Герои сказки толстый и тонкий. Образ и характеристика тонкого в рассказе толстый и тонкий чехова сочинение

лучшие традиции русской классической литературы. Душа Чехова, подобно душе героев Толстого и Достоевского, находилась в постоянном, упорном, тяжелом труде. “Надо себя дрессировать”,- заявлял Чехов, а в письме к жене, О. Л. Книппер, с удовлетворением отмечал благотворные результаты работы над собою: “Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий… но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает”. Проницательный взгляд большого русского художника И. Е. Репина при первой встрече с Чеховым заметил именно эту особенность его натуры: “Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества”. Стремление к свободе и связанная с ним энергия самовоспитания являлись наследственными качествами чеховского характера. “Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости,- говорил Чехов одному из русских писателей.- Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, …выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…” В этом совете Чехова явно проскальзывают автобиографические интонации, суровость нравственного суда, столь характерная для лучшей части русской демократической интеллигенции. Вспомним Базарова: “Всякий человек сам себя воспитать должен - ну, хоть как я, например… А что касается времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня”.

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в небогатой купеческой семье. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Они принадлежали помещику Черткову, отцу В. Г. Черткова, ближайшего друга и последователя Л. Н. Толстого. Первый Чехов, поселившийся в этих краях, был (*163) выходцем из северных русских губерний. В старину среди мастеров литейного, пушечного и колокольного дела выделялись крестьянские умельцы Чоховы, фамилия которых попала в русские летописи. Не исключено, что род Чеховых вырастал из этого корня, так как в их семье нередко употребляли такое произношение фамилии - Чоховы. К тому же это была художественно одаренная семья. Молодые Чеховы считали, что талантом они обязаны отцу, а душой - матери. Смыслом жизни их отца и деда было неистребимое крестьянское стремление к свободе. Дед Чехова Егор Михайлович ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния. А отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело. Из крепостных мужиков происходило и семейство матери писателя Евгении Яковлевны, таким же образом складывалась и его судьба. Дед Евгении Яковлевны и прадед Чехова Герасим Никитич Морозов, одержимый тягой к личной независимости и наделенный крестьянской энергией и предприимчивостью, ухитрился выкупить всю семью на волю еще в 1817 году.

СОКРАТИТЕ ПОЖАЛУЙСТО ТЕКСТ ВЫБЕРИТЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ =) ПОЖАЛУЙСТА РАССКАЗ НА МИНУТ 3 - 4

Помогите кто чем сможет

I Литература XIX века.
1. Назовите литературные направления 19 века.
2. Какие события мировой и российской истории создали предпосылки
для зарождения романтизма в России?
3. Назовите основателей русского романтизма.
4. Кто стоял у истоков русского реализма?
5. Назовите основное литературное направление второй половины XIX
века.
6. Какую задачу поставил перед собой в пьесе «Гроза» А.Н.Островский?
7. Выразите философию писателя А.Н. Островского на примере
пьесы «Гроза».
8. Какую задачу поставил перед собой И.С. Тургенев в романе «Отцы и
дети»?
9. Почему роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» критики назвали
антидворянским?
10.Выразите основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».
11.Сформулируйте основные принципы философии Ф.М. Достоевского и
главного героя романа Родиона Раскольникова.
12.Почему, по вашему мнению, роман «Война и мир» критики
назвали «энциклопедией русской жизни»?
13.Что отличает положительных героев романа Л.Н.Толстого «Война и
мир»?
14.Назовите этапы духовной эволюции одного из героев романа: Андрея
Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
15.Что общего в судьбах Андрея Болконского и Пьера Безухова?
II Литература XX века.
1. Какие явления социальной жизни России повлияли на развитие
литературы XX века?
2. Какое название получила литература рубежа XIX – начала ХХ веков?
3. Назовите основные литературные течения этого времени?
4. Какова философия рассказа И.Бунина «Холодная осень»?
5. Что объединяет рассказы И.Бунина «Холодная осень» и А.
Куприна «Гранатовый браслет»?
6. «Во что веришь – то есть». Какому герою произведения М.Горького
принадлежат эти слова? Разъясните его философию.
7. Какова роль Сатина в пьесе «На дне»?
8. Образ гражданской войны в рассказах М. Шолохова «Родинка»
и «Продкомиссар».
9. Каковы особенности русского характера в рассказе М. Шолохова
«Судьба человека»?
10.Какой вы увидели деревню в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин
двор»?
11.Какие философские и нравственные проблемы поднимает автор в
рассказе?
12.Какой сюжетный эпизод является кульминацией в рассказе «Матрёнин
двор»?
13.Что объединяет характеры Андрея Соколова («Судьба человека») и
Матрёны Васильевны («Матрёнин двор»)?
14.Кто из русских писателей был удостоен Нобелевской премии за вклад в
мировую литературу?

1)Какие

литературные направления имели место
быть в 1900е годы?
2)Что
принципиально новое внес в драматургию
«Вишневый сад» Чехова? (подскажу – мне
нужны черты «новой драмы»)
3)За
что Толстого отлучили от Церкви (предали
анафеме)?
4)Назовите
имена трех декадентов и поясните, что
из себя по-вашему представляло это
направление в литературе (или не по-вашему
– спишите из лекции)
5)Что
такое акмеизм? (спишите слово в слово
из интернета – не засчитаю), назовите
нескольких авторов-акмеистов
6)Кто
у нас стал главным новокрестьянским
поэтом? Какое литературное направление
попытался создать он впоследствии? Было
ли оно жизнеспособным (на ком
держалось)?
7)После
революции 1917года русская литература
была невольно разделена на … и …
8)Из
этой авангардистской школы вышел такой
поэт как Маяковский. Творчество какого
великого художника 20 века вдохновляло
поэтов этой школы? Почему?
9)В
1920е годы возникла литературная группа
«Серапионовы братья», что это за группа,
какие цели она перед собой ставила,
какой известный писатель входил в эту
группу?
10)Назовите
самую главную книгу Исаака Бабеля. О
чем она? (в нескольких словах передайте
сюжет)
11)Назовите
2-3 произведения Булгакова
12)Какое
произведение Шолохова мы можем отнести
к социальному реализму? (это произведение
отвечало официальной советской идеологии,
поэтому было с восторгом принято)
13)Шолохов
в языке «Тихого Дона» использует много
слов из местных …
14)Какое
самое главное произведение написал
Борис Пастернак? Как звали главных
героев? Какой промежуток времени
охватывает произведение? И какое главное
событие стоит в центре романа
15)Расскажите,
что происходило с литературой в 1930е
годы

Рассказ «Толстый и тонкий», написанный в 1883 году, относится к группе ранних юмористических произведений Антона Павловича Чехова. Несмотря на это, в нём затронута серьёзная и актуальная даже сейчас проблематика. В этой статье мы приводим краткий анализ рассказа «Толстый и тонкий», благодаря которому мы лучше узнаем главных героев и поймем, какие цели преследовал Чехов при его написании.

Главные герои рассказа «Толстый и тонкий» - анализ образов

Ситуация, описанная в произведении, до крайности проста. На железнодорожном вокзале случайно встретились два однокашника: толстый Михаил и тонкий Порфирий. Первоначально неожиданная встреча доставляет радость обоим, они обмениваются горячими приветствиями, расспрашивают друг друга о жизни, семье, карьере. Оба с умилением вспоминают детские годы в гимназии, шутливые прозвища и проказы. Тонкий рассказывает, что имеет чин коллежского асессора. Толстый добродушно сообщает, что он уже тайный советник. Вот тут внезапно наступает кульминация, и анализ рассказа «Толстый и тонкий» позволяет понять ее суть.

Чехов как тонкий мастер в нескольких предложениях с иронией описывает метаморфозу, произошедшую с Тонким, его женой и даже сыном Нафанаилом. Мало того, что Тонкий «побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился», стал как будто меньше по сравнению с таким важным человеком, как его бывший приятель. И тут же его лицо «искривилось» «широчайшей улыбкой». Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не «заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность, натянутость и вымученность этой улыбки. Подбородок жены ещё больше вытянулся, а сын застегнул мундир на все пуговицы. Интересно, что даже коробки и чемоданы Тонкого «съёжились» и «поморщились».

Продолжим анализ рассказа «Толстый и тонкий». С этого момента полностью меняется поведение Тонкого и его семьи. В его речи появляются характерные «-с» после слов: «что вы-с», «хи-хи-хи-с». Они показывают уничижение себя перед Толстым. Обращается Порфирий к бывшему однокашнику «Ваше превосходительство». Ни о каком приятельском общении не может быть и речи.

Толстый показан тучным, добродушным человеком. Он искренне рад видеть товарища по гимназии. В его речи, как и в репликах Тонкого, поначалу встречаются обращения: «голубчик», «милый». Фразы обоих состоят из вопросительно-восклицательных предложений, демонстрирующих весёлое возбуждение. Характерно, что после известия о высоком чине Толстого, меняется отношение к другу только у Тонкого. Сам Толстый продолжает разговор в том же духе. Даже видя, как приятель пытается лебезить, Михаил хочет вернуть прежний тон беседе, говорит, что не нужно чинопочитание. Он даже «поморщился» от поведения Тонкого. Не упустите эту мысль, особенно, если вы проводите анализ рассказа «Толстый и тонкий».

Но автор отмечает, что благоговение, которое отчётливо просматривалось на лице чиновника более низкого ранга, «сладость» и «почтительная кислота» были так очевидны, что Толстому ничего не оставалось, как распрощаться. Примечательно, что впервые человек, имеющий более высокую должность, не стремится подчеркнуть своё превосходство. Он уважителен и приветлив. А более низкий чином человек унижает сам себя. В этом звучит новое раскрытие темы «маленького человека» в литературе.

Тема «маленького человека» в рассказе Чехова «Толстый и тонкий»

Образ «маленького человека» характерен для русской литературы со времён Александра Пушкина . В повести «Станционный смотритель» мы видим сочувствие автора к бесправному чиновнику низшего класса. Николай Гоголь в произведении «Шинель» подчёркивает сострадание к тяжёлой судьбе обречённого на вечное прозябание мелкого чиновника.

Чехов в самом конце XIX века показал иной ракурс проблемы. Зачастую сам человек ставит себя в унизительное положение. Холопские привычки очень трудно победить человеку. Писатель демонстрирует появления этой социальной и психологической болезни.

Надеемся, что анализ рассказа «Толстый и тонкий», который написал Антон Павлович Чехов , был полезен для вас. Больше материалов вы найдете в нашем литературном блоге , где мы размещаем статьи на самые разные темы. Также читайте

Главные герои рассказа «Толстый и тонкий» — друзья детства, два школьных приятеля. Одного из них зовут Порфирий, другого – Михаил. Они давно не виделись и случайно встретились на железнодорожном вокзале. Порфирий только что сошел с поезда вместе со своей женой и сыном-гимназистом. После взаимных объятий и приветствий друзья радостно рассматривали друг друга. Порфирий был очень худым, а Михаил довольно плотным мужчиной.

Они стали расспрашивать друг друга о жизни, о достижениях. Порфирий рассказал, что дослужился до коллежского асессора и еще дополнительно зарабатывает на жизнь изготовлением портсигаров. Жена его давала уроки музыки. В ответ Михаил сказал, что имеет чин тайного советника. Услышав об этом, Порфирий переменился в лице. С этого момента он резко сменил манеру разговора и стал всячески заискивать и лебезить перед своим высокопоставленным другом.

Михаил попытался остановить бурное изъявление чинопочитания, но Порфирий продолжал изъясняться в той же льстиво-угоднической манере, называя школьного товарища «ваше превосходительство». В результате Михаил потерял интерес к дальнейшему разговору, ему стало неприятно общение со столь неприкрыто льстящим человеком и он, попрощавшись с Порфирием, ушел прочь. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Толстый и тонкий» состоит в том, что лесть, угодничество и чрезмерное чинопочитание – не самый лучший способ общения с человеком, которого знаешь многие годы. Конечно, есть люди, которым нравится неприкрытая лесть, но все-таки больше тех, кто предпочитает открытое, естественное поведение при общении.

Рассказ «Толстый и тонкий» учит любого человека быть, в первую очередь, самим собой и сохранять естественный стиль поведения при общении с другими людьми, вне зависимости от их чинов и званий.

В рассказе мне понравился Михаил, который первым окликнул старого школьного друга, увидев того выходящим из поезда. Михаил, не смотря на свое высокое положение, искренне обрадовался встрече с другом, хотя он не мог не видеть по внешнему облику Порфирия, что тот занимает скромное место в табели о рангах. Михаил неподдельно интересовался жизнью друга и его успехами до тех пор, пока Порфирий не начал общаться в подчеркнуто льстивой манере. Такой формат общения для Михаила был неприятен, и он понял, что уже не сможет общаться со старым другом по-простому, как в детстве.

Какие пословицы подходят к рассказу «Тонкий и толстый»?

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Притворная лесть хуже полыни.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий» небольшой. Описывает небольшой эпизод – встречу двух приятелей детства. Когда тонкий узнает, что его вчерашний друг Миша дослужился до действительного тайного советника (Это второй чин в табели о рангах), он весь изменился. Чинопочитание порой въедается в кровь и в поры кожи. Даже в наше время можно видеть, как люди преклоняются перед стоящими выше их, и готовы унижать тех, кто оказался ниже на социальной лестнице.

Итак, главные герои рассказа:

Тонкий – Порфирий. Не лишен тщеславия. Женат, имеет сына. По табели о рангах дослужился до коллежского ассесора, что соответствует 8 классу по табели о рангах. Многословен, любит поговорить. Повторяется, это свидетельствует о его забывчивости и плохом кровоснабжении головного мозга.

Луиза , урожденая Ванценбах, учительница музыки. Немка и лютеранка по вероисповеданию. Держится скромно, молчит.

Нафанаил – мальчик робкий, но своенравный. Поступает так, как сам считает нужным.

Толстый – любит вкусно покушать, тем более что средства ему позволяют есть много и сытно. То, что Толстый дослужился до II чина по табели о рангах, говорит о его организаторских и умственных способностях. Чинопочитание ему неприятно, что также положительно характеризует Толстого.

Перемена в отношении к Толстому произошедшая в семействе Тонкого неприятно поразила Толстого. Он привык общаться с людьми на равных, был искренне рад встрече с другом. Но это подобострастие, достигшее тошнотворной приторности, резкая перемена, произошедшая в Тонком, дала понять Толстому, что общения на равных не получится. Он быстро распрощался с бывшим одноклассником и ушел.

— великолепный писатель, который с помощью своих произведений мог тонко указать, на недостатки общества, в том числе и на то, как легко потерять дружбу. Об этом свидетельствует один из его рассказов Толстый и тонкий, чье краткое содержание для читательского дневника мы предлагаем ниже. Краткое изложение рассказа Толстый и тонкий поможет познакомиться читателям с его главными героями и главной мыслью.

Чехов: Толстый и тонкий краткое содержание

Действие происходит на вокзале. Именно там повстречались давние приятели и настоящие друзья, которые знались еще со времен студенчества. Один из них был толстым, а другой — тонким. У тонкого, которого звали Порфирий, была семья, жена и ребенок. Он как раз, груженный пакетами и чемоданами, вышел из поезда. Тут и столкнулся со своим толстым другом Михаилом. Радость была искренней, друзья даже прослезились. Тот, что был тоньше, стал выхваляться своей женой и сыном. Рассказал и о своей должности и небольшом жалованье, о том, что приходится подрабатывать, делая портсигары. Рассказал он приятелю и о том, как жена дает частные уроки, как его сын учится в третьем классе. Разговор был искренним и дружественным, пока Миша не стал рассказывать о себе. Как оказалось, тот успел дослужиться до тайного советника. Вот здесь все и начинается. У его друга Порфирия, как и у его жены, изменилось выражение лица, появилась некая зависть и сразу же изменился тон. Он перестает общаться с Мишей, как с другом, а начинает с ним разговаривать как с человеком, чей чин выше его. Это было противно Мише, и даже тошно от раболепства друга, хотя сам толстый держался просто и никак не выдавал своего чина, не ставил себя выше друга, а был просто рад встрече. Толстый спешит распрощаться с тонким. Тот пожал пальцы, поклонился, жена улыбнулась, сын Порфирия уронил головной убор. Они так и остались стоять на вокзале, ошеломленные тем, что друг детства смог добиться такого успеха.

Главная мысль

А.П. Чехов в рассказе Толстый и тонкий поднимает такую проблему, как лицемерие и чинопочитание, и не завуалировано показывает трепет мелкого по чину человека перед старшим по званию. В произведении Толстый и тонкий раскрывается главная мысль, что заключается в переменах, происходящих в человеке. Мы видим, насколько губительным может быть лицемерие, которое вмиг способно разрушить крепкую и давнюю дружбу. Как говорится, умейте разграничивать дружбу и деловые связи, не будьте лицемерами, и может на вашей улице также будет праздник. Так, например Толстый, мог и сам помочь в дальнейшем своему другу, но от раболепства последнего ему стало противно, поэтому и желание помогать таким людям пропадает. От них хочется лишь бежать.

  • Разделы сайта