Краковская академия им а ф можайского. Академия Можайского: за и против

Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского — один из старейших военных вузов страны. Она ведет свою историю от первой Военно-инженерной школы, созданной указом Петра I от 16 января 1712 г. Это было первое в России военно-учебное заведение, в котором осуществлялось политехническое обучение. В 1800 году Военно-инженерная школа была преобразована во Второй кадетский корпус. По его подобию формировались другие военно-учебные заведения России.

В начале XIX века кадетский корпус превратился в крупнейший в империи центр по подготовке офицерских артиллерийских и инженерных кадров для русской армии, которая вступила в длительный период войн с наполеоновской Францией. Уровень подготовки офицеров в корпусе позволял им успешно выполнять самые сложные боевые задачи. Об этом свидетельствуют громкие победы русской армии.

По официальным данным, из всех офицеров гвардейской, полевой и конной артиллерии, принимавших участие в боевых действиях против французов, около 70% были выпускниками Второго кадетского корпуса, в том числе Главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал светлейший князь М.И. Голенищев-Кутузов; генералы К.Ф. Левенштерн, В.Г. Костенецкий, Л.М. Яшвиль, которые в разное время командовали артиллерией всей русской армии и другие.

В новый XX век кадетский корпус вступил, имея структуру, мало отличающуюся от существовавшей в момент его создания. Кадеты делились на роты, которые помещались в отдельных расположениях и подразделялись на отделения. В корпусе преподавались: Закон Божий, русский язык с церковнославянским и русская словесность, французский и немецкий языки, математика, начальные сведения по естественной истории, физика, космография, география, история, основы законоведения, чистописание и рисование. Кроме того были внеклассные предметы: строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание, музыка, пение и танцы. При успешном окончании полного курса обучения кадет имел право на поступление в военное училище бесплатно.

31 января 1910 года состоялось событие, имеющее историческое значение для кадетского корпуса. В Высочайшем повелении императора Николая II было объявлено: «Вследствие установленной по историческим данным преемственности Второго кадетского корпуса от учрежденной императором Петром I 16 января 1712 года в г. Москве Инженерной школы, Государь император в 31 день января сего года, высочайше повелеть соизволил отдать Второму кадетскому корпусу старшинство со дня учреждения названной школы, то есть с 16 января 1712 года». В соответствии с повелением императора, с 1912 года корпус стал именоваться Вторым кадетским имени Петра Великого корпусом.

Революция 1917 года положила конец существованию Второго кадетского корпуса. Временное правительство предприняло неудачную попытку реформирования кадетских корпусов в России, а в планах военного строительства советской власти вообще не было места для старой системы военного образования, неотъемлемой частью которой на протяжении двух веков был Второй кадетский корпус. Приказом народного комиссара по военным и морским делам №11 от 14 ноября 1917 года, прием во все военно-учебные заведения был прекращен.

После Октябрьской революции 1917 г. в зданиях бывшего Второго кадетского корпуса были размещены два военно-учебных заведения ВВС — Военно-техническая школа Красного Воздушного Флота и Военно-теоретическая школа Красного Воздушного Флота. В учебных заведениях готовили офицеров для Военно-воздушных сил Красной Армии. В разные годы выпускниками школы стали прославленные авиаторы и Герои Советского Союза А.В.Ляпидевский, Н.П. Каманин, Г.Ф. Байдуков, В.А. Коккинаки, М.Т.Слепнев.

Приказом народного комиссара обороны СССР № 0812 от 27 марта 1941 г. на базе школ Красного Воздушного Флота была создана Ленинградская военно-воздушная академия Красной Армии. С началом Великой Отечественной войны только в 1941 году академия успела сделать три выпуска и дать фронту 246 квалифицированных инженеров, а всего за годы войны академия подготовила около 2000 военных авиационных специалистов. Девять выпускников академии в годы Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза.

19 марта 1955 г. приказом министра обороны СССР Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии присвоено имя Александра Федоровича Можайского.

В 1960 году академия начала подготовку офицеров-специалистов по эксплуатации ракетно-космической техники.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1994 года № 311 установлена правопреемственность академии и Инженерной школы, созданной Петром I, и определена.

В свете проводимой реформы системы военного образования МО РФ в академии проведены масштабные структурные изменения.

В настоящее время академия осуществляет:

  • полную военно-специальную подготовку офицеров на девяти факультетах по 39-ти военным специальностям и 1 специализации
  • среднюю военно-специальную подготовку сержантов (старшин) контрактной службы — по 1 военной специальности из 6-ти, имеющихся в лицензии;
  • профессиональную переподготовку и повышение квалификации военных специалистов по 94-м специальностям (в том числе по 10-ти специальностям высшей военной оперативно-тактической подготовки), а также переподготовку военнослужащих, увольняемых в запас, на базе высшего профессионального образования — по 30-ти специальностям и на базе среднего профессионального образования — по 4-м специальностям.

Факультет конструкции летательных аппаратов

27 марта 1941 года на базе института инженеров гражданского воздушного флота в составе Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии был образован механический факультет -факультет № 1.

С первых дней образования, он удостоился названия «инженерный». Именно этот факультет на протяжении всей своей истории был и остается определяющим в принадлежности и направленности академии.

Факультет готовит курсантов по 5 специальностям, которые полностью охватывают систему эксплуатации космических средств. В его составе 6 кафедр:

  • кафедра контроля качества и испытаний вооружения, военной и специальной техники;
  • кафедра КА и средств межорбитальной транспортировки;
  • кафедра конструкции ракет-носителей;
  • кафедра стартовых и технических комплексов;
  • кафедра заправочного оборудования;
  • кафедра навигационно-баллистического обеспечения применения КС и теории полета летательных аппаратов.

Сегодня научный потенциал факультета составляют 11 докторов технических наук, 9 профессоров, 47 кандидатов технических наук, 25 доцентов, 3 почетных работника высшего профессионального образования РФ, один заслуженный деятель науки РФ.

Факультет по праву гордится своими выпускниками. Среди них руководитель Федерального космического агентства генерал армии Владимир Александрович Поповкин, первый космонавт космических войск герой России полковник Юрий Георгиевич Шаргин, начальники и заместители начальников космодромов, ведущие научные сотрудники НИИ МО РФ.

Сегодня факультет решает сложные задачи. Формируются программы третьего поколения. Разрабатываются новые стандарты обучения. Модернизируется учебная материальная база.

Факультет систем управления ракетно-космических комплексов

С момента образования Космических войск факультет проводит подготовку специалистов для частей запуска и управления орбитальными группировками.

В настоящее время факультет «Систем управления ракетно-космических комплексов» имеет в своем составе пять кафедр:

  • кафедра автономных систем управления;
  • кафедра бортового электрооборудования и энергетических систем летательных аппаратов;
  • кафедра управления организационно-техническими системами космического назначения;
  • кафедра бортовых информационных и измерительных комплексов;
  • кафедра автоматизированных систем подготовки и пуска ракет космического назначения.

На факультете осуществляется подготовка для ВКО по четырем специальностям:

1. Системы управления летательными аппаратами.
2. Применение подразделений запуска.
3. Эксплуатация автоматизированных систем подготовки и запуска ракет и космических аппаратов.
4. Эксплуатация оптических и оптико-электронных средств космических аппаратов.

Научно-педагогический коллектив включает 6 докторов наук и 50 кандидатов наук. Ученое звание профессор имеют 6, доцент — 27 преподавателей. Это обеспечивает высокий уровень учебно-методической и научно-исследовательской работы.

На факультете работают почетные профессора академии: Пономарев Валентин Михайлович — д.т.н., профессор, полковник, начальник кафедры; Смирнов Валентин Владимирович — Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор, полковник, начальник кафедры; Лучко Сергей Викторович-д.т.н., профессор, полковник, начальник кафедры.

Факультет радиоэлектронных систем космических комплексов

Факультет был создан 17 января 1946 года на базе факультета электроспецоборудования, на котором к тому времени уже осуществлялось обучение офицеров — специалистов по авиационному радиооборудованию.

В настоящее время в составе факультета 6 кафедр:

  • передающих, антенно-фидерных устройств и средств СЕВ,
  • космических радиотехнических систем,
  • космической радиолокации и радионавигации,
  • телеметрических систем и комплексной обработки информации,
  • кафедра сетей и систем связи космических комплексов,
  • приёмных устройств и радиоавтоматики.

В области создания и применения малых космических аппаратов факультету принадлежит приоритет в создании учебно-экспериментальных КА серии «Можаец» и разработке программ проведения с ними космических экспериментов по отработке и испытаниям элементов перспективных космических систем.

Факультет оснащен всеми бортовыми и наземными информационно-телеметрическими средствами, находящимися на вооружении ВКО

Сотрудники факультета являются постоянными участниками рабочей группы по разработке новых навигационных сигналов модернизируемой ГНСС ГЛОНАСС.

Научные школы факультета охватывают фундаментальные и наиболее наукоемкие направления космической радиоэлектроники. За годы существования факультета в этих научных школах подготовлено 35 докторов наук и более 180 кандидатов наук. Научный потенциал факультета составляет 57 кандидатов и 4 доктора наук.

Факультет наземной космической инфраструктуры

27 марта 1941 года была создана Ленинградская военно-воздушная инженерная академия Красной Армии, в составе которой был организован факультет аэродромостроения.

В настоящее время в условиях реформирования армии и переходе на обучение по новым образовательным стандартам, перед факультетом ставятся новые задачи по подготовке кадров для обновленных ВС РФ и переподготовке военнослужащих, увольняемых в запас. Осуществляется подготовка военных инженеров по специальностям:

1. Эксплуатация и проектирование зданий и сооружений.
2. Эксплуатация технических систем и систем жизнеобеспечения наземных и подземных сооружений РКК.
3. Теплогазоснабжение и вентиляция.
4. Эксплуатация средств электроснабжения объектов специального назначения.

Кафедрами факультета выполнено большое количество НИР, направленных на усовершенствование методов проектирования и применения зданий, сооружений и их инженерного оборудования.

Учебно-материальная база включает учебно-лабораторную базу на факультете и полевую учебную базу на БОУП.

На базе обеспечения учебного процесса расположен учебный инженерный городок с фрагментами конструкций фортификационных сооружений, инженерных заграждений и маскировки боевых позиций, энергополигон.

Одним из выдающимся выпускником факультета является Крылов Николай Алексеевич — основоположник российской научной школы неразрушающего контроля в строительстве.

Научно-педагогический коллектив включает в себя 4 доктора наук и 56 кандидатов наук. Ученое звание профессор имеют — 6 преподавателей, доцент-22 преподавателя.

Факультет сбора и обработки информации

Был образован в 1977 году на базе факультета «Прикладной космофизики и метеорологии» Военного инженерного Краснознаменного института имени А.Ф. Можайского в составе 5 военно-специальных кафедр и учебной военной геофизической обсерватории.

В настоящее время факультет готовит курсантов по 5 специальностям:

1. Оптико-электронных средств контроля
2. Технологий и средств геофизического обеспечения войск
3. Инженерного анализа
4. Космического радиоэлектронного контроля
5. Комплексного радиоэлектронного контроля.

Сформированы и активно функционируют 4 научных школ: научная школа военно-прикладной геофизики, научная школа по теории эффективности целенаправленных процессов, научная школа по оптико-электронным средствам контроля и обработки изображений, научная школа по радиотехническим системам контроля и анализа информации. В рамках этих научных школ подготовлено 44 доктора наук и более 200 кандидатов военных, технических, физико-математических и географических наук.

За время существования факультета 74 человек окончили его с золотой медалью. Из года в год курсанты факультета занимают призовые места на региональных и всероссийских конкурсах на лучшую студенческую научную работу.

На факультете в настоящее время трудятся два Заслуженных деятеля науки и техники, один Заслуженный изобретатель, 3 доктора и 35 кандидатов военных, технических, физико-математических и географических наук.

Выпускниками факультета в своё время стали: Герой России, лауреат Государственной премии Председатель Государственной технической комиссии при Президенте РФ д.т.н., профессор, генерал-полковник С. И. Григоров, а также начальник ВКА имени А.Ф.Можайского, д.ф.м.н., профессор, генерал-майор С. С. Суворов.

Факультет информационного обеспечения и вычислительной техники

Факультет предназначен для подготовки офицеров по специальностям, охватывающим сферу информационно-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации.

В состав факультета входят:

  • кафедра «Систем сбора и обработки информации»;
  • кафедра «Информационно-вычислительных систем и сетей»;
  • кафедра «Математического и программного обеспечения»;
  • кафедра «Комплексов и средств информационной безопасности»;
  • кафедра «Информационно-аналитической работы».
  • предметно-методическая комиссия «Психологических акций».

Основными направлениями научной и учебной деятельности факультета являются:

1. Информационное обеспечение применения ВС РФ;
2. Технологии применения вычислительных систем и сетей МО РФ;
3. Информационно-аналитическая работа;
4. Обоснование тактико-технических требований к вычислительным системам и сетям МО РФ;
5. Разработка программно-алгоритмического обеспечения средств вычислительных систем и сетей МО РФ;
6.Технологии компьютерной и информационной безопасности;
7. Компьютерное моделирование боевых действий.

Научно-педагогический потенциал факультета составляют 10 докторов наук, 63 кандидата наук. Из них 3 Заслуженных деятеля науки, 8 профессоров, 31 доцент.

На факультете работают заслуженные профессора академии: Ростовцев Юрий Григорьевич — заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., автор более 200 научных и учебно-методических трудов; Рыжиков Юрий Иванович — заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., автор 260 научных и учебно-методических трудов.

Факультет топогеодезичекого обеспечения и картографии

В 2006 году в состав Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского вошёл Военный институт (топографический), преобразованный из Военного топографического института имени А.И.Антонова.
В 2011 году Военный институт в составе ВКА имени А.Ф, Можайского реорганизован в 7 факультет «Топогеодезического обеспечения и картографии».

Факультет готовит курсантов по специальностям: Среднего профессиональное образование — Прикладная геодезия (Эксплуатация геодезической техники). Высшего профессионального образования:

  • Астрономогеодезия (Применение геодезических подразделений и эксплуатация геодезической техники).
  • Аэрофотогеодезия (Применение топографических подразделений и эксплуатация топографической техники).
  • Картография (Применение картографических подразделений и эксплуатация картографической техники).

Факультет также осуществляет повышение квалификации специалистов Топографической службы ВС РФ и переподготовку увольняемых военнослужащих к новому виду деятельности в сфере кадастровых отношений и эксплуатации геодезической техники.

Выпускники Кудрявцев М.К., Бызов Б.Е., Николаев Л.С, Лосев А.И., Хвостов В.В., Филатов В.Н. в разные годы прошли путь от курсанта до начальника Топографической службы Вооруженных Сил.
Среди выпускников начальник штаба тыла Ленинградского ВО генерал-майор Санталов В.Д., начальник Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР генерал-майор Жданов Г.Д.

Факультет средств ракетно-космической обороны

Факультет создан Приказом Министра обороны России от 12 июля 2011 года на базе двух бывших структурных подразделений Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского: военного института систем и средств обеспечения войск в городе Пушкин и филиала академии в поселке городского типа Кубинка. Оба структурных подразделения академии долгое время являлись важными элементами системы подготовки кадров для Войск противовоздушной обороны страны, Ракетных войск стратегического назначения и Космических войск.

В настоящее время на факультете организована подготовка офицерских кадров для войск Воздушно-космической обороны России и других ведомств по направлению подготовки «Радиотехника» по специальности «Специальные радиотехнические системы». Основными военными специальностями подготовки являются: «Применение и эксплуатация средств предупреждения о ракетном нападении», «Применение и эксплуатация средств противоракетной обороны» и «Применение и эксплуатация средств противокосмической обороны и контроля космического пространства». Основным заказчиком специалистов являются войска Воздушно-космической обороны России.

На факультете трудятся четыре доктора и 28 кандидатов наук, трое из которых имеют ученое звание профессора, 13 — ученое звание доцента, двое — старшего научного сотрудника. Два преподавателя являются почетными работниками высшего профессионального образования Российской Федерации.

Среди выпускников факультета много военачальников и видных ученых: генерал — полковник Е.С. Юрасов, генерал — лейтенанты Г.В. Кисунько, Н.С. Зайцев, В.В. Артемьев, А.К. Ефремов, М.М. Кучерявый, А.И. Ильин и другие.

Славное прошлое факультета, его традиции, накопленный опыт организации образовательного процесса, современная учебно-лабораторная база, высокая квалификация преподавателей — все это составляет главные предпосылки и условия для успешного решения задач современной военной реформы, главным содержанием которой является создание механизма обеспечения безопасности страны и эффективного военного строительства.

Факультет автоматизированных систем управления войсками

  • кафедра системного анализа и математического обеспечения АСУ (войсками),
  • кафедра технологий и средств технического обеспечения и эксплуатации АСУ (войсками)
  • кафедра технологии и средств комплексной обработки и передачи информации в АСУ (войсками),
  • кафедра АСУ космических комплексов,
  • кафедра АСУ ПРО.

Факультет готовит курсантов по 10 специальностям:

  • Математическое обеспечение АСУ космическими аппаратами
  • Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения;
  • Математическое обеспечение автоматизированных систем управления космическими аппаратами;
  • Информатика и вычислительная техника;
  • Автоматизированные системы обработки информации и управления;
  • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
  • Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем;
  • Техническое обслуживание средств вычислительной техники, компьютерных сетей;
  • Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения.

На факультете создана научная школа автоматизации управления сложными организационными системами. Всего за годы существования данной научной школы подготовлено 8 докторов и 66 кандидатов наук.

Факультет переподготовки и повышения квалификации

29 июня 1941 г на основании директивы Генерального штаба Красной Армии создаются 3-х месячные курсы подготовки инженеров. За много лет существования данное подразделение претерпело множество изменений и реорганизаций, в результате которых 1 сентября 2009 года был создан факультет переподготовки и повышения квалификации с новой штатной структурой.

В настоящее время факультет занимается переподготовкой офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой по 11 специальностям. Повышением квалификации специалистов из войск по 85 специальностям.

Профессиональной переподготовкой увольняемых военнослужащих:

  • с высшим образованием по 30 специальностям;
  • со средним образованием по 9 специальностям и по трем рабочим специальностям.

Факультет готовит специалистов для ВКО, Топографической службы ВС РФ и других центральных органов военного управления. Занятия проводят профессорско-преподавательский состав всех факультетов академии и общеакадемических кафедр.

За время существования факультета (академических курсов) прошли переподготовку и повысили квалификацию более 20000 специалистов. Повышение квалификации военных специалистов видов и родов войск в 2009-2011 годах прошли 802 офицера. Профессиональную переподготовку увольняемых военнослужащих в запас прошли 969 человек.

Военный институт (научно-исследовательский)

В соответствии с требованиями времени и стоящими перед академией задачами, все ранее разрозненно существовавшие научные подразделения академии с 15 июля 2009 года были объединены в составе вновь сформированного подразделения — Военного института (научно-исследовательского).

В настоящее время структура научной составляющей академии максимально соответствует потребностям времени. Личный состав подразделений института занимается выпуском научно-технической продукции по актуальным и перспективным направлениям научных исследований.

Основу научного потенциала ВИНИ составляют 115 кандидатов и 31 доктор наук. Звание профессор имеют 18 человек, доцент -19.

Для проведения исследований институт обладает уникальными образцами лабораторно-экспериментальной и моделирующей базы, такими как:

  • экспериментальный баллистический стенд
  • радиолокационный измерительный комплекс «Цунами-3»;
  • комплексная самолетная лаборатория «ФОТОН»;
  • стенды для исследования воздействия на объекты РКТ факторов космического пространства;
  • модели фоноцелевой обстановки.

Основными задачами института являются:

  • военно-научное сопровождения научно-исследовательских опытно-конструкторских работ;
  • проведение летно-экспериментальных работ в интересах видов и родов войск;
  • выпуск системы исходных данных для обеспечения работ по созданию космических средств вооружения на период до 2015 г.;
  • участие в рабочей группе по системе ГЛОНАСС;
  • выполнение оперативных заданий органов военного управления.

Благодаря научному потенциалу института, возможностям лабораторно-экспериментальной базы, а также учитывая перспективы строительства ВС и совершенствования средств вооруженной борьбы, достигнуто существенное расширение спектра применения сил и средств ВИНИ.

База обеспечения учебного процесса

Главная задача базы — обеспечение учебного процесса и научных исследований на полевой учебно-материальной базе академии. База обеспечения учебного процесса (пос. Лехтуси) обеспечивает проведение практической подготовки курсантов и слушателей по оперативно-тактическим, тактико-специальным, военно-техническим, военно-специальным и общевоенным дисциплинам по всем установленным для академии специальностям подготовки в объеме действующих учебных планов и программ, а также проведение смежных научных исследований. Она располагается в поселке Лехтуси Всеволожского района. Общая площадь базы более 900 га.

База используется при проведении:

  • практических и групповых занятий по эксплуатации космических средств, безопасности жизнедеятельности, военной топографии, огневой подготовке, управлению повседневной деятельностью подразделений и другим дисциплинам;
  • тактико-специальных занятий и учений;
  • эксплуатационной практики и войсковой стажировки;
  • прикладных научных исследований;
  • полевых выходов;
  • набора абитуриентов;
  • начальной военной подготовки.

База оснащена:

  • рабочими местами учебных боевых расчётов подготовки и пуска РКН и управления КА;
  • испытательным полигоном;
  • тактическим учебным полем;
  • войсковым стрельбищем;
  • химическим учебным городком;
  • общевойсковой и штурмовой огневой полосами препятствий;
  • сооружениями и полигонами по правилам и мерам безопасности, объектами инженерного обеспечения;
  • спортивным городком с футбольным полем и беговыми дорожками.

Объекты полевой базы оборудованы в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации 2010 г. № 150, обеспечены требуемыми образцами ВВТ, тренажерами; оснащены средствами управления, связи и контроля для реализации учебных планов и программ. Имеющиеся ВВТ, тренажерные средства, учебные классы поддерживаются в работоспособном состоянии и обеспечивают требуемую пропускную способность для качественной отработки задач практического обучения слушателей и курсантов в отведенное учебным планом время.

Учебно-методическая работа

Учебно-методическая работа является важнейшей составной частью образовательного процесса в академии. Она включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, совершенствование методики и повышение качества проведения учебных занятий, повышение профессионального уровня руководящего и научно-педагогического состава академии.

Главными задачами учебно-методической работы являются:

  • подготовка офицеров с высшим профессиональным образованием, сержантов со средним профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для Вооруженных Сил Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти;
  • профессиональная переподготовка и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала;
  • удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего, среднего и (или) послевузовского профессионального образования.

Академия имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации по специальностям подготовки, определенным приказом Министра обороны Российской Федерации.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям подготовки установлены государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников, на основе которых разработаны учебные планы и учебные программы.

Важнейшие события в учебно-методической работе в 2011 году:

  • проведен 83-й выпуск офицеров: успешно прошли итоговую аттестацию 907 выпускников, из них 838 курсантов, 40 слушателей, 29 иностранных военнослужащих. При этом 86 выпускников получили дипломы с отличием, а 13 из них награждены золотыми медалями;
  • на факультете переподготовки и повышения квалификации прошли обучение 553 военных специалиста;
  • утверждены Министром образования и науки Российской Федерации 7 федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения из 28, порученных к разработке военным вузам. С 1 сентября академия приступила к обучению 1-х курсов по новым ФГОС.

Воспитательная работа

Составной частью образовательной деятельности академии и одним из основных видов деятельности всех должностных лиц вуза является воспитательная работа. Воспитательные задачи успешно решаются в ходе образовательного процесса, повседневной военной службы, совместной учебной, научной работы и других видов деятельности постоянного и переменного состава вуза.

В академии ежегодно проводится комплекс организационно-технических, информационно-пропагандистских и культурно-досуговых мероприятий по патриотическому воспитанию военнослужащих.

С 2010 года стало традиционным участие личного состава в парадах Победы на Дворцовой площади города Санкт-Петербурга и Красной площади столицы нашей Родины-города-героя Москвы.

В целях улучшения качества информационно-пропагандистской работы с личным составом в 2010 года организован выпуск еженедельной радиогазеты «Альтаир» и ежемесячной общеакадемической печатной газеты «Вестник академии». Это позволило шире и оперативнее освещать события из жизни академии, подразделений, кафедр, доводить информацию о работе ученого совета академии, решаемых академией задачах, перспективах ее развития.

Курсанты и офицеры принимают активное участие в культурной и общественной жизни города Санкт-Петербурга и Петроградского района. Традиционным стало участие курсантов в фестивале патриотической песни «Песни Победы», проводимом администрацией города. Личный состав академии принимает активное участие в мероприятиях, проводимых муниципальными советами, правительством города и администрацией Петроградского района в рамках празднования Дня Победы, молодежных фестивалях и праздниках.

Установилось тесное взаимодействие с Государственной капеллой, Русским музеем, Большим и Малым залом филармонии, Мариинским театром. Впервые с 2010 года группы наших курсантов стали организованно посещать экспозиции музея А.В. Суворова, музея-дворца А.Д. Меньшикова, Эрмитажный театр и Оперу Санкт-Петербурга, исторический комплекс Петропавловской крепости и Исаакиевский собор.

Большую работу по патриотическому воспитанию личного состава проводят сотрудниками историко-мемориального зала академии. Созданный в 1966 году музей и сегодня остается тем местом, где часто проходят встречи выпускников академии разных лет.

Спортивная работа

Основную роль в организации физической подготовки и спорта в академии играет кафедра физической подготовки. Созданная в марте 1941 года, кафедра всегда ставила перед собой задачу — обеспечить высокую физическую готовность военнослужащих академии при выполнении служебного долга по защите Родины.

Коллектив кафедры физической подготовки и спорта завоевал заслуженный авторитет. Об этом свидетельствуют высокие показатели физической подготовки и массовой спортивной работы в подразделении.

В академии подготовлены десятки тысяч высококвалифицированных, физически закаленных офицеров для Вооруженных Сил.

В войсках выпускники академии продолжают передавать своим подчиненным знания и навыки, приобретенные в академии на занятиях по физической подготовке.

За истекшие годы физическая подготовка и спорт в академии достигли значительного развития. Спорт стал массовым и прочно вошел в учебу, жизнь и быт курсантов. Проводятся спартакиады среди факультетов, курсов и постоянного состава. Академия участвует во всех соревнованиях города, округа, Космических войск, Вооруженных Сил, Европы и Мира.

За успехи в спорте академия была награждена многими переходящими призами, 86 из них оставлены ей на постоянное хранение. За годы существования академии в ней выросли более 250 мастеров спорта СССР.

Преподаватели кафедры — авторы многих печатных трудов по теории и практике физической культуры и спорта. Эти работы имели важное значение для развития физической подготовки и спорта в академии и получили высокую оценку в других ВУЗах и воинских частях МО РФ.

В коллективе кафедры — пять кандидатов педагогических наук, один профессор, три доцента, два заслуженных мастера спорта, один мастер спорта международного класса, 12 мастеров спорта, два заслуженных тренера России, восемь отличников физической культуры и спорта.

В настоящее время коллектив кафедры физической подготовки и спорта продолжает поддерживать славные традиции и успешно решает задачи по дальнейшему совершенствованию физической подготовки и спорта в академии.

Военно-космическая академия - ведущее военно-учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов для Космических войск, других видов и родов Вооруженных Сил РФ, а так же силовых ведомств РФ.

На сегодняшний день академия обладает значительным научным потенциалом. По состоянию на 1 января 2009 года в академии работают: 117 докторов наук; 633 кандидата наук; 89 профессоров; 264 доцента; 27 заслуженных деятелей науки Российской Федерации; 6 заслуженных работников высшей школы Российской Федерации; 6 заслуженных изобретателей Российской Федерации; 36 членов международных академий и академий Российской Федерации; 16 лауреатов премии Правительства Российской Федерации.

В академии работают 6 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, в которых в течение последних пяти лет успешно защищено более 150 докторских и кандидатских диссертаций.

Образование, которое получают выпускники в Военно-космической академии, в полной мере соответствует тем требованиям, которые предъявляются к офицерам во время прохождения военной службы. В академии проводится подготовка офицеров по 40 военным специальностям, многие из которых не имеют аналогов в нашей стране.

Главная задача академии – готовить высококвалифицированных офицеров с глубокими инженерными знаниями для частей и подразделений Космических войск России, проводить научные исследования в интересах Космических войск, которые располагают самыми совершенными ракетно-космическими системами, вобравшими в себя новейшие достижения современной науки начала ХХI века. Они требуют офицера-профессионала с широкой технической эрудицией, офицера-патриота.

Вся система учебной, научной и воспитательной работы командования академии и профессорско-преподавательского состава подчинена тому, чтобы выпускник Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского обладал высоким интеллектом, имел необходимые моральные качества, высокую общую культуру, сформировал у себя такую систему ценностей и идеалов, которая позволила бы ему добросовестно и успешно выполнять свой воинский долг.

Выпускники академии – специалисты по ракетно-космическим комплексам, решают оборонные задачи государственного уровня, многочисленные прикладные и фундаментальные научные проблемы, обеспечивают эксплуатацию космических аппаратов и ракет-носителей.
Среди выпускников академии – начальник вооружения Вооруженных Сил РФ - заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Владимир Поповкин. Первый представитель Космических войск, совершивший полет на международную космическую станцию, Герой Российской Федерации летчик-космонавт полковник Юрий Шаргин – также выпускник академии.

Символика Академии имени Можайского

Академия Можайского это военный ВУЗ в Санкт-Петербурге, серьёзный и весьма популярный среди абитуриентов. Её отличительная особенность — здесь готовят кадры для прежде всего для воздушно-космических сил. Но и остальные роды войск, и силовые ведомства, также черпают кадровый резерв из этих стен.

Стоит ли нацеливаться на Можайку? Давайте разберёмся.

В этой статье я не буду описывать официальные регалии Академии, количество студентов и преподавателей, факультеты. Всё это вы сами сможете найти на официальном сайте. Меня интересует другое — стоит ли вообще поступать в Можайку, за и против этого решения.

Итак, вас ждут:

Высокий конкурс

Упрощённо считайте, что на любой факультет конкурс примерно 2 человека на место, немногим больше или меньше.

Конкурс в Можайку:

  • Для девушек — 10 человек на место
  • для мальчиков 1,5 — 3,5 (в среднем 2) человека на место.

Обратите внимание: среди девушек конкурс 10 человек на место. И с каждым годом девушек на вступительные испытания приходит всё больше.

На каком факультете самый большой конкурс?

Как ни странно, на факультет СПО (3,5 чел. на место). СПО — факультет среднего профессионального образования, со сроком обучения 2 года и 10 месяцев. Как сказали бы на гражданке, ПТУ. После него идут служить в должностях геодезиста или топогеодезиста, техником, начальником расчета и смены. И всё это в звании прапорщика. Согласитесь, родителям этих деток мечтается о чём-то большем.

Администрация Академии предлагает не зацикливаться на всех этих цифрах, а сосредоточиться на самом поступлении. Думать о собственных баллах, а не о количестве поданных заявлений в расчёте на место.


С какими баллами по физо (физподготовке) реально поступить?

При поступлении самое важное — категория профпригодности. По ней ранжируются места в конкурсном списке, и суммы баллов по ЕГЭ и ФП не влияют так сильно. Реально для юношей возможно поступление с баллами по физо от 25 до 100, а вот для девушек надо больше, ибо конкурс выше.

При поступлении сдают три упражнения:

  • Юноши — бег по пересеченной местности на 3 км, бег 100 метров и подтягивание.
  • Девушки — бег 1 км, 100 м и подъём туловища из положения лёжа.

Максимально на физподготовке можно получить 100 баллов, если по результатам 3-х упражнений получить от 195 до 300 баллов (оценка складывается по всем трём упражнениям). С другой стороны, можно поступить и с минимальными баллами — для физ подготовки это 25 баллов.

С какими баллами по ЕГЭ реально поступить?

На самом деле для поступления может быть достаточно, чтобы баллы ЕГЭ дотянули до нижней границы. Это:

  • русский язык 36
  • физика 36
  • математика 27
  • география 37

Почему так? Определяет ваши итоговые результаты прежде всего категория профпригодности. Если вы получили категорию (самую лучшую), то опередите в списках тех ребят, у кого ЕГЭ сильно лучше.

Но и это ещё не всё. Поступающих ждёт психолог и его тестирование.

Тестирование

Тесты делятся на группы. Обязательно будут тесты, направленные на выявление личностных особенностей человека (проверят уровень уравновешенности, нормальность — всё-таки оружие в руки дадут) и мотивационные тесты (на желание служить в армии и подчиняться дисциплине, начальству и уставу).

Если у абитуриента есть личные достижения — например, значок ГТО, призовые места в местных олимпиадах, спортивные разряды и т.д. — здесь нужно показать документы и включить сведения в анкету. Эти достижения не дают баллов непосредственно к ЕГЭ, но влияют на прохождение и результаты тестирования у психолога.

Строгий отбор и последующие трудности

Приготовьтесь к трудностям разного рода. Они связаны и с военным обучением вообще, и с Можайской Академией в частности.

Ограничения при поступлении

Например, часто дети сдают физподготовку под дождем, и если кто заболевает, то может не пройти медкомиссию (ВВК), у которой есть сроки работы (можете просто не успеть выздороветь).

Или ребенок едет с небольшим плоскостопием, а медкомиссия добавляет ему диагноз артроз — и всё, он не годен.

После зачисления, курсанты курсанты также столкнутся с массой ограничений своей свободы. И к этому нужно быть морально готовыми заранее.


Присяга 2017 в Академии Можайского
  • После сдачи экзаменов и тестов, и до начала обучения, курсантов домой уже не отпускают.
  • На вступительном отборе спартанские условия проживания (почти ежедневные дожди и дырявые палатки, душ тёплый раз в неделю, воровство личного и ценного).
  • Ограничено пользование соцсетями и общение в интернете.
  • Курсантам Академии Можайского запрещено управлять автомобилем на весь период обучения в Академии.

Достаточно, или нужно ещё? Поверьте, ограничений будет много, начиная с причёсок и привычек в поведении.

Прививки

В России есть национальный календарь прививок, где прививать начинают грудничков ещё в роддоме.

При поступлении в Можайку (как, впрочем и в любой другой военный ВУЗ) у абитуриента должна быть прививочная карта с отметками обо всех прививках, положенных по календарю. Если их нет — делайте, и чем скорее тем лучше, ибо многие прививки требуют повторной вакцинации.

Без прививок вас не примут (признают негодными к поступлению), и неважно то ли вы были аллергиком, то ли мама по идейным соображениям отказалась от прививок.

Отчисления по дисциплине

Возможны ли шалости и непослушание? При хорошей успеваемости могут отчислить только за поведение. И кстати, по словам курсантов, в последние годы принято отчислять за любую провинность. Сами понимаете, как это будет обидно.

С другой стороны, у обучения здесь масса плюсов.

Плюсы Академии Можайского

Большой выбор специальностей

По всем программам здесь порядка 40 специальностей, по которым производится подготовка, удовлетворят даже разборчивого школьника. А про военно-космический флот, кузницей кадров для которого является Можайка, даже говорить нечего. В общем, каждый найдёт специальность по душе.

Для примера — специальности подготовки специалитета.


Специальности для специалитета, Можайка, 2018

Реально поступить без блата

Без блата поступить вполне реально. Нужно просто хорошо сдавать вступительные испытания, и демонстрировать достойные личностные качества (роль психолога при отборе действительно важна, не для галочки).

По словам одного из отцов абитуриентов, поступавших в 2017, если бы была возможность замолвить словечко, то он бы обязательно воспользовался, но такой не было, и сын вполне успешно поступил сам.

Качество образования

Большинство выпускников, в том числе последних лет, довольны своим образованием.

Хорошая академия и одна из немногих где учат чему надо! Но очень жёсткая дисциплина, отчисляют за любой промах!

Отзыв курсанта 2017 года

У выпускников есть реальная возможность дослужиться до высоких чинов и должностей. Например, среди выпускников — бывший заместитель министра обороны (Владимир Поповкин), известный лётчик-космонавт (Юрий Шарыгин), генерал-лейтенант и начальник Генерального штаба (Станислав Суворов) и многие другие известные лица.

В качестве старта карьеры — все выпускники получат распределение для службы на офицерской должности.

Как видите, есть с чего начать и куда стремится.

Бытовые условия

Вовремя основного обучения курсанты живую в казармах. Условия жизни вполне приемлемые, всё чистенько, приспособлено для жизни.


Академия Можайского. Казарма

Хорошая столовая (кормят по отзывам вполне прилично), казармы с ремонтом.


Столовая в Академии имени Можайского, Санкт-Петербург

Представленные фото из официальных материалов Академии демонстрируют, с чем придётся столкнуться курсантам.

Культурный досуг

Не забывайте, что это Санкт-Петербург, культурная столица России. Академия «дружит» со всякими музеями-выставками-театрами, и учащиеся регулярно и организованно посещают культурные места.

В общем, чадо не только получит военную специальность, но и будет с культурным досугом в Питере, что особенно может заинтересовать ребят с глубинки (ну и их родителей).

Резюме

Не будем принимать в расчёт тех, кто негативно относится к армии и военному образованию, и кого не не приняли, или отправили домой уже с обучения. Остальные отзывы о Можайской Академии в основном позитивны.

Если отзывы абитуриентов и курсантов Можайки суммировать, то получается следующая картина.

Позитивно отзываются о:

  • качестве образования
  • казармах и условиях быта
  • культурно — организованном досуге

Нейтрально или хорошо:

  • питание

Негативно:

  • жёсткий отбор при поступлении
  • плохие бытовые условия в лагере для поступающих
  • слишком строгая дисциплина, с отчислением за провинности
  • старая часть материальной базы для обучения

Надеюсь, теперь вы лучше понимаете, с чем придётся столкнуться.

Если вам нравится Питер, вы выбрали для себя военную карьеру, и лежит к душе один из факультетов Можайки — дерзайте. Тем более, что вы сможете поступать в другой ВУЗ параллельно, или поступать уже учась на гражданке — при поступлении спросят копию аттестата, подлинник можно будет забрать и привезти после приказа.

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского является одним из самых популярных ВУЗов Министерства Обороны России у тысяч абитуриентов ежегодно. В основном здесь готовят кадры для ВКС (Военно-космические силы) Российской Федерации. Однако и другие ведомства МО РФ обзаводятся квалифицированными кадрами, выпускниками академии Можайского.

История

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского это по праву одно из старейших военных учебных заведений России. Точкой отсчёта истории стало 16 января 1712 года, когда по указу Петра Великого была сформирована Инженерная школа, ставшая первым в истории страны военным образовательным учреждением с политехнической программой обучения.

С 1758 года школа стала называться Артиллерийской и инженерной дворянской школой, а с 1762 года Артиллерийским инженерным шляхетным корпусом. В 1800 году после реорганизации корпус стал Вторым кадетским. Подобная структура сохранялась вплоть до начала 20 века.


Эмблема Военно-космической академии им. Можайского

31 января 1910 года произошло ключевое в истории учебного заведения событие. Император Николай II в своём Высочайшем повелении дал корпусу имя царя Петра. С 1912 года корпус стал называться Вторым кадетским имени Петра Великого. Впрочем, история корпуса с таким названием продолжилась недолго. Революция 1917 года стала новой вехой в истории.

Новое правительство Советской Республики пыталось реформировать все кадетские корпуса, а в планах на будущее рассматривался вариант полного отказа от действующей системы подготовки военных кадров. С 14 ноября 1917 года по приказу военного комиссара по военным и морским делам прием новобранцев в корпус был прекращен.

В 30-е годы в пустующих зданиях корпуса разместили Военно-теоретическую и Военно-техническую школу Красного воздушного флота. В этих двух школах начали готовить офицеров для Военно-воздушных сил СССР. В те времена Военно-техническая школа стала лучшим в стране авиационно-техническим учебным заведением. С 1934 года школа стала называться Курсами усовершенствования технического состава РККА имени К. Е. Ворошилова. После реорганизации в 1938 году Курсы переименованы в Первое Ленинградское военно-авиационное техническое училище имени К. Е. Ворошилова.

Военно-теоретическая школа, которая также находилась в одних зданиях с Военно-технической школой, стала Пятой военной школой техников по вооружению ВВС Красной Армии в 1933 году. С 1938 года школа реорганизована во Второе Ленинградское военное авиационное училище.


В Военно-космической академии им. А.Ф.Можайского успешно обучаются девушки-курсанты

27 марта 1941 года была создана Ленинградская военно-воздушная академия Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны из Ленинграда академия была передислоцирована в Йошкар-Олу. За время войны учебное заведение подготовило более двух тысяч инженеров военной авиации. За заслуги перед страной военно-воздушная академия была награждена Орденом Красного Знамени в 1945 году, одновременно с этим академия вернулась в разрушенный после войны Ленинград. Академия была размещена в зданиях, ранее занимаемых авиационными училищами. Во время военных действий здесь размещался госпиталь и складские помещения.


В 1945 году Военно-воздушная академии была награждена Орденом Красного Знамени

С 1955 года академии присвоено имя А. Ф. Можайского, человека, создавшего первый отечественный летательный аппарат. После формирования РВСН (ракетные войска стратегического назначения) академия вошла в их состав и занималась подготовкой квалифицированных кадров для ракетных и первых космических частей.

В период с начала 60-х и до середины 90-х учебное заведение неоднократно меняло название, однако специализация по подготовке инженеров разных специальностей оставалась неизменной. На сегодня Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского продолжает готовить военных инженеров для ВКС России и других военных ведомств.


Торжественный марш курсантов в Военно-космической академии

Структура института

Военная академия готовит кадры на 12 основных факультетах:

  1. Конструкция летательных аппаратов.
  2. Система управления РКК и информационно-технического обеспечения.
  3. Радиоэлектронные системы космических комплексов.
  4. Инженерное и электромеханическое обеспечение.
  5. Сбор и обработка информации.
  6. Специальные информационные технологии.
  7. Топогеодезическое обеспечение и картография.
  8. Средства ракетно-космической обороны.
  9. Автоматизированные системы управления войсками.
  10. Специальный факультет.
  11. Переподготовки и повышения квалификации.
  12. Среднее профессиональное образование.

Кроме того, действует 16 общеакадемических кафедр, научно-исследовательский институт и магистратура.

Учебно-материальная база

Институт располагает достаточной материальной и учебной базой для подготовки квалифицированных специалистов с учётом требований военной службы и установленным программам обучения.


Присяга курсантов Военно-космической академии им. Можайского

Для получения практических навыков по общевойсковым, тактическим и специальным дисциплинам предусмотрена полевая учебная база. Общевойсковая и физическая подготовка проводится на специальной базе, которая включает следующие объекты:

  • строевой плац;
  • учебный караульный городок;
  • полоса препятствий;
  • стрелковый тир;
  • спортзал;
  • стадион.

В планах на ближайшее будущее постройка собственного плавательного бассейна.

ВУЗ постоянно внедряет в образовательный процесс новейшие технологии на основе различных форм обучения:

  • систем вопросов и ответов;
  • лабораторных работ с практическим применением сетевых технологий;
  • электронных учебников;
  • компьютерных тренажеров;
  • методических пособий;
  • различных систем связи и поддержки.

В Академии ведётся серьезная работа по модернизации штатных единиц вооружения с помощью новейших средств вычисления. Каждый курсант может рассчитывать на обеспечение основной учебной и учебно-методической литературой, пособиями и другими средствами осуществления полноценного образовательного процесса для любых программ обучения, действующих в военной академии. Библиотечный фонд института составляет более 700 тысяч экземпляров различной учебной литературы, из которых более 300 тысяч это учебно-методические пособия.


Большой вклад в обучение и воспитание курсантов вносят преподаватели из числа офицеров

Условия поступления
Для обучения в институте по полной программе военно-специальной подготовки могут претендовать лица со средним общим образованием и отвечающие следующим критериям:

  1. Не проходили военную службу.
  2. Возраст от 16 до 20 лет.
  3. Проходившие военную службу или военнослужащие, проходящие срочную службу по призыву в возрасте до 24 лет.
  4. Военнослужащие, проходящие контрактную службу (за исключением офицеров) до 27 лет.

По программе средней военно-специальной подготовки рассматриваются кандидаты, получившие общее среднее образование в возрасте до 30 лет.

  • паспорт;
  • военный билет;
  • результаты ЕГЭ;

Курсанты на факультете «Проектирование и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов»

Приёмная комиссия оценивает каждого кандидата на поступление по следующим критериям:

  • состояние здоровья;
  • профпригодность на основе психологического, психофизического и психоэмоционального исследования;
  • уровень физической подготовки;
  • результаты Единого Государственного экзамена.

Для возможности принятия участия в конкурсном отборе абитуриенты должны предоставить:

  • паспорт;
  • военный билет;
  • аттестат о полном среднем образовании;
  • диплом о получении среднего профессионального образования (если есть);
  • результаты ЕГЭ;
  • сведения о достижениях в учебе.

Военнослужащие подают рапорт на имя командира. К заявлению или рапорту прилагается:

  • копия свидетельства о рождении и паспорта;
  • автобиография;
  • характеристика (с места учебы, службы, работы);
  • копия документов об имеющемся образовании;
  • служебная карточка военнослужащего;
  • копия документа о присвоении спортивного разряда или звания;
  • фотографии установленного образца.

После прохождения предварительного отбора в институт отправляют необходимые документы, включая данные медицинского освидетельствования, психологического отбора и личные дела (для военнослужащих по контракту). На основе полученных документов приемная комиссия ВУЗа проводит отбор кандидатов для прохождения профессионального отбора. Допущенные к профессиональному отбору граждане должны явиться в институт со всеми документами.


По завершении обучения выпускнику присваивается воинское звание с присвоением квалификации «техник»

Профессиональный отбор проводится приемной комиссией и включает следующие мероприятия:

  • определение годности для поступления по состоянию здоровья;
  • определение категории профпригодности на основе психологического и физического исследования;
  • оценку уровня подготовки в общеобразовательных дисциплинах;
  • оценку профессиональной подготовки на основе дополнительных испытаний;
  • оценку физической подготовки.

По результатам профессионального отбора кандидатов делят на 4 категории:

  1. Рекомендуется в первую очередь.
  2. Рекомендуется.
  3. Рекомендуется условно.
  4. Не рекомендуется.

Кандидаты, получившие категорию «не рекомендуется» считаются не прошедшими отбор. Все кандидаты проходят общее физическое испытание, состоящее из бега на 100 метров, бег на 3000 метров и плавание на 100 метров. Для девушек подтягивание на перекладине заменяется подъемами туловища из положения лёжа за одну минуту, а расстояние при беге сокращается до 100 метров и 1000 метров, соответственно. Для более подробной информации о порядке проведения подготовительного и профессионального отбора, дополнительных испытаниях и условиях зачисления в институт рекомендуется посетить официальный сайт учебного заведения.


Бытовые условия

На время обучения курсанты проживают в казармах. Для жизни курсантов всё приспособлено вполне приемлемо. В казармах регулярно проводится уборка и ремонтные работы. На территории академии работает столовая, где, судя по отзывам неплохо, кормят три раза в день.

Академия находится в культурной столице России Санкт-Петербурге, поэтому сотрудничает со многими музеями, театрами, на таких мероприятиях курсанты частые гости. Особенно это актуально для тех, кто приехал учиться из глубинки. Когда ещё представится возможность провести культурный досуг в Питере.

  • Разделы сайта