Что такое развитие личности. Неравномерность развития личности

процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе социализации ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформированные человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка реализуется в его деятельности при посредстве взрослых, поэтому процесс воспитания - ведущий в развитии личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения.

Развитие личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с самой референтной группой (или лицом),-определяющий, ведущий фактор развития личности. Как предпосылка и результат развития личности выступают потребности. Его движущей силой служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система отношений межличностных в группах порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы референтной принимать лишь проявления его индивидуальности, соответственные ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в деятельности совместной.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс вхождения человека в новую среду социальную и интеграции в ней как результат этого процесса. Когда индивид входит в относительно стабильную общность социальную, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы личностного становления:

1) адаптация - предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответственными средствами и формами деятельности, а потому в некоей степени уподобление индивида другим членам общности;

2) индивидуализация - порождается обостряющимися противоречиями между потребностью "быть как все" и стремлением к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности;

3) интеграция - детерминируется противоречием между стремлением быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, и потребностью общности принять, одобрить и развивать лишь те его особенности, что способствуют ее развитию и потому развитию его самого как личности в группе; если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация.

Если индивид не способен преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтные для группы свойства личностные, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение коллективное, требовательность к себе и другим, и пр.

Поскольку ситуации адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации) и интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводятся, закрепляются соответственные личностные новообразования, в результате складывается достаточно устойчивая структура личности. Социальная ситуация развития, где происходит социальное развитие личности, динамична. Наряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из коих доминирует в определенные возрастные периоды. Тип развития личности определяется типом группы, куда она интегрирована.

Время чтения 6 минут

Психология личностного роста и развития – объёмный раздел науки, включающий в себя личностное развитие в психологии, а также законы развития личности и механизмы развития личности в психологии. Становление процесса личностного развития человека начинается с самого рождения и отталкивается от его непосредственной природы и уровня восприимчивости.

Психология личностного роста через мотивацию

“Психология личностного роста” и “психология развития личности” понятия схожие между собой, но не много они да отличаются. Многие специалисты не раз заводили дискуссии на тему родства данных разделов психологии, и только сейчас доказано их сходство. Дело в том, что сама по себе психология развития личности плечом к плечу идёт с психологией личностного роста, они полностью взаимосвязаны и не могут быть друг без друга. Именно о них мы сегодня и расскажем нашим читателям.

Личность – понятие высокое, обозначающее полностью сформировавшегося и социализированного человека в современном мире, и обладающего необходимыми для жизни в обществе психологическими характеристиками.

Начнём с того, что “личностный рост ” – понятие, пришедшее к нам из разделов науки о психологии. Если же разложить сам термин “психология”, мы увидим, что состоит он из двух древнегреческих слов: “учение” и “душа”, тем самым показывая нам, что изучение души человека достойно отдельной ниши в научном мире.

Если же вернуться к психологии личностного роста, то она уже изучает более углубленно понятия о законах развития личности и само видение изначальной человеческой природы в позитивном ключе. Данный раздел психология помогает развить внутренний потенциал человека, дать ему толчок на путь саморазвития.

Путь в психологии развития личности

Природа человека и путь к личностному самовоспитанию

Природа человека имеет свою классификацию в психологии:

  • Безусловно позитивная;
  • Условно позитивная;
  • Нейтральная;
  • Повреждённая.

Уже исходя из выявленной природы человека, возможно построение пути к личностному росту.

Например, в “безусловно позитивной” природе человека, смыслом воспитания будет выступать помощь ему психолога в актуализации. При “условно позитивной” природе человека, смысл воспитания поменяется на экзистенциальный подход психолога в помощи при выборе.

Если же брать нейтральную человеческую природу, то здесь смыслом воспитания станет формирование и коррекция личности психологом. Что же касается последней вариации человеческой природы – поврежденной, то здесь уже на плечи психолога ляжет более сложная задача – исправление и компенсация.

Истоки психологии личностного роста

Если вернуться к истокам создания теории о психологии личностного роста, то здесь стоит поблагодарить её “отцов” американских психологов Карла Рэнсом Роджераса и Абрахама Харольда Маслоу. Именно они когда-то создали свою гуманистическую концепцию, в рамках которой сформировалась психология личностного роста.

Психология личностного роста в современном мире

Годы практики и трудов многих талантливых психологов по-своему “отшлифовали” психологию личностного роста, преобразовав её в удобный инструмент для проведения мотивационных тренингов по саморазвитию человека.

В современной практике проведение подобных тренингов особенно популярно среди психологов и их слушателей. Но стоит отметить, что изначальная теория психологии личностного роста со временем приобрела свои новые особенности.

Например, наш современник, бизнес-тренер Григорий Спижевой выступил автором новой книги по теме личностного роста. В его теории выступают такие понятия, как “внутренняя гармония”, “взаимоотношения с самим собой”, “отношения Я+Я”, “отношения Я+другие”, “отношения с окружающим миром” и, конечно же, “саморазвитие”. По замыслу Спижевой, все эти понятия и составляют всю психологию личностного роста.

Личностное развитие в психологии

Личностное развитие – это раздел в психологии, относящийся к личностному росту и саморазвитию. Данный раздел психологии личностного развития включает в себя все изменения психологических настроев и процессов человека, как личности, при внешних и внутренних воздействиях на него.

Личностное развитие может формироваться в человеке не только с помощью его самостоятельных трудов, но и при влиянии любых других факторов извне. Развитие личности человека – процесс довольно долгий, сопровождающий его на протяжении всего жизненного пути. На личностное развитие в психологии человека это может повлиять и, благодаря, его непрерывному взаимодействию с окружающим миром и другими людьми.

В какой-то степени, психика человека похожа на губку. Она впитывает в себя всё происходящее вокруг, что отражается и на личностном саморазвитии человека и его становлении. Именно поэтому, в некоторых случаях даже уже сформировавшаяся личность нуждается в своей коррекции профессиональным психоаналитиком.
Фото 4 – итог личностного развития в психологии – полная гармония с собой.

Механизмы развития личности в психологии

Механизмами развития личности в психологии являются присвоение, обособление и идентификация индивидуума.

Если смотреть более углублённо, то присвоение – это создание и формирование личности через общение человека с окружающим миром, в прямом смысле слова – навязывание ему мировых устоев и порядков. Обособление же выступает в роли отстаивания своей первоначальной природной сущности. А идентификация является обратным процессом – соотношение, а порой даже копирование человеком окружающих или же своих кумиров.


Присвоение

Таким образом, такой механизм развития личности в психологии, как “присвоение” по своей сути является наиболее распространённым. В себе он подразумевает самостоятельное формирование и развитие личности при контакте человека с окружающей средой. То есть, любая его личная и общественная деятельность способствует формированию и “присвоению” личностных качеств и их последующему развитию.

Обособление

Такой механизм развития личности в психологии как “обособление”, несёт в себе намного больше свободы, нежели “присвоение”. В таком случает, индивидуум не готов воспринимать общественные устои и стремиться выделить себя среди остальных. В таком случае запускается процесс индивидуализации, что формирует индивидуальные личностные качества человека, отделяющие его от остальных представителей общества.

Причём у данного механизма развития личности в психологии есть сразу два направления: внутреннее (психологическое) и внешнее (материально-физическое). К внутреннему формированию относятся индивидуальные психологические характеристики (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера и так далее), а к внешнему подходят физические изменения (национальность, гендерная идентичность и так далее).

Идентификация

Последний же механизм развития личности в психологии – “идентификация” – самый сложный. В данном случае индивидуум пытается подрожать объекту, к которому проявляет симпатию или интерес. То есть, это процесс копирования другой личности на эмоциональном и ином уровнях. Недаром говорят, что дети с раннего возраста во всём подражают своим родителям, здесь как раз таки и вступает в действие данный механизм развития личности в психологии.

Законы развития личности

Психология личностного роста – процесс довольно сложный, и несёт в себе свои закономерности и законы развития личности. Без них было бы сложно составить программы обучения для детей и подростков, чья личность только формируется. Также законы развития личности помогают квалифицированным психоаналитикам лучше понимать своих пациентов и более эффективно им помогать в процессе их становления и саморазвития.

К законам развития личности можно отнести:

  1. Наличие психологических изменений у индивидуума.
  2. Взаимосвязь между разными сферами развития и их направлениями.
  3. Возникновение специфических особенностей развития.
  4. Отличия в развитии по временным рамкам и прочим критериям (разное развитие между сверстниками).
  5. Формирование четких взглядов и личных убеждений.
  6. Развитие определённых психологических характеристик (сенситивность).
  7. Обработка и изучение/осознание различных сфер жизни.
  8. Пластичность развития личности (компенсация развития одной личностной составляющей другой).
  9. Противоречие между индивидуумом и окружающим его миром.
  10. Постоянный прогресс в личностном развитии.

Психология развития личности и здоровье

Психологическое состояние и стабильность чистоты разума человека являются важными показателями его здоровья. Именно поэтому, психология личностного роста или развития личности так важна при создании полноценного здорового человека.

Если вернуться к типам природы человека, то можно сделать соответствующий вывод, что при наличии у него позитивной природы – он полностью психологически здоров. Если же человеческая природа повреждена, то её восстановления до уровня позитивной будет считаться полным психологическим выздоровлением индивидуума. То есть в данном случае, такие манипуляции наврятли сможет осуществить даже самый опытный коуч на тренингах личностного роста. Здесь понадобиться профессиональная длительная работа с психологом, и только специалист данного профиля способен помощь в данном случае.

ВАЖНО! Психика человека – тонкий и чувствительный инструмент, не занимайтесь самолечением, в случае возникновения каких-либо проблем и серьёзных переживаний, влияющих на ваше эмоциональное и психическое состояние – незамедлительно обратитесь к специалисту.

Оставайтесь здоровыми и не бойтесь достигать новых личностных высот саморазвития!

Понятие «личностный рост» можно понимать практически как угодно. Для одного это должность в транснациональной корпорации, а для другого - пятый ребенок и отточенный навык приготовления котлет. В целом же это приобретение навыков или благ, которые помогают поднять жизнь на качественно новый уровень. В этом обзоре мы расскажем, чем так важен личностный рост и саморазвитие в бизнесе и как его достичь.

Что мешает нам расти?

Американский психолог Карл Роджерс в 1959 году ответил на вопрос о том, что такое личностный рост человека. Он выделил общий «закон личностного роста» на основе формулы «если – то». Звучит он так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, то есть изменения, направленные к его личностной зрелости. Сегодня с этим понятием чаще всего ассоциируют именно карьерный рост - самый короткий и эффективный путь к приобретению возможностей.

Однако на этом пути мы редко бываем спринтерами: двигаемся медленно, с остановками, отвлекаясь на не самые важные занятия. Это главная причина, почему наш английский до сих пор not very well - впрочем, как и другие полезные навыки.

1. Боимся ответственности

С чего начать личностный рост…

Если у вас возник вопрос «Личностный рост – что это значит?», то вы уже на пороге большого скачка. Теперь главное начать: сначала ставим ближайшие цели, подключаем тайм-менеджмент, потом автоматизируем процессы и разрабатываем глобальную стратегию. А заодно и разбираемся, что входит в понятие личностный рост.

1. Ставим ближайшие задачи

Для начала было бы неплохо определить свои недостатки и сильные стороны. Исходя из этого на ближайший месяц, квартал, год и сформулировать программу действий по их достижению. Звучит сложно, но если посмотреть на примере, то все довольно понятно.

Джек Дорси и Биз Стоун были простыми сотрудниками американской IT-компании. В 2005 году они пришли к выводу, что Livejournal и ему подобные сервисы скоро отойдут в мир иной, а потому пора придумать альтернативу. Дорси понимал, что на одних только его идеях и креативе далеко не уедешь, и что ему необходима команда: продвинутый и очень сосредоточенный технарь и хороший продюсер-инвестор. Благо, первый в лице Биза Стоуна ежедневно составлял ему компанию за чашкой кофе, а второй - Эван Уильямс - сидел в кабинете через стенку. Так родилось трио «идея-воплощение-продвижение». По словам Дорси, именно разделение обязанностей с учетом индивидуальных черт помогли превратить маленькую шалость в большое дело под названием Twitter . Всего за 2 недели сервис был готов, и потребовалось меньше года, чтобы он вошел в тройку самых популярных соцсетей в мире.


Простые парни, создавшие Twitter. Источник фото: Twitter

2. Подключаем тайм-менеджмент

Время – один из самых важных факторов саморазвития, его должно хватать на всё. - это не просто жизнь по графику, это определение приоритетов, делегирование задач, планирование работы. То есть это мастерство успевать больше за меньшее количество времени - причем, не в ущерб своей жизни. И если овладеть им, то можно свернуть горы.

Английский индустриальный дизайнер, изобретатель и просто чемпион по перфекционизму более 15 лет провел за разработкой идеального пылесоса. Прежде, чем явить миру модель циклонического пылесоса Dyson, он сделал 5127 «неудачных» прототипов. Несмотря на нехватку денег, огромный объем работы и недостаток оптимизма, он всегда распределял время так, чтобы побыть с семьей, пообщаться с друзьями и собрать очередной прототип. В итоге сегодня он счастливый семьянин и отец трех детей. Именно друзья, которых он никогда не забывал, помогли ему в продвижении бренда, и теперь его состояние превышает 3 млрд долларов.


Счастливый изобретатель пылесосов. Источник фото: dyson.com.ru

3. Автоматизируем процессы

Автоматизация помогает экономить время и избегать ошибок. Для автоматизации бизнеса идеально подходит такой IT-продукт, как .

CRM – это программное обеспечение, которое помогает вести учет клиентов и сделок, автоматизирует продажи и сведение отчетов. CRM сохраняет всю историю общения с клиентами и записи звонков, помогает контролировать сотрудников, управлять задачами и проектами, а также получать отчеты в онлайн-режиме. Программа сама создаст задачи на каждом этапе воронки, напомнит о дедлайнах и автоматически отправит sms-уведомления клиентам. После у вас появится единая база клиентов и сделок, менеджеры будут вовремя перезванивать клиентам и выполнять план продаж, а вы сможете контролировать работу компании и получать отчеты, находясь в любой точке мира.

4. Ставим стратегические цели

Если краткосрочное планирование дает свои результаты, и вы влились в режим «вижу цель – не вижу препятствий», можно расширять временные рамки и задавать цели стратегические. И помните! Лень в психологии раскладывается на два аспекта – недостаток мотивации и недостаток воли. Если лень съедает все ваши подвижки вперед, то стоит задуматься над сменой сферы деятельности или условий работы. Но уж если вы верно выбрали направление и неуклонно движетесь к цели, то перед вами открыты все возможности.

Джек Ма - человек, чье состояние сегодня оценивается в 25 млрд долларов, никогда не подавал особых надежд. Щуплый китаец из бедной семьи – его дважды не брали в институт, больше десяти раз отказывали в работе, и взяли только провинциальным экскурсоводом для иностранцев. Там он самостоятельно выучил английский, а затем окончил педагогический вуз. Узнав о существовании сети Интернет, он понял, что Китая в Интернете не существует, как и Интернета в Китае. Тогда Ма Юнь (его настоящее имя) поставил перед собой глобальную цель стать первопроходцем. Четыре года он штудировал литературу, учился и, наконец, организовал интернет-компанию. Сегодня она известна как Alibaba Group – крушащая конкурентов легенда с оборотом более 180 млрд долларов.

Личностное развитие — это процесс, продолжающийся всю жизнь. Это способ для людей оценить свои навыки и качества, обдумать свои жизненные цели и поставить перед собой новые, чтобы реализовать и максимально раскрыть свой потенциал. Эта страница поможет вам определить навыки, необходимые для постановки жизненных целей, которые могут улучшить ваши перспективы трудоустройства, повысить уверенность в себе и привести к более полноценной и качественной жизни. Планируйте и принимайте значимые, позитивные и эффективные жизненные решения для своего будущего, чтобы обеспечить расширение возможностей личности.

Хотя раннее развитие и раннее становление в семье, в школе и т.д. могут помочь сформировать нас как взрослых, личностное развитие не должно останавливаться на более поздних этапах жизни.Эта страница содержит информацию и советы, которые призваны помочь вам задуматься о вашем личном развитии и о том, как вы можете работать для достижения целей и полного раскрытия вашего потенциала.Личностное развитие» и «Расширение прав и возможностей личности» — две области, которые пересекаются и переплетаются, поэтому мы рекомендуем вам прочитать эту страницу вместе с нашей страницей «Расширение прав и возможностей личности».

Почему личностное развитие важно?

Существует много идей, связанных с личностным развитием, одна из которых — процесс самореализации Авраама Маслоу.

Самореализация

Maslow (1970) предполагает, что все люди имеют встроенную потребность в личностном развитии, которое происходит в процессе, называемом самореализацией.

Степень, в которой люди могут развиваться, зависит от удовлетворения определенных потребностей, и эти потребности образуют иерархию. Более высокий уровень потребности может быть достигнут только в том случае, если удовлетворен один уровень потребности. Однако по мере того, как изменения происходят на протяжении всей жизни, уровень потребности, мотивирующий поведение человека в любой момент времени, также будет меняться.

Иерархия потребностей Маслоу: Физиологические потребности, потребности безопасности, любовь и принадлежность,эстетические потребности, когнитивные потребности, и потребности в самореализации.

  • В нижней части иерархии находятся основные физиологические потребности в питании, питье, сексе и сне, т.е. основы выживания.
  • Во-вторых, это потребности в обеспечении охраны и безопасности как в физическом, так и в экономическом смысле.
  • В-третьих, можно добиться прогресса в удовлетворении потребности в любви и принадлежности.
  • Четвертый уровень относится к удовлетворению потребности в самоуважении. Это уровень, наиболее тесно связанный с «самосовершенствованием».
  • Пятый уровень связан с необходимостью понимания. Этот уровень включает в себя более абстрактные идеи, такие как любопытство и поиск смысла или цели и более глубокое понимание.
  • Шестое касается эстетических потребностей красоты, симметрии и порядка.
  • Наконец, на вершине иерархии Маслоу стоит необходимость самореализации.

Maslow (1970, p.383) говорит, что все люди должны видеть себя компетентными и автономными, и у каждого человека есть неограниченные возможности для роста.

Самореализация относится к выполнению желания человека стать тем,кем он хочет. Иными словами, речь идет о самореализации и необходимости полной реализации потенциала как уникального человека.Для Маслоу путь к самореализации включает в себя соприкосновение с вашими чувствами, полное и сконцентрированное переживание жизни.

Управление личностным развитием

Существует ряд шагов, которые необходимо предпринять для управления своим личностным развитием.

Развитие личного видения

Личностное развитие может быть просто для удовольствия,однако большинству из нас легче мотивировать себя учиться и совершенствоваться, если у нас есть для этого цель. Разработка своего личного видения — четкого представления о том, где вы хотите быть через несколько месяцев или лет и почему — является важной частью развития этой цели.

Более подробно об этом говорится на наших страницах: «Разработка личного видения», «Совершенствование и сужение кругозора» и «Постановка личных целей».

Планирование Вашего личностного развития

Как только вы четко определитесь с тем, где вы хотите быть, вы можете начать планировать, как туда добраться. Составление индивидуального плана развития не обязательно, но делает процесс планирования более реалистичным.

Подробнее об этой части процесса читайте на нашей странице «Планирование вашего личностного развития».

Если вы с трудом определяете, на какие области необходимо обратить внимание для развития и улучшения, возможно, вам будет полезно прочитать наши страницы, посвященные персональному SWOT-анализу и выявлению областей для улучшения.

Запуск процесса усовершенствования

Есть несколько различных способов, с помощью которых вы можете учиться и развиваться.

На нашей странице «Повышение эффективности — некоторые специфические методы» объясняются некоторые способы обучения, включая метод, называемый передачей знаний.

Наша страница о предпочтениях в обучении предлагает, как различные типы учебного процесса могут быть более эффективными для определенных людей. Вы также можете найти нашу страницу, посвященную стилям обучения, полезной для понимания того, как вам нравится учиться.

Запись результатов развития личности

Часто бывает полезно вести учет своего личностного развития. Записав ключевые события в процессе обучения и развития по мере их наступления, вы сможете задуматься о своих успехах на более позднем этапе. Это размышление может помочь мотивировать вас к приобретению новых навыков в будущем. Постарайтесь вести журнал учёбы или журнал по мере развития навыков и знаний.

Обзор и пересмотр планов развития личности

Для более эффективного обучения важно задуматься о своем опыте и подумать о том, чему вы научились. Регулярный обзор ваших личных планов развития и вашей деятельности по развитию позволит вам извлекать уроки из того, что вы сделали. Это также гарантирует, что ваша деятельность будет продолжать двигать вас к достижению ваших целей, и что ваши цели или видение остаются актуальными для вас.

Макс Шелер

Каждый человек – это личность! А личность должна развиваться, чтобы, как минимум – оставаться личностью, а как максимум – состояться в этой жизни. Мы никогда не будем полностью удовлетворены своей жизнью, если мы в ней так и останемся никем, то есть теми, кем нас делают другие люди, а не мы сами. Да, мы все уникальны, у каждого из нас своя судьба, которую мы строим своими руками, но при этом, лишь немногие из нас, хотят стать такой личностью, в существовании которой, был бы смысл. Люди рождаются и умирают, они приходят в этот мир и уходят из него, и лишь немногие из них, что-то в этом мире после себя оставляют, что-то такое, за что их уважают, любят, помнят, ценят, чтут.

Развитие личности – это развитие человеком всего себя. Мы не должны разделять себя на составные части и говорить о каждой из них в отдельности, говоря о развитии своей личности. Личность – это совокупность всех человеческих качеств – это весь человек, и это история о человеке. Давайте друзья, научимся сочинять о самих себе такую историю, которая станет историей о Великом Человеке!

Для начала, уясните одну простую, но очень важную вещь – вы всегда должны оставаться самими собой, лишь изредка надевая на себя нужную для той или иной жизненной ситуации «маску», чтобы произвести нужное вам впечатление на конкретных людей. Не надо, ни в коем случае, стесняться, бояться и избегать своего Я, его наоборот, необходимо развивать и всячески подчеркивать. Вы должны бороться за свою уникальность, за свои отличительные особенности, и активно развивать их в себе. Если вы будете пытаться кому-то подражать, быть на кого-то похожим, с кем-то себя сравнивать – вы потеряете свою личность, вы потеряете свое Я. А если вы потеряете свое Я, а следовательно, и свою личность, тогда и развивать вам будет нечего. Будьте самими собой, и работайте над тем и с тем, что дала вам природа, что дали вам ваши родители – дав вам жизнь, и ни в коем случае не считайте других людей лучше себя! Мы все разные, понимаете – разные! Вам не нужно себя ни с кем сравнивать – вам нужно быть самим собой и гордиться этим. Гордитесь своими генами, гордитесь своей внешностью, гордитесь каждой частичкой своего тела, гордитесь своими делами, своими мыслями, своими целями в жизни. Ведь чтобы развить свою личность – ее необходимо иметь.

Ваша личность – это ваша ценность, ваше достояние! Берегите ее, защищайте ее, цените ее, ценя себя и все свое превыше всего остального. Запомните, ваша личность – это то, чего вас хотят лишить другие люди, заинтересованные в том, чтобы вы стали их рабом, чтобы вы стали никем и вами было легко помыкать. Серая, посредственная личность, подавленная, запуганная, затюканная, абсолютно безынициативная и неуверенная в себе – это инструмент в руках сильной и уверенной в себе личности. И другие люди будут крутить-вертеть вами, как захотят, если вы не будете себя любить и уважать, а значит и не будете ценить свою личность. Мы всю свою историю жили и продолжаем жить в таком обществе, в котором всегда были и есть – господин и раб, в той или иной форме. У господина есть личность, которой он гордится и которую он развивает, а у раба личности нет, ее нет в его собственной голове. И вы должны понимать, что если вы сами не станете развивать свою личность, тогда никто не станет ее за вас и для вас развивать. Мало того, найдется масса желающих – вашу личность подавить, втоптать ее в грязь, размазать по стенке, унизить, уничтожить. Не рассчитывайте на добрых людей, рассчитывайте на людей злых и умейте им противостоять, а добрых людей цените и уважайте. Ваша личность – это противовес чужому злу, чужой агрессии, чужим интересам, которые пересекаются с вашими.

Так как же развивать свою личность? Об одном из способов это сделать, я вам уже сказал – нужно оставаться самим собой и любить себя всего – целиком, не сравнивая себя ни с кем. Что еще вы можете для себя сделать? Вы должны четко уяснить, дорогие друзья, что человека от животных отличает, помимо всего прочего, наличие у него более развитого мозга – это наше главное достоинство. Про душу и сознание я сейчас говорить не стану, ибо эти вещи пока еще не до конца изучены, и возможно, их так и не удастся полностью изучить. А вот что касается мозга, то он у нас точно более развит, чем у животных. И от того, насколько хорошо он развит у каждого из нас, зависит то, какой мы будем личностью. И качество нашей жизни, тоже зависит от развитости нашего мозга. Поэтому следующим моим советом вам, будет совет – развивайте свои мозги. Хотите быть развитой личностью – развивайте свой мозг. И неважно, насколько умным вы себя в настоящий момент считаете, ведь как показывает жизнь, чем человек глупее, тем более умным он себя считает, в любом случае и при любом раскладе, развивайте свои мозги – вам это нужно. Узнавайте об этом мире, как можно больше, не ограничивайте себя в знаниях, деля их на нужные и не нужные. Просто приоритеты правильно расставляйте, получая, сначала наиболее полезные, а затем менее полезные для вас знания. Чем больше вы будете знать об этом мире, тем шире будет ваш кругозор, а чем шире будет ваш кругозор, тем более развитой и более сильной личностью вы будете.

И все же, что значит, развивать свои мозги? Мы хоть и говорим с вами о знаниях, которые необходимо получать, то бишь, нужно учиться, читать умные книги, общаться с умными людьми, чтобы много знать. Но дело ведь, не только, а сегодня даже и не столько в знаниях. Действительно, получая новые знания, мы развиваем свой мозг и становимся умнее. Но, сегодня мы с вами живем в качественно новой информационной среде, чем та среда, в которой жили наши предки, сегодня нам не столько знания нужны, сколько, прежде всего, умение их отбирать из огромного потока информации, с которым мы каждый день сталкиваемся и к которому имеем доступ, и умение ими пользоваться. Поэтому под развитием мозга, я подразумеваю в первую очередь, развитие мышления, а лишь затем получение новых знаний. А что значит, развитие мышления, как его развивать? Это значит друзья, что вы должны уметь думать и рассуждать. Развитие мышления – это критическое отношение к получаемой и к уже полученной вами информации, это также создание человеком новой информации на основании имеющихся у него знаний и в целом творческое отношение к жизни. Личность, если она личность, а не ее жалкое подобие – не может являться простым носителем чужой информации, чужих знаний. Личность, на то и личность, чтобы уметь, во-первых, думать над получаемой информацией, выделяя из нее полезное и отсеивая вредное, а во-вторых, уметь свою собственную информацию создавать, а для этого необходимо уметь мыслить. Поэтому, когда вы получаете какие-нибудь знания – вы должны размышлять над ними, сомневаться в них, оценивать их, сравнивать с другими знаниями, а не просто принимать их на веру и запоминать. Обратите внимание, как многие люди быстро принимают на веру все, что получают из различных источников информации, особенно, из авторитетных источников информации, которым люди привыкли безоговорочно доверять. И лишь немногие, обычно, очень умные люди, сомневаются в достоверности того, что они узнают, особенно, из авторитетных источников информации. К любой информации и к любым знаниям, необходимо относиться критически, иначе ни о каком мышлении говорить не приходится. Нельзя ничего принимать на веру, несмотря на то, что это очень легко делать – просто верить и ни о чем не думать. Голова нам дана не для того, чтобы набивать ее чужими мыслями, а для того, чтобы иметь в ней свои собственные мысли.

Мыслящий человек должен уметь задавать вопросы, когда это необходимо и когда это уместно, и практически всегда он должен уметь задаваться вопросами, чтобы вести конструктивный внутренний диалог, то есть, вести общение с самим собой. Чем больше вопросов вы зададите, прежде всего, самому себе, тем лучше, тем более светлыми будут ваши мысли и тем более рациональным будет ваше поведение. Поэтому если вы хотите быть развитой личностью и желаете развивать ее постоянно – вы должны уметь задавать себе вопросы и уметь отвечать себе на них. Например, вы должны уметь отвечать на такой важный вопрос, как – «Почему?». Почему что-то так, а не иначе? Почему вы должны делать то, и не должны делать этого? Почему вы хотите того, чего хотите, и хотите ли вы чего-то на самом деле? Если человек – не человек, а биоробот, он вообще не думает над тем, что он делает – он действует инстинктивно, просто реагирует на внешние раздражители и все. А вот человек – умный, всегда думает, перед тем, как что-то сделать, он пытается понять и часто понимает – зачем он хочет что-то сделать, и нужно ли ему что-то делать вообще. Поэтому, повторюсь – развивайте свое мышление, задавайте вопросы себе и другим, в первую очередь себе, и отвечайте на эти вопросы, думайте над ними и отвечайте на них. Зачем? Почему? Для чего? Как? Кто? Кому? Куда? Чем больше вопросов – тем лучше, тем больше работы будет у вашего мозга, тем более развитым будет ваше мышление и тем активнее будет развиваться ваша личность. Начните изучать философию, чтобы она помогла вам развить свое мышление, иначе вы не сможете развить свою личность. Мы говорим, что человек является существом разумным, но это не так. Человек – склонен к тому, чтобы стать разумным. И если человек никаких шагов навстречу разуму не предпримет, тогда он никогда разумным не станет, и проживет всю свою жизнь на автомате, танцуя под чужую дудку. Развитая личность – это критически мыслящая личность. Это личность – склонная к рефлексии и самоанализу, к логическим рассуждениям и творчеству. А абсолютно не думающий и не мыслящий биоробот – это не личность, а функция.

Следующий шаг, который вам необходимо сделать, чтобы развить свою личность – это определиться с тем, ради чего вы вообще живете, то есть, со смыслом вашей жизни. Вы должны поставить перед собой этот вопрос, если вы существо разумное и ответить себе на него – сами ответить. Меня всегда удивляли люди, которые, пытались найти смысл жизни, вне своего собственного ума. А также я всегда с сочувствием смотрел на тех людей, которые считали, что ни о каком смысле жизни вообще думать не нужно, нужно просто жить и наслаждаться жизнью, пока она есть. Можно, конечно, так жить, но нужно ли, вот в чем вопрос. Человек, который не понимает, зачем он живет, который, скажем так – не решил для себя, зачем именно он живет, никогда не получит полного удовлетворения от своей жизни. Почему? А потому, что он, со всем его внутренним потенциалом, будет просто прожигать свою жизнь, и это будет давить на него, будет доставлять ему дискомфорт. Вы сами видите, как все эти, так называемые, материалисты, цепляются за свои вещи, как они стремятся чем-то обладать, чтобы что-то из себя представлять. Некоторые из них даже с жизнью готовы расстаться из-за денег или собственности, а то и вовсе из-за какого-нибудь барахла, в котором они даже не нуждаются. Разве нормальный человек, знающий себе цену и считающий себя личностью, не смотря на имеющееся или не имеющееся у него имущество – будет так поступать? Нормальный человек даже торговаться не станет, если его спросят о том, сколько стоит его жизнь, а вот бессмысленно живущий материалист задумается над этим вопросом, и даже может цену назвать. Вот вам и отсутствие у человека понимания того, зачем он живет, вот вам и не желание думать о смысле жизни. Так что если вы цените свою жизнь, тогда ответьте себе на вопрос – почему вы ее цените, за что вы ее цените, ради какой цели вы ее цените? Ведь желая развивать свою личность, вы должны видеть какую-то цель в жизни, ради которой вы это делаете, помимо своего внутреннего удовлетворения.

С другой стороны, вопрос о том, в чем он – этот смысл жизни заключается, тоже звучит довольно-таки странно, если задавать его другим людям. Вы что, хотите, чтобы кто-то другой, а не вы, дал вам на него ответ? Вы хотите, чтобы другой человек сказал вам, в чем заключается смысл вашей жизни? Вы это серьезно? Можно и даже нужно рассуждать о смысле существования всего человечества, выдвигая и рассматривая различные теории, но не о смысле жизни отдельно взятого человека, ибо это его личное дело. Лично я, могу только догадываться, в чем смысл существования всего человечества, и учитывая, пока еще, довольно-таки слабое развитие человека, я считаю, что люди, это просто промежуточное звено эволюции, которые в процессе своей жизни, возможно, должны создать новую, более совершенную форму жизни, тот же искусственный интеллект, к примеру. Но это всего лишь мои догадки, и то, по отношению ко всему человечеству, а вот что касается моей собственной жизни, то ее смысл я определяю так, как захочу. Вот каким я захочу, таким и будет смысл моей жизни. И вам, уважаемые читатели, я рекомендую поступить также. Если вы хотите быть развитой личностью, тогда не позволяйте никому другому решать, каким будет смысл вашей жизни, не позволяйте никому ставить перед вами жизненные цели и решать за вас, что для вас правильно, а что нет. Живите ради того, ради чего сами хотите жить, только прежде, хорошенько подумайте над своим желанием, а то вдруг оно окажется не вашим, или не совсем продуманным. Вы сами должны для себя решить – каких целей и для чего вы будете добиваться в своей жизни. В этом и заключается смысл развития личности, которая на то и личность, чтобы самой принимать решения, тем более по таким важным вопросам, каким является вопрос смысла ее жизни.

Ну последнее, о чем я хотел бы вам сказать, говоря про развитие личности – это творчество. Человек по природе своей творец и каждое его творение – это отражение его личности. Чем больше вы будете творить, тем активнее будет развиваться ваша личность, и чем активнее будет развиваться ваша личность, тем больше вы будете хотеть творить. Не будьте, всего лишь зарабатывающим деньги автоматом, биороботом, движимым своими низменными инстинктами, учитесь творить. Ну что это за жизнь – работа-дом-работа? Вы что, для этого были рождены, чтобы всю жизнь за деньги ишачить и как-то в свободное от работы время себя развлекать? Я так не думаю. Если бы вы были созданы исключительно для работы, тогда бы вы родились лошадью, или ослом, а для так называемой, интеллектуальной работы, вполне бы и не стриженная обезьяна сгодилась. Нет, друзья, на то вы и родились человеком, чтобы не только, а я считаю, и не столько работать, сколько творить. Развитая личность – не работает за деньги, развитая личность – работает для души, ради удовольствия, потому что ей так хочется. Вы знаете, что значит работать, потому что хочется, а не потому, что надо? Если вы всю жизнь работали только за деньги, то вы не можете этого знать, и понять вам это будет очень сложно. Для большинства видов работы, личность не нужна, для работы в основном нужны исполнители – покорные, нетребовательные, посредственные. Лишь в редких случаях для работы, для интересной работы, требуется творческий, инициативный, свободно мыслящий человек – настоящий творец. Так что о том, где и как вы будете творить, чтобы не просто выжить в этом мире, а добиться в нем большого успеха, вам обязательно надо будет подумать.

В общем друзья, в развитии личности, теоретически, ничего сложного нет. Речь идет об усложнении и усовершенствовании человеком во всех направлениях самого себя. А на практике, нужно хотеть развивать свою личность, чтобы заниматься этой работой. И я рекомендую вам захотеть это делать, потому что, развивая свою личность, вы будете проживать свою жизнь максимально эффективно. И к уже получаемым вами ощущениям, которые доставляют вам радость и удовольствие от жизни, добавятся новые ощущения, более высокого порядка, которые доставят вам ни с чем несравнимое удовольствие, истинное блаженство. Развивая свою личность, предложенными мною способами, а о других, менее значимых способах, я напишу чуть позже, вы точно будете знать – что ваша жизнь не проходит даром, что вы действительно живете, а не просто отживаете свое время!