Чем занимался васютка из рассказа васюткино озеро. Описание природы в рассказе «Васюткино озеро

Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» — Вася Шадрин, сын рыбака. Его отец, Григорий Афанасьевич, вместе со своей бригадой ловил рыбу на Енисее. Порой рыбакам приходилось уплывать далеко дома, чтобы получить хороший улов. В одном из таких походов в низовья Енисея вместе с Григорием Афанасьевичем отправилась вся семья: жена, сын Васютка и отец, старый рыбак, дед Афанасий.

В одном из мест рыбаки решили пристать к берегу и организовать стоянку. В этом месте сохранилась старая избушка, в которой и поселилась вся бригада. Васютка без дела не сидел, он стал ходить в тайгу за кедровыми орехами, которые по вечерам любили щелкать рыбаки.

Однажды, в самом конце лета, Васютка, как обычно, отправился за орехами. С собой он взял ружье и краюшку хлеба. Раньше ему не попадалась серьезная дичь в тайге, но в этот раз мальчик, уже набравший мешок орехов, наткнулся на крупного глухаря. Васютке удалось ранить птицу, и он бросился за ней в погоню. Когда глухарь ослабел, Васютка выстрелил повторно и убил птицу.

Он порадовался успеху и уже предвкушал, как вернется домой с добытым глухарем, когда понял, что заблудился. Обычно он ориентировался в тайге по засечкам на деревьях, но в погоне за раненой птицей он далеко отклонился от привычных маршрутов и не смог найти знакомые засечки.

Долго плутал Васютка по тайге. У него были с собой спички, ружье и немного соли, поэтому голод и холод мальчику не грозили. Самым главным для него было выйти к Енисею.

В один из дней он наткнулся на маленькое озеро в тайге и с удивлением обнаружил, что в нем много крупной рыбы. Васютка стал думать, откуда в озере могла взяться промысловая рыба, и вспомнил, что такое бывает, когда озеро является проточным и из него вытекает речка. Если это так, речка могла привести его к Енисею.

Мальчик стал искать речку и обнаружил, что маленькое озеро соединяется с гораздо большим по размеру озером, в котором тоже было много рыбы. По косвенным признакам Васютка определил, что в озере есть течение. Вскоре он нашел и речку, вытекающую из озера.

Идя вдоль берега речки, Васютка сумел выйти к Енисею, где его подобрали рыбаки. От них он узнал, что стоянка бригады его отца находится в шестидесяти километрах выше по течению. Рыбаки доставили мальчика к родителям, которым он рассказал о своих скитаниях и о большом озере, богатом рыбой.

Через несколько дней отец Васютки вместе с бригадой добрался до этого озера и удостоверился, что в нем действительно выгодно вести промысел рыбы. А озеро рыбаки прозвали Васюткиным. Так оно с тех и обозначается на картах.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Астафьева «Васюткино озеро» заключается в том, что в критических ситуациях нельзя паниковать, необходимо спокойно и хладнокровно искать пути к спасению. Васютка, заблудившись в тайге, не растерялся. Он грелся у костра, охотился на птиц, питался кедровыми орехами и искал путь к Енисею. Обнаруженное мальчиком проточное озеро помогло мальчику выбраться из тайги и вернуться домой.

Рассказ учит быть внимательным и наблюдательным. Только наблюдательность Васютки позволила ему найти озеро в тайге, и эта находка спасла ему жизнь.

В рассказе мне понравился главный герой, мальчик Васютка, который не только выжил один в тайге, но и нашел озеро, богатое рыбой.

Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Васюткино озеро»?

Тайга, что море, кто ее не знает, тому горе.
На ловца и зверь бежит.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Удача — спутник смелого.

Тема: Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро».

Цели урока: повторить факты биографии писателя (кратко), пробудить интерес к его личности; продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментарию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя; совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

Ход урока

1.Орг. начало

2.Вступительное слово учителя, сообщение целей и задач урока

Сегодня на уроке мы вновь обратимся к страницам автобиографического произведения «Васюткино озеро», попытаемся выявить авторскую идею, выяснить, какова взаимосвязь между человеком и природой. СЛАЙД №1

А эпиграфом к нашему уроку станут слова: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте и неистощимому терпению и доброте…И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Исходя из эпиграфа, давайте сформулируем тему нашего урока (Человек и природа) и запишем её в рабочих тетрадях

3.Актуализация знаний

Итак, рассказ «Васюткино озеро» появился в 1956 году.

Скажите, а к какому литературному жанру относится данное произведение? (автобиографическая проза)

Что такое автобиографическая проза?

А какова же история его появления вообще? Что говорится об этом в литературных архивах? (учебник стр.)

4.Работа по теме:

Слово учителя.

Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

Викторина «Кто самый внимательный читатель?»

Почему стала плохо ловиться рыба?

На какой реке происходили события?

Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?

Чем снабжал Васютка рыбаков?

Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?

Что такое затесь?

Какую птицу первой увидел мальчик?

Стрелял ли в нее Васютка?

Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?

Когда Васютка понял, что заблудился?

О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?

Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?

По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?

Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?

Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?

Как Васютка выбрался к реке?

В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?

Беседа: делимся впечатлениями о прочитанном.

Понравился ли вам рассказ?

Что больше всего запомнилось, что заинтересовало?

Аналитическое чтение. Беседа.

Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно? (Слайд 12).

Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

(Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».

Почему мать так говорит?

Каков старинный порядок? (Идёшь в лес – бери еду, бери спички.)

Почему Васютка не стал спорить? (ПАМЯТКА)

Как сначала себя чувствовал Васютка в тайге? Найдите в тексте. Зачитайте.(стр.122)

Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?

Слайд 13. Какие эпизоды изображены на этих иллюстрациях? С этими эпизодами мы сегодня на уроке и будем работать.

С какой птицей встретился? (Слайд 14).

Что узнали о повадках этой птицы?

(Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)

Какую пользу приносит эта птица?

(Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)

Почему Васютка не стал в неё стрелять?

Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?

Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел? (Слайд 15).

Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитайте.

(стр. 124 – «Мальчик стоял неподвижно…»)

О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)

В какой момент Васютка понял, что заблудился?

(«Где же затеси?») (ПАМЯТКА)

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.

«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».

О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?

(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)

Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл.

(Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? (Решил, что надо взять себя в руки, «перво - наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

Как мальчик приготовил себе еду?

В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?

Расскажите, как прошла первая ночь Васютки в тайге?

Какие черты характера обнаружились в мальчике?

На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой? (Слайд 16)

На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» (Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Прочитаем одно из описаний и попробуем определить его роль в произведении. –стр.129 «Тайга, тайга без конца и края».- выразительное чтение. Слайд 17.

Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? (Слайд 18). Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?

Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?

Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?

Чем отличалась 3-я ночь?

Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных? (Слайд 19)

Расскажите, как Васютка нашёл озеро.

В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”). Слайд 20.

Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”) (показать рыб)

Кому благодарен Васютка за своё спасение?

Почему называет реку Енисеюшко?

Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?

Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? Слайд 21.

Чему можно поучиться у Васютки?

Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?

Как человек должен относиться к природе?

Какие ещё герои, кроме Васютки есть в рассказе? (Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота, учительница.)

Подумаем, какую роль играют второстепенные герои в рассказе Астафьева? Что узнали о родных Васютки?

Как часто мальчик вспоминает своих близких и знакомых, какую роль для него играют эти воспоминания?

Перечитаем эпизоды его разговора с дедушкой и с отцом. Как раскрываются их характеры в этих воспоминаниях?

стр.140-«Эх, Васюха, Васюха..»

стр.141-«через два дня...»

Какими вы представляете характеры этих людей?

Интересен и богат язык произведения.

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый; -14

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая; -23

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской; -25

(туман) молочный, клейкий, неподвижный; -29

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие; -29

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая-35

Встречаются в рассказе сравнения:

“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;

“густая, как смоль, темень начала редеть”;

“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна” – 26;

“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”; 28

“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья” - 33;

“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку” - 27;

“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером” - 45.

Николай Заболоцкий

Лесное озеро

Раздвинув руками сухие кусты.

И озеро в тихом вечернем огне

Н е

Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

Где же находится это озеро? Зачитайте. С. 45. Обратиться к картам.

Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.

Какова идея рассказа? Что хотел донести до читателя?

Какой Васютка?

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

5.Итог урока

Итак, давайте , и как это отражается в рассказе «Васюткино озеро», какова идея(что такое идея) автора.

Огромная просьба - ответы аргументировать примерами из текста.

1. Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.

2. Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)

3. Знание законов природы помогает человеку выжить

4. Человек и природа неразрывно связаны между собой.

Вика читает наизусть стихотворение)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге, переживали, отчаивались, радовались, и мне хотелось бы, чтобы каждый из вас написал дома Васютке письмо - отзыв о нашем совместном путешествии или о том, чему вы научились у героя

На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание?(стр.190)

Какой из предложенных пейзажей наиболее соответствует авторскому описанию, почему? СЛАЙД №8

У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.

Николай Заболоцкий

Лесное озеро

Опять мне блеснула, окована сном,

Хрустальная чаша во мраке лесном.

Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,

Где пьют насекомые сок из растенья,

Где буйствуют стебли и стонут цветы,

Где хищными тварями правит природа,

Пробрался к тебе я и замер у входа,

Раздвинув руками сухие кусты.

В венце из кувшинок, в уборе осок,

В сухом ожерелье растительных дудок

Лежал целомудренной влаги кусок,

Убежище рыб и пристанище уток.

Но странно, как тихо и важно кругом!

Откуда в трущобах такое величье?

Зачем не беснуется полчище птичье,

Но спит, убаюкано сладостным сном?

Один лишь кулик на судьбу негодует

И в дудку растенья бессмысленно дует.

И озеро в тихом вечернем огне

Лежит в глубине, неподвижно сияя,

И сосны, как свечи, стоят в вышине,

Смыкаясь рядами от края до края.

Как озеро спасло мальчика?(ему удалось выйти к Енисею)Или на самом деле его спас все же Енисей? СЛАЙД №9

Давайте найдем в тексте встречу Васютки с Енисеем(стр.196)

В чем была его заслуга в эти последние мучительные часы? (Н е

терял силы духа и надеялся, что Енисей поможет ему выжить)

III. Подведение итогов урока. Итоговая беседа. Комментирование деятельности учащихся

- Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека , и как это отражается в рассказе «Васюткино озеро», какова идея(что такое идея) автора.

- Огромная просьба - ответы аргументировать примерами из текста.

5. Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.

6. Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)

7. Знание законов природы помогает человеку выжить

8. Человек и природа неразрывно связаны между собой.

- И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера.(Настя читает наизусть стихотворение)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Приготовьте рисунок к понравившемуся эпизоду из рассказа “Васюткино озеро”.

Что же нужно помнить идущему в лес? Группа «Юннатов» подготовила для нас с вами памятку идущему в лес , давайте послушаем. СЛАЙД №

А теперь давайте отправимся в тайгу вместе с главным героем Васюткой. Музыка леса, пение птиц.

С какого события начались приключения Васютки?(встреча с глухарем)

Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором?(муха - пленница паука, мальчик – пленник леса)

- Сделаем выводы: что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя?(картины природы - описание тайги, муха в паутине)

Итак, мальчик четко осознал, что заблудился. Как это случилось? Давайте вспомним монолог Васютки?(Монолог Васютки наизусть стр.184-185)

- Какие слова отца и деда помогли мальчику собраться?(стр. 185 «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»)

Почему отец и дед считали тайгу кормилицей?

Что предпринял герой, чтобы спастись?

Как природа и знание законов тайги способствовали этому?( в лесу он нашел и пищу, и кров, и тепло)

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя о. С показом презентации.

Слайд 1. Совсем недавно ушёл из жизни. Он родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.

Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать - Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом . Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.

За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.

Слайд 2. Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне, о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.

Слайды 3,4,5,6. В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинетик, небольшой огород. Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.

Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь - леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».

Слайд 7. К самому берегу подступает вековая тайга. писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

Слайды 8-9. В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс. Благодаря его усилиям, в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же поставлен памятник. Слайд 10.

Слайд 11. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей - «Васюткино озеро». Рассказ написан в 1956 году. Сейчас мы познакомимся с историей его создания по учебнику - стр.119.

В 1952 году написал Астафьев "Васюткино озеро". Краткое содержание этого рассказа вы узнаете из данной статьи. Произведение начинается описанием озера. Оно получило название в честь одного мальчика, Васютки, который его нашел и показал людям.

Плохие новости

Васютка летом жил в тайге с отцом и матерью. Отец его был начальником местной рыбачьей бригады. У мужчин дела шли плохо. Реку вспучили частые осенние дожди, и рыба перестала ловиться. Мужчины ходили хмурые, они изнывали от вынужденного безделья. Бригада решила спускаться вниз по течению Енисея. Однако уловы оставались по-прежнему скудными.

Рыбаки уходят к Енисею

Рыбаки остановились в низовьях Енисея в избушке, которую построила ученая экспедиция несколько лет назад. Начались дни, похожие друг на друга. Мальчик скучал. Ему было некуда сходить и не с кем поиграть. Он ожидал с нетерпением начала учебного года. Вечерами было немного веселее. Рыбаки собирались все вместе в избушке, курили, ужинали, рассказывали истории из жизни и небылицы, щелкали орехи, которыми рыбаков снабжал Васютка. Мальчик обколотил уже все кедры, расположенные поблизости, и всякий раз забирался все дальше. Однако ему не была в тягость эта работа.

Васютка отправляется за орехами

Васютка, позавтракав, снова собрался в лес за орехами. Мать сказала ему недовольно, что следует готовиться к учебе вместо того, чтобы бродить по лесу. Затем она напомнила Васютке, чтобы тот не уходил далеко, и спросила, взял ли он с собой в дорогу хлеба. Мальчик сказал, что ему ни к чему хлеб. Однако мать все равно сунула ему краюшку, сказав, что так заведено "спокон веку", а Васютка еще слишком мал для того, чтобы переиначивать "таежные законы". Мальчик решил не спорить и исчез в лесу. Он шел, весело насвистывая и обращая внимания на пометки на деревьях. В конце концов он приглядел подходящий кедр и решил залезть на него. Затем Васютка стал колотить по веткам ногами. Посыпались шишки. Васютка слез, собрал свою добычу в мешок, а затем решил оббить еще один кедр, который он облюбовал.

Встреча с глухарем

Вдруг что-то сильно захлопало перед главным героем, которого создал Астафьев ("Васюткино озеро"). От неожиданности он вздрогнул и вдруг увидел перед собой глухаря - большую черную птицу. Замерло сердце мальчика. Ему ни разу не удавалось подстрелить глухаря.

Птица перелетела через поляну и оказалась на сухостоине. Было сложно к ней подобраться. Васютка вспомнил, как охотники говорили, что глухаря нужно брать с собакой. Птица разглядывает ее, заливающуюся лаем, а охотник тем временем подходит с тыла и стреляет.

Васютка обругал себя за то, что пошел в лес без Дружка. Он пал на четвереньки и, подражая собаке, затявкал, а затем осторожно стал продвигаться вперед. Мальчик не замечал, что порвал телогрейку и расцарапал лицо. Он был охвачен азартом. Птица замерла и с любопытством за ним наблюдала.

Погоня за птицей

Мальчик, выбрав момент, поднялся на одно колено, решив поймать на мушку глухаря. Когда унялась дрожь в руках, он выстрелил. Хлопая крыльями, птица повалилась вниз. Однако, не коснувшись земли, глухарь выпрямился и полетел куда-то в глубь леса. Мальчик бросился за раненой птицей.

Все сильнее слабел глухарь. Вскоре он побежал, так как не мог уже взлететь. Было недалеко до птицы. Мальчик в несколько прыжков догнал глухаря и животом упал на него. Васютка, радостно улыбаясь, гладил птицу, любуясь его перьями, черными с голубоватым отливом. Мальчик взвесил в руке добычу и понял, что пора отправляться домой.

Васютка заблудился

Он шел гордый своей удачей и счастливый. Однако вскоре Васютка понял, что заблудился. Он осмотрелся в поисках затесей и повернул назад, присматриваясь внимательно к каждому дереву. Однако зарубок на них не было.

В поисках дороги

Сжалось сердце мальчика. Для того чтобы отогнать страх, он принялся рассуждать вслух, убеждать себя, что непременно найдет дорогу. Однако страх подступал к нему все сильнее. Васютка снова начал размышлять вслух о том, что нужно идти на юг. Он продвигался, но затесей не было видно. Несколько раз мальчик менял направление. Он высыпал шишки из мешка и шел вперед, пока не осознал со всей ясностью, что заблудился.

Много раз мальчик слышал рассказы о том, как люди блуждают в лесу. Однако он представлял себе это как-то иначе. Слишком уж просто все получилось. Васюткой овладело отчаяние.

Ночью он остановился, зажарил глухаря, однако хлеб решил приберечь на крайний случай. Проснувшись, он влез на высокое дерево, чтобы понять, где находится Енисей, однако не обнаружил окружавшей реку желтой полосы лиственника. Набрав полные карманы орехов, мальчик тронулся в путь. Интересно, чем же закончится рассказ "Васюткино озеро", не правда ли? Не волнуйтесь, финал его благополучный. Совсем скоро вы узнаете, какую концовку приготовил читателям автор произведения "Васюткино озеро". Отзыв о нем, а также ваше мнение о главных героях вы можете оставить в комментариях.

Васютка обнаруживает озеро

Васютка к вечеру вышел к большому озеру, полному непуганой дичи и рыбы. Здесь он подстрелил уток и расположился на ночлег. Очень страшно и грустно было мальчику. Вспомнив школу, он раскаялся, что хулиганил, курил, не слушал на уроках. Приглядевшись к рыбе утром, он понял, что она речная, а значит, из озера должна вытекать речка.

Днем мальчик залез на пихту, съел краюху хлеба и задремал. Он проснулся на закате. Все еще шел дождь. Васютка развел костер, а затем услыхал гудок парохода - где-то рядом был Енисей. Он выбрался к реке на другой день. Пока он размышлял, в какую сторону идти, мимо него проплыл пассажирский теплоход. Васютка напрасно кричал и махал руками - его приняли за местного жителя.

Спасение главного героя и заслуженная награда

О чем же далее рассказывает Астафьев ("Васюткино озеро")? Переходим к описанию финала. Мальчик устроился на ночь. Утром он услышал звук рыбосборочного катера. Мальчик начал кричать, развел большой костер, и его заметили. Коляда, знакомый дядька, доставил его к родным, искавшим его уже 5-й день по тайге.

Мальчик через 2 дня отвел рыболовную бригаду к месту, которое получило название Васюткино озеро. Краткое содержание не описывает подробностей финала. Отметим лишь, что в водоеме оказалось очень много рыбы. На районной карте вскоре появилось "Васюткино оз.". Уже без надписи оно перекочевало на краевую, а на карте страны отыскать его мог лишь обнаруживший его мальчик. Так заканчивается произведение, которое создал Астафьев ("Васюткино озеро"). Расскажем теперь о главных героях.

Природа в рассказе

Природа и человек (Васютка) - вот главные герои. "Васюткино озеро" - это рассказ, в котором природа - это не просто фон или декорация. Это отдельный мир, который живет по своим собственным законам. Он проверяет сущность людей и определяет, на что способен человек. Природа заставляет главного героя пройти испытания, дает возможность лучше оценить заботу и любовь матери, близких, семьи. Она грозит, запутывает, пугает, но и приоткрывает завесы, подсказывает. Нужно лишь понять, увидеть, заметить, а для этого следует быть чутким и зорким не только на слух и глаза, но и в сердце.

Мальчик Васютка из рассказа "Васюткино озеро"

Краткое содержание, которое вы только что прочитали, не позволяет подробно описать характер этого мальчика. Однако общее представление о нем вы вполне можете составить. Человеческая сущность, как известно, лучше всего раскрывается в экстремальных ситуациях. Это и есть главная мысль рассказа, который написал Виктор Астафьев. Васютка оказался в одной из них. И он смог проявить мужество, находчивость, решительность. Конечно, мальчик очень испугался, поняв, что значило потеряться в лесу. Однако природа не любит трусливых и слабых, и Васютка отлично это осознавал. Конечно, он много раз был в лесу и знал из рассказов рыбаков, как нужно поступать в таких ситуациях. Вместе с тем Васютка понимал, как легко сгинуть навеки в просторах суровой тайги. Поэтому ему понадобилась вся его воля, мужество и самообладание для того, чтобы не поддаться панике. Виктор Астафьев отмечает, что Васютка, как опытный взрослый, обдумывал каждый шаг, каждое действие, устраиваясь на ночлег, выбирая направление, добывая еду. Благодаря мужеству он вышел победителем из леса. Его победа заключалась в том, что он преодолел в себе страх и растерянность, и это помогло Васютке вернуться домой. Он выдержал испытание, а наградой стало озеро, полное рыбы, о котором мальчик поведал рыбакам.

Не правда ли, интересную историю рассказал нам Астафьев ("Васюткино озеро")? Главные герои - это лишь одна сторона анализа этого произведения. Можно продолжить размышлять о нем, к чему мы и призываем читателя.

Рос в тайге, отец его был рыбаком, и они часто вместе ходили на промысел. Васютке было еще только тринадцать лет, а он уже многому научился, что в будущем спасло мальчика. Как Васютка оказался в тайге, где находится Васюткино озеро и как он победил лес? Прочитайте ниже об этом.

Бывало, что рыбаки соберутся вместе - сидят в избушке, рассказывают друг другу всякие истории, лакомятся дарами леса. Васютка любил в лесу добывать кедровые орешки, а потом угощать ими рыбаков. Понятно, что порой Васютка ходил по лесу совершенно один, и вот одажды он, все-таки, заблудился. Хорошо, что он никогда не забывал наставлений матери о том, что всегда с собой нужно иметь хлеб, соль и спички. Что же делать теперь главному герою "Васюткино озеро"?

Васютка в тайге

Хотя Васютка много знал о лесе и его обитателях и часто бывал тут один, остаться одному в тайге было крайне опасно и страшно. Рыбаки и отец рассказывали, что часто люди не могут выбраться из тайги самостоятельно и поэтому не выживают. Васютка отогнал эти мысли и призвал на помощь все свои навыки, смекалку, смелость и находчивость. Что умел делать Васютка? Он хорошо знал приметы леса, мог развести костер даже в дождливый день, а кроме того пожарить на огне дичь.

В какой-то момент Васютка почти впал в отчаяние, но хорошо, что вовремя вспомнил слова, которые так часто слышал от деда и отца, а они любили говаривать: "Тайга хлипких не любит". Это придало ему сил и решимости. Васютка мужественно боролся с тайгой и победил ее.

Как Васютка выбрался из тайги?

Чтобы успешно можно было выбраться из тайги, Васютке следовало применить полученные ранее навыки. Например, он не оставлял на земле мешок, где хранилась еда, а подвешивал его на дерево. Кроме того, хотя он был голоден, не позволял себе накинуться на остатки еды и съесть ее разом. Васютка не паниковал, бегая туда-сюда по лесу, а старался спокойно размышлять, куда ему идти.

Наконец, Васютка двинулся на север, потому что понял, что раз в озере рыба речная, значит, озеро не стоячее, а проточное и, идя вдоль речки, которая вытекает из озера, можно выйти к Енисею. Так и вышло.

Когда взрослые, опытные мужчины узнали о приключениях Васютки, они не переставали удивляться его находчивости и мужеству. Озеро, которое Васютка нашел в тайге, находится недалеко от Енисея. Чтобы помнили о мальчике, победившем суровую тайгу, озеро назвали Васюткино.

Вы прочитали о главном герое "Васюткино озеро" - мальчике тринадцати лет Васютке. Ознакомьтесь также с кратким содержанием "Васюткино озеро" . Оно читается за две минуты.

Васютка тринадцатилетний мальчик из Сибири. Все лето вместе с бригадой отца Григория Шадрина, матерью и дедом Афанасием он живет на берегу Енисея на рыболовецком стане. Васютке очень хорошо в тайге, в бригаде отца. Васютка трудолюбив, не может сидеть без дела когда рядом работают взрослые. Он выполняет посильную работу, собирает кедровые орехи.

Васютка обладает очень пытливым умом. Он внимательно слушает взрослых, запоминает всё, что они говорят. "Тайга хлипких не любит, "- учат его родные. По вечерам, когда рыбаки щелкают принесенные им орехи, Васютка слушает их истории и решает, а как бы он поступил в той или иной ситуации. Бывая в тайге, он всегда думает о людях, делает зарубки на деревьях потому, что понимает, не одному ему они пригодятся.

Васютка любит природу, свою тайгу. Для него тайга как семья. Васютка разговаривает с кедровкой и белкой, попусту не стреляет, но и с голоду себе пропасть не дает. Первый раз он удачно стреляет глухаря. Из-за него то и начались все его беды. В свои тринадцать лет Васютка знает правила поведения в тайге. Эти знания спасут ему жизнь. Когда Васютка поймет, что он заблудился, растеряется и заплачет. Но он быстро возьмет себя в руки и начнет искать путь домой. Он сможет проявить характер и не только выжить, но и найти дорогу домой. Васютка умело разжигает костер даже в дождливую погоду, знает как приготовить пищу

Когда опускается ночь и одному становиться страшно, он вспоминает свою школу, друзей, учительницу. Он почти еще нигде не бывал, кроме Игарки, но верит, что придет время и он увидит большой и интересный мир. Выйдя к озеру Васютка понимает, что спасен, ведь озеро проточное, а значит впадает в Енисей. Он продирается сквозь бурелом, спешит к отцу и матери, но при этом думает какое отличное озеро он нашел, сколько там рыбы и как хорошо рыбакам будет ловить рыбу.

Совершенно заслуженно озеро назвали его именем "Васюткино озеро". И пусть на карте это всего лишь маленькая точка, в судьбе мальчика и всей рыболовецкой бригады это большое открытие.

Васютка героический мальчик, он помогает поверить, что из любой ситуации можно найти выход. Ему мало лет, но он настоящий мужчина, сибиряк.

Сочинение Образ Васютки

Васютка – главный герой рассказа «Васюткино озеро» Виктора Петровича Астафьева. Полное его имя Василий Шадрин. Мальчику тринадцать лет. Его отец, Григорий Шадрин, работает начальником бригады рыбаков.

Васютка для своих тринадцати лет уже очень много чего знал и умел. Этим в то время могли похвастаться не все ребята. Мальчик очень часто ходил вместе со своим отцом к нему на работу. Почти всегда рыбаки рассказывали разные истории, щелкая орехи.

Вася всегда ходил в лес за орехами для рыбаков или просто так побродить. Он хорошо разбирался в птицах, умел стрелять из ружья, мог развести костер в дождь и приготовить еду. Так же он знал, как лучше всего экономить патроны. У Васи была хорошая сила воли: чтобы не тратить хлеб, он его повесил на сук. И все это ему очень сильно пригодилось, когда он потерялся. Так же он знал в каких водах водится рыба. Именно это знание очень сильно помогло ему выбраться из леса. Мальчика этому научила жизнь по «таежным законам». Он вырос в таежной местности и знал всего-навсего один город – Игарка. Васютка умный, шустрый, храбрый, мужественный, смекалистый наблюдательный и любознательный человек. Вася очень хотел узнать побольше о жизни.

Семья Васютки состоит из четырех человек – мама Анна, отец Григорий, сам Вася и дед Афанасий.

Однажды Василий очередной раз пошел за орехами для рыбаков. Мальчик погнался за глухарем и неожиданно потерял отметки на деревьях. Сначала мальчику стало страшно, но он всегда вспоминал поговорку отца и деда: «тайга не любит хлипких». Тогда Вася сразу брал себя в руки, перебарывал свой страх. Мальчик знал, что если он будет бояться, то он может и не найти выход из леса. Он провел в тайге четыре дня. Когда Василий пытался найти выход, он случайно набрел на озеро. В нем водилось очень много белой рыбы. Мальчик смог определить, что это проточное озеро. Благодаря этому он нашел реку Енисей, возле которой был его город. Когда Васютка выбрался, он рассказал об озере семье и рыбакам. Спустя два дня отец с бригадой и Васюткой направились посмотреть на то озеро. Теперь там ведут промысел, а озеро стали именовать Васюткиным.

Сочинение 3

Я просто восхищаюсь Васюткой. Он смог выжить в лесу – в тайге! Его поджидало столько опасностей, столько всего… А он со всем справился! Он не поддался панике, не впал в депрессию… Я не знаю, что бы я делал в такой ситуации. Это так страшно! Лес, ночь, одиночество. Еды мало, холодно, вокруг дикие звери. И мамы рядом нет, и никого, вообще. Я бы не хотел, конечно, чтоб со мной такое произошло. Но если вдруг такое случится, я теперь знаю, как себя вести. Как не паниковать, как не сдаваться! Нужно быть внимательным, вот, например, Васютка нашел по ручью реку. Ещё нужно быть ловким, ведь он сумел и рыбу поймать, и костёр разжечь.

И ещё он сумел залезть на дерево, чтобы посмотреть дорогу, хотя это ему и не помогло. Наоборот, вокруг тайга, Васютка расстроился. С другой стороны, он ведь мог увидеть домики, дым из трубы, речку… какой-то ориентир. Тут просто не повезло. Ещё он терпеливый. Он грыз орехи кедровые, хотя у него уже язык болел и зубы, но он экономил хлеб.

В общем, молодец он. Но вот эти качества ему пришлось проявить, когда он другими себя в эту ситуацию загнал. То есть он ведь не послушал маму, что нужно быть осторожным – не ходить далеко. Довольно далеко забрёл он. Более того, он увлекся этим глупым глухарём, погнался за ним. Мальчик просто легкомысленно забыл обо всём на свете! Вот и потерялся, зарубки перестал замечать. Это как за рулём отвлекаться на сообщения в телефоне или на игру. Всё это может быть важно, но нельзя подвергать себя и других риску. Впрочем, не знаю, смог бы я не погнаться за глухарём. Теперь смогу!

Думаю, что после такого приключения Васютка станет примерным. Тем более, он целое озеро нашел! Хорошо, что всё так хорошо кончилось. Благодаря своим хорошим качествам (ловкость, терпеливость, смелость) Васютка выбрался из тайги, но из-за своей увлеченности и невнимательности там и заблудился. Думаю, теперь он станет взрослей и серьёзней. А так его нельзя строго судить, ведь он ещё совсем ребенок.

Вариант 4

Тринадцатилетний мальчик Васютка проживает со своей семьей на берегу Енисея. Его отец с другими мужчинами рыбачит изо дня в день. Мальчик же старается им помочь, чем может. Поэтому он ходит в тайгу собирать кедровые шишки, семечки из которых так любят пощелкать рыбаки вечерами. Мальчику очень интересно слушать истории, рассказанные взрослыми опытными людьми, он размышляет об этом.

Просто сидеть дома Васютке не интересно. Такие вылазки в лес помогают ему лучше узнать законы природы, различать растения и животных. Постепенно он заходит все дальше и дальше, исследуя все новые территории. Это говорит о том, что Васютка – очень любознательный мальчик. Еще он уважает старших, запоминает все, чему они его учат. Краюшка хлеба, прихваченная с собой в тайгу по их наставлению, очень помогла ему.

Парнишка любит природу, он ценит ее дары. Несмотря на небольшой возраст, он хорошо обращается с ружьем, но зря не тратит патроны и не убивает птиц или белок ради развлечения. Это демонстрирует ответственное отношение к природе. Но все же он – охотник, поэтому не смог устоять перед соблазном подстрелить глухаря и на какое-то время потерял бдительность.

Когда Васютка заблудился в тайге и искал дорогу домой, то в эти несколько дней раскрылись его самые лучшие черты характера. Как и любому человеку, тем более подростку, ему было страшно и на глаза не раз наворачивались слезы. Но он смог собраться с духом, не стал паниковать, наоборот – Васютка мыслил очень рационально.

Мальчик не стал тратить все силы на пустые крики, ведь его все равно никто не услышит. Он позаботился о своей безопасности и устроился на ночлег, а также сумел приготовить птицу. Он четко распределил имеющиеся запасы пищи, зря не тратил патроны.

Васютка – очень наблюдательный парнишка, он смог понять, что выходит к озеру по кочкам и изменившейся растительности. Далее он присматривается к рыбе и определяет, что это озеро должно впадать в реку. Уже на берегу реки мальчик стал разводить костер и стрелять из ружья, чтобы на него обратили внимание. Он все правильно рассчитал. Несмотря на огромную радость возвращения домой, Васютка смог отыскать дорогу к озеру с рыбой. Внимательный, наблюдательный, с отличной памятью мальчик.

Васютку можно охарактеризовать как смелого и находчивого парнишку, сумевшего рационально мыслить в экстремальной ситуации, с которой достойно справиться мог бы не каждый взрослый. Он достоин того, чтобы его именем назвали озеро.

  • Сочинение Кухарка в повести Черная курица, или Подземные жители Погорельского

    Кухарка – это женщина которая работает в столовой того пансионата, в который приезжает главный герой произведения. Внешне она довольно непримечательна, и выглядит довольно

  • Образ и характеристика Добчинского в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Петр Иванович Добчинский - один из центральных персонажей бессмертной комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Наряду с Бобчинским, этот человек является городским помещиком, которому, ну уж очень хочется выслужиться перед приехавшим в город ревизором.

  • Сравнительный анализ стихотворений Пророк Пушкина и Лермонтова

    В русской литературе, имели место существования, величайшие мастера пера и строки. К таким, несомненно, относятся А.С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Эти поэты, не только прожили, хотя и короткую, но достойную жизнь

  • Разделы сайта