Как отличаются баллы ЕГЭ по регионам: результаты школьников и региональное неравенство.

Четыре экзамена ГИА-9 на оценки «четыре» и «пять» сдали больше 45 процентов ребят; количество тех, кто получил больше 80 баллов на ЕГЭ, выросло на 1,1 тысячи.

Московские школьники показали хорошие результаты на государственной итоговой аттестации (ГИА). Выпускники 11-х классов успешно справились с испытаниями , . У девятиклассников стало больше отличных и хороших результатов по русскому и математике, а также предметам по выбору: физике, химии, географии, истории, литературе, иностранному языку.

Основной период экзаменов продлился в этом году с 29 мая по 1 июля (включая резервные дни). Для ГИА-9 организовали 624 пункта проведения экзаменов в школах, для ГИА-11 — 290. На дому экзамены принимали у 151 выпускника. Те, кто находился на лечении, проходили испытания в пяти больницах и центрах.

Больше баллов на ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в этом году сдавали 84 657 человек. Большинство из них — свыше 54 тысяч — это выпускники текущего года. Остальные — выпускники прошлых лет, те, кто получил неудовлетворительный результат в прошлом году, студенты колледжей, а также десятиклассники (более 19 тысяч).

Самым популярным предметом по выбору, как и в прошлые годы, стало обществознание, которое сдавали 58 процентов участников. Английский язык выбрали 34 процента школьников, историю — 20 процентов. А некоторые экзамены стали сложнее: в заданиях по химии, биологии и физике исключили тестовую часть.

В этом году больше ребят получили высокий результат — от 81 до 100 баллов. В сравнении с 2016-м количество высоких оценок выросло на 1,1 тысячи и достигло 39,2 тысячи. Причем 7,6 тысячи выпускников заработали больше 250 баллов, сдав три предмета. Более 220 баллов по трем предметам получили 17,3 тысячи человек. Пятерым московским школьникам удалось набрать 300 баллов по трем предметам.

Стали лучше и результаты по предметам, изучаемым в рамках профилей инженерной направленности.


Лучше оценки на ГИА-9

В ГИА-9 приняли участие 78 876 человек. В 2017-м они сдавали четыре экзамена: два обязательных (по русскому языку и математике) и два по выбору. В отличие от прошлого года результаты всех четырех испытаний влияют на итоговые оценки и получение аттестата.

Почти восемь процентов участников ГИА-9 получили пятерку за четыре предмета. Таких оказалось на 1,1 тысячи больше, чем в прошлом году. На четыре и пять все экзамены сдали больше 45 процентов ребят.

По сравнению с прошлым годом увеличилось число ребят, сдавших на отлично и хорошо экзамены по физике, химии, географии, истории, литературе, иностранному языку.

Доля девятиклассников, получивших оценки «четыре» и «пять» по предметам по выбору

Предмет по выбору

2016 год

2017 год

Доля от количества участников экзамена, проценты

Доля от количества участников

экзамена, проценты

География

Литература

Иностранный язык

За особые успехи

Московскую медаль «За особые успехи в обучении» в 2017 году получили 5007 выпускников — на 186 больше, чем в прошлом. Ее вручили победителям и призерам Всероссийской олимпиады школьников и выпускникам, набравшим 100 баллов по одному предмету. Также медаль получили те, у кого в аттестате все отметки «отлично» и кто набрал не меньше 220 баллов по трем предметам.

От подготовки до результатов: как проходили экзамены

Готовясь к экзаменам, ребята писали , пробовали свои силы с помощью сервиса «Мои достижения» , следовали советам, собранным участниками конкурса . Чтобы почувствовать атмосферу испытаний, проверить свои знания и помочь детям подготовиться, ЕГЭ сдавали около тысячи московских родителей и 40 тысяч педагогов.

Экзамены проходили максимально прозрачно: во всех пунктах проведения экзамена, где сдавали ЕГЭ, работала система видеонаблюдения. В 50 из них следить за испытаниями можно было в режиме онлайн. Кроме того, на экзаменах в Москве работали около семи тысяч общественных наблюдателей. 58 общественных наблюдателей следили за ходом ЕГЭ в ситуационно-информационном центре.

Узнать свои результаты выпускники могли , с помощью сервиса «Результаты ЕГЭ» и в своей школе. Благодаря новым технологическим решениям и слаженной работе организаторов в этом году школьникам сообщили оценки раньше, чем планировалось.

Если выпускник не согласен с результатом или считает, что был нарушен порядок проведения экзамена, можно подавать апелляцию . Пересдать ЕГЭ в текущем году могут только те, кто не сдал русский язык и математику базового уровня. Все остальные сделают это только в следующем году.

Итак, экзамены сданы, горы учебников и тетрадок убраны на дальние полки, а сайты с результатами обновляются ежедневно. Пока вы ждете свои баллы, мы расскажем, насколько плодотворным оказался прошедший год.

Пересмотрена оценочная система? Обновлен формат госэкзамена? Какая дисциплина теперь популярна? Читайте об этом ниже.

Новшества

Новые задания

Разработчики ввели несколько вопросов в таких предметах, как русский язык, физика, химия. Сами выпускники заявляют, что аттестация из-за этого не усложнилась, даже наоборот - появилась хорошая возможность заработать больше!

Полностью поменялась

Так можно сказать об информатике. Большая часть экзаменационного КИМа была пересмотрена и подведена под современные условия. Сами школьники рады тому, что в задачах используются распространенные языки программирования.

Баллы пересчитаны

В ЕГЭ самое важное - критерий выставления отметок и конечная сумма, поскольку именно она повлияет на успешное поступление в университет. В обществознании, литературе была модернизирована данная система. Отсюда следующий вывод: хорошенько изучите обновления, чтобы иметь представления о балльной структуре.

Стали понятнее

Вы, наверняка, сталкивались с тем, что не понимали значения заданий и требований к его ответам. Эта проблема была искоренена введением более четких и конкретных формулировок в описании тестового вопроса и критериях оценивания. Это касается иностранного, обществоведения, физики.

Статистика ЕГЭ 2018

В 2018 731 тысяча российских школьников приняли участие в государственных тестах. Из них - 645 000 выпускники прошлых лет. Это значительно больше по сравнению с прошлым годом.

Как обычно, самым актуальным оказалось «общество», его выбрали 62% ребят. Эта дисциплина потребуется для гуманитарных, социальных и педагогических направлений ВУЗов. Можно предположить, что конкурс здесь будет высоким, а потому поступить смогут лучшие из лучших. Нельзя забывать, что количество бюджетных мест преимущественно сокращается ежегодно.

Естественно-научные предметы превысили показатели 2017-го. Физика стала вторым популярным экзаменом - 29% старшеклассников (значение выросло на 2%).

25% школьников записались на биологию, что оказалось неожиданным для специалистов Рособрнадзора. Значительно меньшее количество будущих абитуриентов захотели сдавать историю - 24%.

17% сдали химию, 15% – английский, 14% – информатику, 11% – литературу.

Каковы результаты?

Пока не знает никто. Проверка еще продолжается, бланки сканируются, баллы проставляются, но не публикуются, а участники госэкзаменов находятся в томительном ожидании. Тем не менее, уже опубликованы ориентировочные даты, когда все узнают, насколько усердно готовились. Первая будет география - 15 июня.

Но знаете ли вы, почему проверка идет так долго?

В среднем с момента выхода из аудитории до получения балла на экране компьютера проходит 15-19 дней.

3-4 суток бланки сканируются, полученная информация распознается и сверяется с записями на правильность. Сканы без номера участника проверяются на региональном уровне.

7-8 - осуществляется проверка на федеральном уровне (именно из-за этого девятиклассники узнают свой итог по ОГЭ раньше одиннадцатиклассников – у них нет этой ступени). Происходит перепроверка, после чего работы возвращаются в свои регионы.

1-4 - происходит утверждение конечных итогов и сама публикация.

В связи с этим, прежде чем ругаться на долгое ожидание, вспоминайте эту длинную цепочку, которую проходят ваши труды.

Ожидания от ЕГЭ 2019?

Официальные источники утверждают, что госаттестация не увидит изменений в ближайшее время. Что ж, а нам остается ждать. О будущих нововведениях мы сообщим вам, как можно скорее, чтобы вы успели подготовиться на максимум!

На днях стартовала новая волна единого государственного экзамена, и за те 8 лет, что ЕГЭ существует в обязательном режиме, споры вокруг него не утихают. В этом материале мы предпринимаем попытку показать в динамике средние баллы ЕГЭ по русскому языку и математике в регионах, а также объяснить, с чем могут быть связаны региональные различия в результатах экзамена.

Представленные здесь данные собраны из открытых источников. Результаты ЕГЭ получены с региональных сайтов образовательных ведомств и центров оценки качества образования. Другие показатели собраны на сайтах Министерства образования и науки РФ, Росстата, Федерального казначейства.

Результаты ЕГЭ: региональные различия

Если посмотреть на карту, то видно, что наиболее высокие средние баллы и по русскому языку, и по математике показывают регионы Центрального федерального округа. В 2015 году в числе лидеров по русскому языку были Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край, по профильной математике - республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Самые же низкие результаты, вопреки стереотипам, наблюдаются не в северокавказских регионах, а на дальнем Востоке.

Отдельный интерес представляет динамика результатов ЕГЭ в регионах. Сравнивать баллы по годам напрямую некорректно - за эти годы экзамен пережил немало изменений. Например, в 2013 г., во время массовых утечек ответов, баллы участников в целом в стране оказались выше, а в 2014 г., после ужесточения мер безопасности, упали. Учитывая это, мы смотрели на положение регионов относительно среднего балла в России и использовали стандартизированные z-значения. Иначе говоря, мы сравнили динамику регионов относительно среднего по стране. Сопоставлялись результаты регионов в 2010 и 2014 гг., так как в этот период содержание и структура экзамена были наиболее стабильны.

В целом, значительный (больше одного стандартного отклонения) рост за эти пять лет по математике продемонстрировали 16, а по русскому языку - 11 субъектов РФ. В основном, это те регионы, которые в 2010 году показывали результат ниже среднего. Серьезное снижение баллов произошло по математике в 6, а по русскому языку в 3 регионах - там, где в 2010 были достаточно высокие баллы. В субъектах РФ со средними результатами существенных изменений в баллах не произошло.

Факторы региональных различий результатов ЕГЭ

2009-2014 годы:

Чтобы понять, чем объясняются результаты ЕГЭ по математике и по русскому языку в 2009 - 2014 годах, мы проанализировали их связь с рядом региональных характеристик. В центре внимания была, во-первых, роль ресурсного обеспечения школ, во-вторых, роль ресурсов семей.

Ресурсы школ во многом определяются размером государственного финансирования. Если скорректировать объемы подушевого финансирования школ на инфляцию и различия между регионами в стоимости жизни, то рост этого показателя с 2006 по 2013 годы составил около 40 процентов. При этом максимальный разрыв в подушевом финансировании за этот же период немного сократился - с 6 до 5 раз. Наибольший рост финансирования школ произошел в 2012 году, когда были приняты “майские указы Президента”.

Изменения в финансировании школ важны для результатов учащихся. Согласно нашим оценкам, регионы с более высоким уровнем подушевого финансирования показывают более высокие средние баллы ЕГЭ по математике (при равном уровне экономического развития, доходов населения и ряда других характеристик регионов). По русскому языку значимой связи результатов ЕГЭ и подушевого финансирования (при учете прочих региональных показателей) в 2009 - 2014 гг. не обнаружено. Отчасти это можно объяснить тем, что в результатах по русскому языку большую роль играют социальные характеристики семей.

Основную долю в бюджетном финансировании школ составляют зарплаты учителей. При этом важна динамика их зарплат относительно среднего уровня оплаты труда в регионе. В целом эта динамика была положительной. Наиболее существенный рост относительных зарплат учителей наблюдался в 2008 и в 2012 - 2013 годах, небольшое снижение было в 2007 и 2010 годах.

По нашим оценкам, уровень зарплат учителей относительно средней зарплаты по региону положительно связан с региональными результатами ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. От оплаты труда зависит, какие учителя придут в школы и с каким настроем они будут работать. Например, данные опроса директоров школ в исследовании PISA 2012 года показывают, что в регионах с более высокой относительной зарплатой у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям.

Помимо государства, в образование детей инвестируют семьи. Ресурсы семей определяются их доходами. Наш анализ показывает, что в регионах с высоким уровнем бедности (долей людей с доходами ниже прожиточного минимума) результаты ЕГЭ ниже. Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик).

Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы. При этом в субъектах РФ с низкими доходами населения в среднем ниже и ресурсы региональных бюджетов, а значит и финансирование школ.

В целом, на данном этапе выравнивания уровня бюджетного финансирования школ между регионами недостаточно для того, чтобы выровнять баллы детей.

2015 год:

Если говорить о результатах 2015 года, то разрыв между регионами с минимальным и максимальным средним баллом ЕГЭ может составлять 28 баллов по русскому языку и 16 по математике. Социально-экономические характеристики субъектов РФ (валовый региональный продукт, финансирование школ на одного учащегося, доля населения с высшим образованием, а также доля городского населения) на 25 процентов объясняют средний балл ЕГЭ по математике и на 34 процента - средний балл ЕГЭ по русскому языку. У детей из менее благополучных регионов меньше шансов получить высокие баллы на экзамене, чем у тех, кто живет в более экономически развитой части страны. Причем по русскому языку этот разрыв несколько больше, чем по математике.

Почти в такой же степени (на 28 процентов по математике и на 30 процентов по русскому языку) средние в регионах баллы объясняются характеристиками школ и учителей. Важно учитывать, сколько детей в регионе после 9 класса уходят в колледжи, а сколько остаются в старших классах и сдают ЕГЭ. Как показывает наш анализ, в школах, где в старших классах остается меньше половины девятиклассников, результаты также выше, чем там, где отбор (или самоотбор) детей менее строгий.

Значение имеют и учительские характеристики. Во всех регионах преобладают учителя с оконченным высшим образованием, однако, там, где таких педагогов больше 80 процентов, результаты ЕГЭ учащихся выше. А вот связь результатов с категорией учителя оказалась не столь однозначной - наивысшие результаты у выпускников в регионах, где доля педагогов с высшей категорией варьируется от 22 до 30 процентов.

Таким образом, наш анализ показывает, насколько у учеников из разных регионов не равны шансы на высокие баллы ЕГЭ. К слову, средние результаты московских школьников на ЕГЭ на 13 баллов по профильной математике и на 5 баллов по русскому языку выше, чем у школьников из республики Бурятия.

В целом, экономические и образовательные характеристики регионов определяют баллы ЕГЭ на 64 процента по русскому языку и на 53 процента - по математике. При этом, эти факторы находятся вне сферы влияния самих педагогов и школ, поэтому оценивать их по этому результату некорректно.

Выводы

Как показывает наш анализ, в России достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. Эти различия могут определить дальнейшую судьбу детей, в том числе, повлиять на поступление в вузы.

В многом эта разница связана с тем, насколько школьники обеспечены образовательными ресурсами. Неравенство ресурсов есть как на уровне семей, так и на уровне государственного финансирования школ. Часто одно сопровождает другое.

Проведенный нами анализ не учитывает вариации баллов единого экзамена внутри регионов, хотя эта задача представляется крайне полезной при выработке мер образовательной политики. Для такого анализа необходим доступ к обезличенным данным ЕГЭ для исследователей. В развитых странах результаты подобных тестов используются для анализа и выработки управленческих решений, и этот опыт важно использовать и в России.

ЕГЭ как объективный инструмент оценивания выпускников школ показал наличие проблемы с неравенством в образовании. Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей. Выравнивание образовательных возможностей - это задача государственной политики.

Единый государственный экзамен по математике в нашей стране обязан сдавать каждый школьник, оканчивающий курс средней школы. Не будем вдаваться в подробности возможных изменений формы экзамена и тех исключительных случаев, когда выпускник, являясь победителем, например, Всероссийской олимпиады, автоматически получает за ЕГЭ 100 баллов.

Рассмотрим результаты Единого государственного экзамена по математике в предыдущие годы, когда он содержал одновременно и совсем простые задачи, и усложненные, но решаемые выпускниками обычных школ, и очень сложные, требующие специальной подготовки. Если опираться на статистику, опубликованную на Официальном информационном портале Единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru/ru/main/satistics-ege/), картина получается следующая:

Результаты недавнего ЕГЭ по математике

Фактически весь 11-й класс (а иногда – и дольше) готовятся школьники к выпускному экзамену, который для некоторых из них является и вступительным. И каков итог? Большинство выпускников написали ЕГЭ на 51-60 баллов (26%), весьма заметен процент «двоек» (до 20 баллов, это около 6,2% или почти 50000 человек!), и только 0,7% всех учащихся оказались способны сдать ЕГЭ на 91-100 баллов! Да и в целом, сдать на достойные баллы (более 70-ти), необходимые для поступления в ведущие вузы страны, смогли лишь 8% всех ребят, окончивших 11 классов средней школы.

Интересно сравнить результаты ЕГЭ по математике с результатами ЕГЭ по русскому языку.

Результаты ЕГЭ по математике и по русскому языку

Мы видим, что успешно сдать русский язык было несравненно легче. Перелом в баллах происходит в районе 60-ти. Это показывает и средний балл: по русскому языку – 63,4, по математике – 48,7.

При этом на 100 баллов работу написали: по русскому языку – 2559 человек, а по математике – 538 (т.е. почти в пять раз меньше), что менее 0,07% от всех результатов.

Именно по математике – самый низкий процент максимальных результатов среди всех предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ! И это еще «оптимистичная» статистика! Не так давно, после серии скандалов вокруг ЕГЭ, высокие результаты тщательно перепроверили, и в итоге по математике максимальный балл получили только 64 человека – в 8,4 раза меньше, чем за год до этого! Уменьшилась в результате проверок и доля выпускников, сдавших более, чем на 80 баллов.

Теперь рассмотрим результаты выпускников того же года, прошедших обучение в «Математушке» . Более 70-ти баллов здесь набрали 32 человека, из них: 71-80 – 19 человек, 81-90 – 9 человек, 91-100 – 4 человека.

Сейчас – это студенты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Национального исследовательского института «Высшая школа экономики», Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Московского государственного института международных отношений (МГИМО), Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Федерального университета при правительстве Российской Федерации и других престижных вузов нашей столицы.

Есть среди выпускников «Математушки» и 100-балльный результат за ЕГЭ. Его получил Иван Павлов в год, когда на максимальный балл экзамен сдали всего 157 человек из 43 регионов России. Логично, что среди всех факультетов Иван выбрал мехмат МГУ. Очень близок к этому результату был Константин Славнов , поступивший на факультет ВМиК МГУ. Он сдал ЕГЭ на 98% (тогда на 100 баллов ЕГЭ по математике сдали 214 человек, что составило 0,03% от всех выпускников).

Таким образом, «Математушка» тщательно готовит своих выпускников , и они успешно сдают Единый государственный экзамен не только на высокие, но даже на максимальные баллы! Что, как можно было видеть по статистике ЕГЭ, является весьма и весьма редким результатом.


  • Разделы сайта