"Котлован" Платонова: проблематика произведения. Андрей Платонов, "Котлован": анализ

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Вощев идет в другой город. На пустыре в теплой яме он устраивается на ночлег. В полночь его будит человек, косящий на пустыре траву. Косарь говорит, что скоро здесь начнется строительство, и отправляет Вощева в барак: «Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься».

Вощев просыпается вместе с артелью мастеровых, которые кормят его и объясняют, что сегодня начинается постройка единого здания, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата. Вощеву дают лопату, он сжимает ее руками, точно желая добыть истину из земного праха. Инженер уже разметил котлован и говорит рабочим, что биржа должна прислать еще пятьдесят человек, а пока надо начинать работы ведущей бригадой. Вощев копает вместе со всеми, он «поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми».

Землекопы постепенно обживаются и привыкают работать. На котлован часто приезжает товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, который следит за темпом работ. «Темп тих, — говорит он рабочим. — Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете».

Вечерами Вощев лежит с открытыми глазами и тоскует о будущем, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья. Наиболее сознательный рабочий Сафронов предлагает поставить в бараке радио, чтоб слушать о достижениях и директивах, инвалид, безногий Жачев, возражает: «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио».

Землекоп Чиклин находит в заброшенном здании кафельного завода, где когда-то его поцеловала хозяйская дочь, умирающую женщину с маленькой дочкой. Чиклин целует женщину и узнает по остатку нежности в губах, что это та самая девушка, которая целовала его в юности. Перед смертью мать говорит девочке, чтобы она никому не признавалась, чья она дочь. Девочка спрашивает, отчего умирает ее мать: оттого, что буржуйка, или от смерти? Чиклин забирает ее с собой.

Товарищ Пашкин устанавливает в бараке радиорупор, из которого раздаются ежеминутные требования в виде лозунгов — о необходимости сбора крапивы, обрезания хвостов и грив у лошадей. Сафронов слушает и жалеет, что он не может говорить обратно в трубу, чтобы там узнали о его чувстве активности. Вощеву и Жачеву становится беспричинно стыдно от долгих речей по радио, и Жачев кричит: «Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!» Наслушавшись радио, Сафронов без сна смотрит на спящих людей и с горестью высказывается: «Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!»

Девочка, пришедшая с Чиклиным, спрашивает у него про черты меридианов на карте, и Чиклин отвечает, что это загородки от буржуев. Вечером землекопы не включают радио, а, наевшись, садятся смотреть на девочку и спрашивают ее, кто она такая. Девочка помнит, что ей говорила мать, и рассказывает о том, что родителей не помнит и при буржуях она не хотела рождаться, а как стал Ленин — и она стала. Сафронов заключает: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!»

На собрании рабочие решают направить в деревню Сафронова и Козлова с целью организации колхозной жизни. В деревне их убивают — и на помощь деревенским активистам приходят другие землекопы во главе с Вощевым и Чиклиным. Пока на Организационном Дворе проходит собрание организованных членов и неорганизованных единоличников, Чиклин и Вощев сколачивают неподалеку плот. Активисты обозначают по списку людей: бедняков для колхоза, кулаков — для раскулачивания. Чтобы вернее выявить всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя, работающего в кузнице молотобойцем. Медведь хорошо помнит дома, где он раньше работал, — по этим домам и определяют кулаков, которых загоняют на плот и отправляют по речному течению в море. Оставшиеся на Оргдворе бедняки маршируют на месте под звуки радио, потом пляшут, приветствуя приход колхозной жизни. Утром народ идет к кузне, где слышна работа медведя-молотобойца. Члены колхоза сжигают весь уголь, чинят весь мертвый инвентарь и с тоской, что кончился труд, садятся у плетня и смотрят на деревню в недоумении о своей дальнейшей жизни. Рабочие ведут деревенских жителей в город. К вечеру путники приходят к котловану и видят, что он занесен снегом, а в бараке пусто и темно. Чиклин разжигает костер, чтобы согреть заболевшую девочку Настю. Мимо барака проходят люди, но никто не приходит проведать Настю, потому что каждый, нагнув голову, беспрерывно думает о сплошной коллективизации. К утру Настя умирает. Вощев, стоя над утихшим ребенком, думает о том, зачем ему теперь нужен смысл жизни, если нет этого маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением.

Жачев спрашивает у Вощева: «Зачем колхоз привел?» «Мужики в пролетариат хотят зачисляться», — отвечает Вощев. Чиклин берет лом и лопату и идет копать на дальний конец котлована. Оглянувшись, он видит, что весь колхоз не переставая роет землю. Все бедные и средние мужики работают с таким усердием, будто хотят спастись навеки в пропасти котлована. Лошади тоже не стоят: на них колхозники возят камень. Один Жачев не работает, скорбя по умершей Насте. «Я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я и Настю любил… Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью», — говорит Жачев и уползает на своей тележке в город, чтобы никогда не возвратиться на котлован.

Чиклин выкапывает для Насти глубокую могилу, чтобы ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.

Краткое содержание «Котлована» Платонова

Другие сочинения по теме:

  1. «В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В...
  2. Внешне «Котлован» носил все черты «производственной прозы» — замена фабулы изображением трудового процесса как главного «события». Но производственная жизнь 30-х...
  3. Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе,...
  4. Главная героиня произведения — двадцатилетняя девушка Фрося, дочь железнодорожника. Ее муж уехал далеко и надолго. Фрося очень сильно грустит по...
  5. Безымянная корова живет одна в сарае, стоящем на дворе путевого сторожа. Днем и вечером к ней в гости приходит хозяйский...
  6. Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится...
  7. Пять дней человек идет в глубину юго-восточной степи Советского Союза. По дороге он представляет себя то машинистом паровоза, то геологом-разведчиком,...
  8. Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в леса — бывал неурожай. Захар Павлович оставался в...
  9. «Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки». После погребения жены, намаявшись,...
  10. Двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина, дочь учителя, «родом из забросанного песками городка Астраханской губернии» была похожа на здорового юношу «с сильными...
  11. Английский инженер Вильям Перри, щедро награжденный русским царем Петром за усердие в устроении шлюзов на реке Воронеж, письмом зовет в...
  12. Ефим, которого в народе прозвали Юшкой, работает помощником кузнеца. Этому слабому человеку, старому на вид, исполнилось лишь сорок лет. Стариком...

Андрей Платонович Платонов

«Котлован»

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчёт с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Вощев идёт в другой город. На пустыре в тёплой яме он устраивается на ночлег. В полночь его будит человек, косящий на пустыре траву. Косарь говорит, что скоро здесь начнётся строительство, и отправляет Вощева в барак: «Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься».

Вощев просыпается вместе с артелью мастеровых, которые кормят его и объясняют, что сегодня начинается постройка единого здания, куда войдёт на поселение весь местный класс пролетариата. Вощеву дают лопату, он сжимает её руками, точно желая добыть истину из земного праха. Инженер уже разметил котлован и говорит рабочим, что биржа должна прислать ещё пятьдесят человек, а пока надо начинать работы ведущей бригадой. Вощев копает вместе со всеми, он «поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошёл и умрёт в своё время неразлучно с людьми».

Землекопы постепенно обживаются и привыкают работать. На котлован часто приезжает товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, который следит за темпом работ. «Темп тих, — говорит он рабочим. — Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдётся и без вас, а вы без него проживёте зря и помрёте».

Вечерами Вощев лежит с открытыми глазами и тоскует о будущем, когда все станет общеизвестным и помещённым в скупое чувство счастья. Наиболее сознательный рабочий Сафронов предлагает поставить в бараке радио, чтоб слушать о достижениях и директивах, инвалид, безногий Жачев, возражает: «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твоё радио».

Землекоп Чиклин находит в заброшенном здании кафельного завода, где когда-то его поцеловала хозяйская дочь, умирающую женщину с маленькой дочкой. Чиклин целует женщину и узнает по остатку нежности в губах, что это та самая девушка, которая целовала его в юности. Перед смертью мать говорит девочке, чтобы она никому не признавалась, чья она дочь. Девочка спрашивает, отчего умирает её мать: оттого, что буржуйка, или от смерти? Чиклин забирает её с собой.

Товарищ Пашкин устанавливает в бараке радиорупор, из которого раздаются ежеминутные требования в виде лозунгов — о необходимости сбора крапивы, обрезания хвостов и грив у лошадей. Сафронов слушает и жалеет, что он не может говорить обратно в трубу, чтобы там узнали о его чувстве активности. Вощеву и Жачеву становится беспричинно стыдно от долгих речей по радио, и Жачев кричит: «Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!» Наслушавшись радио, Сафронов без сна смотрит на спящих людей и с горестью высказывается: «Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!»

Девочка, пришедшая с Чиклиным, спрашивает у него про черты меридианов на карте, и Чиклин отвечает, что это загородки от буржуев. Вечером землекопы не включают радио, а, наевшись, садятся смотреть на девочку и спрашивают её, кто она такая. Девочка помнит, что ей говорила мать, и рассказывает о том, что родителей не помнит и при буржуях она не хотела рождаться, а как стал Ленин — и она стала. Сафронов заключает: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!»

На собрании рабочие решают направить в деревню Сафронова и Козлова с целью организации колхозной жизни. В деревне их убивают — и на помощь деревенским активистам приходят другие землекопы во главе с Вощевым и Чиклиным. Пока на Организационном Дворе проходит собрание организованных членов и неорганизованных единоличников, Чиклин и Вощев сколачивают неподалёку плот. Активисты обозначают по списку людей: бедняков для колхоза, кулаков — для раскулачивания. Чтобы вернее выявить всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя, работающего в кузнице молотобойцем. Медведь хорошо помнит дома, где он раньше работал, — по этим домам и определяют кулаков, которых загоняют на плот и отправляют по речному течению в море. Оставшиеся на Оргдворе бедняки маршируют на месте под звуки радио, потом пляшут, приветствуя приход колхозной жизни. Утром народ идёт к кузне, где слышна работа медведя-молотобойца. Члены колхоза сжигают весь уголь, чинят весь мёртвый инвентарь и с тоской, что кончился труд, садятся у плетня и смотрят на деревню в недоумении о своей дальнейшей жизни. Рабочие ведут деревенских жителей в город. К вечеру путники приходят к котловану и видят, что он занесён снегом, а в бараке пусто и темно. Чиклин разжигает костёр, чтобы согреть заболевшую девочку Настю. Мимо барака проходят люди, но никто не приходит проведать Настю, потому что каждый, нагнув голову, беспрерывно думает о сплошной коллективизации. К утру Настя умирает. Вощев, стоя над утихшим ребёнком, думает о том, зачем ему теперь нужен смысл жизни, если нет этого маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением.

Жачев спрашивает у Вощева: «Зачем колхоз привёл?» «Мужики в пролетариат хотят зачисляться», — отвечает Вощев. Чиклин берет лом и лопату и идёт копать на дальний конец котлована. Оглянувшись, он видит, что весь колхоз не переставая роет землю. Все бедные и средние мужики работают с таким усердием, будто хотят спастись навеки в пропасти котлована. Лошади тоже не стоят: на них колхозники возят камень. Один Жачев не работает, скорбя по умершей Насте. «Я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я и Настю любил… Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью», — говорит Жачев и уползает на своей тележке в город, чтобы никогда не возвратиться на котлован.

Чиклин выкапывает для Насти глубокую могилу, чтобы ребёнка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.

Главный персонаж Вощев, работает на механическом заводе, откуда его уволили, мотивировав это тем, что ему не достаточно сил, чтобы и дальше расти и работать. Уйдя в другой город, он устроился землекопом на строительство единого здания, куда должен был переселиться весь пролетариат. Туда часто является товарищ Пашкин, проверить, какими темпами идет работа. Он председатель окрпрофсовета, ратующий за социализм во всех проявлениях. Иногда он говорит рабочим о том, что социализм без них обойдется, а вот люди проживут свою жизнь зря. Приходя после трудового дня, Вощев, лежа, мечтает о скором счастье, которое должно было прийти в его жизнь.

Один из рабочих по фамилии Сафронов предлагает поставить радио, чтобы узнавать о новых директивах пораньше остальных. Безногий инвалид Жачёв против этого. На заброшенном заводе, Чиклин нашел женщину при смерти, с дочкой. Поцеловав ее, он по губам вспомнил ее, они когда-то встречались. Девочку он забрал с собой. Пашкин установил радиорупор в бараке, и теперь все слушают непрерывные тирады лозунгов. Сафронову хочется сказать что-нибудь в ответ голосу из рупора. Вечером рабочие, после ужина, расспрашивают девочку, которую привел Чиклин о ее семье. Но та, помня о наставлениях матери не говорить, кто ее отец, рассказывает, что не хотела родиться при буржуях, а при Ленине родилась.

Вскоре Сафронова и Козлова убивают. Вощев и Чиклин собирают плот, дабы посадить на него раскулаченных и отправить в море. Для помощи берут медведя, работающего в кузне, он хорошо помнит все дома, в которых раньше работал. Спустив кулаков в море, и наведя порядок в деревне, рабочие тоскуют, что закончилась работа. Вернувшись в город, оказывается, что все занесено снегом, а маленькая Настя заболела. К утру девочка умерла. Вощев, стоя над девочкой, не видит дальнейшего смысла существования. Чиклин, взяв лопату, начинает усердно копать.

Жачёв грустит о девочке и, размышляя о жизни и коммунизме, решает, что жить ему незачем и нужно напоследок убить Пашкина. Он уезжает на своей телеге в город. Чиклин выкапывает глубокую яму для девочки, чтобы звуки жизни никогда не добрались до нее.

Сочинения

Грустно существующие люди (по повести А. Платонова «Котлован») А.П.Платонов. "Котлован". Библейские мотивы в повести А. Платонова «Котлован». Драматизм приобщения к новой жизни (По повести А. П. Платонова «Котлован») Люди в произведении А. Платонова «Котлован». О чем я рассуждала, читая «Котлован» Основные образы повести А. П. Платонова «Котлован» Особенности стиля повести А. Платонова «Котлован» Предсказания в произведениях "Котлован" Платонова и "Мы" Замятина Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»). Проблема коллективизации и образ активиста в повести Платонова «Котлован» Проблематика и идея повести А. Платонова «Котлован» Проблематика повести А. П. Платонова «Котлован» Пророчество Платонова в повести «Котлован» Рецензия-отзыв на повесть А. П. Платонова «Котлован» Смысл названия повести А. Платонова «Котлован» Смысл названия повести А. П. Платонова «Котлован» Строительство «нового мира» в повести А. Платонова «Котлован». Тема смысла жизни в повести А. П. Платонова «Котлован» Философский смысл произведения А. П. Платонова «Котлован» Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован». Человек и тоталитарное государство в повести А. П. Платонова «Котлован» "Котлован" А. Платонова как художественный документ эпохи Истина как смысл жизни (по повести Платонова «Котлован») Герои повести «Котлован» Система персонажей повести «Котлован» Платонов А. П. Роман-антиутопия в русской литературе «Новая» действительность в повести «Котлован» Проблематика и герои произведений А. П. Платонова (на примере одного рассказа). По повести «Котлован» Образ простого русского человека в произведении А. Платонова «Котлован» Сочинение А. П. Платонов. «Котлован» Особенности стиля повести Центральная проблема в повести «Котлован» В «Котловане» автор разбивает миф о светлом будущем Характеристика образа Пашкина Льва Ильича В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда. Вощев взял на квартире вещи в мешок и вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на безлюдной дороге — в природе было такое положение. Вощев не знал, куда его влечет, и облокотился в конце города на низкую ограду одной усадьбы, в которой приучали бессемейных детей к труду и пользе. Дальше город прекращался — там была лишь пивная для отходников и низкооплачиваемых категорий, стоявшая, как учреждение, без всякого двора, а за пивной возвышался глиняный бугор, и старое дерево росло на нем одно среди светлой погоды. Вощев добрел до пивной и вошел туда на искренние человеческие голоса. Здесь были невыдержанные люди, предававшиеся забвению своего несчастья, и Вощеву стало глуше и легче среди них. Он присутствовал в пивной до вечера, пока не зашумел ветер меняющейся погоды; тогда Вощев подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и увидел дерево на глинистом бугре — оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались его листья. Где-то, наверно в саду совторгслужащих, томился духовой оркестр; однообразная, несбывающаяся музыка уносилась ветром в природу через приовражную пустошь, потому что ему редко полагалась радость, но ничего не мог совершить равнозначного музыке и проводил свое вечернее время неподвижно. После ветра опять настала тишина, и ее покрыл еще более тихий мрак. Вощев сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать разные грустные звуки и мучиться сердцем, окруженным жесткими каменистыми костями. — Эй, пищевой! — раздалось в уже смолкшем заведении. — Дай нам пару кружечек — в полость налить! Вощев давно обнаружил, что люди в пивную всегда приходили парами, как женихи и невесты, а иногда целыми дружными свадьбами. Пищевой служащий на этот раз пива не подал, и двое пришедших кровельщиков вытерли фартуками жаждущие рты. — Тебе, бюрократ, рабочий человек одним пальцем должен приказывать, а ты гордишься! Но пищевой берег свои силы от служебного износа для личной жизни и не вступал в разногласия. — Учреждение, граждане, закрыто. Займитесь чем-нибудь на своей квартире. Кровельщики взяли с блюдечка в рот по соленой сушке и вышли прочь. Вощев остался один в пивной. — Гражданин! Вы требовали только одну кружку, а сидите здесь бессрочно! Вы платили за напиток, а не за помещение! Вощев захватил свой мешок и отправился в ночь. Вопрошающее небо светило над Вощевым мучительной силой звезд, но в городе уже были потушены огни, и кто имел возможность, тот спал, наевшись ужином. Вощев спустился по крошкам земли в овраг и лег там животом вниз, чтобы уснуть и расстаться с собою. Но для сна нужен был покой ума, доверчивость его к жизни, прощение прожитого горя, а Вощев лежал в сухом напряжении сознательности и не знал — полезен ли он в мире или все без него благополучно обойдется? Из неизвестного места подул ветер, чтобы люди не задохнулись, и слабым голосом сомнения дала знать о своей службе пригородная собака. — Скучно собаке, она живет благодаря одному рождению, как и я. Тело Вощева побледнело от усталости, он почувствовал холод на веках и закрыл ими теплые глаза. Пивник уже освежал свое заведение, уже волновались кругом ветры и травы от солнца, когда Вощев с сожалением открыл налившиеся влажной силой глаза. Ему снова предстояло жить и питаться, поэтому он пошел в завком — защищать свой ненужный труд. — Администрация говорит, что ты стоял и думал среди производства, — сказали в завкоме. — О чем ты думал, товарищ Вощев? — О плане жизни. — Завод работает по готовому плану треста. А план личной жизни ты мог бы прорабатывать в клубе или в красном уголке. — Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка. — Ну и что ж ты бы мог сделать? — Я мог выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность. — Счастье произойдет от материализма, товарищ Вощев, а не от смысла. Мы тебя отстоять не можем, ты человек несознательный, а мы не желаем очутиться в хвосте масс. Вощев хотел попросить какой-нибудь самой слабой работы, чтобы хватило на пропитание: думать же он будет во внеурочное время; но для просьбы нужно иметь уважение к людям, а Вощев не видел от них чувства к себе. — Вы боитесь быть в хвосте: он — конечность, и сели на шею! — Тебе, Вощев, государство дало лишний час на твою задумчивость — работал восемь, теперь семь, ты бы и жил — молчал! Если все мы сразу задумаемся, то кто действовать будет? — Без думы люди действуют бессмысленно! — произнес Вощев в размышлении. Он ушел из завкома без помощи. Его пеший путь лежал среди лета, по сторонам строили дома и техническое благоустройство — в тех домах будут безмолвно существовать доныне бесприютные массы. Тело Вощева было равнодушно к удобству, он мог жить не изнемогая в открытом месте и томился своим несчастьем во время сытости, в дни покоя на прошлой квартире. Ему еще раз пришлось миновать пригородную пивную, еще раз он посмотрел на место своего ночлега — там осталось что-то общее с его жизнью, и Вощев очутился в пространстве, где был перед ним лишь горизонт и ощущение ветра в склонившееся лицо. Через версту стоял дом шоссейного надзирателя. Привыкнув к пустоте, надзиратель громко ссорился с женой, а женщина сидела у открытого окна с ребенком на коленях и отвечала мужу возгласами брани; сам же ребенок молча щипал оборку своей рубашки, понимая, но ничего не говоря. Это терпение ребенка ободрило Вощева, он увидел, что мать и отец не чувствуют смысла жизни и раздражены, а ребенок живет без упрека, вырастая себе на мученье. Здесь Вощев решил напрячь свою душу, не жалеть тела на работу ума, с тем чтобы вскоре вернуться к дому дорожного надзирателя и рассказать осмысленному ребенку тайну жизни, все время забываемую его родителями. «Их тело сейчас блуждает автоматически, — наблюдал родителей Вощев, — сущности они не чувствуют». — Отчего вы не чувствуете сущности? — спросил Вощев, обратясь в окно. — У вас ребенок живет, а вы ругаетесь, он же весь свет родился окончить. Муж и жена со страхом совести, скрытой за злобностью лиц, глядели на свидетеля. — Если вам нечем спокойно существовать, вы бы почитали своего ребенка — вам лучше будет. — А тебе чего тут надо? — со злостной тонкостью в голосе спросил надзиратель дороги. — Ты идешь и иди, для таких и дорогу замостили... Вощев стоял среди пути не решаясь. Семья ждала, пока он уйдет, и держала свое зло в запасе. — Я бы ушел, но мне некуда. Далеко здесь до другого какого-нибудь города? — Близко, — ответил надзиратель, — если не будешь стоять, то дорога доведет. — А вы чтите своего ребенка, — сказал Вощев, — когда вы умрете, то он будет. Сказав эти слова, Вощев отошел от дома надзирателя на версту и там сел на край канавы; но вскоре он почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины, он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться. Вощев, истомившись размышлением, лег в пыльные, проезжие травы; было жарко, дул дневной ветер, и где-то кричали петухи на деревне — все предавалось безответному существованию, один Вощев отделился и молчал. Умерший, палый лист лежал рядом с головою Вощева, его принес ветер с дальнего дерева, и теперь этому листу предстояло смирение в земле. Вощев подобрал отсохший лист и спрятал его в тайное отделение мешка, где он сберегал всякие предметы несчастья и безвестности. «Ты не имел смысла жизни, — со скупостью сочувствия полагал Вощев, — лежи здесь, я узнаю, за что ты жил и погиб. Раз ты никому не нужен и валяешься среди всего мира, то я тебя буду хранить и помнить». — Все живет и терпит на свете, ничего не сознавая, — сказал Вощев близ дороги и встал, чтоб идти, окруженный всеобщим терпеливым существованием. — Как будто кто-то один или несколько немногих извлекли из нас убежденное чувство и взяли его себе. Он шел по дороге до изнеможения; изнемогал же Вощев скоро, как только его душа вспоминала, что истину она перестала знать. Но уже был виден город вдалеке; дымились его кооперативные пекарни, и вечернее солнце освещало пыль над домами от движения населения. Тот город начинался кузницей, и в ней во время прохода Вощева чинили автомобиль от бездорожной езды. Жирный калека стоял подле коновязи и обращался к кузнецу: — Миш, насыпь табачку: опять замок ночью сорву! Кузнец не отвечал из-под автомобиля. Тогда увечный толкнул его костылем в зад. — Миш, лучше брось работать — насыпь: убытков наделаю! Вощев приостановился около калеки, потому что по улице двинулся из глубины города строй детей-пионеров с уставшей музыкой впереди. — Я ж вчера тебе целый рубль дал, — сказал кузнец. — Дай мне покой хоть на неделю! А то я терплю-терплю и костыли твои пожгу! — Жги! — согласился инвалид. — Меня ребята на тележке доставят — крышу с кузни сорву! Кузнец отвлекся видом детей и, добрея, насыпал увечному табаку в кисет: — Грабь, саранча! Вощев обратил внимание, что у калеки не было ног — одной совсем, а вместо другой находилась деревянная приставка; держался изувеченный опорой костылей и подсобным напряжением деревянного отростка правой отсеченной ноги. Зубов у инвалида не было никаких, он их сработал начисто на пищу, зато наел громадное лицо и тучный остаток туловища; его коричневые, скупо отверзтые глаза наблюдали посторонний для них мир с жадностью обездоленности, с тоской скопившейся страсти, а во рту его терлись десны, произнося неслышные мысли безногого. Оркестр пионеров, отдалившись, заиграл музыку молодого похода. Мимо кузницы, с сознанием важности своего будущего, ступали точным маршем босые девочки; их слабые, мужающие тела были одеты в матроски, на задумчивых, внимательных головах вольно возлежали красные береты, и их ноги были покрыты пухом юности. Каждая девочка, двигаясь в меру общего строя, улыбалась от чувства своего значения, от сознания серьезности жизни, необходимой для непрерывности строя и силы похода. Любая из этих пионерок родилась в то время, когда в полях лежали мертвые лошади социальной войны, и не все пионеры имели кожу в час своего происхождения, потому что их матери питались лишь запасами собственного тела; поэтому на лице каждой пионерки осталась трудность немощи ранней жизни, скудость тела и красоты выражения. Но счастье детской дружбы, осуществление будущего мира в игре юности и достоинстве своей строгой свободы обозначили на детских лицах важную радость, заменившую им красоту и домашнюю упитанность. Вощев стоял с робостью перед глазами шествия этих неизвестных ему, взволнованных детей; он стыдился, что пионеры, наверное, знают и чувствуют больше его, потому что дети — это время, созревающее в свежем теле, а он, Вощев, устраняется спешащей, действующей молодостью в тишину безвестности, как тщетная попытка жизни добиться своей цели. И Вощев почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей, быстрее их смуглых ног, наполненных твердой нежностью. Одна пионерка выбежала из рядов в прилегающую к кузнице ржаную ниву и там сорвала растение. Во время своего действия маленькая женщина нагнулась, обнажив родинку на опухающем теле, и с легкостью неощутимой силы исчезла мимо, оставляя сожаление в двух зрителях — Вощеве и калеке. Вощев поглядел на инвалида; у того надулось лицо безвыходной кровью, он простонал звук и пошевелил рукою в глубине кармана. Вощев наблюдал настроение могучего увечного, но был рад, что уроду империализма никогда не достанутся социалистические дети. Однако калека смотрел до конца пионерское шествие, и Вощев побоялся за целость и непорочность маленьких людей. — Ты бы глядел глазами куда-нибудь прочь, — сказал он инвалиду. — Ты бы лучше закурил! — Марш в сторону, указчик! — произнес безногий. Вощев не двигался. — Кому говорю? — напомнил калека. — Получить от меня захотел?! — Нет, — ответил Вощев. — Я испугался, что ты на ту девочку свое слово скажешь или подействуешь как-нибудь. Инвалид в привычном мучении наклонил свою большую голову к земле. — Чего ж я скажу ребенку, стервец. Я гляжу на детей для памяти, потому что помру скоро. — Это, наверно, на капиталистическом сражении тебя повредили, — тихо проговорил Вощев. — Хотя калеки тоже стариками бывают, я их видел. Увечный человек обратил свои глаза на Вощева, в которых сейчас было зверство превосходящего ума; увечный вначале даже помолчал от обозления на прохожего, а потом сказал с медленностью ожесточения: — Старики такие бывают, а вот калечных таких, как ты, — нету. — Я на войне настоящей не был, — сказал Вощев. — Тогда б и я вернулся оттуда не полностью весь. — Вижу, что ты не был: откуда же ты дурак! Когда мужик войны не видел, то он вроде нерожавшей бабы — идиотом живет. Тебя ж сквозь скорлупу всего заметно! — Эх!.. — жалобно произнес кузнец. — Гляжу на детей, а самому так и хочется крикнуть: «Да здравствует Первое мая!» Музыка пионеров отдохнула и заиграла вдали марш движения. Вощев продолжал томиться и пошел в этот город жить. До самого вечера молча ходил Вощев по городу, словно в ожидании, когда мир станет общеизвестен. Однако ему по-прежнему было неясно на свете, и он ощущал в темноте своего тела тихое место, где ничего не было, но ничто ничему не препятствовало начаться. Как заочно живущий, Вощев гулял мимо людей, чувствуя нарастающую силу горюющего ума и все более уединяясь в тесноте своей печали. Только теперь он увидел середину города и строящиеся устройства его. Вечернее электричество уже было зажжено на построечных лесах, но полевой свет тишины и вянущий запах сна приблизились сюда из общего пространства и стояли нетронутыми в воздухе. Отдельно от природы в светлом месте электричества с желанием трудились люди, возводя кирпичные огорожи, шагая с ношей груза в тесовом бреду лесов. Вощев долго наблюдал строительство неизвестной ему башни; он видел, что рабочие шевелились равномерно, без резкой силы, но что-то уже прибыло в постройке для ее завершения. — Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? — не решался верить Вощев. — Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет? — сомневался Вощев на ходу. Он отошел из середины города на конец его. Пока он двигался туда, наступила безлюдная ночь; лишь вода и ветер населяли вдали этот мрак и природу, и одни птицы сумели воспеть грусть этого великого вещества, потому что они летали сверху и им было легче. Вощев забрел в пустырь и обнаружил теплую яму для ночлега; снизившись в эту земную впадину, он положил под голову мешок, куда собирал для памяти и отмщения всякую безвестность, опечалился и с тем уснул. Но какой-то человек вошел на пустырь с косой в руках и начал сечь травяные рощи, росшие здесь испокон века. К полуночи косарь дошел до Вощева и определил ему встать и уйти с площади. — Чего тебе! — неохотно говорил Вощев. — Какая тут площадь, это лишнее место. — А теперь будет площадь, теперь здесь положено быть каменному делу. Ты утром приходи поглядеть на это место, а то оно скоро скроется навеки под устройством. — А где же мне быть? — Ты смело можешь в бараке доспать. Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься. Вощев пошел по рассказу косаря и вскоре заметил дощатый сарай на бывшем огороде. Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, и припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда. Ситец рубах с точностью передавал медленную освежающую работу сердца — оно билось вблизи, во тьме опустошенного тела каждого уснувшего. Вощев всмотрелся в лицо ближнего спящего — не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрылись его глаза, и охладевшие ноги беспомощно вытянулись в старых рабочих штанах. Кроме дыханья, в бараке не было звука, никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, — каждый существовал без всякого излишка жизни, и во время сна оставалось живым только сердце, берегущее человека. Вощев почувствовал холод усталости и лег для тепла среди двух тел спящих мастеровых. Он уснул, незнакомый этим людям, закрывшим свои глаза, и довольный, что около них ночует, — и так спал, не чувствуя истины, до светлого утра.

Год: 1930 Жанр: повесть

Произведение "Котлован" было начато Андреем Платоновым в 1930 году, после выхода в свет статьи Сталина, которая называлась "Год великого перелома".

За тему произведения можно взять рождение социализма в городах и деревнях. Социализм в городе представляет собой строительство нового здания, а в деревне образование колхоза. Именно этими идеями были заняты главные герои. Название повести "Котлован" держит в себе особый смысл. На самом деле котлован-всеобщее дело, процесс объединения надежд и усилий, а так же веры и жизни. Он заставляет каждого отстраниться от личных идей и принципов. Но в итоге объединение коллективизма сводит людей в могилу, которая хоронит все их надежды на будущее.

Краткое содержание рассказа Котлован Платонова

В день своего тридцатилетия Вощев был уволен с механического завода по причине «слабосильности» и задумчивости. Это рождает сомнения в его душе, он не знает, как жить дальше и уходит в другой город. После дня, проведенного в дороге, он засыпает в глубокой теплой яме. Вощева будит косарь, который отправляет его спать в барак, рассказав о том, что на месте этой ямы будет построено огромное здание.

Вощев просыпается вместе с мастеровыми, которые рассказывают ему о том, что строят дом, который предназначается для местного пролетариата. Он присоединяется к работе, предполагая, что сумеет выжить и здесь.

Господин Пашкин, председатель окрпрофсовета, часто появляется на стройке и поторапливает мужиков, призывая их ускорить темпы работы. По вечерам, после работы Вощев много думает о светлом будущем.

Один из рабочих, Сафронов, хочет где-нибудь отыскать радио, чтобы быть в курсе достижений.

Чиклин приходит к кафельному заводу и находит там маленькую девочку, сидящую рядом с умирающей матерью. В женщине он узнает дочь владельца этого завода, которая давным-давно поцеловала его. Она умирает, и Чиклин забирает с собой в барак девочку.

Пашкин призывает мастеровых к борьбе с колхозными капиталистами, они отправляют Сафронова и Козлова в деревню, где их убивают.

Мастеровые проводят собрание, на котором зачитывается список крестьян, которые переходят в колхоз и список «кулацкого сектора», тех, кого сажают на плот и «отправляют по речке в море».

После этих событий девочка Настя сильно заболела, она умирает. После этого Чиклин решает, что нужно рыть еще больший котлован, чтобы в доме мечты хватило места всему пролетариату. Жачев отказывается принимать в этом участие и уползает в город, чтобы убить товарища Пашкина.

Рассказ раскрывает конфликт между личностью, с её духовными терзаниями, и исторической действительностью.

Читать Подробнее

Вощёв-мужчина тридцати лет, он работал на небольшом механическом заводе и именно в день рождения, пришел приказ об его увольнении. Причина увольнения гласит якобы Вощёв был слишком задумчив, а это мешало темпу работы. На самом деле причина такой невнимательности состоит в обычная пустота на душе. После потери работы главный герой идет залить горе в бар, а потом наведаться в соседний город. Блуждая по городу где-то на окраинах он познакомился с инвалидом Жачевым, он был еще и попрошайкой. С наступлением ночи Вощёв пытается устроится на ночлег в траве на пустом месте. Но его сон прерывает появившийся косарь. Он разбудил Вощёва и приказал идти спать в барак по соседству, так как тут вскоре намечается строительство.

Город полностью погружен в строительство. Главная цель сейчас, это возвести большой котлован, куда в дальнейшем можно будет переместить рабочий городской класс. В повести, котлован представляется особым символом некой индустриализации.

Поутру Вощева разбудили здешние рабочие, они выслушали историю мужчину о том, как его уволили с работы, после чего, Сафронов дает работу копателя котлована. Отдохнув рабочие вместе с новой прибывшей силой отправляются на стройку, там инженер уже разметил территорию. Дав Вощеву лопату все принялись за работу, как показало время, самым слабым оказался-Козлов, его работа была самой минимальной. Вощев же наблюдая за людьми, решает, что как-нибудь проживет.
Главный инженером и разработчиком был Прушевский, он был настроен на то, что его проект станет одним общим домом, а так же мечтая о том, что спустя год он сможет вывести пролетариат из малоимущего города. На следующее утро приехал на стройку-Пашкин, один из председателей окрпрофсовета. Его визит был направлен на оценку хода строительства котлована, но в итоге он посчитал, что процесс идет медленно и необходимо повышать производительность, поэтому в скором времени к рабочим добавилась новая сила.

Козлов, которого не особо любили в бригаде, решается пойти на общественные работы. Остальные же продолжают трудится, но Пашкин всё так же считает производительность низкой.

Чиклин идет на завод, вспоминая как однажды его поцеловала там дочь самого хозяина. На данный момент завод находится в заброшенном и полуразрушенном состоянии. Чиклин бродя среди разрушенных стен находит комнату, в которой оказывается женщина. Она была в тяжелой состоянии и кажется умирала, с ней рядом была её маленькая дочь. Спустя некоторое время Чиклин узнает в этой женщине, дочь хозяина, ту самую, которая его поцеловала. Она умерла на глазах у него, поэтому Чиклин забрал девочку и ушел обратно в барак.

Рабочим-землекопам делают радио, из которого доносятся призывы о мобилизации всех ресурсов строительства. Жачев и Вощев против радио, но Сафронов не позволяет его выключать. Девочка, которую принес Чиклин, интересуется чертами меридианов на карте, на что получает ответ, что это стены от буржуев. Позднее рабочим также становится интересным происхождение этой девочки, откуда и кто она. Девочка же вспоминая слова матери, говорит, что родителей уже не помнит.

Ранее знакомый нам Пашкин выдвигает решение об увеличении размера котлована примерно в шесть раз. Козлов уже пробился в члены профсоюзных активистов, поэтому имеет право ездить на стройку, следить и ругать рабочих, если что-то ему не понравится.

Вместе с Сафроновым, Козлов отправляется на коллективизацию в соседнюю деревню, но эта поездка заканчивается для них печально.

Этих двоих там убивают сельские простые люди. Вскоре после этого случая, туда приезжают Чиклин и Вощёв. Они находят тела своих знакомых в сельсовете, Чиклин остается рядом с телами на ночь, видя как туда заходит какой-то неизвестный мужчина, Чиклин набрасывается на него, ведь считает того убийцей, и убивает.

Организационный Двор собирает много народа. Чиклин и Вощев сооружают из бревен плот якобы для того, чтобы убрать классы и отправить по реке кулацкий сектор. Это всё приводит людей в отчаяние, слышен крик и плач, они окружены горем, чтобы колхозу ничего не досталось, они вынуждены убивать свое хозяйство, а также всё есть до тошноты и рвоты. Для обычных крестьян образование колхоза было настоящим концом света, поэтому некоторые люди даже ложились в гроб, дабы ждать там своей смерти. Активист показывает и оглашает список тех, кто будет в колхозе, а кто отправится на плот.

В образованный колхоз наведывается Прушевский и Жачев. С собой они везут Настю, которая уже отходила некоторое время в советский детсад и теперь хочет «ликвидировать кулака как класс». Чиклин изучая списки деревенских жителей замечает там некого батрака, который всю жизнь работал почти ни за что в различных дворах и кузницах. Он решает пойти к кузницу, чтобы попросить того, избавить этого несчастного от эксплуатации. Этот батрак оказался медведем, который мог раздуть меха и владел молотком. Чиклин взяв с собой медведя идет с ним искать дома, где проживают местные кулаки. Возле домов с мироедами, медведь начинал громко рычать, ему было сигналом для Чиклина, и тот в свою очередь заходил в дом "раскулачивать". Кулаков, которых удалось распознать было решено отправить по реке следуя течению.
Избавившись от кулаков местный активист помещает на крыльце Оргдома радио, благодаря которому весь народ слышит радостный марш. Услышав это все начинали радоваться, это касалось не только людей, но и лошадей, те приходили ко двору Оргдома чтобы ржать.

Вощев в это время ходит по деревне и собирает то, что "плохо лежит", ему жаль всех брошенных вещей. Вернувшись в Оргдвор активист принимается записывать весь собранный хлам в некую ведомость, а потом часть из этого отдает Насте, как игрушки.

Утром же население колхоза идет к кузнице, где уже на протяжении долгого времени слышны удары молота. Это работает медведь, он без усталости садит по железу. Чиклин вызывается на помощь ему. Удары кажутся уж слишком сильными, Чиклин и медведь сильно крушат металл, а также неправильно закаляют, что придает большей ломкости.

С Настей приключилась беда, она простудилась во время марша. Эта болезнь серьезно сказывается на ребенке. Насте возвращают в город, там ее пытаются вылечить, но всё оказывается безрезультатным. Девочка умерла. Вощев не успевает застать Настю живой, очень тоскует по ней и делает для неё особое место под могилу. Гибель девочки является разрушительным ударом по светлым надеждам тех людей, кто трудился над котлованом. Ведь Настя была надеждой и символом будущего, а её смерть означала крах строительству.

Картинка или рисунок Котлован

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чарушин Никита и его друзья

    Ко мне подъехал Никита на велосипеде и захотел узнать: «Что я пишу?» Наверное, какой – то интересный рассказ.

  • Краткое содержание Чтец Шлинка

    Главными героями романа являются Михаэль Берг и Ханна Шмиц. Они случайно знакомятся в трамвае, где Ханна работает кондуктором. На момент знакомства возраст Михаэля 15 лет, Ханны 36.

  • Краткое содержание Пушкин Кавказский пленник

    Начинается поэма с посвящения другу - Раевскому, с мыслей и воспоминаний о Кавказе. Собственно, история разворачивается с появления пленного русского в практически сонном ауле. Пленника приводят на аркане

  • Краткое содержание Горький На дне

    В пьесе рассказывается о жизни людей в ночлежке, которые объединены слабостью, не хотением найти новую - лучшую жизнь. К ним приходит странник, проповедующий лож, которой поддаются некоторые жители. У этих людей своя правда

  • Краткое содержание Житков Галка

    В рассказе повествуется о маленькой птице галке. У детей в одной семье была ручная галка. Птица ела из рук, давала себя гладить. Она всегда улетала на волю, но прилетала обратно.

  • Разделы сайта