Вопросы по работе с индустриальным партнером. Комментарий к заданию

Просьба дать разъяснения к термину «индустриальный партнер», так как в конкурсной документации он не определен.

Индустриальным партнером является предприятие, в котором ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции или оказание услуг.

Может ли являться такой организацией, например, компания-резидент инновационного центра «Сколово»?

Может ли являться индустриальным партнером российская компания, учредителями которой является зарубежная компания?

Может ли являться индустриальным партнером зарубежная компания?

Нет. Индустриальный партнер должен находится в российской юрисдикции.

Может ли являться индустриальным партнером медицинская организация, оказывающая коммерческие услуги населению?

Может ли структурное обособленное подразделение вуза быть индустриальным партнером для софинансирования работ по проекту, если грантополучателем будет являться сам вуз?

Нет. Это должно быть самостоятельное юридическое лицо, предприятие, имеющее целью производство продукции или оказание услуг.

Может ли в качестве индустриального партнера выступать малое инновационное предприятие (МИП), одним из учредителей которого является организация - участник конкурса?

Возможно ли, прописать в договоре с индустриальным партнером (отразив в плане работ) организацию коммерческого малого инновационного предприятия в процессе выполнения или по окончанию НИР? Целью создания малого инновационного предприятия является оптимальная концентрация материально-технических средств и трудовых ресурсов для последующей эффективной коммерциализации результатов НИР. Организаторами (учредителями) данного малого предприятия являются: индустриальный партнер, исполнитель, соисполнитель.

Да, возможно.

Организации какой формы собственности и организационно-правовой формы могут выступать в роли индустриальных партнеров?

Нет ограничений.

Может ли организация - участник конкурса выступать в роли индустриального партнера? Может ли индустриальный партнер быть соисполнителем в выполнении работ по проекту, финансируемых из средств субсидии?

Нет. В соответствии с п. 4.1 Договора о дальнейшем использовании результатов прикладных исследований (форма 2. Заявка на участие в конкурсе, приложение 8). «... Работы по Плану-графику, финансируемые из бюджетных средств, выполняются Исполнителем лично и/или с привлечением третьих лиц в соответствии с действующим законодательством. Индустриальный партнер Проекта не может быть исполнителем работ по Плану-графику, финансируемых из бюджетных средств.»

Наша организация располагает как научным подразделением так и собственной производственной базой. Планируется, что технологии, разработанные научным подразделением, будут внедрены в производство на нашей же базе.
Можем ли мы считать сами себя индустриальным партнером?

Если планируете выступать в роли участника конкурса и, в случае победы, исполнителя работ по проекту, то в рамках данного проекта вы не можете быть индустриальным партнером (см. п. 4.1 Договора о дальнейшем использовании результатов прикладных исследований (форма 2. Заявка на участие в конкурсе, приложение 8).

Может ли быть несколько индустриальных партнеров?

Формально ограничений нет. Обратите внимание, что индустриальный партнер и соисполнитель в рамках данных проектов - это не одно и тоже.

Можно ли в качестве индустриального партнера при подаче заявки от вуза взять научную организацию у которой есть экспериментальное производство, на котором в небольших количествах выпускается экспериментальная продукция?

Можно, но как высоко будет оценена такая заявка сказать нельзя.

Может один индустриальный партнер быть заявлен одним вузом в две и более тем (заявок на участие в конкурсе)?

Наш индустриальный партнер настолько заинтересован в предлагаемых исследованиях, что уже сейчас готов приступить к реализации ряда мероприятий (строительно-монтажные работы по открытию лаборатории по производству продукции), которые будут способствовать будущей коммерциализации результатов ПНИ. Могут ли быть использованы эти отчетные документы (платежные поручения, договоры и т.д.) в качестве подтверждения внебюджетных средств на 1 этапе ПНИ, если дата подписания соглашения о предоставлении Субсидии с Минобрнауки будет позже дат, указанных на этих документах?

Нет. Затраты, понесенные до подписания Соглашения о предоставлении субсидии не могут быть включены в отчет о внебюджетных средствах, привлеченных индустриальным партнером для софинансирования работ по проекту.

Пункт 1.2 Приложения 5 конкурсной документации по мероприятию 1.2 допускает оплату работ физических лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Допускается ли участие работников индустриального партнера, а также представителей других организаций, в составе исполнителей проекта, выполняемого вузом?

Допускается на основании договоров гражданско-правового характера.

Сообщите, пожалуйста, может ли в качестве индустриального партнера выступать организация, учредителями которой являются физические лица, являющиеся одновременно и учредителями организации - участника конкурса?

Договор о дальнейшем использовании результатов прикладных научных исследований не соответствует смыслу и результату выполняемых работ, т.к. результат - это готовый программный комплекс и его невозможно «поставить на производство» и выполнить ОКР. Так же в этом плане не имеет смысла термин «Индустриальный партнер».

Программный комплекс является результатом опытно-конструкторских работ (ОКР). Если вы планировали выполнить именно ОКР, то вы неверно поняли цель и предмет объявленного конкурса и ошибочно позиционируете ваш проект как ПНИ, что негативно может сказаться на оценке вашего проекта, поданного в заявке на участие в конкурсе.
Программный комплекс «невозможно поставить на производство», но его можно тиражировать. Если вы планировали заниматься таким тиражированием сами, то сами для себя вы не можете быть индустриальным партнером. Тогда этот конкурс не для вас.

Связанным с ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

Илья Викторович Соболев – российский комик, музыкант, резидент «Comedy Club», участник множества юмористических телепроектов, включая «Убойную лигу» на ТНТ. Участник трио «Смирнов, Иванов, Соболев», бывший участник дуэта «Красивые».

Детство и юность

Илья родился 25 февраля 1983 года в Красноярске. В детстве Соболев был активным и веселым ребенком, который вполне уверенно чувствовал себя на сцене.

В 13 лет Илья попал в городскую Школьную Лигу КВН. В финальной игре подросток сразился с капитаном команды-соперника Романом Клячкиным, который впоследствии стал его лучшим другом и коллегой в мире юмора.


После окончания красноярского лицея №102 Илья поступил в Институт цветных металлов и материаловедения в Красноярске, а затем получил актерское образование в Санкт-Петербургской театральной академии (СПбГАТИ).

Юмор

В институте парень начал играть в составе команды КВН «Левый берег», которая в 2003 году стала чемпионом Премьер-лиги. Спустя год «Левый берег» попал в Высшую лигу – участники дошли до четвертьфинала. Затем Соболев отличился на фестивале «Голосящий КиВиН-2004», а в 2005 году прошла в полуфинал Премьер-лиги, проиграв командам «МаксимуМ» (Томск) и «Друзья» (Пермь).


Еще во время участия в КВН Соболев и Клячкин стали выступать в дуэте под названием «Красивые». Вскоре ребята стали резидентами Comedy Club Siberia. В 2007 году дуэт попробовал свои силы в первом сезоне нового юмористического конкурса от ТНТ «Смех без правил», в котором занял 2-е место и получил право участвовать в шоу «Убойная лига». В этом шоу вплоть до 2010 года Илья выступал не только в составе дуэта «Красивые», но и сольно.

В августе 2010 года на телеканале ТНТ было запущено развлекательное шоу «Comedy Баттл», одним из участников которого стал Илья. Комик вместе с Дмитрием Романовым , Евгением Отставновым, Константином Пушкиным и Славой Комиссренко выступал в составе клана «Аристократы» в 1 и 2 сезоне шоу и не раз становился автором лучших шуток.

Илья Соболев в Камеди клаб: «Смирнов, Иванов, Соболев»

В 2011 году дуэт «Красивые» стал победителем 9-го сезона «Смеха без правил», в котором приняли участие финалисты предыдущих сезонов.

Осенью 2013 года Илья Соболев вместе с Алексеем Смирновым и Антоном Ивановым основали трио «Смирнов, Иванов, Соболев» - в этом составе комики стали резидентами шоу «Comedy club».

Илья Соболев и дядя Витя

Есть мнение, что под личиной самого загадочного участника «Смеха без правил» и «Убойной лиги», циничного и мрачного дяди Вити, скрывается именно Илья Соболев. В защиту этой теории фанаты приводили следующие доказательства: во-первых, образ дяди Вити отчасти взят из любимого фильма Соболева «Человек на Луне», во-вторых, в одном из выступлений у дяди Вити сорвался голос, и сказанная им фраза «Он уже не защитник» была произнесена уж очень похожим на Соболева голосом. Пристально сравнив фотографии Соболева и дяди Вити, внимательные зрители нашли похожие детали, которые не смог скрыть грим.


Еще одно доказательство, которое нашли поклонники отечественного юмора, – шоу «Деньги или позор». Его ведущий – дядя Витя, и на странице Ильи Соболева «ВКонтакте» официальная страница этой передачи фигурирует в списке его подписок почти на самом высоком месте.

Ответ хейтерам шоу «Деньги или Позор» от дяди Вити!

Илья Соболев всячески отрицал свою причастность к шоу «Деньги или позор». Когда участник MBAND Артем Пиндюра , взбешенный фразой ведущего шоу («MBAND – шоу для глистов»), записал видеообращение с требованием извинений, Соболев выложил ответное видео, но отнюдь не «извинительное».

Музыка и кино

С 2009 года Илья плотно занимается музыкой. Вместе с артистом Андрианом Соболев записал несколько юмористических песен, среди которых «Не думай», «Ганста», «Я – тупой». Несколько песен долгое время удерживались в списках хит-парадов радиостанции «Радио Рекорд».

Соболев Илья и Andrian - Я тупой

В 2017 году Соболев снялся в сериале «Призрак опера», режиссером которого стал Эмиль Никогосян («Мамы 3», «Чемпионы»). Сериал повествует об истории дружбы оперативного работника полиции Алексея (Вячеслав Евлантьев) и призрака легендарного мошенника Пашки Ветерка (Гарик Харламов).

Личная жизнь Ильи Соболева

Соболев давно женат. У Ильи и его супруги Натальи две дочери – Ева и София.


Илья Соболев сейчас

Соболев продолжает работать в шоу «Comedy Club», гастролировать по городам России и зарубежным странам вместе со своим трио, а также давать частные концерты и работать ведущим на различных мероприятиях.

В сентябре 2017 года Соболев присоединился к проекту #TOPSHOWMEN – сообществу лучших ведущих России, Беларуси и Казахстана. Также в сентябре 2017 года Соболев возобновил выпуск влогов на своем канале на YouTube. В своих видео комик освещает все самые актуальные и вечные темы: старость, страхи, звезды шоу-бизнеса, гей-сообщество и пр. В октябре 2017 года Соболев вместе с другими участниками «Comedy Club» отправился в гастрольный тур по Северной Америке.

Илья Соболев «Плохие шутки»

Зимой 2018 года комик анонсировал новое шоу «Прожарка», которое стартовало на канале ТНТ4. В рамках проекта начинающие комики и профессионалы юмора высмеивали конкретного человека в течение всего выпуска. Одной из первых героинь передачи стала Ольга Бузова .

    Основные роли ведущего группы

    Cтили руководства группой

    Характеристика личности группового тренера

    Подготовка ведущих тренинговых групп

Основные роли ведущего группы

Хотя и существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие лидера из своей среды, все же в большинстве тренинговых групп никак не обойтись без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге, и именно он (обычно) получает деньги за выполнение профессиональных обязанностей психолога или психотерапевта. Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика.

По нашему мнению, именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, им проповедуемый) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущим в группе. Наиболее популярны подходы И. Ялома и С. Кратохвила.

По Ялому (1970, 1975), психотерапевт может выступать в двух основных ролях:

    технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении);

    эталонного участника (считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности).

Согласно С. Кратохвилу (1978), можно выделить пять основных ролей ведущего группы:

    активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);

    аналитик (чаще всего – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью);

    комментатор ;

    посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);

    член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).

Среди других подходов к ролям и поведенческим характеристикам ведущих тренинговых групп можно выделить позицию Т. Высокиньска-Гонсер (1990), которая достаточно подробно анализирует двойственные критерии поведения группового психотерапевта, относящиеся в двум основным аспектам его деятельности: директивность – недирективность, определенность – неопределенность высказываний , а также степень активности (прагматические аспекты, проявляющиеся в вербальной активности); анонимность – самораскрытие и выражение положительных или отрицательных отношений (экспрессивные аспекты, связанные с его личностью).

На основе указанных двойственных характеристик Т. Высокиньска-Гонсер предлагает следующие роли ведущих групп: технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ, поверенный . В данной ролевой классификации отражена теоретическая концепция автора, согласно которой факторами преобразования личностных нарушений в группе являются социальное научение и специфика отношений между терапевтом и участниками группы .

Стили руководства группой

Вопрос о стилях руководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которых он (ведущий) выступает – с одной стороны, а с другой – с его личностными особенностями.

Согласно классической классификации стилей управления малой группой – авторитарный, демократический, попустительский , – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер, "директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и кларификации" (1990, с. 164).

Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность: 1) когда задача группы жестко структурирована; 2) когда члены группы испытывают сильный стресс; 3) когда динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут точно и полно осознать, что происходит (К. Рудестам, 1993).

Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит возможности постепенного "ослабления вожжей" и передачи функций управления самой группе.

Наименее продуктивный стиль руководства, как принято считать, – попустительский. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского толка руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе.

Следует заметить, что в то же время нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Кроме того, изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.

Характеристика личности группового тренера

Существуют точки зрения, согласно которым успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому инструментарию, при этом личностные характеристики группового тренера считаются чем-то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим групповой процесс как воздействие ведущего на группу в целом или на отдельных ее членов.

Гуманистическая позиция (которой придерживаемся и мы) состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы групповой ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий развития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт групповых ведущих (А. Косевска, С. Кратохвил, М. Либерман, К. Роджерс, Славсон, И. Ялом и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:

    концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

    открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

    эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

    аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

    энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

    уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

    уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

    богатое воображение, интуиция;

    высокий уровень интеллекта.

Известный специалист в области психокоррекционных групп К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления: "Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства. Эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений" (1993, с. 50).

Подготовка ведущих тренинговых групп

Пробуждение и всплеск интереса населения России к практической психологии, проявившиеся особенно сильно в последнее десятилетие, естественным образом породили необходимость в квалифицированных кадрах психологов, способных оказывать людям реальную помощь. Академическое университетское образование, которое получали студенты-психологи до конца восьмидесятых годов, не могло удовлетворить запросам живой практики, нуждавшейся в специалистах, не только знающих психологическую теорию, но и умеющих применять ее для решения конкретных жизненных проблем. Необходимы были специалисты для индивидуальной и групповой практической психологической работы. Несмотря на повсеместное открытие краткосрочных курсов по подготовке практических психологов для школ и стремительное увеличение числа вузов, дающих высшее психологическое образование, эту проблему до сих пор нельзя считать решенной. На государственном уровне пока отсутствует единая система подготовки психологов для ведения тренинговых групп.

В настоящее время обучение ведущих тренинговых групп происходит в рамках негосударственных институтов и центров несистематически, без жесткого контроля и четко регламентированных требований к специалисту. Во многих случаях такая "дикая" подготовка ведет к тому, что практический психологический инструментарий попадает в руки людей, не только не обладающих необходимой квалификацией, но и корыстных, аморальных, профессионально непригодных.

По нашему мнению, специальную подготовку групповых тренеров возможно осуществлять на вузовском этапе обучения. Такое обучение должно включать следующие шаги:

    С первых дней обучения студенты параллельно с изучением теоретических курсов посещают занятия тренинга общения, цель которого – первичное знакомство с тренинговыми методами и сплочение группы. Одновременно решается задача самопознания, происходит изучение различных аспектов собственного поведения и собственной личности.

    Получив подготовку по ряду базовых теоретических курсов (в число которых обязательно включаются социальная психология и основы психотерапии), студенты должны прослушать специальный учебный курс, описывающий психологические закономерности, условия и методы проведения групповых тренингов. При этом помимо традиционного информирования на лекционных занятиях и обсуждения сложных вопросов на семинарах используются такие формы работы, как демонстрация эффективных психотехник и отработка их на практикумах, просмотр и анализ видеозаписей тренингов ведущих специалистов, наблюдение "за кругом", изучение литературы.

    Следующим этапом подготовки должно стать участие в качестве клиентов в психологических тренингах различной направленности и различных теоретических школ с целью изучения методик и техник, применяемых специалистами. Результатом этого этапа должен стать осознанный выбор той психологической школы тренинга, в которой студент намерен специализироваться.

    Продолжается клиентская практика студента в группах выбранного направления с параллельным углубленным изучением теоретических вопросов работы в рамках данной тренинговой школы.

    На этом этапе начинается работа студента в качестве ведущего группы. Совершенно очевидно, что руководство первыми группами должно осуществляться с использованием супервизорства; при этом следует соблюдать следующую последовательность форм работы под наблюдением супервизора: сначала ведение группы с котренером-супервизором, затем самостоятельная работа при пассивном супервизоре. По завершении каждого тренингового занятия должно происходить подробное обсуждение способов решения тренером возникавших групповых задач, тактики его поведения, умений действовать в уникальных ситуациях групповой работы. (Вообще говоря, начинающему ведущему полезно вести группы с котренером – не только с опытным специалистом, но даже и с таким же начинающим, как он сам: в последнем случае ведущие становятся супервизорами друг для друга. Кроме того, ведение группы вдвоем позволяет уменьшить психологическую нагрузку каждого, избежать незамеченных ошибок, создать многомерность отношений в сфере "ведущий – группа". Хорошо, когда ведущие разнополы и выполняют различные функции в группе, скажем, один поддерживает темп групповой динамики постановкой интеллектуальных задач, а другой обеспечивает благоприятны и эмоциональный фон происходящего.) Наконец выпускники становятся полноправными членами профессионального психологического сообщества и могут вести тренинговые группы сами. Однако профессиональному развитию ведущих может способствовать их участие в балинтовских группах. А. А. Александров замечает: "Использование принципа работы балинтовских групп в области групповой психотерапии значительно расширяет традиционные представления об этой форме подготовки и совершенствования психотерапевтов за счет дополнения традиционного балинтовского подхода наиболее существенными составляющими современных тренинговых программ – в зависимости от групповой ситуации наблюдать или находиться под наблюдением других психотерапевтов; в силу включенности в групповую динамику приобретать достаточно интенсивный личностный опыт; в отдельные моменты достигать более глубокого самопонимания" (1997, с. 46).

Вопросы и задания для самоконтроля

    Какие пять основных ролей группового ведущего можно выделить (по С. Кратохвилу)?

    Вставьте нужные прилагательные в приведенную ниже цитату из Т. Высокиньска-Гонсер: "............ психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации........... психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и (тарификации".

    Согласны ли вы с утверждением, что ведущий тренинговой группы ни при каких обстоятельствах не имеет права быть авторитарным? Докажите свою точку зрения.

    Верно или неверно:

    1. Попустительский стиль руководства является самым непродуктивным и потому совершенно неприемлем для ведущего группы.

      Нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами: гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего.

      В тренинге могут возникнуть ситуации, когда ведущему приходится отказаться на какой-то период от демократического стиля руководства группой.

    С каким из двух утверждений вы согласны:

    1. Успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник.

      Развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия, что определяется в первую очередь личностными особенностями ведущего. Подумайте, правомерно ли выделять только один фактор, влияющий на эффективность тренинга.

    В чем состоит важнейшее положение гуманистического подхода к тренингу?

    Выделите из списка качеств, необходимых ведущему группы, три самых важных. Обоснуйте свою точку зрения. Проранжируйте оставшиеся качества по степени значимости.

    Опишите поэтапную модель подготовки специалистов в области групповой психологической работы.

    Какое понятие раскрывается в следующем определении: "....... – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом"?

Ученики 7-8 классов на муниципальном этапе завершают участие в олимпиаде. Задания для них должны строиться с учетом школьного этапа и базироваться на тех же принципах посильности, занимательности и ориентированности на подготовку к настоящим олимпиадным испытаниям в дальнейшем. С учетом этого ученикам 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа , опираясь на предложенные вопросы. Время выполнения – не более трех астрономических часов . Максимальный общий балл за оба задания – 50 . Примеры возможных заданий и комментарии к ним содержатся в отдельном документе (региональные методические комиссии вправе составить для муниципального этапа свои задания других типов или взять за основу эти, соблюдая преемственность заданий на школьном и муниципальном этапе).

Задание №1

Выступите в роли участника книжной выставки-ярмарки и представьте издательство, которое специализируется на выпуске книг для чтения в дороге. Придумайте название для вашего стенда и составьте перечень из 8–10 книг для размещения на н–м. К каждой книге дайте краткую аннотацию (до 5 предложений), объясняющую ваш выбор.

Комментарий к заданию:

Данное задание проверяет как общую читательскую эрудицию и вкус участника олимпиады, так и его умение ёмко и занимательно представить конкретные книги, охарактеризовав их с учетом адресата – потенциального читателя; владение жанром краткой аннотации к книге.

Критерии оценивания: максимальный балл – 20 .

Рекомендуется за уместное и оригинальное название выставочного проекта (стенда), обоснование концепции издательства начислять – 5 баллов ; за отбор изданий – по 0,5 балла за каждое наименование литературного произведения (максимум – 5 баллов ); за написание аннотации к каждому произведению – по 1 баллу (максимум – 10 баллов ).

Задание № 2

Прочтите следующий текст:

Юлия Говорова

Из сборника смс

Из сообщений собралась эта книга. Как сейчас вижу: иду по аллее, мокрый снег, дождь, ранняя весна, воздух прохладный и свежий, елью пахнет, в кармане куртки, как всегда, телефон, достаю его и в полной тишине набираю…

«Отправить сообщение сейчас? – Да…»

– Хотела пойти, а бабочка села на ногу. И не пошевелиться

– Лепестки яблонь сейчас залетают в дом, и в ведра вёдра с водой, и в мыльницы

– Листья в лесу все мокрые, большие мокрые листья. Но красиво

– Черёмуха наслушалась соловьёв. И чай тоже пропитан пением

– Бабочку несу на ладони, как сокольничий

– Светло-голубые скорлупки, лёгкие, от вылупившихся птенцов, носит ветер, веником сметает их дворник в парке

– Листья не падали, а спускались, пружиня на ветках, будто кошки

– Падали яблоки на стол

– Куры на ветках яблонь

– Домой в мастерскую иду по саду, на тропинке задела ногой ежа

Прочитав текст, ответьте на вопросы. Ответ должен представлять собой связный текст.

1) Можно ли назвать этот текст “рассказом”? Кратко обоснуйте свой ответ

2) На чём строится “сюжет” текста, какова внутренняя логика повествования?

3) Кто/что является “героями”? Как они изображаются?

4) Какую роль играет вступление?

5) Есть ли в этом тексте сквозные мотивы, повторяющиеся образы, переклички? Какой эффект они создают?

Что такое деловая игра? Специафика организации деловой игры на учебном занятии в вузе. Чем отличается деловая игра от тренинга? Пример трех деловых игр в курсе “Деловое общение/Деловые коммуникации”.

Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепление теоретического материала, полученного в курсе “Деловое общение”/Деловые коммуникации”.

Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:

  1. наличие задачи или проблемы, которую необходимо разрешить;
  2. распределение ролей и ролевых функций;
  3. моделирования процесса принятия управленческих решений;
  4. взаимодействие участников игры;
  5. многоальтернативность решений;
  6. наличие конфликтных ситуаций;
  7. наличие системы оценки игровой деятельности.

Цели деловых игр:

  1. обучение через моделирование рабочего процесса;
  2. формирование профессионального менталитета;
  3. мотивация обучающихся;
  4. тренировка навыков принятие управленческих решений;
  5. оценка обучающихся.

Отличие деловой игры от тренинга

Игра моделирует весь рабочий процесс от начала до конца (например, организация и проведение делового совещания), а тренинг затрагивает отдельный аспект процесса (например, психолингвистические аспекты деловой речи).

Игра имеет ограничение по времени (начало и конец), а тренинг не всегда имеет четкие границы.

В игре отрабатывается совокупность навыков, а тренинг направлен на отработку одного навыка.

В игре всегда есть победители и проигравшие, а тренинг нацелен только на личностные показатели.

В игре всегда есть конкретная цель, прийти к которой можно только с помощью эффективных решений, а тренинг не всегда имеет четкие цели.

Примеры деловых игр

Деловая игра «Поручение задания подчиненному».

Цель задания – провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения производственного задания:

  • задание традиционное, плановое;
  • задание экстремальное, внеплановое.

Подготовка к игре . В игре участвуют руководитель и подчиненный . Группа выступает в качестве наблюдателя. Исполняющему роль руководителя необходимо продумать возможное задание и выбрать должностное лицо (например, экономиста, специалиста по пожарной безопасности, инспектор по пожарному надзору и пр.), которому оно будет поручено.

Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:

  • объяснить задание и проинструктировать подчиненного;
  • довести задачу до стадии понимания подчиненным ее сути;
  • мотивировать подчиненного к добросовестному и качественному выпол­нению задания.

При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен до­биться, чтобы подчиненный четко себе представлял, что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и какими средствами, к какому сроку, с каки­ми конечными результатами нужно сделать порученное задание.

В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):

  1. Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?
  2. Желает ли он выполнять данное задание?
  3. В каком инструктировании и в какой степени он нуждается?

Исполняющему роль подчиненного (из числа обучаемых) дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетентность. Такая установка позволит исполняющему роль руководителя применить психолого-педагогические и ком­муникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него пси­хологическую готовность к выполнению задания. Кроме того, признание под­чиненного в некомпетентности, спровоцирует руководителя на инструктаж.

Организация игрового занятия

Исполняющий роль руководителя проводит деловую беседу с подчинен­ным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем – экстремальное, т. е. внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполни­телей могут разыграть желающие из числа обучаемых.

Остальные участники выступают в роли компетентных судей. Их цель – анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После разыгрывания прово­дится дискуссия, в которой задействованы все участники.

Предварительная подготовка к деловой беседе – поручение задания

  1. Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации.
  2. Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.
  3. Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.
  4. Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия.
  5. Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.

Примечание: для выполнения этого задания исполняющему роль руководителя отводится 10 минут.

Ход: пригласите к себе подчиненного и объявите ему причину вызова.

  • Объясните смысл работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он справиться с ней.
  • Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей рабо­ты; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать.
  • Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования вас о ходе ее выполнения.
  • Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он со­бирается начать.
  • Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированная похвала».
  • Используйте коммуникативные приемы с учетом психотипа подчиненного. В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца.
  • Завершите беседу конкретным решением и действиями.
Таблица “Качество беседы”

Деловая игра «Совещание»

Цель деловой игры - приобретение навыков в организации подготовки и проведения деловых совещаний с максимальной эффективностью.

Порядок проведения деловой игры:

  • При проведении деловой игры распределение ролей не производится, а участниками являются все присутствующие на занятии.
  • Руководитель игры напоминает участникам основные теоретические положения по подготовке деловых совещаний, включающие следующие основные группы действий: планирование совещания; формирование повестки дня; определение состава участников; подготовка участников к совещанию; подготовка к совещанию руководителя; подготовка помещения; непосредственное проведение совещания.

Задание

Вы – ведущая строительная компания города Н. В этом году участились пожары на ваших строительных объектах. Это наносит колоссальный ущерб бизнесу. Ваш бюджет позволяет выделить средства на решение этой проблемы в размере 30 тыс. долларов.

Таким образом, основная задача разработать план решения вопроса, который бы обеспечивал нормальные условия работы компании.

Порядок выполнения работы:

  1. Выделите из группы 4-х студентов с поручением оценить действия и поведение участников совещания. Одного из них назначьте руководителем группы экспертов.
  2. Сформируйте подгруппы участников подготовки совещания (те, кто готовят документы к совещанию, те, кто участвуют в совещании, те, кто готовят документы после совещания).
  3. Остальная часть группы студентов – участники совещания, которые должны задавать вопросы в ходе проведения совещания.

Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся итоги работы. Если выработка решения не получается, можно попробо­вать упростить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулируется итоговое решение и записывается в форме резолюции.

Деловая игра «Проведение переговоров»

Цель деловой игры – приобретение навыков ведения деловых переговоров.

Инструкция для участника № 1. Вы - компания «Пожконтроль»,занимающаяся пожарным аудитом, то есть устанавливает степень соответствия предприятия всем нормам противопожарной безопасности.

Ваш клиент, ООО «Акваэксперт», просрочил оплату ваших услуг. За два дня до срока оплаты Вы напомнили директору этой компании (именно он занимается закупками и отдает распоряжения о перечислении денег) о приближении срока оплаты, он обещал оплатить счет. Пришел день оплаты, но деньги так и не поступили, поэтому на следующий день Вы решили лично встретиться с должником.

Компания «Акваэксперт» является крупным клиентом, который приносит хороший доход, и Вы не хотите испортить отношения с ним. Регулярно открывая новый филиал, эта компания обращаются к вам за услугами.

Ваша задача: добиться оплаты оказанных услуг, не испортив при этом отношения с клиентом.

Инструкция для участника № 2. Вы - директор ООО «Акваэксперт». Компания «Пожконтроль» предоставило вам услугу по пожарному аудиту с отсрочкой платежа, что для вашей компании очень выгодно. Как правило, Вы оплачиваете счета вовремя. Но в этот раз Вы просрочили дату платежа, хотя менеджер напоминал Вам об оплате за два дня до окончания срока, поскольку данная сумма нужна Вам для обучения персонала. Вы можете оплатить счет, но Вам это невыгодно. На следующий день после наступления даты директор приехал к вам на встречу.

Ваша задача : максимально оттянуть сроки оплаты услуги, не испортив при этом отношения.

Этапы игры : этапы проведения переговоров.

Распределение ролей : Условно разделяем аудиторию на две команды: компания «Пожконтроль» и компания ООО «Акваэксперт». Участники выбирают директоров, заместителей, инспекторов, экономистов и т.д. и продумывают аргументы в защиту своих позиций.

Составление документации :

  1. Протокол о распределении должностей.
  2. Письмо – предложение (одна договаривающаяся сторона) и ответ на него (другая договаривающаяся сторона).
  3. Договор.
  4. Акты выполненных работ.

Все документы подшиваются в папке и передаются экспертной группе.

Оценка действий участников игры:

Баллы: за использование речевых этикетных формул, за использование профессиональных терминов, за использование речевых тактик.

Штрафные баллы: за несоблюдение речевого этикета, грамматические ошибки, речевые ошибки, некорректный вопрос, излишнюю эмоциональность, неправильное использование профессионального термина.

Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.

– соучредитель портала сайт, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

Материал из учебного пособия:

Ермолаева Ж.Е. Официально-деловой стиль речи: эффективная коммуникация М., 2014.

  • Разделы сайта