Опросник определение. Что такое опросники

Тесты

Тесты (англ. test - испытание, проверка, проба) - это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Тест позволяет определить уровень выраженности изучаемого психического свойства у испытуемого, так как индивидуальный показатель соотносится с нормой теста (определяемой в результате тестирования большой выборки испытуемых и усреднения полученных значений).

Следует заметить, что ключевое понятие в приведенном выше определении – стандарты . Во-первых, это обозначение единообразия требований ко всем условиям тестирования и инструкциям по его проведению и обработке результатов. В отношении разных лиц тест применяется унифицированно, по одному и тому же стандарту. Тем самым обеспечивается определенная гарантия уравнивания ситуативных факторов, способных поставить часть испытуемых в более выгодное положение по сравнению с остальными. Без стандартизации становится невозможным сопоставление индивидуальных результатов. Так, например, инструкции обычно предъявляются в письменном виде или (реже) зачитываются, но никак не формулируются по памяти, своими словами. После этого никому не дается персональных пояснений, индивидуальных комментариев и т. п.

Во-вторых, стандартизированностью называют перевод первичных («сырых») тестовых баллов, отражающих количество выполненных заданий, в более обобщенную шкалу, характеризующую степень индивидуальной выраженности данного психического свойства или функции. Допустим, при выполнении теста интеллекта испытуемый успешно решил определенное количество заданий. Зная только это, мы не можем еще ничего сказать о том, каков уровень его интеллекта. В самом деле, много им сделано или мало? Хорошо прошло для него испытание или плохо? Часто ли такой показатель встречается у других? А сколько заданий следовало бы выполнить, чтобы засвидетельствовать высокий уровень интеллекта? На все эти вопросы невозможно дать ответ, не имея единой для всех системы отсчета, некоего эталона. В качестве последнего обычно выступают итоги тестирования многочисленной и репрезентативной выборки. Сравнивая одного испытуемого с другими, делавшими ранее тот же тест, мы осуществляем стандартизацию по статистической норме. В последнее время все чаще применяется и несколько иной вид стандартизации, когда результаты испытуемого сопоставляют не с другими результатами, а с описанием требований общества к развитию данной функции или свойства, то есть с социально-психологическим нормативом. Как бы то ни было, стандартизация обеспечивает возможность перехода от сведений по выполнению конкретного теста тем или иным лицом к психологическим характеристикам, которые лежат в основе единообразия интерпретации.

Достоинствами метода тестирования безусловно являются: относительная простота (есть готовая инструкция, задания, способы обработки и интерпретации результатов); быстрота (время выполнения тестовых заданий ограничено); получение массового материала (тестирование можно проводить с большим количеством испытуемых). Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, что приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых мотивов и искажению результатов (желание давать социально одобряемые ответы, стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора и пр.) Результаты теста позволяют лишь измерить и описать изучаемое психическое качество испытуемого, но не дают возможности проникнуть за изучаемое явление, понять причину его проявления, не вскрывают закономерности его развития.

В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, тестирование является одним из самых распространенных методов психологического исследования. Динамично развивается его инструментарий, непрерывно совершенствуются способы обработки и интерпретации информации.

В зависимости от предмета измерения выделяют тесты:

    интеллекта, обеспечивающие изучение уровня развития мышления и познавательных процессов в целом;

    способностей, оценивающие обучаемость, возможность и легкость овладения определенными знаниями, умениями и навыками. Сюда относят тесты общих и специальных способностей;

    достижений , определяющие обученность, то есть уровень овладения знаниями, умениями и навыками в какой-либо области (учебной, профессиональной, спортивной);

    личности, направленные на изучению различных аспектов личностного развития, таких как интересы, мотивы, эмоции, отношения и др.;

    межличностные, предусматривающие оценку человеческих отношений в группе, выявление специфики коммуникативных процессов.

По характеру тестовых заданий различают следующие виды тестов:

    вербальные, материал которых представлен в словесной форме;

    образные, где работа испытуемых производится с рисунками, схемами на основе возникающих при этом наглядных представлений;

- практические, выполняемые при манипулировании реальными объектами или их заместителями;

- комбинированные, объединяющие в себе как вербальный, так и невербальный материал заданий.

По форме предъявления заданий тесты подразделяются на бланковые («бумаги и карандаша»), аппаратурные, рисуночные и устные.

В зависимости от количества испытуемых тесты делятся на индивидуальные и групповые

Использование метода тестов для научных исследований требует наличия как общепсихологических знаний, так и компетентности в области теории и практики измерения. Недостаток квалификации нередко оборачивается потерей индивидуального подхода, грубейшими дефектами интерпретации результатов, увеличением числа ошибок при организации процедуры испытания.

Опросники

Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого. В отличие от тестов, в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Опросники могут быть подразделены на

    личностные опросники

    опросники-анкеты.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты. Этим они близки к процедуре тестирования. От опросников-анкет личностные опросники отличаются следующим:

    направленностью на изучение психологических особенностей;

    стандартизацией процедур применения и интерпретации;

    опорой на содержание определенной научной концепции, теории;

    наличием норм выполнения или соответствующих критериев развития, по отношению к которым осуществляется стандартизация индивидуальных результатов, проверкой степени валидности и надежности. Это можно обозначить как достоинства этого метода. К недостаткам применения личностных опросников, как и у тестирования, можно отнести осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, искажение результатов (желание давать социально одобряемые ответы). Так же, результаты опросников-анкет не дают в полной мере понять причину поведения испытуемого. Примером может служить Опросник Айзенка по определению типа темперамента.

Опросник-анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей диагностики. Анкетирование обычно проводят с использованием данных наблюдения, которые используют при составлении опросников-анкет.

Применение опросников-анкеты в диагностике имеет целый ряд достоинств: Во-первых, это - относительная свобода в составлении анкеты, исследователь может задать вопросы по своему усмотрению, определить их количество, выбрать вид анкеты. Во-вторых, возможность охватить большое количество опрашиваемых, выявить массовые явления (интересы школьников, эмоциональный климат в коллективе в целом, отношение к учебным предметам и др.). Бесспорным достоинством этого метода является быстрое получение массового материала. Недостатком метода является то, что он позволяет вскрыть только самый верхний слой факторов: результаты не могут дать исследователю представления о многих закономерностях, относящихся к психологии. При письменном опросе отсутствует живой контакт исследователя и испытуемого, нет возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, оперативной диагностики достоверности и полноты ответов. Поэтому анкетирование часто рассматривают как средство первой ориентировки, средство предварительной разведки.

Различают три основных типа опросников-анкет:

- анкеты открытого типа (составленные из прямых вопросов) - направлены на выявление осознаваемых качеств испытуемых, предполагают размышление учащегося и распространенные ответы на вопросы анкеты. Например, вопросы: “Как ты думаешь, почему некоторые животные, птицы и растения занесены в Красную книгу?”, “Если бы тебе предложили сейчас не учиться больше, завершить образование, как бы ты поступил?”.

- анкеты селективного типа , где испытуемому на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, практически равнозначных между собой. Задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: “Какой из учебных предметов - самый интересный для тебя: алгебра, химия, физика, география?”.

Анкеты такого типа, естественно, ограничивают возможности отвечающих, но работа с ними занимает меньше времени и они лучше поддаются математической обработке.

- анкеты - шкалы , где испытуемому также на каждый вопрос предлагается ряд готовых ответов, но они расположены по шкале, от меньшего к большему; испытуемый выбирает подходящий. К этому типу относятся вопросы, требующие альтернативного ответа «да» или «нет», а так же ответов по бальной системе (по трехбалльной: 3 балла – «да», 2 балла 0 «не знаю, затрудняюсь ответить», 1 балл – «нет», по пятибалльной: 5 баллов – уверенно «да», 4 балла – больше «да», чем «нет», 3 балла – «не уверен», «не знаю», 2 балла – скорее «нет», чем «да», 1 балл – уверенно «нет»). Например, изучая отношение ребенка к школе, можно воспользоваться вопросом: “Скучаешь ли ты по школе во время школьных каникул?”. В качестве возможных ответов можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 1 - да, сильно; 2 - скучаю; 3 - иногда; 4 - не скучаю; 5 - даже не вспоминаю.

Количество вопросов в данном типе анкет определяется замыслом исследования, может достигать до 30.

Между этими типами анкет не существует принципиальных различий. Однако анкеты первого типа дают больше качественной информации о личности, но затруднен количественный анализ материала. Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Психология - тонкая наука. Даже на казалось бы элементарные вопросы она не даёт однозначного ответа. При изучении отличий опросника от теста сразу сталкиваешься с разными трактовками термина опросник . И так хочется, чтобы эти понятия заполучили в итоге одно значение и не путали бы простого человека, изучающего с помощью тестов самого себя.

Но попробуем разобраться, чем же опросник отличается от теста?

Опросник - разновидность психологических тестов?

В "Энциклопедическом словаре: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика" , изданном в 2005 году, читаем:

Опросник одна из разновидностей психологических тестов .

А вот учебник "Введение в психолого-педагогическую деятельность" сообщает о том, что опросник - это вид анкеты, которая составлена для изучения и оценки различных проявлений и свойств личности. То есть получается, что опросник похож и на тест, и на анкету.

От анкеты опросники отличаются своей целью (анкета не изучает личность), а также наличием заранее подготовленных ответов на каждый вопрос (что сближает опросник с тестом).

Опросник может дать представление как об отдельной черте личности, так и рассказать о их комплексе. В последнем случае вопросы, диагностирующие разные черты, распределяются в случайном порядке, а в процессе обработки группируются так, чтобы дать характеристику каждой черте личности опрашиваемого.

Каждая такая группа вопросов называется шкала . Результаты опросников переводят чаще всего в стандартизированные баллы, поэтому опрашиваемых можно сравнивать либо с заранее установленной нормой, либо друг с другом.

Чтобы повысить правдоподобность ответов, некоторые опросники предлагают ответить на такие вопросы, смысл и цель которых завуалирована.

Какая разница?

Теперь, когда мы имеем представление о том, что собой представляют опросники, разберёмся с тестами. Читая определение, мы сразу увидим разницу. Если опросник сравнивают с тестом и анкетой, то тест сравнить не с чем, потому что он представляет собой систему заданий, которые позволяют измерять уровень развития различных психологических качеств.

То есть главным отличием опросника является следующее:

Опросник изучает черты характера.

Тест изучает психологические качества, то есть внимание, память, воображение и так далее и тому подобное.

Кроме того, в отличие от стандартизированных опросников, тесты в проведении и обработке довольно-таки трудоёмки, проводятся индивидуально с каждым человеком и очень редко применяются в коллективе или группе.

И последнее очень важное отличие опросника от теста:

Результатом проведения опросника является количественное выражение той или иной черты личности.

Результатом проведения теста является сравнение полученного результата с некоторой установленной нормой, которая присуща конкретному типу людей. То есть у каждого теста есть так называемая шкала значений, позволяющая сразу же получить вполне определённый результат, который расскажет о человеке достаточно.

В качестве примеров опросников можно назвать следующие:

  • опросник потребности в достижении Ю.М. Орлова;
  • опросник Шмишека, позволяющий определить тип акцентуаций личности;
  • опросник Е.А. Климова, определяющий направленность личности, чтобы помочь определиться с предпочтительным типом профессии, и многие другие.

Чтобы ещё лучше понять, чем же опросник отличается от теста, нужно просто изучить себя с помощью одного из них. Тогда вы сможете полностью прочувствовать все отличия!

Методики, материал коих представляют вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться. Различаются такие типы опросников: 1) опросники открытые; 2) опросники закрытые; 3) опросники анкетные; 4) опросники личностные. Одна из проблем, с коей сталкиваются составители и пользователи опросников, следующая. адресуется к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию - то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности - из желания угодить либо боясь ответить "не так". Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности самопредставления клиента. Поэтому составители некоих опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на кои можно судить о достоверности результатов. Как правило, < это - вопросы, связанные с "мелкими слабостями" и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов. Это - распространенный, но не единственный способ.

Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия

Опросник личностной оценки, разработанный Раймондом Кэттеллом на основе 16 личностных факторов или глубинных черт, выявленных в проведенном им факторном анализе большого ряда поверхностных черт. Сам тест состоит из самооценочных утверждений относительно черт личности, например...

Психологическая энциклопедия

ОПРОСНИК - методики, материал коих представляют вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться. Различаются такие типы опросников:

1) опросники открытые;

2) опросники закрытые;

3) опросники анкетные;

4) опросники личностные.

Одна из проблем, с коей сталкиваются составители и пользователи опросников, следующая. Опросник адресуется к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию - то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности - из желания угодить либо боясь ответить «не так». Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности самопредставления клиента. Поэтому составители некоих опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на кои можно судить о достоверности результатов. Как правило, < это - вопросы, связанные с «мелкими слабостями» и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов. Это - распространенный, но не единственный способ.

Вы узнаете об особенностях и преимуществах такой подработки. Кроме того, здесь предоставлено несколько советов, которые будут полезны не только для новичков в данной сфере, но и для фрилансеров с опытом. Вам останется только подробнее изучить условия предложенных онлайн-площадок и выбрать один или несколько подходящих вариантов.

Преимущества заработка на прохождении опросов

Наверняка, вам уже известно, что — это своего рода исследования в сфере маркетинга. Их заказчиками являются различные компании, известные широкому кругу потребителей. А проводят подобные тестирования специальные онлайн-платформы. Они собирают мнение многочисленной аудитории о той или иной продукции.

Таким образом, одним из главных преимуществ подобной деятельности является возможность выражать собственное мнение, делиться впечатлениями и опытом, рассчитывая при этом на небольшое денежное вознаграждение. Ваша задача как респондента — отвечать на заданные вопросы, не пропуская ни одного из них и будучи предельно честным.

Сегодня во всемирной паутине есть множество надежных опросников, предлагающих выгодные и интересные условия сотрудничества и отличающихся определенными преимуществами. Так, к основным плюсам таких проектов можно отнести следующие:

  • отсутствие необходимости в опыте, высшем образовании, каких-либо специализированных знаниях или умениях (деятельность подходит как для студентов, так и для учеников старших классов, взрослых и даже пенсионеров);
  • доступность тестов для каждого, кто достиг 18-летнего возраста (в некоторых случаях допускаются участники от 14 лет) и проживает на территории России или других стран;
  • возможность работать в любое удобное время и в любом месте, где есть подключение к сети Интернет;
  • небольшие временные затраты (в среднем, заполнение теста занимает у людей порядка 20-25 минут).

Еще одним неоспоримым преимуществом такой занятости является то, что вы будете проинформированы одним из первых о разнообразных новинках на современном рынке. Поэтому вы сможете находиться в курсе всех событий, а ваше мнение будет иметь значение.

Список лучших опросников интернета

Перечень таких сайтов достаточно широкий. Рекомендую вам ознакомиться с успешными и надежными проектами, которым доверяют и которые оправдывают ожидания пользователей со всего мира. Так, предлагаю вашему вниманию ТОП опросников:


Ознакомившись с популярными ресурсами, вы сможете выбрать наиболее оптимальный вариант для сотрудничества. Однако перед этим рекомендую вам прочитать несколько полезных советов:

  1. Чтобы рассчитывать на более высокую прибыль, создавайте профили на нескольких сайтах. Вы можете пройти процедуру регистрации на всех известных опросниках, проверенных не только мной, но и многими другими пользователями. Таким образом, в течение месяца вы сможете пройти не 2-5 тестов, а гораздо больше. Если доход с одного сайта составит 200-300 рублей в месяц, то, соответственно, с 10 таких ресурсов вы получите 2000-3000.
  2. Количество приглашений, которые вы будете получать с того или иного проекта, напрямую зависит от вашей добросовестности и заполнения профиля. Чем подробнее вы заполните его, тем лучше.

Доверие к вашей персоне возрастет и тогда, когда вы будете проходить тестирования честно и ответственно. Поэтому сразу после активации аккаунта как можно подробнее заполните анкету, а при прохождении опросов будьте максимально внимательны и честны.

  1. Старайтесь как можно быстрее реагировать на приглашения, которые будут приходить на вашу электронную почту. Помните, что практически все опросные площадки устанавливают определенные ограничения на анкеты. Так, опрос может быть доступен в течение нескольких часов или быть открыт до того момента, пока на вопросы не ответит необходимое количество респондентов.

Поэтому целесообразно регулярно проверять почтовый ящик и сразу переходить по ссылкам. От этого напрямую зависит уровень вашего дохода.

  1. Если тот или иной проект предлагает реферальную программу, смело участвуйте в ней. Это отличный вариант, чтобы получать пассивный доход за привлечение в систему других участников. Чем больше пользователей зарегистрируется по вашей ссылке и будет проявлять активность, тем на большую прибыль можно будет рассчитывать.

Надеюсь, что вы вынесли много полезного для себя из этой статьи. Ознакомившись с перечнем надежных сайтов-опросников, которые успели хорошо зарекомендовать себя и завоевать доверие людей со всего мира, вы сможете быстрее отобрать комфортные для себя варианты. Изучайте предлагаемые ими условия, регистрируйтесь на всех понравившихся опросных площадках и зарабатывайте! Желаю вам успехов и стабильного дохода!