Лицо не описав внешность описало преступника. Правила описания человека по методу словесного портрета

Самым распространенным и доступным методом фиксации признаков внешности человека является составление его словесного описания, которое может закрепляться как письменно, так и с помощью звукозаписи. Описание, составляемое в целях идентификации человека по признакам его внешнего облика и установления личности, принято именовать криминалистическим.

Криминалистическое описание внешнего облика человека составляется при его непосредственном наблюдении в ходе оперативно-розыскных мероприятий (в основном в регистрационных целях, а также для фиксации признаков внешности наблюдаемого человека); проведения следственных действий (опознания, освидетельствования, осмотра); опосредованного изучения в процессе оперативно-розыскной деятельности (при фиксации данных о внешности скрывшегося преступника, пропавшего без вести лица со слов, т. е. по памяти людей, знавших или видевших разыскиваемого); производства судебной портретной экспертизы.

Таким образом, описание может осуществляться при непосредственном наблюдении человека (с натуры), а также со слов очевидца. При этом очевидец воспроизводит в словесной форме свое представление об этом человеке, т. е. по памяти. Описание может выполняться при изучении внешности человека, запечатленного на фотоснимке, видеокадре, субъективном портрете. Описание может также составляться при изучении признаков внешности умершего, погибшего человека по его посмертной маске, графической или пластической реконструкции лица по черепу.

Достоверность отображения признаков внешности, фиксируемых с помощью описания, больше тогда, когда оно выполняется с натуры, т. е. носит непосредственный характер. Менее достоверным считается описание опосредствованное, составляемое со слов лица, наблюдавшего описываемого человека.

В то же время имеет значение такое обстоятельство, как владение методикой составления криминалистического описания. Если субъект составления описания не владеет такой методикой, его описание как средство фиксации внешнего облика человека не будет отличаться полнотой и достоверностью. В свою очередь, владение методикой позволяет субъекту составления описания зафиксировать достаточно полно и достоверно признаки внешности описываемого лица.

При оценке качества информации, зафиксированной в виде описания, необходимо учитывать факторы, под воздействием которых оно формируется и создается: закономерности человеческого восприятия, сложность процесса воспроизведения зрительных впечатлений в словесной форме, вид описания, первичность или повторность описания, место составления описания, его временной период и происхождение.

На содержание информации, зафиксированной в виде описания, оказывают воздействие: закономерности процесса человеческого восприятия, сохранения сформировавшегося представления; время, прошедшее с момента восприятия до воспроизведения его результатов; сложность процесса воспроизведения зрительных впечатлений в словесной форме; многократность форм преобразования первоначальных представлений, возможность утраты части впечатлений и видоизменения сохранившихся.

Специфика словесного оформления воспринимаемой информации заключается в том, что этот процесс сопровождается ее обобщением. Обозначение элементов зрительного образа с помощью слов - процедура весьма сложная, несмотря на внешнюю простоту. Так, затруднение вызывает даже описание собственного внешнего облика, внешности близких родственников и друзей.

Затруднение происходит из-за того, что индивидуальность внешности человека трудно передать обычными словами за исключением, конечно, особых примет. Чаще всего признаки внешности характеризуются как обычные, «нормальные», хотя таковыми могут и не являться.

Кроме того, сложность состоит в однозначном обозначении признаков. Внешность в описаниях зачастую характеризуется обобщающими терминами, имеющими одинаковое значение у разных людей, зависящее от многих индивидуальных характеристик составителей описания.

На качество описания оказывает влияние его вид - устный рассказ или письменное изложение. Описание, составленное письменно, может отличаться по своему содержанию от устного описания. Объясняется это тем, что, во-первых, письменное изложение устного рассказа требует определенных навыков; во-вторых, стилистическое оформление описания может повлиять на его точность, полноту, детализацию, привести к неосознанному восполнению пробелов в восприятии и запоминании информации; в-третьих, письменное описание может быть короче устного, в нем могут отсутствовать существенные детали, которые, на взгляд субъекта описания, не представляют интереса.

Для качества описания имеет значение и то, каким оно является - первичным или повторным. Несмотря на сохранение основы описания, неоднократное, повторное его составление приводит к обеднению содержания описания, привнесению в него элементов обобщения, заполнению пробелов домыслом. Поэтому целесообразно использовать именно первоначальное описание, уточняя его в процессе дальнейшего собирания информации о внешнем облике человека.

Под местом составления описания понимается этнографически обособленная территория, на которой проживает и работает составитель описания. В зависимости от этого у субъекта описания непроизвольно вырабатывается представление о норме признака внешности для окружающего его населения. Эта норма зависит от антропологического состава населения данного ареала. Поэтому наблюдается определенная взаимосвязь индивидуального представления о норме признаков внешности с объективной нормой, характерной для данной этнической, антропологической группы населения.

Время составления описания, период, прошедший с момента составления до использования описания, необходимо знать, чтобы учесть их при анализе изменений, которые могут произойти при значительной протяженности этого периода.

Происхождение описания, обстоятельства, при которых оно возникло, - важные факторы, анализ которых необходим для определения степени достоверности отображения при описании внешности человека.

Описание может возникнуть в процессе специально проводимых в этих целях мероприятий, появиться в результате обстоятельств, не предназначенных для его составления. В первом случае субъект описания имеет возможность систематично и без затруднений наблюдать человека и составлять его описание (например, регистрация человека по признакам его внешности). Во втором случае описание обычно составляется спустя некоторое время после наблюдения, причем не самим очевидцем, а другим лицом, чаще всего сотрудником органа внутренних дел.

На достоверность описания, составленного очевидцем или с его слов, существенно влияют условия наблюдения объекта. Кратковременность наблюдения и иные затрудняющие условия снижают уровень соответствия описания действительности. Описания очевидцев или основанные на них сведения не всегда точны, достоверность данных в ряде случаев не может быть проверена, тем более что такого рода описания составляются по памяти.

Описание, составленное по регистрационным материалам, более достоверно, так как основано на признаках, специально изучавшихся для их закрепления в процессе регистрации. Кроме того, такие описания должны быть достоверны, т. е. точно отражать установленные признаки внешности, поскольку составляются оперативными работниками на основе личных наблюдений или проверенных сообщений иных лиц, и не должны включать данные о предположительно установленных признаках.

При работе с описанием как средством фиксации признаков внешности человека необходимо оценивать его качество, которое зависит от его полноты и определенности.

Полнота описания определяется количеством приведенных в нем признаков. Достаточно полным считается описание, содержащее данные обо всех основных элементах внешности. Как правило, перечень признаков этих элементов приведен в соответствующих инструктивных материалах, картах - носителях информации (например, карта на лицо, пропавшее без вести).

Определенность описания оценивается с позиций его однозначного или многозначного понимания. Однозначное описание четко определяет вариант признака, многозначное - допускает несколько вариантов. Обычно сведения с малой степенью определенности встречаются в описаниях признаков внешности неизвестных лиц. Анализ степени определенности описания производится с учетом сведений о личности субъекта описания и использованной формы описания. Определенность описания тем меньше, чем ниже квалификация его составителя, хуже условия восприятия внешнего облика. В упорядоченном описании степень определенности может быть проанализирована, произвольное описание допускает слова и выражения, которые сами по себе не являются вполне определенными.

При оценке достоверности отображения признаков внешности человека в описаниях следует учитывать и форму описания. Она может быть произвольной и систематизированной, или упорядоченной.

Произвольное описание передает все особенности рассказа о внешнем облике человека и наиболее часто возникает в ходе опросов, допросов свидетелей, потерпевших. Оно также может приводиться в документах, составляемых в ходе оперативно-розыскных мероприятий. В таком описании могут содержаться характерные признаки описываемого человека. Оно отличается использованием бытовой терминологии, как говорят, просторечия. Иногда в описаниях встречаются слова и выражения, свойственные определенной, порой узкой группе людей - местные говоры. Характеристики, содержащиеся в произвольном описании, могут быть и меткими, и крайне неточными, поэтому по произвольному описанию трудно выявить степень близости избранных слов к описываемым характеристикам, поскольку смысл, который вкладывают в слово автор описания и анализирующее его лицо, может оказаться неодинаковым.

Поскольку описание должно использоваться в качестве источника криминалистической информации, его приходится преобразовывать в упорядоченное, т. е. составляемое по определенным правилам и с использованием единой терминологии 1 .

Упорядоченное описание производится по следующим правилам.

  • 1. Определение признаков внешности осуществляется применительно к нормальному положению головы и тела стоящего человека.
  • 2. Описание составляется последовательно - сначала характеризуется элемент внешности в целом, а затем - его части.
  • 3. Описание элементов внешности составляется в определенном порядке - по принципу сверху вниз.
  • 4. Элементы внешности характеризуются как в фас, так и в профиль.
  • 5. При описании элементов внешности указывают их признаки: форму (контур), величину, положение, цвет, выраженность, а также симметрию.
  • 6. Во внешнем облике человека выделяют и описывают особенности, т. е. признаки, которые резко отличаются от нормы, и особые приметы (шрамы, родимые пятна, отклонения от нормального развития организма и т. п.).

Для перевода произвольного описания в упорядоченное используются специальные справочные пособия, в которых распространенные слова и выражения, часто встречающиеся в произвольных описаниях, соотнесены с их наиболее вероятными значениями в терминах криминалистического описания внешности человека 1 .

Криминалистическое описание как метод фиксации признаков внешности человека осуществляется при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ведении уголовной регистрации, осуществлении следственных действий, выполнении судебной портретной экспертизы.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий данное описание используется для фиксации внешнего облика лиц, представляющих оперативный интерес.

Необходимо особо отмечать признаки, формирующие наглядность элементов внешности и позволяющие быстро выделять описываемого человека среди большой группы людей. К таким признакам относятся, во-первых, те, которые заметны издали, меньше других зависят от условий наблюдения (они могут быть названы ориентирующими признаками), во-вторых, наиболее характерные для внешности данного человека (они могут быть названы доминирующими признаками).

Поскольку во внешнем облике почти каждого человека преобладают признаки среднего значения, следует: обращать внимание на пропорции лица и его элементов; фиксировать соотношение лобной, носовой, ротовой частей, положение элементов относительно горизонтали, вертикали и друг друга, выявлять асимметрию, обычно в той или иной степени присущую всем людям.

Оперативный сотрудник, составляя описание лица, которое он непосредственно наблюдал, должен учитывать вышеперечисленные правила подготовки упорядоченного описания.

При составлении криминалистического описания внешности человека в регистрационных целях обязательно отражают все признаки, указанные на бланке соответствующего документа. При затруднении в определении признака следует указывать все возможные его вари-

анты во избежание утраты информации. В случаях розыска без вести пропавшего человека признаки одежды, обуви и мелких носимых вещей выясняют и описывают сразу же при поступлении заявления об исчезновении человека, так как со временем заявитель не сможет их назвать с требуемой полнотой и точностью.

При описании одежды указывается ее вид, название, фасон, материал, из которого она изготовлена, его цвет. Подлежат описанию марки и клейма предприятий-изготовителей, признаки ношения, ремонта. Описываются местонахождение, размер и форма крупных дефектов. Если сохранились остатки материала, из которого пропавший без вести шил себе пальто, костюм или другую одежду, то прилагают образцы этих тканей.

При подготовке предъявления для опознания большое значение имеет описание признаков внешности, зафиксированное в протоколе предварительного допроса. По этому описанию определяют, какими внешними признаками должны обладать лица, предъявляемые очевидцу. Уголовно-процессуальный закон требует, чтобы эти лица были сходными по внешним признакам, т. е. не имели резких различий по телосложению, возрасту, росту, форме и цвету лица, волос, глаз, прическе, особым приметам. Результаты опознания не могут быть признаны обоснованными, если опознающий указал такие признаки и приметы, которые вследствие своей неопределенности недостаточны для установления личности. В протоколе предъявления для опознания особенно точно должны быть указаны признаки и приметы, по которым опознающий узнал человека, предъявленного для опознания. Недопустимы формулировки «Опознаю по чертам лица, строению носа, рта» и т. п. Требуется выделять и указывать такие значения признаков, которые отличаются от так называемых средних и в своей совокупности индивидуализируют опознаваемого.

Таким образом, описание признаков внешности в протоколе опознания должно включать не их перечисление (например, величина носа, контур губ, подбородка и т. п.), а указание, по каким именно признакам человек опознан (например, по большому носу, дугообразному контуру каймы верхней губы, широкому, выступающему подбородку и т. д.).

В протоколе предъявления для опознания показания опознающего по возможности излагаются дословно, т. е. приводятся выражения, использованные свидетелем, потерпевшим.

Описание признаков внешности производится и при освидетельствовании, в ходе которого могут быть обнаружены различные особые приметы, повреждения, шрамы, татуировки, дефекты телосложения, родимые пятна. В этом случае не составляется полное описание внешнего облика освидетельствованного, а приводится точное наименование выявленных признаков с указанием их местоположения на теле.

Одним из специфичных следственных действий, в ходе которого осуществляется описание признаков внешности по непосредственному наблюдению, является осмотр трупа. При осмотре трупа с участием специалиста особое внимание обращается на наличие повреждений и следов насилия, которые могут стать доказательственным материалом при установлении причины смерти. Обычно описание признаков внешности производится по сокращенной программе. Однако необходимость последующего установления личности умершего (погибшего), невозможность повторного осмотра, недостатки фотографирования требуют подробного фиксирования признаков внешности в полном объеме и по правилам криминалистического описания. В описании нужно отразить совокупность признаков, индивидуализирующих умершего (погибшего).

Определенную специфику имеет описание признаков внешности при проведении судебной портретной экспертизы. Описание признаков внешности должно быть настолько подробным, насколько это позволяют сделать представленные на исследование изображения. При экспертной портретной идентификации используются не все элементы и признаки внешности, а лишь те, которые получили достоверное отображение на портретах.

При экспертной портретной идентификации описание внешности начинается с комплексных элементов и признаков.

Первоначально указываются пол, возраст (возрастной период изображенного человека), антропологический тип (принадлежность к одной из основных рас), тип телосложения.

В ходе предварительного исследования изображений также выполняются описания и признаков сопутствующих элементов внешности - одежды, носимых вещей, украшений.

В описании одежды указываются ее вид (мужская, женская, детская) и фасон, который характеризуется с учетом ее назначения, покроя (сезонная, профессиональная, униформа, специальная). Головной убор характеризуется отдельно, при этом указываются его вид (фуражка, берет и т. д.) и цвет.

Составляя описание одежды, нужно отмечать расположение бортов, застежек, фирменных знаков. Это необходимо для решения вопроса о возможности зеркального изображения объекта.

После составления описания признаков комплексных и сопутствующих элементов внешности переходят к описанию признаков анатомических элементов, прежде всего признаков головы как наиболее важных для портретной идентификации.

Голова и лицо человека изучаются в целом. Также исследуются их отдельные части и элементы. Голова в целом характеризуется по от-

носительной величине и особенностям строения. Описание лица в целом проводится по контуру в фас, пропорциям и относительным размерам его частей.

После этого составляется описание волосяного покрова на голове и лице (усы, борода, бакенбарды). Затем дается описание лба, бровей, области глаз, скул, носа, рта, кожной и слизистой частей губ, подбородка, ушных раковин, шеи, отмечаются признаки кожного покрова лица (наличие, расположение, выраженность моршин, складок и т. п.).

Описание признаков элементов внешности производится на всех стадиях проведения портретной экспертизы. Но это описание имеет свои особенности с учетом специфики каждой стадии.

Так, на стадии предварительного исследования описание ограничивается только признаками комплексных и сопутствующих элементов, поскольку основная задача данного этапа заключается в предварительном сопоставлении изображенных на портрете лиц.

В процессе раздельного исследования изучаются и описываются анатомические элементы внешности по методу словесного портрета. Сначала признаки определяются так, как они выглядят на портрете. Затем с учетом факторов, влияющих на их отображение, устанавливается выраженность признаков в нормальных условиях. Таковыми принято считать условия сигналетической фотосъемки.

На стадии сравнительного исследования в описании фиксируются результаты сопоставления выявленных в ходе раздельного исследования признаков внешности, причем такое описание ограничивается лишь сопоставимыми признаками. При перечислении совпадений и различий их называют и объясняют, в чем, в каких градациях заключается совпадение и различие признаков.

На заключительной стадии должны быть подробно описаны различающиеся признаки. Подробное описание совпадающих признаков необязательно, так как они должны быть объективно и точно представлены в иллюстративной части заключения эксперта.

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику "словесного портрета". Словесный потрет - это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаимосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику.

1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого - функциональные признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху - вниз". При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые -по цвету.

3.1. При описании формы используют наименование геометрических 4эигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: "выше среднего", "ниже среднего". Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний".

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т. н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках).

Ниже приводится схема описания внешних признаков по методу "словесного портрета" (рис. 2, 2а), составленного с соблюдением вышеприведенных принципов.

Описание анатомических признаков

Пол: мужской, женский.

Возраст . Устанавливается:, а) по документам, если они не вызывают сомнений; б) "на вид" (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25-30 лет, на вид 50-60 лет и т. п.); в) по данным медицинского освидетельствования или судебно-медицинской экспертизы.

Национальность (тип лица). При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеоидный, монголоидный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др.

Фигура в целом

Рост определяют чаще всего по трехчленной градации: низкий (для мужчин до 160 см), средний (для мужчин от 160 см до 170 см) и высокий (для мужчин более 170 см). Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах.

Рис. 2.

1а. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж - антропометрические точки лица (верхнелобная, глабелла, верхненосовая, зрачковые, подносовая, подбородочная, нижнечелюстные).

1 -- высота лба, 2 - ширина лба, 3 - линия положения брови, 4 - линия положения глазной щели, 5 - зрачковая линия, 6 - протяженность глазной щели, 7 - ширина спинки носа, 8 - высота носа (носовой части лица), 9 - ширина носа, 10 - высота верхней губы, 11 - протяженность ротовой щели, 12 - высота подбородка, 13 - оттопыренность ушной раковины, 14 - высота ушной раковины, 15 - осевая (медиальная) линия. 16. 1 - линия роста волос, 2 - области лобных бугров, 3 - области надбровных дуг, 4 - головки бровей, 5 - контуры бровей, б - хвосты бровей, 7 - внутренние углы глаз, 8 - наружные углы глаз, 9 - контуры складок верхних век, 10 - носогубной фильтр, 11 - контур каймы верхней губы, 12 - контур каймы нижней губы, 13 - контур подбородка, 14- контур завитка, 15 - контур противозавитка, 16 - контур козелка.

Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое. По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности - очень худой, очень полный - "тучный").

Описание функциональных признаков

Осанка - привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).


Рис. 2а. Элементы и признаки лица в профиль. На. 1, 2, 3 - лобная, носовая, ротовая часть лица и их высоты, 4 - положение (наклон) лба, 5, б - измерение высоты и глубины переносицы, 7 - выступание спинки носа, 8 - выступание носа, 9 - линия основания носа, 10 - ширина ушной раковины, 11 - высота ушной раковины, 12 - вертикальная (фронтальная) линия. 116. 1 - контур лба, 2 - контур спинки носа, 3 - контур нижнего края крыла носа, 4 - контур подбородка, 5 - положение верхней губы, 6 -- положение нижней губы, 7 - наружный угол глаза, 8 - линия основания ушной раковины, 9 - завиток, 10 - козелок, 11 - противозавиток, 12 - противокозелок, 13 - мочка уха.


Походка - совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.

Жестикуляция - комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).

Мимика - движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).

Речь - применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент, особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи ("вот", "понимаете" и т. п.).

В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).

Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потирание ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с Ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).

Описание сопутствующих элементов и их признаков

Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые. обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы.

Часть иллюстраций данной главы приводится по работе: Снетков В. А., Величко И. Ф., Житников В. С., Зинин А. М., Овсянникова М. Н. Криминалистическое описание внешности человека. М., 1984.

Для женщин эти цифровые величины применяются для каждой категории на 10 см меньше.

Глава 19. Криминалистическое исследование внешних признаков человека (габитоскопия)

§ 2. Методика описания признаков внешности человека (метод словесного портрета)

Признаки внешности человека подразделяются на две основные группы:

1) анатомические (статические), характеризующие особенности анатомического строения человека. Данные признаки определяют пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов;

2) функциональные (динамические), физиологической основой которых является условно-рефлекторные процессы, сопровождающиеся возникновением динамического стереотипа движения человека. Это привычные, автоматизированные движения и положения человека и его отдельных частей (осанка, походка, мимика и др.).

Использование анатомических и функциональных признаков внешности для идентификации человека обусловливается относительной устойчивостью признаков, которая определяется постоянством костно-хрящевой основы тела человека. Возрастные или болезненные изменения не имеют существенного практического значения. Умышленные изменения анатомических признаков с помощью пластических операций не проходят бесследно и легко выявляются при освидетельствовании.

Функциональные признаки внешности менее надежны, они могут быть легко изменены (напр., человек, сделав над собой небольшое усилие, может изменить свою походку, изменить свою жестикуляцию и т. д.). Но совсем изменить функциональные признаки, присущие данному человеку, невозможно, они так же устойчивы, как и неповторимы.

Словесный портрет – это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Идентификация человека по признакам внешности с использованием методики словесного портрета может осуществляться путем:

1) предъявления для опознания;

2) непосредственного сопоставления его внешности с фотопортретом;

3) непосредственного сопоставления его внешности с имеющимся словесным портретом;

4) сопоставления словесного портрета с фотоизображением.



Криминалистикой разработаны основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

1) максимальная полнота описания внешности человека. Соблюдение этого правила обусловлено тем, что во время составления словесного портрета еще неизвестно, какие из признаков будут основными при розыске;

2) последовательность описания (от общего к частному). Сначала указываются общефизические признаки – пол, возраст, затем описываются анатомические признаки – фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова (лицо);

3) описание с помощью специальной терминологии. Это необходимо для обеспечения единообразного понимания получаемой информации. Источники информации подразделяют на:

1) субъективные – это мысленные образы, сохранившиеся в памяти человека, по которым он может дать описание внешних признаков, произвести опознание преступника и т. д.;

2) объективные – это фотоснимки, слепки-маски с умершего, рентгеновские снимки и видеоматериалы.

Словесный портрет находит широкое применение в оперативно-розыскной, следственной и экспертной практике, используется главным образом в идентифика­ционных и уголовно-регистрационных целях, помогает следователям и оперативным работникам в розыске без вести пропавших, при опознании трупа, в установлении личности подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, по­терпевших и скрывающихся преступников.

При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц методика словесного портрета использу­ется для подготовки розыскных требований с подробным описанием признаков внешности разыскиваемых, харак­теристики «особых примет» и «броских признаков», что дает возможность лицам, осуществляющим розыск, со­здать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого.

Некоторые важные для розыска признаки внешности (усы, борода, одежда, обувь и др.) могут быть легко изменены. Поэтому розыскные мероприятия с исполь­зованием методики словесного портрета должны прово­диться быстро и оперативно. Источниками сведений о признаках внешности разыскиваемого могут быть ма­териалы уголовной регистрации, архивные материалы и личные дела, фотоснимки, данные, полученные в ре­зультате допроса, личного наблюдения, осмотра места происшествия. «Словесный портрет» скрывшегося пре­ступника, личность которого не установлена, составляет­ся, как правило, по показаниям потерпевших и свиде­телей-очевидцев, а также по данным, полученным при анализе обстоятельств совершения преступления. Изуче­ние обнаруженных на месте происшествия следов и дру­гих вещественных доказательств позволяет иногда полу­чить сведения о внешности преступника, его физических особенностях. Наиболее ценны в этом отношении «до­рожка» следов ног, следы рук, зубов, орудий взлома и некоторые другие следы и предметы. Они иногда дают возможность судить о росте, половой принадлежности, телосложении, физических недостатках преступника. На­пример, по отпечаткам пальцев и месту их расположения можно определить примерный рост преступника, по размеру отверстия, через которое он проник на место проис­шествия, - его телосложение.

При регистрации неопознанных трупов и без вести про­павших лиц признаки внешности по возможности подроб­но описываются в регистрационных картах, используе­мых для идентификационных целей

При регистрации лиц, содержащихся под стражей, при­знаки внешности описываются также по правилам «сло­весного портрета». Это описание наряду с опознаватель­ными фотоснимками является существенным дополнени­ем к пофамильному (алфавитному) учету лиц, совершивших преступление

Методика «словесного портрета» в известной степе­ни определяет правила сигналетической (опознаватель­ной) фотосъемки. Она требует изображения в фас и правый профиль при открытой, свободной от волос ушной раковине, строго вертикального положения го­ловы, четкости фотоизображения. Портретная съемка в фас и профиль рассчитана на то, чтобы при отож­дествлении личности по опознавательным фотоснимкам использовать методику «словесного портрета», иметь до­полнительную возможность сопоставить признаки внешности, отобразившиеся на фотоснимке, с их «словесным портретом».

«Словесный портрет» используется также при раз­работке и применении метода комбинированных порт­ретов - «фоторобота», «изоробота». Известно, что вос­произведение допрашиваемым наблюдавшихся им при­знаков внешности того или иного человека облегчает­ся, если воспоминание дополняется другой, более прос­той формой воспроизведения - узнаванием. Так, если показать допрашиваемому фотоснимки (или рисунки) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица, то допрашиваемый, как правило, безошибочно указывает на тот вариант, который более всего соответ­ствует внешности человека, личность которого выясняет­ся на данном допросе. Эта психологическая закономер­ность в сочетании с методикой «словесного портрета» и лежит в основе метода комбинированных портретов. Для того чтобы по показаниям свидетеля, потерпевшего или обвиняемого создать (смонтировать) портрет виден­ного им лица, допрашиваемому показывают фотоснимки или рисунки, изображающие основные разновидности строения головы, лба, глаз, носа, губ, подбородка, ушной раковины, шеи, плеч и т. д. Допрашиваемый выбирает тот вариант, который больше всего соответствует внеш­ности искомого человека. То же самое делается в отноше­нии его головного убора, очков, галстука и других вещей. Фотоснимки или рисунки различных вариантов этих предметов также предъявляются допрашиваемому. Ког­да отбор соответствующих фотоснимков или рисунков различных частей лица и носильных вещей закончен, производится монтаж этих деталей, чтобы получить сос­тавной (комбинированный) портрет искомого лица. Пос­ле монтажа портрет предъявляют допрашиваемому и в случае необходимости вносят исправления в соответ­ствии с его замечаниями. Окончательно смонтированный портрет размножают и рассылают в соответствующие органы для использования в розыске скрывшегося пре­ступника.

При допросе о признаках внешности того или иного лица методика «словесного портрета» способствует полу­чению более точных и подробных показаний. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз его видели. При этом чаще всего упоминается лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные признаки одежды и некоторые другие «броские приметы». Ис­пользуя методику «словесного портрета», следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные при­меты. Опасны в этих случаях наводящие вопросы. Учиты­вая психологические закономерности восприятия и памя­ти, необходимо путем активизации ассоциативных про­цессов, постановки дополнительных уточняющих вопросов помочь допрашиваемому по возможности под­робно и точно описать признаки внешности. Желательно при этом придерживаться терминологии «словесного портрета». Однако если допрашиваемый незнаком с этой терминологией и употребляет другие наименования при­знаков внешности, их следует сохранить в описании, по­скольку замена этих наименований специальными тер­минами может привести к искажению показаний.

Описание внешности человека может показаться легкой задачей до тех пор, пока вы на самом деле не попробуете это сделать. Хотите ли вы описать другу нового знакомого или предупредить полицию о подозреваемом в преступлении, важно методично охватить ключевые физические детали и уникальные характеристики. Даже если вы пытаетесь обрисовать персонажа своего рассказа, важно дать подробности воображению, чтобы оно донесло образ читателю.

Шаги

Упомяните ключевые общие характеристики

    При необходимости определите пол человека. Во многих случаях это будет очевидно сразу, и, скорее всего, это будет первая вещь, на которую вы обратите внимание. Однако не все люди соответствуют этим категориям, и, как правило, лучше не делать предположений, если в этом нет необходимости.

    • Например, если вы пытаетесь описать подозреваемого полиции, возможно, вам придется сказать что-то вроде: «На мой взгляд, это был мужчина, но я не уверен».
    • В других случаях, скорее всего, можно будет просто перейти к другим наглядным признакам.
  1. Обратите внимание на цвет кожи человека и при необходимости сделайте предположение о его расе или этнической принадлежности. Опять же, существует разница между тем, чтобы описывать подозреваемого полиции, и тем, чтобы делать это по другим причинам. В первом случае вам, скорее всего, придется сделать предположение, например: «Он был похож на таджика», - или: «Я думаю, она - казашка». В других случаях это может прозвучать нетактично или оскорбительно.

    • Можно просто описать цвет кожи, используя такие термины, как «оливковый», «бледный», «темно-коричневый» и так далее. А другие люди сами могут сделать предположение (при желании).
  2. Оцените возрастной диапазон в пределах от пяти до десяти лет. Во многих случаях можно предположить, что человеку «около 25 лет» или «приблизительно 60 лет». Постарайтесь предоставить максимально узкий возрастной диапазон, который вам кажется подходящим. Так другим будет проще представить человека, которого вы описываете.

    • Например, когда вы говорите, что человек выглядит на 30–35 лет вместо 30–40 лет, вы предоставляете более четкую картинку.
    • Это особенно важно в случае молодых людей, ведь, в конце концов, десятилетний сильно отличается двадцатилетнего!
  3. Сообщите рост человека, либо в описательной, либо в оценочной форме. Если вы видели человека только мельком, скорее всего, вы сможете лучше описать его с помощью общих категорий роста, например «очень высокий», «высокий», «среднего роста», «низкий» или «очень низкий». Эти расплывчатые термины становятся точнее, если можно определить, что речь идет о мужчине, женщине или ребенке.

    • Если вы можете дать более конкретную оценку фактического роста человека, попробуйте сделать погрешность в пять сантиметров, например: «Его рост составлял 180–185 см».
  4. Описывайте комплекцию человека такими терминами, как «худой», «средней комплекции» и «крупного телосложения». Как правило, вес оценить гораздо труднее, чем рост. Поэтому придерживайтесь довольно расплывчатых классификаций, например: «Она была очень худой», - или: «Он очень крупного телосложения».

    Упомяните внешний вид человека как можно тактичнее. В конце концов, на вкус и цвет товарищей нет, поэтому ваше представление о красивом человеке может не совпадать с чужим мнением. Тактично дайте свою оценку, например:

    • Если вы находите человека непривлекательным, назовите его «обычным» или «непримечательным», а не «уродливым».
    • Используйте слова «неаккуратный» или «неопрятный» вместо «грязный».
    • Используйте слово «привлекательный», чтобы обозначит хорошо выглядящего человека, но не называйте его «прекрасный», «великолепный» или даже «симпатичный».
    • «Дряблый» - не идеальное слово, но, возможно, это лучший способ описать человека, который является противоположностью слов «подтянутый», «стройный» или «хорошо сложенный».

    Опишите черты лица и уникальные детали

    1. Обратите внимание на цвет волос, их длину, прическу и внешний вид. Используйте общие термины, которые довольно легко представить большинству людей. Например:

      • цвет: шатен, брюнет, блондин, русый, рыжий, седой;
      • длина: лысый, короткая, средняя, длинная, до плеч и так далее;
      • стиль: прямые, кудрявые, волнистые, афро, конский хвост, дреды, пучок, ирокез и так далее;
      • внешний вид: грязные, тонкие, вьющиеся, блестящие, чистые, прилизанные и так далее.
    2. Упомяните цвет и форму глаз, брови и наличие очков. Как и в случае с описанием волос, придерживайтесь простых терминов, которые большинство людей могут нарисовать в голове. Например:

      • цвет глаз: черные, карие, серые, голубые, зеленые, светло-карие;
      • форма глаз: широкие, узкие, выпуклые, глубоко посаженные, косоглазие и так далее;
      • брови: цвет и характеристики, например, пушистые, тонкие, монобровь и так далее;
      • очки: отметьте цвет, форму, материал, толщину и затемнение линз.
    3. Обратите внимание на другие черты лица, такие, как нос, уши и губы. Как правило, для описания ушей больше подходят термины: «крупные», «средние» или «маленькие», - а в случае губ лучше сказать: «тонкие», «средние» и «пухлые». Нос может быть «коротким», «длинным», «широким», «тонким», «заостренным», «закругленным», «крючковатым», «изогнутым» и так далее. Лицо, в целом, можно описать как «вытянутое», «круглое» или «плоское».

      • Если вы заполняете полицейский отчет, можно упомянуть, что у человека были «румяные щеки», «мешки под глазами» или «двойной подбородок». В противном случае, проявите вежливость и опустите эти детали!
    4. Выделите отличительные черты, например, шрамы и татуировки. Это особенно важно, если вы описываете человека органам правопорядка (например, пропавшего без вести или подозреваемого в совершении преступления). Вспомните наличие подобных постоянных особенностей и подробно их опишите.

      Поищите уникальные черты, например, осанку и нервный тик. Этот человек «сутулый», или у него есть «горб»? Он склоняет голову набок или часто моргает, когда говорит? Он непрерывно дергает коленом вверх и вниз, когда сидит? Благодаря таким мелким деталям другим будет проще представить человека, которого вы описываете.

      Опишите его одежду или хотя бы общий «внешний вид» или стиль. Если вы описываете человека властям, старайтесь как можно подробнее описывать каждый предмет его одежды: брюки, рубашка, куртка, обувь, головной убор и так далее. При более общем описании отметьте чувство стиля и вкус.

    Креативно опишите человека в письменном виде

    1. Используйте образный язык наряду с содержательными деталями. Полагайтесь на язык, который пробуждает физический облик человека, а также строго придерживайтесь описательных фраз. Это творческая часть креативного письма!

      • Вместо того, чтобы писать: «У нее были длинные рыжие волосы», - можно использовать такой вариант: «Ее колышущиеся на ветру волосы напоминали пламя огня, потрескивающее в камине».
      • Утверждение, что человек «стоял, как могучий дуб», немного говорит о его физическом облике и, одновременнно, о его поведении всего в нескольких словах.
    2. Опишите человека таким образом, чтобы он соответствовал тону письма. Например, если вы пишете в юмористическом стиле, используйте юмористический язык. Если же сцена напряженная и драматичная, пропустите глупые метафоры в описаниях.

      • Например, рассмотрим разницу между описанием «как будто вырезанные ножом щелки глаз» и «косоглазие, как у двоюродного брата Дениса».

1. Изготовить внешность любого из членов группы с использованием системы «Фоторобот» на ПК.

2. Сфотографировать данного человека по методу опознавательной съемки (3 фотоснимка: анфас, правый профиль, левый полупрофиль), снимки вклеить. Пользуясь схемой описания внешности человека, по методу словесного портрета опишите внешность сфотографированного человека в форме Розыскной ориентировки.

Фото 1. Фото 2. Фото 3.

Розыскная ориентировка

_______________________________

Схема последовательности описания внешнего облика человека

По методу словесного портрета

Собственные элементы и признаки Общефизические Пол
Возраст
Антропологический тип
Рост
Анатомические Телосложение
Голова в целом
Лицо в целом
Волосяной покров
Лоб
Брови
Глаза
Нос
Рот
Подбородок
Ушные раковины
Кожа
Волосы на лице
Шея
Плечи
Руки
Ноги
Функциональные Осанка
Походка
Жестикуляция
Мимика
Артикуляция
Речь
Привычки
Особые приметы Родимые пятна, следы операций, татуировки, особенности в движении и др.
Сопутствующие признаки Головной убор
Одежда
Обувь
Аксессуары
Запах


Пример описания по методу словесного портрета

Мужчина, около 30 лет, европейского типа, рост приблизительно 185 см. телосложение среднее.

Голова средней высоты, яйцевидной формы.

Волосы темные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы зачесаны слева направо, без пробора.

Лицо узкое, овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый. Лоб средней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Брови дуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорас-ставленные, высокие, средней густоты.

Глаза миндалевидные, средних длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средневыраженным нижним веком.

Нос средней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым кон­туром спинки носа, основание горизонтальное.



Рот средней длины, углы рта расположены горизонтально, выступающие в профиль губы, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя.

Подбородок овального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковины средней величины, скошены назад, общей оттопыренности. прямоуголь­ной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покров на лице отсутствует.

Шея средней высоты и толщины, прямая, кадык средней выраженности. Особые приметы: шрам на правой стороне шеи, длиной 4 см. Одет в рубашку серого цвета, ворот расстегнут. При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

3. Составить постановление о назначении экспертизы. Вид
ее определить самостоятельно.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(место составления)

классный чин или звание, фамилия, инициалы)

УСТАНОВИЛ:

судебной экспертизы)

(какую именно)

наименование экспертного учреждения)

(какие именно)

(подпись)

Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены «___» _______ 20___ г.

Одновременно я предупрежден об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт
  • Разделы сайта