Где саша черный уже начал писать. Саша черный

(настоящее имя - Гликберг Александр Михайлович)

(1880-1932) российский прозаик и поэт

Детство Саши Черного прошло в украинском местечке Белая Церковь. Отец мальчика работал провизором в аптеке, а затем стал агентом по продаже химических реактивов. Некоторое время Саша обучался в хедере, но не смог освоить еврейский язык, и тогда отец решил дать ему классическое образование.

Семья Гликбергов перебралась в Житомир, там Александр крестился. С десяти лет он начал обучаться в городской гимназии. Впоследствии он вспоминал об этом времени как о самом тяжелом периоде детства. Он был старше других учеников в классе, но отставал из-за плохой памяти и неумения сосредоточиться. Вдобавок он был практически лишен материнской ласки. В шестом классе Александра исключили из гимназии с «волчьим билетом», т. е. без права поступления в аналогичное учебное заведение.

Отчаявшись, он убегает из дома и добирается до Петербурга, где, поселившись у родственников, все-таки поступает в гимназию. Однако чтобы получить аттестат зрелости, Александру пришлось вернуться в Житомир. Неожиданно умирает его отец, мать выходит замуж и практически отказывается от сына. Воспитателем Александра становится знакомый семьи К. Роше, занимавший крупный пост в губернском крестьянском присутствии. Он поручился за юношу, и того вновь принимают в гимназию.

Роше оказал на Александра благотворное влияние, познакомил его с поэзией, которой страстно увлекался сам.

Получив аттестат зрелости, Александр устраивается на работу в качестве конторского служащего в местной таможне. Но фактически работает секретарем Роше, ставшего его опекуном. Тогда же он начинает печататься в только что открывшейся городской газете «Волынский вестник»: пишет рецензии, хронику местной светской жизни, а в 1904 году публикует цикл очерков под общим названием «Дневник резонера».

В начале 1905 года жизнь Александра неожиданно меняется, так как его опекун становится начальником Варшавской железной дороги и переезжает в Петербург. Роше устраивает Александра старшим канцеляристом в управление дороги. Руководившая канцелярией Н. Васильева влюбляется в юношу и вскоре становится его женой.

Васильева вводит начинающего писателя в круг петербургских ученых и философов. Сама она была племянницей известного философа профессора Петербургского университета А. Введенского и дальней родственницей предпринимателя Г. Елисеева.

После переезда в Петербург Гликберг начинает печататься в одном из ведущих журналов того времени «Зритель». 27 ноября 1905 года он опубликовал антиправительственный памфлет «Чепуха», под которым впервые поставил псевдоним Саша Черный.

Публикация, в которой усмотрели намеки на Николая II, вызвала резкую реакцию властей: на некоторое время журнал закрывают. Но скандал сделал имя Черного известным, его произведения стали печатать различные сатирические журналы.

Цензура четко отслеживала публикации Саши Черного, ведь его произведения сразу же становились известными, заучивались наизусть. Когда он подготовил к печати сборник стихов и сатирических очерков «Разные мотивы» (1905), тираж почти полностью был конфискован.

Чтобы избежать возможного ареста, знакомые и издатели посоветовали Саше Черному покинуть Россию. Летом 1906 года Гликберги уехали в Германию и провели за границей больше года. Александр много и напряженно работал, слушал лекции в университете, написал цикл лирических сатир, множество очерков. С 1906 года он выступает как прозаик.

Вернувшись в Россию в начале 1908 года, Саша Черный становится сотрудником еженедельного сатирического журнала «Сатирикон». Вскоре издание приобретает всероссийскую популярность и становится ведущим сатирическим органом, а поэт - всероссийской знаменитостью. Современники даже называли его российским Гейне, королем поэтов «Сатирикона». Приведем мнение издателя М. Корнфельда: «Саша Черный - сатирик Божьей милостью». Свои произведения Саша Черный объединяет в два сборника - «Сатиры» (1910) и «Сатира и лирика» (1913). Первый из них выдержал к 1917 году пять изданий.

Ему удалось создать свой тип героя, худосочного, жиденького и гадкого, иногда склонного к саморазоблачению.

Поэт создает сатиры политического характера, обращается к социально-бытовой тематике, пишет лирические стихи. Эти произведения интересны образными характеристиками, меткими эпитетами («сплошной карнавал мелюзги», «двуногие кроты, не стоящие дня земного срока») яркими деталями («бросает в пот склонившуюся плешь», «на блюдце киснет одинокий рыжик»).

На протяжении всей своей жизни Саша Черный пытался отойти от амплуа сатирика, но тем не менее его воспринимают именно как автора подобных произведений.

Осознавая несовершенство отношений в «Сатириконе», он активно сотрудничает с разными журналами, пишет сатиры, лирические стихотворения, пейзажные и бытовые зарисовки, выступает как прозаик и автор стихов для детей, пробует свои силы как переводчик.

В 1911 году Саша Черный написал первое стихотворение для детей - «Костер», за ним последовали другие: «Трубочист», «Летом», «Бобкина лошадка», «Поезд». Горький привлекает его к работе над сборником «Голубая книжка», в котором появляется первая сказка Черного - «Красный камешек». В 1912 году начинается его сотрудничество с Чуковским в журнале «Жар-птица».

Стихи Саши Черного, написанные простым, ясным языком, часто напоминают детские стишки, считалки. В них виден характер ребенка-почемучки, образно воспринимающего мир. В 1913 году выходит «Детская азбука», по которой обучается грамоте не одно поколение детей.

В годы Первой мировой войны поэт уходит добровольцем на фронт, работает в госпитале, занимается общественной деятельностью. Военные впечатления отразились в ряде его произведений. После революции был опубликован цикл стихов «Война», а в эмиграции Черный опубликует «Солдатские сказки»(1933), созданные на основе услышанных в армии рассказов. Его герой создан в стилистике бытовой сказки об умелом и бывалом солдате. Черный выступает как блестящий имитатор сказа, исследователи отмечали искусство стилизации, невозможность различия собственно народных пословиц и приговорок от авторских: «Казакам для форсу начес полагается», «Звание у тебя полуофицерское, а в голове у тебя тараканы портянку сосут», «Один я, как клоп на одеяле, остался».

Октябрьскую революцию Саша Черный не принял и уехал в Литву. Там, на тихом хуторе, он пытается осмыслить происходящее и приходит к выводу, что стал беженцем, эмигрантом. Поэт с горечью констатирует, что он значительно вырос и из Саши превратился в Александра, так он теперь и подписывает свои произведения - Александр Черный.

Постепенно ему удается подготовить к изданию свои прежние стихотворные сборники и выпустить новый сборник, уже третий по счету, - «Жажда» (1923). Но основные интересы Саши Черного сосредотачиваются вокруг написания произведений для детских журналов. Мир ребенка был хорошо знаком писателю: его жена давала уроки в частных школах и гимназиях.

Жизнь в эмиграции налаживалась постепенно, вначале Гликберги жили в Берлине, но из-за издательского кризиса им пришлось уехать в Рим. В 1925 году они поселяются в Париже, на гонорар от «Дневника фокса Микки» (1927) даже смогли построить в русской колонии на юге Франции на берегу Средиземного моря небольшой дачный домик.

Саша Черный активно сотрудничает в разных эмигрантских изданиях, издает одну за другой книги для детей: «Библейские сказки» (1922), «Сон профессора Патрашкина» (1924), «Белка-мореплавательница» (1926), «Румяная книжка» (1931), «Серебряная елка» (1929), «Кошачья санатория» (1928), «Чудесное лето» (1930).

Взрослые произведения Саши Черного выходят в 1928 году - он объединяет в книге «Несерьезные рассказы» произведения, опубликованные ранее в журналах.

Трагическая случайность обрывает жизнь писателя. После произошедшего у соседа пожара он почувствовал недомогание и, вернувшись домой, вскоре умер.

Среди поэтов Серебряного века особняком стоит фигура сатирика, детского писателя Саши Чёрного, Александра Михайловича Гликберга, родившегося 13 октября 1880 года. Взятый им псевдоним намекает на цвет волос, так как в их семье был еще один Саша – белый.
Еврейское происхождение поэта не давало ему возможности поступить в одесскую гимназию, и родители окрестили детей в православной церкви. Но и, поступив в гимназию, Александр ее не закончил, а, боясь наказания, сбежал из дома. Ничем не занимаясь, нищенствуя, он болтался по улицам. Неожиданная помощь пришла от житомирского помещика Роше, принявшего Сашу в свою семью и давшего ему возможность получить образование.
После солдатской службы, где он пробует себя в качестве писателя, Александр переезжает в Петербург. В столичных журналах и газетах появляются сатирические произведения поэта, его произведения пользуются популярностью. Но власти неоднозначно относятся к творчеству Гликберга, некоторые его сборники так и не увидели свет. Хотя читателя привлекала манера сатирического поэта делать остроумные замечания, хлестко высмеивать отрицательные моменты жизни общества и его членов, но многие отвергают незадачливого поэта.
Боясь быть арестованным, Саша Чёрный поселяется ненадолго в Германии, где посещает лекции в Гейдельбергском университете, общается с интересными людьми. Вернувшись на родину в 1908 году уже со сложившимися взглядами на бытие, поэт заваливает своими сатирами столичные журналы.
Но вскоре читатель знакомится с совершенно другим Сашей Чёрным – лиричным. У него появляются новые поклонники – дети, для которых поэт создал много замечательных рассказов и стихотворений.
Во время начавшейся в 1914 году войны Александр служил в пятой армии, впечатления от трех лет, проведенных в окопах, он отразил в цикле стихов «Война».
Исторические катаклизмы, происходившие в России в то время, привели поэта к эмиграции, куда он отправляется вместе с женой. Латвия, Германия, а затем Франция – вот места пребывания русского эмигранта. И такая же тоска по родине, как у всех покинувших в это время Россию. Недаром Саша Черный сближается с Леонидом Андреевым, приезжая к нему в Италию. Эти настроения, ностальгия по русскому быту и природе отражены в произведениях поэта, печатавшихся в немецких, а затем французских русскоязычных изданиях. Не забывает он и детскую аудиторию, посвящая ей и прозу, и стихи. «Несерьезными рассказами», «Солдатскими сказками» до сих пор зачитываются маленькие поклонники Саши Чёрного.
К концу жизни у поэта появляется собственное жильё на участке в местечке Ла Фавьер, в котором частыми гостями были эмигранты из среды русских интеллигентов.
Смерть застала Сашу Чёрного в самом расцвете творческих и жизненных сил: летом 1932 года, придя домой после тушения пожара у соседей, он неожиданно скончался.
На могильной плите поэта можно прочитать пушкинское: Жил на свете рыцарь бедный.


По материалам сборника «Строфы века. Антология русской поэзии». Сост. Е. Евтушенко. – Минск-Москва, 1995.

Центральный еврейский ресурс

Региональный сайт детских библиотек

Одессика. Энциклопедия об Одессе

Дмитрий Быков. Черный и Белый
Саша Черный и Николай Гумилев во время Первой мировой войны: «Эти два воина – поистине белая и черная кость войны, аристократия и народ, но обоим присуще то рыцарское понимание долга, которое в России встречается крайне редко (института рыцарства, по мнению Пастернака из письма 1918 года, Россия не знала). Это долг, так сказать, независимый от родины, совершенно особый: воевать и, если потребуется, умирать за родину надо не потому, что она хороша, и вообще не ради нее, а ради себя и своих принципов».

Воспоминания В.А. Добровольского о Саше Черном
Читателей не должно вводить в заблуждение название статьи, в которой ее автор ни словом не обмолвился о личных встречах с поэтом. Так что едва ли это произведение можно отнести к мемуарной литературе. В действительности перед нами рассказ о жизни и творчестве Саши Черного, в котором приводится немало высказываний современников о поэте.

Мирон Бельский. По следам потаенной биографии Саши Черного
Автор рассказывает о статье Анатолия Иванова, который занимался исследованием неизвестных страниц биографии Саши Черного. Будучи вдохновленным увлекательным рассказом, Мирон Бельский отправился на поиски новой информации о семье поэта…

Александр Ратыня. Наследство, переданное через века (что связывало Константина Роше с Афанасием Фетом и Сашей Черным)
«Случайно прочитав в одной из крупнейших газет того времени «Сын Отечества» статью о «горестной участи несчастного юноши, брошенного семьей» (а на самом деле – бежавшего от родителей), Роше принимает «изгнанника» в свой житомирский дом. И вместо безвременно ушедшего приемного сына Сергия в жизнь Константина Роше, по попущению Божьему, приходит другой воспитанник – носитель духа нового, революционного века, в котором Роше тщетно стремился найти своего преемника. Это был… Александр Гликберг, тот самый, что вскоре станет известен в литературе под псевдонимом «Саша Черный».

Алексей Буторов. Поэты на баррикадах
О революционных стихах Саши Черного, опубликованных в 1905 году.

Русская культура XX века
Выдержки из рецензий современников на книгу Саши Черного «Сатиры», изданную в 1910 году.

Гримасы и мечты, сплетаясь, бились в Рейне
В период с 1906 по 1907 год Саша Черный учился в Гейдельбергском университете. О восприятии поэтом довоенной Германии, образа жизни тогдашних немцев рассказывает эта статья, подготовленная Олегом Чумаковым по материалам газеты Die Welt.

Роман Гуль. Саша Черный (глава из книги «Я унес Россию»)
Воспоминания о знакомстве с поэтом в годы эмиграции.

Андрей Седых. Юбилей без речей
Заметка из эмигрантской газеты 1930 г. к 25-летию литературной деятельности Саши Черного.

О творчестве Саши Черного

А.И. Куприн. О Саше Черном и его книгах
«Саша Черный – один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной личности и оттого-то его еще не успела захвалить и полюбить почтеннейшая «публикум», и оттого-то у него имеется еще пока немного поклонников и хвалителей, но зато этим поклонникам-друзьям действительно дорого свободное, меткое и красивое слово, облекающее в причудливые, капризные, прелестные, сжатые формы – и гнев, и скорбь, и задумчивую печаль, и глубокую нежность, и своеобразное, какое-то интимное безыскусственное языческое понимание чудес природы: детей, зверей, цветов».
(формат pdf)

Венедикт Ерофеев. Саша Черный и другие
Венедикт Ерофеев в небольшом эссе в присущей ему манере формулирует свое восприятие Саши Черного: «здесь приятельское отношение, вместо дистанционного пиетета и обожания. Вместо влюбленности – закадычность. И «близость и полное совпадение взглядов», как пишут в коммюнике».

Анатолий Иванов. Оскорбленная любовь
«Кто знает, быть может, погружение в эпоху Саши Черного, где «люди ноют, разлагаются, дичают», поможет нам что-то понять в себе, в нашем взбаламученном времени, подойти ответственно к своей нравственной позиции».

Юрий Левинг. Владимир Набоков и Саша Черный
Известный литературовед на конкретных примерах демонстрирует, насколько сильное влияние оказала литературная деятельность Саши Черного на творчество Владимира Набокова.
«Набоковский опыт использования творческих находок старшего друга ограничивался в одних случаях калькированием тематических решений, в других мелкие комедийные положения служили ему ядрами в построении будущих сюжетных линий. Совершались эти заимствования с легкостью и даже, по-видимому, с удовольствием».

В.А. Карпов. Проза Саши Черного в детском чтении
Автор анализирует детскую прозу Саши Черного, касаясь, в частности, причин, по которым позднее творчество писателя, по времени совпавшее с его эмиграцией, посвящено в основном детям.
(формат pdf)

Н.К. Ярошевская. Границы художественного мира сборника «Детский остров» Саши Чёрного
«Произведения для детей Саши Черного, включённые им самим в сборник под названием «Детский остров», вышли в 1921 году. Книга реализует его желание отмежеваться от всяких политических программ и направлений и жить Робинзоном на тихом необитаемом острове…»

Вербицкая Виктория. «Чистая» сила «Солдатских сказок» Саши Черного о «нечисти»
В своей работе критик, как и многие другие исследователи, высказывает мысль о том, что эмиграция, повлекшая ностальгию, сыграла решающую роль в развитии творчества Черного. Тоска по Родине заставляет писателя обратиться в «Солдатских сказках» к русскому фольклору, дореволюционному быту народа. Автор статьи, в свою очередь, особое внимание уделяет использованию в рассказах Саши Черного типичных персонажей языческой и христианской мифологии.

Линор Горалик. Повесить всех собак!
Чрезвычайно живой анализ сборника рассказов Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Автор рассуждает об образе главного героя цикла, т.е. собаки породы фокстерьер. Основная идея такова: используя в качестве основного персонажа это милое домашнее животное, Черный получает возможность рассматривать самые обыденные вещи, не боясь прослыть «наивным моралистом». Кроме того, в образе пса автор статьи усматривает черты, традиционно приписываемые русской интеллигенции – рефлексию, острое чувство справедливости, конечно же, недовольство окружающей действительностью, естественно, в сочетании с абсолютным бездействием.

Е.А. Кузина. Принцип очуждения в русской прозе конца XIX – начала XX вв.: «Каштанка» А.П.Чехова и «Дневник Фокса Микки» Саши Черного
Автор обращается к термину «остранение», введенному В. Шкловским для обозначения процесса вывода понятий и явлений из области автоматического восприятия в область познаваемого. Шкловский, в свою очередь, опирается на теорию «очуждения», сформулированную Брехтом, согласно которой, для придания значимости обыденным явлениям и деталям, необходимо показать их под другим углом как нечто удивительное и непонятное. И Чехов в «Каштанке», и Черный в «Дневниках фокса Микки», реализуют эту задачу, представляя мир людей, через призму восприятия собаки. Безусловно, художественные подходы двух писателей имеют массу отличий, анализ которых также приводится в статье.

Константин Кедров. Рыцарь смеха
«Лермонтов с горечью восклицал, что жизнь такая нелепая, глупая шутка. Саша Черный эту шутку подхватил и, пока мог, шутил в унисон с этой жизнью. Шутил и даже не в унисон – в резонанс. Резонанс и стал пиком славы…»

DOMINO. Саша Черный: Он смеялся, когда было совсем не смешно, а когда было смешно – совсем не смеялся…
«Саша Черный живет в своих сатирах, в своих детских стихотворениях, в своих солдатских рассказах. Живет, пока его читают, а читать его будут всегда, потому что его поэзия – это смех, это чистый юмор без всякого налета…»

Поэзия

Стихотворения 1905–1906 гг. из книги «Разные мотивы»

«Сатиры» (1910 г.)
В этот сборник вошли стихотворения из циклов «Всем нищим духом», «Быт», «Литературный цех», «Невольная дань», «Послания», «Провинция», «Лирические сатиры».
«Сатиры и Лирика» (1911 г.)
В сборник включены циклы – «Бурьян», «Горький мед», «У немцев», «Хмель» («Иные струны»).
Стихотворения 1908–1914 гг., не вошедшие в книги

«Жажда» (1923 г.)
Циклы стихотворений «Война», «На Литве», «Чужое солнце», «Русская Помпея».
«Детский остров» (1925 г.)
Вошли циклы «Костер», «Зверушки», «Песенки».

Саша Черный биография для детей поможет подготовится к уроку и узнать о творчестве этого поэта.

Саша Черный краткая биография

Александр Михайлович Гликберг, который позже стал известен как Саша Черный, родился 1 октября 1880 г. в одесской семье еврея-провизора, где кроме него было еще четверо детей.

Чтобы дать возможность сыну поступить в гимназию, родители крестили его. Но в гимназии Александр проучился недолго. Мальчик сбежал в Петербург в 15 лет и стал нищим-попрошайкой. О его судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, тронут этой историей, взял мальчика к себе. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние.

Прослужив два года (1901-1902) вольноопределяющимся в российской армии он начал работать в таможенной службе в г. Новоселицах.

Вернувшись в Житомир молодой автор начинает сотрудничать с местным «Волынским вестником». Но вскоре газета закрылась, и в 1905 году Александр Михайлович уехал в Петербург. Там он публикует стихи в журналах «Леший», «Альманах, «Зритель» и многих других, зарабатывая на жизнь канцелярской работой.

В 1905 году Александр Гликберг женился на Марине Васильевой. Вернувшись из свадебного путешествия по Италии, он принял решение оставить работу и заниматься только литературой.

После публикации стихотворения «Чепуха» под именем «Саша Черный», писателю были рады на собраниях всех сатирических журналов того времени.

В 1906-1908 годах жил в Германии, где продолжил образование в Гейдельбергском университете.

В Петербург Саша Черный вернулся в 1908 году. Усилиями журнала «Сатирикон» свет увидели сборники его стихов «Сатиры», «Невольная дань», «Всем нищим духом», Многие издания были рады публиковать его произведения. Писатель попробовал себя и в роли автора детских произведений, издав книги «Живая азбука», «Тук-тук» и другие.

В 1914 году Черный был мобилизован и приступил к службе в полевом лазарете.

Является Саша Черный, биография которого хоть и краткая, зато весьма интересная. Это тот человек, который сумел добиться всего самостоятельно. Тот, кто доказал всему миру, что он Человек с большой буквы. Несмотря на все преграды, сложный жизненный путь и множество других проблем, которые преграждали дорогу поэту, он все же стал личностью, достойной своего звания. И это не может остаться без внимания и уважения.

Поэт Саша Черный. Краткая биография

Родился Александр Михайлович Гликберг (именно он впоследствии взял псевдоним Саша Черный) 1 октября 1880 года в городе Одесса. Его родители были евреями, что в дальнейшем имело влияние на его развитие и восприятие мира благодаря специфическому воспитанию. В семье было пятеро детей, из которых двое имели имя Саша. Наш поэт был брюнетом, поэтому и получил прозвище «черный», которое в дальнейшем стало его псевдонимом. Для того чтобы получить образование в гимназии, мальчика крестили в русской православной церкви, но учебное заведение он так и Саша сбежал из дома и стал попрошайничать. Эту историю написали в газете, и местный благотворитель К. К. Роше, растроганный историей мальчишки, взял его к себе на воспитание. Роше обожал поэзию и приучил к этому юного Гликберга, дал ему хорошее образования и подтолкнул к тому, чтобы Саша начал писать стихи. Именно Роше можно считать крестным отцом Саши в области литературы и поэзии.

Молодые лета

С 1901 по 1902 год Александр служил рядовым солдатом, после этого работал в Новоселенской таможне. В это время газета «Волынский вестник» печатает первое произведение молодого писателя - «Дневник резонёра», что вызвало к нему особый интерес местной интеллигенции. Именно это дало парню кличку «поэт». Саша Черный не перестал писать даже в Санкт-Петербурге, куда переехал в 1905 году. Он издавался в таких газетах и журналах, как «Журнал», «Альманах», «Маски», «Зритель» и другие. Хоть и популярность поэта возрастала, но не все было так гладко, как могло казаться на первый взгляд. Сатира «Чепуха», напечатанная в журнале «Зритель», привела к закрытию издания, а сборник «Разные мотивы» запретили в связи с несоблюдением цензуры. Из-за этого молодой поэт имел проблемы с властями и владельцами журнала, некоторое время его не принимали в обществе, сделали своеобразным изгоем.

Учеба и работа

Во время проживания в Германии Александр не только творил и писал свои гениальные работы, но также обучался в Гейдельбергском университете на протяжении 1906-1908 годов. Саша Черный, биография которого и так насыщена вызывающими событиями, и далее продолжает писать то, что запрещает цензура, но это его не останавливает. В 1908 году он снова возвращается в Санкт-Петербург, где становится сотрудником журнала «Сатирикон», а также печатается в таких изданиях, как «Аргус», «Современный мир», «Современник», «Солнце России», «Одесские новости», «Русская молва» и «Киевские новости», издает первые книги.

Первая мировая

Во времена Первой мировой войны Александр служил рядовым офицером в пятой армии при полевом лазарете. В это же время работал как прозаик, издавая сборники и детские книги.

Произведения Саши Черного

В библиографию поэта вошло более 40 книг и сборников, около 100 цитат и поговорок, а также бесчисленное количество стихов. Все его работы были изданы под псевдонимами «Саша Черный», «Сам по себе» и «Мечтатель». Наиболее популярными стали: повесть «Чудесное лето», сборник «Несерьезные рассказы», а также детские книги «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка» и «Кошачья Санатория», изданы во время между Первой и Второй мировыми войнами.

Поэт Саша Черный, биография которого и так увенчана множеством интересных и загадочных фактов, скончался 5 августа 1932 года во время пожара, который он помогал тушить. Он не умер в огне, он умер дома после всех событий - просто лег на кровать и больше не встал. Несмотря на всю гениальность и величественность поэта, могила Александра не найдена и до сегодня. Она затерялась, так как заплатить за нее было некому, да и не чем.

Все, что осталось

Жена Александра умерла в 1961 году - единственный человек, который был дорог поэту, так как детей в семьи не было. После ее смерти в 1978 году на кладбище Лаванду символически установили чтобы хоть как-то увековечить имя легендарного поэта. Благодаря попечению Корнея Чуковского в 1960-х годах все произведения Саши были напечатаны в Большой и Малой сериях «Библиотеки поэта» в нескольких томах.

На сегодняшний день

Саша Черный, биография которого является одной из наиболее интересных, оставил после себя большое наследство книг и стихотворений. Его работы изучают как в школе, так и в высших учебных заведениях. Его цитатами пользуются все люди, вне зависимости от возраста и положения в обществе, что свидетельствует о популярности и умении автора затронуть человека за живое.

  • Разделы сайта