Значение ростоу уолт уитмен в большой советской энциклопедии, бсэ. Ростоу, уолт уитмен - биография Уолт ростоу краткая биография

Rostow, Walt) (1916-) - американский экономический историк, который внес значительный вклад в изучение экономического и социального развития и неоднократно выступал консультантом администраций Кеннеди и Джонсона. Его наиболее известная работа - "Стадии экономического роста" (I960) - имела подзаголовок "Некоммунистический манифест". Ростоу выделил пять "стадий экономического роста": традиционное общество; предпосылки сдвига; сдвиг; движение к зрелости; зрелость. Уровень инвестиций расценивался как решающий фактор в направлении обществ на траекторию роста. Это исследование предназначалось в качестве теоретического подспорья в решении проблемы недоразвитости, применимой ко всем обществам. Подход критиковался А.Г. Франком (1969) как теоретически и эмпирически неадекватный и вряд ли способный быть подходящим рецептом развития, поскольку в нем игнорируется история империализма и диалектическая связь между развитостью и недоразвитостью.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РОСТОУ (Rostow) Уолт Уитмен

1916) - амер. экономист, социолог, политич. деятель. Наряду с Р. Ароном является одним из создателей современного варианта теории индустриального об-ва. В историю социологии вошел как автор концепции стадий экономич. роста. Проблема выделения стадий, через к-рые должна проходить всякая экономика в процессе своего развития, историками экономики начала ХХ в. решалась через аналогии с жизнью человека (рост, зрелость, упадок). Затем в середине столетия австрал. теоретик К. Кларк описал этот процесс как последовательную смену roсподства первичного (сельскохозяйственного), вторичного (обрабатывающая промышленность) и третичного (торговля и сфера услуг) производства. Р. предложил выделить в истории об-ва пять этапов, характеризующихся различн. уровнем технологич. развития: 1) "традиционное об-во" - аграрное об-во с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической соц. структурой, властью сосредоточенной в руках земельных собственников, "доньютоновским" уровнем науки и техники; 2) "переходное об-во" - период создания предпосылок "сдвига" (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хоз-ва, появление "новых типов предприимчивых людей", выступающих как движущая сила об-ва, рост "национализма", стремящегося обеспечить экономич. фундамент национальной безопасности, возникновение централизованного гос-ва); 3) стадия "сдвига" (take-off) - период "промышленной революции", ведущей к повышению доли накопления капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, радикальному изменению методов производства (на этой стадии, по Р., Англия находилась в конце XVIII в., Франция и США - в середине XIX в., Германия - во второй половине XIX в., Россия - в 1890 - 1914 гг., Индия и Китай - с нач. 50-х гг. XX в.); - стадия "зрелости" - индустриальное об-во, характеризующееся бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20 % нац. дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60-90 %, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости (по Р., для достижения стадии зрелости необходим переходный период в 50-60 лет); 5) эра "высокого массового потребления" - основными проблемами об-ва становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности - сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли. Концепция стадий экономич. роста, рассматриваемая Р. как альтернатива марксизму, должна ьца по его замыслу вытеснить историч. материализм из современной социологии. Взгляды Р. в дальнейшем послужили одним из источников теорий постиндустриального об-ва. Соч.: The Stage Of Economic Growth. Camb. 1960. Д.М. Носов.

американский социолог, экономист, государственный деятель. Профессор Массачусетского технологического института и университета штата Техас (с 1969). Один из авторов концепции "индустриального общества". Автор концепции "стадий экономического роста". Основные сочинения: "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест" (1960), "Процесс экономического роста" (второе издание - 1962), "Взгляд с седьмого этажа" (1964), "Динамика советского общества" (1967), "Соединенные Штаты на мировой арене. Эссе по современной истории" (1969), "Политика и стадии роста" (1971) и др. Р. предложил выделить пять типов общества в соответствии с разнокачественными стадиями его эволюции. По Р., это - "традиционное общество" (аграрное, иерархизированное, с концентрацией власти у землевладельцев, примитивной техникой и наукой); "переходное общество" (характеризующееся интенсификацией сельскохозяйственного производства, складыванием централизованных государств на основе "национализма", появлением нового класса "предприимчивых людей"); общество "стадии сдвига" (эпохи промышленной революции); общество "стадии зрелости" (индустриальное общество со значимым (до 20%) компонентом капиталовложений в структуре национального дохода, широким распространением достижений науки и техники, превращением горожан в преобладающий сектор населения, ростом труда высокой квалификации в общей структуре занятости); общество "эры высокого массового потребления" (доминирование сфер услуг и производства товаров массового потребления с сопряженными трансформациями "качества жизни" людей). Концепция Р., являвшая собой один из модернистских социологических вариантов опровержения гипотезы об общественно-экономических формациях, в первую очередь обращала на себя внимание акцентированным преодолением европоцентризма, присущего соответствующей доктрине Маркса.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РОСТОУ Уолт Уитмен

(1916-2003) - амер. экономист, социолог, историк соц.-экон. мысли, полит. деятель. Осн. соч.: «Капиталовложения и Великая Депрессия» (1938), «Очерк развития британской экономики в XIX в.» (1948), «Процесс экономического роста» (1952), «Переходный период в ситуации роста самообеспеченности» (1955), «Стадии экономического роста» (1959), «Политика и стадии роста» (1971), «Как это начиналось: зарождение современной экономики» (1975), «Мировая экономика: история и перспективы» (1978), «Теоретики экономического роста от Д.Юма до наших дней» (1990). Наряду с Р.Ароном явл. одним из создателей совр. варианта теории индустриального общества. В историю социологии вошел как автор концепции «стадий экон. роста». Проблема выделения стадий, к-рые должна проходить любая экон. система в процессе своего развития, историками экономики начала XX в. решалась через аналогии с жизнью человека (рост, зрелость, упадок). Затем, в середине XX в., австрал. теоретик К.Кларк описал этот процесс как последовательную смену господства первичного (сельскохозяйственного), вторичного (обрабатывающая промышленность) и третичного (торговля и сфера услуг) производства. Р. предложил выделить в истории об-ва 5 этапов, характеризующихся разл. уровнем технол. развития: 1) «традиц. об-во» - аграрное об-во с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической соц. структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, «доньютоновским» уровнем развития науки и техники; 2) «переходное об-во» - период создания предпосылок «сдвига» (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хоз-ва, появление новых типов «предприимчивых людей», выступающих как движущая сила об-ва, рост национализма, стремящегося обеспечить экон. фундамент нац. безопасности, возникновение централизованного гос-ва); 3) стадия «сдвига» (англ. take-off) - период «промышленной революции», ведущей к повышению доли накопления капитала, быстрому росту осн. отраслей промышленности, радикальному изменению методов производства; 4) стадия «зрелости» - индустриальное об-во, характеризующееся бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20% нац. дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости (по Р., для достижения стадии зрелости необходим переходный период в 50-60 лет); 5) эра «высокого массового потребления», когда осн. проблемами об-ва становятся проблемы потребления, а не производства, осн. отраслями промышленности - сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиц. отрасли. Взгляды Р., его концепция стадий экон. роста, рассматриваемая как альтернатива марксизму, в дальнейшем послужили одним из источников теории постиндустриального общества. Л.Г.Скульмовская

Биография

Родился в семье еврейских иммигрантов из России. Учился в Йельском университете; стипендиант Родса в Оксфорде; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском, Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте. Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).

Научная деятельность

Наиболее известные теоретические концепции были разработаны У. Ростоу в конце 1950-х - начале 1960-х еще до его ухода в политику. Развивая идеи, впервые выдвинутые в 1940-х П.Дракером, Дж. К.Гэлбрейтом и Р. Ароном, У Ростоу стал одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Если его предшественники обращали основное внимание на перерастание индустриального общества в постиндустриальное, то Ростоу изучал прежде всего формирование индустриального общества. Теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась - Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест (1960).

Политическая деятельность

В 1961 году Ростоу на время отошел от преподавательской деятельности и целиком погрузился в политику. Когда Джон Кеннеди стал президентом, он назначил Ростоу на пост заместителя помощника президента по национальной безопасности. Одна из центральных внешнеполитических идей нового правительства - идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых - была инициирована именно Ростоу. Согласно его воззрениям, развитые страны должны помогать отстающим, ускоряя их прохождение стадий экономического роста.

Стремление силой навязывать прогресс в сочетании с антикоммунизмом сыграли, однако, роль в разжигании печально знаменитой Вьетнамской войны. Ростоу считал, что пока Вьетнам не достиг высокого уровня развития и не обрел иммунитета против «коммунистической угрозы», Америка должна всеми силами препятствовать распространению там (как и в других странах) коммунистических идей. Эта идея привела Ростоу к требованию решать вьетнамский конфликт чисто силовыми методами. Эту жесткую позицию он отстаивал и при следующем президенте, Л.Джонсоне, занимая вначале должность члена Межамериканского Комитета по взаимодействию ради прогресса, а затем пост советника по вопросам национальной безопасности.

Общественная деятельность

С приходом президента Р.Никсона в 1969 Ростоу, с его репутацией военного «ястреба», вынужден был уйти с государственной службы. Пытаясь возобновить преподавательскую деятельность, он столкнулся, однако, с большими трудностями. Американская научная интеллигенция, тяготеющая к либеральным и пацифистским идеям, считала Ростоу ответственным за вьетнамскую трагедию. Единственное место, где ему удалось найти работу - это Школа общественных связей при Техасском университете в Остине, созданная Л.Джонсоном. В этом довольно второстепенном заведении Ростоу стал профессором политической экономии. Он активно занимался преподавательской и научной деятельностью, и вплоть до самого конца жизни не испытывал никаких сожалений по поводу своей позиции во вьетнамской войне. В последнее десятилетие своей жизни Ростоу возглавлял созданную при его деятельном участии общественную организацию, которая занималась программами, обеспечивающими наблюдение за беременными женщинами и оказание помощи детям.

Научные идеи

Ростоу написал более 30 книг по самым разным направлениям обществоведения - экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т. д. Основной его научный вклад связан с тремя концепциями - теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.

Сама идея выделения стадий, которые последовательно должно проходить общество по мере своего развития, открыта не Ростоу. Ее корни лежат в концепциях первых социологов (О.Конт, Г.Спенсер), на основе которых К.Маркс создал свою теорию формационного развития. Вместо предложенного Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии - технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т. д.

У. Ростоу выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития.

  • Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
  • Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
  • Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
  • Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов.
  • Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта - значительный рост сферы услуг, превращение производство товаров потребления в основной сектор экономики.

В характеристике современного постиндустриального общества отечественные и зарубежные авторы выделяют такие его черты, как резкое возрастание «искусственных интеллектуальных отраслей» - микроэлектроники, биотехнологий, телекоммуникаций; усиливающаяся глобализация хозяйства. Отмечаются новые проблемы, вызванные, прежде всего неблагоприятной демографической ситуацией в большинстве стран запада. При всей важности технического прогресса, достижений экономики в постиндустриальном обществе, главное, что, по мнению ведущих исследователей, определяет сегодня характер его развития, - это духовный потенциал человека, его знания, способности, ценности, приоритеты. Именно это становится центральным ресурсом 21века.

В своей более поздней работе Политика и стадии роста (1971) он добавил к ранее выделенным пяти стадиям шестую - стадию «поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом порядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер - в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их. Например, хотя в США «взлет» промышленности произошел примерно на полвека позже, чем в Великобритании, но к фазе «высокого массового потребления» Америка подошла на несколько десятилетий раньше Соединенного Королевства.

Марксисты критиковали теорию Ростоу за технологический детерминизм, но и историки-экономисты встретили концепцию стадий экономического роста довольно скептически, считая ее слишком умозрительной. Когда в 1960-1970-е начала развиваться клиометрика, то оказалось, что фаза «взлета», как ее описывал У.Ростоу, в экономической истории развитых стран не обнаруживается. Промышленная революция на самом деле была не внезапным и быстрым подъемом, а более плавным и длительным процессом. Едва ли не единственная страна, где индустриализация проходила именно по сценарию Ростоу, - это СССР сталинского периода. Таким образом, теория стадий экономического роста сыграла важную роль в стимулировании анализа промышленной революции, но в целом оказалась отвергнутой.

Среди экономистов, занимающихся теорией открытых Н. Д. Кондратьевым длинных волн конъюнктуры, Ростоу известен как один из представителей ценового подхода к объяснению причин этих долгосрочных колебаний. В книге Почему бедные становятся богаче, а богатство растет медленнее (1980) он предложил рассматривать подъемы и спады уровня цен как исходный фактор, который влияет на усиление и ослабление инновационной деятельности и, в конечном счете, на чередование фаз роста и подъема в экономике в целом.

В нашей стране долгое время идеи Ростоу подвергались жесткой критике. Уже то, что Ростоу снабдил свою самую известную книгу вызывающим подзаголовком «Некоммунистический манифест», не говоря о его политической деятельности как ярого антикоммуниста, не могло не сделать его излюбленной мишенью для критики со стороны советских исследователей. Только в постсоветской России идеи Ростоу начинают воспринимать как часть общего развития мировой науки и перестают оценивать через призму идеологии.

Ростоу, ставший известным благодаря той роли, которую он сыграл в формировании внешней политики США (USA) в Юго-Восточной Азии (Southeast Asia) в 60-х годах прошлого века, был убежденным антикоммунистом и непреклонно верил в эффективность капитализма и свободного предпринимательства. Он служил советником по национальной безопасности в администрациях президентов Кеннеди (Kennedy) и Джонсона и решительно поддерживал участие США в войне во Вьетнаме (Vietnam). В последние годы он преподавал в Школе государственного управления имени Линдона Джонсона (Lyndon B. Johnson School of Public Affairs) при Техасском Университете в Остине (University of Texas at Austin), работая вместе со своей женой, Элспет Ростоу (Elspeth Rostow), которая позже стала деканом школы.

Он был плодовитым автором и много писал в защиту экономики свободного предпринимательства, особенно в развивающихся странах. В 1960 году он опубликовал книгу "Стадии экономического роста: некоммунистический манифест" (The Stages of Economic Growth: A non-communist manifesto), которая использовалась в качестве учебника в нескольких областях общественных наук.

Его старший брат, Юджин Ростоу (Eugene Rostow), ученый-юрист и государственный служащий, также занимал немало высоких правительственных постов во внешнеполитических ведомствах.

Уолт Ростоу родился 7 октября 1916 года в Нью-Йорке (New York City), в семье еврейских иммигрантов из России (Russia). Его родители, Виктор (Victor Rostow) и Лилиан Ростоу (Lillian Rostow), были активными сторонниками социализма, и назвали всех трех своих сыновей – Юджина Виктора Дебса Ростоу (Eugene Victor Debs Rostow), Ральфа Уолдо Эмерсона Ростоу (Ralph Waldo Emerson Rostow) и Уолта Уитмена Ростоу, - в честь профсоюзного лидера, философа и поэта, которых роднила приверженность социалистическим идеям.

В возрасте 15 лет Уолт стал студентом Йельского Университета (Yale University), получив полную стипендию на обучение, и окончил его в 19 лет, а в 1940 году 24-летний Ростоу защитил там же докторскую степень. Стипендия Родса (Rhodes Scholarship) позволила ему также учиться в оксфордском колледже Баллиол (Balliol College, Oxford).

В 1936 году, во время кризиса, связанного с отречением Эдуарда VIII (Edward VIII), Ростоу помогал журналисту Алистеру Куку (Alistair Cooke), который освещал эти события для радиосети NBC. Завершив образование, Ростоу преподавал экономику в Колумбийском Университете (Columbia University).

Во время Второй мировой войны Ростоу служил в Управлении стратегических служб, предшественнике ЦРУ, под началом генерал-майора Уильяма Джозефа Донована (William Joseph Donovan). Помимо других задач, он участвовал в выборе целей для американских бомбардировок. Позже Николас Катценбах (Nicholas Katzenbach), бывший генеральный прокурор США при президенте Джонсоне, шутил, что, наконец, понял разницу между собой и Уолтом Ростоу – он был штурманом, которого сбили, и он два года провел в лагере для военнопленных, а Ростоу был тем парнем, который выбирал для него цели.

Сразу после войны Ростоу стал помощником руководителя немецко-австрийского экономического отдела в Государственном департаменте США в Вашингтоне, округ Колумбия (Washington, D.C.).

Лучшие дня

В 1946-1947 он вернулся в Оксфорд в качестве преподавателя американской истории, но уже в 1947-м был вынужден оставить академическую деятельность, поскольку его назначили помощником исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии. На этом посту он принимал участие в разработке плана Маршалла (Marshall Plan).

В 1949 Ростоу преподавал американскую историю в Кембриджском Университете (Cambridge University), с 1950 по 1961 был профессором истории экономики в Массачусетском Технологическом Институте (Massachusetts Institute of Technology) и в 1951-1961 был сотрудником Центра международных исследований (Center for International Studies) при МТИ.

В 1958 году он стал спичрайтером президента Дуайта Эйзенхауэра (Dwight D. Eisenhower).

В 1960 Ростоу присоединился к президентской кампании Джона Кеннеди, год спустя занял должность заместителя советника по национальной безопасности и в конце 1961 года был назначен одним из советников Госдепа США и председателем Совета по планированию политики.

Освободив в 1969 году должность советника по национальной безопасности, Ростоу вернулся к преподаванию истории и экономики в Техасском Университете, где оставался вплоть до своей смерти 13 февраля 2003 года, в возрасте 86 лет.

Философия истории Ростоу писалась как открытый противовес учению Маркса о грядущем приходе всемирного коммунистического общества. Ростоу, признав наличие объективной закономерности в истории, предложил рассматривать её как историю «стадий экономического роста», когда она от традиционного состояния (всеобщей нищеты, полуголодного существования) через ряд промежуточных ступеней поднимается к «стадии массового потребления». К этой стадии, согласно Ростоу, пока подошли лишь Англия и США. Ростоу абсолютизировал роль производительных сил в жизни общества, возведение потребления в основную ценностную ориентацию истории является спорным. Но эту теорию нужно воспринимать конкретно-исторически: она создавалась в тот период, когда шла острейшая борьба за влияние на социальное сознание народов «третьего мира», а лидер коммунистического лагеря грозился экономически «похоронить капитализм», к чему более столетия назад призывал «пролетариев всего мира» «Коммунистический манифест» Маркса и Энгельса.

Ростоу предложил выделить в истории общества пять этапов, характеризующихся различным уровнем технологического развития: (1) "традиционное общество" - аграрное общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, "доньютоновским" уровнем науки и техники; (2) "переходное общество" - период создания предпосылок "сдвига" (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление "новых типов предприимчивых людей", выступающих как движущая сила общества, рост "национализма", стремящегося обеспечить экономический фундамент национальной безопасности, возникновение централизованного государства); (3) стадия "сдвига" (take-off) - период "промышленной революции", ведущей к повышению доли накопления капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, радикальному изменению методов производства (на этой стадии, по Ростоу , Англия находилась в конце 18 в., Франция и США - в середине 19 в., Германия - во второй половине 19 в., Россия-в 1890-1914 гг., Индия и Китай - с начала 50-х гг. 20 в.); (4) стадия "зрелости" - индустриальное общество, характеризующееся бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20% национального дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60-90%, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости (по Ростоу , для достижения стадии зрелости необходим переходный период в 50-60 лет); (5) эра "высокого массового потребления" - основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности - сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли. Концепция стадий экономического роста, рассматриваемая Р. как альтернатива марксизму, должна была, по его замыслу, вытеснить исторический материализм из совр. социологии. Взгляды Ростоу в дальнейшем послужили одним из источников теорий постиндустриального общества.


4. Философско-историческая концепция К.Ясперса. Критика рационалистического истолкования истории К.Маркса. Человек и история. Типы коммуникаций и смысл истории. Понятие "осевого времени". Становление истории человечества как мировой истории.

Основная тема философии истории К. Ясперса (1883-1969) - тема единства мировой истории. Ясперс скептически относится к популярной в 20-30-е г. XX в. теории культурных циклов, развивавшейся Шпенглером и позднее Тойнби, и подчеркивает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития, несмотря на все различия в жизни отдельных народов и культур.

Всю историю человечества Ясперс делит на три последовательно сменяющие друг друга фазы: доистория, история и мировая история.

Особую роль в фазе истории играет период, называемый Ясперсом осевым временем. В этот период между 800 и 200 гг. до н.э. произошел самый резкий поворот в истории, появился человек такого типа, какой существует по сей день, и сформировалась как бы ось мировой истории.

Ясперс подчеркивает, что ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. "Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным... что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости".

В осевое время произошло много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в философии были рассмотрены все возможности философского осмысления действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма.

В осевое время почти одновременно и независимо друг от друга образовались несколько духовных центров, внутренне родственных друг другу. Важнейшей характеристикой этого времени является прорыв мифологического миросозерцания, переход от мифа к логосу.

Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода человеческой истории: прометеевскую эпоху (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), эпоху великих культур древности, эпоху духовной основы человеческого бытия (начинающуюся с осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру) и эпоху развития техники.


5. Философия истории Ф.Ницше. "О пользе и вреде истории для жизни". Историческое неисторическое и надисторическое познание. Идея "вечного возвращения", негативизм и пессимизм как метод исторического познания.

Гораздо более плодотворной в немецкой историософии оказалась школа психологизирующих философов жизни, наиболее яркими представителями которой стали Фридрих Ницше. В противовес позитивистам, они не видели в разуме и рациональности движущей силы и цели прогрессивного исторического развития, а страстно стремился превратить дух в иррациональную Духовность, чтобы духовные ценности сделать более личными, свободными и суверенными. Целью научного исследования при этом становится целостное обозрение всего исторического полотна в его великих линиях развития. Подобная целостность достигается путем освобождения от логических конструкций диалектики и позитивизма, превращаясь в интуитивную, понимающую психологию истории.

Ницше изменил саму атмосферу исторической науки, привели в движение фантазию, поменял масштаб оценки исторических событий. Рационализм и критицизм уступили место интуитивно и суверенно полагаемым ценностям. Благодаря этому историческая наука приобрела остроту, тонкость и свободу суждений.

Ф. Ницше вошел в историю с дерзкой идеей - "взглянуть на науку под углом зрения художника". Он говорил о себе как об "артисте со склонностью к исторической науке". Его художественной натуре был близок романтизм И.О. Гете и Р. Вагнера, что нашло глубокое отражение в философских произведениях (особенно раннего периода).

Важно подчеркнуть, что Ф. Ницше верил в развитие без Бога и против Бога. Страстный атеизм и антихристианство Ф. Ницше были усилены обостренным чувством собственного Я - чувством человека, боявшегося потерять в религии свое величие, индивидуальность и свободу. Так создается философия истории радикального атеизма, из которой следуют выводы о полном самообожествлении и освобождении человека руками эстетствующей аристократией духа.

Утопия сверхчеловека тесно связана с философией истории или, точнее, с психологической конструкцией философии истории. Дух здесь в ходе исторической эволюции воспаряет аристократически над массами для того, чтобы гордо и одиноко проявить себя в творческих личностях. Бок о бок со сверхчеловеком живут рядовые люди, которые несут в себе страшную возможность упадка и разложения, осуждены на стадное существование. Но они необходимы в истории: благодаря их неиссякаемой воли к жизни в процессе эволюции накапливаются положительные качества, что приводит к появлению все новых отдельных оригинальных блистательных личностей.

Для Ф. Ницше история человечества - это напрасный путь непрерывных ошибок и заблуждений. Поэтому он предложил миру радикальную переоценку ценностей в духе своей собственной системы ценностей, новое летосчисление, берущее начало от Заратустры, устами которого говорил сам Ф. Ницше.

Гениальные импровизации Ф. Ницше оказали значительное влияние не только на историческую науку, но и на всю атмосферу общественной мысли его времени: теоретики всех политических направлений, от консерватизма до фашизма, цитировали его произведения. В историософии блестящим учеником Ф. Ницше стал О.Шпенглер. В его "Закате Европы" мы прослеживаем тот же метод: величественное общее обозрение великих культур и принципиально дилетантская, произвольная трактовка исторических деталей, что подчеркивает суверенную независимость авторского мировоззрения.

Время в его бесконечном течении, в определенные периоды, должно с неизбежностью повторять одинаковое положение вещей. Идея вечного возвращения означала для него в этот момент возможность повторения всякого явления; через бесконечное, неограниченное, непредвидимое количество лет человек, во всем похожий на Ницше, сидя также, в тени скалы, найдет ту же мысль, которая будет являться ему бесчисленное количество раз. Это должно было исключить всякую надежду на небесную жизнь и какое-либо утешение.

Понятия «история» и «историческое» философ выражает через два своих ключевых понятия: воля к власти и вечное возвращение того же самого. Прилагая их к бытию, он отрицает целостность исторического процесса, настаивая на его дискретности и обособленности событий, каждое из них рассматривая лишь как ту или иную ступень восхождения воли к власти к себе самой. Откидывая теорию Дарвина, Ницше все равно остается верен эволюционизму в вопросе появления Сверхчеловека как сознающей себя породы, которая должна явиться скачком на ступень выше после человека, не имея промежуточных особей. Процесс истории, который мы сознаем, является процессом приближения становления (вечного возвращения того же самого) к бытию, постоянно ускользающему, а событие, которое пришло бы, если бы мир становления столкнулся с миром бытия философ называет «сверхвластвованием».

На этом основании можно сделать предположение, что возвращение не есть повторение того же самого, или во всяком случае у самого Ницше есть два подхода к возвращению.


6. Постпозитивизм. Карл. Поппер. "Нищета историцизма". Критика марксистского понимания исторического процесса. Концепция "третьего мира, разработка новых критериев научности".