Прием верю не верю. Развитие критического мышления на уроках информатики

МБОУ Краснокоммунарская СОШ

Доклад на тему:

«Реализация стратегии смыслового чтения

на уроках математики »

Подготовила: учитель математики

МБОУ Краснокоммунарская СОШ

Япиева А.В.

2014-2015 уч.год

«Реализация стратегии смыслового чтения на уроках математики»

«Эти добрые люди и не подозревают, каких

трудов и времени стоит научиться читать.

Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать,

чтобы вполне достиг цели»

И. Гёте

Глобальные процессы информатизации общества поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Сейчас происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками информации. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения осмысленно читать относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Если мы будем говорить о математической грамотности учащихся, то её развитие напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

Уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

Уметь критически оценивать данную информацию;

Но вот парадокс, все мы прекрасно понимаем, что должны знать и уметь учащиеся,

но как нужно организовать учебный процесс на уроке, чтобы каждый, самый нерадивый ученик мог сказать: «Я это знаю и умею»

Мы говорим: « Урок – основная форма организации обучения». Но уроки могут быть

различными так же, как и их результаты.

Какой урок можно считать наиболее эффективным?

Можно ли вывести формулу эффективного урока?

Давайте попробуем.

Во-первых, ребенку на уроке должно быть интересно и понятно, зачем он изучает

данный материал и где может применить полученные знания;

Во-вторых, на уроке должна быть создана ситуация, в которой учащиеся

приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности;

И, наконец, в-третьих, если ученики успешно выполняют задания не только по

образцу, но и в измененной ситуации (идеальный вариант, когда эта ситуация

максимально приближена к конкретной жизненной проблеме), то именно такой

Обучение математике должно быть ориентировано не только на математическое

образование, в узком смысле этого слова, но и на образование с помощью математики, т.к. умение применять математические знания – основа успешной и благополучной жизни наших учеников.

Рассмотрим применения элементов технологии развития критического мышления (ТРКМ), применение которых, позволяет реализовать идеи стратегии смыслового чтения на уроке математики.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Если наши ученики умеют и читают литературные произведения, то с учебно-научными текстами дело обстоит иначе. Поэтому применение в деятельности ТРКМ позволяет решить эту проблему.

    Приём «Представление информации в кластерах»

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Чаще всего такой тип работы использую на завершающих уроках по определённой теме.

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал, который был предоставлен в учебниках или зафиксирован в словарях и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

    Приём «Инсерт»

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное.

1.Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – - думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект.
После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

    Приёмы постановки вопросов:

- ”Толстый” и “тонкий” вопрос (на этапе контроля знаний).

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

- Таблица вопросов . Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.

Что?

Кто?

Когда?

Как?

Почему?

Зачем?

    Приём « Анализируйте идеи, предположения, тексты».

Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

Предлагаю проанализировать текст по схеме: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.

    Приём “Верю - не верю”

Проводится с целью в ызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Вопрос

+” верю,

-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?

5. ……………………………………….

    Приём «Домашнее задание».

Предлагаю обучающимся самостоятельно разобрать задачу, изучить теоретический блок, и т.д.. В тетради заполнить таблицу:

Знаю

Узнал

Хочу знать

Возникли вопросы

    «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»

Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные:

Находить (в учебниках и других источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;

Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в т.ч. используя ИКТ);

Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ.

Регулятивные УУД:

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;

Планировать деятельность

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД:

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

Корректировать своё мнение;

Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения – с помощью и самостоятельно;

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

Организовывать работу в паре, группе.

Личностные УУД:

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности;

Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и своё поведение.

Применение приёмов ТРКМ позволяет формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, т.е. формировать «человека думающего». Ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Использованная литература:

    Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. – Омск.: БОУ ДПО «ИРОУОО», 2009.

    Всероссийская видеоконференция Орешкина Виктора Георгиевича «Критическое мышление: технология и приёмы», март 2012 г.

    Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – Санкт-Петербург.: «Речь», 2003 ().

    Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6

    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.

«Верю или не верю» – интеллектуальная игра, известная многим.
Правила игры «верю – не верю» очень просты – ведущий задаёт вопросы, а игрок решает, верить ли информации, которая в них содержится или нет.

Вот вопросы для игры «верю или не верю» предоставленные для примера:

За каждый правильный ответ ставим + У кого будет больше + по всем вопросам — победитель и награждается ценным подарком.
1.В Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами? (Да)
2.В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок? (Нет)
3.Авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (Да)
4.Шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками? (Да)
5.В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (Да)
6.В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (Нет)
7.Римляне носили штаны? (Нет, они носили туники и тоги)
8.Если пчела ужалит кого-либо, то она погибнет? (Да)
9.Правда ли что, пауки питаются собственной паутиной? (Да)
10.В одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс. (Нет)
11.На зиму пингвины улетают на север? (Нет, пингвины не умеют летать)
12.Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой. (Да)
13.Спартанские воины перед битвой опрыскивали волосы духами. (Да, это единственная роскошь, которую они себе позволяли)
14.Мыши подрастая становятся крысами? (Нет, это два разных отряда грызунов)
15.Некоторые лягушки умеют летать? (Да, в тропических лесах Азии и Африки)
16.Дети могут слышать более высокие звуки, чем взрослые? (Да)
17.Глаз наполнен воздухом? (Нет, глаз наполнен жидкостью)
18.Утром вы выше ростом, чем вечером? (Да)
19.В некоторых местах люди по-прежнему моются с помощью оливкового масла? (Да, в некоторых жарких странах, где не хватает воды)
20.Летучие мыши могут принимать радиосигналы? (Нет)
21.Совы не могут вращать глазами? (Да)
22.Лось является разновидностью оленя? (Да)
23.Жирафы по ночам отыскивают с помощью эха листья, которыми питаются? (Нет)
24.Дельфины — это маленькие киты? (Да)
25.Рог носорога обладает магической силой? (Нет)
26.В некоторых странах жуков-светляков используют в качестве осветительных приборов? (Да)
27.Мартышка обычно бывает размером с котенка? (Да)
28.Счастливая монета Скруджа была достоинством в 10 центов? (Да)
29.Дуремар занимался продажей лягушек? (Нет, пиявок)
30.Мойву эскимосы сушат и едят вместо хлеба? (Да)
31.Радугу можно увидеть и в полночь? (Да)
32.Больше всего репы выращивают в России? (Нет, в Америке)
33.Слон, встречаясь с незнакомым сородичем, здоровается следующим образом — кладет ему хобот в рот? (Да)
34.Настоящее имя Ганса Христиана Андерсена было Свенсен? (Нет, Ганс)
35.В медицине диагноз «синдром Мюнхгаузена» ставится пациенту, который много врет? 36.(Нет, такой диагноз ставят пациенту, у которого постоянное желание лечиться)
37.Рост Конька — Горбунка составляет два вершка? (Нет, три)
38.Первое место среди причин гибели от несчастных случаев в Японии в 1995г. заняли туфли на высоком каблуке? (Да, почти 200 японок погибли от падения с высоких каблуков)

Работа в парах. Ребята рассажены по принципу "круглого стола"(ответы на вопросы учителя с минутным обсуждением)

Учитель в роли природного явления "Радуга".

Верите ли вы, что радугу считают мостом между небом и землёй?

Существует много легенд о радуге.

Верите ли вы, что древние люди, арабы и индийцы, называли её "семицветным луком"?

Верите ли вы, что существуют такие поверья, что радуга- это "пояс богини Лады"?

Верите ли вы, что древние славяне считали, радуга "пьёт" воду из рек и озёр подобно змею, который, опустив своё жало, набирает воду, затем её выпускает- и идёт дождь?

Красный, синий, золотой.

Расскажи, ещё какой?

Жёлтый, белый и зелёный.

Серебристый и бордовый.

Да не хватит мне листа, чтобы показать... (Ответ ребят-цвета)

Верите ли вы, что каждый цвет радуги можно запомнить?

Способ запоминания последовательности цветовой гаммы радуги: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".

Путешествие в мир красок. (понятие: основные и составные цвета).

Верите ли вы, что наша радуга состоит из основных и составных цветов?

3 этап. "Цветная капель" (практическая часть: учитель в образе "Радуги" предлагает нанести на формат основные цвета).

Верите ли вы, что сейчас произойдёт чудо? (Основные краски могут превратиться в составные. Учитель предлагает в парах проделать эту работу: одни добавляют в красный цвет жёлтый, получают оранжевый; другие- в жёлтый -синий, получают зелёный; третьи -в красный-синий, получают фиолетовый)

4 этап. "Радужно - цветочная поляна".(с использованием составных и основных цветов)

Ребята друг другу передают по кругу формат, на котором каждый пишет понравившейся краской в подарок цветок. На середине стола совмещают свои форматы в единую композицию. Появилась радужно-цветочная поляна.

Результат совместной работы.

"Верите ли вы, что над такой поляной появится радуга? Если "да", то согласно легендам и поверьям над такой поляной пройдёт дождь - и цветы наши оживут.

5 этап. Рефлексия.

Ребята "по кругу" выражают своё отношение к уроку:

Я узнал...

Я научился...

Я почувствовал...

Я попробовал...

Меня удивило...

Все мы с детства знаем, что быстро поднятое не считается упавшим, черника и морковь полезны для глаз, а куриный бульон обязателен при простуде. Ученые из разных стран выяснили, какие из этих утверждений соответствуют правде, а какие являются распространенными заблуждениями, опровергнуть которые не составляет труда.

Яблоки предупреждают болезни

Неправда

Популярная английская поговорка гласит: «An apple a day keeps a doctor away» («Кто яблоко в день съедает, у того доктор не бывает»). Метью Девис (Matthew Davis) из Мичиганского университета решил проверить справедливость этого изречения. В его эксперименте приняли участие более 8000 американцев, из них 9 % действительно каждый день съедали по яблоку.

Несмотря на несомненную пользу этого фрукта, содержащего около 20 % дневной нормы клетчатки, а также железо, кальций и витамин А, оказалось , что любители яблок заболевали так же часто, как и те, кто предпочитал другие фрукты. В общем, отказываться от яблок, конечно, не стоит, но удивительными свойствами эти фрукты явно не обладают.

Куриный бульон помогает при простуде

Правда

Это подтвердили американские ученые из госпиталя «Маунт Синай» (Mount Sinai Hospital), опубликовавшие в 2012 году результаты своего исследования . В эксперименте приняли участие 15 человек с симптомами простуды. Одним была предложена холодная вода, другим - горячая, а третьих «лечили» с помощью куриного бульона, который и оказался сравнительно эффективным средством против простуды.

Авторы связывают целебные свойства бульона с содержащимся в нем карнозином - веществом, повышающим иммунитет. Важны и другие компоненты бульона: чеснок и лук содержат важные для продукции иммунных клеток органосульфиды, а витамин А из моркови способствует образованию защитных антител.

Следует выпивать не менее 8 стаканов воды в день

Неправда

Мнение о том, что взрослому человеку необходимо ежедневно выпивать как минимум два литра воды, широко распространено среди сторонников здорового образа жизни.

Впервые эта фраза была опубликована в рекомендациях Совета по продовольствию и питанию США (National Food and Nutrition Board) еще в 1945 году. Впрочем, в те годы она была длиннее и звучала так: «Норма потребления жидкости для взрослого человека составляет около 2,5 литра в день… но бóльшая часть этого количества содержится в потребляемой пище». С годами концовка предложения позабылась, а положение о 8 стаканах сохраняет популярность уже более полувека.

Результаты научных исследований последних лет указывают, что регулярное употребление большого количества жидкости никак не влияет на здоровье. Так, в 2010 году израильские ученые не выявили положительного влияния 8 стаканов воды на состояние кожи, опровергнув, таким образом, еще один миф о красоте и здоровье.

Черника и морковь улучшают зрение

Отчасти правда

Пациентам со сниженной остротой зрения врачи нередко рекомендуют включить в свой рацион морковь или чернику. Но, согласно Базе данных лекарственных средств природного происхождения (Natural Medicines Comprehensive Database), ученым пока не удалось обнаружить убедительных доказательств пользы черники для глаз.

Что касается витамина А, которым богата морковь, то его важность для зрения была неоднократно подтверждена различными исследованиями . Известно, что дефицит витамина А является одной из причин детской слепоты, а введение в рацион этого вещества помогает улучшить ночное зрение и защищает роговицу глаза от сухости. Однако сделать зрение более острым морковь, как и черника, не способна.

Быстро поднятое не считается упавшим

Правда

Студенты из Астонского университета (Aston University, Великобритания) доказали , что это правило действительно работает, а еда, находившаяся на полу менее пяти секунд, чаще всего неопасна для здоровья.

Авторы изучали вероятность заражения кишечной палочкой и золотистым стафилококком кусочков пищи, упавших на пол. В эксперименте учитывались тип пищи, вид напольного покрытия и время, которое еда пробыла на полу. Оказалось, что пища, лежавшая на ковре, заражалась бактериями гораздо медленнее, чем кусочки, упавшие на плитку или ламинат. Если же еду успевали поднять в течение 5 секунд, то риск ее инфицирования был вообще минимален.

Руководитель исследования Энтони Хилтон (Anthony Hilton) приводит интересную статистику: почти 90 % респондентов заявили, что всегда следуют «правилу пяти секунд», и выразили готовность соблюдать его в будущем.

Смех продлевает жизнь

Неизвестно

Действительно ли смех способствует долголетию, ученым выяснить пока не удалось, однако его польза для здоровья не вызывает сомнений. Так, Робин Данбар (Robin Dunbar) из Оксфорда в 2011 году доказал , что смех снижает чувствительность к боли. Оказалось, что при столь активном проявлении положительных эмоций напрягается диафрагма, мышцы спины и живота, и это мышечное напряжение влечет за собой выработку «гормонов радости» эндорфинов, которые улучшают психологическое состояние и помогают справиться с болью.

Есть хорошая новость и для тех, кто страдает избыточным весом. Мачей Буковски (Maciej Buchowski) и его коллеги считают, что смеяться нужно ежедневно. Ученые подсчитали, что 15 минут смеха в день позволяют сжечь до 40 килокалорий. Это значит, что весельчаки за год могут сбросить около двух килограммов, просто не забывая о шутках и хорошем настроении!

Ксения Скрыпник

Фото thinkstockphotos.com

Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках ОРКСЭ как условие формирования духовной, нравственной культуры младшего школьника с применением стратегии критического мышления».

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности при реализации курса ОРКСЭ

Методические задачи:

Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭ

Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию : столы и стулья расставлены для работы в 3 группах по 6 человек. На столах лежат:фломастеры, заготовки для заполнения кластера, воздушный шарик,сценарий.

Оборудование : переносная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, видеоролик, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы PowerPoint

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент. (слайд 1)

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии и присутствует на мастер-классе. Когда вы заходили в класс вы выбрали по цветномулисточку. Те, кто выбрал зеленый - того ждёт успех на занятии, оранжевый, предпочли те, кто захотел общения с коллегами, желтый - те, кто будет самым активным, а красный – самым настойчивым. Прошу до конца мастер-класса не потерять его.(слайд2)

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» объединил нас сегодня на мероприятии. Поэтому в начале мастер-класса предлагаю вам составить синквейн (пятистишье)(слайд3)

Курс ОРКСЭ

Нравственный, полезный

Учит, наставляет, помогает

Много подготовки к уроку.

Внутренний мир.

Мотивация

В своей педагогической практике я наблюдаю, что у многих детей возникают проблемы в общении, трудно ребятам высказывать своё мнение, разобраться в своём внутреннем мире, низкий уровень воспитанности, нет мотивации к осознанному нравственному поведению.Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Целью курса ОРКСЭ – является формирование, у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Курс играет важную роль в расширении кругозора учащегося, в процессе формирования порядочного гражданина.

Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образовательных стандартов второго поколения(слайд4)

Патриарх Кирилл говорил: «Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения».

Я веду модуль «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». По окончанию изучения данного курса наблюдается положительная динамика: учащиеся умеют работать в группе, слушать и слышать друг друга, уважают мнение других, из большого объёма информации умеют выделять главное.

Теоретическая часть.

Данный курс новый, много вопросов, очень важно делиться опытом друг с другом, обсуждать возникающие проблемы. При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно.

При подготовке урока использую такие технологии, как:проблемное и интерактивное обучение; технология познавательного конфликта;проектная и исследовательская деятельность; технология критического мышления.

Главной целью организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, я считаю создание условий для развития представлений младшего подростка о значении нравственных норм, и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

На уроках осуществляю свою деятельность по следующим направлениям:(слайд5)

Приобретение и использование учащимися знаний, полученных в повседневной жизни в ходе своего или на основе чужого опыта;

Развитие познавательного интереса, творческих способностей, стремления к самостоятельному приобретению знаний, основываясь на жизненных интересах и потребностях своего ребёнка;

Воспитание толерантности, уважения к истории и культуре своего народа и народов мира.

Для наиболее полного формирования активного, творческого, самостоятельного, духовнообогащённого, высоконравственного человека помогают мне в работе методы и приёмы технологии критического мышления.

Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать» Мне хотелось бы рассказать и показать, как использовать приёмы критического мышления на уроках ОРКСЭ.

Данная технология, в отличие от традиционной: меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Применение технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у учащихся надпредметные умения: (слайд7)

Ø умение работать в группе;

Ø умение графически оформить текстовый материал;

Ø умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

Ø умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

Ø формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Как строится урок критического мышления?

Приёмы технологии используемые мною на уроках.

Первая стадия – вызов

Побуждение интереса к предмету.

Эта стадия позволяет:

· актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

· вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

· побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Используя приём «Верите ли вы, что… я создаю проблемную ситуацию и перехожу к новой теме. Этот приём позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение.

«Верные и неверные предположения» или «Верите ли вы?»

Этот приём так же может использоваться в начале урока. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Например: модуль «Основы мировых религиозных культур» :

1. Люди разных религий могут жить вместе в одном государстве.

2. Священное писание иудеев называется Авеста.

3. Цель жизни христианина – обрести спасение.

4. Основатель буддизма родился в Аравии.

5. Мусульманская община называется умма.

6. Для чтения свитка Торы обычно используют специальные указки.

Прием – Игра “ Верю, не верю” или “Данетка”.

На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием «Верю, не верю» , который позволяет настроить ученика на работу, заинтересовать изучаемой темой.

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. Или после чтения текста проверяют свои ответы.