Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Сложные союзные предложения Определить типы сложных предложений

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил

Все наше общение происходит посредством слов. Можно разговаривать с собеседником, а можно писать письма. Слова образуются в предложения, являясь основой для письменной и устной речи. И нередко при составлении сложного предложения возникает сомнение в его безошибочности.

Определение сложного предложения

Сложное предложение можно представить как единство нескольких простых предложений. Связанное смысловым и грамматическим единством, оформленное интонационно, сложное предложение имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (подлежащее и сказуемое).

Например: Утром шел дождь, и дороги покрылись блестящими лужами . В данном предложении две грамматические основы – шел дождь и дороги покрылись.

Виды сложных предложений

Все виды сложных предложений, существующих в русском языке, можно представить в виде схемы:


Образование союзных сложных предложений происходит с помощью союза. Для каждого вида они разные.

Сложносочиненное предложение

В таком предложении части равноправны и независимы друг от друга, вопросы от одной к другой не задаются.

В зависимости от союзов, присутствующих в предложении, сложносочиненные предложения делятся на три группы:

  • Соединительные. События происходят последовательно или одновременно. К ним относятся союзы И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ДА, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, ДА И (Уже совсем стемнело, и нужно было расставаться ).
  • Противительные. Действия противопоставлены друг другу, используются союзы НО, А, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ (Мы ждали их очень долго, но они так и не пришли ).
  • Разделительные. События чередуются или взаимоисключаются. Присущи союзы ЛИБО, ИЛИ, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО,ТО ЛИ…ТО ЛИ (То ли солнце светит, то ли дождь идет ).


Сложноподчиненное предложение

Основным отличием таких предложений является наличие главной и зависимой (придаточной) части. Простые предложения соединяются подчинительными союзами и союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ХОТЯ, КАКОЙ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ и др., которые размещаются всегда в придаточной части. Она, в свою очередь, может располагаться как перед главной частью, так и в ее середине или в конце (Мы поедем загорать, если будет хорошая погода ).


Бессоюзное предложение

Соединение простых предложений происходит без помощи союзов или союзных слов, а только интонацией и смыслом. Бессоюзные сложные предложения делятся на два типа: равноправные – порядок расположения частей предложения свободный (Наступила весна, птицы звонче запели песни ), и неравноправные – когда одна из частей несет основной смысл высказывания, а другие его раскрывают (Мне нравится весна: пригревает солнце, тает снег, появляются первые подснежники ).


Пунктуация в сложных предложениях

Решая, какой знак препинания использовать в сложных предложениях, следует придерживаться правила, что простые предложения всегда разделяются. В большинстве случаев это запятая. Но есть исключения.

В сложносочиненном предложении запятая не ставится, если его части разделены союзами И, ИЛИ, ЛИБО и имеют общее придаточное предложение или общий второстепенный член (Землю окутал белым покрывалом снег и осушил мороз ). Так же запятая не ставится между двумя вопросительными предложениями (Сколько сейчас времени и когда придет отец? ).

Сложноподчиненное предложение не имеет запятую в случае, когда несколько однородных придаточных предложения соединены союзами И, ИЛИ (Я думаю, что сегодня прекрасный день и можно пойти на прогулку). Такие выражения, как ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО, КТО ВО ЧТО ГОРАЗД, КАК НИ В ЧЕМ НЕ БЫВАЛО и др. не являются придаточными предложениями и запятой не отделяются.

В бессоюзном предложении знак препинания есть всегда, главное – разобраться, какой именно. Двоеточие ставится, когда в придаточном предложении содержится причина, разъяснение или дополнение к главному. В этом случае двоеточие можно условно заменить на союзы ЧТО, ПОТОМУ ЧТО, А ИМЕННО (Я люблю лето: (=потому что) можно гулять дольше ). Тире обычно используется там, где происходит противопоставление, вывод или результат, а также указывается время совершения действия. При быстрой смене событий так же ставится тире (Сыр выпал – с ним была плутовка такова ). Во всех остальных случаях в бессоюзном предложении ставится запятая.


Возможно, выражение сложное предложение звучит немного пугающе. Но в нем нет ничего действительно сложного. Запомнив признаки, по которым они различаются, без труда удастся составить красивый и грамотный текст.

) сложное предложение понимается как соединение, сочетание, сцепление предложений , каждое из которых сохраняет свою смысловую и структурную самостоятельность. Считая, что простое предложение, входящее в состав сложного, не утрачивает своих существенных признаков, сторонники данной точки зрения приходят, в частности, к отрицанию существования сложносочинённого предложения как синтаксической единицы.

Согласно второй концепции сущности сложного предложения (обоснованной в трудах В. А. Богородицкого , H. С. Поспелова, В. В. Виноградова) его компоненты, составляя единую синтаксическую единицу, теряют свою самостоятельность. Эта точка зрения получила наибольшее распространение. Однако перед её сторонниками встаёт вопрос о том, в чём состоит отличие сложного предложения от простого. По этому вопросу между лингвистами наметились определённые разногласия.

Третьи полагают, что простые предложения становятся компонентами сложного предложения, претерпевая определённые изменения под влиянием синтаксической связи, однако компоненты сложного предложения характеризуются различной степенью подобия простым предложениям. Одни могут отличаться и по структуре, и по функциям, других может отличать только отсутствие коммуникативной самостоятельности.

Виды сложных предложений

Сложные предложения бывают четырёх видов, которые различают по типам связи между простыми предложениями в составе сложных.

Сложносочинённое предложение

Здесь сложное предложение с союзной и бессоюзной связью состоит из двух блоков, соединенных сочинительным союзом «и».

Первый блок состоит из 5 частей и представляет собой по форме СПП с последовательным и однородным подчинением.

Второй блок состоит из 4 частей и представляет собой СПП с однородным и последовательным подчинением.

Примечания

Ссылки

  • Основные виды сложных предложений (видеоурок, программа 9 класса)

Литература

  • Бархударов Л. С., Колшанский Г. В. К проблеме структуры сложного предложения.// Профессору Моск. ун-та академику В. В. Виноградову. Сб. статей по языкознанию. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1958. - С. 40-53.
  • Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики. - 5-е изд., перераб. - М.-Л.: Гос. соц. экон. изд-во, 1935. - 354 с.
  • Ванников Ю. B., Котляр Т. Р. Вопросы строения предложения. - Саратов: изд-во Саратовск. ун-та, 1960. - 63 с.
  • Васильева Н. М. Структура сложного предложения /на материале французского языка раннего периода/. - М.: Высшая школа, 1967. - 233 с.
  • Виноградов В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения (на материале русского языка). // Вопросы грамматического строя: Сб. статей. - М.: изд-во АН СССР, 1955. - С. 389-435.
  • Грамматика современного русского литературного языка. - М.: Наука, 1970. - 767 с.
  • Гулыга Е. В. Теория сложноподчиненного предложения в современном немецком языке. - М.: Высшая школа, 1971. - 206 с.
  • Джепко Л. П. Структурно-семантические и функциональные особенности бессоюзных сложносочиненных предложений в современном английском языке: Дис. … канд. филол. наук. - М.: МГЛУ , 1993. - 250 с.
  • Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. - М.: Наука, 1973. - 351 с.
  • Иванова И. П., Бурлакова B. В., Почепцов Г. Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. - М.: Высшая школа, 1981. - 286 с.
  • Ильенко С. Г. Вопросы теории сложноподчиненного предложения в современном русском языке: Автореф. дис. … доктора филол. наук. - Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т, 1964. - 37 с.
  • Иофик Л. Л. Существует ли сложносочиненное предложение в английском языке? (к вопросу о форме сложного предложения). // НДВШ. Филологические науки. - 1958. - № 2. - C. 107-119.
  • Иофик Л. Л. Проблема структуры сложного предложения в новоанглийском языке: Автореф. дис. … доктора филол. наук. - Л.: Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова, 1965. - 41 с.
  • Иофик Л. Л. Сложное предложение в новоанглийском языке. - Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 214 с.
  • Колосова Т. А. Семантические отношения в сложном предложении.// НДВШ. Филологические науки. - 1972. - № 5. - C. 61-72.
  • Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. - М.: Просвещение, 1977. - 188 с.
  • Максимов Л. Ю. Многомерная классификация сложноподчиненных предложений (на материале современного русского литературного языка): Автореф. дис. … доктора филол. наук. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1971. - 29 с.
  • Пешковский A. M. Русский синтаксис в научном освещении. - 7-е изд. - М.: Учпедгиз, 1956. - 511 с.
  • Пешковский A. M. Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений.// Пешковский A. M. Избранные труды. - М.: Учпедгиз, 1959. - С. 52-57.
  • Поспелов Н. С. О грамматической природе сложного предложения.// Вопросы синтаксиса современного русского языка: Сб. статей. - М.: Учпедгиз, 1950. - C. 321-337.
  • Русская грамматика. Синтаксис. - Т. 2./ Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1980. - 709 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сложное предложение" в других словарях:

    Предложение, состоящее из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простыми предложениями, но образующее единое смысловое, конструктивное и интонационное целое. Единство и цельность сложного предложения создаются для отдельных его типов… … Словарь лингвистических терминов

    Сложное предложение - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Сложное словосочетание, обозначенное интонацией, как законченное целое, и состоящее из двух или более предложений, т. е. словосочетаний с формой сказуемости, связанных друг с другом теми или другими формальными признаками … Словарь литературных терминов

    Конструкция из простых предложений, обозначающая несколько ситуаций, связанных какими либо отношениями. По характеру синтаксической связи (см. Синтаксис) своих частей сложное предложение может быть сложноподчинённым, сложносочинённым или… … Литературная энциклопедия

    сложное предложение - Сложное словосочетание, обозначенное интонацией как законченное целое и состоящее из двух или более предложений, т. е. словосочетаний с формой сказуемости, связанных друг с другом теми или другими формальными признаками (союзами,… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    Сложное предложение - Сложное предложение синтаксическая конструкция, образующаяся путём соединения нескольких (минимум двух) предложений на основе союзных связей сочинения и подчинения или нулевой союзной связи бессоюзия. Традиционно термин «С. п.» ориентирует на… … Лингвистический энциклопедический словарь

    сложное предложение - Структурное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предложению. С.п. имеет: 1) собственное грамматическое значение; 2) грамматическую форму; 3) собственные структурные показатели.… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    сложное предложение - Структурное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предложению. С.п. имеет: 1) собственное грамматическое значение; 2) грамматическую форму; 3) собственные структурные показатели … Синтаксис: Словарь-справочник

И.А. МАРТЬЯНОВА

ПРОСТО О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложное предложение

- предложение с несколькими грамматическими основами.

Шел дождь унылый, вялый,

И маятник стучал (Бальм.).

В школьной программе сложное предложение определяется как “состоящее из нескольких простых”, однако лучше называть эти “простые предложения” частями (в вузовской программе - предикативными частями) сложного предложения, так как простое предложение в составе сложного видоизменяется, приспосабливается к синтаксическому содружеству. Например, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения “Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду! “ (Довл.) не имеют смысловой и интонационной законченности. Напомним, что именно поэтому отдельные части сложного предложения не определяются по интонациии (эмоциональной окраске) и цели высказывания.

Виды сложных предложений

Традиционно, в зависимости от наличия или отсутствия средств связи, а также их характера, сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные предложения.

Средствами связи в сложносочиненных предложениях выступают сочинительные союзы, а в сложноподчиненных предложениях - подчинительные союзы и союзные слова.

Сложносочиненное предложение: Всего на одно лишь мгновенье раскрылись две створки ворот, и вышло мое поколенье в свой самый последний поход (Окудж.)

Сложноподчиненное предложение: Я прожил долгую жизнь только потому, что никогда не читал рецензий на свои книги (Шкл.); Я тот, кого никто не любит (Лерм.).

Бессоюзное сложное предложение: Для меня теперь самое мертвое время: не думаю и не пишу и чувствую себя приятно глупым (Л.Т.).

Подчас бывает трудно определить, к какому типу сложного предложения относятся конкретные примеры. Имеются в виду предложения с присоединительными и пояснительными отношениями (союзы да и, да, то есть и др.), которые относят к сложносочиненным: 1) Жизнь не берегла Казакевича, да и он сам себя не берег (Пауст.); Я там чуть не умер сголода, да еще вдобавок меня хотели утопить (Лерм.); 2) Мама и поцеловала меня, то есть я позволил себя поцеловать (Дост.). А также предложения с сопоставительными отношениями (союзы если - то, тогда как, между тем как), которые представляют собой переходное явление между сложноподчиненным (по типу союза) и сложносочиненным (вследствие грамматического равноправия частей) предложениями: Если женские слезы возбуждают сожаление; то мужские производят неприятное и жуткое чувство... (М.-С.); Дед всячески старается унизить его (Клима. - Сост.), тогда как все другие взрослые заботливо возвышают (Горьк.). Предложения, обе части которых находятся в отношении взаимоподчинения, относятся к сложноподчиненным: Едва мы отъехали, как повалил снег (Лерм).


Для разбора предлагается, как правило, сложноподчиненное предложение или сложное предложение с разными видами связи (с подчинением, сочинением или бессоюзием), что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения, а также бессоюзного сложного или сложносочиненного предложений. Приведем планы разбора и прокомментируем их отдельные пункты.

План разбора сложноподчиненного предложения

1.По интонации (восклицательное/невосклицательное).

2.По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3. Сложноподчиненное предложение, состоит из... глав. и... придаточных частей.

4. Типы придаточных, их место в сложном предложении.

5. Характер подчинения, если в предложении более одной придаточной части, (последовательное, однородное, неоднородное).

6. Характер средств связи (союзы, союзы-частицы, союзные слова).

Определяя типы придаточных, можно ориентироваться на разные классификации сложноподчиненных предложений, существующие в школьной программе. Давно уже стала традиционной классификация, в которой выделяются предложения с придаточными

определительными (отвечающими на вопросы какой?, который?, чей?) : Самолюбие - архимедов рычаг, которым землюможно с места сдвинуть (Тург.); По лицею разнеслась весть, что приедет Державин (Ю.Т.); Семья. где не читают книг, - семья. духовно неполноценная (Павл.); Я представить не могу положения, чтобы когда-нибудь было нечего делать (Дост.);

изъяснительными (отвечающими на падежные вопросы кто?, что? и др.): Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит (Тург.); Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее (Гог.); Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть (Чех.);

обстоятельственными:

Куда дерево клонилось, туда и повалилось - места (где?, куда?, откуда?);

Когда пронзительнее свиста, я слышу английский язык - я вижу Оливера Твиста над кипами конторских книг (Манд.) - времени (когда?, как долго?, с каких пор?, до каких пор?) ;

Если с человека не потребовать многого. то от него и не получишь многого (Мак.) - условия (при каком условии?) ;

Я надела узкую юбку, чтоб казаться еще стройней (Ахм.) - цели (зачем?, для чего?, с какой целью?) ;

Она, эта строчка, не столько вырывается из, сколько отрывается от контекста, потому что это сказано именно голосом души... (И.Б.) - причины (почему?, отчего?);

Воспитанные люди уважают человеческую личность, потому они всегда снисходительны, мягки, уступчивы - следствия (что из этого следует?);

Сколько б другой мне ни выдумал пыток, верной ему не была (Ахм.) - уступительное (вопреки чему?, несмотря на что?) ; Вы опять. злой человек, не заехали ко мне. Хотя это так легко было сделать. Толстой

Декабристское движение прошло над Россией, как будто прошлись магнитом и подобрали все железное (Шкл.) - сравнительное (как?) ;

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих (Дост.) - степени (в какой степени?);

Как аукнется, так и откликнется - образа действия (как?, каким образом?);

присоединительными : Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь (П.).

В школьном учебнике В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой присутствует другая классификация придаточных предложений (придаточные подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные и обстоятельственные разных типов), которые определяются по вопросу и по соотношению с членами простого предложения: Кто хочет, тот добьется (подлежащное); Человек таков, каково его представление о счастье (Сухомл.) - сказуемное; Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом (Рад.) - обстоятельственное, условно-временное, и т.д.

Оба подхода предполагают, что в значении придаточных могут появляться дополнительные оттенки, например, в значении придаточных времени - условный оттенок, что особенно очевидно при использовании союза когда - то, синонимичного союзу если - то: Мы,когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо (Чех.). Возможен и уступительный оттенок: Я слишком сама любила смеяться,когда нельзя! (Цв.)

Следует различать предложения со сравнительным оборотом, являющимся обособленным обстоятельством сравнения: Власть отвратительна, как руки брадобрея (Манд.), и сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными: Как плуги брошены, ржавеют якоря (Манд.) - двусоставными или односоставными предложениями, имеющими грамматическую основу (в данном случае подлежащее плуги и составное именное сказуемое с опущенной связкой брошены ). Сравнительные придаточные, как и сравнительные обороты, могут присоединяться разными союзами (как, как будто, будто, точно, словно): Декабристское движение прошло над Россией,как будто прошлись магнитом и подобрали все железное (Шкл.); Улицы были пусты,точно все вымерли (Сераф.).

Нередко встает вопрос: как определить придаточное в предложениях типа “Чем глубже в лес, тем больше дров”? Вопрос вполне оправданный, потому что он является спорным и в синтаксической теории. Школьник может определить это придаточное как условное с союзом чем - тем (заметим, что в некоторых пособиях подобные придаточные рассматриваются как сравнительные).

Встречаются и трудные случаи определения причинных придаточных: Сперва я, должно быть, выражался довольно неясно, потому что она долго меня не понимала (Л. Т.); Должно быть, кто-нибудь остался ночевать, потому что Петр Дмитрич к кому-то обращался и громко говорил (Чех.). Трудность заключается в том, что о причине сообщается не в придаточной части, а в главной. В синтаксической теории такие предложения выделяются в особый подтип и называются придаточными причинного обоснования.

В традиционной классификации сложноподчиненных предложений есть такие, о которых часто забывают абитуриенты и школьники, - это предложения, к придаточным которых нельзя поставить вопрос: Катенька вспыхнула до ушей и потупилась, что привело Кенина в восторг (М.-С.). Они называются присоединительными (встречаются и другие термины - подчинительно-присоединительные, относительно-распространи-тельные), средством связи в них обычно выступает союзное слово что . Не меньшие сложности вызывает и определение предложений с придаточными степени, в значении которых присутствует оттенок следствия: Ему (Левину. - Сост.) так понравилась эта работа, что он раз пять принимался косить (Л.Т.).

Вам знакомо научное название, которое начинается словом сложные...

Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.

Например, носорог (два корня нос- и рог-, буква о - соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е - соединительная гласная).

Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.

Тема урока: «Простое и сложное предложения. Союзы».

Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?

1) Прозвенел звонок.

2) Ребята зашли в класс.

3) Начался первый урок.

4) Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

Найдём грамматические основы.

Предложение, в котором одна грамматическая основа, - простое предложение.

1, 2 и 3 предложения простые , так как в каждом из них по одной основе.

4 предложение сложное , состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.

Части сложного предложения - это не просто соединённые вместе простые.

Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.

Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса .

2) Распевают синицы , звонко отстукивает клювом дятел .

Кто? синицы, что делают? распевают - первая основа.

Кто? дятел, что делает? отстукивает - вторая основа.

Это сложное предложение, состоит из двух частей.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги , обнажатся на полях проталины , зажурчат ручейки , пожалуют грачи .

Что? солнце, что сделает? пригреет - первая основа.

Дороги почернеют - вторая основа.

проталины обнажатся - третья основа.

Ручейки зажурчат - четвёртая основа.

Грачи пожалуют - пятая основа.

Это сложное предложение, состоит из пяти частей

Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

1) Зима приближается , холодное небо часто хмурится .

Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит запятая.

2) Днём пригревало солнце , а ночью морозы доходили до пяти градусов.

3) Ветер затих , и погода улучшилась .

4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . Перед союзом стоит запятая.

Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих. Такие члены предложения называются однородными. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.

Какой вывод можно сделать из сравнения этих схем?

В первой строке даны схемы сложных предложений, а во второй строке - схемы простых предложений с однородными сказуемыми (они показаны в кружке).

В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.

Помни!

1. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.

2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены - запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения - запятая обычно нужна.

Потренируемся. Поставим пропущенные запятые.

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

2) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву)

3) Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. (По К. Паустовскому)

4) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин)

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых - собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.

2) Люди спали , и собака ревниво сторожила их.

Предложение сложное, так как две основы - люди спали, собака сторожила. Союз и соединяет части сложного предложения, поэтому перед союзом нужна запятая.

3) Пеликан бродил вокруг нас, шипел , кричал , но в руки не давался .

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и 4 сказуемых - пеликан бродил, шипел, кричал, не давался. Перед союзом но всегда ставится запятая. Запятые ставим между однородными сказуемыми.

4) Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

Предложение сложное, так как две основы - весна сияет, лес засыпан. Перед союзом но всегда ставится запятая.

Рассмотрите схемы и решите, за какими схемами скрываются сложные предложения, а за какими - простые с однородными членами; в каких их них нужно поставить знаки препинания.

Первые три схемы отражают строение простого предложения с однородными главными членами. Они обведены в кружок. В 1 схеме запятая не нужна, так как однородные подлежащие соединяет союз и . Во 2 и 3 схемах должны быть поставлены запятые. 4 схема соответствует сложному предложению. В ней тоже должна быть поставлена запятая между частями сложного предложения.

Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что , - чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.

Приведём примеры.

Мы увидели , что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

что ставится запятая.

Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья . (К. Паустовский)

Это сложное предложение, перед словом чтобы ставится запятая.

Птицы умеют сообщать обо всём голосом, поэтому они поют.

Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.

Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.

Это сложное предложение, перед словом потому что ставится запятая.

1. Как-то днём Винни - Пух прогуливался по лесу и ворчал себе под нос новую песенку.

2. Винни - Пух вставал рано, по утрам он старательно занимался гимнастикой.

3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.

(Б. Заходер)

3.

1 предложению соответствует 3 схема, так как это простое предложение с одним подлежащим (Винни-Пух) и двумя сказуемыми (прогуливался и ворчал).

2 предложению соответствует схема 1, так как это сложное предложение имеет две основы (Винни-Пух вставал, он занимался). Запятая разделяет части предложения.

3 предложению соответствует 2 схема, так как это простое предложение с одной основой (Винни дошёл).

На уроке вы узнали, что предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Части сложных предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . При письме части сложного предложения разделяются запятой.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Zankov.ru ().
  • Найди в предложениях главные члены. Какое предложение текста сложное - 1-е или 2-е? Как называется оставшееся предложение?

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

(По В. Бианки)

  • Вставь две пропущенные запятые в предложениях.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке. (По И. Соколову-Микитову)

Найди предложение с союзом и . Что он соединяет - однородные члены или части сложного предложения? Нужные для ответа слова подчеркни.

  • Впиши союзы и, а, но. Подчеркни основы, отметь однородные члены и поставь, где нужно, запятые.

Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о разных океанах. (По Э. Успенскому)

Кот воровал рыбу мясо сметану _ хлеб. Однажды он разрыл жестяную банку с червями. Их он не съел _ на банку с червями сбежались куры _ склевали наш запас. (По К. Паустовскому)