Кто относится к духовенству. Духовенство - это что? Определение, церковная иерархия

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Чем белое духовенство отличается от чёрного?

В Русской православной церкви существует определённая церковная иерархия и структура. Прежде всего, духовенство делится на две категории — белое и чёрное. Чем они отличаются друг от друга? © К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.

Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).

Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат — дают обет безбрачия.

Церковная иерархия

В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи — иеродиаконами.

Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.

Вторая степень священства — это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом.

Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах — в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены — настоятелями монастырей.

Высшее иерейское звание для белого духовенства, звание протопресвитера, присваивается священникам за особые заслуги. Этому чину соответствует чин архимандрита в чёрном духовенстве.

Священники, относящиеся к третьей и высшей степени священства, называются архиереями. Они имеют право совершать все таинства, в том числе таинство рукоположения в сан других священников. Архиереи управляют церковной жизнью и руководят епархиями. Они делятся на епископов, архиепископов, митрополитов.

Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии.

Возглавляет поместную церковь патриарх. Главой Русской православной церкви является патриарх Кирилл. Помимо Московского патриархата, в мире существуют и другие православные патриархаты — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский .

Алина Клещенко
АиФ


Ступени на пути к вершине церковной иерархии
Детали

В православии священный сан могут иметь только мужчины. Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей). Духовенство делится на белое (диаконы и священники, которые должны быть женаты) и черное (монахи, давшие обет безбрачия). Архиереем может стать только представитель черного духовенства


Христианское духовенство делится на белое и черное. Белым духовенством, или клиром, называют дьяконов, священников, епископов и архиепископов, патриархов. Белое духовенство должно нести службу среди людей - в миру. Дьяконы помогают священникам в церковной службе. Священники обязаны заботиться о душах жителей определенного прихода. В приход, как правило, входят несколько деревень или же городских кварталов. В своем приходе священник проводит службы, выполняет церковные обряды, исповедует, прихожан, назначает им наказания за прегрешения, помогает бедным. На содержание церкви прихожане должны были платить особый налог - десятину.
Из самого названия ясно, что десятина - десятая часть доходов. Сначала десятину платили только с урожая, но постепенно церковь стала брать долю и со скота, а позже и с доходов горожан-ремесленников. Сравнительно небольшая часть десятины оставалась в приходе и расходовалась:
а) на строительство, ремонт и украшение приходской церкви;
б) на помощь бедным, странникам, богомольцам, калекам;
в) на содержание местного духовенства.
Остальное шло епископам, архиепископам, на другие церковные нужды.
Несколько приходов объединялись в епископство с епископом во главе. Несколько епископств - в архиепископство. На Востоке крупные архиепископства стали называть митрополиями во главе с митрополитами.
Самым главным из епископов на Западе со временем стал епископ города Рима - римский папа. Первым епископом Рима считался апостол Петр - один из ближайших учеников Иисуса Христа. Поэтому папы стали называть себя преемниками апостола Петра.
Два скрещенных ключа апостола Петра - серебряный и золотой - стали знаками папской власти. Другой символ папского могущества - тиара, появившаяся, правда, довольно поздно, в XIV в. Тиара - это торжественный головной убор римского папы. Основой тиары является митра - особая высокая шапка, отличавшая всех епископов и архиепископов. Но у папы на митру надеты три короны - одна над другой. Три короны должны означать, что папа - главный судья, главный законодатель и главный священнослужитель всего католического мира. Другими отличиями епископов помимо митры были перстень и особая часть церковного облачения - паллий. Знаком пастырского служения у епископов и аббатов служил особый посох.
На Востоке возникло четыре крупных патриархата с центрами в Константинополе, Антиохии, Иерусалиме и Александрии. Каждый патриархат объединял много митрополий. Наибольшее значение со временем приобрел патриарх Константинопольский, именовавшийся «вселенским патриархом». Между ним и римским папой постоянно шло соперничество за влияние на христиан.
Если на Западе церковь пыталась как бы заменить собой разваливавшиеся органы государственного управления, то на Востоке церковь была частью хорошо налаженного государственного механизма. Монашество
Епископам, а также патриархам и папе подчиняется и черное духовенство, т. е. монашество (от греческого слова «монахос» - «одиночка»). Чтобы мирская суета не мешала молиться и размышлять, монахи удаляются от мира, селятся в уединенных местах, например, в пустыне, глухом лесу или в горах. Если же монахам приходится устраиваться, скажем, в городе, они отгораживают свою обитель от бойкой городской жизни высокой стеной. Монахи живут либо в одиночку, либо совместно, общинами - монастырями. Св. Антоний Великий
Монашество родилось в III в. на Востоке - в Египте. Основоположником монашества считается св. Антоний (ок. 250-356). Св. Антоний стал в 21 год отшельником. Однажды он шел по египетской пустыне. Вдруг видит: сидит кто-то, похожий на него, и работает, затем встает для молитвы и снова принимается за работу. Это был, как гласит предание, ангел Божий. «Вот так поступай и ты - и спасешься», - сказал Антонию ангел. Неустанная работа и горячая молитва стали главными законами отшельнической жизни. Христиане, наслышанные о святости Антония, селились рядом с ним. Так возникла одна из первых монашеских общин. На Востоке монастыри именовались киновиями и лаврами. Св. Бенедикт и его устав
Основателем западного монашества считается св. Бенедикт, живший в первой половине VI в. По примеру восточных монахов он создал первые на Западе правила монашеской жизни - устав. «Молись и трудись!» - этими словами св. Бенедикта можно коротко выразить суть его устава. На Западе крупные монастыри получили название аббатств. Во главе их находились настоятели - аббаты.
При многих монастырях стали появляться школы, мастерские по переписке книг - скриптории. Часто время, потраченное монахом на переписку древних рукописей, засчитывалось ему за время молитвы. Монастыри стали важными центрами образования и культуры в раннее средневековье. Вопросы
1. Попробуйте объяснить, почему обсуждение отвлеченных богословских вопросов принимало порой ожесточенный характер и вызывало самый широкий интерес? Почему не только ученые монахи и клирики, но даже простолюдины готовы были на улицах или городских рынках спорить до хрипоты о том, кто прав: Арий или же его противники?
2. Почему между Восточной и Западной церквами с самого начала существовали различия и почему со временем они продолжали накапливаться?
3. Как вы думаете, почему в Западной Европе именно в монастырях сохранились многие элементы античного образования и античной культуры?

На две категории: белое и черное. В первую категорию входят те священники, которые не брали на себя монашеский обет, во вторую ― взявшие его. Принятие обета происходит в момент пострижения в монахи. До принятия духовного сана человек должен принять решение, кем он хочет быть: священником (им дозволено иметь жену) или монахом. Когда свершено рукоположение, женитьба становится невозможной для иерея.Кроме того, существует обет целибата. Он означает полное безбрачие. Религия позволяет священникам и диаконам иметь супругу, иерарх же обязательно должен быть монахом.

В православии выделяют три иерархических чина:

  1. диаконат;
  2. священство;
  3. архиерейство.

Во время богослужений священникам оказывают помощь диаконы. Однако последние лишены права проводить их без участия священника, который, в свою очередь, может совершать практически все таинства. Архиереи проводят рукоположение в священный сан, у них в руках находится вся власть, какую церковь может дать человеку. Это высшая степень священства.

У основания иерархической лестницы находятся епископы, за ними следуют по нарастанию власти архиепископы, затем – митрополит и, наконец, патриарх.

Белое духовенство

Белое духовенство является самым многочисленным, к нему относится подавляющее большинство духовенства. Однако оно и наиболее приближено к мирской жизни. В нашем государстве небольшие церкви отстроены практически во всех, даже небольших, населенных пунктах. Если размеры прихода невелики, на него приходится один священник. В приходе побольше, необходимы протоиерей, иерей и диакон для пасторского служения. Во многом положение духовенства зависит от участия и помощи мирян. Иерархия здесь не очень сложная.

Алтарники

В алтаре священнику также требуется помощь, и получает он ее от послушников, которых называют пономарями, или алтарниками. Выступать в этой роли могут не только мужчины. Нередко эти функции берут на себя монахини или пожилые прихожанки. Храмы, как правило, испытывают нужду в верующих мужского пола, которые хотели бы взять на себя обязанность служить Богу таким образом.

Чтобы стать пономарем, не нужно проходить через обряд таинства. Достаточно получить благословение на прислуживание от настоятеля конкретного храма. Обязанности алтарника:

  • следить за тем, чтобы у иконостаса горели лампадки и свечи, составлять их;
  • готовить облачение священника;
  • подносить вовремя вино, просфоры и ладан;
  • во время причастия подносить плат, с помощью которого вытирают губы;
  • следить за порядком в алтаре.

Все эти действия вполне под силу большинству верующих людей, которые хотят служить Господу и находиться при храме.

Чтецы

Священной степени не имеют и чтецы, по-другому псаломщики. Задача этих людей ― читать тексты молитв и Священного Писания, когда проходит служба. Но в некоторых случаях настоятели храмов могут давать чтецам иные поручения. Обряд хиротесии, посвящая человека в чтецы, проводит архиерей. Если обряд не будет произведен, чтец затем не сможет попробовать себя в роли иподиакона, диакона и священника.

Иподиаконы

Во время священнодействий архиереям требуются помощники. В этом качестве выступают иподиаконы. В их задачу входит подношение свечей, постилание орлеца, облачение архиерея, омывание его рук. Несмотря на то, что эти церковнослужители носят орари и облачаются в стихари, они не обладают священной степенью. Кстати, стихарь и орарь являются частями облачения диакона, орарь при этом символизирует крылья ангела.

Диаконы

К первой степени священства относятся диаконы. Их главная цель ― помогать во время богослужений священникам. Сами они, в одиночку, не могут проводить никаких служб. Поскольку содержание большого клира ― задача непростая, не во всех небольших приходах есть диаконы.

Протодиаконы

Эти священнослужители являются главными диаконами при кафедральных соборах. Сана удостаивается лишь тот, кто не менее двух десятков лет носил священный сан.

Кроме того, существуют патриаршие архидиаконы ― те, кто служит патриархам. В отличие от других архидиаконов, они относятся к белому духовенству.

Иереи

Этот титул считается первым в священнослужении. Иереи начинают паству, совершают все таинства, за исключением рукоположения, проводят службы (но не освящают антиминс).

Большинство прихожан привыкло называть иереев священниками. Белый священник носит также имя «пресвитер», а принадлежащий к черному духовенству ― «иеромонах».

Протоиереи

В качестве награды этот титул может быть дан иерею. Посвящают в него при таинстве хиротесии.

Протопресвитер

Это звание является высшим званием белого духовенства. По традиции Русская Православная Церковь выдает этот титул только за особые духовные заслуги, а решение о награждении принимает сам патриарх.

Архиереи

Третью степень священства занимают архиереи, которым доступно проведение абсолютно всех православных таинств. Они также могут вести рукоположение для священнослужителей. Именно они управляют всей жизнью церкви, руководят епархиями. К архиереям относятся епископы, митрополиты и архиепископы.

Черное духовенство

Решение о ведении монашеского образа жизни ― одно из самых сложных в жизни человека. Поэтому перед тем, как постричься в монахи, необходимо пройти через послушничество. Это подготовка, в первую очередь моральная, к посвящению всей жизни Господу. За это время можно привыкнуть к монашеской жизни и поразмышлять над необходимостью обета.

После пострига человеку дается новое имя. С этого момента его называют «рясофор», или «инок». Когда им принимается малая схима, он именуется монахом, при этом его имя снова меняется, и он берет на себя дополнительные обеты.

При принятии великой схимы монах превращается в схимонаха, его обеты становятся еще более строгими и снова меняется имя. Обычно схимонахи не живут вместе с монастырской братией. Нередко они подаются в отшельничество или становятся затворниками или пустынниками. Именно они совершают известные монашеские подвиги.

Иеродиаконы и иеромонахи

Монах, принявший диаконский сан, становится иеродиаконом. Если у него есть сан священника, то правильно называть его иеромонахом. При этом получение титула происходит при прохождении процедуры хиротонии. Белые священники могут стать иеромонахами только после монашеского пострига.

Игумены

Настоятелей монастырей зовут игуменами. Чтобы стать ими, необходимо пройти процедуру избрания среди иеромонахов.

Архимандриты

Эти священнослужители относятся к одному из высших православных монашеских чинов. Как правило, он выдается настоятелям крупных монастырей.

Интересно, что архимандритами могут становиться и протоиереи: в случае смерти матушки и при принятии решения о ведении монашеского образа жизни.

Епископы и архиепископы

Возглавление епархий доступно епископам, которые причисляются к первому сану архиерея. Во главе крупных епархий стоят архиепископы. Последний титул считается почетным и может быть присвоен тем, кто имеет крупные заслуги перед Богом и церковью.

Митрополит

Над несколькими епархиями, расположенными в одном округе или в одной области, главенствует митрополит.

Патриарх

К высшему архиерейскому сану относятся патриархи, они возглавляют поместные церкви. Получить сан может только человек, являющийся предстоятелем автокефальной церкви. В России представитель этого сана в данный момент ― патриарх Кирилл.

Особенности пострига в монахи

Особым образом жизни ради служения Богу является монашество. У монахов очень много отличий от белых священнослужителей. Постриг можно назвать вторым крещением, потому что через него душа человека обновляется и перерождается. После обряда человек считается отреченным от мира и отныне облаченным в образ ангела.

Но стать монахом не так просто. Недостаточно просто принять это решение, необходимо его оправдать и пройти через своеобразный испытательный срок. В течение него кандидат проходит через так называемое «монашеское делание», которое включает три ступени:

  1. жизнь трудника;
  2. звание кандидата в послушники;
  3. послушничество.

Разница между ступенями велика. Каждый верующий, который ходит в храм, может в нем поработать, если у него есть желание трудиться во славу Божию. У трудников могут быть и семьи, и дети. В некоторых случаях им даже выплачивается заработная плата. Но если такой человек ― служилый ― живет при монастыре, то он берет на себя обязательство соблюдать принятые там правила и отказаться от пагубных привычек.

При поступлении в монастырь человек получает звание кандидата в послушники. С этого момента он должен начать разбираться, насколько монастырская жизнь ему подходит. Духовник, а также настоятель монастыря и старшие братья самостоятельно определяют, как долго он будет пребывать в монастыре в таком качестве.

Послушником становится тот, кто успешно прошел испытательный срок, по-прежнему изъявляет желание жить в обители и которого не сдерживают никакие внешние препятствия. Для этого необходимо написать прошение к правящему архиерею, которое сопровождает письмо от имени настоятеля. Епархиальное начальство должно дать свое благословение, после чего брат может стать насельником обители.

Типы пострига в монашестве

Существует три типа монашеского пострига, принятые в православии. В соответствии с ними монахи становятся:

  1. рясофорами;
  2. прошедшими малую схиму;
  3. прошедшими великую схиму.

Рясофоры обязуются в течение как минимум трех лет жить в монастыре. Только в случае смертельной болезни кандидат может написать ходатайство о том, чтобы его постригли в монахи до того, как пройдет три года.

Во время священнодействия читаются специальные молитвы, с помощью креста постригаются волосы, старое имя меняется (хотя в некоторых случаях постригаемый может оставить и свое прежнее), происходит облачение в рясу. Во время пострига не нужно произнесение обетов, однако сам факт свободного вступления на путь инока подразумевает взятие обязательств перед Господом. Эти обязательства означают прежде всего так называемое чистое житие. В этом помогает заступничество того святого, чье имя берется во время священнодейства.

Некоторые монастыри пропускают этап рясофорства и сразу проводят таинство малой схимы. Есть свидетельства о верующих, которые и вовсе сразу приняли великую схиму. Это означает сохранение индивидуального подхода к каждому верующему в православной традиции. Именно во время малой и великой схим постригающиеся в монахи люди дают Богу обеты и отрекаются от мирской жизни. С этого момента у них не только новое имя и облачение, но и новая жизнь.

Несмотря на перечисленные различия, у священнослужителей обоих видов духовенства есть общая задача: учить детей и взрослых православию и правильной жизни, просвещать и нести благо. И белое, и черное духовенство ― очень важная часть служения Богу, и эту систему имеет не только православие, но и католичество.

Монахов (иногда всех монахов) называют чёрным духовенством .

В православии

В белое духовенство, кроме священнослужителей (протопресвитеров , протоиереев , иереев , протодиаконов , диаконов) обычно включают представителей низшего клира : иподиаконов и чтецов (псаломщиков) .

Вступление в брак

Исторически выбор своего пути в сторону белого духовенства в Русской православной церкви молодой человек должен был сделать перед рукоположением во дьяконы: он мог по окончании духовной семинарии перед рукоположением во дьяконы жениться на девице «доброго поведения», вскоре после чего обычно рукополагался и назначался в приход . В отличие от мирян, овдовевшему священнослужителю запрещено вступать во второй брак, что делало рукоположение вдовца невозможным, хотя правила и делали исключение для 40-летних . В Русской православной церкви с 2011 года рукоположение лица, не состоящего в браке (неженатого, вдовца или разведённого) и не являющегося монахом, стало возможным при выполнении определённых условий .

Сословие

Вдовы священнослужителей пользовались правами личного дворянства , их дети - потомственного почётного гражданства , вдовы и дети причетников - личного почетного гражданства .

Поведение

Согласно ЭСБЕ, в священническом сане не могут состоять предающиеся пьянству или блуду, также замеченные в лжесвидетельстве и воровстве. Если жена священнослужителя ему изменяет, то он должен или развестись с нею, или устранить себя от священнослужения. Клирикам запрещено заниматься торговлей и иметь своё дело, плясать и смотреть на танцы, посещать театры, участвовать в сходках, вмешиваться в мирские дела, играть в карты. Вдовым священнослужителям запрещено держать у себя в доме женщин, кроме близких родственниц. Как и всему духовенству, им запрещено стричь волоса на голове и бороду и предписано носить скромную одежду, преимущественно тёмных цветов (рясу и подрясник).

Пёстрые власти

В католицизме

В католичестве латинского обряда безбрачие обязательно для всех священников, к белому духовенству при этом относятся епархиальные священники, не принимавшие монашеских обетов (лат. clerici saeculares ), а к чёрному - священники, принадлежащие одному из монашеских орденов.