Общество и природа явления, которые не могут существо­вать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле

Ф.И.О. Викулова Светлана Михайловна Место работы: МБОУ «Ерзовская СОШ» Городищенского района Волгоградской области.
Предмет : изобразительное искусство. Класс : 6 урока по теме : третий урок 2 четверти (2 урок по теме «Натюрморт») Тип урока: комбинированный Тема: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Цель: формирование умения исследовать предметный мир. Форма урока: игра «Ученые-исследователи», работа по группам. УУД Личностные УУД: - осознания себя как части мира среди многообразия окружающих предметов; - формирование умение выступить в роли ученого, роли одноклассника, умение выстраивать межличностные отношения; Регулятивные УУД : - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД : - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий. Познавательные УУД: - общеучебные универсальные действия: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, взаимодействие, контроль, коррекция оценки деятельности партнера; - логические универсальные действия: анализ предметов с целью выявления признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации предметов; Постановка и решение проблемы : самостоятельное решения проблемы соотношения полученных знаний на уроке с творчеством художников-кубистов.
Планируемые результаты: Личностные результаты: - формирование навыков работы в группе при выполнении практических и творческих работ; - умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. Предметные результаты: - умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы; - знать основные геометрические фигуры и объемные тела; - выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур; - конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур. Метапредметные результаты:
– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик.

- умение анализировать, синтезировать, исследовать. Межредметные связи: с математикой. Оборудование: Для учителя: Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на СD – ROM, ресурсы сети Интернет): Презентация в POWER POINT, универсальные (компьютер, проектор, экран). Авторские презентации: «Понятие формы», «Кубизм. Натюрморт». Для учащихся: вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, цветной картон, ножницы клей, вырезанные из цветной бумаги силуэты предметов быта.
Интернет- ресурсы: к презентации: «Кубизм. Натюрморт». http:// www. wikipaintings. org/ ru/ juan- gris/ mode/ all- paintings- by- alphabet/2 - Хуан Грис. Натюрморт у открытого окна. -Хуан Грис. Натюрморт с лампой. - Хуан Грис. Натюрморт. Жалюзи. - Хуан Грис. Натюрморт. Фрукты и мандолина. - Хуан Грис. Портрет. - Хуан Грис. Натюрморт. - Пабло Пикассо. Харчевня (Ветчина). 1912 год. - Ваза с фруктами на столе. П. Пикассо 1909 год - П. Пикассо. Фотография. . Х. Грис. Натюрморт у открытого окна. 1925,"Ваза с фруктами и графин". 1914 год . Ж.Брак. Натюрморт. 1942 год
Интернет ссылки к презентации «Понятие формы». -Геометрические тела. - Основные геометрические фигуры. - Конструкция гипсовой вазы. - Конус.

Этап урока

Кроме того вы сможете заработать дополнительный бал за правильный ответ. Вам понадобятся следующие материалы: цветная бумага, ножницы, клей, вырезанные геометрические фигуры, вырезанные силуэты предметов быта. Проверьте готовность к уроку
Слайд 6. Геометрические фигуры. 1.Вопрос: Дома вы вырезали геометрические фигуры. Назовите их. 2 Вопрос: Найдите слово, которое объединяет эти предметы. 3 Вопрос: В чем их отличие?
4 Вопрос: Это простые предметы или сложные? 5 Вопрос: А можно из них сделать сложный предмет? И как это сделать? Кто желает попробовать это сделать на классной доске. Слайд 7. Практическая работа. А теперь по группам выполните эту работу. В технике аппликации. По окончанию работы выставите на доске.

Посмотрим на работы и ответим на вопросы: 1.Какие по форме получились предметы: простые или сложные? 2. Что мы сделали, чтобы создать сложный предмет? Процесс соединение отдельных частей в единое целое, называется синтезом (запись на доске.) . Слайд 8. синтез.
Ученый Совет оценит ваши работы. Критерий оценки - оригинальность, сложность созданного предмета.

Вопрос 1.Возьмите вырезанные вами силуэты предметов скажите, можно их разделит на геометрические фигуры? Вопрос 2. Как это можно сделать? Разрежьте и наклейте на лист, оставляя небольшие промежутки между частями. Процесс, когда целое делят на части, называется анализом (запись на доске.) Слайд 9. Анализ Слайд 10. Практическая работа. Пока ученые-практики выполняют работу, ученые – теоретики в это время смогут заполнить таблицу. По окончанию работы выставите на доске. Прошу по одному представителю от группы проанализировать работу: назвать геометрические фигуры, на которые вы разделили ваш предмет.

Ученый Совет оценит ваши работы (до 5 баллов) критерий оценки - умение видеть в сложной форме соотношение простых геометрических фигур.

Посмотрите на 2 предмета: конус и треугольник. 1.Вопрос: Если мы возьмем равнобедренный треугольник и будем вращать его по оси, какой предмет нас получиться? Слайд 11. Треугольник и конус. 2. Вопрос: Что между ними общего? 3 Вопрос: Чем они отличаются?

4 Вопрос: Вспомните, ещё какие объемные геометрические тела вы знаете? Слайд 12. объемные геометрические тела
5 Вопрос: И если мы возьмем сложный объемный предмет, то на какие фигуры мы его можем разделить? Слайд 13. Конструкция вазы. Мы с вами исследовали окружающие предметы, изучили конструкцию предметов. Слайд 14. Конструкция.
Ученые заполняют до конца таблички и сдают Ученому Совету, который подведет результат. В это время мы проведем проведем мини-тест. Слайд. 15. Тест.

Слайд. 16. А 1..К какой группе относятся предметы, которые изображены линиями: а. Объемные. б. Плоские. в. Линейные. Слайд 17. В 1. Соотнесите примеры, обозначенные цифрами с группами обозначенными буквами 1 геометрические фигуры и ваза. 2. треугольник и конус.
А.Простые и сложные. Б. Плоские и объемные. Слайд 18. В 2. Соотнесите: Определение 1. Процесс, когда отдельные части соединяются в единое целое. 2. процесс, когда целое делят на части. А . анализ. Б. синтез. Группы сдают ответы теста, заполненные таблицы ученому Совету. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили тест. Слайд 19 Авторская презентация: «Кубизм. Натюрморт». Учитель: Пока наш научный Совет подводит итоги, мы познакомимся с группой художников, которые жили в начале 20 века во Франции. Они искали новые пути изображения мира, в т.ч. натюрморта, не так как это изображали художники-реалисты. Слайд 20. Проблемный вопрос: Перед вами трудная задача определить, что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и этим направлением в искусстве. Запишите ответ на листочке. Вам это принесет дополнительно 5 баллов. (Презентация «Кубизм») Проблемный вопрос: что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и этим направлением в искусстве. Запишите ответ на вопрос на листочке и сдайте ученому Совету. Скажите ваш ответ на этот сложный вопрос. Проблемный вопрос: что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и направлением «кубизм»? Слайд: 21. ответ на вопрос. 12

Слайд 2

Геометрические фигуры

  • Что видите на экране?
  • Что о них можете сказать?
  • А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?
  • Слайд 3

    Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

  • Слайд 4

    • Все что нас окружает поражает разнообразием форм.
    • Величественные очертания гор.
    • Обтекаемые формы самолетов и автомобилей
    • Пластика человеческого тела
    • Громады многоэтажных зданий
    • Изящные очертания цветов, бабочекк
  • Слайд 5

    • ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И
    • ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА.
    • Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.
  • Слайд 6

    Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.

    Слайд 7

    В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.

    Слайд 8

    • Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела.
    • Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.
  • Слайд 9

    Формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Геометрические тела

    Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты.

    Слайд 12

    Наблюдая окружающие тебя предметы, установи сходство очертаний различных предметов с геометрическими телами.

    Слайд 13

    • С.И. Осипов. «Васильки»
    • А. Лактионов.
    • «Февраль» 1956
    • И. И. Левитан.
    • «Одуванчики» 1889
    • Геометрические формы мы можем найти и в произведениях художников.
  • Слайд 14

    • М. Келехсаев.
    • «с. Нар, родина Коста»
    • М. Келехсаев.
    • «Кубистический натюрморт»
    • С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой»
    • М. Келехсаев. «Изобилие»
  • Слайд 15

    ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА?

    • Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.
    • В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.
  • Слайд 16

    • Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.
    • Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение.
  • Слайд 17

    • Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.
    • Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.
  • Слайд 18

    • Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.
    • Анализ формы предметов
    • Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.
  • Слайд 19

    Творческая работа

    Придумать и составить из геометрических фигур разной величины: животных (мышку, слона, собак разной породы…) «Геометрическая семья».

    Слайд 20

    Домашнее задание

    Конструирование из бумаги геометрических тел, можно из картона, проведем выставку творческих работ по конструированию.

  • Слайд 21

    Вывод

    • Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых
    • Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида).
    • Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела.
    • Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.
  • Слайд 22

    Литература

    • Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Учебник 6 класса.
    • Москва. Просвещение. 2008.
    • 2. Н. М. Сокольникова. Основы композиции. Учебник для 5 – 8 классы.
    • Изд. «Титул». 2000.
    • 3. Б. М. Неменский. Искусство в жизни человека.
    • Методическое пособие для 6 класа.
  • Окружающая действительность состоит из предметов, образов и явлений. Все вместе они образуют многообразие форм окружающего мира.

    Понятие формы – это важная составляющая человеческого познания, которая может помочь в изучении различных направлений науки.

    Еще философы древности задумывались над значением этих понятий в жизни человека, считая все предметы состоящими из формы и материи. С развитием науки изменялись все основополагающие термины, в том числе и понятие формы. В настоящее время форма, являясь философской категорией, рассматривается вместе с содержанием.

    Действительно, для того чтобы описать любой предмет или явление, достаточно дать характеристику его форме и содержанию.

    Форма – это структурная организация содержания, его единственно возможный вид существования.

    Например, если рассмотреть молекулу воды – H2O, то можно увидеть, что она состоит из атомов водорода (H2) и кислорода (O2). Это ее содержание. Но все атомы в этой молекуле соединены между собой определенным образом, а именно: на два атома водорода приходится один атом кислорода. И это – единственно возможная форма существования молекулы воды.

    Закон диалектики

    Содержание и форма не могут существовать друг без друга, а при их взаимодействии проявляется действие второго закона диалектики «О единстве и борьбе противоположностей». Например, при соответствии формы содержанию она способствует его развитию, в противном случае она это развитие тормозит. Тогда содержание вынуждено избавиться от устаревшей формы. В этом заключается процесс развития всех явлений в природе, а основной движущей силой этого развития является взаимодействие формы и содержания.

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

    По форме какой-нибудь вещи можно ее узнать, представить и запомнить. При этом глаз воспринимает все признаки формы: величину и конфигурацию, цвет, фактуру и занимаемое в пространстве место. По конфигурации несложно узнать знакомый объект. Например, даже издалека можно по силуэту заметить сидящую кошку.

    Все окружающие предметы и явления имеют форму, в этом и заключается многообразие форм окружающего мира, а понятие формы присутствует во всех областях жизни.

    Например, форма государственного устройства – это способ политического и территориального построения государства, а форма мышления – это тот способ, который используется для выражения мысли. Особенно необходимо понимание формы в изобразительном искусстве.

    Простые геометрические тела


    Понятие и виды форм изучаются на уроках изобразительного искусства в школе, где учащимся объясняется связь между окружающими предметами и простыми геометрическими телами, к которым относятся шар, цилиндр, конус, куб, призма, пирамида и параллелепипед.

    Например, мяч, яблоко, грейпфрут и апельсин похожи на шар, а на цилиндр похожи стволы деревьев и колонны архитектурных сооружений.

    Сложные геометрические тела

    В общем, все окружающие предметы простой формы напоминают одну из простых геометрических фигур. Художники так и говорят: «Данная вещь представляет собой шар».

    Более сложные предметы для удобства их изображения на бумаге художники рассматривают как сумму простых геометрических фигур. К сложным объектам можно отнести, например, животных, птиц, автомобили и другие предметы. Для их изображения в данном случае требуется представить конструкцию предмета – его каркас, внутреннее устройство.


    Учащихся нужно научить отображать на бумаге окружающий мир. Урок строится таким образом, чтобы ученики научились объемную форму представлять состоящей из простых форм. Например, для изображения кувшина нужно сначала представить его каркас. Не рассматривая пока носик кувшина и ручку, можно заметить, что его горлышко напоминает цилиндр, а самая широкая часть похожа на шар, который с двух сторон переходит в конусы. Набросав на бумаге каркас, можно переходить к прорисовке изгибов и наложению светотени. А для изображения растения круглой формы достаточно представить шар. В случае с кувшином очень важно накладывать тень так, как бы она накладывалась на его составляющие: на шар, цилиндр и конусы. В этом случае будет правильно передан объем предмета.

    Связь форм механизмов с формами предметов природы

    Если на уроке изобразительного искусства выбрана тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», то учащимся нужно показать связь между конструкциями некоторых механизмов и их формой с формами предметов природы. Например, все замечали, как похож на птицу современный самолет. Но это не только красиво, но и целесообразно, так как его обтекаемая форма оказывает наименьшее сопротивление слоям атмосферы и подходит для полета лучше всего.


    Сравнение форм

    Среди окружающих нас вещей и в природе можно найти множество предметов, формы которых будут похожи. Например, форма самолета напоминает силуэт птицы, а формы непрерывно изменяющихся облаков напоминают формы тех предметов, на которые они становятся похожи в данный момент.

    Форма в искусстве

    Орнамент является самой древней изобразительной формой в искусстве. За ним следуют музыка и устное творчество, воплотившееся в мифах, сказках и фольклоре. Следующие на исторической лестнице развития искусства стоят театр и хореография, а за ними, уже в средние века, – архитектура, живопись и литература.


    Технический прогресс оказал свое воздействие на все сферы жизни человечества и в частности на искусство, которое проявилось в новых формах: кино, телевидении, фотографии, а позже – граффити и боди-арте. Возникновение же 3D-видео произошло благодаря совершенствованию цифровых технологий.

    Цивилизация накопила огромный художественный пласт, который является основой его духовной культуры, тогда искусство само становится формой выражения этой культуры.

    Что же такое художественная форма? Это описание действительности средствами искусства.

    Художественная форма имеет свои признаки и особенности:

    • Она наглядна, так как всегда представляется выразительными средствами.
    • Использует образ как средство выражения идеи.
    • Она экспрессивна.
    • Подчеркивает реальность мира или противопоставляется ей.
    • Она многообразна. Человеческая фантазия создает новые ее формы.

    Виды художественных форм

    Существует разделение художественной формы на внешнюю и внутреннюю:

    • Внутренняя форма произведения – это развитие его содержания.
    • Внешняя форма – это выражение художественного замысла различными средствами.

    Урок об окружающем мире и его формах дает представление о многообразии, развитии и преобразовании всего живого, прививает учащимся наблюдательность и художественный вкус.

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    1 Формы и конструкции в дизайне………………………………………………5

    1.1.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира………………..51.2. Формообразование в дизайне………………………………………………..8

    1.3. Многофункциональность конструкций в дизайне………………………..15

    Выводы по главе 1.................................................................................................20
    2 Практическое применение форм окружающей природы..............................22
    2.1. Анализ аналогов по теме исследования.......................................................22
    2.2. Разработка собственного макета по теме исследования.............................30
    Выводы по главе 2.................................................................................................32

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................39
    ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................42

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность выбранной темы обуславливается прогрессирующим развитием использования форм в предметной среде, что окружает человека. Начиная с древнего мира, когда впервые стали стилизоваться природные формы в ювелирных изделиях, в мебели, в оружии, и вплоть до сегодняшних дней не ослабевает внимание дизайнеров к многообразию природных форм и к возможности их профессионального использования в мире дизайна.

    Всё больше и больше биоформы оказывают влияние на всё, создаваемое человеком, начиная от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С развитием технологий и появлением всё новых материалов возможности использовать бионические формы и экологически чистые конструкции в дизайне становятся практически безграничными.

    Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в дизайне состоит в том, что сегодня осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и дизайна. На современном этапе дизайнерами используются не внешние формы живой природы, а только свойства и характеристики формы, являющиеся выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам дизайна.

    Актуальность темы также связаны с её важностью и значимостью для современного времени. Изучение форм окружающей нас природы и конструкций неоспоримо, как неотъемлемая часть дизайна, как одна из основ дисциплины, которая необходима для того, чтобы успешно работать сегодня на рынке современного дизайна и продолжать также успешно работать и в будущем.

    Эти размышления и объясняются актуальность выбранной нами темы курсовой работы.

    Цель работы – изучить влияние форм окружающей нас природы и конструкция на дизайн.

    Цель исследования объект и предмет обусловили формулирование и решение следующего ряда задач :

    1. Раскрыть понятие «форма».

    2. Рассмотреть многообразие форм окружающего мира.

    3. Осветить процесс формообразования в дизайне.

    4. Представить многофункциональность конструкций в дизайне.

    5. Проанализировать аналоги по теме исследования.

    6. Разработать собственный макет по теме исследования.

    Объект исследования – формообразование в дизайне.

    Предмет исследования – формы окружающей нас природы и конструкция в дизайне.

    Методы исследования . По ходу выполнения работы использовались следующие методы: изучение научной литературы, метод анализа, синтеза, наблюдения и проектирования.

    Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической частей и ряда сопутствующих параграфов, выводов по параграфам, заключения и списка используемой литературы. Во введении поставлены задачи и намечена цель; обоснована актуальность выбранной темы; намечены предмет и объект исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы о форме и конструкции в дизайне. Во второй главе представлено практическое применение форм окружающей природы в дизайне. В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы по проделанной работе.

    Формы и конструкции в дизайне

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

    Форма (forma– лат.) – это морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, которая родилась в результате содержательного преобразования материала; также это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, что представляет важнейшую категорию и формирует предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна .

    Слово «форма» имеет смысл образа, очертания и визуализации предмета. То есть, форма – это причина существования предмета. Если нет формы, то вещь не существует в пространстве и времени (см. также прил. 1).

    Понятие формы предмета – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

    Форма обитает как в пространстве, так и во времени восприятия и заключает в себе ценностно-ориентированную информацию .

    Форма в дизайне – особая организованность предмета, которая появилась как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязного единства всех его свойств – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр.

    Форма в дизайне отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям (см. рис. 1).

    Рис. 1. Форма в дизайне

    Всё, что окружает человека, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др. (см. рис. 2):

    Рис. 2 Природные формы

    Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:

    – геометрический вид (конструкция)

    – величина

    – положение в пространстве

    – фактура

    – текстура

    – светотень .

    Каждый, наверное, замечал, что форма деревьев различна в спокойный день и в ветреную погоду. Также может изменяться прямо на глазах человека форма облаков, превращаясь в рыцаря, птицу, рыбу, дракона или принимая очертания сказочного замка.

    В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слонёнка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха. Можно придумать множество подобных примеров.

    Внимательно вглядываясь в окружающий мир, человек может обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические формы или тела (см. рис. 3).

    Рис. 3. Орнамент

    На примере орнамента хорошо видно, что формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы. Это происходит потому, что человек склонен отыскивать порядок и простоту в окружающем его разнообразии.

    МЫШЛЕНИЕ ФОРМОЙ (греч. metis - "мысль") - особенное мышление художника .

    Мысль обладает огромной материализующей силой. Дух, сознание творит мыслью, которая последовательно воплощается в представления, образы , формы . Мышление человека есть внутреннее стремление овладеть собственными представлениями, побуждениями воли и чувств, воспоминаниями, ожиданиями, предчувствиями. Цель такого мышления - создать определенную ориентацию в пространстве и времени .

    В философии выделяются "познающее " и "эмоциональное " мышление, однако то и другое "состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей ". Результат мыслительной деятельности, принимающий яснуюформу , называется мыслью.

    В обычных условиях мысль принимает языковую форму , поэтому мышление именуют внутренней речью, а слово, образная речь являются носителями мысли. Конкретные формы мышления могут быть различными, они рассматриваются в качестве философских категорий (конкретное и абстрактное мышление, логическое, или дискурсивное, и интуитивное, или мышление по воспоминанию, априорное и апостериорное мышление...).

    Художественное мышление занимает особое место. В изобразительном искусстве оно основывается на последовательном отвлечении и преображении непосредственных зрительных впечатлений. Этот процесс именуется формообразованием , его содержание заключается в изобретении форм и преображении свойств природного материала в новые эстетические и художественные качества. Один из создателей теорииформообразования - А. Хильдебранд - подчеркивал, что "истинное поэтическое воздействие " возникает в изобразительном искусстве "из способа видеть ". Однако наблюдаемое еще следует преобразить "самим способом изображения ", поэтому создание художественных форм есть "не что иное, как дальнейшее развитие способности восприятия ".

    Способ художественного преображения формы , основанный на определенной системе материалов, средств и приемов, Хильдебранд назвал архитектоническим . Универсальность средств и приемов позволяет объединять термином "изобразительное искусство " архитектуру , живопись , скульптуру , графику и все разновидности декоративно-прикладного искусства . И напротив, отсутствие или слабость архитектонической организации формы , т. е. натурализм, отделяют искусство живописи , графики искульптуры от архитектурного пространства.

    Без " внутреннего построения ", качеств архитектоничности любое произведение будет мертвой копией , чертежом , механическим слепком с натуры, но не художественным произведением. "Построение ", архитектоника зрительного образа и возникающие при этом профессиональные проблемы поднимают творческий изобразительный процесс на уровень художественного мышления . Поэтому художники используют определение: мышление формой .

    Навыки подобного профессионального мышления вырабатываются постепенно, они требуют школы , огромного труда, многолетнего обучения, значительного "зрительного опыта ". Ведь в обыденной жизни люди пользуются понятийным мышлением , общаются с помощью слов и лишь в исключительных случаях прибегают к изобразительному языку, да и то в нехудожественной форме. Только преображенные формы могут выразить художественные идеи, здесь недостаточно наблюдательности и точности изображения .

    Писатель Т. Манн в шутку говорил, что если бы наблюдательность и знание жизни были бы основными в формировании творческой личности художника, то самыми выдающимися писателями были бы врачи, адвокаты и проводники спальных вагонов. Однако этого не происходит. То же можно сказать и в отношении изобразительного искусства . Самодеятельный , не получивший специальных знаний и навыков рисовальщик может достаточно точно, особенно в деталях, изобразить что-либо, но, как правило, он не способен связать отдельные наблюдения и изобразительные элементы в целое. Этот факт подтверждает практика копиистов и фальсификаторов .

    Скопировать художественное произведение, даже самое сложное, в сущности, не так трудно, это вопрос техники . Но чтобы придумать, сочинить и впервые создать некую целостность , которой до этого момента не существовало в природе, требуется художник.

    Творческое начало художнику дается от Бога, но особенноепрофессиональное мышление формой воспитывается ежедневным трудом и может стать предметом специального обучения . Недостаточность, слабость профессиональной подготовки сказывается в "рыхлостиформы " (профессиональное определение художников), когдаархитектоничность , внутренняя целостность изображения подменяются внешней схожестью с объектом , случайным нагромождением деталей, тщательно списанных с натуры, отсутствием пластических связей между ними.

    В произведениях примитивов (так именуют самодеятельных умельцев, не владеющих искусствомкомпозиции) подобная наивность не является недостатком, она компенсируется искренностью, простотой, свежестью восприятия и следованием традиции . Некоторые живописцы-дилетанты, вообще не подозревая о культуре мышления формой , сочиняют свои картины подобно тому, как дети строят дома из кубиков: исключительно по принципу формосложения на основе компиляции заимствованныхформ , игнорируя пространственные связи . Однако даже в творчестве многих выдающихся мастеров, часто имеющих академическое образование, в силу тех или иных причин и особенностей творческого метода наблюдаются изъяны формального мышления. Так, в картине Караваджо "Положение во гроб"ноги одной фигуры кажутся принадлежащими другой. Фигурам тесно в отведенном для них изобразительном пространстве, пластические связи между ними не выстроены, в результате возникает досадный курьез. В картине "Девочка с персиками" русского живописца В. А. Серова, увлеченного пленэрными , импрессионистическими задачами, списанные с натуры детали, такие как спинки стульев, "мешают " фигуре, поскольку не согласуются с ее силуэтом . "Касания" этих форм случайны и не осмыслены художником. В портрете О. К. Орловой того же мастера нога портретируемой "задевает" ножку стула, а угол картинной рамы "касается" ее шляпы, что противоречит изобразительному (концептуальному) пространству.

    В отличие от дилетантов , не подозревающих о проблемах формальной организации картины , подобные издержки в работе мастеров не являются просчетом, поскольку вытекают из особенностей их творческого метода. Наивно было бы искать в картинах импрессионистов ясную организацию пластических связей, однако их оппонент П. Сезанн ставил перед собой именно такую задачу. Если Сезанн выстраивал на картине пластические связи в воображаемом трехмерном пространстве, то представители иного течения постимпрессионизма - неопластицисты - учитывали прежде всего организацию изобразительной плоскости.

    В искусстве Классицизма и Романтизма существуют противоположные принципы мышления формой . И все же именно в таком мышлении заключается содержание изобразительного искусства . В соответствии с его спецификой подобное мышление "снимает" временное измерение, воплощая художественную идею в неповторимом пространственном решении.

    Художественное мастерство заключается в качестве организации изобразительного материала - переосмыслении временных связей, существующих в окружающей действительности , и построении особых пространственно-временных отношений, действующих на плоскости холста , в массе мраморного блока или пространственном ритме