«Карманные линкоры»: неудачник и счастливчик гитлеровского флота. Принцы Кригсмарине

В годы Второй мировой войны немецкие «карманные линкоры» типа «Дойчланд» проявили себя как универсальные корабли, пригодные как для рейдерских действий, так и для боя с вражескими крейсерами. Однако судьба их складывалась по-разному. Если боевой путь одного из «неудачников» немецкого флота крейсера «Дойчланд» («Лютцов») пролегал от ремонта до ремонта, то крейсер «Адмирал Шеер» показал высокую боевую эффективность и прославился удачными рейдами.

В довоенной Германии тяжёлые крейсера четко разделялись на два подтипа. «Карманные линкоры» строились исключительно для рейдерских операций, а «классические» тяжёлые крейсера – для эскадренных действий, но с учётом возможного рейдерства. В итоге и те, и другие занимались почти исключительно операциями против торговли, а в конце Второй мировой войны – артиллерийской поддержкой сухопутных войск.

Начнём обзор с «карманных линкоров» – удивительных кораблей, по сути, представлявших собой «мини-дредноуты». По условиям Версальского договора Веймарская республика не могла строить корабли стандартным водоизмещением более 10 000 т для замены старых броненосцев додредноутной эпохи. Поэтому перед немецкими конструкторами 20-х годов была поставлена нетривиальная задача – вписать в эти рамки корабль, который бы был мощнее любого тогдашнего крейсера и, в то же время, мог ускользнуть от линкора. При этом его предполагалось использовать и в качестве рейдера для борьбы с вражеской торговлей (а значит, он должен был иметь большую дальность хода).

Все три качества удалось совместить благодаря использованию дизельной силовой установки, а также тому, что союзники не ограничили немцам главный калибр. Поэтому новые корабли получили по шесть 280-мм орудий в трёхорудийных башнях, что заведомо превосходило вооружение самых мощных «вашингтонских» крейсеров того времени (шесть или восемь 203-мм стволов). Правда, по скорости новые корабли заметно уступали крейсерам, но даже 28 узлов делали безопасной встречу с большинством тогдашних дредноутов.

Тяжёлый крейсер «Дойчланд» после вступления в строй, 1934 год
Источник – А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии, 1939–1945. СПб, 1995

Первоначальный проект кораблей, официально именовавшихся «броненосцами», но получивших у журналистов прозвище «карманных линкоров», был создан в 1926 году. Бюджет на их постройку обсуждался в Рейхстаге уже с конца 1927 года, а строительство головного «Дойчланда» началось в 1929 году. «Дойчланд» вступил в строй весной 1933 года, «Адмирал Шеер» – в 1934 году, «Адмирал граф Шпее» – в 1936 году.

Позднее проект «карманных линкоров» стали критиковать как попытку создать универсальные боевые единицы для выполнения сразу всех задач. Однако в начале 30-х годов новые корабли вызвали настоящий переполох у соседей Германии. В 1931 году французы «ответили» немцам заказом 23 000-тонных линейных крейсеров типа «Дюнкерк», после чего обеспокоились и итальянцы, начавшие модернизацию своих старых дредноутов до стандарта быстроходных линкоров. Разработав новый проект, немцы запустили «линкорную гонку» в континентальной Европе.

По итогам строительства стандартное водоизмещение «карманных линкоров» вышло за лимит в 10 000 т и составило порядка 10 770 т у «Дойчланда» (строившегося ещё при соблюдении ограничений) и 12 540 т у «Адмирала графа Шпее». Заметим, что превышение лимита на 5–10% было типично для всех «вашингтонских» крейсеров, кроме самых первых.

Бронирование новых немецких кораблей оказалось весьма сильным. «Дойчланд» был защищён полным наклонным (12°) наружным поясом по цитадели (толщиной 80 мм в верхней половине и до 50 мм у нижней кромки). На концах цитадели, около погребов, толщина верхней части пояса несколько снижалась (до 60 мм), зато более лёгкое бронирование продолжалось за 60-мм траверзами (18 мм в нос до форштевня и 50–30 мм в корму до рулевой машины). Вертикальное бронирование дополнялось 45-мм внутренним наклонным поясом, шедшим параллельно внешнему, так что суммарная толщина двух поясов составляла до 125 мм – больше, чем у любого другого крейсера межвоенного периода.


Бронирование немецких «карманных линкоров» («Адмирал граф Шпее»)

Горизонтальная броня состояла из двух палуб: верхней (на протяжении всей цитадели, но выше кромки пояса и никак с ним конструктивно не связанной) и нижней, лежавшей поверх внутреннего пояса, но чуть ниже его верхней кромки. Толщина нижней палубы составляла 30–45 мм, причём промежутка между поясами бронирования не было вообще. Таким образом, толщина горизонтальной брони составляла 48–63 мм. Башни главного калибра имели лобовое бронирование толщиной 140 мм, стенки толщиной 80 мм и крышу толщиной от 85 до 105 мм.

Качество этой брони принято оценивать низко, так как она делалась по технологии начала Первой мировой войны. Но на последующих кораблях серии бронирование было несколько усилено: наружный пояс достиг 100 мм по всей высоте за счёт снижения толщины внутреннего пояса до 40 мм. Нижняя броневая палуба также претерпела изменения – продолжилась до внешнего пояса, но при этом её толщина уменьшилась до 20–40 мм на разных участках. Наконец, толщина так называемых верхних продольных броневых переборок, расположенных в глубине корпуса между броневыми палубами, увеличилась с 10 до 40 мм. Броневая защита дополнялась бортовыми булями, которых не было на большинстве крейсеров того времени.

В целом, защита немецких «карманных линкоров» производит странное впечатление – она выглядит слишком лоскутной, неравномерной и «размазанной» по всей длине корабля. В то же время в других странах предпочитали следовать принципу «всё или ничего», максимально бронируя только жизненно важные элементы, а прочее оставляя вовсе без защиты. Горизонтальная броня «карманного линкора» выглядит слишком слабой, особенно для рейдера с крупнокалиберными орудиями, предназначенного для боя на дальних дистанциях. С другой стороны, бронирование получилось разнесённым, то есть, более эффективным; вдобавок снаряд, прежде чем проникнуть вглубь корабля, должен был преодолеть несколько слоёв брони, расположенных под разными углами, что повышало вероятность рикошета или срабатывания взрывателя на броне. Как же эта защита показала себя в боевых условиях?

«Дойчланд» («Лютцов»)

Этот корабль стал одним из самых неудачливых немецких крейсеров. Впервые он попал под вражеский удар вечером 29 мая 1937 года, когда на рейде испанского острова Ибица по нему с высоты 1000 м отбомбились два советских самолёта СБ, наносивших по острову отвлекающий удар в рамках операции по проводке в Картахену транспорта «Магельянес» (Y-33) с грузом оружия. Экипаж старшего лейтенанта Н. А. Острякова добился успеха – две бомбы попали в корабль, а ещё одна разорвалась у его борта. По немецким данным, речь идёт о 50-кг бомбах, а согласно советским источникам, использовались бомбы весом в 100 кг.


«Дойчланд» в 1937 году. Такую окраску он имел, находясь у берегов Испании
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Урон, нанесённый «карманному линкору», оказался весьма внушительным. Первой бомбой была уничтожена 150-мм артиллерийская установка №3 правого борта и подожжён стоявший на катапульте заправленный самолёт. Вторая бомба попала в броневую палубу в районе носовой надстройки по левому борту и пробила её (при этом взорвались 150-мм снаряды в кранцах первых выстрелов). Между бронепалубами начался пожар, угрожавший носовому 150-мм погребу, который пришлось затопить. Потери в личном составе составили 24 убитых, 7 умерших от ран и 76 раненых.


«Дойчланд» после попадания в него авиабомб у Ибицы, 29 марта 1937 года
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Следующие повреждения корабль, уже переименованный в «Лютцов», получил рано утром 9 апреля 1940 года в Осло-фьорде, когда вместе с тяжёлым крейсером «Блюхер» попал под кинжальный огонь норвежских береговых батарей. «Лютцов» получил три 150-мм снаряда с батареи «Копос» (располагалась на восточном берегу Осло-фьорда), выпущенных почти в упор, с расстояния не более десятка кабельтовых. Судя по всему, все три снаряда были фугасными или полубронебойными.

Первый попал в среднее орудие носовой башни и вывел его из строя. Видимо, попадание пришлось прямо в амбразуру, так как было ранено 4 человека, пострадала электропроводка, оптика и гидравлика правого орудия. Второй снаряд прошёл над поясом в районе 135-го шпангоута и взорвался позади барбета носовой башни, уничтожив обстановку нескольких жилых помещений (были убиты 2 и ранено 6 солдат-десантников из 138-го горно-егерского полка). Третий снаряд попал в грузовую стрелу левого борта и взорвался над палубой, уничтожив запасной гидросамолёт, перебив кабеля прожекторов и вызвав локальный пожар боезапаса; было убито 3 и ранено 8 моряков из прислуги 150-мм орудий. В целом, норвежские снаряды легли довольно «удачно»: попадания несколько ослабили огневую мощь немецкого корабля, но никакого ущерба его живучести не нанесли. В общей сложности, погибло 6 человек, а ещё 22 было ранено.

Затем последовали два поражения торпедами. Первое из них произошло 10 апреля – на следующую ночь после высадки немецкого десанта в Осло, когда «Лютцов» возвращался на базу. Из шести 533-мм торпед, выпущенных английской подводной лодкой «Спирфиш» с расстояния в 30 кб, цели достигла одна, угодившая в рулевой отсек. Корма на протяжении трёх последних отсеков была надломлена и не оторвалась только благодаря силовой бронепалубе. Три кормовых отсека заполнились водой, находившиеся здесь 15 человек погибли, а руль оказался заклинен в положении 20° на правый борт. Корабль принял около 1300 т воды и заметно осел кормой. Однако валы уцелели, силовая установка повреждений не получила, а переборка между 3 и 4 отсеками была спешно укреплена. К вечеру 14 апреля буксирам удалось дотащить корабль до верфи «Дойче Верке» в Киле. Ремонт, совмещённый с модернизацией, занял более года, и крейсер вступил в строй только к июню 1941 года.


«Лютцов» после торпедного повреждения 10 апреля 1940 года. Хорошо видна надломленная корма
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

В следующий раз «Лютцов» был повреждён буквально сразу же после выхода на новую операцию – «Зоммеррайзе», осуществлявшуюся с целью прорыва через Датские проливы. Рано утром 12 июня 1941 года он был атакован британскими торпедоносцами «Бофорт» из 42-й эскадрильи Берегового командования и с шестисот метров получил одну 450-мм авиаторпеду. Она попала почти в центр корпуса – в район 7 отсека на 82 шпангоуте. Противоторпедная защита от повреждений не спасла, были затоплены два моторных отсека и отсек с соединительными муфтами, корабль принял 1000 т воды, получил крен в 20° и потерял ход. Лишь к следующему утру немецким морякам удалось дать 12 узлов на одном валу. Крейсер добрался до Киля, где опять встал на ремонт – на этот раз он занял полгода.

В «Новогоднем бою» 31 декабря 1942 года «Лютцов» впервые вступил в огневой контакт с кораблями противника. Но стрелял он относительно мало, что было вызвано, прежде всего, неудачным маневрированием, плохой согласованностью и нерешительностью действий немецкого соединения. Всего «Лютцов» выпустил 86 снарядов главного калибра и 76 снарядов противоминного калибра (сначала с дистанции 75 кб по эсминцам, затем с 80 кб – по лёгким крейсерам). Стрельба «Лютцова» оказалась безрезультатной, правда, и сам он не получил попаданий.


«Лютцов» на стоянке в Норвегии. Корабль окружён противоторпедной сетью
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Далее «карманный линкор» из-за плохого состояния дизелей был отправлен на Балтику, где служил в качестве классического броненосца береговой обороны. В октябре 1944 года он активно использовался для обстрела берега в Прибалтике – как правило, без корректировки с береговых постов. В морских боях корабль более не участвовал; 14 октября он был атакован подводной лодкой Щ-407, но обе торпеды в цель не попали. 8 февраля 1945 года «Лютцов» использовался для стрельбы по береговым целям у Эльбинга, 25 марта – у Данцига.

Наконец, 4 апреля у косы Хела корабль получил попадание снаряда, выпущенного береговой батареей (видимо, калибра 122 мм). Снаряд попал в кормовую надстройку, разрушив адмиральские помещения. А 15 апреля на стоянке возле Свинемюнде «карманный линкор» попал под удар английских тяжёлых бомбардировщиков «Ланкастер» из 617-й эскадрильи. В «Лютцов» попали две 500-кг бронебойные авиабомбы – одна уничтожила носовой командно-дальномерный пост главного калибра вместе с верхушкой мачты и антенной радиолокатора, а вторая пробила все броневые палубы и угодила прямо в носовой погреб 280-мм снарядов. Интересно, что ни одна из этих бомб не взорвалась! Зато близкий разрыв тяжёлой 5,4-тонной бомбы, упавшей в воду, сделал в корпусе корабля огромную пробоину площадью 30 м2. «Лютцов» накренился и сел на грунт. К концу дня команде удалось откачать воду из части помещений, ввести в строй носовую 280-мм башню и четыре 150-мм орудия правого борта. 4 мая при подходе советских войск корабль был взорван командой.


«Лютцов», севший на грунт в Свинемюнде, 1945 год
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

«Адмирал Шеер»

Этот корабль, напротив, прославился своими рейдерскими действиями. Правда, ему, в отличие от «Дойчланда», везло – за всю войну он ни разу не столкнулся с сильными кораблями противника. Зато под английские бомбы «Адмирал Шеер» попал уже 3 сентября 1939 года. Из восьми скоростных бомбардировщиков «Бленхейм» , атаковавших Вильгельмсхафен с бреющего полёта, четыре были сбиты, но последний всё же добился попаданий. При этом у всех трёх 227-кг бомб, поразивших немецкий корабль, взрыватели не успели взвестись из-за малой высоты.


Тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» после вступления в строй, 1939 год
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Следующее боевое столкновение произошло более года спустя. Вечером 5 ноября 1940 года, находясь в Северной Атлантике, «Адмирал Шеер» наткнулся на конвой HX-84 – 37 транспортов, охраняемых единственным вспомогательным крейсером «Джервис-Бэй». Открыв по нему огонь главным калибром, «Шеер» добился попаданий лишь с четвёртого залпа, зато британские 152-мм орудия не попали в немецкий корабль ни разу. Одновременно «Шеер» вёл огонь средним калибром и добился нескольких попаданий в транспортные суда, поэтому можно сказать, что утверждение о полной бесполезности 150-мм артиллерии на «карманных линкорах» является некоторым преувеличением.


Гибель вспомогательного крейсера «Джервис-Бэй»
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

На потопление «Джервис-Бэй» 283-мм снарядами ушло двадцать минут, но и этого хватило, чтобы начало темнеть и конвой успел рассеяться. Немцам удалось утопить только пять транспортов, а ещё несколько были повреждены, но не добиты в наступившей темноте. Стоит отметить, что против крупных небронированных судов 283-мм снаряды оказались намного эффективнее 203-мм снарядов, в то время как 150-мм снаряды показали себя не слишком эффективными (одного-двух попаданий ими не хватало, чтобы вывести транспорт из строя). В следующий раз «Шеер» применил главный калибр в том же рейде – 22 февраля 1941 года он потопил голландский транспорт «Рантау Паджанг», который пытался скрыться в дождевом шквале. В целом же почти полугодовое рейдерство «карманного линкора» оказалось исключительно успешным – «Шеер» потопил или захватил 17 вражеских судов, в основном, используя 105-мм зенитную артиллерию. Даже традиционные проблемы с дизелями не оказались непреодолимыми, хотя сразу после рейда кораблю пришлось встать на 2,5-месячный ремонт силовой установки.

Следующий боевой рейд «Адмирала Шеера» состоялся лишь в августе 1942 года – им стала знаменитая операция «Вундерланд» против советского судоходства в Северном Ледовитом океане. Несмотря на длительную подготовку и использование воздушных разведчиков, результаты операции оказались скромными. «Карманному линкору» удалось перехватить и потопить только одно судно – ледокольный пароход «Александр Сибиряков» (1384 брт), осуществлявший снабжение острова Северная Земля. Немцы перехватили его около полудня 25 августа и расстреливали не торопясь – за 45 минут с дистанций от 50 до 22 кб были выпущены 27 снарядов в шести залпах (по немецким данным, в цель попали четыре). Имевшиеся на «Сибирякове» две 76-мм пушки Лендера в немецкий корабль не попали, да и не могли попасть, но отчаянно вели огонь в течение всего боя.


Тонущий «Сибиряков», вид с борта «Адмирала Шеера»
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Однако экипаж «Сибирякова» сделал главное – успел сообщить о бое и немецком «вспомогательном крейсере» по радио, чем сорвал секретность всей операции. Поэтому командир «Шеера» капитан-цур-зее Вильгельм Меендсен-Болькен решил её прекратить, а в качестве завершения – разгромить порт Диксон, высадив туда десант.

Момент для нападения был выбран исключительно удачный: обе защищавшие Диксон береговые батареи (130-мм №226 и 152-мм №569) были сняты с позиций и погружены на суда для перевозки на Новую Землю. Однако после радиограммы с «Сибирякова» командование Беломорской флотилии отдало приказ срочно развернуть батареи и готовиться к появлению противника. За сутки с небольшим две 152-мм пушки-гаубицы образца 1910/30 годов были установлены прямо на деревянном настиле причала.


Схема боя у Диксона 27 августа 1942 года
Источник – Ю. Перечнев, Ю. Виноградов. На страже морских горизонтов. М.: Воениздат, 1967

27 августа в час ночи «Шеер» с юга приблизился к внутреннему рейду Диксона и в 1:37 с расстояния 35 кб открыл огонь по порту и стоявшим в нём судам. С третьего залпа несколько 283-мм снарядов попали во вспомогательный сторожевик «Дежнёв» (СКР-19), однако по ошибке немцы использовали бронебойные либо полубронебойные снаряды, которые пробивали корпус парохода насквозь, не взрываясь. «Дежнёв» получил как минимум четыре попадания, были выведены из строя две 45-мм зенитки, убито и ранено 27 человек.

Однако прежде чем сесть на грунт, пароход успел прикрыть дымовой завесой порт, а главное – гружёный взрывчаткой транспорт «Кара». «Шеер» перенёс огонь на транспорт «Революционер», поджёг его, но также не смог потопить. В это время, наконец, открыла огонь береговая батарея №569. Несмотря на полное отсутствие приборов и нехватку персонала управления, её огонь был оценён немцами как «достаточно точный» . Личный состав батареи отчитался о двух попаданиях, в действительности же попаданий добиться не удалось, но командир «Шеера», не зная обстановки, предпочёл выйти из боя и укрыть корабль за мысом Наковальня.


152-мм орудия береговой батареи №569
Источник – М. Морозов. Операция «Вундерланд» // Флотомастер, 2002, №1

К половине третьего «Адмирал Шеер» обогнул полуостров и начал обстрел Диксона с юга, за 40 минут расстреляв значительную часть боезапаса – 77 снарядов главного калибра, 121 снаряд вспомогательного калибра и две с половиной сотни 105-мм зенитных снарядов. Когда немецкий корабль показался в створе пролива Превен, батарея №569 вновь открыла огонь, выпустив за всё время боя 43 снаряда. Немцы приняли дымовую завесу над портом за пожары, и в 3:10 командир рейдера дал приказ на отход, прекратив операцию «Вундерланд». На самом деле в Диксоне не погибло ни одного человека, а оба повреждённых парохода были введены в строй уже через неделю.

В следующий раз артиллерия «Адмирала Шеера» вступила в действие два с лишним года спустя, уже на Балтике. 22 ноября 1944 года он сменил расстрелявший весь боезапас тяжёлый крейсер «Принц Ойген», с большой дистанции открыв огонь по советским войскам, штурмовавшим последние немецкие позиции на полуострова Сырве (остров Сааремаа). За двое суток корабль расстрелял практически весь боезапас главного калибра. Эффективность его огня определить трудно, но следует констатировать, что эти почти непрерывные обстрелы смогли обеспечить относительно спокойную эвакуацию немецких войск с полуострова в Курляндию. При этом во время налёта советской авиации днём 23 ноября (тройка «бостонов» и несколько групп Ил-2) «Шеер» получил попадание в палубы одной лёгкой бомбы (или реактивного снаряда), а также повреждения от разрывов у борта. Серьёзного ущерба эти атаки не нанесли, но вынудили немецкий корабль отойти от берега и прекратить огонь до наступления темноты.


Атака советской авиацией «Адмирала Шеера» у полуострова Сырве 23 октября 1944 года
Источник – М. Морозов. Охота на кабана // Флотомастер, 1998, №2

В феврале 1945 года «Адмирал Шеер» использовался для обстрелов берега в районе Земландского полуострова и Кёнигсберга, на этот раз ведя огонь без корректировки. В марте он вёл огонь по берегу в районе Свинемюнде, а затем ушёл в Киль для замены изношенных стволов главного калибра. Здесь вечером 9 апреля корабль попал под массированный налёт британской авиации. В течение часа он получил пять прямых попаданий, большую пробоину в правом борту от близких разрывов тяжёлых бомб и опрокинулся вверх килем на малой глубине.


«Адмирал Шеер», потопленный в Киле
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

В годы Второй мировой войны «карманные линкоры» проявили себя как универсальные корабли, пригодные как для рейдерских действий, так и для боя с крейсерами противника. Их броня, несмотря на недостаточно высокое качество стали, надёжно защищала от 152-мм снарядов на всех дистанциях и курсовых углах и чаще всего выдерживала попадания 203-мм снарядов. В то же время, даже одно попадание из 280-мм орудия могло нанести серьёзный ущерб любому «вашингтонскому» крейсеру – это наглядно показал бой у Ла-Платы 13 декабря 1939 года, в ходе которого был тяжело повреждён «Адмирал граф Шпее» (систершип «Дойчланда» и «Адмирала Шеера»). Главной же проблемой «карманных линкоров» оказалось не вооружение, не защита, а управление в бою, то есть, пресловутый «человеческий фактор»…

Список литературы:

  1. А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии, 1939–1945. СПб, 1995
  2. В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012
  3. Ю. Перечнев, Ю. Виноградов. На страже морских горизонтов. М.: Воениздат, 1967
  4. С. Абросов. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936–1939 гг. М.: Яуза, Эксмо, 2012
  5. denkmalprojekt.org

"Лютцов"

Последний из заложенных германских тяжелых крейсеров ждала наиболее странная судьба. После спуска на воду, состоявшегося спустя 2 года после закладки, 1 июля 1939 года, его достройка значительно замедлилась. Причиной стал недостаток рабочей силы и первые сбои доныне работавшей как часы германской промышленности. С большими задержками поступили лопатки для турбин, что замедлило установку всех главных механизмов. Но судьбу корабля решила не техника, а политика. 23 августа 1939 года Германия и Советский Союз подписали пакт о ненападении, предусматривавший, в частности, интенсивный экономический обмен. СССР поставлял большое количества продовольствия и сырья, собираясь в ответ получить современную военную технику. В соответствии со вполне разумными соображениями Сталина: "Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага", особое внимание уделялось попыткам закупить большие боевые корабли. Дебатировались чуть ли не все единицы германского флота, однако реально немцам пришлось поступиться только одним - "Лютцовым". Выбор этот еще раз показывает, что тяжелые крейсера представляли наименьший интерес для Гитлера, уже втянутого в войну с сильными морскими противниками и потерявшего надежду добиться морского паритета с Британией в традиционных сбалансированных флотах. Так что потеря корабля, не слишком пригодного для индивидуальных рейдерских действий вследствие своей энергетической установки, не могла сильно сказаться на планах немецкого флота, явно неспособного на прямое столкновение в бою с английским. С другой стороны, СССР получал один из самых современных и совершенных в техническом отношении крейсеров, хотя и в незаконченном состоянии.

11 февраля 1940 года состоялось подписание соглашения о закупке "Лютцова". За 104 млн. рейхсмарок СССР получал корабль, законченный по верхнюю палубу, имевший часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра (впрочем, орудия были установлены только в носовой). На этом, собственно, заканчивается история немецкого тяжелого крейсера "Лютцов" и начинается история советского боевого судна, сначала получившего обозначение "проект 53", а с 25 сентября и название "Петропавловск". История эта заслуживает отдельной книги. Коротко отметим лишь наиболее важные моменты. 15 апреля "покупка" при помощи буксиров покинула верфь "Дешимаг" и 31 мая была отбуксирована в Ленинград, на Балтийский завод. Для продолжения работ вместе с кораблем прибыла целая делегация в составе 70 инженеров и техников, под руководством инженер-контр-адмирала Фейге. Дале началась игра с нечестными намерениями. По германско-советским планам предполагалось ввести "Петропавловск" в строй к 1942 году, однако уже осенью работы заметно замедлились - по вине немецкой стороны. Война с Советским Союзом уже была решена, и усиливать противника немцы не хотели. Поставки сначала затягивались, а затем вовсе прекратились. Объяснения германского правительства заключались в многочисленных ссылках на затруднения в связи с войной с Англией и Францией. Весной 1941 года контр-адмирал Фейге отправился в Германию в "отпуск по болезни", из которого уже не вернулся. Затем стали уезжать остальные специалисты; последний из них покинул Советский Союз 21 июня, всего за несколько часов до германского нападения. Неудивительно, что к началу Великой Отечественной войны тяжелый крейсер находился лишь в 70%-ной готовности, причем отсутствовало большинство оборудования. Орудия имелись только в поставленных вместе с кораблем носовой и кормовой пониженных башнях; кроме того, из Германии прибыло несколько легких зениток (установлено 1 спаренная 37-мм установка и восемь 20-мм автоматов). Тем не менее, рабочие завода и команда во главе с капитаном 2 ранга А.Г.Ванифатером прилагали все усилия, чтобы привести крейсер хотя бы в условно боеспособное состояние. 15 августа на "Петропавловске" был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота. В соответствии со своим состоянием крейсер включили в отряд вновь строящихся военных кораблей КБФ. К этому времени над корпусом возвышался первый уровень надстройки, основание носового и кормового мости­ков, труба и временная нижняя часть задней мачты.

Когда противник вплотную приблизился к Ленинграду, нашлась работа для 8-дюймовок новой единицы. 7 сентября "Петропавловск" впервые открыл огонь по германским войскам. Очевидно, немцы сочли в свое время, что снаряды без орудий не слишком опасны, и поставили весь боекомплект, нанеся себе двойной удар, сократив резерв боезапаса для своих тяжелых крейсеров и дав возможность вести стрельбу из четырех орудий советского корабля практически без ограничений. Только в течение первой недели с момента подключения "Петропавловска" к действиям против войск, он выпустил 676 снарядов. Однако 17 сентября снаряд с немецкой батареи попал в корпус и вывел из строя единственный источник энергии крейсера - помещение генераторов №3. Команде пришлось не только прервать стрельбу; она оказалась беспомощной против огня от последующих попаданий, поскольку прекратилась подача воды в пожарные магистрали. В течение несчастного дня 17 сентября беспомощный корабль получил около 50 попаданий снарядами разных калибров. В корпус поступило много воды и 19 августа крейсер сел на фунт. От опрокидывания его уберегла только стенка набережной, на которую "Петропавловск" навалился бортом. Команда потеряла 30 человек, в том числе 10 убитыми.

В полностью небоеспособном состоянии "Петропавловск" простоял год. Только 10 сентября следующего 1942 года удалось полностью восстано­вить водонепроницаемость корпуса, и ночью с 16 на 17 сентября ввести его в док Балтийского завода. Работы продолжались в течение всего следующего года, и уже в 1944 году вновь заговорили три оставшихся 203-мм орудия (левая пушка в носовой башне была полностью выведена из строя в 1941-м). Крейсер принял участие в Красносельско-Ропшинской наступательной операции, выпустив за 31 обстрел 1036 снарядов. На окончательном вводе его в строй поставили крест, так что сбережение орудий и боезапаса уже не имело никакого смысла. 1 сентября "Петропавловск" переименовали в "Таллин". Война приближалась к концу, но в судьбе многострадального корабля никаких изменений не происходило. После победы появилась принципиальная возможность завершить начатое пять лет назад дело, поскольку советские кораблестроители получили в свои руки поврежденный и недостроенный "Зейдлиц". Однако благоразумие возобладало и чужеродный, уже устаревший крейсер так и не достраивался. Его некоторое время использовали в качестве несамоходного учебного судна, а затем - плавучей казармы (11 марта 1953 года переименован в "Днепр", а 27 декабря 1956-го получил обозначение "ПКЗ-112").

3 апреля 1958 года бывший "Лютцов" исключили из списков флота и отбуксировали на корабельное "кладбище" в Кронштадте, где в течение 1959-1960 годов его разобрали на металл.

Последний из заложенных германских тяжелых крейсеров ждала наиболее странная судьба. После спуска на воду, состоявшегося спустя два года после закладки, 1 июля 1939 года, его достройка значительно замедлилась. Причиной стал недостаток рабочей силы и первые сбои доныне работавшей как часы германской промышленности. С большими задержками поступили лопатки для турбин, что замедлило установку всех главных механизмов. Но судьбу корабля решила не техника, а политика. 23 августа 1939 года Германия и Советский Союз подписали пакт о ненападении, предусматривавший, в частности, интенсивный экономический обмен. СССР поставлял большое количество продовольствия и сырья, собираясь в ответ получить современную военную технику. В соответствии со вполне разумными соображениями Сталина: "Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага", особое внимание уделялось попыткам закупить большие боевые корабли. Обсуждалось приобретение чуть ли не всех крупных единиц германского флота, однако реально немцам пришлось поступиться только одним - «Лютцовом». Выбор этот еще раз показывает, что тяжелые крейсера представляли наименьший интерес для Гитлера, уже втянутого в войну с сильными морскими противниками и потерявшего надежду добиться морского паритета с Британией в традиционных сбалансированных флотах. Так что потеря корабля, не слишком пригодного для индивидуальных рейдерских действий вследствие своей энергетической установки, не могла сильно сказаться на планах немецкого флота, явно неспособного на прямое столкновение в бою с английским. С другой стороны, СССР получал один из самых современных и совершенных в техническом отношении крейсеров, хотя и в незаконченном состоянии.

11 февраля 1940 года состоялось подписание соглашения о закупке «Лютцова». За 104 млн. рейхсмарок СССР получал корабль, законченный по верхнюю палубу, имевший часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра (впрочем, орудия были установлены только в носовой). На этом, собственно, заканчивается история немецкого тяжелого крейсера «Лютцов» и начинается история советского боевого корабля, сначала получившего обозначение "проект 53", а с 25 сентября и название «Петропавловск». 15 апреля «покупка» при помощи буксиров покинула верфь «Дешимаг» и 31 мая была отбуксирована в Ленинград, на Балтийский завод. Для продолжения работ вместе с кораблем прибыла целая делегация в составе 70 инженеров и техников, под руководством инженер-контрадмирала Фейге. Далее началась игра с нечестными намерениями. По германско-советским планам предполагалось ввести «Петропавловск» в строй к 1942 году, однако уже осенью работы заметно замедлились - по вине немецкой стороны. Война с Советским Союзом уже была решена, и усиливать противника немцы не хотели. Поставки сначала затягивались, а затем вовсе прекратились. Объяснения германского правительства заключались в многочисленных ссылках на затруднения в связи с войной с Англией и Францией. Но и после падения Франции постройка ничуть не ускорилась, даже еще более замедлилась. Целые вагоны с грузами для «Петропавловска» "по ошибке" попадали вместо Ленинграда на другой конец Европы.

Игра без правил продолжалась. Весной 1941 года контр-адмирал Фейге отправился в Германию в "отпуск по болезни", из которого уже не вернулся. Затем стали уезжать остальные специалисты; последний из них покинул Советский Союз 21 июня, всего за несколько часов до германского нападения. Неудивительно, что к началу Великой Отечественной войны тяжелый крейсер находился лишь в 75 %-й готовности, причем отсутствовала большая часть оборудования. Орудия имелись только в поставленных вместе с кораблем носовой и кормовой пониженных башнях; кроме того, из Германии прибыло несколько легких зениток (установлены 1 спаренная 37-мм установка и восемь 20-мм автоматов). Тем не менее, рабочие завода и команда во главе с капитаном 2 ранга А. Г. Ванифатьевым прилагали все усилия, чтобы привести крейсер хотя бы в условно боеспособное состояние. К июню 1941 года корабль полностью укомплектовали офицерским и старшинским составом и примерно на 60 % - рядовыми. После начала войны и угрожающего выдвижения противника к северной столице с 17 июля по приказу командующего Морской обороной Ленинграда силами экипажа и рабочих спешно вводилась в строй имевшаяся артиллерия и необходимое для ее функционирования силовое оборудование - дизельные генераторы. Одновременно корабль, которому явно не грозил выход в море, лишился значительной части экипажа. Из его состава сформировали и отправили на фронт 2 роты морпехоты. На крейсере остались только самые необходимые люди - артиллеристы, механики дизелей, электрики. Им приходилось круглосуточно работать со своим оборудованием, вводя его в действие. Помогали команде рабочие Балтийского завода, число которых едва ли не сравнялось с численностью оставшихся военных моряков.

15 августа на «Петропавловске» был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота. В соответствии со своим состоянием крейсер включили в отряд вновь строящихся военных кораблей КБФ. К этому времени над корпусом возвышался первый уровень надстройки, основание носового и кормового мостиков, труба и временная нижняя часть грот-мачты.

Когда противник вплотную приблизился к Ленинграду, нашлась работа для 8-дюймовок новой единицы. 7 сентября «Петропавловск» впервые открыл огонь по германским войскам. Очевидно, немцы сочли в свое время, что снаряды без орудий не слишком опасны, и поставили весь боекомплект, нанеся себе двойной удар, сократив резерв боезапаса для своих тяжелых крейсеров и дав возможность вести стрельбу из четырех орудий советского корабля практически без ограничений. Только в течение первой недели с момента подключения «Петропавловска» к действиям против войск, он выпустил 676 снарядов. 16 сентября первые снаряды разорвались у борта крейсера. На берегу загорелись деревянные постройки, до того прикрывавшие «Петропавловск». Неприятельские снаряды разрушили и береговую подстанцию, питавшую корабль электроэнергией. Положение лишившегося энергии и находившегося теперь в прямой видимости противника крейсера стало угрожающим. Его командир, капитан 3 ранга А. К. Павловский, вызвал буксиры, а пока всю ночь крейсер продолжал вести огонь.

17 сентября с раннего утра немцы начали обстрел «своего» корабля. Один из первых снарядов попал в корпус и вывел из строя единственный источник энергии крейсера - помещение генераторов № 3. Команде пришлось не только прервать стрельбу; она оказалась беспомощной против огня от последующих попаданий, поскольку прекратилась подача воды в пожарные магистрали. Между тем в результате прямого попадания возник пожар в цистерне с соляром. Огонь начал распространяться по крейсеру. В течение несчастного дня 17 сентября беспомощный корабль получил 53 попадания снарядами разных калибров, преимущественно 210-мм - «норма», вполне достаточная для потопления даже полностью боеготового тяжелого крейсера. Экипажу пришлось покинуть корабль; первым делом на берег передали раненых. В корпус поступило много воды, и 19 августа крейсер сел на грунт. От опрокидывания его уберегла только стенка набережной, на которую «Петропавловск» навалился бортом. Повреждения оказались очень существенными; площадь отдельных пробоин достигала 25 кв.м. Команда потеряла 30 человек, в том числе 10 убитыми.

С корабля начали снимать легкую зенитную артиллерию; его автоматы установили на кораблях Ладожской флотилии. Тяжелейшее положение на фронте побудило командование еще больше «урезать» экипаж, который подвергся переформированию. На борту осталась небольшая группа специалистов-техников, в основном из состава электромеханической боевой части и несколько офицеров. После обследования было решено, что крейсер все же можно будет поднять и привести в боеспособное состояние его артиллерию, представлявшую значительную ценность для осажденного города.

Работы приходилось вести в основном ночью в обстановки максимальной скрытности и маскировки, поскольку противник находился всего в 4 км. К борту незаметно подошли корабли-спасатели ЭПРОНа, но, поскольку пришлось ограничиться самыми мелкими единицами, мощности их водоотливных средств не хватило для подъема «Петропавловска». Затем залив покрыл лед, и спасатели оказались вынужденными уйти. Между тем немногочисленный экипаж не прекращал борьбу. Было решено откачивать воду последовательно из каждого отсека, предварительно герметизируя его. Первоначально использовались только маломощные переносные насосы, но после осушения кормового машинного отсека удалось ввести в действие электростанцию № 1. Постепенно в ход пошли стационарные штатные насосы, расположенные в отсеках. Германская техника оказалась достойной этих поистине героических усилий (работы по-прежнему велись только в темное время суток), и корабль стал всплывать. Для маскировки каждое утро в часть осушенных отсеков вновь набирали воду, чтобы скрыть от немцев изменения в осадке. Корабельные насосы могли работать в полностью затопленных помещениях и осушали их достаточно быстро для того, чтобы ночью сделать очередной шаг к спасению корабля. Все эти работы велись в разгар холодной блокадной зимы 1941/1942 года. Личный состав страдал не только от холода и сырости, но и от нехватки еды: хотя паек на флоте оставался в приемлемых для поддержания жизни размерах, людям требовалось еще и много работать физически. Тем не менее, в течение зимы и весны в строй удалось ввести еще 2 дизель-генератора.

В полностью небоеспособном состоянии «Петропавловск» находился ровно год. Только 10 сентября 1942 года удалось полностью восстановить водонепроницаемость корпуса, а на следующий день произвести пробное всплытие. Утром его опять посадили на грунт. Операцию удалось провести настолько скрытно, что большинство личного состава находившейся рядом на берегу в окопах пехотной части ничего не заметило. Наконец, в ночь с 16 на 17 сентября крейсер окончательно всплыл и с помощью буксиров проследовал к стенке Балтийского завода.

По всем правилам ремонт следовало бы продолжить в доке, но довести крейсер до Кронштадта по полностью простреливаемому противником Морскому каналу оказалось невозможным. Пришлось проводить работы по старинке, как почти 40 лет назад в Порт-Артуре. На заводе изготовили огромный кессон размером 12,5 х 15 х 8 м, который поочередно подводили к пробоинам, откачивали воду и заделывали раны, нанесенные неприятельскими снарядами. Одновременно в помещениях и на палубе продолжались работы по восстановлению артиллерийского вооружения, электрооборудования и механики. А после их завершения оборудование пришлось ставить на консервацию: работы по корпусу велись слишком медленно.

Ремонт продолжался в течение всего следующего года, и уже в январе 1944 году с новой стоянки у Торговой гавани заговорили три оставшихся 203-мм орудия (левая пушка в носовой башне была полностью выведена из строя в 1941-м). Крейсер вошел в состав 2-й артиллерийской группы флота вместе с линкором "Октябрьская революция", крейсерами «Киров» и "Максим Горький" и двумя эскадренными миноносцами. Его артиллерией командовал старший лейтенант Я. К. Грейс. «Петропавловск» принял участие в Красносельско-Ропшинской наступательной операции, выпустив в первый же день, 15 января 1944 года, 250 снарядов. С 15 по 20 января это число увеличилось до 800. А всего за 31 обстрел по врагу было выпущено 1036 снарядов. Орудия корабля-калеки не слишком жалели: на его счет пришлось около трети проведенных стрельб и выпущенных 2-й артиллерийской группой флота снарядов. На окончательном вводе его в строй поставили крест, так что сбережение орудий и боезапаса уже не имело никакого смысла.

По донесениям береговых наблюдательных групп и наших войск действия артиллерии оказалось весьма эффективным. Только за 19 января на счет крейсера-батареи записали 3 орудия, 29 автомобилей, 68 повозок и 300 убитых солдат и офицеров противника. Но постепенно фронт отдалялся, и вести огонь становилось все более затруднительным. Последние залпы корабль выпустил 24 января 1944 года.

Так по сути дела закончилась боевая жизнь "русского немца". 1 сентября «Петропавловск» переименовали в «Таллин». Война приближалась к концу, но в судьбе многострадального корабля никаких изменений не происходило. После победы появилась принципиальная возможность завершить начатое пять лет назад дело, поскольку советские кораблестроители получили в свои руки поврежденный и недостроенный «Зейдлиц». Однако благоразумие возобладало, и чужеродный, уже устаревший крейсер так и не достраивался. Его некоторое время использовали в качестве несамоходного учебного судна, а затем - плавучей казармы (11 марта 1953 года переименован в «Днепр», а 27 декабря 1956-го получил обозначение ПКЗ-112).

3 апреля 1958 года бывший «Лютцов» исключили из списков флота и отбуксировали на корабельное кладбище в Кронштадте, где в течение 1959–1960 годов его разобрали на металл.


| |

Вчера Дмитрий Нагиев нас немного "загрузил" свои участием в кинофильме о ползущем по лесу офицере госбезопасности...Это кончено, очень важный момент в истории Великой Отечественной войны...но все-таки предлагаю обратить внимание на другую тему.
Вот две выборки в Яндексе по "Петропавловск крейсер".

Первый источник:

(до покупки - «Лютцов», до 2.10.1940 г. крейсер «Л»), с 19.09.1944 г. «Таллин», с 11.03.1953 г. «Днепр»

Заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы «Дешимаг АГ Вессер» в Берлине. Спущен на воду 1 июля 1939 года Недостроенный крейсер в конце 1939 г. куплен СССР за 106,5 млн. марок золотом. Первоначально в советских документах он фигурировал под названием крейсер «Л».

31 мая 1940 года германские буксиры привели КР к бетонной стенке завода № 189 в Ленинграде. Завод приступил к достройке крейсера, которому 25 сентября 1940 года приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота было присвоено наименование «Петропавловск».

Несмотря на то, что немцы всячески задерживали поставки механизмов и вооружения для крейсера, а затем и вовсе отозвали инженерно-технический персонал, осуществлявший монтаж оборудования, к лету 1941 года корабль уже находился в 70-процентной готовности. Однако ни одно из его помещений окончательно не было достроено. Из вооружения корабля были установлены лишь 1-я и 4-я 203-мм башни и 1x2 - 37-мм и 8 - 20-мм зенитных автоматов. Крейсер хода не имел, но и в таком состоянии крейсер уже мог вести огонь. 15 августа 1941 года на «Петропавловске» поднят советский военно-морской флаг. К этому времени экипаж составлял 408 человек. 7 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска подошли к Ленинграду, «Петропавловск», как и все корабли Краснознаменной Балтики, стал оказывать артиллерийское содействие сухопутным войскам. Он впервые открыл артиллерийский огонь и не прекращал его в течение одиннадцати суток.

11 сентября 1941 года во время боевой стрельбы на 22-м выстреле взрывом снаряда в канале разорвало ствол левого орудия башни № 1.

С каждым днем напряженность боев возрастала. В ночь на 17 сентября «Петропавловск» вел непрерывный огонь по войскам противника. Но, не смотря на большие потери, вражеские части вплотную подошли к Ленинграду. Утром 17 сентября гитлеровская артиллерия с дистанции три километра прямой наводкой стала расстреливать неподвижный крейсер. Не имея возможности маневрировать, корабль в этот день получил 53 прямых попадания 210-миллиметровых снарядов. Через пробоины площадью до 30 квадратных метров внутрь корпуса стала проникать вода. Медленно затопляясь, «Петропавловск» крепился на левый борт и через 6 часов с дифферентом на нос лег на грунт.

Через год 17 сентября 1942 крейсер был поднят и отбуксирован к стенке завода № 189. С помощью кессонов рабочие Балтийского завода заварили пробоины, восстановили основные, вспомогательные механизмы, пожарную, водоотливную и осушительную системы крейсера. Одновременно была введена в строй и артиллерия корабля. В декабре 1942 г. «Петропавловск» вновь вступил в строй в качестве плавбатареи и был отбуксирован к железной стенке Торгового порта, откуда 30 декабря 1942 года открыл огонь по германским войскам.

В 1944 году крейсер участвовал в снятии блокады Ленинграда. 15 января 1944 года обе башни крейсера в первые часы наступления произвели 250 выстрелов по позициям и укреплениям гитлеровцев на Вороньей Горе, в Дудергофе, узлам коммуникаций у Красного Села и Новых Вилози, наблюдательным и командным пунктам противника в Киргофе. Десять дней подряд сокрушал тяжелый крейсер оборону врага. Им была проведена 31 артиллерийская стрельба и выпущено 1036 203-мм снарядов.

После войны рассматривалось несколько вариантов достройки крейсера, но ни один из них не был осуществлен.Крейсер был возвращен на Балтийский завод, в январе 1949 года он был переклассифицирован в легкий крейсер, а 11 марта 1953 года - в несамоходное учебное судно и переименован в «Днепр». В декабре 1956 года его переформировали в плавучую казарму «ПКЗ-112». Приказом от 4 апреля 1958 года он был исключен из списков ВМФ и в течение 1959-1961 годов разрезан на металл на заводе «Вторчермета».

Второй источник: "Имя «Петропавловск» носил ещё один боевой корабль. Это был немецкий крейсер «Лютцов », заложенный в 1936 году на верфи «Дойчланд» в Бремене . В феврале 1940 года СССР подписал соглашение о его приобретении. Весной 1940 года «Лютцов » без вооружения был доставлен из Германии в Ленинград. Здесь на Балтийском заводе он находился на достройке. 25 сентября 1940 года корабль был переименован в «Петропавловск». К началу Великой Отечественной войны работы не были завершены, и было решено использовать его, как плавучую батарею . 7 сентября 1941 года крейсер открыл огонь по немецким войскам, подошедшим к Ленинграду. 17 сентября после тяжёлого повреждения, нанесённого немецкой артиллерией, «Петропавловск» лёг на грунт. В течение года на повреждённом крейсере велись спасательные работы, и в сентябре 1942 года корабль был доставлен в док Балтийского завода. В январе 1944 года крейсер принимал участие в прорыве блокады Ленинграда .

Поскольку в 1943 году линкору «Марат» было возвращено его предыдущее имя «Петропавловск», крейсер получил имя «Таллин». Корабль не достраивался, его корпус использовался как учебное судно , потом как плавучая казарма , а в 1958 году был исключён из состава флота."

Хотел бы обратить внимание на следующие моменты:

а) даты и место закладки (строительства) отличаются, но в обоих случаях - 1936 или 1937 годы!!! Может крейсер "Лютцев" был старым проектом - нет лучший крейсер в мире!

б) февраль-март 1940г как раз то время, когда было вынесено решение о расстреле польских военнослужащих, в марте 1940г завершилась финская компания (Германия и Финляндия были союзниками), целью финской компании было "вырубить" из игры Швецию - фабрику германского ВПК, при этом официальный союзник Советского Союза Великобритания находится в критическом положении - полностью блокирована с моря немецким флотом и молит Сталина о помощи и готова снять с себя "последнюю рубашку", только чтобы уговорить "Кобу" вступить в войну против Германии. Более того, первые конвои из Британии в Архангельск начали прибывать еще до начала войны в 1941 году - это когда там уже начали заниматься вандализмом - отправляли на переплавку ограды парков...

в) традиционная чехарда с переименованиями "Петропавловск" (до 1921г*) -"Марат" (до1943г) -"Петропавловск", соответственно этот "Петропавловск", который "Лютцов", стал "Таллин" потому, что то прежнее имя было уже занято, ... прокатилась по всем кораблям (первого ранга)* на Балтийском и Черноморском флотах - зачем посреди войны переименовывать десятки кораблей?

*) В связи с восстанием моряков недовольных политикой большевиков.

Обращаю внимание, что во многих источниках доморощенные военные историки подставляют фото другого типа ЛЕГКОГО крейсера типа "Михаил Кутузов" (см. ниже), как фото "Петропавловска"(аки Лютцов - ТЯЖЕЛЫЙ крейсер).

А теперь я откровенно "включаю дурака" и следующим постом публикую выдержки из внешнеэкономических договоров между СССР и Германией. Вот там будут "ягодки".

*) Исправлено по уточняющему вопросу читателя.

Почему именно он? Вероятно по причине его «неудачливости» - «Лютцов», как корабль, мне очень симпатичен, но даже в модельных реинкарнациях ему не везло - единственная из имеющихся моделей, выпущенная Heller’ом - невероятна по своей убогости. К тому же всегда хотел иметь в коллекции «карманника», но «Шпее» казался больно заезженным, да и к тому же чисто визуально не нравится его башнеподобная надстройка. Хотел попробовать себя в глубокой конверсии - скажу честно: устал. Проект длился без малого 2,5 года.

Немного истории

Корабль является головным в серии немецких "карманных линкоров" появившихся как результат ограничений Версальского договора, согласно которому послевоенная Германия не могла иметь больше 6 кораблей в классе линкоров, причем вновь строящиеся единицы не могли превышать по водоизмещению 10 000 "длинных" тонн, а калибр орудий ограничивался 280-мм (11 дюймов). Всего построено три единицы: "Дойчланд", "Адмирал Шеер" и "Адмирал Граф Шпее" ("Deutschland", "Admiral Scheer" и "Admiral Graf Spee").
"Дойчланд" (будущий "Лютцов"), был заложен 9.02.1928, спущен на воду 19.05.1931 на верфи фирмы "Дойче Верке" в Киле.

В межвоенное время выполнял представительские функции, «демонстрировал флаг». С 1933 г. - флангманский корабль ВМС Германии. В 1934-1936 гг. совершил визиты в Шотландию и Скандинавию, трансатлантический переход в Южную Америку, вместе с "Адмиралом Шеером" крейсировал в Северной и Центральной Атлантике.
Начавшаяся в 1936 году гражданская война в Испании призвала "карманные линкоры" на службу к Иберийскому полуострову. 19 июля германская эскадра в составе которой были в частности "Дойчланд" и "Адмирал Шеер" отправилась к берегам Испании, где приняла участие в эвакуации 9300 иностранцев. Тогда же корабль начали преследовать неудачи. Вечером 29 мая на рейде острова Ибица подвергся воздушному удару республиканской авиациии получил 2 бомбовых попадания. Одна бомба попала рядом с мостиком и взорвалась между палубами, а вторая упала рядом с третьим кормовым 150-мм орудием. В межпалубном пространстве разгорелся сильный пожар. Погибли 23 моряка,73 были ранены, многие получили ожоги. Самому кораблю пришлось срочно возвращаться на ремонт в Германию.
В марте 1939 г. С Адольфом Гитлером на борту принимал участие в оккупации Мемеля (Клайпеды).

Начало войны встретил в море - 24 августа 1939 г. вышел для рейдерства в Атлантику, на позиции южнее Гренландии. Но успехи его на этом поприще были более чем скромные: потопил только два судна против одиннадцати у «Шпее», (английское " Стоунгейт" и норвежское "Лоренц В. Хансен") общей вместимостью около 7000 тонн, и в ноябре 1939 г. вернулся в Германию.
В 1939 году броненосец «Дойчланд» переименован в тяжелый крейсер «Лютцов», но удачи ему это не прибавило. В ноябре 1939 г. выходил в Скагеррак на перехват торговых судов, но безрезультатно.

Возможность показать себя появилась во время вторжения в Норвегию 9 апреля 1940 г. Там он действовал в составе группы, предназначенной для оккупации Осло вместе с тяжелым крейсером "Блюхер", легким крейсером "Эмден", 3 миноносцами и несколькими малыми кораблями.

Но как мы все знаем, все пошло немного не по плану - норвеги наотрез не хотели сдаваться без боя и в ходе операции "Блюхер" был потоплен; "Лютцов", в свою очередь, получил три попадания 280-мм снарядами. Было выведено из строя центральное орудие носовой башни главного калибра, на корабле возник пожар. После захвата Осло поврежденный "карманный линкор" получил приказ срочно возвращаться в Киль. Но и путь домой оказался тернист: в ночь с 10 на 11 апреля около 2 часов ночи был атакован английской подводной лодкой "Спирфиш" и получил попадание торпеды. Корпус позади кормовой башни надломился (фактически корма оказалась полуоторванной), было затоплено 4 отсека; корабль принял около 1300 тонн воды. Корабль был отбуксирован в Киль, где и простоял на ремонте более полугода. Уже 9 июля 1940 г. во время бомбардировки Киля в корабль попала бомба. После рмонта фактически был готов к действиям лишь к началу 1941 г. Предполагалось, что в июле 1941 г. "Лютцов" отправится в новый атлантический рейд, однако этого не произошло. Во время этого ремонта внешний вид корабля существенно изменился: появился скошенный «атлантический» форштевень, заварен один из носовых якорных портов по левому борту, установлена размагничевающая система вдоль бортов.

13 июня был опять атакован британскими торпедоносцами "Бофорт", получил попадание в середину корпуса. Были затоплены два моторных отсека и один из отсеков с соединительными муфтами. "Лютцов" лишился хода, принял 1000 т воды и получил угрожающий крен - около 20°. Опять в Киль на ремонт - до января 1942 г.
В ходе операции "Ход конем" ("Россельшпрунг") в июле 1942 г. он должен был действовать против знаменитого конвоя PQ-17, но напоролся на не обозначенную на карте скалу еще до выхода из залива Боген, и вынужден был вернуться в Нарвик. Запланированный на лето рейд в Атлантику был вновь отменен.


В конце декабря 1942 г. принимал участие в операции "Радуга" ("Регенбоген") против конвоя JW-51B вместе с тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер" и 6 эсминцами под командованием адмирала Кюмметца. Бой представлял собой ряд коротких схваток. "Адмирал Хиппер" был поврежден английскими крейсерами "Шеффилд" и "Ямайка", потоплены германские эсминцы "Фредерик Экольдт" и "Байтцен", у англичан потоплены эсминец ("Эшейтес") и тральщик; конвой практически не пострадал. Результатом этой операции явился приказ Гитлера, запрещавший дальнейшее активное использование крупных боевых кораблей.

В дальнейшем "Лютцов" формально оставался в строю, находясь в Нарвике - с уменьшенным экипажем, а в конце сентября 1943 г. "карманный линкор" перешел в Германию и был поставлен на очередной ремонт и модернизацию, который проходил до марта 1944 года в Лиепае (Либаве). Предполагалось, что после модернизации он станет чисто учебным судном.

С осени 1944 года "карманный линкор" "Лютцов" использовался в основном для поддержки отступающих немецких сухопутных войск на восточном фронте.
В апреле 1945 г. "Лютцов" находился в Свинемюнде. В середине месяца он был атакован английской авиацией. Близкие разрывы 5,5-тонных «Толлбоев» (прямых попаданий не было) причинили кораблю такие повреждения, что его корпус постепенно заполнился водой, и "Лютцов" сел на грунт на небольшой глубине. Его орудия по-прежнему продолжали принимать участие в оборонительных боях против советских войск.

4 мая 1945 г. при уходе немцев из Свинемюнде "Лютцов" был взорван командой; корпус полностью выгорел.

Но даже погибнуть с достоинством в итоге ему не удалось: весной 1946 г. советские спасатели подняли корабль, а 26 сентября «Лютцов» был окончательно затоплен в центральной части Балтийского моря 22 июля 1947 года после подрыва на нем нескольких фугасных авиабомб. Последнее его фото:

Вот такая незавидная и несколько бесполезная судьба у этого корабля, хотя - как посмотреть: меньше зла сделал зато.

Почему именно он?

Вероятно по причине его «неудачливости» - «Лютцов», как корабль, мне очень симпатичен, но даже в модельных реинкарнациях ему не везло - единственная из имеющихся моделей, выпущенная Heller’ом - невероятна по своей убогости. К тому же всегда хотел иметь в коллекции «карманника», но «Шпее» казался больно заезженным, да и к тому же чисто визуально не нравится его башнеподобная надстройка. Хотел попробовать себя в глубокой конверсии - скажу честно: устал. Проект длился без малого 2,5 года.

Сборка

Модель представляет корабль на 1942 год, на момент операции "Россельшпрунг", на которую он так и не попал. Этот период был выбран по причине интересного камуфляжа .
Использовалась литература (то что помню):
1) Pocket battleships of the Deutschland class автора Gerhard Koop и Klaus-Peter Schmulke
2) Marine-Arsenal, Die Panzerschiffe der Kriegsmarine special band 2, автор Siedfried Breyer
3) Marine-Arsenal, Panzerschiff “Deutschland “, автор Siedfried Breyer
4) Kagero, The heavy cruiser “Lutzow”
5) Momografie morskie 7, 9
6) Gunpower 17 German naval artillery 1

Афтермаркета было закуплено невероятное количество всякого разного. Не упомню все точно:
1) Набор на Шпее от Эдуарда
2) Набор на Шпее от Ка-моделс
3) Немецкие радары от Флайхока (FH350061)
4) Автоматы от Флайхока 3,7 см и 2 см (FH353001 и FH353002)
5) 20 мм четырехствольные зенитки (VTW35056) и набор немецких прожекторов (VTW35058) от Ветерана
6) Стволы всевозможные от Мастер Модел
7) Спасательные плоты смоляные (уже не помню от кого)

Процесс постройки более менее выложен в ветке форума, особо расписывать тут не стану. Скажу только, что родного в модели только корпус и самолет , да и то - оба подверглись доработкам. Остальное все самодел из пластика Evergreen разной толщины. Башни ГК, 150 мм и торпедные аппараты вылил из смолы, гиморойно конечно не очень удачно, но для первого раза - норм. Краски использовал Vallejo , смывку - готовой смывкой Vallejo, лак - Satin Vallejo. Всем крайне доволен - после Хумброла это просто праздник какой-то. Про саму модель Academia сказать хорошего ничего не могу, на соответствие прототипу (Шпее) не проверял. По качеству - невероятные дрова - хуже не видел. Еще использовал лодки из набора - пришлось закрыть брезентом, тк довести до ума нутрянку не представлялось возможным. Катера подверглись масштабной переделке. Выложу немного фото процесса:
Начало: вытесывание корпуса «Лютцова» из цельного массива «Шпее»:

Надстроечные будни:

Страсти по трубе:

Артиллерийско-крановые работы:

  • Разделы сайта