспективе, так как приводит к постепенному разрушению дела, деловых отношений, личностной целостности. Силовое влияние может быть оправдано лишь в крайних случаях – экстремальных ситуациях, создающих угрозу жизни и безопасности человека (пожар, наводнение и т.д.).

Способами силового психологического влияния являются:

    нападение;

    принуждение.

Нападение выражается в том, что другой человек воспринимается как добыча или какпрепятствие , которое может помешать схватить добычу, и поэтому должно быть устранено или нейтрализовано.

Принуждение состоит в том, что другой человек воспринимается как орудие , которым можно воспользоваться, или какпрепятствие , которое можно попробовать превратить в орудие.

Нападение – это атака, внезапное воинственное действие против другого человека или группы людей. Это проявление психологической агрессии или войны. В психологическом нападении в качестве атакующих инструментов используются исключительнопсихологические средства вербальные, невербальные и паралингвистические. Психологическое нападение – это, прежде всего,словесная атака . Используемые нападающим слова обращены не к когнитивному, а эмоциональному пласту личности. Это резкий и сокрушительный удар словом, от которого сотрясается всё душевное существо. Нападение заставляет партнёра страдать. Удар вызывает душевное равновесие на более или менее длительный период времени.

Формы психологического нападения:

    Импульсивное – иррациональное, ненамеренное действие, причиной которого является стремление освободиться от напряжения, разрядить агрессивные импульсы(«Я вспылил»).

    Целенаправленное – осознанное и контролируемое действие с целью оказать влияние на эмоциональное состояние, мысли, намерения, поступки другого человека(«Это заставит его испугаться и изменить поведение».)

    Тотальное – действие, сначала совершаемое под влиянием импульса, затем продолжаемое уже и для того, чтобы достичь определённой цели(«Я вспылил, и это испугало его и заставило изменить тактику»).

Средства психологического нападения:

    Деструктивная критика;

    Деструктивные констатации;

    Деструктивные советы.

Деструктивная критика ‑ это:

    пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека («Тебе трудно даются такие вещи»; «Кроме тебя, так плохо эту работу никто не смог бы сделать»);

    грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, материальных объектов и т.п. («Меня поражает твоя страсть к дешёвым вещам»; «Вечно ты окружаешь себя подозрительными людьми»);

    риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков («Как ты можешь так нелепо одеваться?» «Ты что, совсем соображение потерял?»).

Разрушительность такой критики в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникающими отрицательными эмоциями, отнимает веру в себя. По форме деструктивная критика часто неотличима от формул внушения: «Ты безответственный человек». Однако инициатор воздействия имеет своей осознаваемой целью «улучшение» поведения адресата воздействия (а неосознаваемой – освобождение от досады и гнева, проявление силы или месть). Он отнюдь не имеет в виду закрепления и упрочения тех моделей поведения, которые описывают используемые им формулы. Характерно, что закрепление отрицательных моделей поведения – один из наиболее разрушительных и парадоксальных эффектов деструктивной критики. Известно также, что в формулах внушения и аутотренинга настойчиво отдаётся предпочтение положительным формулировкам, а не отрицанию отрицательных (например, формула «Я спокоен» предпочтительнее формулы «Я не волнуюсь»).

Деструктивные констатации – это:

    упоминания и напоминания об объективных фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить и на которые он чаще всего не мог повлиять (национальная, социальная и расовая принадлежность; городское или сельское происхождение; род занятий родителей; противоправное поведение кого-либо из близких; наследственные и хронические болезни; природная конституция; черты лица и т.п.). («Ну да, ты же из маленького города»; «Когда ты сердишься, я почему-то вспоминаю твоего брата, который попал в места не столь отдалённые».)

    «дружеские», «безобидные» ссылки и намёки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом; шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн адресата («Я часто вспоминаю, сколько мы возились всем отделом, чтобы исправить твою ошибку»).

Деструктивные констатации могут совершаться намеренно, чтобы вызвать негативные реакции партнёра, или по недоумению, недомыслию, бестактности, под влиянием импульса. Эффект во всех случаях одинаков: у адресата возникает состояние растерянности, беспомощности, смятения.

Деструктивные советы – это:

    безапелляционные указания, повеления и инструкции, не подразумеваемые социальными или рабочими отношениями партнёров.

Е.В. Сидоренко в своей работе приводит пример случая, произошедшего с ней и её американской коллегой и иллюстрирующего распространённость в нашей повседневной жизни деструктивных советов и их отрицательных последствий.

«Однажды одна американская коллега Шелби Морган сказала мне: «Я вовсе не всегда открыта для чужой критики и чужих советов. Часто мне хочется покоя и целостности, а иногда я чувствую, как что-то важное вызревает во мне. Зачем мне в этот момент чужая интервенция?» Однажды Шелби приехала ко мне на дачу со своей дочерью Сарой. Девочке было пять лет. Мы шли по платформе втроём, и у Сары шнурки от кроссовок были не завязаны. Только что прошёл дождь. Белоснежные шнурки на глазах превращались в грязные мокрые хвостики. И Шелби, и Сара не обращали на это никакого внимания. Я, наученная опытом общения с моей американской подругой, тоже помалкивала и держала возможные комментарии при себе. Однако каждая идущая нам навстречу женщина обязательно говорила что-то вроде: «Ребёнку шнурки завяжите! Смотрите, как они болтаются!» Почуяв в Шелби иностранку, они обращались уже ко мне: «Скажите ей…» и т.д. Я всем отвечала: «Спасибо» и шла дальше. После третьего такого обращения Шелби не выдержала: «Почему мы должны ходить с завязанными шнурками? Почему все вокруг лучше меня знают, что мне надо делать, и пытаются заставить меня жить по-другому? Почему в России все мне что-то советуют? Ведь это нарушение моих прав!» [Сидоренко, 2002, с. 44 - 45].

Непрошенные советы относятся к средствам психологического нападения, потому что нарушают личностные права, бросают вызов способности человека самому определять, какие вопросы задавать себе и каких избегать, на что обращать внимание, какие принимать решения и как учиться на собственных ошибках.

Другой способ силового влияния – принуждение.

Принуждение – приневоливание (стимуляция) человека к выполнению определённых действий с помощью угроз (открытых или подразумеваемых) или лишений.

Принуждение возможно только в том случае, если принуждающий действительно обладает возможностями реализации угроз, то есть полномочиями в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. Такие возможности можно назвать контролирующими . Принуждая, инициатор угрожает применением своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата нужного ему поведения.

Формы принуждения:

    Объявление жёстко определённых сроков или способов выполнения работы без каких-либо объявлений или обоснований: «Вы должны три раза проверить свои расчёты, это моё золотое правило».

    Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений: «Вы не имеете права подойти к клиенту, если я с ним веду переговоры, даже если это ваш личный знакомый».

    Запугивание возможными последствиями: «Те, кто собирается мне сейчас возразить, потом долго будут это расхлёбывать».

    Угроза наказанием, в наиболее грубых формах – физической расправой: «Вы либо делаете это ко вторнику, либо увольняетесь».

Принуждение – это способ влияния, который ограничен в области своего возможного применения, так как инициатор влияния должен обладать рычагами непсихологического давления на адресата. Если оба партнёра обладают такими рычагами, то они могут начать «мериться силами». Такое взаимодействие можно назвать открытой силовой борьбой. Побеждает тот, чьи угрозы оказались более действенными.

В повседневной жизни, особенно деловой, мы часто встречаемся с цивилизованными формами принуждения. Мы принуждены следовать условиям договора, принятого решения, официальной инструкции, правилам вежливости и т.п. Во всех этих случаях мы добровольно соглашаемся на то, что условия договора, решения и т.п. будут принуждать нас поступать соответствующим образом. По-настоящему принуждает тот запрет, решение, ограничение, наказание и т.п., которые не были согласованы с нами заранее и не имеют статуса определённого договора.

Глубокие социальные изменения, происходящие в мире в начале ХХI века, заставляют по-новому взглянуть на ряд феноменов, исследованию которых ранее уделялось недостаточно внимания. Один из них – деструктивная деятельность человека . Разрушительная сторона человеческой природы особенно ярко проявилась в ХХ веке: массовые убийства, революции, войны, многочисленные террористические акты. Средства массовой информации ежедневно сообщают о совершающихся даже в самых благополучных странах насильственных преступлениях. Призванные способствовать снижению деструктивности моральные, религиозные и правовые нормы не в состоянии полностью предотвратить ее. Даже самые комфортные условия существования не приводят к снижению деструктивности, причем она проявляется не только в отношении людей друг к другу: и природная среда, и памятники культуры, и простейшие предметы подвергаются бессмысленному разрушению. Учитывая современный уровень развития техники и технологии, деструктивная деятельность в настоящее время представляет реальную угрозу не только для отдельных социальных групп, но и для всего человечества.

Для сегодняшней России данная проблема особо актуальна, так как в стране, находящейся в условиях затянувшегося процесса трансформации, практически не существует общепринятой системы ценностей, которые сдерживали бы разрушительные тенденции, заложенные в природе человека. Кроме того, ухудшение общей социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы, социальная незащищенность людей, их разочарование в жизни, связанное с отсутствием перспектив, способствуют росту деструкции. Необходимость в исследовании назрела еще и потому, что в период становления информационного общества значительно возрастает степень влияния индивида на социум, а, следовательно, последствия деструктивной деятельности могут быть совершенно непредсказуемыми.

Следует отметить, что феномен деструктивной деятельности недостаточно исследован в науке. Даже сами понятия «деструкция», «деструктивность», «деструктивная деятельность» отсутствуют в большинстве словарей, а если и встречаются, то их трактовка заканчивается простым переводом слова. Так, например, в «Большом энциклопедическом словаре» деструкция трактуется как «нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо». В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» указывается, что деструкция – это «разрушение, нарушение правильного, нормального строения чего-либо», а под деструктивностью понимается «разрушительность; стремление к порче; неплодотворность».

Хотя наличие в природе человека разрушительного начала констатировалось многими исследователями, собственно этой теме посвящена лишь одна масштабная работа – книга Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности». Между тем внимание многих ученых привлекали частные проявления деструкции, каковыми являются убийство, самоубийство, террористическая деятельность. А ведь эти явления имеют во многом общие основания, которые необходимо выяснить. Кроме того, отдельные проявления деструктивной деятельности изучались, как правило, узкими специалистами: биологами, генетиками, психологами, сексопатологами, историками, юристами. Но известно, что только целостное изучение феномена с привлечением данных, полученных узкими специалистами, позволяет постичь его сущность. Итак, недостаточная разработанность проблемы деструкции в целом и деструктивной деятельности человека в частности, отсутствие однозначных трактовок самих терминов свидетельствуют о необходимости проведения исследования. Только глубокое изучение данной темы, анализ детерминант деструктивной деятельности, особенностей ее проявления в информационном обществе и выяснение специфики аутодеструкции, возможно, позволит выработать социокультурные механизмы, сдерживающие разрушительные начала природы человека и переориентировать деструктивные тенденции в другие сферы деятельности.

Проблема деструктивной деятельности человека достаточно мало исследована, более того, она была сформулирована лишь в ХХ веке, хотя интуитивно угадывалась мыслителями в далеком прошлом. О наличии врожденного зла в душах людей писали китайский мыслитель Сюнь-цзы и древнегреческий философ Платон . В иудео-христианской богословской традиции используется понятие «первородный грех», которое в форме мифологического образа выражает деструктивное начало, присущее человеческой природе. О разрушительных устремлениях, свойственных природе человека, упоминал И. Кант. Однако лишь в ХХ веке были предприняты попытки обоснования деструктивной деятельности человека. Одна из наиболее известных теорий, объясняющих наличие разрушительного начала в природе человека, – концепция основателя психоанализа З. Фрейда . Фрейд относился к природе человека с глубоким пессимизмом и под влиянием ужасной жестокости и разрушений, вызванных Первой мировой войной, пришел к выводу, что человеку присущи два основных инстинкта: Эрос – инстинкт жизни, энергия которого (известная как «либидо») направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни; и Танатос – инстинкт смерти, энергия которого направлена на разрушение и прекращение жизни. В основе «инстинкта смерти», считал Фрейд, лежит биологический механизм, общий для всех форм жизни. Каждый организм, размышлял он, стремится снизить нервное возбуждение до минимума. Смерть полностью снимает всякое внутреннее напряжение, и, таким образом, все органические формы жизни стремятся к смерти. Однако стремление к полному внутреннему спокойствию сталкивается с противоположной силой, инстинктом жизни. Согласно З. Фрейду, все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих двух инстинктов. Он указывал, что деструктивные тенденции имеют место у всех людей, и «...у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе». По мнению З. Фрейда, с деструктивными тенденциями нельзя не считаться, так как, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это приведет к разрушению самого индивида. Разрядку деструктивной энергии может дать катарсис – совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением. Концепцию З. Фрейда поддерживает известный психолог и психотерапевт Э. Берн . Однако данные исследователи лишь констатируют наличие деструктивных тенденций в природе человека, не проводя их глубокого анализа.

Исследованием деструктивности занимался известный американский ученый Э. Фромм . Он уделяет ей достаточно внимания в работе «Бегство от свободы» и посвящает данному феномену отдельную книгу, названную им «Анатомия человеческой деструктивности» . Э. Фромм – сторонник социокультурной детерминации деструктивности, которая, по его мнению, является одной из разновидностей агрессии. Он различает доброкачественную и злокачественную агрессию . В рамках первой он выделяет псевдоагрессию (в том числе неосторожные убийства или ранения), игровую агрессию в учебном тренинге и оборонительную агрессию (в том числе в целях защиты свободы личности и общества, своего тела, своих потребностей, мыслей, чувств, своей собственности; агрессию, связанную с реакцией человека на попытку лишить его иллюзий, обусловленную конформизмом; инструментальную агрессию, которая преследует цель обеспечить то, что необходимо и желательно). В целом доброкачественную агрессию Э. Фромм определяет как биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни и служению делу жизни. Он отмечает, что данный вид агрессии – реакция на угрозу витальным интересам индивида. Доброкачественная агрессия заложена в филогенезе, свойственна и животным, и людям, носит взрывной характер, возникает спонтанно как реакция на угрозу. В отличие от доброкачественной, злокачественная агрессия деструктивность – биологически неадаптивна, она не заложена в филогенезе, присуща исключительно человеку, не нужна для физиологического выживания – напротив, деструктивность приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – убийство и жестокие истязания – не имеют никакой цели, кроме получения удовольствия. Э. Фромм считает, что различаются спонтанная деструктивность – проявление дремлющих разрушительных импульсов, которые активизируются при чрезвычайных обстоятельствах (например, деструктивность из мести), и деструктивность, связанная со структурой характера , которая присуща конкретному индивиду в скрытой или явной форме всегда (садизм, некрофилия ). К основным причинам деструктивности Э. Фромм относит отсутствие возможностей для творческой самореализации, нарциссизм, ощущение изолированности и «никчемности». В настоящее время рост деструктивности наблюдается в связи с распространением свободы, которая несет не только положительные перемены, но и приводит к утрате чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Свободе сопутствуют чувство одиночества, собственной незначимости и отчужденности. Люди стремятся преодолеть их, «убежать от свободы». Одним из способов «бегства от свободы» , по Э. Фромму, и является деструктивность . Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других.

При несомненной ценности концепция Э. Фромма не свободна от целого ряда недостатков . Так, Э. Фромм отмечает, что агрессия, возникшая для защиты своих витальных интересов, не является злокачественной. При этом неизбежно возникает вопрос: какие интересы следует относить к витальным? Ведь сфера витальных интересов у людей гораздо шире, чем у животных, и, если отнести к ним, скажем, потребности в защищенности, стремления принадлежать к социальной группе, к достижению высокой самооценки и к самоактуализации, потребность в уважении со стороны окружающих, мы увидим, что предложенная Э. Фроммом схема деления агрессии на доброкачественную и злокачественную не применима. Ведь большинство деструктивных действий является именно следствием неудовлетворения перечисленных нами потребностей. Достаточно сложно провести водораздел между деструктивностью и оборонительной, инструментальной агрессией. Следует обратить внимание на то, что часто деструктивные действия совершаются, когда объективно никакой угрозы витальным интересам человека нет, но для субъекта эта угроза – реальность. Кроме того, Э. Фромм основное внимание уделяет таким формам проявления деструктивности, как садизм и некрофилия, оставляя без внимания аутодеструкцию, вандализм, терроризм и ряд других ее проявлений. Также, рассматривая преимущественно психологические и социокультурные основания деструктивности, он оставляет без должного внимания ее биологические и нейрофизиологические основания, не анализирует историческое многообразие форм деструктивности, подтверждая свои выводы лишь несколькими примерами.

Концепцию саморазрушительного поведения человека сформулировал Н. Фарбероу , однако она не получила широкого распространения. Он относит к саморазрушительному поведению не только завершенные самоубийства, но и алкоголизм, токсикоманию, наркотическую зависимость, пренебрежение врачебными рекомендациями, трудоголизм, делинквентные поступки, неоправданную склонность к риску, опрометчивый азарт. Этот подход позволил Н. Фарбероу разработать принципы современной профилактики самоубийств и стать инициатором создания центров их профилактики в США, а затем во многих странах мира.

Несмотря на отсутствие специальных работ, наличие проблемы деструктивности констатируется рядом отечественных и зарубежных ученых. При этом деструктивность рассматривается как компонент агрессии, вид девиантного поведения, составной элемент творчества или тип преобразования. Так, отечественный исследователь Ю.М. Антонян выделяет три компонента агрессии : конструктивный, деструктивный и дефицитарный. Он указывает, что при деструктивной агрессии активность индивида деформирована, поэтому его деятельность носит разрушительный по отношению к окружающим характер, у такого субъекта могут развиваться садистские расстройства, формироваться садистский или авторитарный характер. О.С. Осипова различает два вида девиантного поведения : созидательной и разрушительной направленности . Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме (отдельной социальной группе, страте) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом. О.С. Осипова указывает на связь девиантного поведения с риском, а также на то, что девиантное поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских , анализирующие поведенческие девиации, делят их на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение . Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), и, соответственно, внешнедеструктивное поведение. Во втором случае – внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и, соответственно, внутридеструктивное поведение. Е.В Змановская выделяет три группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное). Под аутодеструктивным она понимает поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.). По направленности и степени выраженности деструктивности Е.В. Змановская предлагает использовать следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) – просоциальное (относительно деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) – асоциальное (пассивно-деструктивное) – саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) – самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Некоторые исследователи указывают на связь деструкции и творчества. Так, В.Н. Дружинин выделяет два вида преобразования : творческое поведение , создающее новую среду, и разрушение – дезадаптивное поведение, не создающее, а уничтожающее прежнюю среду. Он отмечает, что творчество и деструкцию объединяет то, что их причиной является отчуждение человека от природы и мира в целом. Б. Карлоф подчеркивает, что в самом творческом акте неизбежно присутствует элемент деструкции. Он пишет о двух видах поведения : адаптивном , связанном с имеющимися в распоряжении человека ресурсами, и креативном , которое он определяет как «созидательное разрушение» . Интересен подход польского ученого Ю. Козелецкого к данной проблеме. По его мнению, человеку присуща «трансгрессия» – стремление к постоянному преодолению своих прежних достижений и результатов, желание выйти за пределы того, чем он обладает. Ю. Козелецкий выделяет конструктивную , созидающую трансгрессию – творчество, и деструктивную трансгрессию – действия, приводящие к разрушению прежнего. Таким образом, в науке отсутствует определенность в отношении того, что понимать под «деструктивностью» и «деструктивной деятельностью человека».

Следует отметить, что ряд вопросов, имеющих прямое отношение к деструктивной деятельности, исследуется в работах, посвященных анализу агрессии и насилия . Наиболее значимыми в этом плане являются работы зарубежных исследователей К. Лоренца, Р. Бэрона и Д. Ричардсона, А. Бандуры, Л. Берковица, Р. Бовена, Н. Зинберга и Г. Феллмана, а также статьи отечественных ученых Л.В. Скворцова, И.Ю. Залысина, А.А. Реана. В целом все работы, так или иначе затрагивающие деструктивную деятельность человека, можно разделить на две группы . К первой следует отнести труды исследователей, считающих, что деструктивность свойство, заложенное в самой природе человека ,полностью искоренить которое невозможно. Ко второй группе относятся исследования, в которых отмечается, что стремление к разрушению не присуще человеку изначально. Оно приобретается в процессе жизни в результате неудовлетворения индивидом основных потребностей, является следствием фрустрации, формируется в результате социального научения. А следовательно, изменяя условия существования, можно влиять и на деструктивную деятельность человека.

Хотя комплексно деструктивная деятельность не исследовалась, отдельные ее формы изучены достаточно глубоко. Так, исследованием самоубийства занимались Э. Дюркгейм, А. Камю, Н. Бердяев, Л.З. Трегубов и Ю.Р. Вагин, А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Л.Л. Бергельсон, И.Б. Орлова; убийства – Ю.М. Антонян; терроризма – В.В. Витюк, С.А. Эфиров, Л.А. Моджоян, Е.Г. Ляхов, А. Тахери, А.П. Шмид; каннибализма – Е. Волхард, П. Браун, Л. Каневский. Биологические и нейрофизиологические детерминанты деструктивной деятельности затрагиваются в работах Д. Дьюсбери, К. Лоренца, О. Меннинга, Р. Шовена, Я. Дембовского, М.Л. Бутовской, В.П. Эфроимсона, Р. Болтона, Дж. Вилдера. Положения, проливающие свет на социокультурные детерминанты исследуемого феномена, содержатся в трудах Э. Фромма, Б.Ф. Поршнева, А.П. Скрипника, П. Кууси.

Таким образом, анализ степени научной разработанности проблемы показывает, что комплексно она практически не исследовалась. Единственная фундаментальная работа – «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромма – не лишена недостатков, прежде всего потому, что основное внимание ее автор уделяет лишь психологическим и социокультурным основаниям исследуемого феномена, оставляя без внимания биологические, нейрофизиологические, генетические основания, а также проблему аутодеструкции. В связи с этим назрела необходимость в целостном исследовании деструктивной деятельности человека с привлечением данных частных наук: этологии, нейрофизиологии, эндокринологии, генетики, психологии, социологии, истории культуры.

Скачать книгу Лысак И.В. о деструктивной деятельности

  • Вперёд >

Термин деструктивность означает некое разрушительное , агрессивное поведение человека, которое может быть направлено как на некие внешние объекты, так и на себя самого. Состоит данное слово из приставки «де», означающей «отрицание, разрушение», и слова «структура». То есть, дословно этот термин можно перевести как «разрушение структуры».

В некоторых ситуациях понятие «деструктивность» применимо и к действиям не только человека , но и неких организаций. Так, в основе большинства тоталитарных сект лежит деструктивный культ, разрушающий психику человека. В медицине имеются понятия «деструктивные процессы», а в информатике – «деструктивный вирус».

Деструктивное поведение человека

Деструктивное поведение – термин, используемый в психологии и психоаналитике, во многом являющийся синонимом девиантному поведению. Подразумевает психоэмоциональные отклонения в поведении человека, характеризующиеся внешней агрессией, проявляющейся в потребности к разрушению.

Во многих ситуациях деструктивное поведение можно охарактеризовать как защитную реакцию человека. Подобное поведение характерно для человека со слабой волей и психикой, на которого регулярно оказывается внешнее агрессивное давление. В результате жертва психологической или физической агрессии в итоге начинает идентифицировать своё поведение с поведением агрессора. Проявлениями деструктивного поведения могут быть:

  1. Психологическ ие разрушительные воздействия, направленные на окружающих его людей , в том числе близких родственников. Человек сознательно разрывает установившиеся до этого коммуникативные связи, отвечает открытой агрессией на попытки установить с ним контакт. Подобное поведение часто встречается у подростков, не способных ещё регулировать своё психоэмоциональное состояние, и адекватно отвечать на новые вызовы, которые бросает ему окружающая жизнь. Кроме того, подобное поведение может проявляться у людей с мизантропным, замкнутым типом личности.
  2. Физические действия, направленные на окружающих людей и предметы. Такие личности склонны к хулиганским действиям , всплескам физической агрессии, беспричинному вандализму. Подобные поступки многими психологами считаются последствиями внешнего давления на человека. Причём в качестве агрессивного давления на свою личность он воспринимает не только действия неких лиц, но и вообще любые неблагоприятные жизненные обстоятельства, в возникновении которых порой виновен он сам – неприятности на работе, проблемы в личной жизни и т.д. Здесь, в отличие от банальных преступных действий, побуждающими причинами выступают не попытки завладеть некими материальными благам и, а «месть» окружающему миру.
  3. Деструктивные действия, направленные вовнутрь человека . Подобные действия могут выражаться как в психологическом самоуничижении, так и в физическом членовредительстве, вплоть до суицидальных наклонностей. Причинами такого поведения являются ощущение собственной неполноценности, невозможности противостоять воздействию внешних агрессивных факторов. Иногда демонстративное деструктивное поведение, особенно у детей и подростков, является своеобразным «призывом о помощи», попыткой дать понять окружающим взрослым, что ребёнок столкнулся с некими проблемами, неразрешимыми для него.

Деструктивному поведению человека уделяли внимание знаменитые психологи и психоаналитики – Юнг, Адлер и т.д. В смысле личностных качеств, к деструктивным традиционно относятся все те негативные качества, что мешают человеку установить нормальный контакт с остальными обитателями социума: грубость, лживость, жадность, эгоизм.

Деструктивный культ

В качестве синонимов к деструктивному культу часто используют понятия деструктивная секта, и секта-убийца. Часто деструктивный культ применяется в качестве основы во многих сектах тоталитарного характера. В зарубежной юриспруденции к деструктивным относят крайние формы тоталитарных сект, своими действиями вынуждающие своих адептов совершать убийства и самоубийства, принуждающие к членовредительству.

На Западе подобное определение появилось достаточно давно – ещё в конце 19 века. В России же того времени данный термин не употреблялся ни официально, ни в публицистике, несмотря на наличие явно деструктивных сект.

Ещё с 18 века были известны такие деструктивные культы, спорадически распространённые среди крестьянства, как скопцы, хлысты и т.д. В российском обществе понятие «деструктивная секта» появилось в 1990-х годах, когда на просторы постсоветского пространства хлынули многочисленные «пророки» и «святые», создававшие различные религиозные объединения.

Основными признаками деструктивного культа является осуществление мощного психологического давления на личность человека, полное подчинение его воли. В качестве элементов воздействия на психоэмоциональное состояние адепта могут использоваться самые различные способы и факторы – групповые эмоциональные богослужения; наркотики; секс; ограничение контактов с внешним миром. В Российской Федерации деятельность деструктивных сект преследуется законом.

Прочие понятия деструктивности

В информатике имеется понятие деструктивный вирус. Под ним подразумевается компьютерный вирус, способный внедряться в чужие компьютеры, уничтожая данные, разрушая программное обеспечение и операционную систему. В медицине термин биологическая деструкция означает разрушение клеток и тканей организма в результате некоторых патогенных процессов, например, некроза, или после смерти.

9 30 535 0

Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д.

Деструктивная модель характерна для 89% людей на планете и проявляется в тяжелые, переломные моменты жизни.

Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с такой проблемой, нужно понять что вызвало такое поведение. Разобравшись в этом, можно без большого труда и посторонней помощи справиться с деструктивностью. Обо всем этом мы расскажем в статье.

Почему возникает деструктивная модель поведения

Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнему возрасту, ребенок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.

Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребенка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упреков, ребенок не видит постоянных пьянок и растет в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения. Если происходит наоборот, первенец в группе риска.

Деструктивная деятельность имеет два вектора направления:

  1. Внешние проявления (вандализм, жестокость к животным и людям, войны, теракты, экоцид).
  2. Направление на внутренний мир человека или саморазрушение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, суицид и т.д).

Состояние усугубляется при наличии некоторых факторов:

  • Алкоголизм, разгул преступности, отсутствие мер наказания со стороны государства и правящего класса;
  • Браки по расчету, различные спекуляции;
  • Общественное безразличие (падение уровня критики и осуждения со стороны);
  • Несовершенность или полное отсутствие мер наказания за проступки.

Характерные признаки

  • Жестокое и враждебное отношение к окружающим;
  • Агрессия в общении;
  • Тенденция к разрушению материальных вещей и ценностей;
  • Тенденция к разрушению уклада жизни близких людей;
  • Отчуждение от эмоций и чувств, что приводит к неспособности чувствовать что-либо;
  • Представление опасности для собственной жизни и жизни близких.

Виды разрушительного поведения

Психологам тяжело четко определить, что же собой являет деструктивная деятельность, поскольку она неразделима с понятием нормы, а норма, все же, является понятием нестабильным.

Основная классификация видов такого поведения приведена ниже.

    Делинквентное

    Являет собой противозаконные действия человека, что влечет за собой криминальную, административную и правовую ответственность.

    Девиантное

    Модель поведения, противоречащая моральным, нравственным и этическим представлениям общественности (отличие от признанной нормы поведения).

Формы

Формы деструктивной модели могут варьироваться и отличаться в зависимости от сложившихся отношений с социумом и социальной адаптации личности.

Деструктивный конфликт - какой он?

Конфликт являет собой противоречие взглядов и интересов отдельных людей или групп лиц. Психологи призывают . В таком случае все стороны смогут высказать свое видение и прийти к консенсусу.

Деструктивное поведение характеризуется неумением адекватно воспринимать чужое мнение.

В этом случае есть два варианта ведения конфронтации:

  1. Деструктивный – индивид намерено обостряет конфликт, переходит на оскорбления и личности, излишне эмоционален, провоцирует оппонента на агрессию, усугубляя тем самым ситуацию.
  2. Конформистский – в этом случае человек подчиняется оппоненту без оговорок, даже если он с ним не согласен.

В обеих моделях подход к решению конфликта не верен, так как спорная ситуация таким образом не разрешается и оставляет возможность в дальнейшем ситуации повториться.

Чем деструктивность опасна для общества

От воздействия деструктивного человека могут страдать семья, коллектив, друзья, незнакомые люди, если речь идет об убийстве и других проявлениях делинквентного поведения. Также это подрывает психологическое здоровье самого индивида, поскольку он также пытается разрушить себя.

Личность может не понимать, что несет угрозу обществу. Именно поэтому человек нуждается в помощи, так как деструктивная модель со временем может перерасти в .

Как деструктивному человеку измениться в лучшую сторону

Для изменения состояния нужно усиленно работать над собой. По возможности, следует , если степень расстройства достаточно сильна.

и способность к состраданию

Если человек проявляет сострадание и сочувствие к другим, значит, он ощущает намного меньше агрессии к себе самому и к окружающим. Люди перестанут бояться его и начнут с ним общаться, помогать и проявлять ответные чувства.


Не бойтесь

В психологии все страхи делятся на истинные и ложные. Истинные страхи являют собой обстоятельства, которые несут реальную угрозу жизни и здоровью; ложные – все те страхи, которые человек ощущает по отношению к себе. Не бойтесь показаться смешным, неполноценным, несовершенным. Самое главное – ваше собственное адекватное восприятие самого себя. Тогда никто не сможет вас унизить или оскорбить.

Отсутствие разрядки может негативно повлиять на здоровье индивида, поэтому стоит подыскать для себя наиболее подходящий метод выхода эмоций. Для кого то это может стать музыка, кому-то больше по душе бег, кому-то нужно поколотить боксерскую грушу, а кто-то находит себя в арт-направлениях. Главное – чтобы это приносило эмоциональную разгрузку.

Начните уже, не отходя от экрана, заниматься эмоциональной разрядкой. Многие психологии практикуют в последнее время раскраски “Антистресс”. Ниже у вас есть возможность воспользоваться этой методикой абсолютно бесплатно.

Выберите как хотите закрашивать.

Если вы сами для себя будете полноценным и самодостаточным человеком, вам не придется никому ничего доказывать и самоутверждаться через других людей. Для этого займитесь личностным ростом и растите в своих глазах по отношению к себе вчерашнему.

Частые "вопросы - ответы"

    Какая есть профилактика деструктивного поведения?

    Так как деструктивному поведению наиболее подвержены подростки, а после люди, которым не уделялось должное время на воспитание, профилактические работы должны начинаться в семье с детства, иногда приобщая психолога. Алгоритм действий в следующем: понимание ребенка – баланс между желанием, возможностью и необходимостью – активизация личностных ресурсов и мотивов – отсутствие агрессии – мягкий переход к взрослению и ответственности.

    "Деструктивно" это как?

    Синонимы данного понятия – неплодотворно, разрушительно, гибельно, нестабильно, то, что опустошает, нарушает нормальную структуру.

    Что такое деструктивная деятельность?

    Что такое конструктивное поведение?

    Что такое деструкция в психологии?

    Что такое деструктивный подход?

    Что такое конструктивная и деструктивная агрессия?

    Конструктивная агрессия – это активная, любопытная позиция в жизни, желание устанавливать межличностные контакты, несмотря на препятствия и противоречия, идти к своей цели даже в неподходящих условиях, умение постоять за свое мнение, вступая в продуктивные конфликты. Данный тип агрессии дает возможность проявлять открыто свои эмоции, эмпатические переживания, интересы и мечты.
    Деструктивная агрессия, наоборот, это процесс разрушительный и уничтожающий «врагов» посредством оскорбления, унижения, высмеивания; проявления зла и желания истребить тот объект, что является в данный момент раздражителем.

    "Самодеструктивное поведение" это как?

    Иными словами, саморазрушающее. Это тип поведения человека, при котором его поступки, мысли, осознанные и подсознательные реакции направлены, чтобы принести себе вред – физический или психологический. Критическая форма – суицид, распространенная – вредные привычки, самокалечение, усугубление неприятной ситуации.

    Это такой тип личности, что можно охарактеризовать как «плодотворный и результативный». Такой человек умеет рационально вести себя в обществе, выделить и структурировать важное для себя, его слова и действия логичны, грамотно сформулированы, имеют эффективность и лишены агрессии. Люди, обладающие качеством конструктивности, мыслят в правильном порядке, движутся по направлению к своей цели.

    Деструктивные отношения – это какие?

    Их ещё называют «токсичные», потому что они не здоровые, в них плохо. Это такой вид отношений между людьми, когда один из пары теряет себя как личность, подвергается любому виду насилия и контроля, манипуляции чувством вины, чувствует массу негатива в свой адрес, саморазрушается, но не может разорвать связь, так как ощущает острую зависимость от партнера.

    Понравилась инструкция? 9 Да Нет 0