Проводник души. Кто такие наши духовные проводники

Посвященном зарождению магии и шаманизму видно, что шаман выступал в качестве посредника между миром людей и миром с той стороны, а также в роли проводника во всех ритуалах инициации. Он помогал в самых основных этапах жизни человека - при рождении и смерти.

Чуть позднее, когда религиозные культы получили оформление, произошло разделение на богов этапа «рождения» и этапа «смерти» человека. Выделились отдельные боги, покровительствующие зачатию, рождению, материнству, ответственные за введение души новорождённого ребенка в земной мир. Появились боги, связанные с завершением жизни человека.

Среди последних можно выделить отдельную категорию богов/духов/существ, чья компетенция состояла в том, чтобы предоставить безопасный проход, сопровождение души умершего из мира земного до мира с той стороны на божественный суд. Этой категории дали название «психопомп» (греч. ψυχοπομπός - «проводник душ»). Психопомпы часто изображались на погребальных принадлежностях.

Конечно же, не стоит смешивать эту категорию богов/духов/существ с богами-хозяинами (царями, повелителями) подземного мира мертвых.

слева: период Птолемеев, 332-30 г. до н. э., Средний Египет, дерево, левкас, краски, ; по середине: ; справа: ?

Египетская мифология

Анубис - божество с головой шакала и телом человека, психопомп, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. В период Древнего царства был правителем загробного мира, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада. После появления культа Осириса на загробном суде Осириса Анубис взвешивал сердце умершего на весах истины, на левой чаше весов помещалось сердце, на правой - перо богини Маат, которое символизировало истину.


слева видно, что Анубис ведет умершего на суд, затем процесс взвешивания грехов на весах истины,

Упуаут (древнеегип. «Открывающий пути») - бог войны, бог-волк, проводник умерших в Дуате (загробном мире).

Нейт - богиня, с Древнего царства упоминается как путеводительница покойного. Ее эмблема: щит и две пересеченные стрелы. Культ Нейт также претерпевал изменения с течением времени. В один из периодов она стала рассматриваться как богиня-защитница, связанная с определенными ритуалами похорон (бдела над усопшим, отгоняла злых духов, поражая из стрелами из своего лука. Богиня облалада целительными способностями). Выступала как богиня ткачества и плетения. В связи с этим ей приписывалось изобретение изобретение и изготовление полотен-пелен, которыми плотно обматывались мумии после процессов бальзамации и мумифицирования.
Нейт почиталась и как персонификация первичной воды, богиня-мать; была породительницей всех змей и крокодилов (медсестра крокодилов). Интересная по нее.


слева: Геката (Артемида?) с факелами, мрамор, римская копия 2 века н. э., Ватикан; по середине: ?; справа: фото из Википедии

Греческая мифология

Геката - богиня лунного света, преисподней и всего таинственного, была также богиней ведьм, ядовитых растений и лекарственных трав, многих других колдовских атрибутов, одновременно и богиня-защитница от колдовства. Ее культ претерпевал изменения на протяжении истории, а образ сливался со многими другими богинями, выполнявшими сходные функции (Артемида, Селена).
Геката в разные периоды представлялась с чадящими факелами, ключами, кинжалами, совами и змеями (иногда в волосах), чудовищными собаками (суками) из царства Аида и с вполне земными собаками. Из растений с ее культом были связаны тис (древнегреч. «toxon») (дерево-материал для лука и созвучие слову «яд» (древнегреч. «toxicon»)), чеснок, кипарис (дерево символической смерти и подземного мира), аконит, белладонна и другие.
Геката, дочь титанов, оставшаяся с богами после титаномахии, была связана с реальными границами (городские стены, дверные проемы, перекрестки дорог) и границами неосязаемыми (мир людей и мир с той стороны). Поэтому Геката часто характеризуется как «пороговая» богиня, посредник; хранитель и опекун входов от злых духов и покровитель людей, совершивших переход как в узком смысле (отправившихся в дорогу), так и в более широком (ушедших из земной жизни). Отсюда ее атрибуты: ключи и факелы в обоих руках, освящающие пространство по обе стороны границы, - и ее связь со сторожевыми собаками, земными, охраняющими жилища людей ночью, и потусторонними, охраняющими вход в подземный мир, чтобы в загробный мир не смогли пройти живые, а мертвые, демоны и призраки не смогли из него выйти. Ее культ связывают с перекрестками дорог, так как она представлялась порхающей с душами умерших над ними.
В гомеровском гимне к Деметре, Геката называется «сердобольной», возможно, чтобы подчеркнуть ее обеспокоенность в связи с исчезновением Персефоны. Она помогала Деметре с поисками Персефоны, похищенной Аидом. Впоследствии Геката стала спутницей Персефоны в ее ежегодных поездках в царство Аида, выступала в качестве психопомпа.
Триединая богиня Геката, возникшая в поздний период, вероятно, имела связь с появлением луны (полнолуние, полумесяц и убывающая луна) и отождествлялась с тремя богинями: Селеной (Луной) на небе, Артемидой (Охотницей) на земле и Персефоной (Разрушительницей) в подземном мире.
Весьма популярна у современных неоязычников.


Уильям Блейк, Геката, 1795


слева направо: Гермес, этрусская бронзовая статуэтка, около 450 г. до н. э., ; Гермес, римская копия II век до н. э. с греческого оригинала V века до н. э., музей Ватикана, на боге одеты petasus (круглая шляпа), плащ путешественника и крылатые сандалии, фото из Википедии; Гермес, Меркурий, источника фото: ?; Гермес, фламандский скульптор Artus Quellinus (XVII), Амстердам Ратуша

Гермес - бог торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов; покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников; покровитель магии, алхимии и астрологии; посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида.
Атрибуты Гермеса:
- крылатый жезл вестника (керикион или кадуце´й), способный мирить врагов. Кадуцей имел на себе две змеи (в другом варианте - две ленты), которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Гермес использовал свой жезл, чтобы усыплять или будить людей - для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных, и чаще всего это делается во сне.
- шляпа петас (petasos) для защиты от солнца с широкими и гибкими полями. Петас изготовлялся из войлока, кожи или соломы; носили преимущественно пастухи, путники и охотники, часто вместе с плащом; считался предметом сельской жизни.
- крылатые сандалии таларии, дающие возможность подниматься в воздух.


краснофигурная вазопись, слева: Гермес в петасе и хламиде, Афины, роспись лекифа, ; по середине: Гермес, от V в. до н. э., музей Лувра; справа: фрагмент росписи, Гермес в петосе и крылатых сандалиях, около 470-460 г. до н. э., Музей изобразительных искусств, Бостон, штат Массачусетс, США,


слева: фото пользователя Griselina на Flickr; по середине: портрет греческого актера Euiaon в роли Персея (обут в таларии) в произведении Софокла «Андромеды», 430 г. до н., ; справа: сандалии Гермеса (Меркурия),

Морфей - бог сновидений, сын Гипноса. Его матерью указывают Нюкту (одна из первичных мирообразующих потенций, персонификация ночной темноты) или Аглаю (имя в дословном переводе означает «Ясная», одна из трех граций спутниц Афродиты, дочь Зевса и Эвриномы). Изображался в виде стройного юноши с небольшими крылышками на висках, однако на некоторых памятниках искусства он представляется в образе бородатого старца с цветком мака в руке. Из символики и атрибутики бога всегда особо выделяют чёрный цвет (как цвет ночи и забытья) и цветы мака. Морфея зачастую изображали в чёрной одежде с рассеянными по ней серебряными звёздами. В руках он держал кубок с маковым соком, обладающим расслабляющим, обволакивающим снотворным действием. Иногда считается, что он носит на голове корону из цветков мака, что символизирует сновидения. Греки обычно изображали его на вазах, а римляне - на саркофагах.

Танатос - олицетворение смерти, брат-близнец бога сна Гипноса, сын Нюкты. Чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке.

Харон - перевозчик тех душ умерших, кости которых обрели покой в могиле, через реку Стикс, отделявшую мир живых от подземного царства мертвых Аида, сын Эреба и Нюкты. Изображался мрачным старцем в рубище. За переправку душ получает плату (навлон) в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Ни при каких условиях никого обратно не перевозит.


Carl Emil Doepler, эскизы костюмов, созданные в 1876 году, к постановке эпической оперы Вагнера «Кольцо нибелунга», у ее второй части «Валькирия»

Германо-скандинавская мифология

Валькирии - дочери Одина, дочери славных воинов или конунгов, которые реют на крылатых конях над полем битвы и подбирают павших воинов. Погибшие отправляются в небесный чертог - Валхаллу. Изображаются в доспехах, шлемах с рогами или крыльями, со щитами и копьями. От блеска их доспехов, согласно поверьям, на небе возникает северное сияние.
Визуально образ трактуется как сочетающий женский и мужской гендер, девушка в одежде воина.

Очень интересна параллель между внешним видом древнегреческого Гермеса в войлочной широкополой шляпе и плаще (одежда путешественников и сельских жителей) и видом, в котором путешествует скандинавский Один (синий плащ и войлочная шапка).
На мой взгляд, именно из этой одежды, присущей путникам (архетип Землепроходца-Исследователя), вырос средневековый hood (капюшон с пелериной, покрывающей плечи), а затем и плащ с капюшоном, в который так часто облачены представители архетипа Мага.

Мифология этрусков

Оркус - мелкое божество или бородатый демон, изображавшийся покрытым шерстью, иногда с крыльями; уносил человеческие души в загробный мир. Позднее стал мыслиться как правитель загробного мира, затем его функции растворились в образе Плутона, римского аналога греческого Аида.

Мифология майя

Иш Таб - богиня самоубийств и жертвоприношений, также ассоциировавшаяся с плодородием и лунным затмением; покровительствовала павшим в битве воинам и умершим при родах женщинам; психопомп самоубийц. Майя относились позитивно к суициду, приравнивавшемуся к жертвоприношению или военному подвигу.

В христианстве функции психопомпа можно увидеть у ангелов, архангела Михаила, Святого Петра.

Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. Пинт Александр Александрович

Проводник, соединяющий два мира

Человек научился использовать электричество в своих целях, но это не означает, что человек понимает, что же такое электричество, что такое ток? Что такое электрический ток? Ведь понять суть электрического тока - это понять очень многое. Ведь, человек и есть проводник между тем и этим миром.

Вот лампочка. Что это такое? Есть некая проволочка того или иного свойства и качества, и между ней с одного конца и с другого разность потенциалов, и когда по ней идет ток, она начинает излучать свет. Есть разность потенциалов, и то, что называется проводником. В этом проводнике происходят какие-то изменения, он начинает светиться, нагреваться. Не является ли человек тем самым проводником, который находится одним своим концом здесь, в так называемом материальном мире, а другой своей стороной в мире не материальном? А если человек западает на одну из этих сторон, то что будет происходить?

Например, если мы возьмем аккумулятор и какой-то проводник - проволоку. Один конец проволоки приложим к минусу, но плюс не будет замкнут. Пойдет ли ток через эту проволоку? Нет, не пойдет. Если мы приложим ее к плюсу, а к минусу не приложим, то тоже ничего не произойдет. Только в том случае, если мы приложим ее одновременно к плюсу и к минусу, по ней пойдет ток. Так вот, если человек западает на «материальность», то через него не идет ток, если же он западает на то, что называют «духовность», то через него тоже не идет ток. Если же он находится и там, и там одновременно, через него идет ток. Может быть, в этом и есть основное предназначение человека. Проводить ток любви.

Проводники бывают очень разные. Чем характеризуется проводник? Сопротивлением. Если очень большое сопротивление проводника, то когда через него идет ток, он начинает сильно нагреваться. Если у него плохое соединение или проволока надорвалась, начинается искрение. Эти аналогии помогают лучше понять то, что происходит с человеком.

Есть люди, с которыми что-то начинает происходить, входят какие-то вибрации, но они не понимают, не знают, куда направить эту энергию, с кем взаимодействовать, как это передавать, и тогда может случиться короткое замыкание. Я видел такие случаи, когда от человека идет ток, от него даже что-то воспламеняется, он является как бы неким силовым узлом, но этот узел не наладил необходимой связи, не знает куда направить энергию. Все со всем связано, и это не просто фраза. И если идет ток, то очень важно его направлять правильно.

Вы спросили, в чем задача человека? Может ли он ее понять? И вот мы видим, что задачи очень разные. На личностном уровне они определены, а если нет, то вам помогут их определить. Вам скажут, что нужно делать, например, жена, муж, начальник, политики, родственники и т. д. Вас без задач не оставят. Но те ли это задачи, которые вы действительно хотите выполнять, те ли это задачи, с которыми вы действительно сюда пришли? Но чтобы узнать задачи другого масштаба, не личностного, их нужно увидеть, для этого нужно обладать Видением. Для этого нужно проделать всю ту работу, которой мы занимаемся здесь. Нужно убрать все то, что мешает нам действительно видеть, и тогда, возможно, возникнет видение, которое покажет вам многие вещи, в том числе и это. Есть у вас вопросы?

- У меня есть вопрос, но после того, что вы сказали, мне трудно его сформулировать. Я не понимаю, как это видение уже есть действие? Это до меня не доходит. Я не знаю, с чем это связано, с каким из моих свойств, но я никак не могу себе это представить.

Грань миров как реку, зачастую — огненную (в частности, славянская Речка-Смородинка, греческие Стикс и Ахерон и т.п.). В связи с этим, ясно, что и создание, перемещающее души сквозь этот рубеж, часто воспринималось как образ лодочника-перевозчика, харон .
Река эта является Рекой забвений, и переходы сквозь нее означают не лишь переведение душ из мира живых в мир мёртвых, но и разрывы всех связей, памяти, привязанности к Надземному миру. Собственно потому то и называют её Рекой без возврата, так как не имеется более никаких аргументов для ее пересечения. Ясно, что функции Перевозчика, исполняющего эти разрывы связей, остро необходима в процессе развоплощений. Без его труда душа станет вновь и вновь приковываться к местам и людям, бесценным для нее, и, таким образом, обратится в утукку — странствующего мертвого.

Обнаруживаясь как проявление Великого Стража Порога, Перевозчик душ является необходимым участником драматичности смерти. Нужно заметить, что Перевозчик открывается, как односторонний двигатель ведь он лишь вывозит души в царство мертвых, но никогда в жизни (в исключении исключительных мифологических казусов) не может возвратить их назад.
Одними их первых, кто обнаружил нужду в этом персонаже, стали древние шумеры, у которых функции подобного провожатого исполнял Намтарру, являющийся послом царицы царства мертвых Эрешкигаль. Собственно по его приказам демоны-Галлу забирали души в царство мертвых. Нужно заметить, что Намтарру считался сыном Энлиля и Эрешкигаль, что, значит, владел достаточно высоким положением в иерархии богов.

Египтяне тоже обширно применяли образы перевозчиков в повествованиях о посмертных странствованиях души. Данную функцию, посреди других, относить за счет Анубиса — Владыка Дуата, первой доли загробного мира. Интересен союз между собакоголовым Анубисом и Серым Волком — Проводником в потусторонний мир из преданий славян. Помимо этого, неспроста и Семаргл, Бог Открытых Врат, тоже изображались как образ Крылатого Пса. Образ Сторожевого Пса миров являлся одним из древнейших экспериментов столкновений с противоречивой натурой Порога. Пес нередко был проводником души, и его зачастую приносили в жертву у гробниц, чтобы он сопровождал почившего по дороге на тот свет. Данную функцию Стража греки позаимствовали у Цербера.

Этруски вначале роль Перевозчика душ отдали Турмасу (Гермес греков, сберегший эту функцию психопомпа — вожатого душ и в позднейшей мифологии), а потом — Хару (Харун), какого, наверное, и восприняли греки как Харона . Античная греческая мифология подразделила суждения о Психопомпе («проводник» душ, ответственный за оставление душами выявленного мира, значимость чего уже обсуждалась) и Перевозчике, выполняющем функции блюстителя — Привратника. Гермес Психопомп в античной мифологии сажал собственных подопечных в челн Харона. Любопытно, что Гермес-Психопомп зачастую представлялся как образ Кинокефал — собакоголовый.

Старец Харон (Χάρων — «яркий», в значении «Сверкающий глазами») он более популярное олицетворение Перевозчика душ в античной мифологии. В первый раз имя Xарона припоминается в одной из стихов эпического цикла - Миниаде.
Харон транспортирует почивших по воде подземной реки, принимая за это оплату в один обол (в погребальном обряде находится у покойника под языком). Данная традиция была широко распространена посреди греков не лишь в эллинский, но и в римский периоды истории Греции, сберегался в средние века и даже остается и поныне. Харон транспортирует лишь тех скончавшихся, чей прах приобрел покой в могиле. У Виргилия Xарон весь покрыт грязищей старец, с растрепанной седоволосой бородой, горящими глазами, в нечистой одежде. Защищая воду реки Ахерона (или Стикса), он при помощи шеста осуществляет перевозку на челне фантома, причем одних он усаживает в челн, прочих, не обретших предания земле, гонит с берега. По сказанию, Xарон находился год закованным в цепях за то, что транспортировал сквозь Ахерон Геракла. В виде представителя подземного царства, Xарон позже начал слыть как демон смерти: в этом предназначении он перешагнул, с именем Charos и Charontas, к нынешним грекам, какие знакомят с ним то в виде черной птахи, опускающейся на собственную жертву, то в виде наездника, гонящего по воздуху гурьбу мертвых.

Мифология Севера, хоть и не ставит акцента на реке, охватывающей миры, однако, имеет сведения о ней. На мосту через данную реку (Гьёлль), в частности, Хермод повстречался с великанской Модгуд, которая пропустила его в Хель, и, вероятно, через данную реку Один (Харбард) отказался транспортировать Тора. Занимательно, что в конечном случае сам Великий Ас приобретает себе функцию Перевозчика, что еще раз говорит о его высоком статусе такой традиционно малоприметной фигуры. Помимо этого, сам факт, что Тор очутился на противолежащем берегу реки, свидетельствует о том, что, помимо Харбарда, имелся и иной лодочник, которому подобные перевозы имелись как дело обычное.

В средних веках идеи Перевоза душ нашла формирование и продолжение. Прокопий Кесарийский, историк Готской войны (VI в.), приводит повествование о том, как души скончавшихся уходят в море до острова Бриттия: «Вдоль побережья континента живут рыболовы, коммерсанты и земледельцы. Они являются подданными франков, но не уплачивают налогов, оттого что со стародавнего времени на них лежит нелегкий долг транспортировать души почивших. Перевозчики всякую ночь ожидают в своих шалашах условного стука и голоса невидимых созданий, призывающих их работать. Тогда люди незамедлительно поднимаются с ложа, активизируемые неизвестной силой, опускаются к берегу и находят там ладьи, но не свои, а посторонние, абсолютно склонные тронуться в путь и пустые. Перевозчики спускаются к челнам, берутся за весло и зрят, что от бремени невидимых несчетных седоков ладьи садятся сильно в воду, на ладонь от бортов. Спустя час они прибывают к противоположному берегу, и, тем не менее, на своих челноках им вряд ли получилось бы преодолеть данную дорогу и за целые сутки. Дойдя до острова, челны разгружаются и делаются настоль невесомыми, что одна лишь килевая часть его чуть задевает воду. Перевозчики никого не могут увидеть и на своём пути, и на берегах. Они лишь чуют голос, какой называет имена, звания и родство всякого из прибывших, а когда это женщина, то и имя её мужа».

Христианство проводит в разъяснение анализируемого обстоятельства разолицетворения фигуру Ангела Смерти, зачастую популярного под именем Азраила (древнееврейское «Бог в помощь»). У христиан ангела смерти порой именуют архангелом Гавриилом. Во всяком случае, признана нужда создания, способствующего преодолению порога между бытием и кончиной.
Следовательно, кроме Проводника, способствующего душе в проходе пути от бытия к концу, на данном пути нужен образ, делающий этот ход необратимым. Собственно данная функция Перевозчика душ и придает ему оттенок самого мрачного персонажа в процессе разолицетворения.

Во время первого опыта принятия пейотля Карлос Кастанеда ("Дверь в иные миры") "приподняв голову, прямо перед собой заметил небольшого чёрного пса. Пёс подошёл к кастрюле и стал лакать воду. Я поднял руку, чтобы отогнать его от воды, но, сосредоточив на нём взгляд, обнаружил, что пёс становится прозрачным! Вода была вязкой и блестящей; я видел, как она перетекает по горлу пса в его тело, равномерно распространяется по нему и изливается наружу через каждый его волосок. Светящаяся жидкость двигалась по шерсти и покидала её, образуя прозрачный, пышный, шелковистый ореол. В этот момент я ощутил сильные судороги, и тут же вокруг меня возник узкий низкий туннель , очень жёсткий и невероятно холодный".

Шакалообразная дикая собака является формой проявления бога мёртвых Анубиса; чёрный Анубис из «другой стороны жизни» принимает покойника, сопровождает его до берега на барке мертвых и присутствует при взвешивании сердца.

Согласно представлениям индейцев Кечуа Центральных Анд, чёрные собаки перевозят души умерших через реку (крови).

Метисы северной Колумбии, район Аритама (потомки коги, чимила и/или юпа) считают, что через реку слёз умершего перевозит чёрная собака, через молочную - белая, через кровавую - чёрная.

Эскимосы Лабрадора верят, что путь в нижний мир лежит по длинному тёмному ходу, охраняемому собакой, следящей за душами.

Чукчи думают, что умерший проходит через собачий мир. Собаки бросаются на него и кусают, если человек при жизни плохо обращался с ними [Богораз 1939: 45; Bogoras 1902: 636].

Айну полагают, что душа приходит к развилке дорог в мире мёртвых, одна ведёт к селению богов, другая в Мокрую Преисподнюю. Собака ведёт душу по одной из дорог .

По поверьям Коми-пермяков , собака - «первая встреча на том свете» [Королева 2004].

У Чувашей считается, что когда умершего опускают в могилу, его нагайкой ударяет чёрная собака. Именно этот удар и отправляет человека в иной мир [Салмин, рукоп.].

И по поверьям Мари , вход в загробный мир охраняют собаки владыки мёртвых.

Согласно Авесте (Вд, XIII). У ведущего в рай моста Чинват душу встречала прекрасная дева, сопровождаемая двумя собаками, охранявшими мост и вступавшими в бой со злыми духами, преследующими душу.

Много других подобных примеров можно увидеть в статье Ю.Е. Берёзкина "Чёрный пёс у слёзной реки ".

Последним, тринадцатым, знаком мексиканского зодиака, представляющим период хаоса, безвременье, было созвездие Собаки, связанное с понятием смерти и, одновременно, с воскресением, возобновлением.

В Древней Индии четырёхглазые псы с широкими ноздрями, стражи и вестники Ямы, «царя мёртвых», бродят среди людей, высматривая свою добычу — людей, которым суждено умереть.

У зороастрийцев собака — второе по святости существо после человека, «самое любезное творение». Кормление собаки, в том числе ритуальное, имеет большое значение: пища, данная собаке, предназначается для душ умерших; время кормления собаки — сразу после захода солнца — принадлежит фравашам, душам умерших. Для выполнения погребальных обрядов в зороастризме используют белых «четырехглазых» собак (с темными пятнами под глазами). «Четырехглазость» подразумевает способность собак видеть саму смерть.

Многие ранние мифы разных народов имели ряд общих черт, в частности, люди были убеждены, что душе нужен проводник, способный указать ей путь в загробной жизни. Некоторые такие проводники были добрыми и действительно старались помочь душе, другие же несли боль и пытки. Даже в современных религиях существуют боги или демоны, исполняющие роль таких проводников (психопомпов), что лишний раз доказывает, что люди, жившие тысячелетия назад, не так уж сильно отличались от нас.

1. Огмиос

Огмиос был кельтским богом красноречия и по совместительству психопомпом. Описываемый, как постаревшая версия греческого героя Геракла, а в некоторых случаях бога Гермеса, Огмиос использовал своё красноречие, чтобы убедить мужчин последовать за ним в преисподнюю.

Также Огмиос обладал способностью создавать дефиксионы - таблетки проклятия - которые использовал для того, чтобы связать людей с собой. Когда душа соглашалась последовать за ним, Огмиос прикреплял к языку своей жертвы цепи и вытаскивал душу через уши. Римский писатель Лукиан писал, что те, кто был порабощён Огниосом, были счастливы сидеть на его цепи и отчаивались в случае освобождения.

2. Папа Геде

Папа Геде - это бог смерти в религии вуду. Считается, что Папа Геде является трупом первого человека, который не умер. Он ждёт на перекрёстке между жизнью и смертью и провожает души недавно умерших в Гвинею - мир духов. Поскольку религия была популярна среди африканских рабов, загробным миром им представлялась, как правило, сама Африка.

Папа Геде знает обо всём, что происходит во всём мире каждую минуту - как о живых, так и о мёртвых. Обычно он изображается в виде человека в шляпе и с сигарой во рту, а известен Папа Геде своей силой и грубоватым чувством юмора. Во время церемонии для божеств из пантеона религии вуду Папе Геде воздают почести посредством возлияний. В случае если вы с ним познакомитесь, предложите ему ром - это его любимый напиток.

3. Идзанами-но-Микото

Идзанами-но-Микото - богиня создания и смерти в религии синто. В традиционном смысле Идзанами-но-Микото не является психопомпом, она шинигами - для последователей синто это бог или богиня, который может прямо или косвенно стать причиной гибели смертных. В переводе её имя означает «Та, что приглашает».

Помимо своей роли псевдо-психопомпа она также известна как создатель первого мира, сотворённого ей совместно с Идзанаги-но-Микото, её мужем. Она умерла, рожая сына Кагуцути, олицетворяющего огонь. Идзанаги-но-Микото позже убил своего сына, не простив ему того, что он стал причиной смерти его жены.

4. Оя

Оя была богиней огня, разрушений и подземного мира в мифологии йоруба. Также Оя была известна как божество реки Нигер и сильная воительница. Она была хранителем врат смерти, где ждала души умерших, чтобы помочь им на их пути к следующему перевоплощению.

И все же она не была олицетворением смерти в мифологии йоруба, скорее Оя была представителем жизни, и вера в неё была тесно связана с верой в реинкарнацию. Если вы захотите угодить ей, принесите ей в дар баклажаны или красное вино - такие жертвы богиня принимает наиболее благосклонно.

5. Ангута

Ангута был верховным богом инуитов, и его работа отличалась от работы большинства психопомпов. Сначала Ангута должен был доставить души умерших в Адливун, своего рода чистилище инуитов. Далее Ангута бил душу некоторое время, определяемое количеством грехов, которые человек совершил при жизни. После достаточного наказания, длящегося, как правило, около года, душе позволялось отправиться в Куидливун, или мир Луны, - аналог Небес у инуитов.

Имя Ангута означает «Разрубающий», и своё прозвание он получил потому, что порубил на куски собственную дочь, превратив её таким образом в богиню.

6. Велес

Велес был славянским богом земли, крупного рогатого скота и преисподней. Его имя происходит от литовского слова «vele», что означает «тень смерти». В славянской мифологии мир представал как огромное дерево, с Велесом у основания, изображавшегося в виде змея, обвивавшего корни.

Велес постоянно враждовал с Перуном (верховным богом славянской мифологии и богом грома и молнии), потому что украл его скот. Обычно Велес изображался с рогами и, как и многие древние боги подземного мира, был преобразован в Сатану ранними христианскими миссионерами.

7. Гвин Ап Нудд

В валлийской мифологии Гвин Ап Нудд был не только королём фей, но и повелителем подземного мира, называемого Аннун (Annwn). Этот мир сильно отличался от большинства подобных подземных царств из других мифологий - смертные могли свободно посещать и покидать его, когда им заблагорассудится, даже будучи живыми.

Время от времени Гвин Ап Нудд упоминался как хозяин Дикой охоты - катался по небу на лошадях в сопровождении сверхъестественных собак, гончих Аннуна, собирая человеческие души. Его роль как психопомпа была особенно связана с кельтскими воинами, павшими в боях. Также Гвин Ап Нудд известен как «Черноликий».

8. Иш Таб

Иш Таб была богиней самоубийств в мифологии индейцев майя. Иногда её называли «Верёвочной женщиной», поскольку она часто изображалась с верёвкой на шее и с закрытыми глазами. Для народа майя, в отличие от большинства культур, самоубийство, особенно через повешение, считалось почётным способом умереть.

Мало того, что Иш Таб была защитницей самоубийц, она также покровительствовала павшим в битве воинам и умершим при родах женщинам, провожая их души в рай, где они будут вознаграждены и навечно избавлены от болезней и скорбей мира. На её щеке был чёрный круг, олицетворяющий обесцвечивание плоти из-за разложения.

9. Воловья Голова и Лошадиное Лицо

Воловья Голова и Лошадиное Лицо были парой хранителей подземного мира из китайской мифологии. Как следует из их имён, они были людьми с некоторыми частями тела, как у вола и лошади соответственно. Их обязанностью было сопровождать души недавно умерших на пути в Диюй - китайскую преисподнюю. Их можно было обмануть, как Сунь-Укун, царь обезьян, сделавший себя бессмертным, стерев своё имя из книги мёртвых.

В отличие от большинства психопомпов, эти боги могли наказывать мертвых за их грехи, прежде чем те смогут перевоплотиться. И ни слова о том, что произойдёт, если вы посмеётесь над их головами.

10. Яма

Яма - индуистский бог смерти, а также психопомп, иногда также называемый Ямарья. Яма жил в Нараке - чистилище, где мёртвые должны были нести наказание за свои грехи, прежде чем перевоплотиться. В Нараке было семь различных уровней, и обязанностью Ямы было направить душу на нужный уровень. Также Яма отвечал за направление душ на Сваргу, или небеса, которых также было семь.

Однажды он был убит Шивой за неуважение к божеству, а затем воскрес, так что Шива является единственным богом, которого Яма уважает и боготворит. Яма носит петлю в левой руке, которую использует для захвата души, чтобы извлечь её из тела.