Литературно-исторические заметки юного техника. Курс русской истории

В.О. Ключевский

«В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли». (В.О. Ключевский)

Василий Осипович Ключевский родился в селе Воскресенском недалеко от Пензы в семье бедного приходского священника, который был первым учителем мальчика, но который трагически погиб, когда Василию было всего 9 лет. Семья перебралась в Пензу, где поселилась в небольшом домике, переданном одним из друзей священника.

Окончил сначала пензенское духовное училище, а затем духовную семинарию.

В 1861 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Его преподавателями были Н.М. Леонтьев, Ф.М. Буслаев, К.Н. Победоносцев, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев, лекции которых оказали на молодого историка большое влияние. «Соловьев давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведенный сквозь цепь обобщенных фактов, взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет», — писал впоследствии Ключевский.

Музей Ключевского в Пензе

Карьера

После окончания университета Ключевский остается здесь преподавать и начинает работу о древнерусских святых, которая стала его магистерской диссертацией. Попутно он пишет несколько работ по истории церкви и русской религиозной мысли: «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря», «Псковские споры», «Содействие церкви успехам русского гражданского порядка и права», «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства», «Западное влияние и церковный раскол в России ХVII века» и др.

Ключевский много сил отдает преподаванию: в 1871 г. его избирают на кафедру русской истории в Московской духовной академии, на которой он работал до 1906 г.; затем он начал преподавать в Александровском военном училище, а также на высших женских курсах. Его научная и преподавательская карьера быстро идет вверх: в сентябре 1879 г. его избирают доцентом Московского университета, в 1882 г. — экстраординарным, в 1885 г. — ординарным профессором.

В.О. Ключевский

В 1893 — 1895 годах он читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу (сыну Александра III) ; преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества; в 1893 — 1905 годах был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете.

Он являлся академиком и почетным академиком ряда научных обществ.

За Ключевским утвердилась слава блестящего лектора, который умел захватывать внимание аудитории силой анализа, даром изображения, глубокой начитанностью. Он блистал остроумием, афоризмами, эпиграммами, которые востребованы и сегодня. Его работы всегда вызывали полемику, в которую он старался не вмешиваться. Темы его работ исключительно разнообразны: положение крестьянства, земские соборы Древней Руси, реформы Ивана Грозного…

Его волновала история духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей. К этой теме относится ряд статей и речей Ключевского о С.М. Соловьеве, Пушкине, Лермонтове, Н.И. Новикове, Фонвизине, Екатерине II, Петре Великом. Он издал «Краткое пособие по Русской истории», а в 1904 г. приступил к изданию полного курса. Всего вышло 4 тома, доведенных до времени Екатерины II.

В. Ключевский излагает строго субъективное понимание русской истории, устраняя обзор и критику и не вступая ни с кем в полемику. Он полагает в основу курса факты не по их действительному значению в истории, а по их методологическому значению.

«Курс русской истории»

Самый известный научный труд Ключевского – «Курс русской истории» в 5-ти частях. Он работал над ним более 30 лет, но решился к его публикации только в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории Ключевский считает колонизацию России, вокруг колонизации и развертываются основные события: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней».

Ключевский разделил русскую историю на четыре периода:

I период — приблизительно с VIII до XIII в., когда русское население сосредоточивалось в основном на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь тогда политически была разбита на обособленные города, а в экономике господствовала внешняя торговля.

II период — XIII – середина XV в., когда главная масса народа переместилась в междуречье верхней Волги и Оки. Это по-прежнему раздробленная страна, но на княжеские уделы. Основу экономики составлял вольный крестьянский земледельческий труд.

Памятник Ключевскому в Пензе

III период — с половины XV в. до второго десятилетия XVII в., когда русское население колонизирует донские и средневолжские черноземы; произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства.

IV период — до середины XIX в. (более позднее время Курс не охватывал) – время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей

Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя, самодержавие опирается на военно-служилый класс – дворянство. К крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность.

«В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли», – писал Ключевский. Жизнь самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов. По убеждениям он был умеренным консерватором , политические выступления его крайне немногочисленны. Но если они и были, то всегда отличались оригинальностью мышления и никогда не были в угоду кому-то. Позиция у него была только своя. Например, он произнес в 1894 г. «Похвальное слово» Александру III, которое вызвало возмущение революционного студенчества, настороженно отнесся к революции 1905 г.

"Исторические портреты" В. Ключевского

Его «Исторические портреты» включают ряд биографий известных людей:

Первые Киевские князья, Андрей Боголюбский, Иван III, Иван Никитич Берсень-Беклемишев и Максим Грек, Иван Грозный, Царь Федор, Борис Годунов, Лжедимитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Царь Михаил Романов, Царь Алексей Михайлович, Петр Великий, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета I, Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II.
Созидатели земли русской
Добрые люди Древней Руси, Нестор и Сильвестр, Сергий Радонежский, Иван Никитич Берсень-Беклемишев и Максим Грек, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, К.Минин и Д.М. Пожарский, Патриарх Никон, Симеон Полоцкий, А. Л. Ордин-Нащокин, князь В.В. Голицын, князь Д.М. Голицын, Н.И. Новиков,
М.М. Сперанский, А.С. Пушкин, декабристы, H.M. Карамзин, К.Н. Бестужев-Рюмин, С.М. Соловьев,
Т.Н. Грановский.

Могила Ключевского в Донском монастыре

Афоризмы В. Ключевского

  • Быть счастливым значит не желать того, чего нельзя получить.
  • Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.
  • В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.
  • Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
  • Злой дурак злится на других за собственную глупость.
  • Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.
  • Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.
  • Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться - значит прощать.
  • Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.
  • Люди ищут себя везде, только не в себе самих.
  • Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают.
  • Мысль без морали - недомыслие, мораль без мысли - фанатизм.
  • Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.
  • Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает: женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.
  • Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
  • Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.
  • Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.
  • Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.
  • Самое умное в жизни - все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.
  • Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым - значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.
  • Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым - это вообразить себя таким.
  • Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.
  • Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля.
  • Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые - влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.
  • Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
  • Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы - нет.
  • Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается.
  • Характер - власть над самим собой, талант - власть над другими.
  • Христы редко являются, как кометы, но иуды не переводятся, как комары.
  • Человек - это величайшая скотина в мире.
  • В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

Василий Ключевский (1841-1911 гг.) - крупнейший и один из самых видных российских историков второй половины XIX века. Его по праву считают основателем буржуазного экономизма в отечественной историографии, поскольку он первый обратил самое пристальное внимание на изучение народной жизни и экономические основы общественного быта.

Некоторые сведения о юности историка

Ключевский Василий Осипович, краткая биография которого представлена в настоящем разделе, родился в 1841 году в Он был сыном сельского священника. Его оба деда и прадеда также были священнослужителями. Поэтому церковное учение оказало на него большое влияние. Интерес к православной истории исследователь сохранил на всю жизнь: его первая диссертация была посвящена житиям святых, а в своих знаменитых курсах по русской истории он неизменно обращался к духовному развитию народа и роли православия в прошлом страны.

Василий Ключевский учился в пензенском приходском училище и пензенской семинарии, однако решил посвятить себя светской науке истории. Его привлекал историко-филологический факультет Московского университета, который был центром общественно-политической жизни в рассматриваемое время. Однако церковное образование оказало на него большое влияние. Сам историк признавался, что изучение схоластики развило в нем умение логически мыслить.

Годы учебы и первые исследования

Ключевский Василий Осипович, краткая биография которого продолжена в настоящем разделе, четыре года проучился в Московском университете. Это время стало определяющим в выборе его профессии и тематики исследований. Большое влияние на него оказали лекции историка Ф. Буслаева. Тогда же будущий ученый очень сильно заинтересовался народной культурой, фольклором, поговорками, пословицами.

Василий Ключевский решил посвятить себя изучению основ народной жизни, как он выражался. Его первая диссертация была посвящена тщательному изучению агиографической литературы. До него никто из отечественных историков не занимался так подробно данной тематикой. Другое крупное исследование посвящено изучению состава Василий Ключевский очень тщательно проанализировал те социальные слои, которые входили в этот совещательный орган при российских князьях и царях. Его работа открыла новые подходы в историографии при изучении социальной структуры общества. Его методология включала подробнейший анализ всех проявлений жизни и быта простого народа, что было особенно актуально для России во второй половине XIX века после отмены крепостного права.

Работы по истории

Василий Ключевский, биография которого была вкратце представлена в предыдущих разделах, известен как автор знаменитого курса лекций, которые он читал на протяжении нескольких десятилетий. Будучи прекрасным оратором, он великолепно владел литературным языком, который делал его выступления особенно яркими и выразительными. Благодаря метким и остроумным замечаниями и заключениям, которыми он сопровождал свои научные рассуждения, его лекции приобрели особенную популярность. Василий Ключевский, история России которого стала настоящим эталоном не только для его учеников, но и для многих других отечественных ученых, также прославился как вдумчивый наблюдатель над бытом русского народа. До него исследователи, как правило, обращали внимание на политические события и факты, поэтому его работы без преувеличения можно назвать настоящим прорывом в историографии.

Язык ученого

Особенностью лексики Ключевского является выразительность, меткость и яркость высказываний. Исследователь умел очень четко выразить свои мысли по поводу самых разных проблем современности и прошлого. Например, ему принадлежит следующее высказывание о реформах первого российского императора: «От большой стройки всегда остается много сора, и в торопливой работе Петра пропадало много добра». Историк часто прибегал к подобного рода сравнениям и метафорам, которые, отличаясь остроумием, тем не менее, очень хорошо передавали его мысли.

Интересно его высказывание о Екатерине II, которую он называл «последней случайностью на русском престоле». Ученый довольно часто прибегал к подобным сравнениям, которые позволяли лучше усвоить пройденный материал. Многие выражение Ключевского стали своего рода поговорками в отечественной историографии. Нередко на его фразы ссылаются для того, чтобы придать выразительности рассуждениям. Многие его слова стали афоризмами. Так, высказывание «В России центр на периферии» почти сразу ушло в народ: его нередко можно встретить в прессе, на симпозиумах, конференциях.

Ученый об истории и жизни

Мысли Ключевского отличаются оригинальностью и своеобразием. Так, он на свой лад переделал знаменитую латинскую поговорку о том, что история учит жизни: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Меткость, четкость и яркость языка принесли ученому не только всероссийскую, но и мировую славу: многие иностранные исследователи, изучая историю России, ссылаются именно на его труды. Представляют интерес и те афоризмы историка, в которых он выражал свое отношение не только к истории, но и к общефилософским проблемам вообще: «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь».

Некоторые факты из биографии

В заключение следует обозначить несколько интересных моментов из жизни этого выдающегося исследователя. Будущий исследователь научился читать в четыре года и с самого раннего детства проявил удивительную способность к учебе. В то же время он боролся с заиканием и в результате больших усилий сумел преодолеть этот порок и стать блестящим оратором. Он принимал участие в знаменитых Петергофских совещаниях по составлению проекта думы, а также баллотировался в качестве депутата от однако не прошел. Итак, Ключевский Василий Осипович, биография и творчество которого стали предметом настоящего исследования, является одним из ведущих отечественных специалистов по изучению российской истории.

Настоящие лекции – общий курс истории России, в котором В. О. Ключевский изложил свою концепцию исторического развития России.

Ученый полагает, что цель изучения местной истории такая же, как цель изучения человеческой истории вообще. Предмет всеобщей истории – это процесс человеческого общежития. Это общежитие слагается из взаимодействия различных общественных элементов, сил, строящих человеческое общество. Эти силы: природа и люди, лицо и общественный союз, власть и право, труд и капитал, знание и искусство и т.д. Эти силы присутствуют в каждом обществе, но общество, ими созидаемое, в разные времена и в различных местах выходит не одинаковым по своему характеру и своим формам. Это происходит оттого, что перечисленные общественные силы в разных местах и разные времена приходят не в одинаковые сочетания. Чем более разнообразные сочетания элементов мы изучаем, тем более узнаем новых свойств в общественных элементах, тем полнее познаем природу каждого из них.

Путем исторического изучения мы познаем не только природу общественных элементов, но и их механизм, узнаем, когда известная общественная сила двигала человечество вперед и когда задерживала его движение, когда, например, капитал уничтожал свободный труд, не усиливая его производительности, и когда, наоборот, этот капитал помогал труду стать более производительным, не порабощая его. Таким образом, в курсе истории России В. О. Ключевского интересуют прежде всего следующие вопросы: какие своеобразные местные сочетания представляет данная история отдельного народа, как возникали эти своеобразные сочетания, какие новые свойства обнаруживали действующие в ней стихии. В своем изложении он ограничивается фактами экономической и политической жизни и делит историю на периоды, соответствующие изменениям отношений между основными общественными элементами.

Первая часть включает три периода. Первый период продолжается с VIII до конца XII века, когда масса русского населения сосредоточивалась на среднем и верхнем Днепре с его притоками и историческим его водным продолжением областью Ловати-Волхова. Второй период – это время Верхне-Волжской удельной Руси с конца XII до половины XV века. Третий период начинается со вступления Иоанна III на княжеский стол в 1462 году и продолжается до 1613 года, когда на московском престоле появляется новая династия

Вторая часть включает четвертый период – с 1613 года, когда земский собор выбрал на московский престол царя Михаила Федоровича до 1762 года – перемен в государственном положении дворянства, землевладельческом и служебном.

Третья часть включает два отдела. Первый посвящен XVIII веку. Второй включает конец XVIII века и XIX столетие – по царствование Александра II (в приложении говорится об Александре III).

Лекции по русской истории:

1. Научная задача изучения местной истории. Исторический процесс. История Культуры или цивилизации. Историческая социология. Две точки зрения в Историческом изучении - культурно-историческая и социологическая. Методологическое удобство и дидактическая целесообразность второй из них в Изучении местной истории. Схема социально-исторического процесса. Значение Местных и временных сочетаний общественных элементов в историческом изучении. Методологические удобства изучения русской истории с этой точки зрения.

2. План курса. Колонизация страны как основной Факт русской истории. Периоды русской истории как главные моменты колонизации. Господствующие факты каждого периода. Видимая неполнота плана. Исторические Факты и так называемые идеи. Различное происхождение и взаимодействие тех и Других. Когда идея становится историческим фактом? Существо и методологическое Значение фактов политических и экономических. Практическая цель изучения Отечественной истории.

3. Форма поверхности европейской России. Климат. Геологическое происхождение Равнины. Почва. Ботанические пояса. Рельеф равнины. Почвенные воды и атмосферные Осадки. Речные бассейны.

4. Влияние природы страны на историю её народа. Схема отношения человека к Природе. Значение почвенных и ботанических полос и речной сети русской равнины. Значение окско-волжского междуречья как узла колонизационного, Народнохозяйственного и политического. Лес, степь и реки: значение их в русской Истории и отношение к ним русского человека. Можно ли по современным Впечатлениям судить о действии природы страны на настроение древнего человека? Некоторые угрожающие явления в природе равнины.

5. Начальная летопись как основной источник для изучения первого периода нашей Истории. Летописное дело в древней Руси; первичные летописи и летописные своды. Древнейшие списки начальной летописи. Следы древнего киевского летописца в Начальном летописном своде. Кто этот летописец? Главные составные части Начальной летописи. Как они соединены в цельный свод. Хронологический план Свода. Нестор и Сильвестр.

6. Историко-критический разбор начальной летописи. Её значение для дальнейшего Русского летописания, ошибочность хронологической основы свода и происхождение Ошибки. Обработка составных частей свода его составителем. Неполнота древнейших Списков начальной летописи. Идея славянского единства, положенная в её основу. Отношение к летописи изучающего. Летописи 12 века. Исторические воззрения Летописца.

7. Главные факты первого периода русской истории. Два взгляда на её начало. Народы, Обитавшие в южной России до восточных славян, и их отношение к русской истории. Какие факты можно признавать начальными в истории народа? Предание начальной Летописи о расселении славян с Дуная. Иордан о размещении славян в VI в. Военный союз восточных славян на Карпатах. Расселение восточных славян по Русской равнине, его время и признаки. Обособление восточного славянства как Следствие расселения.

9. Политические следствия расселения восточных славян по русской равнине. Печенеги в южнорусских степях. Русские торговые города вооружаются. Варяги; Вопрос об их происхождении и времени появления на Руси. Образование городовых Областей и их отношение к племенам. Варяжские княжества. Сказание о призвании Князей; его историческая основа. Поведение скандинавских викингов 9 веке. В Западной Европе. Образование великого княжества киевского как первой формы Русского государства. Значение Киева в образовании государства. Обзор Изученного.

10. Деятельность первых киевских князей. Объединение восточных славянских племён Под властью киевского князя. Устройство управления. Налоги; повозы и полюдья. Связь управления с торговым оборотом. Внешняя деятельность киевских князей. Договоры и торговые сношения Руси с Византией. Значение этих договоров и Сношении в истории русского права. Внешние затруднения и опасности русской Торговли. Оборона степных границ. Русская земля в половине 11 века. Население и Пределы. Значение великого князя киевского. Княжеская дружина: её политическая и Экономическая близость к купечеству больших городов. Варяжский элемент в составе Этого купечества. Рабовладение как первоначальная основа сословного деления. Варяжский элемент в составе дружины. Разновременные значения слова Русь. Превращение племён в сословия.

11. Порядок княжеского владения русской землёй после Ярослава. Неясность порядка до Ярослава. Раздел земли между сыновьями Ярослава и его основание. Дальнейшие Перемены в распорядке наделов. Очередь старшинства во владении как основа Порядка. Его схема. Происхождение очередного порядка. Практическое его действие. Условия, его расстраивавшие: ряды и усобицы князей; мысль об отчине; выделение Князей-изгоев; личные доблести князей; вмешательство волостных городов. Значение Очередного порядка.

12. Следствие очередного порядка и условий, ему противодействовавших. Политическое раздробление русской земли в XII в. Усиление старших волостных Городов; их веча и ряды с князьями. Элементы земского единства Руси в XII в. Действие княжеских отношений на общественное настроение и сознание; общеземское Значение княжеских дружин; значение Киева для князей и народа; обобщение бытовых Форм и интересов, политический строй русской земли в XII в. Пробуждение чувства Народного единства - завершительный факт периода.

13. Русское гражданское общество XI и XII вв. Русская правда как его отражение. Два взгляда на этот памятник. Особенности русской правды, указывающие на её Происхождение. Необходимость переработанного свода местных юридических обычаев Для церковного судьи XI и XII вв. Значение кодификации в ряду основных форм Права. Византийская кодификация и её влияние на русскую. Церковно-судное Происхождение правды. Денежный счёт правды и время её составления. Источники Правды. Закон русский. Княжеское законодательство. Судебные приговоры князей. Законодательные проекты духовенства. Пособия. Которыми они пользовались.

14. Предстоящие вопросы о составлении русской правды. Следы частичной кодификации в древнерусской юридической письменности. Сведение и переработка частично Составленных статей. Составление и состав русской правды; взаимное отношение Основных её редакций. Отношение правды к действовавшему праву. Гражданский Порядок по русской правде. Предварительная заметка о значении памятников права для исторического изучения гражданского общества. Раздельная черта между Уголовным и гражданским правом по русской правде. Система наказаний. Древняя Основа правды и позднейшие наслоения. Сравнительная оценка имущества и личности Человека. Двоякое деление общества. Имущественные сделки и обязательства. Русская правда - кодекс капитала.

15. Церковные уставы первых христианских князей Руси. Церковное ведомство по Уставу Владимира святого. Пространство церковного суда и совместный Церковно-мирской суд по уставу Ярослава. Перемены в понятии преступления, в Области вменения и в системе наказаний. Денежный счёт Ярославова устава: время Его составления. Первоначальная основа устава. Законодательные полномочия Церкви. Ход церковной кодификации. Следы её приемов в уставе Ярослава. Отношение Устава к русской правде. Влияние церкви на политический порядок. Общественный Склад и гражданский быт. Устройство христианской семьи.

16. Главные явления 2 периода русской истории. Условии расстраивавшие Общественный порядок и благосостояние киевской Руси. Быт высшего общества. Успехи гражданственности и просвещения. Положении низших классов; успехи Рабовладения и порабощения. Половецкие нападения. Признаки запустения Днепровской Руси. Двусторонний отлив населения оттуда. Признаки отлива на запад. Взгляд на дальнейшую судьбу юго-западной Руси и вопрос о происхождении Малорусского племени. Признаки отлива населения на северо-восток. Значение этого Отлива и коренной факт периода.

17. Этнографические следствия русской колонизации верхнего Поволжья. Вопрос о Происхождении великорусского племени. Исчезнувшие инородцы окско-волжского Междуречья и их следы. Отношение русских поселенцев к финским туземцам следы Финского влияния на антропологический тип великоросса. На образование говоров Великорусского наречия, на народный поверья Великороссии и на состав Великорусского общества. Влияние природы верхнего Поволжья на народное хозяйство Великороссии и на племенной характер великоросса.

18. Политические следствия русской колонизации верхнего Поволжья. Князь Андрей Боголюбский и его отношение к киевской Руси: попытка превратить патриархальную Власть великого князя в государственную. Образ действия Андрея в ростовской Земле: его отношения к ближайшим родичам. К старшим городам и старшей дружине. Княжеская и социальная усобица в ростовской земле по смерти князя Андрея. Суждение владимирского летописца об этой усобице. Преобладание верхневолжской Руси над днепровской при Всеволоде 3. Действие политических успехов князей Андрея и Всеволода на настроение суздальского общества. Перечень изученных Фактов.

19. Взгляд на положение русской земли в 13 и 14 веках. Удельный порядок Княжеского владения в потомстве Всеволода III. Княжеский удел. Главные признаки Удельного порядка. Его происхождение. Мысль о раздельном наследственном владении среди южных князей. Превращение русских областных князей в служебных под Литовской властью. Сила родового предания среди Ярославичей старших линий: Отношения между Верхнеокскими и рязанскими князьями в конце XV в. Основные черты Удельного порядка, причины его успешного развития в потомстве Всеволода III. Отсутствие препятствий для этого порядка в суздальской области.

20 . Замечание о значении удельных веков в русской истории. Следствия удельного Порядка княжеского владения. Вопросы, предстоящие при их изучении. Ход удельного дробления. Обеднение удельных князей. Их взаимное отчуждение. Значение удельного Князя. Юридическое его отношение к частным вотчинникам в его уделе. Сопоставление удельных отношений с феодальными. Состав общества в удельном Княжестве. Упадок земского сознания и гражданского чувства среди удельных Князей. Выводы.

21 . Москва начинает собирать удельную Русь. Первые известия о городе Москве. Первоначальное пространство московского кремля. Экономические выгоды географического положения города Москвы. Город Москва - узловой пункт разносторонних путей. Следы ранней населенности московского края. Москва - этнографический центр Великороссии. Река Москва - транзитный путь. Политические следствия географического положения города Москвы. Москва - младший удел. Влияние этого на внешние отношения и внутреннюю деятельность московских князей политические и национальные успехи московских князей до половины XV в. I. Расширение территории княжества. II. Приобретение великокняжеского стола. III. Следствия этого успеха: приостановка татарских нашествий; московский союз князей. IV. Перенесение митрополичьей кафедры в Москве значение этой перемены для московских князей. Выводы.

22 . Взаимные отношения московских князей. - Порядок наследования. - Видимое юридическое безразличие движимого имущества и удельных владений. Отношение московского княжеского порядка наследования к юридическому обычаю древней Руси. - Отношение московских князей по родству и владению. - Усиление старшего наследника. - Форма подчинения ему младших удельных князей. - Влияние татарского ига на княжеские отношения. - Установление преемства московской великокняжеской власти в прямой нисходящей линии. - Встреча фамильных стремлений московских князей с народными нуждами Великороссии. - Значение московской усобицы при Василии Темном. - Характер московских князей

23 . Вольные городские общины. - Новгород Великий. - Его местоположение; стороны и концы. Область Новгорода; пятины и волости. - Условия и развитие новгородской вольности. - Договорные отношения Новгорода с князьями. - Управление. - Вече и его отношение к князьям. - Посадник и тысяцкий. - Суд. - Совет господ. - Областное управление. - Пригороды и их отношение к главному городу. - Заключение.

24 . Классы новгородского общества. - Новгородское боярство и его происхождение. - Житьи люди. - Купцы и черные люди. - Холопы, смерды и половники. - Земцы; происхождение и значение этого класса. - Основание сословного деления новгородского общества. - Политический быт Новгорода. - Происхождение и борьба партий княжеских и социальных. Характер и значение новгородских усобиц. - Особенности псковского политического строя и быта. - Различный характер псковского и новгородского политического порядка. - Недостатки новгородского политического быта. - Общая причина падения вольности Новгорода. - Предсказания

25 . Главные явления III периода русской истории. - Положение Русской земли в половине XV в. - Границы Московского княжества. Перемена в дальнейшем ходе собирания Руси Москвой. - Территориальные приобретения Ивана III и его преемника. - Политическое объединение Великороссии - основной факт III периода. - Ближайшие следствия этого факта. - Перемена во внешнем положении Московского княжества и во внешней политике его великих князей. Мысль о народном русском государстве и ее выражение во внешней политике Ивана III

26 . Внутренние следствия основного факта III периода. - Рост политического самосознания московского государя. - Софья Палеолог и ее значение в Москве. - Новые титулы. - Новая генеалогия и сказание о короновании Владимира Мономаха. - Вотчина и государство. - Колебания между обеими формами правления. - Порядок престолонаследия. - Расширение власти великого князя. - Запоздалость и вред удельного владения. - Нерешительное отношение к нему Ивана III и его преемников. - Состав верховной власти московского государя. - Перемена во взгляде московского общества на своего государя. - Выводы

27 . Московское боярство. - Перемена в его составе с половины XV в. - Условия и правила распорядка боярских фамилий. - Политическое настроение боярства в новом его составе. - Определение московского боярства как класса. - Местничество. - Местническое отечество. - Местнический счет простой и сложный. - Законодательные ограничения местничества. - Идея местничества. -Когда оно сложилось в систему. Значение его как политической гарантии для боярства. - Недостатки его в этом отношении

28 . Отношение боярства в новом его составе к своему государю. - Отношение московских бояр к великому князю в удельные века. - Перемена в этих отношениях с Ивана III. - Столкновения. - Неясность причины разлада. - Беседы Берсеня с Максимом Греком. - Боярское правление. - Переписка царя Ивана с князем Курбским. Суждения князя Курбского. - Возражения царя. - Характер переписки. - Династическое происхождение разлада.

29 . Обстоятельства, подготовившие учреждение опричнины. - Необычный отъезд царя из Москвы и его послания в столицу. - Возвращение царя. - Указ об опричнине. - Жизнь царя в Александровской слободе. - Отношение опричнины к земщине. - Назначение опричнины. - Противоречие в строе Московского государства. - Мысль о смене боярства дворянством. - Бесцельность опричнины. - Суждение о ней современников

30 . Характеристика царя Ивана Грозного

31 . Состав удельного общества. - Состав московского служивого класса. - Элементы служилые. - Элементы неслужилые; горожане-землевладельцы, приказные, служилые по прибору. - Иноземцы. - Количественное отношение составных элементов по племенному происхождению. - Лестница чинов. Численность военно-служилого класса. - Внешнее положение государства. - Войны на северо-западе. - Борьба с Крымом и ногаями. - Оборона северо-восточных границ. - Береговая служба. - Линии оборонительных укреплений. - Сторожевая и станичная служба. - Тяжесть борьбы. - Вопрос о хозяйственном и военном устройстве служилого класса и поместная система

32 . Поместное земледелие. - Мнения о происхождении поместного права. - Происхождение поместного землевладения. - Поместная система. - Ее правила. - Поместные и денежные оклады. - Поместное верстание. - Пожитки.

33 . Ближайшие следствия поместной системы. - I. Влияние поместного принципа на вотчинное землевладение. Мобилизация вотчин в XVI в. - II. Поместная система как средство искусственного развития частного землевладения. - III. Образование уездных дворянских обществ. - IV. Появление служилого земледельческого пролетариата. - V. Неблагоприятное влияние поместного землевладения на города. - VI. Влияние поместной системы на судьбу крестьян.

34 . Вопрос о монастырских вотчинах. - Распространение монастырей. - Монастыри в северо-восточной России. - Пустынные монастыри. - Монастыри-колонии. - Колонизаторская деятельность Троицкого Сергиева монастыря. - Значение пустынных монастырей. - Древнерусский месяцеслов. - Древнерусская агиография. - Состав и характер древнерусского жития. - Мирские монастыри. - Основатели пустынных монастырей. - Странничество и поселение отшельника в пустыне. - Пустынный общежительный монастырь

35 . Способы земельного обогащения монастырей. - Земли жалованные. - Вклады по душе и для пострижения. - Купли и другие сделки. - Вредные следствия монастырского землевладения для самого монашества. - Монастырские кормы. - Упадок монастырской дисциплины. - Неудобства монастырского землевладения для служилых людей и государства. - Вопрос о монастырских вотчинах. - Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. - Собор 1503 г. - Литературная полемика по вопросу. - Законодательные попытки сдержать земельное обогащение монастырей

36 . Связь монастырского землевладения с крепостным правом. - Крестьяне в XV и XVI вв. - Виды сельских поселений. Отношение жилой пашни к пустоте. Разряды землевладельцев. - Отношения крестьян: 1) к землевладельцам, 2) к государству. - Общественное устройство крестьян. - Вопрос о сельской общине. - Крестьянин в своем земледельческом хозяйстве. - Подмога, ссуда, льготы. - Крестьянские участки. - Повинности. - Заключение.

37 . Мнение о прикреплении крестьян в конце XVI в. - Закон 1597 г. о беглых крестьянах и предполагаемый указ об общем прикреплении крестьян. - Порядные конца XVI и начала XVII в. - Хозяйственные условия, подготовлявшие крепостную неволю крестьян. - Поземельное прикрепление черных и дворцовых крестьян. - Рост ссуды и усиление личной зависимости крестьян владельческих. - Крестьянские свозы и побеги и законодательные меры против них. - Положение владельческого крестьянства в начале XVII в. - Выводы

38 . Обзор пройденного. - Управление в Московском государстве XV-XVI вв. - Неблагоприятные условия его устройства. Общий взгляд на его устройство и характер. - Управление удельного княжества. - Бояре веденные и боярская дума. - Наместники и волостели. - Значение кормлений. - Перемены в центральном управлении Московского государства с половины XV в. - Приказы и боярская дума. - Характер их деятельности

39 . Перемены в областном управлении. - Нормировка кормлений. - Доклад и судные мужи. - Губное управление. - Его состав. - Ведомство и процесс. - Характер и значение. - Два вопроса. - Отношение губного управления к кормленщикам. - Земская реформа. - Ее причины. - Введение земских учреждений. - Ведомство и ответственность земных властей. Верное управление. - Характер и значение реформы

40 . Управление и общество. - Дробность и сословный характер местного самоуправления. Неудача всесословного начала. - Необходимость объединения местных учреждений. - Земские соборы. - Сказание о соборе 1550 г. - Разбор сказания. Состав соборов 1566 и 1598 гг. - Служилые и торгово-промышленные люди в их составе. - Земской собор и земля. Значение соборного представителя. - Порядок соборных совещаний. - Значение крестоцелования. - Связь соборов с местными мирами. - Происхождение и значение земских соборов. - Мысль о всеземском соборе. - Московское государство в конце XVI в

41 . Взгляд на IV период русской истории. - Главные факты периода. - Взаимные противоречия в соотношении этих фактов. - Влияние внешней политики на внутреннюю жизнь государства. - Ход дел в IV периоде в связи с этим влиянием. - Государство и политическое сознание общества. - Начало Смуты. - Конец династии. Царь Федор и Борис Годунов. - Поводы к Смуте. Самозванство

42 . Последовательное вхождение в Смуту всех классов общества. - Царь Борис и бояре. - Лжедмитрий I и бояре. - Царь Василий и большое боярство. - Подкрестная запись царя Василия и ее значение. - Среднее боярство и столичное дворянство. - Договор 4 февраля 1610 г. и московский договор 17 августа 1610 г. - Их сравнение. - Провинциальное дворянство и земский приговор 30 июня 1611 г. - Участие низших классов в Смуте

43 . Причины Смуты. - Династическая ее причина: вотчинно-династический взгляд на государство. - Взгляд на выборного царя. - Причина социально-политическая: тягловый строй государства. - Общественная рознь. - Значение самозванства в ходе Смуты. - Выводы. - Второе ополчение и очищение Москвы от поляков. - Избрание Михаила. - Причины его успеха

44 . Ближайшие следствия Смуты. - Новые политические понятия. - Их проявления в Смуту. - Перемена в составе правительственного класса. - Расстройство местничества. - Новая постановка верховной власти. - Царь и боярство. - Боярская дума и земской собор. - Упрощение верховной власти. - Боярская попытка 1681 г. Перемена в составе и значении земского собора. - Разорение. - Настроение общества после смуты.

45 . Внешнее положение Московского государства после Смуты. - Задачи внешней политики при новой династии. - Западная Русь со времени соединения Литвы с Польшей. - Перемены в управлении и в сословных отношениях. - Города и магдебургское право. - Люблинская уния. - Ее следствия. - Заселение степной Украины. - Происхождение казачества. - Малороссийское казачество. - Запорожье

46 . Нравственный характер малороссийского казачества. - Казаки становятся за веру и народность. - Рознь в казачестве. - Малороссийский вопрос. - Вопросы балтийский и восточный. - Европейские отношения Московского государства. - Значение внешней политики Москвы в XVII в

47 . Колебания во внутренней жизни Московского государства XVII в. - Два ряда нововведений. - Направление законодательства и потребность в новом своде законов. - Московский мятеж 1648 г. и его отношение к Уложению. - Приговор 16 июля 1648 г. о составлении Уложения и исполнение приговора. - Письменные источники Уложения. - Участие соборных выборных в его составлении. - Приемы составления. Значение Уложения. - Новые идеи. - Новоуказанные статьи

48 . Затруднения правительства. - Централизация местного управления; воеводы и губные старосты. - Судьба земских учреждений. - Окружные разряды. Сосредоточение центрального управления. Окружные разряды. - Сосредоточение центрального управления. - Приказы Счетных и Тайных дел. - Сосредоточение общества. - Основные и переходные классы. - Образование сословий. - Служилые люди. - Посадское население; возврат закладников в посадское тягло

49 . Крестьяне на землях частных владельцев. - Условия их положения. - Холопство в древней Руси. - Происхождение холопства кабального. - Апрельский указ 1597 г. - Задворные люди. - Появление крепостной крестьянской записи. - Ее происхождение. - Ее условия. - Крепостные крестьяне по Уложению 1649 г. - Крестьянские животы. - Податная ответственность за крепостных крестьян. - Отличие крепостного крестьянства от холопства в эпоху Уложения

50 . Господа и крепостные. - Крепостное право и земский собор. - Общественный состав земского собора в XVII в. - Численный состав его. - Выборы. - Ход дел на соборах. - Политический характер соборов. - Условия их непрочности. - Мысль о земском соборе в торговых классах. - Распадение соборного представительства. Что сделал земской собор XVII в. - Обзор сказанного

51 . Связь явлений. - Войско и финансы. - Окладные налоги: косвенные; прямые - деньги данные и оборочные, ямские, полоняничные, стрелецкие. - Писцовые книги. - Неокладные сборы. - Опыты и реформы. - Соляная пошлина и табачная монополия. - Медные кредитные знаки и московский бунт 1662 г. - Живущая четверть. - Подводное тягло и переписные книги. - Сословная разверстка прямых налогов. - Финансы и земство. - Распространение тягла на задворных людей. Распределение народного труда между государственными силами. - Чрезвычайные налоги. - Роспись доходов и расходов 1680 г.

52 . Недовольство положением дел в государстве. - Его причины. - Его проявления. Народные мятежи. - Отражение недовольства в памятниках письменности. - Кн. И.А. Хворостинин. - Патриарх Никон. - Григ. Котошихин. - Юрий Крижанич.

53 . Западное влияние. - Его начало. - Почему оно началось XVII в. - Встреча двух иноземных влияний и их различие. - Два направления в умственной жизни русского общества. - Постепенность западного влияния. - Полки иноземного строя. - Заводы. - Помыслы о флоте. - Мысль о народном хозяйстве. - Новая немецкая слобода. - Европейский комфорт. - Театр. - Мысль о научном знании. - Первые проводники его. - Научные труды киевских ученых в Москве. Начатки школьного образования. - С. Полоцкий

54 . Начало реакции западному влиянию. - Протест против новой науки. - Церковный раскол. - Повесть о его начале. - Как обе стороны объясняют его происхождение. - Сила религиозных обрядов и текстов. - Психологическая его основа. - Русь и Византия. - Затмение идеи вселенской церкви. - Предание и наука. Национально-церковное самомнение. - Государственные нововведения. - Патриарх Никон

55 . Положение русской церкви при вступлении Никона на патриарший престол. - Его идея вселенской церкви. - Его новшества. - Чем Никон содействовал церковному расколу? - Латинобоязнь. - Признания первых старообрядцев. - Обзор сказанного. - Народно-психологический состав старообрядства. - Раскол и просвещение. - Содействие раскола западному влиянию

56 . Царь Алексей Михайлович. - Ф.М. Ртищев

57 . А.Л. Ордин-Нащокин

58 . Князь В.В. Голицын. - Подготовка и программа реформы

59 . Жизнь Петра Великого до начала Северной войны. - Младенчество. - Придворный учитель. - Учение. - События 1682 г. - Петр в Преображенском. - Потешные. - Вторичная школа. - Нравственный рост Петра. - Правление царицы Натальи. - Компания Петра. - Значение потех. Поездка за границу. - Возвращение

60 . Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер

61 . Внешняя политика и реформа Петра Великого. - Задачи внешней политики. - Международные отношения в Европе. - Начало Северной войны. - Ход войны. - Ее влияние на реформу. - Ход и связь реформ. - Порядок изучения. - Военная реформа. - Формировка регулярной армии. - Балтийский флот. - Военный бюджет

62 . Значение военной реформы. - Положение дворянства. - Дворянство столичное. - Троякое значение дворянства до реформы. - Дворянские смотры и разборы. - Малоуспешность этих мер. - Обязательное обучение дворянства. - Порядок отбывания службы. - Разделение службы. - Перемена в генеалогическом составе дворянства. - Значение изложенных выше перемен. Сближение поместий и вотчин. - Указ о единонаследии. - Действие указа

63 . Крестьяне и первая ревизия. - Состав общества по Уложению. Вербовка и наборы. - Подушная перепись. - Расквартирование полков. - Упрощение общественного состава. - Подушная перепись и крепостное право. - Народнохозяйственное значение подушной переписи

64 . Промышленность и торговля. - План и приемы деятельности Петра в этой области. - I. Вызов иностранных мастеров и фабрикантов. - II. Посылка русских людей за границу. - III. Законодательная пропаганда. - IV. Промышленные компании, льготы, ссуды и субсидии. - Увлечения, неудачи и успехи. - Торговля и пути сообщения

65 . Финансы. - Затруднения. - Меры для их устранения. - Новые налоги; доносители и прибыльщики. - Прибыли. - Монастырский приказ. - Монополии. Подушная подать. - Ее значение. Бюджет 1724 г. - Итоги финансовой реформы. Помехи реформе.

66 . Преобразование управления. - Порядок изучения. - Боярская Дума и приказы. - Реформа 1699 г. - Воеводские товарищи. - Московская ратуша и Курбатов. - Подготовка губернской реформы. - Губернское деление 1708 г. - Управление губернией. - Неудача губернской реформы. - Учреждение Сената. - Происхождение и значение Сената. - Фискалы. - Коллегии

67 . Преобразование Сената. - Сенат и генерал-прокурор. - Новые перемены в местном управлении. - Комиссары от земли. - Магистраты. - Начала новых учреждений. - Различие основ центрального и областного управления. - Регламенты. Новое управление на деле. - Разбои

69 . Русское общество в минуту смерти Петра Великого. - Международное положение России. - Впечатление смерти Петра в народе. - Отношение народа к Петру. - Легенда о царе-самозванце. - Легенда о царе-антихристе. - Значение обеих легенд для реформы. - Перемена в составе высших классов. - Образовательные их средства. Заграничное обучение. - Газета. - Театр. - Народное просвещение. - Школы и преподавание. - Гимназия Глюка. - Начальные школы. - Книги; ассамблеи; учебник светского обхождения. - Правящий класс и его отношение к реформе

70 . Эпоха 1725-1762 гг. - Престолонаследие после Петра I. - Воцарение Екатерины I. - Воцарение Петра II. - Дальнейшие смены на престоле. - Гвардия и дворянство. - Политическое настроение высшего класса - верховный тайный совет. - Князь Д.М. Голицын. - Верховники 1730 г

71 . Брожение среди дворянства, вызванное избранием герцогини Анны на престол. - Шляхетские проекты. - Новый план князя Д. Голицына. - Крушение. - Его причины. - Связь дела. 1730 г. с прошедшим. - Императрица Анна и ее двор. - Внешняя политика. - Движение против немцев

72 . Значение эпохи дворцовых переворотов. - Отношение правительств после Петра I к его реформе. - Бессилие этих правительств. - Крестьянский вопрос. - Обер-прокурор Анисим Маслов. - Дворянство и крепостное право. - Служебные льготы дворянства: учебный ценз и срок службы. - Укрепление дворянского землевладения: отмена единонаследия; дворянский заемный банк; указ о беглых; расширение крепостного права; сословная очистка дворянского землевладения. - Отмена обязательной службы дворянства. - Третья формация крепостного права. - Практика права

75 . Основной факт эпохи. - Императрица Екатерина Вторая. - Ее происхождение. - Двор Елизаветы. - Положение Екатерины при дворе. - Образ действий Екатерины. - Ее занятия. - Испытания и успехи. - Граф А.П. Бестужев-Рюмин. - Екатерина при императоре Петре 3 Третьем. - Характер

79 . Судьба центрального управления по смерти Петра 1. - Преобразование областного управления. - Губернии. - Губернские учреждения, административные и финансовые. - Губернские судебные учреждения. - Противоречия в строе губернских учреждений. - Жалованные грамоты дворянству и городам. - Значение губернских учреждений 1775 г.

81 . Влияние крепостного права на умственную и нравственную жизнь русского общества. - Культурные запросы дворянского общества. - Программа дворянского образования. - Академия наук и университет. - Казенные и частные учебные заведения. - Домашнее воспитание. - Нравы дворянского общества. - Влияние французской литературы. - Проводники французской литературы. - Результаты влияния просветительной литературы. - Типические представители образованного дворянского общества. - Значение царствования императрицы Екатерины II. - Увеличение материальных средств. Усиление социальной розни. - Дворянство и общество

85 . Царствование Николая 1. Задачи. - Начало царствования Николая 1 Первого. - Кодификация. - Собственная канцелярия. - Губернское управление. - Рост бюрократии. Крестьянский вопрос. - Устройство государственных крестьян. - Законодательство о крестьянах. - Его значение

86 . Очерк важнейших реформ Александра 2 Второго. - Крепостное население. - Помещичье хозяйство. - Настроение крестьян. - Вступление на престол Александра 2. - Подготовка крестьянской реформы. - Секретный комитет по крестьянским делам. - Губернские комитеты. - Проекты реформы. - Редакционные комиссии. - Основные черты Положения 19 февраля 1861 года. - Поземельное устройство крестьян. - Крестьянские повинности и выкуп земли. - Ссуда. - Выкупные платежи. - Земская реформа. - Заключение

О В.О. Ключевском

Сегодня трудно представить изучение университетского курса "Отечественной истории" без работ В.О. Ключевского. За Василием Осиповичем Ключевским современники закрепили репутацию глубокого исследователя, блестящего лектора, неподражаемого мастера художественного слова.

Сочетание всех трех дарований в одном лице - явление исключительное, пожалуй, даже - уникальное.

Выдающийся русский историк, ученик С. М. Соловьева, академик (1900), почетный академик Петербургской Академии Наук (1908), В.О. Ключевский в 1856 - 1860 гг. учился в пензенской духовной семинарии, в 1861 - 1865 гг. - на историко-филологическом факультете Московского университета. По окончании университета он был оставлен на кафедре "для подготовки к профессорскому званию". А в 1871 В.О. Ключевский впервые вступил на преподавательскую кафедру, начав читать лекции по русской истории на церковно-историческом отделении Московской духовной академии (расстался с ней только в 1906 г.). С 1879 по 1911 гг., сменив на кафедре своего учителя С.М. Соловьева, В.О. Ключевский читал курс русской истории в Московском университете. Кроме того, он 16 лет читал лекции в Александровском военном училище, столько же лет - на Высших женских курсах Герье и 10 лет - в Московском училище живописи и ваяния. Какая разная слушательская аудитория! Читая курсы, надо было постоянно учитывать разные профессиональные интересы будущих военных, будущих деятелей культуры и искусства, будущих служителей религиозного культа… За этим стоял ежедневный напряженный труд преподавателя.

29 октября 1910 г. В.О. Ключевский прочел свою последнюю лекцию. Если суммировать общее время, проведенное за кафедрой всех учебных заведений, то общий педагогический стаж Василия Осиповича составит 108 лет. Подобного потолка не достигал ни один его современник. "Я так и умру, как моллюск, приросший к кафедре", - говорил Ключевский.

Итак, 108 лет педагогического стажа! Как переносил такую нагрузку Василий Осипович? Как сочетались все эти лекции, поездки в вагоне третьего класса в Сергиев-Посад (для чтения лекций в духовной академии), где он еженедельно по два дня жил в 50-копеечном гостиничном номере, с неустанной творческой работой - написанием научных статей, составлением специальных курсов, участием в заседаниях ученых советов и научных обществ?

Широко известна популярность лекций В.О. Ключевского. "К Ключевскому влекли необыкновенная сила его ума и остроумия и яркая красота его языка и речи. Когда он говорил свои обдуманные и даже, казалось, заученные лекции и доклады, невозможно было оторвать внимание от его фразы и отвести глаз от его сосредоточенного лица. Властная мощь его неторопливо действовавшей логики подчиняла ему ваш ум, художественная картинность изложения пленяла душу, а неожиданные вспышки едкого и оригинального юмора, вызывал неудержимую улыбку, недолго западали в вашу память". Этот отзыв принадлежит одному из ведущих отечественных историков - С.Ф. Платонову.

"Лёгкое дело - тяжело писать и говорить, но легко писать и делать - тяжелое дело…", - таков один из афоризмов, сформулированных Василием Осиповичем. А другой афоризм гласил: "Кто не способен работать по 16 часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранён из жизни как узурпатор бытия".

Безусловно, успехи В.О. Ключевского в науке и лекторском мастерстве во многом определялись напряженной, строго расписанной ежедневной работой. Колоссальная работоспособность была присуща ему в течение всей его жизни.

Важно и другое. Все предшествующие исследователи, включая С.М. Соловьёва, придерживались проблемно-фактографического изложения российской истории. Василий Осипович Ключевский порвал с этой традицией. Он уделил первостепенное внимание не истории государства, а истории народа. Его читатели и слушатели находили не систематическое изложение событий, а раскрытие основных, с точки зрения автора, теоретических обощений, характеризующих исторический процесс. Такой методический приём побуждал слушателей к самостоятельному мышлению.

И ещё. В основе высокой творческой продуктивности В.О. Ключевского лежала неординарная для простого смертного память, хранившая множество деталей и мелочей, удержать которые человек с обычной головой не в состоянии.

"Главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли". Так в афоризме В.О. Ключевский определил жизненное кредо ученого и всегда следовал ему. После окончания университета он в течение 6 лет работал над магистерской диссертацией "Древнерусское житие святых как исторический источник", проделав поистине титаническую работу, изучая документы, хранящиеся в Синодальной библиотеке и монастырских архивах. В 1871г. диссертация В.О. Ключевского была издана, а в 1872г. успешно защищена.

В 1872г. он приступил к подготовке докторской диссертации по теме "Боярская дума Древней Руси", которая заняла у него 10 лет. Это был капитальный исследовательский труд, блестяще защищённый в 1882г. в Московском университете.

Через несколько лет, в 1899г. В.О. Ключевский опубликовал "Краткое пособие по русской истории", которое стало фактическим учебником для гимназий; выпустил третье издание "Боярской думы" (1902). Ключевский широко известен лекционным "Курсом русской истории", впервые увидевшим свет в 1902г. (впоследствии неоднократно переиздававшимся на многих европейских языках). Им были прочитаны и изданы спецкурсы: "Методология русской истории", "Терминология русской истории", "История сословий в России", "Источники русской истории", цикл лекций по русской историографии и т.д.

Под наблюдением В.О. Ключевского шесть его учеников издали свои монографии и защитили магистрические диссертации.

На рубеже 80 - 90-х годов XX столетия осуществлено издание сочинений В.О. Ключевского в 9-ти томах, в которое включены "Курс русской истории", специальные курсы, читавшиеся В.О. Ключевским в Московском университете, основные статьи, рецензии, дневники, переписка.

Доктор исторических наук, Профессор О.П.Еланцева