Мое настроение (оцени по шкале). Материал для закрепления Безударные гласные, проверяемые ударением

Вопрос: Прочитайте слова.На сколько групп их можно разделить в зависимости от видов орфограмм в корне?Запишите слова по группам. Слова: Наслаждение,шорох,шлагбаум,освежаться,располагаться,жёлтый,выращенный,хоккей,расстилаться,обжора,удивительный,показался,расположение,шёлковый,загораться,замереть,батальон,решётка,искажать,исковеркать,извиняться,цитата,росток,программа,аллея,шёпот,шерстяной,цирк. 30 БАЛЛОВ!ЗАРАНЕЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

Прочитайте слова.На сколько групп их можно разделить в зависимости от видов орфограмм в корне?Запишите слова по группам. Слова: Наслаждение,шорох,шлагбаум,освежаться,располагаться,жёлтый,выращенный,хоккей,расстилаться,обжора,удивительный,показался,расположение,шёлковый,загораться,замереть,батальон,решётка,искажать,исковеркать,извиняться,цитата,росток,программа,аллея,шёпот,шерстяной,цирк. 30 БАЛЛОВ!ЗАРАНЕЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

Ответы:

1 группа: безударная гласная в корне; 2 группа:ударная гласная в корне.

Похожие вопросы

  • нарисовать орнамент прошу срочно надо
  • научите,пожалуйста как упрощать выражения.просто и понятно например 315-р+185
  • А)Молекула вещества X состоит из атомов двух элементов – N и O. Масса атома N равна 14 условных единиц, а атома O – 16 у. е. Масса молекулы вещества X составляет 92 у. е. Сколько атомов N и O входят в состав молекулы X? Б)Вещество Y состоит из тех же атомов, что и X, но молекула вещества Y в два раза легче, чем молекулы вещества X. Сколько атомов N и O входят в состав молекулы вещества Y?
  • Числа: 0,09; 0,027; 0,00243 в виде степени с основанием 0,3 ?
  • запишите произведение в виде степени 3 3 ... 3}15 множ. 8 8 ... 8}100 множ. 10 10 ... 10
  • -7 -8 2 .умножить 2 -9 2
  • помогите плиз,желательно с "Дано" и "найти" Пешеход две трети своего движения шел со скоростью 3 км в час,а оставшееся время со скоростью 6 км в час.Найдите среднюю скорость пешехода

Часть четвертая

В ряде случаев в приведенных ниже текстах возможна вариативная постановка знаков препинания. В таком случае вариативный знак препинания дан в скобках.

Тренинг 2

Увядающие (цветы), умалять (заслуги), зелёная озимь, ощи­пать (курицу), свет слепил, слезать (с печи), старожил (посёлка), посвятить (стихи), премудрый пескарь, щипать (лучину), покарать (преступника), запевать (песню), скрепить (документ печатью), угодить (начальству), нельзя обижать (детей), разредить (морковь), отворить (дверь), посветить (фонарём), приласкать (ребёнка), сторожил (сарай), развевается (флаг), умолять (о помощи), уда­рился оземь, новый халат, издать распоряжение, построить ша­лаш, слепить (снежок), обежать (дом вокруг), покорить (чужую страну), запивать (таблетку), накалить (иглу на огне), примирил (бывших врагов).

Тренинг 4

Чертёж, измениться, достижение, задевать, потемнел, спешить, трепещет, запинаться, снижать, вершина, защищать, помещать, подстегнуть, клевать, протекает, удивление, исчезновение, жилище, затмевает, зеленеет.

Бороться, новизна, обобщение, молчать, проводник, воплоще­ние, осаждать, орошение, управляться, хотелось, огорчается, сплотился, протоптал, знакомство, повторить, скосить, подстав­лять, пропадать, классический, голодание, красота, обломиться.

Размягчить, мякина, растерзать, принижать, потрясение, отя­гощать, распорядиться, оглянуться, объявление, рябина, снаряже­ние, протянуть, клянётся, размечтаться, присягать, предвещать, появление, привязаться, запрягать, расстегнуть.

Тренинг 5

Обежать (пруд), скрипел (пером), слезает (с дерева), ощипал (курицу), развевается (флаг), слизал (пенки), щипать (лучину), запевал (песню), слепил (снежок), утешать (в беде), примирил (врагов), (взошла) озимь, развивается (ребёнок), обежал (вокруг дома), (ударил) оземь, скрепил (договор печатью), примерять (костюм).

Горячая молитва, угодил (начальнику), старожил (посёлка), весенняя пора, покарать (врага), отворить (калитку), наколол (дров), прославлять (труд), полоскать (горло), благословил (де­тей), водные пары, умалять (успехи), угадать (номер), накалил (утюг), поласкать (ребёнка), сторожил (дом), отварил (яйцо), по­корить (врага), укротить (хищника).

Зацепиться (за ветку), увядают (цветы), пристежной (ворот­ник), чистота (в доме), посвящение (стихотворения), разрядил (ружьё), затяжной (прыжок), разредил (редиску на грядке), наря­дился (на бал), защищал (страну), потрясти (дерево), посветил (фонариком), очаровательный (ребёнок), увидать (друга), поста­вить запятую, сорвать рябину, частота (колебаний), просвещение (народа), зарядил (дождик), посвящение (в сан).

Тренинг 6

Помилосердствовать, обличение негодяя, благодарение, осведо­митель, сокровенный, поразительно, олицетворение, поглощать (пищу), (земля) обетованная, сопровождение, рассчитать, детво­ра, распорядитель, навевать (скуку), удесятерённый, обитатель, предвосхищать (событие), спряжение (глагола), седок, распевать частушки, завизировать (документ), ошельмовать, недостижимый, преодолеть, сострадание, сидеть (на стуле), осенить (себя крес­том), патологический, повязать косынку, вычеты, ребёнок разви­вается.

Тренинг 7

Палата, облако, абажур, жаргон, калач, кобура, фасад, эстакада, паломник, хорошо, собака, бордовый, багор, тормоза, багряный, багровый, экскаватор, транспортёр, моральный, лачуга, шалаш, конура, жонглировать, палач, нотариальный, бахрома, фонарь.

Вереница, период, поликлиника, бечёвка, университет, бензин, бидон, пескарь, стипендия, эликсир, президиум, бетон, дезинфек­ция, дисциплина, мачеха, лелеять, вкусная ветчина, манифест, свирепый, десант, веранда, библиотека, минимум, легенда, лимит, серпантин.

Тренинг 8

Паритет, вереница, сковорода, продюсер, вестибюль, палисад­ник, вентиляция, росомаха, скомпоновать, наваждение, винегрет, гастроном, делегация, бакалея, караван, серпантин, филигранный, хрестоматия, сертификат, скипидар, серенада, фимиам, папорот­ник, пропаганда, манифест, гардероб, катастрофа, панорама, ко­ридор, магистраль, параллель, патриотизм, тавтология, терапевт, эмансипация.

Тренинг 9

Периферия, ветеринар, темпераментный, компрометировать, сентиментальный, симпозиум, цивилизация, церемониальный, корреспондент, мемориал, коэффициент, квалификация, карика­тура, деликатесный, мелиорация, линолеум, рефрижератор.

Тренинг 10

1) От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. 2) Екатерина Ивановна, довольная, что так хитро подшутила над влюблённым и что её так сильно любят, захохотала и вдруг вскрикнула от испуга, так как в это самое время лошади круто поворачивали в ворота клуба и коляска накренилась. 3) Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым, раздражительным. 4) У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе ещё третий, повы­годнее, (;) и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идёт в этот дом и, проходя черед все комнаты, не обращая внима­ния на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изум­лением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: «Это ка­бинет? Это спальня? А тут что?» 5) У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; (:) жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. 6) Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему всё острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. 7) Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу: поговорили о погоде, о театре, о холере, после­довало приглашение. 8) В мягких, глубоких креслах было покойно, огни мигали так ласково в сумерках гостиной; и теперь, в летний вечер, когда долетали с улицы голоса, смех и потягивало со двора сиренью, трудно было понять, как это крепчал мороз и как захо­дившее солнце освещало своими холодными лучами снежную рав­нину и путника, одиноко шедшего по дороге... 9) Старцев вошёл в калитку, и первое, что он увидел, это белые кресты и памятники по обе стороны широкой аллеи и чёрные тени от них и от тополей; и кругом далеко было видно белое и чёрное, (;) сонные деревья склоняли свои ветви над белым. 10) Иван Петрович, видя, что гость задумчив и скучает, вынул из жилетного кармана записочки, прочёл смешное письмо немца-управляющего о том, что в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость.

Тренинг 11

Поехали на бал. Вот и дворянское собрание, и подъезд со швей­царом. Передняя с вешалками, шубы, снующие лакеи и декольтиро­ванные дамы, закрывающиеся веерами от сквозного ветра; пахнет светильным газом и солдатами. Когда Аня, идя вверх по лестнице под руку с мужем, услышала музыку и увидала в громадном зерка­ле всю себя, освещенную множеством огней, то в душе её просну­лась радость и то самое предчувствие счастья, какое испытала она в лунный вечер на полустанке. Она шла гордая, самоуверенная, в первый раз чувствуя себя не девочкой, а дамой, и невольно по­ходкою и манерами подражая своей покойной матери. И в пер­вый раз в жизни она чувствовала себя богатой и свободной. Даже присутствие мужа не стесняло её, так как, перейдя порог собрания, она уже угадала инстинктом, что близость старого мужа нисколько не унижает её, а, наоборот, кладёт на неё печать пикантной таин­ственности, которая так нравится мужчинам. В большой зале уже гремел оркестр и начались танцы. После казённой квартиры, охва­ченная впечатлениями света, пестроты, музыки, шума, Аня оки­нула взглядом и подумала: «Ах, как хорошо!» - и сразу отличила в толпе всех своих знакомых, всех, кого она раньше встречала на вечерах и гуляньях, всех этих офицеров, учителей, адвокатов, чиновников, помещиков...

Тренинг 12

Аспирантам увеличили стипендию, проживал на периферии, громадный корабль показался на горизонте, аморальный посту­пок, привилегированное сословие дворян, картины находились в галерее, старожил посёлка отдыхал в палисаднике, волосы раз­вевались на ветру, багровые и багряные тона соседствуют на кар­тине, автор этого романа любит олицетворения, отварить карто­фель, дождь зарядил в понедельник к вечеру, третейский суд не оправдал рецидивиста, облокотиться на колонну, компоненты этого лекарства нельзя заменить, листья папоротника развевались на сильном ветру, вереница всадников тянулась несколько минут, сорвать рябиновую гроздь для украшения террасы, поэтесса была очаровательна и восхитительна в бордовом платье, фасад здания был аккуратно выкрашен лиловой краской, писатель с удесяте­рённым усердием взялся за эпилог романа, пассивно следить за раз­вивающимися событиями.

Тренинг 13

1) У самой дороги вспорхнул стрепет. 2) Мелькая крыльями и хвостом, он, залитый солнцем, походил на рыболовную блесну или на прудового мотылька, у которого, когда он мелькает над водой, крылья сливаются с усиками, и кажется, что усики растут у него спереди, и сзади, и с боков. 3) Дрожа в воздухе, как на­секомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно испуганный облаком пыли, понёсся в сторону, и долго ещё было видно его мелькание... 4) А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чём дело, из тра­вы вылетел коростель. 5) Холмы всё ещё тонули в лиловой дали, и не было видно им конца; мелькал бурьян, булыжник, проноси­лись сжатые полосы, и всё те же грачи да коршун, солидно взма­хивающий крыльями, летали над степью. 6) Воздух всё больше застывал от зноя и тишины, покорная природа цепенела в мол­чании... 7) Заунывная песня то замирала, то опять проносилась в стоячем, душном воздухе, ручей монотонно журчал, лошади жевали, и время тянулось бесконечно, точно оно застыло и оста­новилось. 8) Егорушка" поднял голову и посоловевшими глазами поглядел впереди себя; лиловая даль, бывшая до сих пор непод­вижною, закачалась вместе с небом и понеслась куда-то ещё даль­ше... 9) Из холма, склеенного природой из громадных, уродливых камней, сквозь трубочку из болиголова, оставленную каким-то неведомым благодетелем, тонкой струйкой бежала вода. 10) Над осокой пролетели знакомые три бекаса, и в их писке слышались тревога и досада, что их согнали с ручья.

Тренинг 14

Направо сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она тотчас же снова сверкнула вдали. Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя. Даль заметно почернела и уж чаще, чем каждую минуту, мигала бледным светом, как веками. Чернота её, точно от тяжести, склонялась вправо.

Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошёлся по железной крыше. Веро­ятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо.

Между далью и правым горизонтом мигнула молния и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с темнотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной мас­сой; на краю её, на периферии, висели чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то озорное выражение. Явственно и глухо проворчал гром. Егорушка быстро перекрестился и стал надевать пальто.

Тренинг 18

Расстилался, вытертый, отмирающий, приподниматься, зажи­галка, собирать, замер, подбираться, отпереть, словосочетание, проблески, принимать, вычитание, блистать, протирать, выжегший, почитать (старших), выберу, препираться, блестящий, начинать, продерусь, постелю, сочетать, занимательный, отберу, вытертый, замирать, зажигалка.

Тренинг 19

Расположение, загореться, пловчиха, изложение, Ростислав, соприкасаться, ростки, подгорелый, склониться, промочить (ноги), плавники, выросший, полог, озарить, зоревать, уровень, каса­тельная, ростовщик, выгореть, творец, заровнять (землю), Ростов, скачок, сравнить, сравнять (с землёй), выскочка, промокашка, коснулся, поклонился, расскакаться, пригореть, озарять, зарница, погорельцы, уровень, поплавок, уклониться, плавучесть, натворить, отрасль, преклоняться, непромокаемое, сравнение, ровесники, скачу, погорелец, горелки, касательная, поплавок, нагореть, плав­никовый, заросли, творить, приращение.

Тренинг 20

Блистательное предположение, расстилается по равнине, заря разгорается, преклоняться перед творцом блистательной пьесы, подскакать к зарослям блестящих камышей, принялся предлагать ровесникам отведать выращенные им овощи, замер на мгновение от озарившей меня блестящей мысли, заниматься сравнительным анализом, члены предложения, вычитать предлагаемую сумму, принимаю ваше предложение, принимать участие в судьбе начи­нающего драматурга, выровнять дорожку, в зарослях сирени, раз­беру сложное предложение и выберу из него относительные при­лагательные.

Пригород, столик, шёпот, лесной, садовый, заговорить

Для правильного написания этих слов нужно уметь выделять значимые части слова.

Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают?

Постановка цели и задач урока

Тема: Состав слова

Повторение и обобщение изученного материала

Морфемика (определение) Морфемика (греч. morph - форма) - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова
Словообразование (определение) Раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов и законы образования слов.
Морфема (определение) (греч) наименьшая, неделимая, значимая часть слова. Она не подлежит дальнейшему членению.
Чем отличается морфема от слова? 1.Слово существует самостоятельно, а морфема существует только в составе слова; 2.морфема строительный материал для слова, а слово строительный материал для предложения; 3.слово принадлежит к какой-то части речи, а морфема - нет
Состав слова Слова состоят из морфем
Как делятся морфемы? На корневые и аффиксальные
Корневая морфема (корень) Эт о общая часть родственных слов, в корне заключено основное лексическое значение.(вода, водовоз, подводник, водяной) -к корню могут присоединяться другие морфемы; -в корне могут происходить различные чередования гласных и согласных. Без корня слова нет
Аффиксальные морфемы Помимо корня есть аффиксы: - приставка (префикс)–стоит перед корнем и служит для образования новых слов или для грамматических форм слова (писать -списать); -суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов или для грамматических форм слова (писать- писал); -окончание (флексия) это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Это всегда формообразующий аффикс.; -соединительные гласные о,е (интерфиксы –выполняют функцию соединительных элементов. Это словообразующие аффиксы.); --ся,- сь (постфикс) служит для образования новых слов или грамматических форм слова
Как делятся аффиксы? На словообразующие(служат для образования новых слов) и формообразующие(служат для образования формы слова)
Основа слова Это часть слова без окончания. Основы делятся на -непроизводные (состоит только из корня, например-вода) и -производные (включает корень, приставки и суффиксы)
Морфемный разбор слова 1.выделить основу и окончание; 2.определить производная или непроизводная основа; 3.определить окончание, его значение; 4.подбирать родственные слова и определить корень; 5. выделить приставки и суффиксы. 6. сделать вывод о морфемном составе слова.

Образец разбора. Привокзальный

1.Изменяем слово и находим основу и окончание.

2.основа слова производная, простая

3. окончание –ый передает значение формы

И.п., ед. ч., м.р.

4.находим родственные слова (вокзал, вокзальный, находим корень)

5.выделяем приставку, суффиес.

6.вывод: При-вокзаль –н-ый

Закрепление

6.1.«Это интересно!»

В процессе исторического развития языка некоторые приставки и суффиксы слились с корнем и перестали выделяться. Таким образом мог измениться морфемный состав слова.

Например, слова дар и пир когда-то были образованы с помощью суффикса-р от глаголов дать и пить . В современном языке этот суффикс уже не вычленяется, и мы выделяем корни дар- и пир -. От этих существительных теперь образованы новые глаголы: дарить и пировать . Иногда полезно выделить бывшие морфемы, чтобы объяснить правописание слова.

Например, в словах торговля и торжество в современном языке выделяют разные корни, произошлиэти слова от одного корня торг -: на торгах по традиции устраивались народные гулянья . Отсюда и торжество . Зная историческуюсвязь этих слов, мы не ошибёмся в написании безударного

гласного в слове торжество .

В словах подъём и съёмка мы пишем твёрдый знак после прежде выделявшихся приставок, хотя в современном языке эти бывшие приставки уже входят в состав

Упражнение № 73

Упражнение №79

6.4. Объяснительное письмо по цепочке

1. Отметьте слова, в которых пишется буква а .

1) Оза рение 2) прико сновение, 3) выскочка, 4) ростовщичество, 5) склонение, 6) зоренька, 7) погорелец, 8) неприкосновенность, 9) пловчиха, 10) творение, 11) вскакивать, 12) зарастание, 13) равнина, 14) откл.а.няться, 15) разгореться, 16) макание, 17) сплавлять, 18) равноденствие, 19) утварь, 20) росток.

2. Отметьте слова, в которых пишется буква и .

1) Расстелить, 2) оттирать, 3) блестеть, 4) разбирать, 5) цирк, 6) цыган, 7) умереть, 8) сжигать, 9) скворцы, 10) панцирь, 11) цыплёнок, 12) обжигание, 13) станция, 14) сестрицын, 15) вычитать.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква ё .

1) Чёрт, 2) мажор, 3) стажёр, 4) ночёвка, 5) сгущёнка, 6) сильный ожог, 7) мальчонка, 8) испечён, 9) плащом, 10) горячо, 11) ещё, 12) камышовый, 13) поджог дом, 14) княжон, 15) копчёный.

4. Отметьте слова, в которых пишется буква е .

1) Предобрый, 2) прикрыть, 3) пригород, 4) привилегия, 7) приоритет, 8) приступить (закон), 9) претворить в жизнь, 10) блестящий, 11) замочил 12) пальчик, 13) платочек, 14) ситечко, 15) луковичка.

5. Отметьте слова, в которых пишется буква ъ .

1) Безъядерный, 2) варьировать, 3) кабальеро, 4) въявь, 5) инъекция, 6) изъян, 7) почтальон, 8) мышьяковый, 9) фельетон, 10) межъязыковый, 11) разъединённый, 12) съёмочный, 13) фельдъегерь, 14) четырехъярусный, 15) каньон.

6. Отметьте слова, в которых пишется буква з .

1) Безболезненный, 2) бестрепетный, 3) разлагать, 4) безграничный, 5) бесцензурный, 6) исключить, 7) раскаиваться, 8) безжизненный, 9) распознавать, 10) бесшабашный.

Рефлексия

Правописание каких орфограмм мы сегодня повторили?

Что такое морфема?

Какой раздел науки о языке изучает состав слова?

В конце урока

Мое настроение (оцени по шкале).

Цели урока:

  • раскрыть значение суффикса А в глаголах;
  • познакомить с правописанием Е-И в корнях с чередованием;
  • отработать навыки написания Е-И в корнях с чередованием;
  • выработать умение видеть орфограмму в тексте;
  • повторить типы и стили речи;
  • отработать навыки составления предложений определённой конструкции;
  • закрепить умение отличать словосочетания от грамматической основы предложения.

I. Организационный момент

II. Повторение. Лингвистическая разминка

Что такое глагол? Приведите примеры. Определить вид глагола: встречаться, рисовать, встретиться, рассмотреть, рассматривать, подрисовать, прогуляться, прогуливаться.

III. Объяснение нового материала

Образовать однокоренные глаголы при помощи суффикса а.

Даны глаголы: вытереть, выжечь, выстелить, блестеть, замереть, запереть.

Каким способом вы образовали глаголы? (Суффиксальным )

Как называются такие пары глаголов? (Видовые )

Что изменилось у глаголов при появлении суффикса а? (Вид, написание гласной в корне )

Глаголы однокоренные, а гласные в корне разные.Как называется это явление? (Чередование )

Выводы:

1) О написании гласных в корнях глаголов с чередованием;

2) О роли суффикса а в глаголах. (Если после корня есть суффикс А, то в корне пишется буква И, а если суффикса А нет – Е. Также суффикс А изменяет вид глагола.)

Если в правильном порядке расставить слова, то можно узнать тему сегодняшнего урока.

А, корнем, суффикс, управляет, как. (Как суффикс А управляет корнем )

Чтение правила в учебнике, стр. 257.

Обратить внимание на корни, их надо запомнить.

Здесь не хватает корня чет – чит . Подпишите.

А также запомните слова исключения: сочетать, сочетание, словосочетание.

Шуточно эту орфограмму называют Ира. Кто догадался почему?

(Многие корни с чередованием содержат это сочетание букв. Так будет легче запомнить)

Чтение и запоминание стихотворения.

Если после корня – а,
В корне будет и всегда!
Вот пример, запоминай:
“Ноги вытер? Вытирай!”

Выписать слова с чередованием, объяснить написание.

IV. Закрепление

Устное упражнение (работает весь класс, отвечают по цепочке или по желанию).

Объяснить выбор гласной в словах, написанных на доске.

Выж..чь, пост..лить, прот..рать, отд..рать, заб..рут, изб..рать, нат..реть, соч..тать.

Предупредительный диктант. (У доски работает 1 человек, сначала проговаривает написание, а потом делает запись.)

Зажигаются огни, замирать от восторга, вытерла руки, собирают мёд, блистательная победа, блеснуло озеро, выбирать марки, расстелить ковёр, стереть с доски.

Все ли сочетания слов в диктовке являются словосочетаниями? Почему?

Составить с любым сочетанием слов по 1 предложению:

1 ряд – с однородными членами,

2 ряд – с обращением,

3 ряд – сложное предложение.

Найти ошибку (слова выведены через кодоскоп), объяснить написание.

постелить, запиреть, блестит, избирать; (запиреть)

обдирает, стереть, берут, поджегает; (поджегает)

умереть, напирает, вытирает, блестает; (блестает)

Линейный диктант на 12слов.

Блистать, расстелить, замирать, удирать, постелить, вытереть, собираю, блестеть, расстилать, прибирать, замереть, соберу.

И, е, и, и, е, е, и, е, и, и, е, е.

Найти 4 лишнее.

примерять, отмирать, замереть, вымирать;

мирный, помирились, мир, умирать ;

умереть, замерять, отмерить, размерять.

Как называются такие слова? (Слова с омонимичными корнями )

Прослушать отрывок.

Является ли он текстом? Доказать.(Детям раздается текст на парты, см. Приложение 1)

Из-за горизонта показалось солнце, и вся природа как будто замерла в ожидании чуда.

Перед нами расстилалась широкая равнина, которая всё больше становилась похожей на необыкновенный цветочный ковёр. Капельки росы на растениях блистали от ласковых прикосновений тёплых лучей солнца, словно волшебник рассыпал миллионы алмазов. Вдали заблестело гладкое зеркало большого озера, от него низко над лугом начал стелиться туман, придавая загадочности пробуждению природы. От такой красоты замирало сердце.

  • Определить стиль, тип речи, озаглавить текст. (Художественный, т.к. в тексте есть сравнения, эпитеты, олицетворение. Тип – описание.)
  • Объяснить недостающие знаки препинания.
  • Какие слова с чередующимися гласными встречаются в тексте? Выписать, объяснить написание.
  • Выписать остальные слова с пропущенными буквами, объяснить написание.

V. Подведение итогов урока.

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

VI. Д/з. Упр.653, параграф 113.

Литература

1. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.- 23-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 239 с.

2. Русский язык. Тренинг. Дидактические материалы для закрепления знаний. 5 класс / О. Л. Брынцева. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 240 с. – (Экспресс-проверка знаний).

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..варный

переб..рёшь

просл..вляя

вр..щение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

обАяние-НГ

кОварный-НГ

перебЕрёшь-ЧГ

прослАвляя-ПГ

врАщение-НГ

Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит, списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.

Ответ: переберёшь.

Ответ: переберёшь

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее часто употребляемые слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой