Разделительный Ь и Ъ знаки Обобщение и систематизация план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему. Великан объедало был в гостях Великан объедало был в гостях выставили

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №19

городского округа - город Камышин

Волгоградской области

Юридический адрес: город Камышин, 5 микрорайон, дом 12.

E-mail: [email protected]

Конкурсная работа

« Разделительные Ь и Ъ знаки. Обобщение изученного материала »

Работу выполнила:

учитель русского языка и литературы

Савченко Наталья Петровна

Nata . savchenko 2014@ yandex . ru

Тема: Разделительные Ь и Ъ знаки. Обобщение изученного материала.

Цель: Создать условия для повторения и отработки правописания слов с разделительным твёрдым или разделительным мягким знаком.

Задачи:

Систематизировать знания о правописании слов с данной орфограммой.

Совершенствовать навыки анализа и синтеза.

Развивать рефлексивные умения и навыки.

Основное содержание темы, термины и понятия

Анализ структуры слова.

Владение навыками анализа, рассуждения от частных явлений к общим закономерностям, синтеза и создания схемы изучаемого языкового явления.

Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Осознание особой роли букв Ъ и Ь знак в русском языке.

Развитие потребности самостоятельного инициативного чтения, возможный выход на индивидуальный предметный проект «Сказки и стихи о Ъ и Ь знаках»

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

прогнозировать учебную ситуацию;

строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям;

обобщать полученную информацию;

Регулятивные результаты

идентифицировать собственные проблемы и соотносить их с темой и целью урока;

самостоятельно формулировать учебные задачи на урок, план работы;

выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Коммуникативные результаты

аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;

адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;

отображать в речи содержание своих действий.

Предметные результаты

Знание правила выбора нужной буквы при правописании слов с данной орфограммой.

Формирование умения практического применения правила, графического обозначения орфограммы.

Урок с использованием сингапурской методики

Ход урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Здравствуйте! Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу.

Вступительное слово .

- Сядьте поудобней. Работать на уроке сегодня будем в парах и группах. А что для этого нам нужно?

Давайте с помощью небольшого стихотворения, попробуем вспомнить о правилах поведения. Я начинаю строчку, вы продолжаете, не забудьте о поднятой руке, не перебивайте товарища.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным) .

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая) .

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно) .

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать) .

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не… (сорока) .

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать) .

А помочь захочешь другу -

Подними спокойно… (руку) .

- То есть, по отношению к партнеру мы должны быть:….

За работу в группах сегодня на уроке вы будете получать жетоны. В конце урока мы подведем итоги.

Слушают учителя, участвуют
в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

2 . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся .

Определение темы урока

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН («подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Чтобы определить тему нашего урока, разгадайте загадки, ответы записывайте в тетрадь. После того, как я прочитаю последнюю загадку, посоветовавшись в своей группе, назовите тему урока.

1) Эти маленькие птицы

Петь большие мастерицы

На берёзке средь ветвей

Трель заводят… (соловьи)

2) Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

3)На столбе висит листок, в нем бывает мало строк, «покупаю», «продаю» иль «меняю», «отдаю» (объявление)

4) Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок -
Дом уютный для семьи
Дружно строят …
(Муравьи).

5)Вставишь ключик в домофон, щелк и оказался в нем (подъезд)

6 ) Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы…
(вьюга)

Посмотрите на слова, проанализируйте их, п осоветуйтесь в группах, какова же тема урока?

Разделительные Ь и Ъ знаки

Запишите тему в тетрадь

А чтобы определить задачи урока запишем предложение

С…ёжились от в…юги вороб…и на дерев…ях.

Что вам потребовалось, чтобы записать предложение? Какие задачи поставим перед собой?

Задачи: А что еще нужно?

1)Мы должны вспомнить правило

2)как писать слова с ь и ъ знаком

А самое главное…

3)привести наши знания о ь и ъ знаках в систему

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-

ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают

и сох раняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Актуализация знаний.

Тестирование усвоения мат-ла. СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ

выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку

МЫСЛИ НА СТОЛЕ

Чтобы проверить насколько хорошо вы знаете правило, выполним различные задания

Первое задание называется

Диктант «Плюс - минус».

Вы записываете слова под диктовку, если в слове пишется разделительный мягкий или твердый знак, то ставите плюс, если не пишется, то ставите минус.

Пью, заячьи, сосулька, овощной, съел, женщина, больница, почта, вьюн, долька, отъезд сердечко, уличный, объятия

Сначала ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ ДРУГА, передайте тетради тому, кто сидит напротив - вашим партнеры по лицу,

Теперь, воспользуйтесь эталоном, обратите внимание на правильность выполненного задания

Следующее задание называется

Мысли на столе.

Не забывайте, работа идет совместно в группе

Я предлагаю вам записать всего 8 слов на пройденное правило. Затем каждый, по очереди, по кругу объясняет написание своего слова, ребята в группе могут исправлять товарища, если это нужно

1В…юга, 2 от…езд, 3 п…еса,4 с…есть, 5 бул…он, 6 с…ёмка, 7шампин…он, 8 медвежьи

Для окончательной проверки воспользуйтесь эталоном

Рефлексия

Вызвала ли работа затруднения? Были ли ошибки?

Почему, как вы думаете?

Что нужно сделать, чтобы устранить эти затруднения

(Повторить правило, т.е. систематизировать наши знания)

Для этого откройте учебники на с.114, каждый самостоятельно еще раз прочитает правило.

Затем, каждая группа получает задание - это слова на пройденное правило, правописание в которых ь или ъ вы должны объяснить.

Для ответа вы выберете в группы 1 ученика.

Группы получают слова:

ОБЕЗЬЯНА

СЪЕМКА

БУЛЬОН

ИНТЕРВЬЮ

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Советуются и отвечают

За правильное объяснение каждая группа получает жетон

Хорошо. Правило мы повторили. А как вы думаете, что еще нам нужно продумать или придумать, чтобы привести наши знания в систему?

Продумать опорную схему на которую можно опереться для употребления ь и ъ знаков

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Групповая, индивидуальная.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные опросы).

Обобщение
и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов
об изученных нормах

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД

СОБЕРИ ИДЕИ.

РАУНД ТЕЙБ)

Чтобы привести наши знания в систему нам понадобится коллективная работа, все ваши знания по пройденной теме,

СОБЕРЕМ наши ИДЕИ вместе!

Для этого каждая группа получает свое задание:

1 группа должна будет придумать опорную схему с примерами для разделительного Ъ знака , иллюстрирующими правило

2 группа должна будет придумать опорную схему с примерами для разделительного Ь знака , иллюстрирующими правило

3 группа должна будет придумать схему для исключений

4 группа придумать свой алгоритм написания ь знака , объяснить на примере

5 группа придумать свой алгоритм написания ъ знака , объяснить на примере

Схема для 1 группы

Схема для 2 группы

Для 3 группы (схема для исключений)

!

Для 4 группы

2)Если это …., проверить на какую букву она заканчивается и перед какой буквой … стоит

3)Если …. заканчивается на …., то перед буквами е,ё,ю,я пишется…..

Для 5 группы

1)Определить …. слова, где находится орфограмма … знак

4)Если это орфограмма в …., перед буквами ….. пишется ……..

5) В некоторых словах иноязычного происхождения пишется ….. перед буквой…. и эти слова надо ……(……….)

После того как вы подготовитесь, 2 участник группы выходит к доске и озвучивает правило

Рефлексия

Получают жетоны за правильно выполненное задание

Молодцы!

Что же у нас получилось? Ваша коллективная работа помогла нам вместе за короткое время создать схемы, которые помогут вам справиться с любым заданием на пройденное правило!!!

Теперь, когда нам удалось создать и схему и алгоритм к чему вы готовы?

К применению правила на практике!

Выполнению заданий без ошибок!

Выполним задание КРУГЛЫЙ СТОЛ

У каждой группы текст про великана Объедало, текст передается по кругу в группе, вы должны вставить в него пропущенные буквы советуясь, используя полученный алгоритм,

И как только буквы вставлены, текст вывешивается 3 отвечающим проверяется по эталону.

Время пошло.

«Великан Об…едало был в гостях».

«Выставили ему угощен…я. Варен…я и солен…я. Бад…ю бульона. Пирожки слоеные. Олад…и да блины. Быч…и хвосты да цыпляч…и крылышки. Выпил, с…ел Об…едало немало, а голодным как был, так и остался».

Рефлексия

Молодцы, справились с заданием, применяя схему.

Получите жетоны

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, выполняют письменное задание по ря- дам, работают
с учебником

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ДРУЗЬЯ ПО ВРЕМЕНИ

Раунд Робин

Задание 2

Следующее задание на быстроту вашей реакции и внимательность

Команда должна найти по всему классу слова и распределить их в соответствии с правилом.

Слушайте задание внимательно.

В классе закреплены слова на пройденное правило, ваша задача, найти их и закрепить на доске. Всего члены каждой группы должны найти и закрепить на доске по 5 слов. Я включаю музыку и до тех пор пока она играет, члены группы ищут слова. Как только музыка заканчивается, все, кроме 4 ученика, который будет отвечать, садятся на свои места

Слушайте внимательно! Задания для групп будет очень разным

Задание для 1 группы

Найти слова исключения, где ь разделительный знак пишется перед буквой О

Задание для 2 группы

Найти слова с разделительным ь знаком в корне слова

ночью друзья

Задание для 3 группы

Найти слова, с разделительным ъ знаком после приставок

Задание для 4 группы

Найти слова, где нет ь разделительного знака (ь в этих словах смягчающий)

дверь

Задание для 5 группы

Найти слова, где нет разделительного ь знака (ь в этих словах пишется у сущ. и глаголов после шипящей)

Увлечься, покраснеешь, рожь, встретишься

Подведение итогов

Номер 4 читает слова, проверка

Рефлексия

Что вам помогло выполнить задание правильно?

3 задание называется ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Вы должны будете исправить ошибки, в словах с разделительным ь и ъ знаком, передавая задание по кругу в группе. Вы можете проверять и исправлять друг друга, думать вместе.

В конце задания вы впишите в ответ задачи количество вставленных ь и ъ знаков

Я включаю музыку - Время пошло, выключаю - закончилось

Зачеркивайте и исправляйте каждая группа в своем тексте

Шъет платье,

журчание ручъя,

сьедают листъя,

сьемка обезъяны,

подехал к подьезду,

обедаться варенъем,

птичъи семьи,

злая въюга

Шьет платье,

журчание ручья,

съедают листья,

съемка обезьяны,

подъехал к подъезду,

объедаться вареньем,

птичьи семьи,

злая вьюга

Ответ: В исправленных словах получилось разделительных …..Ь знаков и ….Ъ знаков.

Ответ:9 -ь и 5-ъ

Рефлексия

За правильное количество

Ь 1жетон, Ъ еще 1 жетон

Принимают участие в обучающей

игре, отвечают на вопросы, выполняют задание

Групповая,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

6.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

ДЗ

УГЛЫ КОНЭРС

Подведем итог работы в группах

Подсчет жетонов

Посмотрите, сколько знаний в виде жетонов вы заработали. Я думаю, это говорит о том, что ваши знания приведены в систему.

Молодцы, работа в группах получилась.

Рефлексия Углы

А для того, чтобы каждый смог оценить свою работу на уроке, вы должны разойтись по углам, в зависимости от того, как вы оцениваете, чего вы достигли сегодня на уроке

1 угол в 1 угол идут те из ребят, кто справился со всеми заданиями, хорошо понял тему, может оказать помощь

2 угол во второй угол идут те ребята, кто справился со всеми заданиями без затруднений, но оказать помощь в объяснении материала не могут

3 угол в третий угол идут те ребята, кто справился с заданиями, но им еще необходима помощь

4 угол встанут те ребята, кто в общем усвоил тему, но допускал ошибки

Вы видите, как вы хорошо поработали, теперь вы можете выполнять роль учителя и объяснить тему товарищу.

1)написать сочинение о роль ь и ъ знаков или сказку про ь и ъ знаки

или правило и упр.82

Обобщение
полученных
на уроке сведений, оценивание

Индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Конспект открытого урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа" Тема урока: "Написание разделительных Ь и Ъ знаков". Технология обучения: проблемный диалог.


«Открытый урок по русскому языку Написание слов с разделительными ь и ъ знаками в 1 классе»

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе

Учебный предмет : русский язык

Класс : 2Г

Тема урока : Написание слов с разделительными ъ и ь.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема

Написание слов с разделительными ъ и ь.

Цель

Создать условия для совершенствования обучающимися навыков правописания слов с разделительными ъ и ь

ЗАДАЧИ

Предметные:

    Образовательные: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаками; тренировка умения находить слова с разделительным мягким и твёрдым знаками; формулировать признаки родственных (однокоренных) слов;

    Развивающие: развивать навыки орфографической зоркости; способствовать развитию основ мыслительной деятельности; развивать речь;

    Воспитательные: формировать потребности писать грамотно; формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о русском языке; воспитание учебной активности.

Метапредметные:

    Познавательные УУД: совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

    Регулятивные УУД: совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника.

    Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание

    Коммуникативные УУД:

Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

Формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

Формирование навыков сотрудничества

Планируемый результат (предметные)

Научатся самостоятельно применять правила написания слов с разделительными знаками; выполнять разбор слова по составу.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):

    регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

    познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

    коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

    личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Межпредметные связи

Литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык»

рабочая тетрадь «Русский язык»

раздаточный материал: конверты с заданиями для групп; фломастеры, сигнальные карточки Ъ и Ь знаки

Компьютер, интерактивная доска

Организация пространства

фронтальная, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии

Информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, системно-деятельностный подход в обучении, технология оценивания учебных результатов.

Технология проведения

Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель:

эмоциональный настрой, мобилизация на учебное взаимодействие, создание ситуации от Маши и Миши для самостоятельного определения учащимися темы и формулирования задач урока

СЛАЙД: 2. Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ножки вместе, спинки ровно

И к уроку всё готово!

Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок - к нам пришли гости. Повернитесь к ним, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Начнем работу.

- Однажды, встретились знаки и послушайте, какой диалог состоялся между ними.

Посмотрев сценку, догадайтесь какая тема урока у нас сегодня будет?

(инсценировка учащимися)

    Ъ: - Не чересчур ли ты добряк?

Ъ :-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

Ь:- Кто б говорил, но ты б уж промолчал!

Ь:- Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным – давно пора, как букву «Ять»,

Тебя из азбуки изъять! ...

    А: - Друзья! Ваш разговор – никчемные слова

А: - Вы оба хороши, достойны оба чести,-

Когда стоите в нужном месте.

Формулируют правила поведения на уроке, инсценирование

Чтение стихотворения, настраивает детей на работу.

Личностные УУД

Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке

II этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока

Цель: определить тему урока, поставить цель, определить учебные задачи.

1.- Может быть, вы уже готовы назвать тему урока? (Написание разделительных ъ и ь) СЛАЙД 3

2. - У рок пройдет под девизом: «Друзья, ученье нас объединяет.» СЛАЙД: 4

Ребята, посмотрите в девизе нашего урока тоже встречается орфограмма, какая? («Написание разделительных Ь Ъ знака»)

3. - На адрес нашей школы для нашего класса пришло письмо от Маши и Миши, давайте его прочитаем:

ПИСЬМО: «Уважаемые ученики 2 класса, мы не можем разобраться какой знак поставить в словах разделительный Ь или Ъ. Миша выполнил задание так СЛАЙД: 5 , а Я так СЛАЙД: 5. Разрешите наш спор, выясните кто из нас прав.

Слова : бельё, разъяснять, серьёзный, пьёт (воду), съёжился, вьётся.

- Поможем, ребятам разобраться в этом задании? (да)

4. Сформулируйте цель урока (чему будем учиться?) для того чтобы разобраться в споре Маши и Миши СЛАЙД: 6 (Тренироваться в написании слов с разделительными ъ и ь, закрепить правило)

    Прочитаем какие задачи нам нужно выполнить, чтобы добиться цели урока: СЛАЙД: 6 (Красиво писать, внимательно слушать учителя, дружно работать в группе, в паре, научиться использовать правило написания Ь и Ъ знака в словах)

Работают с информацией, представленной на доске.

Участвуют в обсуждении представленного задания.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует работу по определению темы урока, постановке цели урока.

Коммуникативные УУД:

участвуют в учебном диалоге;

Познавательные УУД:

постановка проблемы , нахождение путей решения проблемы.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи

III этап. А ктуализация знаний

Цель:

вспомнить известные знания о написании слов с разделительны-ми знаками.

Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку!

(на доске)

Дарья Марьина съела оладьи.

- Ребята, какие орфограммы, связанные с темой нашего урока спрятались в каждом слове?

Пропишите соединения ь с гласными и ъ.

ье, ьё, ьи, ью, ья

ъъъ ъъъ

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует фронтальную работу,

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий;

умение обобщать и классифицировать по признакам

IV этап.

Изучение материала урока

Цель: развитие умения находить в тексте и писать слова с разделительным «Ь» знаком, родственные слова, выделять в них корень

1. Откройте учебник стр. 118, найдите упр. 126. СЛАЙД: 7

Прочитайте текст, найдите в нём слова с разделительным «ь»

Запишите слова столбиком, подчеркните разделительный Ь знак;

Почему в этих словах мы пишем разделительный Ь знак?

Сколько в тексте слов, родственных слову МУРАВЕЙ ?

Герои учебника тоже считали родственные слова: Маша насчитала 2, а Миша – 3.

С кем вы согласны?

Является ли фамилия мальчика родственным словом к слову МУРАВЕЙ ?

Предлагаю вам сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119.

Запишите группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни. (Проверка со слайдом)

Найди ещё одну группу родственных слов.

Запиши их в строчку, поставив каждое из них в начальную форму.

Какие звуки чередуются в корне слов второго столбика? (Ч/К)

Почему в первом случае «М уравьёв » написано с большой буквы, а во втором – с маленькой «м уравьёв »?

В каких ещё фамилиях пишется разделительный «ь»?

Запишите в тетрадь, подчеркните разделительный Ь знак.

Организует работу с текстом упр.125 в учебнике:

Предлагает сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119

Предлагает записать группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни.

Организует повторное чтение первых трёх строчек стихотворения.

Организует письмо с объяснением у доски.

Читают шёпотом, самостоятельно находят.

Называют, объясняют.

Высказывают предположение, аргументируют свою точку зрения.

1 ученик читает вслух.

Самостоятельно ищут группы слов.

Называют, записывают в столбики, выделяют корни у родственных (однокоренных) слов: 1 вариант – в первом столбике, 2 – во втором.

Сверяют правильность выполнения.

Уточняют.

Перечитывают.

Объясняют.

Называют.

1 ученик работает с объяснением у доски, остальные – в тетради: М урав ь ёв, С олов ь ёв .

Коммуникативные УУД

Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста

Регулятивные УУД

Уметь работать по коллективно составленному плану.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

V этап.

Закрепление материала урока

Цель: закрепление знаний учащихся о написании разделительного «ь и «ъ» знаков

ВЗАИМОПРОВЕРКА с доской

Динамическая пауза

Цель: двигательная разминка, смена поз

Работа над упр. 124. Работа в паре

Сейчас Вы познакомить с героем сказки Л. Яхнина Объедало. (СЛАЙД: 8)

Как вы считаете, почему у него такое странное имя?

Великан Об…едало был в гостях. Выставили ему угощен…я. Варен…я и солен…я. Бад…ю бульона. Пирожки слоёные. Олад…и да блины. Быч…и хвосты да цыпляч…и крылышки. Выпил, с…ел. Об…едало немало, а голодным как был, так и остался.

- Проверяем с доской. (СЛАЙД: 8)

- Молодцы, ребята!

Когда в словах пишется разделительный «ь»?

Когда «ъ»?

А кто может повторить оба правила сразу?

Запишите по 2 слова с разделительными Ь и Ъ знаками, подчеркните.

Проводит интригу.

Рассказывает историю.

Организует обобщение:

Смотрят на экран.

Высказывают предположение.

Слушают задание.

Подходят к учителю, встают полукругом лицом к доске, дополняя рассказ словами:

Объясняют по желанию написание слов, пользуясь схемами-опорами «Разделительный «ь» и «Разделительный «ъ».

Рассказывают правила написания разделительного «Ь» и «Ъ» знаков.

VI этап.

Проверка знаний обучающихся по теме урока

Цель: проверка умения детей применять знания на практике

1. Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение ).

2. Повторим правила работы в группе. (СЛАЙД: 9)

    Не выкрикиваем.

    Не перебиваем друг друга.

    Мы слышим друг друга

    Учимся работать сообща.

    Помогаем друг другу.

3. Самостоятельная работа групп.

4. Проверка самостоятельной работы в группах. (Дети по очереди выходят и выступают)

Предлагает объединиться детям в группы.

Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение ).

Контролирует выполнение, оказывает консультативную помощь.

Организует проверку самостоятельной работы в группах:

Объединяются.

Выполняют задания: 1 – восстанавливают пропуски в словах; 2 – разгадывают кроссворд; 3 – решают ребусы, 4 - Игра: «Замени, одним словом»., 5 – вспоминают правило, приводят примеры.

Представители презентуют работу группы.

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Умение на основе анализа делать выводы

VII . Итог и рефлексия деятельности учащихся

Цель: выявление уровня выполнения учащимися поставленных задач, продвижения в учебном материале; формирование адекватной самооценки

Вернёмся к цели урока: какая цель урока у нас была?

Повторите правило написания разделительного Ь и Ъ знака.

Так кто прав в выполнении задания Маша или Миша. (СЛАЙД: 10)

Дополните предложения: (СЛАЙД: 11)

Я узнал …

Я научился …

На уроке мне было …

Подводит итог урока

Вспоминают цель урока.

Повторяют правило.

Приходят к выводу.

Личностные УУД

Формирование способности к самооценке

Регулятивные УУД

Умение оценивать учебные действия.

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VII этап. Информация о домашнем задании

Цель: ориентирование школьников на самостоятельное выполнение задания дома для прочного усвоения материала урока

Учебник, стр.,117, упражнение 125

Домашнее задание связано с повторением ранее изученного материала.

Спасибо за урок!!!

Предлагает выполнить упражнение 125 дома.

Слушают инструкцию.

Записывают задание в дневник.

Приложение1.

Лист задания для 1 группы

1. Прочитай.

Волк ужасно раз…ярён:

С…есть ежа не может он.

Ёж, хотя он и с…едобен,

Для с…еден…я неудобен

Лист задания для 2 группы

?

Лист задания для 3 группы

1. Разгадайте кроссворд.

2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак?

Кроссворд

    Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу.

    На скамейке у ворот

Лена горько слёзы…

    Падают с ветки

Золотые монетки.

    Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз.

Лист задания для 4 группы

Игра: «Замени, одним словом».

Обоснуй, какой знак вставил разделительный Ь или Ъ знаки.

1. Метель, пурга – (вьюга)

2. Сжался, скорчился – (съёжился)

3. Товарищи, приятели – (друзья)

4. Животное, от которого произошёл человек – (Обезьяна)

5.Спуск с горы – (съезд)

Лист задания для 5 группы

1. Пользуясь схемами-помощниками, вспомни правило написания разделительного Ь и Ъ знака.

2. Расскажи правило в группе.

3. На каждое правило выбери по 2 примера из слов для справок.

Ь Ю

согл. Ь Ю

Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Лист задания для 1 группы

1. Прочитай.

2. Вставь разделительный Ь или Ъ знаки, обоснуй свой ответ.

Волк ужасно раз…ярён:

С…есть ежа не может он.

Ёж, хотя он и с…едобен,

Для с…еден…я неудобен.

Лист задания для 2 группы

1. Разгадай ребусы, впиши ответы.

2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак?

Лист задания для 3 группы

1. Разгадайте кроссворд.

2.Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак?

Кроссворд


Технологическая карта урока окружающего мира в 2 классе

Учебный предмет : русский язык

Класс : 2Г

Дата проведения : 22 апреля, 2015 год.

Тема урока : Написание слов с разделительными ъ и ь.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема

Написание слов с разделительными ъ и ь.

Цель

Создать условия для совершенствования обучающимися навыков правописания слов с разделительными ъ и ь

ЗАДАЧИ

Предметные:

    Образовательные: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаками; тренировка умения находить слова с разделительным мягким и твёрдым знаками; формулировать признаки родственных (однокоренных) слов;

    Развивающие: развивать навыки орфографической зоркости; способствовать развитию основ мыслительной деятельности; развивать речь;

    Воспитательные: формировать потребности писать грамотно; формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о русском языке; воспитание учебной активности.

Метапредметные:

    Познавательные УУД: совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

    Регулятивные УУД: совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника.

    Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание

    Коммуникативные УУД:

Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

Формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

Формирование навыков сотрудничества

Планируемый результат (предметные)

Научатся самостоятельно применять правила написания слов с разделительными знаками; выполнять разбор слова по составу.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):

    регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

    познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

    коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

    личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Межпредметные связи

Литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык»

рабочая тетрадь «Русский язык»

раздаточный материал: конверты с заданиями для групп; фломастеры, сигнальные карточки Ъ и Ь знаки

Компьютер, интерактивная доска

Организация пространства

фронтальная, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии

Информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, системно-деятельностный подход в обучении, технология оценивания учебных результатов

Технология проведения

Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель:

эмоциональный настрой, мобилизация на учебное взаимодействие, создание ситуации от Маши и Миши для самостоятельного определения учащимися темы и формулирования задач урока

СЛАЙД: 2. Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ножки вместе, спинки ровно

И к уроку всё готово!

Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок - к нам пришли гости. Повернитесь к ним, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Начнем работу.

- Однажды, встретились знаки и послушайте, какой диалог состоялся между ними.

Посмотрев сценку, догадайтесь какая тема урока у нас сегодня будет?

(инсценировка учащимися)

    Ъ: - Не чересчур ли ты добряк?

Так знаку мягкому промолвил твердый знак.

Ъ :-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

Ь:- Кто б говорил, но ты б уж промолчал!

-Знак мягкий твердому на это отвечал.

Ь:- Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным – давно пора, как букву «Ять»,

Тебя из азбуки изъять! ...

    А: - Друзья! Ваш разговор – никчемные слова

- Услышав этот спор, сказала буква «А»,-

А: - Вы оба хороши, достойны оба чести,-

Когда стоите в нужном месте.

Формулируют правила поведения на уроке, инсценирование

Чтение стихотворения, настраивает детей на работу.

Личностные УУД

Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке

II этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока

Цель: определить тему урока, поставить цель, определить учебные задачи.

1.- Может быть, вы уже готовы назвать тему урока? (Написание разделительных ъ и ь) СЛАЙД 3

2. - У рок пройдет под девизом : «Друзья, ученье нас объединяет.» СЛАЙД: 4

Ребята, посмотрите в девизе нашего урока тоже встречается орфограмма, какая? («Написание разделительных Ь Ъ знака»)

3. - На адрес нашей школы для нашего класса пришло письмо от Маши и Миши, давайте его прочитаем:

ПИСЬМО: «Уважаемые ученики 2 класса, мы не можем разобраться какой знак поставить в словах разделительный Ь или Ъ. Миша выполнил задание так СЛАЙД: 5 , а Я так СЛАЙД: 5. Разрешите наш спор, выясните кто из нас прав.

Слова : бельё, разъяснять, серьёзный, пьёт (воду), съёжился, вьётся.

- Поможем, ребятам разобраться в этом задании? (да)

4. Сформулируйте цель урока (чему будем учиться?) для того чтобы разобраться в споре Маши и Миши СЛАЙД: 6 (Тренироваться в написании слов с разделительными ъ и ь, закрепить правило)

    Прочитаем какие задачи нам нужно выполнить, чтобы добиться цели урока: СЛАЙД: 6 (Красиво писать, внимательно слушать учителя, дружно работать в группе, в паре, научиться использовать правило написания Ь и Ъ знака в словах)

Работают с информацией, представленной на доске.

Участвуют в обсуждении представленного задания.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует работу по определению темы урока, постановке цели урока.

Коммуникативные УУД:

участвуют в учебном диалоге;

Познавательные УУД:

постановка проблемы , нахождение путей решения проблемы.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи

III этап. А ктуализация знаний

Цель:

вспомнить известные знания о написании слов с разделительны-ми знаками.

Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку!

(на доске)

Дарья Марьина съела оладьи.

- Ребята, какие орфограммы, связанные с темой нашего урока спрятались в каждом слове?

Пропишите соединения ь с гласными и ъ.

ье, ьё, ьи, ью, ья

ъъъ ъъъ

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует фронтальную работу,

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий;

умение обобщать и классифицировать по признакам

IV этап.

Изучение материала урока

Цель: развитие умения находить в тексте и писать слова с разделительным «Ь» знаком, родственные слова, выделять в них корень

1. Откройте учебник стр. 118, найдите упр. 126. СЛАЙД: 7

Прочитайте текст, найдите в нём слова с разделительным «ь»

Запишите слова столбиком, подчеркните разделительный Ь знак;

Почему в этих словах мы пишем разделительный Ь знак?

Сколько в тексте слов, родственных слову МУРАВЕЙ ?

Герои учебника тоже считали родственные слова: Маша насчитала 2, а Миша – 3.

С кем вы согласны?

Является ли фамилия мальчика родственным словом к слову МУРАВЕЙ ?

Предлагаю вам сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119.

Запишите группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни. (Проверка со слайдом)

Найди ещё одну группу родственных слов.

Запиши их в строчку, поставив каждое из них в начальную форму.

Какие звуки чередуются в корне слов второго столбика? (Ч/К)

Почему в первом случае « М уравьёв » написано с большой буквы, а во втором – с маленькой « м уравьёв »?

В каких ещё фамилиях пишется разделительный «ь»?

Запишите в тетрадь, подчеркните разделительный Ь знак.

Организует работу с текстом упр.125 в учебнике:

Предлагает сравнить ответы с подсказкой Летучей Мыши: с.119

Предлагает записать группы родственных слов в рабочую тетрадь и выделить корни.

Организует повторное чтение первых трёх строчек стихотворения.

Организует письмо с объяснением у доски.

Читают шёпотом, самостоятельно находят.

Называют, объясняют.

Высказывают предположение, аргументируют свою точку зрения.

1 ученик читает вслух.

Самостоятельно ищут группы слов.

Называют, записывают в столбики, выделяют корни у родственных (однокоренных) слов: 1 вариант – в первом столбике, 2 – во втором.

Сверяют правильность выполнения.

Уточняют.

Перечитывают.

Объясняют.

Называют.

1 ученик работает с объяснением у доски, остальные – в тетради: М урав ь ёв, С олов ь ёв .

Коммуникативные УУД

Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста

Регулятивные УУД

Уметь работать по коллективно составленному плану.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

V этап.

Закрепление материала урока

Цель: закрепление знаний учащихся о написании разделительного «ь и «ъ» знаков

ВЗАИМОПРОВЕРКА с доской

Динамическая пауза

Цель: двигательная разминка, смена поз

Работа над упр. 124. Работа в паре

Сейчас Вы познакомить с героем сказки Л. Яхнина Объедало. (СЛАЙД: 8)

Как вы считаете, почему у него такое странное имя?

Вам предлагается прочитать про него историю и вставить разделительные Ь или Ъ знаки объясняя их написание, работаем в парах.

Великан Об…едало был в гостях. Выставили ему угощен…я. Варен…я и солен…я. Бад…ю бульона. Пирожки слоёные. Олад…и да блины. Быч…и хвосты да цыпляч…и крылышки. Выпил, с…ел. Об…едало немало, а голодным как был, так и остался.

- Проверяем с доской. (СЛАЙД: 8)

- Молодцы, ребята!

Когда в словах пишется разделительный «ь»?

Когда «ъ»?

А кто может повторить оба правила сразу?

Запишите по 2 слова с разделительными Ь и Ъ знаками, подчеркните.

Проводит интригу.

Рассказывает историю.

Организует обобщение:

Слушают.

Смотрят на экран.

Высказывают предположение.

Слушают задание.

Подходят к учителю, встают полукругом лицом к доске, дополняя рассказ словами:

Объясняют по желанию написание слов, пользуясь схемами-опорами «Разделительный «ь» и «Разделительный «ъ».

Рассказывают правила написания разделительного «Ь» и «Ъ» знаков.

VI этап.

Проверка знаний обучающихся по теме урока

Цель: проверка умения детей применять знания на практике

1. Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение ).

2. Повторим правила работы в группе. (СЛАЙД: 9)

    Не выкрикиваем.

    Не перебиваем друг друга.

    Мы слышим друг друга

    Учимся работать сообща.

    Помогаем друг другу.

3. Самостоятельная работа групп.

4. Проверка самостоятельной работы в группах. (Дети по очереди выходят и выступают)

Предлагает объединиться детям в группы.

Организует работу групп, предлагает задания разного уровня сложности (Приложение ).

Контролирует выполнение, оказывает консультативную помощь.

Организует проверку самостоятельной работы в группах:

Объединяются.

Выполняют задания: 1 – восстанавливают пропуски в словах; 2 – разгадывают кроссворд; 3 – решают ребусы, 4 - Игра: «Замени, одним словом»., 5 – вспоминают правило, приводят примеры.

Представители презентуют работу группы.

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Умение на основе анализа делать выводы

VII . Итог и рефлексия деятельности учащихся

Цель: выявление уровня выполнения учащимися поставленных задач, продвижения в учебном материале; формирование адекватной самооценки

Вернёмся к цели урока: какая цель урока у нас была?

Повторите правило написания разделительного Ь и Ъ знака.

Так кто прав в выполнении задания Маша или Миша. (СЛАЙД: 10)

Урок подходит наш к концу, оцените свою деятельность на уроке на «линеечке»

Дополните предложения: (СЛАЙД: 11)

Я узнал …

Я научился …

На уроке мне было …

Подводит итог урока

Вспоминают цель урока.

Повторяют правило.

Приходят к выводу.

Личностные УУД

Формирование способности к самооценке

Регулятивные УУД

Умение оценивать учебные действия.

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VII этап. Информация о домашнем задании

Цель: ориентирование школьников на самостоятельное выполнение задания дома для прочного усвоения материала урока

Учебник, стр.,117, упражнение 125

Домашнее задание связано с повторением ранее изученного материала.

Спасибо за урок!!!

Предлагает выполнить упражнение 125 дома.

Слушают инструкцию.

Записывают задание в дневник.

Приложение

Лист задания для 1 группы

1. Прочитай.

2. Вставь разделительный Ь или Ъ знаки, обоснуй свой ответ.

Волк ужасно раз…ярён:

С…есть ежа не может он.

Ёж, хотя он и с…едобен,

Для с…еден…я неудобен

Лист задания для 2 группы

1. Разгадай ребусы, впиши ответы.

2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак ?

Лист задания для 3 группы

1. Разгадайте кроссворд.

2. Какие знаки ты поставил разделительный Ь или разделительный Ъ знак?

Кроссворд

1.

к

р

а

н

2.

3.

4.

    Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу.

    На скамейке у ворот

Лена горько слёзы…

    Падают с ветки

Золотые монетки.

    Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз.

Лист задания для 4 группы

Игра: «Замени, одним словом».

Обоснуй, какой знак вставил разделительный Ь или Ъ знаки.

1. Метель, пурга – (вьюга)

2. Сжался, скорчился – (съёжился)

3. Товарищи, приятели – (друзья)

4. Животное, от которого произошёл человек – (Обезьяна)

5.Спуск с горы – (съезд)

Лист задания для 5 группы

1. Пользуясь схемами-помощниками, вспомни правило написания разделительного Ь и Ъ знака.

  • Разделы сайта